Описание конструкции
Корпус
Крейсера типа «Линдер» проектировались на основе «Эксетера» и унаследовали от него ряд конструктивных особенностей. Корпус имел полубачную конструкцию с заметной седловатостью, приподнятым так называемым «траулерным» носом и крейсерской кормой. Для повышения мореходности длину полубака, по сравнению с предшествующими крейсерами типов «С», «D» и «Е», увеличили — теперь он доходил до второго котельного отделения. От «Эксетера» практически в неизменном виде была заимствована закрытая и обтекаемая башенноподобная носовая надстройка. Самой же характерной деталью силуэта, придающей ему уникальность, стала широкая и высокая дымовая труба.
Обводы корпуса — круглоскулые, с ярко выраженным скуловым изломом в носовой части. Набирался корпус по продольной схеме, обшивка — клепаная, надстройки — по большей части сварные. Корабли оснащались одним полубалансирным рулем с гидравлическим приводом. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Крейсера имели одну сплошную палубу — верхнюю; главная палуба прерывалась в районе котельных, а нижняя — также и машинных отделений. Все палубы были водонепроницаемыми. Палубный настил —деревянный, из твердых пород разновидности тикового дерева; в носовой оконечности (до шпилей) и в средней части корабля он отсутствовал. На протяжении всей длины корпуса имелось двойное дно, в районе погребов — тройное. Отсеки двойного дна использовались в качестве емкостей для смазочных материалов и пресной воды. Топливные цистерны размещались частично в междудонном пространстве, частично по бортам и служили некой защитой от подводных взрывов. Конструктивная ПТЗ отсутствовала. Масса корпуса с корабельными устройствами, запасом провианта и снаряжением экипажа составила 51 % от стандартного водоизмещения.
От головного «Линдера» остальные корабли серии отличались увеличенной до 17 м шириной по ватерлинии. Ширина по палубе осталась неизменной.
Вооружение
На момент вступления в строй вооружение крейсеров типа «Линдер» состояло из восьми 152-мм орудий, четырех 102-мм универсальных пушек, трех счетверенных 12,7-мм зенитных пулеметов, двух четырехтрубных торпедных аппаратов и катапульты с одним гидросамолетом.
«Линдеры» стали первыми кораблями Королевского флота, получившими 152-мм орудия Mk.XXIII. При создании этой артсистемы, принятой на вооружение в 1931 г., англичане впервые отказались от традиционного метода наматывания проволоки в пользу моноблочной конструкции ствола. Это орудие, несмотря на такие анахронизмы, как картузное заряжание, ручное досылание и запирание затвора, служило в качестве главного калибра большинства британских легких крейсеров периода Второй мировой войны. При длине ствола 50 клб и начальной скорости 50,8-кг снаряда 841 м/с оно было способно вести огонь на максимальную дальность 23 300 м (125 кбт).
Орудия размещались в четырех двухорудийных башнях Mk.XXI. Последние разрабатывались на основе башни Mk.XVII, прошедшей испытания на «Энтерпрайзе», зарекомендовавшей себя с самой лучшей стороны и практически без изменений использованной для противоминного калибра линкоров типа «Нельсон». Новая установка несколько отличалась от прототипа внешне (иная форма лобовой части) и внутри (это было вызвано большей длиной ствола и увеличенным углом возвышения орудий).
Вращающаяся часть башни Mk.XXI весила 96,5 т. Оба ствола располагались в индивидуальных люльках, расстояние между осями орудий составляло 213 см. Горизонтальное наведение осуществлялось гидравлическим приводом с 65-сильным электромотором, расположенным на основании вращающейся части. Для создания давления в пневматических накатниках и для продувки стволов служил воздушный компрессор. Вертикальное наведение обеспечивалось гидравлическими приводами с червячной передачей. Диапазон вертикальной наводки составлял от -5 до +60°. Столь значительный угол возвышения задавался в расчете на использование установок для ведения заградительной стрельбы по самолетам, однако недостаточная скорострельность и низкие скорости наводки делали их в данной роли неэффективными. Заряжание могло производиться при углах возвышения от -5 до +12,5°, но наиболее предпочтительным был диапазон — +5...7°.
