Эсминцы и миноносцы
Эсминцы типа 1936В(Mob) — 3+2 единицы
Z-35 (Dm, 6.6.1941/2.10.1942/22.9.1943 — погиб 12.12.1944),
Z-36 (Dm, 15.9.1941/15.5.1943/19.2.1944 —погиб 12.12.1944),
Z-43 (Dm, 1.5.1942/ 9.1943/24.3.1944 —затоплен 3.5.1945),
Z-44 (Dm, 1.8.1942/20.12.1943/ не достроен — погиб 29.7.1944),
Z-45 (Dm, 1.9.1943/15.4.1944/не достроен — затоплен 20.7.1946)
2527/3507 т; 121,9/127x12x3,6 — 4,3 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36,5 уз.; 835 т нефти; 2950 (19) миль. Эк. 335 чел. 5x1 — 127-мм/45, 2x2 — 37-мм/69, 3x4 и 2x1 — 20-мм/65, 2x4 — 533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.
Негативные отзывы об ЭМ со 150-мм артиллерией вкупе с необходимостью установки более мощного зенитного вооружения и радиоэлектронного оборудования послужили причиной возврата на кораблях типа 36В к 127-мм орудиям. Зенитная артиллерия была усилена за счет установки 2x4 20-мм автоматов на крыльях мостика и замены 37-мм/83 на более скорострельные 37-мм/69. В остальном эти эсминцы были идентичны типу 36А(Mob), отличаясь лишь пониженной температурой пара (С 460°С до 426°С). Z-43 вместо одинарных имел спаренные 20-мм.
Z-35 и Z-36 погибли 12.12.1944 на минах в устье Финского зал. Z-43 поврежден 10.4.1945 в результате подрыва на донной мине в Данцигском заливе, 3.5.1945 затоплен в бухте Гельтингер. Z-44 потоплен 29.7.1944 амер. авиацией у достроечной стенки в Бремене. Недостроенный Z-45 затоплен союзниками в Скагерраке 20.7.1946.
Эсминцы типа 1936А(Mob) — 7 единиц
Z-31 (Dm, 1.9.1940/15.5.1941/11.4.1942 — передан Великобритании в 1945),
Z-32 (Dm, 1.11.1940/15.8.1941/15.9.1942 — погиб 9.6.1944),
Z-33 (Dm, 22.12.1940/15.9.1941/6.2.1943 —передан СССР в 1945),
Z-34 (Dm, 15.1.1941/5.5.1942/5.6.1943 — затоплен 26.3.1946),
Z-37 (G, 2.1.1940/ 24.2.1941/16.7.42 — исключен 20.8.1944),
Z-38 (G, 15.4.1940/5.8.1941/ 20.3.1943 — передан Великобритании в 1945),
Z-39 (G, 15.8.1940/ 2.12.1941/21.8.1943 —передан США в 1945)
2603/3597 т; 121,9/127x12x3,7 — 4,6 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36 — 37 уз.; 825 т нефти; 2239 (19) миль. Эк. 332 чел. 1x2 и 3x1 — 150-мм/48, 2x2 — 37-мм/83, 2x4 и 2 — 4x1 — 20-мм/65, 2x4 — 533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.
Заказаны по мобилизационной программе и повторяли тип 1936А, но отличались упрощенной технологией постройки. При вступлении в строй, за исключением головного Z-31, получили спаренные башенные установки (на Z-31 установлена в марте 1944 г.). Z-32 вступил в строй с 1x4 20-мм автоматом, а в июне 1944 г. на нем 2x1 20-мм заменены на 2x1 37-мм/57.
В начале 1945 г. с Z-31 снята поврежденная в бою 1x2 150-мм башня и установлены 1x1 105-мм/45 и 4x2 37-мм/69. С Z-34 и Z-39 в начале 1945 г. снято по одному 150-мм орудию. Состав зенитной артиллерии к концу войны: Z-31 — 6x2 и 2x1 37-мм, 1x4 и 2x2 20-мм; Z-33 — 6x2 и 2x1 37-мм, 1x4, 2x2 и 2x1 20-мм; Z-34 — 1 или 3 40-мм/56, 2x2 и 2x1 37-мм, 2x4, 4x2 и 2x1 20-мм; Z-38 — 2x2 и 2x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-39 — 6x2 и 2x1 37-мм, 2x4, 2x2 и 2x1 20-мм.
Z-37 поврежден 30.1.1944 в результате столкновения с Z-32 в Бискайском заливе; исключен 20.8.1944; 24.8.1944 взорван в Бордо. Z-32 погиб 9.6.1944 в бою с брит. ЭМ "Tartar", "Ashanti" и канад. "Haida", "Huron" у о. Ушант. Z-34 поврежден 15.4.1945 сов. ТКА ТК-131, ТК-141 в Данцигской бухте, не ремонтировался, после войны затоплен союзниками в Скагерраке. Z-31 поврежден 28.1.1945 в бою с брит. КРЛ "Mauritius" и "Diadem" у Бергена; по репарациям передан Великобритании; в 1946 г. передан Франции как "Marceau", слом в 1958 г. По репарациям Z-33 передан СССР как "Проворный", потоплен в 1961 г.; Z-38 передан Великобритании как "Nonsuch", слом в 1949 г.; Z-39 передан США как DD-939, в 1947 г. продан на запчасти Франции, слом в 1958 г.
Эсминцы типа 1936А — 8 единиц
Z-23 (Dm, 15.11.1938/15.12.1939/14.9.1940 — исключен 20.8.1944),
Z-24 (Dm, 2.1.1939/7.3.1940/23.10.1940 — погиб 24.8.1944),
Z-25 (Dm, 15.2.1939/16.3.1940/30.11.1940 — передан Великобритании в 1945),
Z-26 (Dm, 1.4.1939/2.4.1940/11.1.1941 — погиб 29.3.1942),
Z-27 (Dm, 27.12.1939/1.8.1940/26.2.1941 — погиб 28.12.1943),
Z-28 (Dm, 30.11.1939/20.8.1940/9.8.1941 — погиб 6.3.1945),
Z-29 (Dm, 21.3.1940/ 15.10.1940/9.7.1941 —затоплен 16.12.1946),
Z-30 (Dm, 15.4.1940/ 8.12.1940/15.11.1941 — передан Великобритании в 1945)
2603/3605 (Z-23, Z-24), или 3079/3543 (Z-25 — Z-27), или 2596/3519 (Z-28), или 2603/ 3597 (Z-29, Z-30) т; 121,9/127x12x3,7 —4,6 м; 2ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36 — 37 уз.; 769 — 825 т нефти; 2087 — 2239 (19) миль. Эк. 332 чел. 4x1 — 150-мм/48, 2x2 — 37-мм/83, 5x1 — 20-мм/65, 2x4 — 533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.
После прекращения работ над проектом океанского ЭМ типа 1937 в Германии вернулись к удачному типу 1936, решив существенно усилить огневую мощь. Итогом стал переход на 150-мм артиллерию, причем пара орудий должна была размещаться в башенной установке. Общее расположение и состав ЭУ повторяли прототип. Форма корпуса была усовершенствована ("атлантический" форштевень, носовой бульб), а вместо одного руля установлены два в струях винтов, что существенно улучшило маневренность. Готовность башен сильно отставала от строительства кораблей, поэтому все ЭМ вступали в строй с четырьмя 150-мм орудиями. Замена носового орудия на спаренную башню (Z-23 —в июне 1942г., Z-25 —в сентябре 1942г., Z-24— в декабре 1942 г., Z-29 — в 1945 г.) привела к ухудшению мореходности. Z-28 достраивался по индивидуальному проекту в качестве лидера и отличался линейно-возвышенным расположением пары носовых орудий ГК (благодаря чему оказался наиболее мореходным среди кораблей серии), а также дополнительным жилым блоком на кормовой надстройке. В отличие от предшественников, ЭМ типа 1936А не получили именных названий, но неофициально относились к типу "Narvik".
В 1942 г. на все ЭМ установлен 1x4 20-мм автомат, в начале 1943 г. — еще 1x4 20-мм (кроме Z-28, который вооружили 2x1 20-мм). На Z-24 в июне 1944 г. вместо 2x1 20-мм установлены 2x4. С Z-25 и Z-29 в начале 1945 г. снято по одному 150-мм орудию. Зенитная артиллерия к концу войны: Z-25 — 2x2 и 6x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-25 — 2x2 и 6x1 37-мм, 1x4, 2x2 и 2x1 20-мм; Z-29 — 4x2 и 1x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-30 — 2x2 и 3x1 37-мм, 1x4, 4x2 и 2x1 20-мм.
Z-26 погиб 29.3.1942 в бою с брит. КРЛ "Trinidad" и ЭМ "Eclipse" в Баренцевом море. Z-27 погиб 28.12.1943 в бою с брит. КРЛ "Glasgow" и "Enterprise" в Бискайском зал. Z-23 поврежден 12.8.1944 брит, авиацией у зап. побережья Франции, исключен 20.8.1944, окончательно разобран в 1951г. Z-24 потоплен 24.8.1944 брит, авиацией в устье р. Жиронда. Z-28 потоплен 6.3.1945 брит, авиацией в Заснице. Z-30 поврежден 20.10.1944 в результате подрыва на мине в Осло-фьорде, ремонт не закончен до конца войны; разобран в 1948 г. Z-25 в 1946 г. передан Франции как "Носпе", слом в 1958 г.
