Тральщики

 

Тральщики типа 1943 — 17 единиц

51.jpg

 

М-601 (N, нет данных/31.8.1944/22.11.1944 — передан Великобрита­нии в 1945),

М-602 (N, нет данных/21.10.1944/14.12.1944 — передан Великобритании в 1945),

M-603 (N, нет данных/2.11.1944/31.12.1944 — передан Великобритании в 1945),

М-604 (N, нет данных/10.11.1944/ 18.1.1945 — передан Великобритании в 1945),

М-605 (N, нет данных/ 13.12.1944/3.2.1945 — передан Великобритании в 1945),

М-606 (N, нет данных/20.12.1944/16.3.1945 — передан США в 1945),

М-607 (N, нет данных/30.12.1944/16.3.1945 — передан США в 1945),

М-608 (N, нет данных/20.1.1945/20.3.1945 — передан США в 1945),

М-609 (N, нет данных/29.1.1945/27.3.1945 — передан США в 1945),

М-610 (N, нет данных/27.2.1945/5.10.1945 — передан Великобритании в 1945),

М-611 (N, нет данных/12.3.1945/1945 — передан США в 1945),

М-612 (N, нет данных/23.3.1945/1.4.1945 — передан Великобритании в 1945),

М-801 (Sk, нет данных/9.9.1944/3.12.1944 — передан США в 1945),

М-802 (Sk, нет данных/29.9.1944/4.1.1945 — погиб 3.4.1945),

М-803 (Sk, нет данных/19.10.1944/17.1.1945 — передан США в 1945),

М-804 (Sk, нет данных/1.11.1944/23.1.1945 —погиб 11.3.1945),

M-805 (Sk, нет данных/9.11.1944/26.1.1945 — погиб 11.3.1945).

 

582/821 т; 63,1/67,8x9x1,9 — 2,7 м; 2 ПМ + 2 ТЗА, 2 ПК, 1800 + 900 л.с.; 16,7 уз.; 136 т угля; 4000 (10) миль. Эк. 96 чел. 2x1 — 105-мм/45, 2x1 — 37-мм/57,1x4 и 2x1 — 20-мм/65, 2x1 533-мм ТА, 4 БМБ (36 ГБ), 24 мины.

 

Дальнейшее развитие типа 1940, приспособленного под секцион­ный метод постройки. На верфях корабли собирались из семи круп­ных секций, строившихся на предприятиях нескольких стран. Конст­рукция ЭУ повторяла тип 1940, но отопление котлов стало полностью угольным. Могли использоваться в качестве учебно-торпедных кораб­лей, для чего имели по 2 ТА, которые в отличие от типа 1940 устанав­ливались в средней части корпуса. Заказано 160 единиц, постройка секций начата для 49 (М-601 — М-633, М-801 — М-816), из них к кон­цу войны вошло в строй 17, еще 13 находились на верфях в различ­ной степени готовности (М-807 и М-808 достроены в конце 1945 г.), для остальных часть секций осталась незавершенной.

М-802, М-804 и М-805 потоплены авиацией союзников в Киле.

 

Тральщики типа 1940 — 131 единица

52.jpg

 

М-261 (AW, нет данных/10.4.1942/10.9.1942 —передан Великобрита­нии в 1945),

М-262 (AW, нет данных/25.6.1942/30.12.1942 — затоплен 25.8.1944),

М-263 (AW, нет данных/17.12.1942/18.5.1943 — погиб 6.8.1944),

М-264 (AW, нет данных/19.5.1943/21.9.1943 — погиб 8.7.1944),

M-265 (AW, нет данных/21.9.1943/15.1.1944 —передан СССР в 1945),

М-266 (AW, нет данных/18.3.1944/15.8.1944 —погиб 11.3.1945),

М-267 (AW, нет данных/13.6.1944/8.3.1945 — передан СССР в 1945),

М-271 (RW, нет данных/1942/30.1.1943 —погиб 5.8.1944),

М-272 (RW, нет данных/1942/26.3.1943 — передан Великобритании в 1945),

М-273 (RW, нет данных/1943/15.5.1943 — погиб 12.1.1945),

М-274 (RW, нет данных/1943/12.6.1943 — затоплен 4.9.1944),

М-275 (RW, нет данных/ 25.5.1943/4.9.1943 — передан Великобритании в 1945),

М-276 (RW, нет данных/1943/30.10.1943 — затоплен 4.9.1944),

М-277 (RW, нет данных/25.11.1943/5.2.1944 — погиб 9.5.1944),

М-278 (RW, нет дан­ных/25.1.1944/20.4.1944 — передан США в 1945),

М-279 (RW, нет дан­ных/4.7.1944/21.10.1944—передан СССР в 1945),

M-280 (RW, нет дан­ных—затоплен 26.7.1946),

М-291 (Lm, 1.5.1942/27.3.1943/5.8.1943 — передан СССР в 1945),

М-292 (Lm, 15.8.1942/19.6.1943/24.11.1943 — погиб 21.8.1944),

М-293 (Lm, нет данных/1943/26.4.1944 — погиб 2.5.1945),

М-301 (Uw, 27.8.1940/9.4.1941/11.10.1941— погиб 4.5.1945),

М-302 (Uw, 28.11.1940/28.7.1941/18.4.1942 — передан Великобрита­нии в 1945),

М-303 (Uw, 1.5.1941/29.12.1941/5.9.1942 — погиб 11.10.1944),

М-304 (Uw, нет данных/30.4.1942/17.11.1942 — затоплен 25.8.1944),

М-305 (Uw, нет данных/20.10.1942/15.2.1943 — погиб 17.1.1945),

М-306 (Uw, нет данных/19.12.1942/4.5.1943 — передан Великобритании в 1945),

М-307 (Uw, нет данных/16.6.1943/ 11.10.1943 — погиб 21.7.1944),

М-321 (О, нет данных/29.3.1941/19.9.1941 — передан Великобритании в 1945),

М-322 (О, 23.9.1940/ 31.5.1941/6.12.1941—погиб 10.1.1945),

М-323(О,23.11.1940/9.8.1941/ 11.6.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-324 (О, 20.1.1941/20.9.1941/28.11.1942 — передан СССР в 1945),

