Несостоявшиеся авианосцы
В заключение — несколько слов о развитии проекта и нереализованных идеях. В 1983 г. было принято решение о строительстве второго корабля пр. 11435, также получившего имя «Рига» (заводской номер С-106). В ТТЗ закладывалась возможность усовершенствования проекта на случай появления новых образцов вооружения и электронных средств. Постройка его началась сразу же после спуска на воду головного ТАКР: на стапель двумя 900-т кранами установили закладной блок (носовое МКО) нового заказа с уже смонтированными и зачехленными двумя ГТЗА и четырьмя главными котлами. Корабль спустили на воду 25 ноября 1988 г., и уже во время достройки переименовали в «Варяг» (19 июня 1990 г.).
Первоначально 106-й полностью повторял «пятерку», но уже в июне 1986 г. вышло постановление СМ СССР об изменении некоторых основных элементов крейсера, в частности, радиоэлектронного вооружения (пр.11436). Так, РЛК «Марс-Пассат» подлежал замене на более эффективный новый «Форум» в составе РЛС «Подберезовик» с возможностью селекции воздушных целей, двух РЛС «Фрегат-МА» и системы обработки информации, целераспределения и целеуказания типа «Пойма». В отличие от РЛК «Марс-Пассат», «Форум» осуществлял обзор пространства в горизонтальной плоскости за счет механического вращения антенн РЛС, а в вертикальной — за счет частотного сканирования луча. При этом АП «Подберезовика» размещался взамен АП РЛС «Фрегат-МА» на верхней части цилиндрического каркаса «Резистора». В свою очередь, антенны РЛС «Фрегат-МА» установили в носовой и кормовой частях надстройки. Система радиоэлектронного противодействия «Кантата-11435» заменялась на новый комплекс РЭБ ТК-146 «Созвездие-БР». Это все потребовало переделки около 150 помещений, главным образом — в надстройке. Также понадобилось откорректировать значительный объем конструкторской документации, что привело к задержке сроков достройки крейсера приблизительно на 9 месяцев. К тому же на
«Варяге», в отличие от головного корабля, уже предполагалось обеспечить базирование самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД (с возможностью взлета с дальней стартовой позиции), что также вызвало ряд переделок. Правда, до конца 1991 г. реально эти работы начаты не были из-за отсутствия данных по самолету от ОКБ им. Яковлева.
«Варяг» строился для Тихоокеанского флота со сроком сдачи в 1993 г. До конца 1991-го достройка шла в соответствии с графиком, согласованным и утвержденным еще до упразднения бывшего Минсудпрома СССР. Для обеспечения базирования ТАКР на ЧСЗ успели изготовить и отправить на Дальний Восток специальный понтон-проставку, аналогичный тому, который ранее поставили в Видяево для «Адмирала Кузнецова». С учетом запланированной модернизации на надстройке срезали блоки помещений, ранее предназначенных для постов РЛК «Марс-Пассат», и установили фундаменты под АП «Фрегат-МА» РЛК «Форум».
Но вскоре экономический кризис в бывших республиках Союза дал о себе знать и на ЧСЗ — были сорваны поставки кабеля предприятиями «Амуркабель» и «Азовкабель», которые, в свою очередь, не получили сырье из Узбекистана. Затем возникли проблемы с ценообразованием и его влиянием на стоимость постройки корабля. К тому же, как всегда бывает в периоды распада больших государств, это сопровождалось обвальными явлениями в экономике, ростом цен и галопирующей инфляцией.
Несмотря на прекращение финансирования (IV квартал 1991 г.), Черноморский судостроительный (генеральный директор Ю.И.Макаров) достраивал ТАКР за свой счет, надеясь, что позже Москва возместит затраты (более 700 млн. долларов США в ценах 1980-х гг.). Однако ставшие независимыми бывшие советские республики не проявляли никакого интереса к достройке «Варяга». Россия, заявившая было в 1993 г. о своей готовности достроить корабль, тоже ничего для этого не сделала, ограничившись безрезультатными переговорами. В частности, по «Варягу» предлагалось создать некий специальный правительственный (межгосударственный) орган с чрезвычайными полномочиями, который бы координировал достройку крейсера. Для его осмотра в Николаев даже приезжали правительственные делегации Украины и России. Но ни у той, ни у другой в новых условиях средств на достройку столь сложного корабля не нашлось. Поэтому в марте 1995 г. Россия официально отказалась финансировать строительство «Варяга», передав его ЧСЗ в счет долгов предприятию. Украина же после рассмотрения разных вариантов утилизации находившегося в 67% готовности корабля, включая возможность использования его в качестве плавучего космодрома, в конце концов была вынуждена пойти на продажу недостроенного авианосца за границу. По итогам проведенного в 1997 — 1998 гг. международного тендера, победителем которого стала зарегистрированная в Макао китайская фирма, «Варяг» был продан фондом госимущества Украины всего за 20 млн. долларов США. Пока решалась его судьба, он продолжал оставаться на заводе, превратившись на начало 2000 г. для ЧСЗ в «курицу, несущую золотые яйца» — китайцы платили заводу за стоянку ТАКР по 5000 долларов в сутки. В первом полугодии 2000 г. ожидалось подписание контракта с китайской фирмой на достройку и переоборудование «Варяга» в плавучий самоходный развлекательно-туристический комплекс (сумма контракта предполагалась в 200 — 300 млн. долларов США). Но планы изменились, и 14 июня в 5.30 утра буксиры вывели «Варяг» с заводской акватории и начали буксировку в Китай. Правда, первоначально из-за отказа турецких властей разрешить проход каравану через зону проливов, он еще 16 месяцев продолжал находиться в юго-западной части Черного моря, кружась (поставить ТАКР на якорь было нельзя из-за отсутствия на борту энергии и угрозы утраты якорей) в одном районе перед входом в Босфор. Только 2 ноября 2001 г. турки разрешили каравану из трех буксиров и недостроенного «Варяга» пройти проливами, временно закрыв все судоходство в этой зоне.