Эсминцы типа 1936 — 6 единиц
Z-17 "Diether von Roeder" (Dm, 9.9.1936/19.8.1937/29.8.1938 — погиб 13.4.1940),
Z-18 "Hans Ludemann" (Dm, 9.9.1936/1.12.1937/8.10.1938 — погиб 13.4.1940),
Z-19 "Hermann Kunne" (Dm, 5.10.1936/22.12.1937/ 12.1.1939 — погиб 13.4.1940),
Z-20 "Karl Galster" (Dm, 14.9.1937/ 15.6.1938/21.3.1939 — передан СССР в 1945),
Z-21 "Wilhelm Heidkamp" (Dm, 15.12.1937/20.8.1938/20.6.1939 — погиб 11.4.1940),
Z-22 "Anton Smitt" (Dm, 3.1.1938/20.9.1938/24.9.1939 — погиб 10.4.1940)
2411/3415 т; 120/123 (125 у Z-20 — Z-22)x11,8x3,8 — 4,3 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 38 уз.; 787 т нефти; 2020 (19) миль. Эк. 323 чел. 5x1 — 127-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 6x1 — 20-мм/65, 2x4 —533-мм ТА, 18 ГБ, 60 мин.
При создании ЭМ типа 1936 были учтены недостатки предшественников. За счет более совершенной формы корпуса улучшена мореходность, причем три последних корабля получили клиперный ("атлантический") форштевень, увеличивший их длину на 2 м. Уменьшив высоту труб и облегчив среднюю надстройку удалось снизить "верхний" вес. Официально декларированное водоизмещение — 1811 т. Оснащались котлами Вагнера (70 атм, 460°С). Конструкция ТЗА производства "Deschimag" была улучшена и оказалась вполне надежной. На испытаниях "Diether von Roeder" развил 40,45 уз. Состав вооружения повторял тип 1934, изменилось только расположение зенитных автоматов.
В 1941 г. на "Karl Galster" установлены 1x4 и 3x1 20-мм/65; в начале 1944 г. 4x1 20-мм заменены на 2x1 37-мм и 2x2 20-мм; в январе 1945 г. состав зенитной артиллерии изменен: установлено 2x2 37-мм/69, 2x1 37-мм/57, 1x4, 2x2 и 1x1 20-мм/65.
"Anton Smitt" и "Wilhelm Heidkamp" торпедированы брит. ЭМ в гавани Нарвика 10.4.1940: первый затонул сразу, второй — на следующий день. "Diether von Roeder", "Hans Ludemann" и "Hermann Kunne" погибли 13.4.1940 в бою с брит. ЛК "Warspite" и ЭМ в Уфут-фьорде. "Karl Galster" поврежден 3.7.1942 в результате навигационной аварии в Вест-фьорде, ремонт 5 мес.; по репарациям передан СССР как "Прочный", сдан на слом в 1956 г.
Эсминцы типов 1934 и 1934А — 16 единиц
Z-1 "Leberecht Maass" (DW, 10.10.1934/18.8.1935/14.1.1937 — погиб 22.2.1940),
Z-2 "Georg Thiele" (DW, 25.10.1934/18.8.1935/27.2.1937 — погиб 13.4.1940),
Z-3 "Max Schultz" (DW, 2.1.1935/30.11.1935/8.4.1937 — погиб 22.2.1940),
Z-4 "Richard Beitzen" (DW, 7.1.1935/30.11.1935/ 13.5.1937 — передан Великобритании в 1945),
Z-5 "Paul Jacob!" (Dm, 15.7.1935/24.3.1936/29.6.1937 — передан Великобритании в 1945),
Z-6 "Theodor Riedel" (Dm, 18.7.1935/22.4.1936/2.7.1937 — передан Великобритании в 1945),
Z-7 "Hermann Schoemann" (Dm, 7.9.1935/16.7.1936/ 9.9.1937 — погиб 2.5.1942),
Z-8 "Bruno Heinemann" (Dm, 14.1.1936/ 15.9.1936/8.1.1938 — погиб 25.1.1942),
Z-9 "Wolfgang Zenker" (G, 22.3.1935/27.3.1936/2.7.1938 — погиб 13.4.1940),
Z-10 "Hans Lody" (G, 1.4.1935/14.5.1936/13.9.1938 — передан Великобритании в 1945),
Z-11 "Bernd von Arnim" (G, 26.4.1935/8.7.1936/6.12.1938 — погиб 13.4.1940),
Z-12 "Erich Giese" (G, 3.5.1935/12.3.1937/4.3.1939 — погиб 13.4.1940),
Z-13 "Erich Koellner" (G, 12.10.1935/18.3.1937/28.8.1939 — погиб 13.4.1940),
Z-14 "Friedrich Inn" (BuV, 30.5.1935/15.11.1936/6.4.1938 — передан СССР в 1945),
Z-15 "Erich Steinbrinck" (BuV, 30.5.1935/ 24.9.1936/31.5.1938 — передан СССР в 1945),
Z-16 "Friedrich Eckoldt" (BuV, 4.11.1935/21.3.1937/28.7.1938 —погиб 31.12.1942)
2232/3156(2-1 —Z-4), или 2171/3110 (Z-5—Z-8), или 2270/3190 (Z-9—Z-13), или2239/ 3165 (Z-14 — Z-16) т; 114/119 (Z-1— Z-8) или 116/121 (Z-9—Z-16)x11,3x3,8-4,3 м; 2 T3A, 6 ПК, 70 000 л.с.; 38 уз.; 670 — 770 т нефти; 1530 —1900 (19) миль. Эк. 325 чел. 5x1 — 127-мм/45,2x2 — 37-мм/83, 6x1 — 20-мм/65, 2x4 — 533-мм ТА, 18 ГБ, 60 мин.
Работы над полноценными ЭМ начались в Германии в 1932 г. В ответ на французские корабли, имеющие 4 — 5 130-мм или 5 138-мм орудий, был выбран 127-мм калибр — при наличии 4 орудий водоизмещение должно было составить 1500 т. По личному распоряжению адмирала Редера проект дополнили пятым орудием и заменили трехтрубные ТА на четырехтрубные. В результате стандартное водоизмещение превысило 2000 т, хотя официально декларированное составляло лишь 1625 т. Заказ на первые 4 ЭМ (тип 1934) был выдан 1.4.1934, задолго до официальной денонсации Версальского договора, ограничения которого они значительно превосходили. В 1934 — 1935 гг. заказаны еще 12 ЭМ (тип 1934А).
Внутреннее расположение было заимствовано у мм типа 1923, а размещение артиллерии — у франц. лидеров типа "Le Fantasque". Значительное внимание уделялось средствам ПВО, представленным новыми 37-мм/83 полуавтоматами в спаренных установках с гиростабилизацией.
Эсминцы типа 34/34А имели цельносварные, набиравшиеся по поперечной схеме корпуса, высокие трубы и массивные надстройки, что приводило к значительному "верхнему" весу. Первые 4 корабля имели мостики с закругленной лобовой частью, впоследствии их заменили прямоугольными. Мореходные качества и управляемость кораблей оценивались как весьма посредственные.
Характерной особенностью ЭМ являлись силовые установки на паре высоких параметров. Первые 8 кораблей оснащались котлами Вагнера (70 атм, 460°С) и ТЗА производства "Deschimag", остальные — котлами Бенсона (110 атм, 510°С) и ТЗА фирмы "Blohm und Voss". Крайняя ненадежность силовых установок существенно снижала боеспособность кораблей. Первые 4 ЭМ оснащались турбинами крейсерского хода, которые оказались неудачными и в дальнейшем не применялись.
На ЭМ с котлами Бенсона ТЗА были настолько ненадежными, что в январе 1941 г. было принято решение об их замене на уцелевших кораблях новыми, фирмы "Germania", в результате чего мощность упала на 3000 л.с. Вспомогательные механизмы работали на паре высоких параметров, что привело к повышенному расходу топлива и резкому снижению дальности плавания. Это особенно проявилось во время захвата Нарвика в апреле 1940 г. и стало причиной гибели 10 ЭМ.
В начале 1941 г. на уцелевшие корабли установлены по 3x1 20-мм автомата; в 1941 — 1942 гг. 2x1 20-мм заменены на 1x4 (кроме "Hermann Schoemann" и "Bruno Heinemann"). Для уменьшения "верхнего" веса срезаны дымовые трубы. В 1944 г. на "Richard Beitzen", "Paul Jacobi", "Hans Lody" и "Erich Steinbrinck" переделаны носовые оконечности, наибольшая длина увеличена на 2 м; кроме того, с трех последних снято по одному 127-мм орудию. Прежние 37-мм/83 частично заменялись на новые 37-мм/69 и 37-мм/57 (в спаренной и одинарной установках соответственно), а также устанавливались 86-мм зенитные НУР. К концу войны средства ПВО включали: "Richard Beitzen" — 2x2 37-мм, 1 х4 и 4x1 20-мм; "Paul Jacobi" — 4x2 и 2x1 37-мм, 1x4, 4x2 и 1x1 20-мм; "Theodor Riedel" — 2x2 37-мм, 1x4, 2x2 и 6x1 20-мм; "Hans Lody" и "Erich Steinbrinck" — 7x2 37-мм, 1x4 и 3x2 20-мм; "Friedrich Inn" — 2x2 37-мм, 1x4 и 7x2 20-мм.