М-325 (О, 10.5.1941/ 31.10.1942/18.6.1943 —погиб 5.8.1944),

М-326 (0,12.5.1941/30.1.1943/ 23.10.1943 — передан Великобритании в 1945),

М-327 (О, 3.11.1941/ 12.6.1943/4.3.1944 — передан Великобритании в 1945),

М-328 (О, 16.6.1942/12.6.1943/18.8.1944 —передан США в 1945),

M-329 (LM, нет данных/27.5.1943/24.3.1944 — погиб 30.3.1945),

М-330 (LM, нет дан­ных/7.2.1944/21.10.1944—передан СССР в 1945),

М-341 (N,28.9.1940/ 10.6.1941/19.4.1942 — передан СССР в 1945),

М-342 (N, нет данных/ 11.6.1941/7.6.1942 — передан СССР в 1945),

М-343 (N, 15.10.1940/ 6.12.1941/20.9.1942 — погиб 14.6.1944),

М-344 (N, 15.10.1940/ 13.12.1941/14.12.1942 — затоплен 23.8.1944),

М-345 (N, 15.5.1941/ 27.6.1942/24.1.1943 — погиб 18.5.1943),

М-346 (N, нет данных/ 27.6.1942/18.4.1943 —погиб 17.6.1943),

М-347 (N, 4.7.1941/7.11.1942/4.7.1943 — погиб 25.8.1944),

М-348 (N, 4.7.1941/7.11.1942/19.9.1943 — передан СССР в 1945),

М-361 (S, нет данных/5.3.1941/25.7.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-362 (S, нет данных/1.4.1941/26.10.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-363 (S, нет данных/ 31.5.1941/5.1.1943 — затоплен 25.8.1944),

М-364 (S, нет данных/ 9.8.1941/4.3.1943 — передан Великобритании в 1945),

М-365 (S, нет данных/25.7.1942/20.4.1943 —передан Великобритании в 1945),

М-366 (S, нет данных/5.9.1942/11.6.1943 — погиб 8.8.1944),

М-367 (S, нет данных/23.12.1942/5.7.1943 — погиб 8.8.1944),

М-368 (S, 19.2.1942/ 15.2.1943/14.8.1943 —погиб 15.4.1945),

М-369 (3,19.2.1943/18.6.1943/ 21.9.1943 — передан СССР в 1945),

М-370 (S, 1.3.1943/17.7.1943/ 3.11.1943 — погиб 12.8.1944),

М-371 (S, нет данных/31.7.1943/15.12.1943 — передан США в 1945),

М-372 (S, нет данных/25.9.1943/2.2.1944 — погиб 13.5.1944),

М-373 (S, нет данных/30.10.1943/15.5.1944 —передан США в 1945),

М-374 (S, нет данных/18.12.1943/ 27.6.1944 — передан США в 1945),

М-375 (S, нет данных/10.3.1944/ 25.7.1944 — передан США в 1945),

М-376 (S, нет данных/19.9.1944/ 23.8.1944 — погиб 11.4.1945),

М-377 (S, нет данных/27.6.1944/27.10.1944 — передан СССР в 1945),

М-381 (Е, 24.5.1940/15.2.1941/ 9.8.1941 — погиб 12.2.1945),

М-382 (Е, нет данных/28.6.1941/20.12.1941 — погиб 31.1.1945),

М-383 (Е, нет данных/22.11.1941/20.6.1942 — погиб 13.8.1944),

М-384 (Е, нет данных/12.9.1942/19.12.1942 — затоплен 11.8.1944),

М-385 (Е, нет данных/1943/17.5.1943 — погиб 15.8.1944),

М-386 (Е, нет данных/1.7.1943/9.10.1943 — передан СССР в 1945),

М-387 (Е, нет данных/1943/11.2.1944 — затоплен 2.5.1945),

М-388 (Е, нет данных/22.4.1944/ 22.7.1944 — передан США в 1945),

М-389 (Е, нет данных/22.7.1944/ 20.12.1944 — передан США в 1945),

М-401 (RDM, 24.3.1941/4.4.1942/ 30.11.1942 —передан СССР в 1945),

М-402 (RDM, 24.3.1941/4.4.1942/ 3.1.1943 — погиб 15.6.1944),

М-403 (RDM, 21.4.1941/15.9.1942/ 27.2.1943 — погиб 19.4.1945),

М-404 (RDM, 21.4.1941/14.10.1942/26.3.1943 —передан Великобритании в 1945),

М-405 (RDM, 21.4.1941/ 14.11.1942/29.4.1943 —передан СССР в 1945),

М-406 (RDM, 21.4.1941/ 30.12.1942/2.6.1943 — передан СССР в 1945),

М-407 (RDM, 23.6.1941 / 15.2.1943/19.6.1943 —передан СССР в 1945),

М-408 (RDM, 23.6.1941/ 25.3.1943/3.7.1943 — передан Великобритании в 1945),

М-411 (DS, 8.5.1941/22.8.1942/29.10.1942 — передан СССР в 1945),

М-412 (DS, 8.5.1941/5.9.1942/9.12.1942 — погиб 9.3.1945),

М-413 (DS, 24.5.1941/ 26.10.1942/13.1.1943 — погиб 21.7.1944),

М-414 (DS, 28.5.1941/ 9.11.1942/7.2.1943 —погиб 17.5.1943),

М-415 (08,23.7.1941/16.1.1943/ 15.3.1943 — передан СССР в 1945),

М-416 (DS, 23.7.1941/13.2.1943/ 7.4.1943 — погиб 12.11.1944),

М-421 (WF, нет данных/29.11.1941/ 10.9.1942 — погиб 13.2.1945),

М-422 (WF, нет данных/6.8.1942/ 28.10.1942 — погиб 4.8.1944),

М-423 (WF, нет данных/18.10.1942/ 29.11.1942 — передан СССР в 1945),

М-424 (WF, нет данных/ 18.10.1942/22.12.1942 — погиб 4.8.1944),

М-425 (WF, нет данных/ 18.10.1942/31.1.1943 — передан СССР в 1945),

М-426 (WF, нет дан­ных/18.10.1942/5.3.1943 — погиб 1.9.1944),

М-427 (WF, нет данных/ 18.10.1942/14.4.1943 — погиб 13.11.1944),

М-428 (WF, нет данных/ 18.10.1942/29.5.1943 —погиб 8.8.1944),

М-431 (NS, 18.4.1941/7.3.1942/ 29.9.1942 — передан СССР в 1945),

М-432 (NS, 19.4.1941/7.3.1942/ 27.10.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-433 (NS, 16.4.1941/ 11.4.1942/24.11.1942 — погиб 26.10.1944),