Каждая из двух групп башен главного калибра имела общий зарядный погреб и два снарядных. Оттуда снаряды и заряды поднимались в перегрузочные помещения, располагавшиеся под башнями. Для этого служили «бесконечные» цепи с гидроприводом (одна снарядная и одна зарядная на башню), обеспечивавшие скорость подачи 16 снарядов и зарядов в минуту. Для подъема боеприпасов из перегрузочного отделения в саму башню служили две другие «бесконечные» цепи, в которые снаряды и заряды укладывались вместе и подавались непосредственно к каждому орудию. Погреба вмещали боезапас из расчета 200 снарядов на ствол. Снаряды двух типов: полубронебойный с баллистическим колпачком СРВС и фугасный НЕ, правда в начале войны доля последних обычно не превышала 10%. В качестве метательного заряда использовался кордит марки SC150, обладавший повышенной стойкостью, что и позволило отказаться от обязательной для прежних кораблей системы рефрижерирования погребов.
Характеристики артиллерии
6in MR.XXIII |
4in Mk.V |
4in Mk.XVI 0.5in Mk.III |
||
Калибр, мм / длина ствола, клб |
152/50 |
102/45 |
102/45 |
12,7/62 |
Вес орудия с затвором, га- |
7017 |
2395 |
2395 |
28,1** |
Длина орудия, мм |
7869 |
4770 |
4839 |
1 780 |
Длина ствола, мм |
7620 |
4572 |
4572 |
1 320 |
Число нарезов |
36 |
32 |
32 |
|
Скорострельность, выстр./мин |
6—8 |
14 |
20 |
175 |
Вес унитарного патрона, кг |
— |
25,4 |
28,8/30,28* |
0,08 |
Вес снаряда, кг |
50,8 |
14.06 |
15,88/17,35* |
0,037 |
Вес заряда, юг |
13,62 |
3,25 |
4,09 |
|
Начальная скорость снаряда, м/с |
841 |
728 |
811 |
768 |
Дальность стрельбы, м |
23300 |
15020 |
18 150 |
1500 |
Досягаемость по высоте, м |
— |
9450 |
11 890 |
914 |
Живучесть ствола, выстр. |
1 100 |
850 |
600 |
|
* Для фугасного / полубронебойного снаряда.
** Вес орудия с водой для охлаждения ствола.
Основой системы управления огнем главного калибра служил директор (DCT — Director Control Tower), оснащенный дальномером совмещающего типа с базой 15 футов (4,57 м). Директор имел гидравлический силовой привод и весил 13,7 т. Поступавшая с него информация обрабатывалась в центральном артиллерийском посту механическим вычислителем AFCT (Admiralty Fire Control Table): тип Mk.IV — на «Линдере», Mk.IV* — на трех следующих кораблях и Mk.V — на «Эйджексе». Как уже говорилось, от установки второго директора на кормовой надстройке отказались по соображениям экономии, что снижало эффективность огня крейсеров; в частности, практически невозможно было управлять стрельбой по двум целям. На случай выхода из строя главного директора имелось два резервных 12-футовых (3,66 м) дальномера, располагавшихся побортно на верхнем мостике.
Зенитная батарея дальнего боя первоначально состояла из четырех 102-мм зениток Mk.V с длиной ствола 45 клб, полуавтоматическим вертикально-скользящим затвором и ручным заряжанием. Они монтировались на одиночных станках Mk.IV без щитов в районе дымовой трубы. Погреба примыкали к первому котельному отделению. Боезапас — 200 снарядов на ствол.
Для управления огнем зенитной артиллерии служил зенитный директор (HACS) типа Mk.ll (на «Эйджексе» — Mk.lll) с 12-футовым стереоскопическим дальномером, находившийся в кормовой части верхнего мостика. Как и в случае с КДП главного калибра, «линдеры» лишились второго HACS'a в процессе постройки (любопытно, что последовавшие за ними крейсера типа «Аретьюза» в ходе достройки получили второй зенитный директор, не предусмотренный проектом). Кроме того, промышленность не успевала производить новый сложный прибор в требующихся количествах, поэтому на «Эйджексе» в первые месяцы службы его не было.
Счетверенные 12,7-мм зенитные пулеметы «Виккерс» Mk.lll стали еще одним новшеством, впервые появившимся на «Линдере». Предполагалось, что 4-дюймовые зенитки будут отбивать атаки торпедоносцев и горизонтальных бомбардировщиков, а пулеметы бороться с пикировщиками и штурмовиками. Увы, эффективность их оставляла желать много лучшего. Крейсера получили по три «многостволки», две из которых первоначально монтировались на специальных спонсонах в задней части носового шельтердека, а третья — на кормовой надстройке. Кроме них, на кораблях имелось несколько пулеметов «Льюис» калибра 7,69 мм, которые могли устанавливаться на легкие тумбы или использоваться в качестве ручных, и 237 винтовок, предназначенных для вооружения десантных партий.