"Leberecht Maass" и "Max Schultz" погибли 22.2.1940 в Северном море: первый по ошибке потоплен герм, бомбардировщиком, второй подорвался на выставленных брит. ЭМ минах. 13.4.1940 в Уфут-фьорде погибли 5 ЭМ: "Erich Giese" и "Erich Koellner" потоплены брит. ЛК "Warspite" и ЭМ, "Georg Thiele", "Wolfgang Zenker" и "Bernd von Arnim" взорваны экипажами после израсходования боезапаса. "Bruno Heinemann" погиб 25.1.1942 на брит, авиационной мине в Ла-Манше. "Hermann Schoemann" погиб 2.5.1942 в бою с брит. КРЛ "Edinburgh" и ЭМ "Forester", "Foresight" в Баренцевом море. "Theodor Riedel" и "Hans Lody" повреждены 3.7.1942 в результате навигационной аварии в Вест-фьорде, ремонт — 2 и 8 мес. соответственно. "Friedrich Eckoldt" потоплен 31.12.1942 брит. КРЛ "Sheffield" в Баренцевом море.
По репарациям "Friedrich Inn" и "Erich Steinbrinck" переданы СССР как "Прыткий" и "Пылкий", слом в 1952 и 1958 гг. соответственно; остальные отошли Великобритании. "Richard Beitzen" и "Hans Lody" сданы на слом в 1949 г.; "Paul Jacobi" и "Theodor Riedel" в 1946 г. переданы Франции как "Desaix" и "Kleber", слом в 1954 и 1957 гг.
Эсминец ZH-1 — 1 единица
ZH-1 (6. "Gerard Callenburg", RDM, 12.10.1938/12.10.1939/11.10.1942 — погиб 9.6.1944)
1604/2228 т; 105/107x10,6x2,8 — 3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 45 000 л.с.; 37,5 уз.; 560 т нефти; 2700 (19) миль. Эк. 230 чел. 2x2 и 1x1 — 120-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 4x1 — 20-мм/ 65, 2x4 — 533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 24 мины.
Бывший голланд. ЭМ "Gerard Callenburg" типа "Isaak Sweers". Затоплен в Роттердаме в недостроенном состоянии 14.5.1940, поднят немцами 17.7.1940, переименован в ZH-1 и 11.10.1940 отбуксирован в Гамбург на верфь "Blohm und Voss" для ремонта и достройки. Однотипные ZH-2 (б. "Tjerk Hiddes") и ZH-3 (б. "Van Galen") достроены не были.
Энергетическая установка британского типа с ПК Ярроу и ТЗА Парсонса была сохранена для сравнения с ЭУ современных германских ЭМ. На испытаниях развил 37,5 уз. при мощности 53 000 л.с. Орудия ГК и система управления огнем голландского производства оставлены без изменений, зенитные автоматы и ТА заменены на германские. Директор ГК имел сектор поворота до 135° на каждый борт, что не позволяло управлять огнем на кормовых курсовых углах. В 1944 г. 2x1 20-мм автомата заменены на 2x4. Погиб 9.6.1944 в бою с брит. ЭМ "Tartar", "Ashanti" у о. Ушант.
Эсминец "Hermes" — 1 единица
ZG-3 "Hermes" (6. "Vasilefs Georgios", Y, 2.1937/3.3.1938/27.12.1938 — затоплен 7.5.1943)
1414/2088 т; 98,4x10,4x2,5 — 3,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 34 000 л.с.; 32 уз.; 465 т нефти; 4800 (19) миль. Эк. 225 чел. 4x1 — 127-мм/45, 4x1 — 37-мм/83, 5x1 — 20-мм/65, 2x4 — 533-мм ТА, 2 БМБ (30 ГБ).
Бывший греч. ЭМ "Vasilefs Georgios". По конструкции аналогичен брит, типу "Н", но оснащался герм, артиллерией ГК и системой управления огнем. Потоплен герм, авиацией в Пирее 20.4.1941, поднят и после ремонта введен в строй 21.3.1942 как ZG-3, 22.8.1942 получил название "Hermes". В боевых условиях развивал до 33,6 уз. 30.4.1943 поврежден амер. авиацией, 7.5.1943 , затоплен в Тунисе.
Миноносцы типа 1939 — 15 единиц
Т-22 (S, 1940/1941/28.2.1942 — погиб 20.8.1944),
Т-23 (S, 1.8.1940/ 14.6.1941/14.6.1942 — передан Великобритании в 1945),
Т-24 (S, 21.9.1940/13.9.1941/17.10.1942 — погиб 24.8.1944),
Т-25 (S, 30.11.1940/1.12.1941/12.11.1942 — погиб 28.12.1943),
Т-26 (S, 10.5.1941/26.3.1942/27.2.1943 —погиб 28.12.1943),
T-27 (S, 2.7.1941/ 20.6.1942/17.4.1943 —погиб 29.4.1944),
T-28 (S, 24.9.1941/8.10.1942/ 19.6.1943 — передан Великобритании в 1945),
Т-29 (S, нет данных/ 1943/21.8.1943 — погиб 26.4.1944),
Т-30 (S, 10.4.1942/13.3.1943/ 24.10.1943 — погиб 20.8.1944),
Т-31 (S, 1942/1943/5.2.1944 — погиб 20.6.1944),
T-32 (S, 27.10.1942/17.4.1943/8.5.1944 —погиб 20.8.1944),
Т-33 (S, 20.1.1943/4.9.1943/16.6.1944 — передан СССР в 1945),
Т-34 (S, 5.3.1943/23.10.1943/12.8.1944 — погиб 20.11.1944),
Т-35 (S, 20.4.1943/12.12.1943/7.10.1944 — передан США в 1945),
Т-36 (S, 10.6.1943/5.2.1944/9.12.1944 — погиб 4.5.1945)
1294/1754 т; 97/102,5x10x3,25 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 32 000 л.с.; 33 уз.; 393 т нефти; 2085 (19) миль. Эк. 206 чел. 4x1 — 105-мм/45, 2x2 — 37-мм/83, 1x4 и 2x1 — 20-мм/65, 2x3 — 533-мм ТА, 2 БМБ, 32 ГБ, 50 мин.
В отличие от кораблей типов 1935 и 1937, "флотские" мм типа 1939 предназначались для эскортной службы в составе флота и самостоятельных действий на второстепенных театрах. Артиллерийское вооружение, при неизменном торпедном, было значительно усилено; в результате водоизмещение выросло на 65%, по сравнению с предшественниками, существенно улучшились мореходность и дальность плавания. Силовая установка осталась прежней (только расположение вместо линейного стало эшелонным), как следствие, упала скорость, которая в реальных условиях не превышала 31 уз., а в течение продолжительного времени — 28,5 уз. 105-мм орудия располагались в установках с углом возвышения 70° и могли использоваться для зенитной стрельбы, что вкупе с автоматами делало корабли чрезвычайно мощными в отношении ПВО. Последние 6 единиц отличались формой корпуса и надстройки. Корабли, введенные в строй в 1944 г., вооружались 2x2 37-мм, 1x4 и 5x1 20-мм автоматами.
В начале 1944 г. на части мм одинарные 20-мм автоматы заменены спаренными, на Т-22, Т-23, Т-24, Т-27, Т-31 дополнительно установлены 2x4 и 1x1 20-мм/65. В конце 1944 — начале 1945 г. на Т-35 вместо 4x1 20-мм установлены 2x1 37-мм/57 и 2x2 20-мм, на Т-36 — 2x2 и 2x1 20-мм.
Т-25 и Т-26 погибли 28.12.1943 в бою с брит. КРЛ "Glasgow" и "Enterprise" в Бискайском зал. Т-29 и Т-27 потоплены брит, и канад. ЭМ в Ла-Манше 26.4.1944 и 29.4.1944 соответственно, Т-31 потоплен 20.6.1944 сов. ТКА ТК-37, ТК-60 в Финском зал. Т-22, Т-30 и Т-32 погибли 20.8.1944 на герм, минах в Нарвском зал. Т-24 потоплен 24.8.1944 брит, авиацией в устье р. Жиронда. Т-34 погиб 20.11.1944 в Балтийском море у о. Рюген на минах, поставленных брит, авиацией или сов. ПЛ Л-3. Т-36 поврежден 3.5.1945 при подрыве на брит, авиационной мине, 4.5.1945 потоплен сов. авиацией у Свинемюнде.
Т-23 и Т-28, полученные по репарациям Великобританией, в 1946 г. переданы Франции как "L'Alsacien" и "Lorrain", сданы на слом соответственно в 1954 и 1959 гг. Т-33 вошел в состав сов. флота как "Примерный", разобран в 1956 г. Т-35 испытывался в США как DD-935, а в 1947 г. продан на запчасти во Францию.