М-434 (NS, 23.4.1941/ 11.4.1942/23.12.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-435 (NS, 25.5.1941/27.6.1942/8.2.1943 —погиб 14.5.1944),

М-436 (N3,31.5.1941/ 27.6.1942/6.3.1943 — передан Великобритании в 1945),

М-437 (NS, 29.5.1941/27.6.1942/28.4.1943 — передан СССР в 1945),

М-438 (N3, 4.6.1941/27.6.1942/10.6.1943 — погиб 8.8.1944),

М-441 (SR, 9.4.1941/ 19.6.1942/26.11.1942 — передан США в 1945),

М-442 (SR, 15.5.1941/ 17.8.1942/31.12.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-443 (SR, 26.6.1941/14.9.1942/1.2.1943 — передан СССР в 1945),

М-444 (SR, 16.7.1941/30.11.1942/4.4.1943 —погиб 14.8.1944),

M-445 (SR, 5.5.1941/ 12.12.1942/8.5.1943 — погиб 31.12.1944),

М-446 (SR, 10.6.1941/3.2.1943/8.6.1943 — передан СССР в 1945),

М-451 (Gs, нет данных/ 24.12.1941/4.1.1943 — погиб 30.1.1944),

М-452 (Gs, нет данных/ 19.12.1942/7.2.1943 —передан Великобритании в 1945),

М-453 (Gs, нет данных/15.12.1942/20.3.1943 — передан США в 1945),

М-454 (Gs, нет данных/1943/10.5.1943 — передан Великобритании в 1945),

М-455 (Gs, нет данных/7.12.1942/11.6.1943 — погиб 4.1945),

М-456 (Gs, нет дан­ных/3.3.1943/2.7.1943 — передан СССР в 1945),

М-459 (ND, 7.5.1941/ 31.7.1942/7.12.1942 —погиб 10.4.1944),

М-460 (ND, 8.5.1941/27.7.1942/ 6.2.1943 — передан США в 1945),

М-461 (ND, 10.5.1941/24.10.1942/ 25.3.1943 — передан СССР в 1945),

М-462 (ND, 25.5.1941/27.1.1943/ 7.5.1943 —погиб 11.9.1944),

М-463 (ND, 28.5.1941/17.2.1943/3.7.1943 — затоплен 25.8.1944),

М-467 (VdG, 16.4.1941/9.1.1942/31.10.1942 — пе­редан СССР в 1945),

М-468 (VdG, 2.4.1941/9.1.1942/3.12.1942 — погиб 12.8.1944),

М-469 (VdG, 2.4.1941/9.1.1942/6.1.1943 — погиб 4.7.1944),

М-470 (VdG, 3.4.1941/29.10.1942/27.2.1943 — передан СССР в 1945),

М-471 (VdG, 3.4.1941/29.10.1942/12.4.1943 — погиб 25.9.1944),

М-475 (Smk, 2.5.1941/29.8.1942/23.12.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-476 (Smk, 25.6.1941/3.10.1942/20.3.1943 — передан Велико­британии в 1945),

М-483 (ВЬ, 11.1.1941/16.5.1942/1.12.1942 — погиб 15.6.1943),

М-484 (ВЬ, 31.3.1941/25.8.1942/20.1.1943 —передан СССР в 1945),

М-486 (Va, 8.3.1941/16.5.1942/3.12.1942 — погиб 6.8.1944),

М-489 (Szk, 5.1941/28.9.1942/15.5.1943 —погиб 23.12.1944),

М-495 (РЬ, нет данных/4.9.1942/11.3.1943 — передан США в 1945),

М-496 (РЬ, нет данных/12.1.1943/7.6.1943 —передан СССР в 1945).

 

543/775 т; 57,6/62,3x8,5x2,1 — 2,8 м; 2 ПМ + 2 ТЗА, 2 ПК, 1800 + 900 л.с.; 16,8 уз.; 156 т угля + 10 т нефти; 4100 (10) миль. Эк. 68 — 80 чел. 1x1 — 105-мм/45, 1x1 — 37-мм/83, 2x1 — 20-мм/65, 6 ГБ, 12 мин.

 

Проект военного времени, разработанный на основе ТЩ типа 1916 периода Первой мировой войны для постройки на верфях, не имею­щих опыта военного кораблестроения. В результате, будучи на 10% меньше кораблей типа 1935, ТЩ типа 1940 почти не уступали им в вооружении, но были вдвое дешевле и требовали существенно мень­ших трудозатрат. Значительная часть кораблей построена на верфях оккупированной Голландии.

По сравнению с типом 1935, существенно изменилась силовая уста­новка: параллельно с ПМ тройного расширения устанавливались два ТЗА системы Бауэр-Вах, в которых использовался отработанный в ПМ пар. Турбины подключались к валам на скорости более 14 уз. Котлы — военно-морского типа, системы Шульца (16,5 атм, 320°С), преимуще­ственно с угольным отоплением. Вооружение по проекту: 1 105-мм ору­дие, 1 37-мм и 2 20-мм автомата, но в 1942 г. был принят новый состав: 2 105-мм (иногда одно из них не устанавливалось или заменялось на 1x2 37-мм автомат), 2x1 37-мм, 1x4 и 2x1 20-мм. Дополнительно обору­довались 4 БМБ (36 ГБ).

М-371, М-387, М-372, М-278, М-373 — М-375, М-279, М-388, М-376, М-377, М-389, М-378 и М-280 в 1944 — 1945 гг. переоборудованы в учеб­ные торпедные корабли TS-1— TS-14 — установлены 2x1 533-мм ТА на баке. На М-294, М-330, М-328, М-495 усилено артиллерийское во­оружение: 2 105-мм орудие, 3 — 4 37-мм или 40-мм, 1x4 (или 2x2) 20-мм автомат, 2 15-мм пулемета, 2 ПУ 86-мм НУР.