В годы войны на кораблях устанавливались 40-мм/40 автоматы «Виккерс» Mk.VIII (двухфунтовый «пом-пом») в одинарных и счетверенных установках, 40-мм/56 автоматы «Бофорс» различных модификаций в одинарных, спаренных и счетверенных установках, а также непременные 20-ММ/65 автоматы «Эрликон». Подробно изменения в составе легкого зенитного вооружения крейсеров будут описаны ниже.
Торпедное вооружение «линдеров» состояло из двух четырехтрубных 533-мм аппаратов QR.IV с боекомплектом из девяти парогазовых торпед марки Mk.lX. Для управления торпедной стрельбой имелось два торпедных директора, находившихся на мостике рядом с резервными дальномерами. В заведование торпедного офицера входили также 15 глубинных бомб Mk.VII, шесть из них хранились на стеллаже в корме, остальные — в погребе.
«Линдеры» стали первыми британскими «шестидюймовыми» крейсерами, в проекте которых изначально было предусмотрено авиационное вооружение. Самолеты предназначались для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Поскольку первоначально предполагалось базирование гидропланов «Фэйри IMF», то головной корабль оборудовался тяжелой раздвижной катапультой типа ЕИН (Extending Mk.ll Heavy) длиной 53 фута (16 м). Катапульта была поворотной, пороховой и позволяла разгонять машину взлетным весом 3632 кг до скорости 100 км/ч. На кормовой надстройке имелось место для хранения второго самолета, но из-за стесненных условий от его базирования отказались. Для подъема самолетов с воды, а также для спуска корабельных шлюпок служил электрический кран. На «Линдере» он располагался со смещением к правому борту, на остальных кораблях серии — в диаметральной плоскости. Общий вес авиационного оборудования составлял 55 т, из которых 26,5 т приходилось на катапульту, 21т — на кран, 2,5т — на самолет, 3,25 т — на запас авиационного бензина и 1,75 т — на запчасти и боеприпасы.
Первые же выходы в море показали, что «Фэйри IIIF» совершенно не годится для базирования на легких крейсерах, поскольку из-за своей конструкции — металлический каркас, обтянутый полотном, — сильно подвержен воздействию морской воды (на более высокобортных тяжелых крейсерах эта проблема стояла не так остро). Поэтому на «линдерах» базировались поплавковые бипланы Хаукер «Оспри» (с 1937 года — Фэйри «Сифокс»). Они не требовали столь тяжелой катапульты, что позволило на четырех последующих кораблях серии заменить ее на легкую 46-футовую типа DIL.
Надо отметить, что «Эйджексу» принадлежит первый и один из немногих случаев использования самолета для корректировки огня в морском бою. Тем не менее, бурное развитие радиолокации быстро свело значение бортовой авиации на нет. Не удивительно, что не имевшие ангаров «линдеры» лишились ее одними из первых.
Бронирование
Схема бронирования «линдеров» и по конструкции, и по толщине в целом повторяла «Эксетер». Броневой пояс прикрывал отсеки энергетической установки и выполнялся из 76,2-мм плит гомогенной нецементированной стали «NC» на 25,4-мм подкладке из среднеуглеродистой стали Дюколь «D», имевшей больший предел упругости и прочности (Это дает основание некоторым справочникам приписывать крейсерам типа "Линдер" 102-мм бортовое бронирование.). В районе котельных отделений он доходил по высоте до верхней палубы, в районе машинных — до главной. Пояс замыкался траверсами из 25,4-мм брони. Сверху на него опиралась 31,7-мм броневая палуба (25,4-мм «NC» на 6,3-мм подкладке), продолжавшаяся в оконечности, причем в районе отсека кормового редуктора она имела 37-мм скосы. Кроме того, все переборки между котельными и машинными отделениями изготавливались из 6,3-мм броневой стали.