Миноносцы типа 1937 — 9 единиц
Т-13 (S, 26.9.1938/15.6.1939/31.5.1941 — погиб 10.4.1945),
Т-14 (3, 5.11.1938/20.7.1939/14.6.1941 — передан США в 1945),
Т-15 (S, 3.1.1939/16.9.1939/26.6.1941 — погиб 13.12.1943),
Т-16 (S, 1.2.1939/ 20.11.1939/24.7.1941 — исключен 13.4.1945),
Т-17 (3, 24.6.1939/ 13.3.1940/28.8.1941 — передан СССР в 1945),
Т-18 (S, 27.7.1939/ 1.6.1940/22.11.1941 —погиб 17.9.1944),
Т-19 (S, 23.9.1939/20.7.1940/ 18.12.1941 — передан США в 1945),
Т-20 (S, 28.11.1939/12.9.1940/ 5.6.1942 — передан Великобритании в 1945),
Т-21 (3, 27.3.1940/ 2.11.1940/11.7.1942 — передан США в 1945)
853/1098 т; 82/85,2x8,87x2,8 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 31 000 л.с.; 35 уз.; 200 т нефти; 1400 (19) миль. Эк. 119 чел. 1x1 —105-мм/45,1x1 —37-мм/83, 3x1 —20-мм/65,2x3 — 533-мм ТА, 32 ГБ, 30 мин.
Развитие типа 35, направленное на повышение технологичности постройки. Имели более легкий корпус, разделенный на меньшее число отсеков, несколько большую дальность плавания и усиленное вооружение, но в целом оставались такими же неудачными. В начале 1942 г. на Т-13, Т-15, Т-16 и Т-17 вместо кормового ТА установлен 1x4 20-мм автомат; к концу года ТА возвращен на место, 1x4 20-мм перенесен на кормовую надстройку, позже установлены еще 1x4 и 2 — 4x1 20-мм. В конце 1944 г. на Т-13 и Т-18 вместо кормового ТА установлен 1x1 40-мм/56 "бофорс". К концу войны вооружение мм сильно менялось (точные данные отсутствуют). Т-14 имел 1 105-мм, 2x1 37-мм, 2x4 и 2x2 20-мм, 1x3 ТА, 21 86-мм НУР; Т-18 — 1 105-мм, 1x1 40-мм, 1x2 37-мм, 2x4 и 6x1 20-мм, 1x3 ТА; Т-19 — 1 105-мм, 1x1 40-мм, 2x1 37-мм, 2x4 и 2x2 20-мм, 1x3 ТА; Т-20 — 1 105-мм, 2x1 37-мм, 2x4 и 2x2 20-мм, 2x3 ТА, 21 86-мм НУР.
Т-15 погиб 13.12.1943 во время воздушного налета на Киль. Т-16 поврежден 21.2.1944 в результате подрыва на мине у Мемеля — ремонт 6 мес.; поврежден брит, авиацией в Каттегате 10.4.1945 и исключен 13.4.1945. Т-18 потоплен 17.9.1944 сов. бомбардировщиком А-20 у Таллина. Т-13 потоплен 10.4.1945 брит, авиацией в Каттегате. Т-21 затоплен в Скагерраке 16.12.1946.
По репарациям Т-17 передан СССР как "Порывистый", слом в 1955 г. Т-14 и Т-20 в 1946 г. переданы Франции как "Dompaire" и "Baccarat", слом в 1951 г. Т-19 в 1948 г. продан Дании, слом в 1951 г.
Миноносцы типа 1935 — 12 единиц
Т-1 (S, 14.11.1936/17.2.1938/1.12.1939 — погиб 10.4.1945),
Т-2 (S, 14.11.1936/7.4.1938/2.12.1939 — погиб 29.7.1944),
Т-3 (S, 14.11.1936/ 23.6.1938/3.2.1940 — погиб 14.3.1945),
Т-4 (S, 29.12.1936/15.9.1938/ 27.5.1940 — передан Великобритании в 1945),
Т-5 (Dm, 30.12.1936/ 22.11.1937/23.1.1940 —погиб 14.3.1945),
Т-6 (Dm, 3.1.1937/16.12.1937/ 30.4.1940 — погиб 7.10.1940),
Т-7 (Dm, 20.8.1937/18.6.1938/20.12.1939 — погиб 29.7.1944),
Т-8 (Dm, 28.8.1937/10.8.1938/8.10.1939 —затоплен 3.5.1945),
Т-9 (S, 24.11.1936/3.11.1938/4.7.1940 — затоплен 3.5.1945),
Т-10 (S, 24.11.1936/19.1.1939/5.8.1940 — погиб 18.12.1944),
Т-11 (Dm, 1.7.1938/1.3.1939/24.5.1940 — передан Великобритании в 1945),
Т-12 (Dm, 20.8.1938/12.4.1939/3.7.1940 — передан СССР в 1946)
844/1098 (Т-1 — Т-8) или 839/1082 (Т-9 — Т-12) т; 82,16/84,3x8,62x2,83 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 31 000 л.с.; 35 уз.; 190 т нефти; 1070 (19) миль. Эк. 119 чел. 1x1 — 105-мм/45, 3x1 — 20-мм/65, 2x3 — 533-мм ТА, 32 ГБ, 30 мин.
Своеобразные корабли, не имеющие аналогов в других флотах. Разрабатывались как своего рода ТКА дальнего действия, что предопределяло требование низкого силуэта и крайне несбалансированное вооружение (6 ТА всего при одном 105-мм орудии). Орудие ГК имело угол возвышения 50° и устанавливалось на корме, для использования при отходе после внезапных торпедных атак. Оснащались энергетическими установками на паре высоких параметров с котлами Вагнера (70 атм, 460°С). Оказались маломореходными, а из-за перегрузки развивали не более 34,5 уз. По своему прямому назначению практически не использовались.
В 1941 г. на Т-2, Т-4, Т-7 и Т-9 — Т-12 изменили форму носовой оконечности, за счет чего длина корпуса возросла до 87,1 м. В начале 1942 г. на части мм вместо кормового ТА установлены 1x1 и 1x4 20-мм автоматы; к концу года ТА возвращен на место, а 1x4 20-мм перенесен на кормовую надстройку. В июле 1944 г. на Т-1, Т-9 и Т-11 кормовой ТА заменен на 1x1 37-мм, на Т-8, Т-10 и Т-11 установлено по 1x1 40-мм/56 "бофорсу".
Т-3 потоплен 18.9.1940 в Гавре брит, авиацией; поднят в январе 1941 г., вновь введен в строй 12.12.1943. Т-6 погиб 7.10.1940 на брит, минах у побережья Шотландии. Т-2 и Т-7 погибли 29.7.1944 во время налета амер. бомбардировщиков на Бремен; подняты 27.9.1944 и 25.10.1944 соответственно, но не восстановлены. Т-10 потоплен 18.12.1944 брит, бомбардировщиками в Данциге. Т-3 и Т-5 погибли 14.3.1945 в Данцигской бухте на минах, поставленных сов. ПЛ Л-21. Т-1 погиб 10.4.1945 во время воздушного налета на Киль. Т-8 и Т-9 повреждены 3.5.1945 брит, авиацией в Кильской бухте и затоплены экипажами.
Т-4 в 1948 г. продан Дании; слом в 1951 г. Т-11 в 1946 г. передан Франции как "Bir Hakeim", слом в 1951 г. Т-12 передан по репарациям СССР как "Подвижный", исключен в 1959 г.
Миноносцы типа 1924 — 6 единиц
"Wolf", 8.3.1927/12.10.1927/15.11.1928 —погиб 8.1.1941),
"Iltis" (W, 8.3.1927/12.10.1927/1.10.1928 — погиб 13.5.1942),
"Luchs" (W, 2.4.1927/15.3.1928/15.4.1929 — погиб 26.7.1940),
"Tiger" (W, 2.4.1927/ 15.3.1928/15.1.1929 — погиб 27.8.1939),
"Jaguar" (W, 4.5.1927/ 15.3.1928/15.8.1929 — погиб 15.6.1944),
"Leopard" (W, 4.5.1927/ 15.3.1928/1.6.1929 — погиб 30.4.1940)
933/1320 т; 89/92,6x8,6x3,4 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 23 000 л.с.; 34 уз.; 338 т нефти; 1997 (17) миль. Эк. 120 чел. 3x1 — 105-мм/55, 2x1 — 20-мм/65, 2x3 — 533-мм ТА, 30 мин.
Усовершенствованный вариант мм типа 1923. Отличались несколько большими размерами и увеличенной паропроизводительностью котлов. "Wolf и "Leopard" оснащались ТЗА "Brown-Boveri", "Iltis" и "Tiger" — "Vulkan", "Jaguar" и "Luchs" — "Schichau". Предполагалось вооружить эти мм 127-мм орудиями, но под давлением Великобритании были установлены 105-мм/55 новой модели. Первоначально ТА имели калибр 500-мм, в 1931 г. заменены на 533-мм. В 1934 г. на "Leopard" и "Luchs" проходили испытания 127-мм/45 орудия, впоследствии устанавливавшиеся на ЭМ типа 34. К началу войны часть мм перевооружена на новые 105-мм/45 пушки С/32.
В 1936 — 1938 гг. активно действовали у берегов Испании. В конце 1939 г. получили по 8 — 12 ГБ. В 1940 г. добавлены 2x1 20-мм/65 автомата (на "Iltis" — 2x1 37-мм/83); в 1942 г. — 1x4 20-мм/65 (кроме "Iltis").