М-262, М-304, М-363 и М-463 затоплены 25.8.1944 в Бордо. М-263 и М-486 потоплены 6.8.1944 брит. КРЛ "Belona", ЭМ "Tartar", "Ashanti", канад. "Haida", "Iroquois" в р-не Сен-Назера. М-264 потоплен 8.7.1944 брит, авиацией в Гельголандской бухте. М-266 потоплен 26.8.1944 авиацией в Киле, поднят; уничтожен 11.3.1945 амер. бомбардиров­щиками в Киле. М-271 и М-325 потоплены 5.8.1944 брит, авиацией у Пойака в устье р. Жиронда. М-272 потоплен 22.8.1944 авиацией в ус­тье Жиронды; поднят и восстановлен. М-273 потоплен 12.1.1945 брит. KPT "Norfolk", КРЛ "Bellona", ЭМ "Onslow", "Orwell", "Onslaught" у Эгерсунна. М-274 и М-276 затоплены 4.9.1944 в устье р. Шельда. М-292 потоплен 21.8.1944 брит, бомбардировщиками "Москито" в устье Жи­ронды. М-293 потоплен 2.5.1945 брит, авиацией юго-зап. Гётеборга. М-301 потоплен 4.5.1945 брит, авиацией в прол. Каттегат. М-303 по­топлен 11.10.1944 сов. ТКАТК-205, ТК-219 в Варангер-фьорде. М-305 затонул 17.1.1945 у Брюстерорта во время шторма. М-307 потоплен 21.7.1944 брит, авиацией у о. Лангеок. М-322 погиб 10.1.1945 в результате пожара. М-329 погиб 30.3.1945 во время налета амер. бом­бардировщиков на Вильгельмсхафен. М-343 потоплен 14.6.1944 брит. ЭМ "Ashanti" и польским ЭМ "Piorun" у о. Джерси. М-344 затоплен 23.8.1944 в Рошфоре. М-345 потоплен 18.5.1943 брит, авиацией у Дюн­керка. М-346 потоплен 17.7.1943 сов. ПЛ С-56 в Тана-фьорде. М-347 потоплен 25.8.1944 брит, авиацией у о. Схирмонниког. М-366, М-367, М-428 и М-438 потоплены 8.8.1944 брит, авиацией в р-не Сен-Назе­ра. М-368 затонул 15.4.1945 в Скагерраке после столкновения с герм. ПЛ U-2328 и подрыва на мине. М-370 потоплен 12.8.1944 брит, авиа­цией у Руайяна в устье Жиронды. М-372 (TS-3) погиб 13.5.1944 на мине у Свинемюнде. М-376 (TS-10) потоплен 11.4.1945 сов. авиацией у Хельского п-ова. М-381 потоплен 12.2.1945 брит. ПЛ "Venturer" у Ставангера. М-382 потоплен 31.1.1945 норвежским ТКА МТВ-712 у Мол-де. М-383 потоплен 13.8.1944 брит, авиацией у о. Спикерог. М-384 за­топлен 11.8.1944 в Нанте. М-385 потоплен 15.8.1944 брит. КРЛ "Mauritius" и ЭМ "Ursa", "Iroquois" у зап. побережья Франции. М-386 подорвался 8.3.1944 на мине в бухте Страндер; поднят и восстанов­лен. М-387 (TS-2) затоплен 2.05.1945 в Любеке. М-402 потоплен 15.6.1944 брит, авиацией в Булони. М-403 потоплен 19.4.1945 брит, авиацией юго-зап. Гётеборга. М-412 погиб 9.3.1945 в результате на­вигационной аварии у Гренвиля. М-413 потоплен 21.7.1944 сов. авиа­цией в Нарвской бухте. М-414 потоплен 17.5.1943 брит, торпедонос­цем у о. Тексел. М-416 и М-427 потоплены 12/13.11.1944 брит. КРТ "Kent", КРЛ "Bellona", ЭМ "Myngs", "Verulam", "Zambesi" у Эгерсунна. М-421 подорвался 13.2.1945 на двух герм, минах у Кольберга. М-422 и М-424 потоплены 4.8.1944 брит, авиацией в Сен-Мало. М-426 по­топлен 12.9.1944 брит, авиацией у Кристиансанна. М-433 потоплен 26.10.1944 самолетами с брит. АВ "Implacable" в р-не Олесунна. М-435 столкнулся 14.5.1944 с М-369 сев. о. Амеланд, уничтожен брит, авиа­цией. М-444 14.8.1944 подорвался на мине у Бреста, уничтожен брит, авиацией. М-445 погиб 31.12.1944 во время налета амер. бомбарди­ровщиков В-17 на Гамбург. М-451 затонул 30.1.1944 во время шторма у Ханко. М-455 потоплен 30.7.1944 авиацией в Гамбурге; поднят 26.8.1944; в апреле 1945 г. погиб во время авианалета; поднят и вос­становлен после войны. М-459 потоплен 10.4.1944 сов. авиацией в Нарвской бух. М-462 потоплен 11.9.1944 брит, авиацией сев.-вост. мыса Скаген. М-468 12.8.1944 подорвался на мине зап. Намсуса. М-469 по­топлен 4.7.1944 брит. ТКА МТВ-458 сев.-зап. о. Влиланд. М-471 по­топлен 25.9.1944 брит, авиацией у Хелдера. М-483 потоплен 15.6.1943 брит, авиацией у Нормандских о-вов. М-489 затонул 8.1.1943 в Рот­тердаме в результате саботажа; поднят 10.1.1943, отремонтирован; 23.12.1944 потоплен норвежским ТКА МТВ-712 в Бломмен-фьорде. М-280 (TS-14) затоплен союзниками в Скагерраке 26.7.1946.