Ряд важных помещений имел «коробчатое» бронирование. Зарядные погреба башен главного калибра были наименее уязвимыми местами кораблей, поскольку защищались с бортов 89-мм броней, сверху — 51-мм палубой, спереди и сзади — 76-мм траверсами. Снарядные погреба носовой башни имели 25,4-мм бронирование. Позади такой своеобразной цитадели носовых башен имелась еще одна, толщиной 25,4 мм, прикрывавшая погреба боезапаса универсальной артиллерии, пост управления огнем и радиорубку. Рулевой привод защищался 37-мм палубной броней и 31-мм скосами, замыкавшимися 25-мм траверсами.
Толщина брони башен главного калибра, их барбетов и податочных труб составляла 25,4 мм со всех сторон, что было явно недостаточно. Во время боя у Ла-Платы «Эйджекс» лишился половины артиллерии в результате всего одного попадания. Мостик защищался от осколков и пулеметного обстрела с воздуха 12,7-мм плитами, такое же бронирование имел директор главного калибра.
Общий вес брони головного «Линдера» составлял 871 т (11,7% водоизмещения), у последующих кораблей из-за увеличившейся ширины он возрос до 882 т, из которых 553 т приходилось на вертикальное и 329 т — на горизонтальное бронирование. Хотя в процентном отношении это было больше, чем у крейсеров типа «Каунти», толщина брони оставалась небольшой и гарантировала защиту только от осколков или огня малокалиберной артиллерии. Конструкторы прекрасно осознавали слабость защиты «линдеров», отчасти компенсировав ее развитым делением на отсеки носовой и кормовой оконечностей, что должно было до некоторой степени сдерживать распространение затоплений в случае получения боевых повреждений. Опыт войны продемонстрировал в целом неплохую живучесть крейсеров: «Линдер» пережил попадание мощной 610-мм японской торпеды в центр корпуса, хотя и ремонтировался потом два года, а «Нептун», ставший единственным за Вторую мировую крейсером, погибшим от воздействия минного оружия, затонул только после четырех подрывов.
Энергетическая установка
Крейсера приводились в движение четырьмя турбозубчатыми агрегатами системы Парсонса с одной ступенью редуцирования, пар для которых вырабатывали шесть трехколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Котлы и турбины стояли попарно в трех котельных и двух машинных отделениях. «Линдеры» стали последними британскими крейсерами, имевшими традиционную линейную компоновку энергетической установки. Носовые турбины работали на внешние валы, кормовые — на внутренние. Редукторы находились в изолированных отсеках. Рабочее давление пара равнялось 21 атм., температура — 315°С, что соответствовало стандарту британского флота того времени. Все котлы имели форсированное дутье, а в носовом котельном отделении оборудовались пароперегревателями для использования на экономическом режиме хода. Каждый турбоагрегат развивал мощность 18 000 л.с., что обеспечивало крейсерам максимальную скорость хода 32,5 уз., или 31 уз. при полной нагрузке. Как показал опыт эксплуатации, при отсутствии докования в течение шести месяцев скорость снижалась до 29 уз. из-за обрастания днища.
В целом силовые установки «линдеров» зарекомендовали себя весьма надежными и неприхотливыми в обслуживании.
Топливные цистерны вмещали 1785 т мазута и 19 т дизельного топлива (для шлюпок и дизель-генераторов). Запас котельной воды — 115т. Дальность плавания составляла 5730 миль 13-узловым ходом; на скорости 20 уз. крейсера могли пройти 5100 миль, на 30 уз. —1910. Имеются данные по расходу топлива на «Акилезе», согласно которым на 12-узловом ходу он сжигал 3,6 т мазута в час, на 20-узловом — 7 т/ч, на 30-узловом — 26 т/ч. Исходя из этого, приводимая в некоторых справочниках дальность плавания крейсеров серии в 10 300 миль 12-узловым ходом представляется сильно завышенной.
Вспомогательное оборудование
Электроэнергию вырабатывали два турбогенератора мощностью по 300 кВт, располагавшиеся по одному в каждом машинном отделении. В качестве аварийных и для питания на стоянках использовались два дизель-генератора (о мощности не сообщается).
Прожекторное оборудование крейсеров включало в себя три боевых 36-дюймовых (91-см) и три сигнальных 18-дюймовых (45-см) прожектора. Боевые стояли по бокам от дымовой трубы и на возвышенной площадке позади грот-мачты; сигнальные — на сигнальном мостике носовой надстройки (одним уровнем ниже ходового мостика) и над запасным рулевым постом на кормовой надстройке.