"Tiger" погиб 27.8.1939 в результате столкновения с ЭМ "Мах Schultz" у о. Борнхольм. "Leopard" погиб 30.4.1940 в результате столкновения с МЗ "Preussen" в Скагерраке. "Luchs" потоплен 26.7.1940 брит. ПЛ "Thames" в р-не Ставангера. "Wolf погиб 8.1.1941 на мине, поставленной брит. СКА в Ла-Манше, "Iltis" потоплен 13.5.1942 брит. ТКА МТВ-221 в Ла-Манше. "Jaguar" погиб 15.6.1944 во время налета брит, авиации на Гавр.
Миноносцы типа 1923 — 6 единиц
"Mowe" (W, 2.3.1925/24.3.1926/1.10.1926 — погиб 15.6.1944),
"Seeadler" (W, 5.10.1925/15.7.1926/15.3.1927 — погиб 13.5.1942),
"Greif" (W, 5.10.1925/15.7.1926/15.7.1927 — погиб 24.5.1944),
"Albatros" (W, 5.10.1925/15.7.1926/15.5.1928 — погиб 10.4.1940),
"Kondor" (W, 17.11.1925/22.9.1926/15.7.1928 — исключен 28.6.1944),
"Falke" (W, 17.11.1925/22.9.1926/15.7.1928 — погиб 15.6.1944)
924/1290 ("Mowe" — 898/1213) т; 85,73/89,25x8,3x3,4 ("Mowe" — 84,7/88,8x8,3x3,3) м; 2 ТЗА, 3 ПК, 23 000 ("Mowe" — 22 100) л.с.; 33 ("Mowe" — 32) уз.; 321 т нефти; 1800 (17) миль. Эк. 120 чел. 3x1 — 105-мм/45, 2x1 — 20-мм/65, 2x3 — 533-мм ТА, 30 мин.
Первые корабли миноносного класса, построенные в Германии в рамках версальских ограничений. Проект разработан на базе мм типа Н-145 периода Первой мировой войны и сохранил компоновку и состав вооружения прототипа. Размещение силовой установки — линейное. Корпус набирался по продольной схеме, при строительстве широко использовалась сварка. Впервые в герм, флоте получили трехтрубные ТА: первоначально калибра 500 мм, в 1931 г. заменены на 533-мм. 105-мм орудия — модели Utof/45 образца 1906 г. Оснащались ПК военно-морского типа и ТЗА различных производителей: "Mowe" — "Blohm und Voss", "Seeadler" — "Germania", "Greif' и "Falke" — "Vulkan", "Albatros" и "Kondor" — "Schichau". Головной "Mowe" отличался меньшими размерами (водоизмещение 798 т, длина 87 м) и иной формой корпуса ("крейсерская" кормовая оконечность вместо транцевой), в 1930 г. был удлинен на 1,8 м; в том же году на всех мм изменили форму мостика и кормовой надстройки.
В 1936 — 1938 гг. действовали у берегов Испании. В начале войны получили по 8 — 12 ГБ. В 1940 г. добавлен 1x1 20-мм/65 автомат, в 1942 г. — 1x4 20-мм/65. Для уменьшения "верхнего" веса срезаны дымовые трубы. "Mowe" в 1941 г. получил новую транцевую корму, длина уменьшена до 88,22 м.
"Albatros" 10.4.1940 при уклонении от огня норв. береговой батареи выскочил на камни в Осло-фьорде, не восстановлен. "Mowe" 8.5.1940 торпедирован брит. ПЛ "Taku" в Северном море, оторвана кормовая оконечность, ремонт— 11 мес. "Seeadler" потоплен 13.5.1942 брит. ТКА МТВ-219 в Ла-Манше. "Greif потоплен 24.5.1944 брит, бомбардировщиком "Альбакор" в зал. Сены. "Mowe" и "Falke" погибли 15.6.1944 во время налета брит, авиации на Гавр. "Kondor" тяжело поврежден 24.5.1944 при подрыве на мине в бухте Сены; 28.6.1944 исключен из списков; 31.7.1944 уничтожен авиацией союзников в Гавре.
Миноносцы периода Первой мировой войны — 12 единиц
Тип T-107: T-107(6. G-7, 1911/7.11.1911/30.4.1912 — передан СССР в 1945),
Т-108 (б. G-8, 1911/21.12.1911/6.8.1912 — передан Великобритании в 1945),
Т-110 (6. G-10, 1911/15.3.1912/28.8.1912 — погиб 5.5.1945),
Т-111 (б. G-11,1911/23.4.1912/28.8.1912 — погиб 3.4.1945).
Тип T-196: Т-196(6.6-196,1910/24.5.1911/2.10.1911— передан СССР в 1945).
Тип Т-190: "Claus von Severn" (б. Т-190, б. V-190, 1910/12.4.1911/ 5.8.1911 —затоплен в 1946).
Тип T-151: Т-151 (б. V-151,1907/14.9.1907/29.2.1908 — передан США в 1946),
"Eduard Jungmann" (б. Т-153, б. V-153, 1910/13.11.1907/ 9.5.1908 — передан США в 1945),
Т-155 (б. V-155, 1907/19.1.1908/ 25.6.1908 — погиб 4.5.1945),
Т-156 (б. V-156, 1907/29.2.1908/ 21.7.1908 — затоплен 3.5.1945),
Т-157 (б. V-157, 1907/29.5.1908/ 27.8.1908 — погиб 22.10.1943),
Т-158 (6. V-158, 1908/23.7.1908/ 24.9.1908 — передан СССР в 1945).
Тип Т-107: 772/884 т; 76,1x7,58x3,13 м; 2 ПТУ, 3 ПК, 16 000 л.с.; 30 уз.; 220 т нефти; 1900 (17) миль. Эк. 91 чел. 1x1 — 105-мм/45, 2x1 — 20-мм/65,1x3 — 533-мм ТА.
Тип Т-196: 766/875 т; 74x7,9x3,3 м; 2 ПТУ, 3 ПК, 11 200 л.с.; 27,3 уз.; 204 т нефти; 1850 (17) миль. Эк. 98 чел. 2x1 — 105-мм/45, 2x1 — 20-мм/65.
Тип Т-190: 766/861 т; 73,9x7,85x3,22 м; 2 ПТУ, 3 ПК, 16 400 л.с.; 30 уз.; 1400 (17) миль. Эк. 99 чел. 1x1 — 105-мм/45, 2x1 — 20-мм/65, 2x1 — 533-мм ТА.
Тип Т-151: 670/796 т; 73,8x7,8x3,22 м; 2 ПМ, 4 ПК, 10 600 л.с.; 29 уз.; 181 т нефти; 3500 (17) миль. Эк. 98 чел. 1x1 — 88-мм/45, 2x1 — 20-мм/65.
Бывшие "большие" миноносцы кайзеровского флота, построенные до начала Первой мировой войны и сохраненные по условиям Версальского договора. В первоначальной нумерации буква обозначала предприятие-строитель (см. список в конце выпуска). Неоднократно модернизировались в 1920 — 1930-е гг. Корабли типа Т-107 до 1937 г. находились в боевом составе, затем использовались как учебные. Остальные числились торпедоловами или вспомогательными кораблями.
Т-196 с 1937 г. являлся флагманским кораблем FdM (ТА демонтированы, оборудованы дополнительные помещения); затем — учебным кораблем. Т-190 29.8.1938 переоборудован в опытовый корабль "Claus von Bevern". Т-151, Т-155, Т-156, Т-157 и Т-158 в 1936 — 1939 гг. переоборудованы в торпедоловы; ТА при этом снимались и заменялись на стеллажи для 12 торпед. Т-156 в 1944 г. переименован в "Bremse". Т-153 в 1938 г. переоборудован в учебно-дальномерный корабль "Eduard Jungmann"; вооружение демонтировано, оборудовано 6 дальномерных постов; в 1940 г. установлены 1 88-мм/45 и 1 — 2 20-мм.
Т-110 потоплен 5.5.1945 брит, авиацией в Травемюнде. Т-111 погиб 3.4.1945 во время налета амер. авиации на Киль. Т-155 потоплен 4.5.1945 сов. авиацией в Свинемюнде. Т-156 ("Bremse") затоплен в Киле 3.5.1945. Т-157 погиб 22.10.1943 на мине у Хельского п-ова.
Т-107, Т-158, Т-196 по репарациям переданы СССР как "Поражающий", "Прозорливый", "Пронзительный". "Claus von Bevern" затоплен в Скагерраке в 1946 г.; остальные разобраны в 1947 — 1949 гг.
Миноносцы типа "Lowe" — 4 единицы
"Lowe" (б. "Gyller", Но, 1936/7.7.1938/1.8.1939 — возвращен Норвегии в 1945),
"Leopard" (б. "Balder", Но, 1938/11.10.1939/26.6.1940 — возвращен Норвегии в 1945),
"Panther" (б. "Odin", Но, 1938/24.1.1939/ 17.11.1939 — возвращен Норвегии в 1945),
"Tiger" (б. "Tor", Fr, 1938/ 9.9.1939/13.6.1940 — возвращен Норвегии в 1945)
597/708 ("Lowe") или 632/719 (остальные) т; 72/74,3x7,8x2,1—2,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 12 500 л.с.; 30 уз.; 100 т нефти; 3500 (15) миль. Эк. 86 — 88 чел. 2x1 (3x1 на "Lowe") — 100-мм/40, 1x1 — 40-мм/56, 1x2 (2x2 на "Lowe") — 533-мм ТА, 24 мины.
