Германский флот Второй мировой войны
К окончанию Первой мировой войны германский кайзеровский флот насчитывал в своем составе 19 дредноутов, 5 линейных крейсеров, 21 устаревший броненосец, 44 крейсера, 137 эсминцев и 227 подводных лодок, занимая второе место в мировой иерархии. Подписанный 28 июня 1919 г. Версальский мирный договор не оставил от былого величия и следа. Германии разрешалось сохранить 6 линкоров додредноутного типа, 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев, общим тоннажем не свыше 108 000 т (в 1920 г. было разрешено держать в резерве еще 30% от этого числа). Численность личного состава флота ограничивалась 15 000 человек, из них не более 1500 офицеров. Новые корабли можно было строить только для замены старых, причем срок службы (считая с момента спуска на воду) определялся в 20 лет для линкоров и крейсеров и в 15 лет для эсминцев и миноносцев, а водоизмещение кораблей, предназначенных для замены, не должно было превышать 10 000 т для линкоров, 6 000 т для крейсеров, 800 т для эсминцев и 200 т для миноносцев.
Возрождение флота (официальное название с 1921 г. — Reichsmarine) началось с закладки в 1921 г. КРЛ "Emden". За ним последовали две серии мм типов 23 и 24, серия КРЛ типа "К", а в 1928 г. в Германии приступили к строительству капитальных кораблей типа "Deutschland". Все эти корабли строились с соблюдением версальских норм.
Положение стало меняться с приходом к власти нацистов. 21 мая 1935 г. официальное название германского военно-морского флота сменено на Kriegsmarine; 7 ноября был введен новый военно-морской флаг со свастикой. Важнейшее значение имело подписание 18 июня 1935 г. англо-германского морского соглашения, которое фактически отменяло версальские ограничения и разрешало Германии строить флот, по суммарному тоннажу составляющий 35% от британского. Одновременно Германия обязывалась соблюдать условия Лондонского договора 1930 г., ограничивавшего водоизмещение отдельно взятых кораблей.
В 1938 г. был принят десятилетний план развития флота (план "Z"), предусматривавший к 1948 г. наличие в строю 10 линкоров, 10 линейных крейсеров, 4 авианосцев, 20 броненосцев и тяжелых крейсеров, 20 легких и 22 разведывательных крейсера, 68 эсминцев, 90 миноносцев и 249 подводных лодок. 27 апреля 1939 г. Гитлер утвердил этот план, потребовав его завершения к 1944 г. Тем не менее, в связи с началом Второй мировой войны план "Z" по большей части остался на бумаге.
К сентябрю 1939 г. германский флот насчитывал около 160 тыс. человек личного состава и 107 боевых кораблей основных классов, в том числе 2 линкора, 3 броненосца, 1 тяжелый и 6 легких крейсеров, 22 эсминца, 12 миноносцев, 57 подводных лодок. В течение 1939 — 1945 гг. было закончено постройкой 2 линкора, 2 тяжелых крейсера, 18 эсминцев, 36 миноносцев и около 1100 подводных лодок.
Значительно пополнился германский флот за счет трофеев. В Польше немцы захватили и ввели в состав Кригсмарине 4 ТЩ и 1 КЛ; в Норвегии — 2 броненосца береговой обороны, 5 крупных и 20 малых мм, 2 ПЛ, 9 МЗ, 2 ТЩ; в Нидерландах — 2 броненосца береговой обороны, 1 устаревший крейсер, 1 ЭМ, 1 мм, 2 ПЛ, 3 ТЩ, 6 МТЩ (кроме того, были захвачены на стапелях и достроены 3 КЛ, 3 ПЛ, 16 ТКА); во Франции — 5 мм, 4 тендера; в Греции — 1 ЭМ, 1 МЗ, 2 ТКА; в Дании — 2 броненосца береговой обороны, 6 мм, 5 ТЩ. Особенно многочисленное пополнение германского флота случилось в сентябре 1943 г. после выхода из войны Италии: 36 ЭМ и мм, 13 ПЛ, 25 охотников за ПЛ, 23 ТКА, 31 МТЩ. Кроме того, большое количество захваченных в оккупированных странах гражданских судов было переоборудовано во вспомогательные ТЩ, СКР и охотники за ПЛ.
Организация Кригсмарине
Организационная структура военно-морских сил Германии в период Второй мировой войны была весьма сложной. Высшим руководством ВМС являлось Главное командование Кригсмарине (Oberkommando der Kriegsmarine — ОКМ) во главе с Главнокомандующим. Оперативное руководство он осуществлял через Штаб руководства войной на море (Stabes der Seekriegsleitung — SKL). Эти структуры находились в Берлине. Руководству войной на море подчинялись флотское командование (Flottenkommando) и командования военно-морских групп (Marinegruppenkommandos — MGK). Первое отвечало за снабжение и боевую подготовку кораблей и непосредственное руководство операциями с их участием. Командования военно-морских групп отвечали за поддержание оперативного режима на ТВД, береговую оборону и осуществляли оперативное руководство силами флота, действовавшими в зоне их ответственности.