Для защиты от якорных мин крейсера оснащались параван-охранителями «Виккерс» Mk.IV — контактными тралами, предназначенными для отвода затраленных мин на безопасное от борта корабля расстояние и их подселения. В походном положении они крепились у основания башенно-подобной надстройки. Уже во время войны была смонтирована система размагничивания, обмотки которой прокладывались вдоль бортов на уровне палубы.
Шлюпочное вооружение крейсеров в 1938 г. состояло из двух 27-футовых (8,22 м) вельботов, подвешенных на шлюпбалках на полубаке между местами расположения зенитных орудий; двух 32-футовых (9,75 м) рабочих катеров, находившихся на рострах на уровне площадки катапульты; 30-футового (9,14 м) моторного катера, стоявшего ниже по правому борту; 35-футового (10,67 м) моторного катера, располагавшегося на кормовой надстройке по правому борту, и 36-футового (11,98 м) моторного баркаса — там же, по левому борту. Шлюпочные выстрелы крепились на носовом шельтердеке и использовались также для постановки параванов. Во время войны количество, тип и расположение шлюпок неоднократно менялись, к ним добавились многочисленные спасательные плотики Карлея.
Экипаж
По довоенным штатам экипаж крейсеров типа «Линдер» состоял из 570 человек. Старшие офицеры размещались в одноместных, младшие— двухместных каютах, сосредоточенных, по традиции, на корме, матросы — в разбросанных по всему кораблю кубриках, причем спать им приходилось, как и сто лет назад, в гамаках. По отзывам моряков, бытовые условия не сильно отличались от старых кораблей типа «С», но вентиляция и обогрев внутренних помещений были улучшены. Имелись душевые, прачечные и сушилки для одежды. В годы войны, по мере усиления зенитного вооружения численность команды неуклонно росла, превысив штат на 30 — 40%. Например, на «Нептуне» в день его гибели находилось 47 офицеров и 720 матросов.
Предвоенные модернизации
Для устранения сильной заливаемости верхней палубы, выявленной в ходе испытаний первых кораблей, в 1934 — 1936 гг. поменяли местами расположение шлюпок, находящихся на полубаке, и носовой пары зенитных орудий, а остальные подняли с верхней палубы на уровень палубы полубака. Также были наварены дополнительные листы обшивки, создающие видимость продолжения полубака до задней кромки трубы.
Когда на вооружение поступили более совершенные 102-мм универсальные орудия Mk.XVI в спаренных установках Mk.XIX, было решено заменить ими предшествующие артсистемы на большинстве крейсеров Королевского флота. Четыре «линдера» получили новые орудия во время профилактических ремонтов между 1936 и 1938 гг., только «Акилез» сохранил первоначальное вооружение до начала войны.
Два корабля — «Акилез» (31 марта 1936 г.) и «Линдер» (30 апреля 1937 г.) — были переданы Королевскому Новозеландскому флоту, ими заменили старые крейсера «Дюнедин» и «Диомед». При этом их оснастили гидросамолетами Супермарин «Уолрус», более подходящими для службы на просторах Тихого океана. Это потребовало установки более тяжелых 53-футовых катапульт. Одновременно на «Линдере» самолетный кран перенесли в диаметральную плоскость, а также оборудовали первоначально отсутствовавший кормовой рулевой пост.
Улучшенный проект
В результате подписания Лондонского морского договора Великобритания получила возможность к концу 1936 г. ввести в строй новые крейсера суммарным водоизмещением не более 91 тыс.т. На заседании Совета Адмиралтейства 14 января 1932 г. было решено израсходовать отведенный лимит на постройку девяти кораблей типа «Линдер» (в сумме 63 000 т) и пяти типа «Аретьюза» (27 000 т). В соответствии с этим по программе 1931 г. было заказано два 7000-тонных крейсера: «Эйджекс» и «Эмфайон». Однако к моменту закладки последнего в проект внесли значительные изменения.
По предложению главного механика флота вице-адмирала Реджиналда Скелтона на новых кораблях было внедрено эшелонное расположение силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избавиться от опасности одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков, что автоматически лишало корабль хода. Такая компоновка укоренилась в большинстве зарубежных флотов, но британский оказался в числе отстающих. Ее применили на крейсерах типа «Аретьюза», и в начале 1932 г. Контролер
Адмиралтейства распорядился переработать соответствующим образом проект «Линдера».