4 ноября караван вышел в Эгейское море и вновь оказался в центре внимания — в условиях десятибалльного шторма вблизи греческого острова Скирос оборвался буксирный трос. После неудачных попыток завести буксирные тросы перегонную команду сняли с ТАКР вертолетами. Лишенный хода корабль 14 часов дрейфовал в Эгейском море. К вечеру 5 ноября удалось завести новый буксир и возвратить на борт перегонную команду. Затем караван вокруг Африки отправился к месту назначения. В новогоднюю ночь 2001 г. он обогнул мыс Доброй Надежды и вошел в Индийский океан, а 3 марта прибыл в китайский порт Далянь (Дальний).
Существует версия, что купившая недостроенный ТАКР и зарегистрированная в Макао (бывшая португальская колония на юге Китая) компания Agenda Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada только для прикрытия заявила о намерении использовать корабль в качестве плавучего отеля и центра развлечений. Фактически же, как полагают эксперты, приобретение «Варяга» было не чем иным, как многоходовой и многоуровневой операцией китайских спецслужб. Поэтому можно предположить, что китайцы попытаются достроить корабль на самом мощном и современном в стране судостроительном заводе «Новый Далянь» по упрощенному проекту, но все же по основному назначению, и включить его в состав китайского ВМФ. Во всяком случае, как минимум, ТАКР тщательно изучается китайскими специалистами с точки зрения возможного прототипа при создании проектов будущих китайских авианосцев.
Логическим развитием рассматриваемого проекта стала разработка НПКБ пр. 11437 ТАКР с атомной ЭУ (АТАКР), увеличенной авиагруппой и паровыми катапультами. ТТЗ на его разработку в соответствии с программой вооружений на 1986 — 1995 гг. НПКБ получило в декабре 1984 г. В 1986 г. был завершен и утвержден эскизный, а в 1987-м — технический проект (главный конструктор Л.В.Белов, затем Ю.М.Варфоломеев). В октябре того же года утвердили основные элементы АТАКР: авиагруппа в составе 70 ЛАК (истребители Су-27К и МиГ-29К, самолет РЛД и наведения Як-44РЛД, вертолеты Ка-27 и Ка-31), трамплин, две катапульты, аэрофинишеры, новый ПКРК «Болид» (позже заменен на «Гранит»), ЗРК «Кинжал», ЗКБР «Кортик», четырехвальная АЭУ (280 000 кВт), полное водоизмещение 73 400 т, скорость полного хода 30 уз.
АТАКР предназначался для придания боевой устойчивости соединениям флота в оперативно важных морских и океанских районах, а также для уничтожения корабельных группировок противника во взаимодействии с другими силами флота. Внешне он отличался бы от кораблей пр.11435 увеличенными главными размерениями, наличием третьего самолетоподъемника (с кормы по левому борту), уменьшенной по длине надстройкой, а главное — наличием двух паровых катапульт. В целом же сохранялась и преемственность — на корабле предусматривался носовой взлетный трамплин.
Создание АТАКР представляло собой качественно новый этап развития советского военного кораблестроения и авианосного флота. Зарубежных аналогов АТАКР проекта 11437 не имел. По части авиационно-технических средств он мог быть сопоставим с находившимся тогда в постройке американским атомным авианосцем «Дж. Вашингтон», а по наличию ударного ракетного оружия и зенитных огневых средств превосходил его. На корабле в максимально возможном объеме использовались образцы вооружения, механизмы, оборудование и материалы, ранее предусмотренные для кораблей пр. 11435. Было проведено 33 опытно-конструкторских работы (ОКР), 11 из которых — по планам Минобороны (ВМФ и ВВС). Увеличивалась численность и номенклатура корабельной авиагруппы. В частности, предусматривалось создание многоцелевого самолета Су-27КМ, самолета — постановщика помех Су-27КПП, самолета целеуказания и разведки Су-27КРЦ, противолодочного самолета Як-44ПЛО и самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД. Опытный образец паровой катапульты (разгонного устройства) «Маяк» и опытный образец обеспечивающего его работу энергетического комплекса на перегретом паре в составе котлоагрегата, пароаккумуляторов и конденсаторов прошли предварительные испытания на комплексе «Нитка» и были рекомендованы для эксплуатации. В целом, по оценкам специалистов, новые образцы вооружения корабля пр.11437 должны были отвечать уровню 1995 — 2000 гг.