К началу войны командующему флотом (Flottenchef) подчинялись командующий броненосцами (BdP), командующий разведывательными силами (BdA) и начальник подводных лодок (FdU). В свою очередь, командующему разведывательными силами подчинялись начальник миноносцев (FdT) и начальник тральщиков (FdM).
Впоследствии структура командования видоизменялась, должности переподчинялись, менялись названия, ликвидировались, вводились новые. В июле 1940 г. должность BdP была ликвидирована, вместо нее в июне 1941 г. ввели должность командующего линкорами (BdS), в июне 1942 г. ее преобразовали в должность командующего крейсерами (BdK), в апреле 1943 г. — в командующего боевой группой (BdK), в октябре 1944 г. ликвидировали. В июне 1944 г. параллельно ввели должность командующего 2-й боевой группой, она просуществовала до апреля 1945 г. Должность BdA в августе 1940 г. преобразована в должность BdK, в октябре 1941 г. ее ликвидировали. В ноябре 1939 г. появилась должность начальника эсминцев (FdZ), которому подчинялись все ЭМ, в ведении FdT остались мм и ТКА. В июле 1940 г. FdZ и FdT передали в непосредственное подчинение Flottenchef. В апреле 1942 г. должность FdT ликвидировали, мм передали в подчинение FdZ, для руководства ТКА была введена должность начальника торпедных катеров (FdS). Начальник подводных лодок с октября 1939 г. стал называться командующим подводными лодками (BdU), в июле 1942 г. вся эта служба передана в непосредственное подчинение ОКМ. В июле 1943 г. ввели должность начальника судов снабжения. В период с апреля 1942 по ноябрь 1944 г. в подчинении Flottenchef находился начальник минных заградителей (FdMinsch), а с января 1945 г. — командующий силами охранения (BdSich). Кроме того, в сентябре — октябре 1941 г. существовал так называемый "Балтийский флот" (Baltenflotte).
Более сложной выглядела структура военно-морских командований. С началом войны были образованы военно-морские группы "Вест" и "Ост" (MGK West и Ost) со штабами в Вильгельмсхафене и Киле. Командованиям групп подчинялись морские станции соответственно Северного и Балтийского морей (Marinestation der Nordsee и Ostsee) с командующими силами охранения, отвечавшими за обеспечение безопасности судоходства, а также командующие районами береговой обороны (Kustenbefehlshaber). В подчинении командующего силами охранения Северного моря (Befehlshaber der Sicherung der Nordsee — BSN) находились начальники тральщиков, сторожевых кораблей и кораблей специального назначения (охотники за ПЛ и минные заградители) "Вест" (соответственно FdM, FdV и FdS West). Аналогично командующему силами охранения Балтийского моря (BSO) подчинялись FdM, FdV и FdS Ost.
В августе 1940 г. в связи с расширением операционной зоны командования военно-морских групп "Вест" и "Ост" были ликвидированы, вместо них образованы командования военно-морских групп "Норд" и "Вест". В подчинение MGK Nord со штабом в Вильгельмсхафене вошли морские станции Северного и Балтийского морей с командующими силами охранения этих морей, а также командование "Адмирала Норвегии". Последнему подчинялись так называемые командования "Адмиралы побережий", в распоряжении которых находились флотилии охотников за ПЛ, СКР и ТЩ, части береговой обороны и силы охраны водного района. MGK West со штабом в Париже подчинялись командование "Адмирала Франции" и командующий силами охранения на Западе (Befehlshaber der Sicherung Westraum). В марте 1941 г. была сформирована военно-морская группа "Зюд" (MGK Sud) со штабом в Софии, которой подчинялись командования "Адмирала Черного моря", "Адмирала Эгейского моря" и "Адмирала Адриатики". С октября 1941 по май 1944 г. существовало командование "Адмирала Норвежского моря", отвечавшее за борьбу с арктическими конвоями. В ноябре 1941 г. для более тесного взаимодействия с итальянским флотом было образовано германское военно-морское командование в Италии, которому впоследствии подчинялись командования в Северной Африке и Тунисе. В сентябре 1943 г. оно влилось в MGK Sud. В течение 1943 г. сформировали командования ВМС (Marineoberkommando — МОК) Норвегии, Северного моря и Балтийского моря, в связи с чем группу "Норд" в июле 1944 г. расформировали.
Дунайская флотилия первоначально находилась в непосредственном подчинении ОКМ, в июле 1941 г. ее передали в подчинение MGK Sud, а с ноября 1941 г. до конца войны она подчинялась командованию "Адмирала Черного моря".