Эскизный проект был готов в июле того же года. При сохранении основных параметров (вооружения, бронирования, скорости и дальности плавания) водоизмещение составило 7250 т. Главные отличия касались состава и размещения силовой установки. Число, тип и мощность ТЗА не изменились, однако вместо шести котлов осталось всего четыре повышенной паропроизводительности. Они располагались в двух котельных отделениях, что повлекло за собой изменение силуэта — новые корабли стали двухтрубными. В носовом КО котлы стояли побортно, а в кормовом — тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов. Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче, а благодаря усовершенствованной конструкции крейсерских турбин улучшилась экономичность, что вкупе с увеличенным запасом топлива обеспечило заметный прирост дальности плавания.
Общая длина машинно-котельных отделений возросла на 2,7 м и достигла 57,3 м. Как следствие, выросли длина корпуса между перпендикулярами и наибольшая длина (на 2,36 м). Одновременно с 25,6 до 43 м увеличилась протяженность верхней части броневого пояса (между верхней и главной палубами), поэтому для сохранения остойчивости потребовалось довести ширину корпуса до 17,27 м. В остальном же защита сохранилась на прежнем уровне, однако вес брони возрос до 906 т, что составило 12,5% от стандартного водоизмещения.
Главным минусом новой компоновки стали худшие условия обитаемости, поскольку силовая установка занимала больше пространства. Экипаж же по первоначальным подсчетам должен был возрасти до 650 человек, тогда как кубрики вмещали не более шестисот. «Не ясно, как разрешилась проблема, — пишет известный историк кораблестроения Д.Браун, — но при вступлении в строй команда номинально состояла из 570 человек». Можно лишь представить, что творилось на единственном уцелевшем представителе серии к концу войны, когда его экипаж превысил 900 человек!
Состав вооружения «Улучшенного «Линдера» остался прежним, только изменилось расположение зенитных орудий. С полубака, где они страдали от брызг и воды, их перенесли на ставший более протяженным кормовой шельтердек. При этом погреба боезапаса находились на прежнем месте, поэтому от среза полубака к орудиям пришлось проложить рельсовый путь, по которому перемещались тележки со снарядами. Торпедные аппараты также сместили в корму и установили между зенитками палубой ниже. Катапульта разместилась между трубами. Проект предусматривал установку второго директора главного калибра на корме, а также увеличение числа счетверенных зенитных пулеметов до четырех, но в окончательном варианте от всего этого отказались.
Головной крейсер нового проекта — «Эмфайон» — был перезаказан по программе 1932 г. вместе с двумя однотипными кораблями, получившими названия «Фаэтон» и «Аполло». В конце 1932 г. Контролер флота высказал предложение об установке на один из двух последних кораблей трехорудийных башен, разработка которых близилась к завершению. Планировалось разместить их на позиции «В» и «X», а башни «А» и «Y» оставить прежними. Ценой за усиление вооружения стали бы возросшее до 7550 т водоизмещение и упавшая на 0,7 уз. скорость. В конечном итоге от перевооружения отказались, поскольку увеличение водоизмещения отразилось бы на количестве крейсеров в рамках договорных лимитов, а наличие на одном корабле башен разной конструкции создавало трудности в управлении стрельбой. Впоследствии было представлено еще три варианта эскизных проектов с различной комбинацией из двух- и трехорудийных башен при сохранении общих размерений и состава энергетической установки, однако они остались нереализованными, поскольку по программе 1933 г. началось строительство крейсеров типа «Таун» с 12 152-мм орудиями.
В процессе постройки «Фаэтон» был передан Королевскому Австралийскому флоту и переименован в «Сидней». В отличие от систершипов, он строился на частном предприятии и был укомплектован первым, благодаря чему корабли проекта «Улучшенный «Линдер» зачастую называют типом «Сидней». В июле 1935 г. крейсер вышел на испытания. На предварительных пробах он показал 32,137 уз. при водоизмещении 8138 т, а затем на мерной миле у мыса Сент-Эббс развил 33,05 уз. при водоизмещении 7105 т и мощности машин 72 340 л.с. Как и у «линдеров», стандартное водоизмещение всех трех кораблей улучшенного проекта оказалось меньше проектного («Эмфайон» — 7040 т, «Аполло» — 7003 т, «Сидней» — 7198 т).