 

Тральщики типов 1935, 1938, 1939(Mob) — 69 единиц

53.jpg

 

Тип 1935:

М-1 (St, 9.7.1936/5.3.1937/31.8.1938 — погиб 12.1.1945),

М-2 (St, 15.7.1936/20.5.1937/15.3.1939 — погиб 11.3.1945),

М-3 (St, 6.11.1936/ 28.9.1937/8.12.1938 — передан СССР в 1945),

М-4 (О, 15.8.1936/ 16.10.1937/8.11.1938 — передан США в 1945),

М-5 (О, 31.8.1936/ 16.10.1937/10.1.1939 —погиб 18.6.1940),

М-6 (О, 31.12.1936/8.1.1938/ 1.6.1939 — погиб 23.10.1941),

М-7 (F, 17.10.1936/29.9.1937/ 31.10.1938 — передан СССР в 1945),

М-8 (F, 17.10.1936/29.9.1937/12.1.1939 — погиб 14.5.1943),

М-9 (F, 20.3.1937/16.11.1937/25.4.1939 — исключен 23.8.1944),

М-10 (St, 1937/9.8.1938/30.5.1939 — погиб 13.3.1945),

М-11 (О, 15.1.1938/23.8.1938/7.8.1939 — погиб 6.6.1940),

М-12 (F, 2.10.1937/6.8.1938/18.8.1939 — передан США в 1945),

М-13 (St, 6.3.1938/28.2.1939/7.9.1939 — погиб 31.5.1944),

М-14 (St, 2.5.1938/ 25.4.1939/1.12.1939 — погиб 3.5.1945),

М-15 (St, 19.1.1939/4.9.1939/22.2.1940 — погиб 20.3.1945),

М-16 (St, 1.4.1939/15.11.1939/1.6.1940 — погиб 20.3.1945),

М-17 (О, 6.9.1938/29.7.1939/17.1.1940 — затоплен 22.8.1944),

М-18 (О, 6.9.1938/16.9.1939/19.3.1940 — погиб 20.3.1945),

М-19 (О, 3.10.1938/28.10.1939/8.5.1940 — погиб 9.4.1945),

М-20 (F, 10.9.1938/16.6.1939/11.12.1939 —погиб 21.7.1944),

М-21 (F, 10.9.1938/ 6.9.1939/18.4.1940 — передан США в 1945),

М-22 (F, 20.1.1939/ 20.3.1940/30.7.1940 —затоплен 7.5.1945),

M-23(F, 20.1.1939/11.7.1940/ 26.10.1940 — передан Великобритании в 1945),

М-24 (F, 31.7.1939/ 12.10.1940/22.2.1941 — передан Великобритании в 1945).

Тип 1938:

M-25 (St, 25.9.1939/19.4.1940/16.11.1940 —затоплен 16.11.1944),

М-26 (St, 13.11.1939/21.5.1940/21.12.1940 — погиб 15.5.1942),

М-27 (St, 20.11.1939/24.6.1940/10.2.1941 — погиб 11.8.1944),

М-28 (St, 29.12.1939/30,7.1940/22.5.1941 — передан Великобритании в 1945),

М-29 (О, 2.10.1939/18.5.1940/4.9.1940 — передан СССР в 1945),

М-30 (О, 16.10.1939/1.6.1940/31.10.1940 — передан СССР в 1945),

М-31 (О, 11.11.1939/13.7.1940/19.12.1940 — погиб 21.10.1944),

М-32 (О, 15.11.1939/31.8.1940/8.3.1941 — передан США в 1945),

М-33 (LM, 12.6.1941/1.4.1942/18.12.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-34 (LM, 1941/7.8.1942/26.6.1943 — передан СССР в 1945),

М-35 (S, 13.4.1940/9.11.1940/6.9.1941 — передан США в 1945),

М-36 (S, 30.4.1940/21.12.1940/2.1.1942 —погиб 4.5.1945).

Тип 1939(Mob):

M-37(AW, 15.7.1940/12.10.1940/16.6.1941—погиб 4.6.1944),

M-38(AW, 4.5.1940/28.2.1941/13.12.1941 — передан Великобритании в 1945),

М-39 (AW, 25.10.1940/8.8.1941/5.5.1942 — погиб 24.5.1944),

М-81 (LM, 1940/20.12.1940/17.7.1941 — передан США в 1945),

М-82 (LM, 1940/ 23.3.1941/17.11.1941 — передан Великобритании в 1945),

М-83 (LM, 1940/5.6.1941/9.3.1942 — погиб 14.6.1944),

М-84 (LM, 1940/3.9.1941/ 9.6.1942 —затоплен 11.8.1944),

М-85 (LM, 1940/6.12.1941/18.9.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-101 (RW, 1941/15.3.1941/22.9.1941 —погиб25.11.1942),

М-102 (RW, 1941/1.8.1941/28.4.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-103 (RW, 1941/3.12.1941/ 6.8.1942 — погиб 15.6.1944),

М-104 (RW, 1941/1.4.1942/7.11.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-131 (Lm, 1940/20.12.1941/31.8.1942 — передан Великобритании в 1945),

М-132 (Lm, 25.6.1940/ 7.4.1941/20.1.1942 — погиб 20.9.1944),

M-133(Lm, 31.10.1941/3.8.1942/26.3.1943 —затоплен 6.8.1944),

М-151 (О, 1940/19.10.1940/5.5.1941 — передан СССР в 1945),

М-152 (О, 1940/16.11.1940/30.6.1941 — погиб 23.7.1943),

М-153(О, 12.4.1940/4.1.1941/1.9.1941 —погиб 10.7.1943),

М-154 (О, 15.6.1940/3.5.1941/1.11.1941 — передан Великобритании в 1945),

М-155 (О, 1940/19.7.1941/27.1.1942 — передан СССР в 1945),

М-156(0,1941/4.10.1941/28.4.1942 — погиб6.2.1944),

М-201 (N,3.1940/ 18.5.1940/20.12.1940 — передан Великобритании в 1945),

М-202 (N, 3.1940/29.9.1940/3.4.1941 —передан США в 1945),

М-203(М, 15.4.1940/ 29.9.1940/3.6.1941 — передан СССР в 1945),

М-204 (N, 19.5.1940/ 21.12.1940/24.8.1941 — передан СССР в 1945),

М-205 (N, 4.10.1940/ 3.5.1941/4.11.1941 — передан США в 1945),

М-206 (N, 4.10.1940/ 5.5.1941/21.12.1941 —затоплен 6.8.1944),

М-251 (DwH, 12.1.1940/ 12.7.1940/21.12.1941 —передан США в 1945),

М-252 (DwH, 28.3.1940/ 27.9.1940/15.2.1941 — передан США в 1945),

М-253 (DwH, 1940/ 23.11.1940/21.4.1941 — передан США в 1945),

М-254 (DwH, 1940/ 17.2.1941/16.6.1941 — передан СССР в 1945),

М-255 (DwH, 1940/ 1.4.1941/11.10.1941 — передан СССР в 1945),

М-256 (DwH, 20.3.1941/ 31.5.1941/19.1.1942 —передан СССР в 1945).