ГЭУ корабля создавалась на базе серийно производившихся и успешно эксплуатировавшихся на ракетных крейсерах типа «Киров» (пр.1144) ППУ КН-3 и ГТЗА-653. Внедрение атомной энергетики обещало дать существенные сокращения расхода органического топлива, обеспечив тем самым кораблю практически неограниченную дальность плавания, возможность длительного поддержания высоких скоростей хода и увеличения более чем вдвое запасов авиатоплива и авиационного боезапаса. Улучшались условия посадки самолетов — ввиду отсутствия обычного для кораблей предыдущих проектов с КТУ теплового шлейфа. Заодно уменьшалась коррозия летательных аппаратов, размещенных на полетной палубе.
Корабль должен был иметь следующие главные размерения: длина наибольшая — 321 м, длина по КВЛ — 280 м, ширина максимальная (со спонсонами и переходными мостиками) — 79,5 м, ширина по ватерлинии — 38 м; высота борта от основной линии до верхней палубы на миделе — 27,5 м, в носу — 33 м, высота габаритная — 65,5 м; стандартное водоизмещение — 62 580 т.
Головной АТАКР, названный «Ульяновск» (заводской номер С-107, старший строитель П.С.Герасимов), заложили на стапеле «О» 25 ноября 1988 г. Стапельный период был рассчитан на 36 месяцев, общая продолжительность строительства — 105 месяцев, срок сдачи флоту — 1995 г. Стоимость заказа оценивалась в 800 млн. рублей. На «Нитке» предполагалось начать отработку катапультного взлета Су-27К и МиГ-29К. Кроме того, там же планировали достроить законсервированный ранее блок БС-3 для испытаний серийных образцов катапульт и аэрофинишеров, предназначенных для монтажа на строившихся ЧСЗ кораблях.
Стапельные работы на «Ульяновске» шли по прогрессивной технологии, с формированием корпуса на стапеле из 27 крупных блоков массой до 1380 т, насыщенных механизмами, устройствами и оборудованием. Для обеспечения атомного кораблестроения на ЧСЗ были начаты работы по реконструкции и модернизации всего производства. Предстояло построить целый ряд специальных производственных подразделений: цеха агрегатирования АППУ, модульно-агрегатной сборки, трубообрабатывающий (для АППУ), цех изготовления блок-модулей кают, лабораторный корпус для спецанализа и контроля общей площадью 48 тыс. м2. Подлежали перепрофилированию или расширению и другие подразделения завода. Для размещения перечисленных мощностей на прилегавшей к ЧСЗ акватории Южного Буга была намыта песком достаточно обширная территория.
Работы по формированию корпуса на стапеле продвигались достаточно быстро. Всего успели установить конструкции общей массой порядка 27 000 т. На ЧСЗ практически все было готово для монтажа АППУ, образован технический отдел спецэнергетики, ответственный за монтаж и физический пуск атомной установки. На корабле предполагалось смонтировать четыре реактора, объединенных в два 1400-т зональных блока — для носовой и кормовой машинных групп. Для их сборки был специально построен и установлен на грунте по корме стапеля «О» плавучий автономный цех с раздвижной крышей. По завершении сборки блоки предполагалось поднимать 900-т кранами и устанавливать на корабле. Были сварены корпуса четырех баков металлической водяной защиты, оболочка которых заливалась свинцом. В 1990 — 1991 гг. на ЧСЗ поступили корпуса реакторов, парогенераторов, насосы, фильтры и трубопроводы. Один из указанных блоков успели сварить, второй собрали и подготовили под сварку. Никаких проблем или задержек в ходе постройки «Ульяновска» не было, и корабль мог быть сдан в установленные сроки. Планировалась и постройка второго АТАКР (С-108), закладка которого намечалась на 1992г.
К ноябрю 1991 г. готовность корабля составляла 17 — 20%. После распада СССР и прекращения финансирования стапель оказался блокированным корпусом АТАКР, что не позволяло использовать его по назначению. Исходя из реальной оценки ситуации, 4 февраля 1992 г. вышло распоряжение премьер-министра Украины об утилизации «Ульяновска», а 5 февраля — приказ по ЧСЗ о прекращении работ на заказе С-107 (и С-108). Разборку корпуса завершили к ноябрю. Таким образом, на эволюции отечественных авианосных кораблей была поставлена точка...