Бывшие норв. мм типа "AEgir". "Gyller" и "Odin" захвачены в Кристиансанне 11.4.1940; "Balder" захвачен 9.4.1940 в Хортене в недостроенном состоянии, "Тог" в тот же день затоплен норвежским экипажем в Фред-рикстаде во время прохождения испытаний; поднят герм, спасателями и после восстановительного ремонта введен в строй. В январе 1941 г. переоборудованы в торпедоловы, прежняя артиллерия и ТА сняты, установлены 1 105-мм/45 орудие, 1 37-мм/83 и 2 20-мм/65 автоматы. Зимой 1941/42 г. на "Panther" добавлены еще 2 20-мм/65 автомата. После войны возвращены Норвегии под прежними названиями.
Миноносцы типа ТА-9 — 5 единиц
ТА-9 (б. "Bombarde", LoiN, 18.2.1935/23.3.1936/16.8.37 — погиб 23.8.1944),
ТА-10 (б. "La Pomone", LoiN, 22.11.1933/25.1.1935/ 1.12.1936 — затоплен 27.9.1943),
ТА-11 (б. "L'lphigenie", LoiN, 14.12.1933/18.4.1935/1.11.1936 — погиб 10.9.1943),
ТА-12 (б. "Baliste", Dq, 20.9.1934/17.3.1937/24.5.1938 — погиб 22.9.1943),
ТА-13 (б. "La Bayonnaise", SO, 18.10.1934/28.1.1936/1.4.1938 — затоплен 25.8.1944).
680/911 т; 76/80,7x7,96x3,07 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 22 000 л.с.; 34 уз.; 167 т нефти; 1000 (20) миль. Эк. 105 чел. 2x1 — 100-мм/45, 1x1 — 37-мм/83, 1x4 и 5x1 — 20-мм/65, 1x2 — 550-мм ТА.
Бывшие франц. мм 600-тонного класса. "L'lphigenie", "Bombarde", "La Pomone" и "Baliste" 8.12.1942 захвачены герм, войсками в Бизерте (Тунис) и 28.12.1942 переданы итал. флоту как FR-41, FR-42, FR-43 и FR-45; "La Bayonnaise" 27.10.1942 затоплен экипажем в Тулоне, поднят итальянцами и включен в состав итал. флота как FR-44. В апреле 1943 г. переданы итальянцами герм, флоту и перешли на ремонт в Тулон. Орудия ГК и ТА оставлены французские, средства ПВО усилены за счет установки герм. 37-мм и 20-мм автоматов. Реальная скорость не превышала 30 уз.
ТА-9 разоружен в Тулоне в 9.1943; потоплен там же 23.8.1944 авиацией союзников. ТА-10 поврежден в бою с брит. ЭМ "Eclipse" в Эгейском море, затоплен 27.9.1943 у о. Родос. ТА-11 10.9.1943 поврежден итал. танками, потоплен итал. мм "Aliseo" и KB "Cormorano" в Пьомбино (о. Эльба). Ремонт ТА-12 и ТА-13 не был завершен: первый потоплен во время налета амер. бомбардировщиков В-17 на Тулон 22.9.1943, второй затоплен в Тулоне 25.8.1944.
Миноносец ТА-14 — 1 единица
ТА-14 (б. "Turbine", Od, 24.3.1925/21.4.1927/27.8.1927 — погиб 15.9.1944)
Нормальное — 1356 т; 91,3/93,2x9,2x3,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с.; 36 уз.; 400 т нефти; 2150 (15) миль. Эк. 180 чел. 2x2 — 120-мм/45, 3x1 — 37-мм/54, 18 — 20-мм/ 65, 1x3 — 533-мм ТА, 2 БМБ.
Бывший итал. ЭМ, головной корабль одноименного типа, захвачен в Пирее в сентябре 1943 г. К тому времени кормовой ТА был заменен на 2 37-мм/54 автомата и дополнительно установлены 8 20-мм/65.
Немцы установили еще 1 37-мм/54 и 10 20-мм/65 итал. производства. Реальная скорость составляла 27 уз. Действовал в Эгейском море. Поврежден авиацией 1.2.1944; тяжело поврежден в результате саботажа 19.6.1944; погиб 15.9.1944 в Саламине во время налета амер. бомбардировщиков.
Миноносец ТА-15 — 1 единица
ТА-15 (б. "Francesco Crispi", Pa, 21.2.1923/12.9.1925/29.4.1927 — погиб 8.3.1944)
Нормальное — 1261 т; 82,5/84,9x8,6x3,6 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 36 000 л.с.; 35 уз.; 233 т нефти; 1309 (15) миль. Эк. 174 чел. 2x2 — 120-мм/45, 4x1 — 20-мм/70, 2x2 — 533-мм ТА, 2 БМБ.
Бывший итал. ЭМ типа "Sella", захвачен герм, войсками в сентябре 1943г. Перевооружен: снят кормовой ТА, установлены 1 40-мм/56 и 2 37-мм/54 (итальянские), реальная скорость — около 28 уз. В начале 1944 г. установлен 1x4 20-мм/65. К тому времени имел серьезные неисправности механизмов: действовал только левый ТЗА, скорость не более 15 уз.
Корабль служил в Эгейском море. Потоплен 8.3.1944 в р-не Ираклиона (о. Крит) ракетами брит, самолетов.
Миноносцы типа ТА-16 — 2 единицы
ТА-16 (б. "Castelfidardo", Or, 1.12.1920/17.3.1923/24.5.1924 — погиб 2.6.1944),
ТА-19 (6. "Calatafimi", Or, 20.7.1920/4.6.1922/7.3.1924 — погиб 9.8.1944)
953/1210 т; 84,6/84,7x8x2,5 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 22 000 л.с.; 32 уз.; 206т нефти. Эк. 134 чел. Вооружение: ТА-16: 2x2 — 102-мм/45, 4x1 — 20-мм/65, 2x3 — 450-мм ТА, 16 мин; ТА-19: 1x2 — 102-мм/45, 1x1 — 102-мм/45, 5x1 — 20-мм/65, 1x2 — 533-мм ТА, 16 мин.
Устаревшие итал. мм типа "Curtatone", захваченные в бассейне Эгейского моря в сентябре 1943г.ТА-16 вошел встрой герм, флота 14.11.1943, ТА-19 — 13.10.1943. Реальная скорость к тому времени не превышала 24 уз., дальность плавания — 600 (12) миль. Модернизировано вооружение: на ТА-16 стало 2x2 102-мм/45, 1 40-мм/56, 1x4 и 5x1 20-мм/65, 1x3 450-мм ТА; на ТА-19 — 1x2 102-мм/45, 1x1 37-мм/ЗЗ, 5x1 20-мм/65, 1x2 533-мм ТА.
Действовали в Эгейском море. ТА-16 поврежден брит, авиацией 31.5.1944 — оторвана носовая оконечность; 2.6.1944 погиб в порту Ираклион (о. Крит) в результате взрыва на п/х "Gertrud". ТА-19 поврежден ракетами с брит, самолетов 19.6.1944 — ремонт 1 мес.; 9.8.1944 потоплен торпедой греч. ПЛ "Pipinos" у о. Самос.
Миноносцы типа ТА-17 — 2 единицы
ТА-17 (б. "San Martino", Or, 30.4.1917/8.9.1920/10.10.1922 — затоплен 12.10.1944),
ТА-18 (б. "Solferino", Or, 21.4.1917/28.4.1920/ 31.10.1921 — погиб 19.10.1944).
925/1160 т; 80,1/81,9x8x3,1 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 18 000 л.с.; 32 уз.; 100 т нефти; 1970 (15) миль. Эк. 134 чел. 2x1 — 102-мм/45, 6x1 — 20-мм/65, 2x2 — 450-мм ТА.
Устаревшие итал. мм типа "Palestro", захваченные в Пирее 9.9.1943. Вошли в состав герм, флота 28.10.1943 (ТА-17) и 25.7.1944 (ТА-18). Реальная скорость к тому времени составляла около 25 уз., дальность плавания — 600 (20) миль. Вооружение модернизировано еще итальянцами, впоследствии на ТА-17 установлен 1x1 37-мм/83 автомат; на ТА-18 еще 4 20-мм, а 2x2 450-мм ТА, располагавшиеся по-бортно, заменены на 1x2 533-мм ТА в диаметральной плоскости.
Действовали в Эгейском море. ТА-17 поврежден в результате подрыва на мине 18.6.1944 — ремонт не закончен; 18.9.1944 поврежден во время воздушного налета; 12.10.1944 затоплен в Саламине. ТА-18 19.10.1944 поврежден в бою с брит. ЭМ "Termagant" и "Tuscan" в Эгейском море, выбросился на берег о. Скиатос и уничтожен.
Миноносец ТА-20 — 1 единица
ТА-20 (б. "Audace", Y, 1.10.1913/27.9.1916/1.3.1917 — погиб 1.11.1944)
890/71152 т; 83,9/87,2x7,2x2,8 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 22 000 л.с.; 28 уз.; 248 т нефти; 2180 (15) миль. Эк. 138 чел. 2x1 — 102-мм/35, 10x2 — 20-мм/65, 20 мин.