 

Тип 1935: 682/874 т; 66/68,1x8,7x2,12 — 2,65 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3500 л.с.; 18,2 уз.; 143 т нефти; 5000 (10) миль. Эк. 84 чел. 2x1 — 105-мм/45, 3x1 — 20-мм/65, 30 мин, 12 ГБ.

Тип 1938: 713/908 т; 66,6/71x9,2x2,12 — 2,7 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3500 л.с.; 18,1 уз.; 155 т нефти; 5000 (10) миль. Эк. 95 чел. 2x1 — 105-мм/45, 3x1 — 20-мм/65, 30 мин, 12 ГБ.

Тип 1939(Mob): 785/878 т; 66,6/68,4x8,7x2,12 — 2,7 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3700 л.с.; 18,2 уз.; 143 т нефти; 5000 (10) миль. Эк. 95—119 чел. 2x1 — 105-мм/45, 1x2 — 37-мм/83, 2x1 — 20-мм/65, 30 мин, 2 БМБ (20 ГБ).

 

Универсальные корабли для действий в прибрежных районах. Стро­ились тремя слегка различавшимися сериями, но зачастую относятся к единому типу. Корабли типа 1935 заказывались двумя сериями по 12 единиц в 1935 — 1936 гг. Тип 1938 имел увеличенные размеры корпуса для улучшения мореходности, кроме того, это позволило разместить дополнительные генераторы для питания электромагнитных тралов. На типе 1939(Mob), заказанном после начала войны, были введены изме­нения, направленные на упрощение технологии постройки.

ТЩ всех типов оснащались ПМ тройного расширения системы Лен­ца и ПК системы Вагнера или Ла-Монта (35 атм, 450°С) с нефтяным отоплением. М-1 и М-2 имели крыльчатые движители Войт-Шнайдер, существенно повышавшие маневренность; ими же планировали ос­настить все корабли типа 1938, но из-за их сложности и низкой на­дежности от этого отказались. Проектное вооружение: 2 105-мм ору­дия и 3 20-мм автомата; во время войны устанавливались спаренные 37-мм (вместо кормового 105-мм или 20-мм) и счетверенные 20-мм автоматы, а также БМБ; в 1944 г. некоторые ТЩ получили усиленное артиллерийское вооружение: 2x1 105-мм, 1x2 37-мм, 1x4 и 4x2 20-мм.

М-1 потоплен 12.1.1945 брит, авиацией в р-не Бергена. М-2 потоп­лен 11.3.1945 брит, авиацией у побережья Норвегии. М-5 погиб 18.6.1940 у побережья Норвегии на мине, поставленной брит. ПЛ "Porpoise". М-6 подорвался на мине 23.10.1941 у Лориана. М-8 потоп­лен 14.5.1943 брит. ТКА у Хук-ван-Холланда. М-9 разоружен в Сен-Назере 23.8.1944; захвачен амер. войсками 11.5.1945; слом в 1945 г.

М-10 потоплен 13.3.1945 амер. полевой артиллерией у Лориана. М-11 погиб 6.6.1940 на мине, поставленной брит. ПЛ "Narwhale" у юж. по­бережья Норвегии. М-13 подорвался на мине 31.5.1944 в устье р. Жиронда. М-14 подорвался на мине 3.5.1945 у о. Рюген. М-15 и М-18 потоплены 20.3.1945 брит, авиацией в Киле. М-16 тяжело поврежден сов. авиацией в Котке 4.11.1943, ремонт не закончен; 20.3.1945 унич­тожен брит, авиацией в Киле. М-17 затоплен 22.8.1944 в Рошфоре. М-19 потоплен 9.4.1945 брит, авиацией в Кильской бухте. М-20 потоп­лен 21.7.1944 сов. авиацией в Нарвской бухте. М-22 затоплен 7.5.1945 в Кильском канале. М-23 затонул 11.7.1941 в результате подрыва на мине у Пярну; поднят 26.7.1941 и 22.4.1943 вновь вступил в строй. М-25 затоплен 16.11.1944 у зап. побережья Франции. М-26 потоплен 15.5.1942 брит, авиацией у м. Ла-Хог. М-27 подорвался на мине 11.8.1944 в устье Жиронды. М-31 потоплен 21.10.1944 сов. ТКА ТК-215 у Хоннингсвога. М-36 потоплен 4.5.1945 брит, авиацией в прол. Боль­шой Бельт. М-37 потоплен 4.6.1944 сов. ТКА ТК-101 в Нарвской бухте. М-39 потоплен 24.5.1944 брит. ТКА МТВ-354 и МТВ-261 в зал. Сены. М-83 потоплен 14.6.1944 брит. ЭМ "Ashanti" и польским ЭМ "Piorun" у о. Джерси. М-84 тяжело поврежден 25.5.1944 на мине в зал. Сены; 11.8.1944 затоплен в Гавре. М-101 затонул 25.11.1942 от столкнове­ния с п/х "Levante" зап. Намсуса. М-103 потоплен 15.6.1944 брит, авиа­цией в устье р. Эмс. М-132 потоплен 20.9.1944 брит. ПЛ "Sceptre" у юж. побережья Норвегии. М-133 и М-206 затоплены 6.8.1944 в Сен-Мало. М-152 подорвался на мине 23.7.1944 в устье Жиронды. М-153 потоплен 10.7.1943 брит. ЭскМ "Melbreak", "Wenslydale", "Glaisdale" в Ла-Манше. М-156 тяжело поврежден 5.2.1944 брит. ЭскМ "Tanatside", "Talybont", "Brissenden", "Wenslydale" в Ла-Манше; 6.2.1944 уничтожен брит, авиацией.

 

Тральщики периода Первой мировой войны — 36 единиц

54.jpg(М-157!!!)