После кратковременной службы в составе Королевского флота «Аполло» и «Эмфайон» также были переданы Австралии (28 сентября 1938 г. и 29 июля 1939 г. соответственно) и переименованы в «Хобарт» и «Перт». В качестве компенсации доминион передал метрополии гидроавианосец «Альбатрос», а его команду перевели на «Хобарт». «Перт» же укомплектовали экипажем со списанного крейсера «Аделаида». Непосредственно перед передачей крейсера прошли ремонт, в ходе которого одинарные 102-мм зенитки были заменены спаренными установками Mk.XIX, a между ними смонтированы легкие броневые щиты для защиты прислуги. Поскольку австралийский флот нуждался в бортовых разведчиках большого радиуса действия, 46-футовую катапульту на «Хобарте» заменили на 53-футовую, пригодную для запуска летающих лодок Супермарин «Сигалл V» (модификация «Уолруса»). Ремонт «Перта» проходил в большой спешке, поэтому аналогичные работы на нем не были проведены, и он остался без катапульты (ее установили только в апреле 1940 г.). «Сидней» оснастили тяжелой катапультой при вступлении в строй, однако до конца карьеры он оставался с четырьмя 102-мм зенитками. На кормовой надстройке крейсеров монтировалось по четыре 3-фунтовых (47-мм) салютных пушки системы Гочкиса.
Модернизации военного времени
Военные модернизации крейсеров были связаны главным образом с усилением зенитного вооружения и установкой радиолокаторов. В 1940 — 1941 гг. мачты-однодревки на большинстве кораблей заменили треногами. В состав радиолокационного оборудования вошли РЛС обнаружения воздушных целей типов 279, 281, 281 В; обнаружения надводных целей типов 271, 272, 273, 276, 277, 293, SG (последний — американского производства), управления огнем типов 283, 284, FC (для главного калибра), 285 (для зенитных орудий), 282 (для зенитных автоматов). К концу войны полное водоизмещение крейсеров типа «Линдер» составляло от 9460 до 9740 т; водоизмещение «Хобарта» в марте 1945 г. равнялось 8040/9908 т. Соответственно, снизилась скорость: в частности, у «Хобарта» она не превышала 31,5 уз., у «Акилеза» — 30,75 уз.
Ниже приводится детальное описание работ для каждого корабля.
«Линдер». В июне 1941 г., во время нахождения в Александрии, была демонтирована катапульта, на ее место установили четырехствольный 40-мм автомат «пом-пом» Mk.VII, снятый с поврежденного крейсера «Ливерпуль». В конце года, уже в Новой Зеландии на свое место вернули катапульту и усилили зенитное вооружение пятью 20-мм автоматами «Эрликон».
В середине 1942 г. директор главного калибра оборудовали радаром управления огнем канадского производства (тип неизвестен), на фок-мачте установили РЛС типа 291, а между мостиком и трубой на высоком пилоне смонтировали коротковолновой радиопеленгатор HF/DF американского типа. В начале 1943 г. катапульту и авиационное оборудование окончательно демонтировали, добавили четыре «эрликона», в средней части корабля установили радар типа 273.
13 июля 1943 г. «Линдер» был тяжело поврежден японской 610-мм торпедой и до конца войны находился в ремонте. К его окончанию вооружение корабля состояло из шести 152-мм орудий (снята башня «X»), четырех спаренных 102-мм зениток, двух счетверенных 40-мм автоматов «Бофорс», трех спаренных и четырех одинарных «эрликонов». Вместо прежнего зенитного директора на нижнем ярусе носовой надстройки было установлено два новых, с радарами управления огнем типа 285.
Уже после войны, в конце 1946 г., счетверенные «бофорсы» были заменены спаренными 40-мм установками Mk.V с радиолокационным наведением, а также демонтированы все одинарные и один спаренный «эрликоны», вместо которых установлено еще три «бофорса» Mk.lll.
«Акилез». В 1942 г. были сняты одинарные 102-мм зенитки, однако на замену им временно поставлено лишь несколько 20-мм «эрликонов» (точное количество не известно). Основные изменения в составе вооружения произведены в ходе продолжительного ремонта в 1943 —1944 гг.: установлены спаренные 102-мм установки Mk.XIX, четыре четырехствольных «пом-пома», пять спаренных и шесть одинарных 20-мм автоматов; вместо одного зенитного директора установлено два побортно. Для компенсации нагрузки демонтированы катапульта и поврежденная башня главного калибра «X». Установлены радары типов 293, 281В, 277, 285 (два), 282 (четыре) и оборудование для наведения истребителей.