Заложен для японского флота как "Kawakaze", во время достройки в 1916 г. передан Италии как "Audace". В 1938 г. переоборудован в корабль управления радиоуправляемого корабля-мишени "San Marco" (при этом сняты ТА), но продолжал числиться мм. 12.9.1943 захвачен герм, войсками в Венеции; 21.10.1943 вошел в состав герм, флота как ТА-20. Перевооружен: установлено 2x1 102-мм/35, 1x2 37-мм/54, 1x4 и 6x1 20-мм/65 (по некоторым сведениям, первоначально имел 2x2 450-мм ТА вместо двух 20-мм автоматов).
Действовал на Адриатике. 1.11.1944 потоплен брит. ЭскМ "Avon Vale" и "Wheatland" у о. Паг.
Миноносец ТА-21 — 1 единица
ТА-21 (б. "Insidioso", Pa, 30.9.1913 — погиб 5.11.1944)
758/890 т; 73x7,3x2,4 м; 2 ПТУ, 3 ПК, 12 000 л.с.; 24 уз.; 128 т нефти; 1700 (15) миль. Эк. 130 чел. 1x1 — 102-мм/45, 2x2 — 20-мм/70, 1x2 — 533-мм ТА.
Устаревший итал. мм типа "Indomito" — первой серии итал. "трехтрубных" ЭМ с турбинной ЭУ. Исключен в 1938 г., но в 1941 г. вновь введен в состав итал. флота после модернизации, в ходе которой сняты один ПК и носовая труба, скорость упала до 24 уз. 10.9.1943 захвачен в Поле герм, войсками и 8.11.1943 введен в строй как ТА-21. Перевооружен: ТА снят, установлено второе 102-мм орудие, 5 20-мм и 2 13-мм.
Действовал на Адриатике. 9.8.1944 поврежден авиацией союзников; 5.11.1944 потоплен в Фиуме брит, торпедоносцем.
Миноносцы типа ТА-22 — 2 единицы
ТА-22 (б. "Guiseppe Missori", Od, 19.1.1914/20.12.1915/7.3.1916 — затоплен 2.5.1945),
ТА-35 (б. "Guiseppe Dezza", Od, 12.9.1913/ 26.10.1915/1.1.1916 — погиб 17.8.1944)
740/900 т; 71,9/73x7,3x2,7 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 16 000 п.с.; 25 уз.; 150 т нефти; 1700 (15) миль. Эк. 95 чел. 2x1 — 102-мм/35, 6x1 — 20-мм/65, 2x1 — 450-мм ТА, 10 мин.
Устаревшие итал. мм типа "Pilo". "Guiseppe Missori" 10.9.1943 захвачен герм, войсками в Дураццо (Албания); 3.12.1943 вошел в состав герм, флота как ТА-22, но до января 1944 г. частично сохранялся итал. экипаж. "Guiseppe Dezza" 16.9.1943 затоплен в Фиуме во избежание захвата немцами; поднят герм, спасателями, отремонтирован и 9.6.1944 вошел в строй герм, флота как ТА-35.
С ТА-22 в 1944 г. снято носовое 102-мм орудие, установлены 4 20-мм автомата, 2x1 450-мм ТА заменены на 1x2 533-мм; на ТА-35 число 20-мм автоматов увеличено до 15, возможно, снимались ТА. Численность экипажа возросла до 130 чел.
Действовали на Адриатике. ТА-22 25.6.1944 тяжело поврежден брит, авиацией юго-вост. Триеста; 11.8.1944 разоружен; 2.5.1945 затоплен в Триесте. ТА-35 погиб на мине в р-не Полы 17.8.1944.
Миноносцы типа ТА-23 — 3 единицы
ТА-23 (б. "Impavido", CT, 15.8.1941/24.2.1943/30.4.1943 — погиб 25.4.1944),
ТА-25 (б. "Intrepido", CT, 31.1.1942/8.9.1943/16.1.1944 — погиб 21.6.1944),
ТА-26 (б. "Ardito", An, 3.4.1941/14.3.1942/30.6.1942 — погиб 15.6.1944).
1113/1683 т; 82,5/87,8x9,9x3,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 16 000 л.с.; 26 уз.; 430 т нефти; 2800 (14) миль. Эк. 175 — 200 чел. 3x1 (2x1 на ТА-25) — 100-мм/47, 4x2 — 20-мм/70, 2x2 — 450-мм ТА, 4 БМБ.
Бывшие итал. мм типа "Ciclone". "Impavido" и "Ardito" 18.9.1943 захвачены герм, войсками в Портоферрайо (о. Корсика); вошли в состав герм, флота 9.10.1943 и 19.12.1943 как ТА-23 и ТА-26 соответственно. "Intrepido" 9.9.1943 (на следующий день после спуска на воду) захвачен в Рива-Тригосо в недостроенном состоянии; достроен немцами и 16.1.1944 вошел в состав герм, флота как ТА-25. Зенитное вооружение усиливалось: точных данных нет, но известно, что устанавливались 2 37-мм автомата, а также дополнительные 20-мм в одинарных установках.
Все корабли действовали у зап. побережья Италии (в Лигурийском и Тирренском морях). ТА-23 тяжело поврежден 25.4.1944 в результате подрыва на мине, выставленной итал. мм "Sirio" зап. о. Капри, потоплен торпедой с ТА-29. ТА-25 потоплен 21.6.1944 брит. ТКА у Виареджо. ТА-26 потоплен 15.6.1944 амер. ТКА РТ-552, РТ-558, РТ-559 зап. Специи.
Миноносцы типа ТА-24 — 13+2 единицы
ТА-24 (б. "Ariete", An, 15.7.1942/27.3.1943/4.10.1943 — погиб 18.3.1945),
ТА-27 (б. "Auriga", An, 15.7.1942/15.4.1943/28.12.1943 — погиб 9.6.1944),
ТА-28 (б. "Rigel", An, 15.7.1942/22.5.1943/23.1.1944 —погиб 4.9.1944),
ТА-29 (б. "Eridano", An, 15.7.1942/12.7.1943/6.3.1944 — погиб 18.3.1945),
ТА-30 (б. "Dragone", An, 15.7.1942/14.8.1943/ 15.5.1944 — погиб 15.6.1944),
ТА-36 (б. "Stella Polare", Q, 1.4.1942/ 11.7.1943/15.1.1944 — погиб 18.3.1944),
ТА-37 (б. "Gladio", CRDA, 9.1.1943/15.6.1943/8.1.1944 — погиб 7.10.1944),
ТА-38 (б. "Spada", CRDA, 9.1.1943/1.7.1943/12.2.1944 — погиб 13.10.1944),
ТА-39 (б. "Daga", CRDA, 9.1.1943/15.7.1943/27.3.1944 — затоплен 16.10.1944),
ТА-40 (б. "Pugnale", CRDA, 9.1.1943/1.8.1943/17.10.1944— затоплен 1.5.1945),
ТА-41 (б. "Lancia", CRDA, 24.3.1943/7.5.1944/7.9.1944 — затоплен 1.5.1945),
ТА-42 (б. "Alabarda", CRDA, 24.3.1943/7.5.1944/ 27.9.1944 — погиб 21.3.1945),
ТА-45 (б. "Spica", CNQ, 14.1.1942/1943/ 8.9.1944 — погиб 13.4.1945),
ТА-46 (б. "Fionda", CNQ, 26.8.1942/нет данных/не достроен — затоплен 3.5.1945),
ТА-47 (б. "Balestra", CNQ, 5.9.1942/не достроен — затоплен 3.5.1945)
745/1110 т; 81,1/83.5x8,62x3,15 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 22 000 л.с.; 31,5 уз.; 210 т нефти; 1020 (15) миль. Эк. 94 чел. 2x1 — 100-мм/47, 3x2 и 4x1 — 20-мм/65, 2x3 — 533-мм ТА, 2 БМБ, 28 мин.
В 1942 г. итал. флот заказал серию из 42 миноносцев типа "Ariete", из которых было заложено 16, а войти в строй до капитуляции Италии успел только головной "Ariete". Остальные захватили герм, войска в сентябре 1943 г. в различных стадиях готовности — их достройку продолжили уже для герм, флота без изменений первоначального проекта, лишь 450-мм ТА заменялись на 533-мм. Ввиду трудностей военного времени мм несколько отличались составом вооружения. На ТА-38 и ТА-39 устанавливались только 1x3 ТА; ТА-37 — 1x2 и 1x3 ТА. Эти три мм имели 40-мм/56 автоматы; оставшиеся корабли частично вооружалась герм, или итал. 37-мм и 20-мм автоматами (последние — в одиночных, спаренных и счетверенных установках). В реальных условиях развивали около 28 уз.