55.jpg

 

Тип 1916:

М-61 (See, 1916/13.4.1918/20.4.1918 — погиб 26.7.1940),

М-72 (V, 1917/20.2.1918/28.4.1918 —передан США в 1945),

М-75 (Тд, 1917/21.7.1917/16.8.1917 —погиб 1.3.1945),

М-84 (AW, 1917/10.10.1917/16.12.1917 — погиб 30.11.1944),

М-85 (Ne, 1917/10.4.1918/3.8.1918 —погиб 1.10.1939),

М-89(Тд, 1916/11.12.1917/1.1.1918 — погиб 26.7.1940),

М-98 (Тд, 1917/ 16.4.1918/7.5.1918 — слом в 1949),

М-102 (AW, 1917/31.5.1918/27.7.1918 — слом в 1946),

М-104 (N, 1917/27.4.1918/29.6.1918 — погиб 9.4.1945),

М-110 (Тд, 1917/27.8.1918/19.9.1918 — слом в 1950),

М-111 (Тд, 1917/17.9.1918/11.10.1918 — погиб 3.11.1941),

М-117 (AW, 1917/ 20.9.1918/1919 — слом в 1946),

М-122 (N, 1917/21.9.1918/27.2.1919 — затоплен 18.5.1946),

М-132 (R, 1918/14.1.1919/14.11.1919 — погиб 13.11.1939),

М-145 (N, 1917/22.5.1919/20.6.1920 —слом в 1949),

М-157 (Ne,1917/9.4.1917/8.12.1919 — погиб 27.12.1941),

"Hecht" (б. М-60, See, 1916/28.11.1917/15.1.1918 —передан СССР в 1945),

"Stortebecker" (б. М-66, Тд, 1916/2.6.1917/1.7.1917 — передан США в 1945),

"Nautilus" (б. М-81, See, 1918/8.9.1919/13.10.1919 — слом в 1950),

"Jagd" (б. М-82, See, 1918/8.9.1919/8.11.1919 — слом в 1954),

"Vender Groeben" (б. М-107, Тд, 1917/3.7.1918/30.7.1918 — погиб 15.6.1944),

"Delphin" (6. М-108, Тд, 1917/17.7.1918/10.8.1918 — передан СССР в 1945),

"Sundewall" (б. М-109, Тд, 1917/7.8.1918/29.8.1918 — слом в 1950),

"Acheron" (б. М-113, St, 1917/27.5.1919/28.4.1920 — слом в 1946),

"Агсопа" (б. М-115, AW, 1917/12.7.1918/19.9.1918 — погиб 21.5.1944),

"Adlers" (б. М-126, FI, 1917/21.12.1918/1.7.1919 —слом в 1946),

"Otto Braun" (б. М-129, R, 1918/15.1.1919/20.5.1919 — погиб 2.12.1941),

"Fuchs" (б. M-130.R, 1918/13.2.1919/29.7.1919 —передан СССР в 1945),

"Raule" (б. М-133, Fe, 1918/1919/15.12.1919 — погиб 17.5.1942),

"Frauenlob" (б. М-134, Fe, 1918/28.7.1919/12.3.1920 —погиб 27.9.1943),

"Hela" (б. М-135, Fe, 1918/15.3.1919/31.10.1919 — передан СССР в 1946),

"Havel" (б. М-136, Fe, 1918/1919/15.11.1919 — погиб 26.7.1940),

"Nettelbeck" (б. М-138, Тд, 1917/17.2.1919/21.3.1919 — погиб 26.1.1945),

"Taku" (б. М-146, FI, 1918/21.8.1918/11.8.1919 —погиб 15.6.1944).

Тип 1915:

"Pelikan" (б. М-28, N, 1915/6.5.1916/24.6.1916 — передан США в 1945),

"Brommy" (б. М-50, See, 1916/19.8.1916/19.9.1916 — погиб 15.6.1944).

 

Тип 1916: 515/690 т; 56/59,3x7,4x2 — 2,6 м; 2 ПМ, 2 ПК (М-138: 2 диз.), 1800 — 1860 л.с.; 16 уз.; 130 — 140 т угля или 75 т угля + 75 т нефти (М-138: 90 т соляра); около 3400 (10) миль. Эк. 51 чел. 1 — 2x1 — 105-мм/45, 2x1 — 20-мм/65, 24 мины.

Тип 1915: 490/540 т; 58,2x7,2x2,25 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1800 л.с.; 16,5 уз.; 115т угля; 2000 (14) миль. Эк. 40 чел. 1x1 — 105-мм/45, 2x1 — 20-мм/66.

 

Сохранившиеся представители многочисленного семейства ТЩ пе­риода Первой мировой войны. Относились к двум незначительно различавшимся типам. В межвоенный период подверглись ряду модернизаций, что привело к заметным различиям во внешнем виде и ТТХ. 18 единиц типа 1916 и все — типа 1915 к началу войны числились вспомогательными кораблями: "Hecht", "Nautilus", "Jagd", "Frauenlob", "Hela", "Havel", "Taku", "Pelikan" — тендерами; "Von der Groeben", "Adlers", "Nettelbeck", "Raule", "Brommy" — плавбазами МТЩ; "Acheron" — плавбазой ПЛ; "Delphin" и "Fuchs" — учебно-артиллерий­скими кораблями; "Stortebecker", "Sundewall", "Arcona", "Otto Braun" — опытовыми кораблями. В 1939 — 1940 гг. большинство из них возвра­щено в класс ТЩ с присвоением прежних номеров. В конце 1940 г. нумерация ТЩ этих типов изменена с введением новых номеров 500-й серии (например, М-60 стал М-560, М-110 — М-510 и т.д.).

М-85 погиб 1.10.1939 на мине, поставленной польской ПЛ "Zbik" у Хельского п-ова. М-61, М-89 и М-136 погибли 26.7.1940 на минах, по­ставленных брит. ЭМ у Хук-ван-Холланда. М-132 тяжело поврежден 13.11.1939 в результате взрыва ГБ у маяка Листер — не восстанов­лен. М-134 потоплен 9.5.1940 в Бергене брит, авиацией; поднят и 21.3.1941 введен в строй как М-534; в 1943 г. переклассифицирован в плавбазу МТЩ "Jungingen", 27.9.1943 потоплен брит. ТКА МТВ-202, МТВ-204 и МТВ-231 у Гавра. М-504 потоплен 9.4.1945 брит, авиацией в Киле. М-507 и М-550 потоплены 15.6.1944 брит, авиацией в Булони. М-511 и М-529 погибли на минах у Кольберга 3.11.1941 и 2.12.1941 соответственно. М-515 погиб 22.5.1944 на брит, авиационной мине в Кильской бухте. М-522 потоплен 20.3.1945 в Киле амер. авиацией. М-533 затонул 9.5.1942 в результате столкновения с МТЩ R-45 сев.-зап. Булони. М-538 потоплен 21.6.1944 сов. авиацией у Выборга; под­нят, отбуксирован в Кенигсберг; 26.1.1945 затонул во время шторма у Хельского п-ова. М-546 в 1943 г. переклассифицирован в плавбазу МТЩ "Von der Lippe", потоплен 15.6.1944 брит, авиацией в Булони. М-557 затонул 23.12.1941 после подрыва на мине во время шторма у о. Рюген. М-560 в 1943 г. переименован в "Hille". M-575 затонул 2.3.1945 во время шторма в прол. Малый Бельт. М-584 погиб 30.11.1944 на брит, авиационной мине в Каттегате.