«Нептун». Весной 1941 г,, во время ремонта в Чатеме, установлено три дополнительных 12,7-мм счетверенных пулемета, три одинарных 40-мм «пом-пома» и радары типов 281, 284 и 285. Дальнейших модернизаций корабль не проходил.
«Орайон». В начале августа 1941 г. демонтирована катапульта. В начале 1942 г. сняты все 12,7-мм пулеметы, установлены два четырехствольных «пом-пома», семь 20-мм «эрликонов», радары типов 279, 284 и 285. В апреле того же года к ним добавлен радар типа 273. До конца войны крейсер плавал с данным составом вооружения.
«Эйджекс». В декабре 1939 — июле 1940 г., во время ремонта повреждений, полученных в бою у Ла-Платы, 46-футовая катапульта заменена 53-футовой; установлена РЛС обнаружения воздушных целей типа 279. В мае 1941 г. катапульта демонтирована, вместо нее поставили счетверенный 40-м м «пом-пом».
В начале 1942 г. установлено шесть одинарных 20-мм автоматов «Эрликон», а летом того же года «эрликонами» заменены счетверенные 12,7-мм пулеметы. Тогда же вместо одного четырехствольного «пом-пома» смонтировали два побортно. Снят зенитный директор с мостика, вместо него на нижнем ярусе носовой надстройки установлены два новых. Директор главного калибра оборудован радаром типа 284, дополнительно смонтирована РЛС обнаружения надводных целей типа 272.
Во время ремонта в Нью-Йорке летом 1943 г. «пом-помы» заменены счетверенными «бофорсами»; четыре одинарных «эрликона» заменены таким же числом спаренных установок Mk.V с силовым приводом (общее количество 20-мм автоматов достигло 13).
«Сидней». Вплоть до своей гибели крейсер не проходил никаких серьезных модернизаций. Возможно, летом 1941 г. появилось несколько 20-мм автоматов, но точных сведений об этом не имеется.
«Хобарт». В октябре 1942 г. с крейсера демонтирована катапульта; установлены два четырехствольных «пом-пома», одиннадцать одинарных «эрликонов», радары типов 279, 272, 282, 283, 284 и 285.
Во время продолжительного ремонта боевых повреждений (август 1943 — январь 1945 г.) девять одинарных «эрликонов» сняли (а оставшиеся два переставили на новое место) и заменили на три спаренных 40-мм установки «Хаземайер/Бофорс» Mk.IV (пара на носовой надстройке и один на юте), пять 40-мм «бофорсов» в одинарных установках Mk.HI (по два на носовой и кормовой надстройках, один на крыше башни «X») и два спаренных "эрликона". В общей сложности легкое зенитное вооружение состояло из восьми 40-мм/40, одиннадцати 40-ММ/56 и четырех 20-мм/65 автоматов. Передние 102-мм спарки перенесены с кормовой надстройки на срез полубака. Вместо прежнего зенитного директора установлено два новых на нижнем ярусе носовой надстройки. Радары типов 279, 272 и 284 сняты, установлены новые типов 281 В, 276, 277 и американские SG-1 и FC-1. Для сохранения остойчивости в мае 1943 г. в трюм уложили 175 т балласта, из которых позже было оставлено всего 75 т.
После войны, в июне 1946 г., с крейсера сняли башню «X», смонтировав на ее месте два счетверенных 40-мм «бофорса». Между 1953 и 1956 гг. «Хобарт» прошел переоборудование в учебный корабль.
«Перт». В апреле 1940 г. во время ремонта в Сиднее установлена 53-футовая катапульта, которую в феврале 1941 г. в Александрии сняли, смонтировав на ее месте четырехствольный 40-мм «пом-пом» с поврежденного крейсера «Ливерпуль». Тогда же, или чуть позже на топе грот мачты появилась антенна РЛС типа 286.
19 июля 1941 г., перед возвращением корабля в Австралию, «пом-пом» демонтировали, а вместо него переставили 53-футовую катапульту с «Эйджекса». Тогда же установили четыре 20-мм «эрликона» (два на башнях «В» и «X», еще двумя заменили зенитные пулеметы на носовой надстройке, тогда как кормовой пулемет сохранился).