Пять единиц (ТА-24, ТА-27 — ТА-30) действовали на зап. побережье Италии. ТА-27 потоплен 9.6.1944 амер. авиацией в Портоферрайо. ТА-30 потоплен 16.5.1944 амер. ТКА РТ-552, РТ-558 и РТ-559 зап. Специи. ТА-28 разрушен 4.9.1944 амер. бомбардировщиками в сухом доке в Генуе. ТА-24 и ТА-29 потоплены 18.3.1945 брит. ЭМ "Meteor" и "Lookout" в Генуэзском заливе. Три корабля действовали в Эгейском море. ТА-37 потоплен 7.10.1944 брит. ЭМ "Termagant" и "Tuscan" в Салоникском заливе. ТА-38 9.10.1944 сел на мель у Волоса, 13.10.1944 разрушен брит, авиацией. ТА-39 погиб 16.10.1944, подорвавшись на дрейфующей мине юж. Салоник. Оставшиеся мм находились на Адриатике. ТА-36 погиб 18.3.1944 на мине юго-зап. Фиуме. ТА-40 поврежден 20.2.1945 брит, авиацией в Фиуме; 1.5.1945 затоплен в Триесте. ТА-41 тяжело поврежден 17.2.1945 брит, авиацией в Сан-Рокко; 1.5.1945 затоплен в Триесте. ТА-42 потоплен 21.3.1945 брит, авиацией в Венеции. ТА-45 потоплен 13.4.1945 брит. ТКА МТВ-670 и МТВ-697 в проливе Морлакка. Недостроенные ТА-46 и ТА-47 повреждены 20.2.1945 брит, авиацией в Фиуме; затоплены 3.5.1945; после войны подняты и достроены для югославского флота.
Миноносец ТА-31 — 1 единица
ТА-31 (б. "Dardo", Od, 23.1.1929/6.9.1930/25.1.1932 — затоплен 24.4.1945)
1400/2116 т; 92,2/94,1x10x3,2 — 4,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 44 000 л.с.; 38 уз.; 630 т нефти; 2800 (15) миль. Эк. 195 чел. 2x2 — 120-мм/50, 2x1 — 37-мм/54, 3x2 — 20-мм/70, 5x1 — 20-мм/65, 1x3 — 533-мм ТА, 30 мин.
Бывший итал. ЭМ, головной корабль одноименного типа. В 1941 г. затонул в Палермо, поднят и поставлен в ремонт, в ходе которого ширина увеличена на 1,2 м, снят КДП, установлен радар герм, производства. 9.9.1943 захвачен герм, войсками в Генуе и после завершения ремонта 18.6.1944 введен в состав герм, флота как ТА-31. Вооружение усилено двумя 37-мм. Из-за низкого качества ремонта миноносец страдал от ненадежности ЭУ, реальная скорость не превышала 30 уз.
25.10.1944 поврежден в Генуе амер. авиацией; исключен из состава флота; 24.4.1945 затоплен в Генуе.
Миноносец ТА-32 — 1 единица
ТА-32 (б. "Premuda", 6. "Dubrovnik", Y, 10.6.1930/12.10.1931/5.1932 — затоплен 25.4.1945)
2080/2884 т; 111,1/113,2x10,7x3,6 — 4,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 42 000 л.с.; 37 уз.; 590 т нефти; 4690 (18) миль. Эк. 220 чел. 4x1 — 105-мм/45, 4x2 — 37-мм/54, 7x4 и 4x2 — 20-мм/65,1x3 — 533-мм ТА, 40 мин.
Бывший югославский ЭМ "Dubrovnik", захваченный в 1941 г. и введенный в состав итал. флота как "Premuda". 9.9.1943 захвачен герм, войсками в Генуе во время ремонта. Планировалось переоборудование его в корабль наведения ночных истребителей с установкой РЛС "Freya" и вооружением из 3x1 105-мм орудий, 2x1 37-мм и 4x1 20-мм автоматов, но 18.6.1944 последовало решение о переоборудовании в мм. Установлены герм. 105-мм пушки и 20-мм автоматы, а также итал. 37-мм автоматы. Реальная скорость — около 30 уз. Вступил в строй герм, флота 18.8.1944 как ТА-32. Действовал в Лигурийском море. Затоплен в Генуе 25.4.1945.
Миноносец ТА-33 — 0+1 единица
ТА-33 (б. "Corsaro", б. "Squadrista", ОТО, 4.9.1941/12.9.1942/не достроен — затоплен 25.4.1945)
1830/2460 т; 101,6/106,7x10,2x4,4 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 48 000 л.с.; 38 уз.; 516 т нефти; 2200 (20) миль. Эк. 228 чел. 3x1 — 105-мм/45, 2x2 — 37-мм/54, 4x2 — 20-мм/65, 2x3 — 533-мм ТА, 80 мин.
Бывший итал. ЭМ "Corsaro" (до июля 1943 г. — "Squadrista") — представитель 2-й серии кораблей типа "Soldati". 9.9.1943 захвачен герм, войсками в Ливорно недостроенным, переведен на достройку в Геную. Планировалось переоборудование в корабль наведения ночных истребителей с установкой РЛС "Freya" и 3x4 20-мм/65 автоматов; но затем начато переоборудование в мм. Получил наименование ТА-33, но в строй не вошел. 4.9.1944 во время испытаний потоплен амер. авиацией в Генуе.
Миноносцы ТА-34 и ТА-48 — 2 единицы
ТА-34 (б. Т-7, б. 96F, Dan, 24.2.1915/8.7.1916/10.11.1916 — погиб 24.6.1944),
ТА-48 (б. Т-3, б. 78Т, STT, 22.10.1913/4.3.1914/23.8.1914 — погиб 20.2.1945)
ТА-34: 244/330 т; 58,8x5,84x1,6 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5000 л.с.; около 20 уз.; 20 т угля + 31 т нефти; 1200 (16) миль. Эк. 39 чел. 2 — 76-мм/60, 2 — 20-мм, 1x2 — 450-мм ТА.
ТА-48: 267/324 т; 57,8x5,75x1,6 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5000 л.с.; около 20 уз.; 18 т угля + 24 т нефти; 1000 (16) миль. Эк. 35 чел. 2 — 76-мм/60, 4 — 13,2-мм, 1x2 — 450-мм ТА.
Бывшие австро-венгерские мм 78T и 96F — представители крупной серии мореходных мм "250-тонного" типа. В 1920 г. вошли в состав югославского флота как Т-3 и Т-7, в 1941 г. захвачены и введены в состав итал. флота под прежними номерами.
Т-7 в сентябре 1943 г. захвачен герм, войсками в Гравосе, 11.9.1943 переименован в ТА-34. 8.2.1944 передан ВМС Хорватии как Т-7. Потоплен 24.6.1944 брит, катерами MGB-659, MGB-662, МТВ-670 у о. Муртер.
Т-3 захвачен герм, войсками в Фиуме 16.9.1943, вступил в строй герм, флота 16.10.1943 как ТА-48. Перевооружен: 2x1 37-мм, 1x4 и 2x2 20-мм автомата, ТА сняты. С августа по декабрь 1944 г. служил в составе ВМС Хорватии как Т-3, позже сохранял преимущественно хорватский экипаж. Потоплен авиацией союзников в Триесте 20.2.1945.
Миноносец ТА-43 — 1 единица
ТА-43 (6. "Sebenico", б. "Beograd", LoiN, 1936/23.12.1937/28.4.1939 — затоплен 1.5.1945)
1210/1681 т; 96,4/98x9,45x3,18 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с.; 38 уз.; 120 т нефти; 1200 (16) миль. Эк. 183 чел. 4x1 — 105-мм/45, 2x2 и 4x1 — 37-мм/54, 1x4, 4x2 и 4x1 — 20-мм/65, 1x3 — 533-мм ТА, 30 мин.
Бывший югославский ЭМ "Beograd", захваченный в 1941 г. и введенный в состав итал. флота как "Sebenico". 11.9.1943 захвачен немцами в Венеции во время ремонта, переведен для переоборудования в Триест, вступил в строй герм, флота 17.10.1944 как ТА-43. Установлены герм. 105-мм орудия и 20-мм автоматы, итал. 37-мм. Действовал на Адриатике. Затоплен в Триесте 1.5.1945.
Миноносец ТА-44 — 1 единица
ТА-44 (б. "Antonio Pigafetta", CNQ, 29.12.1928/10.11.1929/1.5.1931 — погиб 17.2.1945)
2129/2975 т; 105,5/109,3x11,2x4,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 50 000 л.с.; 34 уз.; 680 т нефти. Эк. 170чел. 3x2 —120-мм/50, 2x1 — 37-мм/54, 2x1 — 20-мм/70, 5x1 — 20-мм/65,1x3 — 533-мм ТА, 52 мины.
Бывший итал. ЭМ "Antonio Pigafetta" типа "Navigatori". 11.9.1943 захвачен герм, войсками в Фиуме, 14.10.1944 вошел в состав герм, флота как ТА-44. Погиб 17.2.1945 при налете брит, авиации на Триест.
Миноносец ТА-49 — 0+1 единица
ТА-49 (6. "Lira", CNQ, 7.12.1936/12.9.1937/1.1.1938 — погиб4.11.1944)
632/719 т; 72/74,3x7,8x2,1 — 2,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 12 500 л.с.; 30 уз.; 100 т нефти; 3500 (15) миль. Эк. 72 чел. 2x1 — 100-мм/40,1x1 —40-мм/56,1x2 — 533-мм ТА, 24 мины.
Бывший итал. ЭМ "Lira" типа "Spica". 9.9.1943 затоплен в Специи во избежание захвата герм, войсками; поднят немцами 15.5.1944 и поставлен в ремонт, который не был завершен. 4.11.1944 погиб во время воздушного налета на Специю.