 

Тральщики типа М-551 — 3 единицы

56.jpg

 

М-551 (6. "Pieter Florisz", SR, 22.11.1936/11.5.1937/13.9.1937 — воз­вращен Нидерландам в 1945),

М-552 (б. "Willem van Ewijk", Gs, 13.11.1936/31.5.1937/11.10.1937 —возвращен Нидерландам в 1945),

М-553 (б. "Abraham van der Hulst", SR, 1940/16.4.1940/30.8.1940 — исключен 19.8.1944).

 

460/620 т; 55,8/56,8x7,8x2 — 2,7 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1600 л.с.; 15,3 уз.; 114 т нефти; 4700 (11) миль. Эк. 59 чел. 1 —75-мм/55, 2 — 3 — 20-мм.

 

Бывшие голланд. ТЩ типа "Jan van Amstel". "Pieter Florisz" и "Abraham van der Hulst" затоплены 14.5.1940, подняты немцами и вос­становлены. "Willem van Ewijk" захвачен недостроенным и после за­вершения работ также вошел в состав герм, флота.

М-553 погиб 29.4.1944 на мине у сев. побережья Германии; 20.7.1944 поднят, отбуксирован на ремонт в Готенхафен, но 19.8.1944 исклю­чен. М-551 и М-552 в 1945 г. возвращены Нидерландам.

 

Тральщики типа МА-1 — 4 единицы

57.jpg

 

МА-1 (3.12.1938), МА-4 (11.4.1942), МА-5 (30.4.1942), МА-6 (15.5.1942). Вошли в строй в 1939 — 1942 гг.

 

270/299 т; 53,5x6,39x1,9 м; 1 ТЗА, 1 ПК, 2200 л.с.; 18 уз.; 30 т нефти, 510 (18) миль. Эк. 48 чел. 2 — 75-мм, 4 — 20-мм.

 

Бывшие датские ТЩ "Soloven", "Soridderen", "Sohesten" и "Sohunden", захваченные в Копенгагене 28.8.1943. Два однотипных ТЩ "Sobjornen" и "Soulven" получили германские номера МА-2 и МА-3, но в строй не вводились. В 1945 г. все возвращены Дании.

 

Моторные тральщики — 326 единиц

58.jpg

59.jpg

60.jpg

61.jpg

 

Тип R-1 (1 единица): R-1. Вошел в строй в 1931 г.

Тип R-2 (14 единиц): R-2 — R-7, R-9 — R-16. Вошли в строй в 1934 г.

Тип R-8 (1 единица): R-8. Вошел в строй в 1934 г.

Тип R-17 (8 единиц): R-17 — R-24. Вошли в строй в 1936 — 1937 гг.

Тип R-25 (16 единиц): R-25 — R-40. Вошли в строй в 1938 — 1940 гг.

Тип R-41 (89 единиц): R-41 — R-129. Вошли в строй в 1940 — 1943 гг.

Тип R-130 (21 единица): R-130 — R-150. Вошли в строй в 1943 — 1944 гг.

Тип R-151 (67 единиц): R-151 — R-217. Вошли в строй в 1940 —1943 гг.

Тип R-218 (73 единицы): R-218 — R-290. Вошли в строй в 1943 — 1945 гг.

Тип R-301 (12 единиц): R-301 — R-312. Вошли в строй в 1943 —1944 гг.

Тип R-401 (24 единицы): R-401 — R-424. Вошли в строй в 1944 — 1945 гг.

 

Тип R-1: Стандартное — 45 т; 24x4,4x1,2 м; 2 диз., 700 л.с.; 17 уз.; 4 т соляра; 800 (13) миль. Эк. 18 чел. 1 —20-мм.

Тип R-2: Стандартное — 60 т; 26x4,4x1,5 м; 2 диз., 700 — 770 л.с.; 19,5 уз.; 4,4 т соляра; 800 (13) миль. Эк. 18 чел. 1 — 4 — 20-мм.

Тип R-8: Стандартное — 63 т; 27,8x4,5x1,1 м; 2 диз., 750 л.с.; 16,5 уз.; 4,9 т соляра. Эк. 18 чел. 1 —20-мм.

Тип R-17: Стандартное — 120т; 37x5,4x1,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 21 уз.; 10,8 т соляра; 900 (15) миль. Эк. 17 — 27 чел. 2 — 20-мм.

Тип R-25: Стандартное —126т; 35,4x5,6x1,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 23,5 уз.; 10 —11 т соляра; 1100 (15) миль. Эк. 20 чел. 2 — 6 — 20-мм.

Тип R-41: Стандартное — 135 т; 37,8x5,8x1,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 20 уз.; 10 — 11 т соляра; 900 (15) миль. Эк. 30 — 38 чел. 1 — 37-мм, 2 — 6 — 20-мм.

Тип R-130: Стандартное — 155 т; 41,1x5,8x1,6 м; 2 диз., 1800 л.с.; 19 уз.; 10-11 т соляра; 900 (15) миль. Эк. 40 чел. 1 — 37-мм, 2 — 6 — 20-мм.

Тип R-151: Стандартное — 128 т; 35,4x5,6x1,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 23,5 уз.; 10 т соляра; 1100 (15) миль. Эк. 29 — 31 чел. 1 — 37-мм, 2 — 6 — 20-мм.

Тип R-218: Стандартное — 154 т; 39,2x5,7x1,5 м; 2 диз., 2500 л.с.; 21 уз.; 19,8 т соляра; 1000 (15) миль. Эк. 40 чел. 1 — 37-мм, 2 — 6 — 20-мм.

Тип R-301: Стандартное — 190 т; 41x6x1,8 м; 3 диз., 3825 л.с.; 25 уз.; 14,5 т соляра; 1100 (15) миль. Эк. 42 чел. 1 — 37-мм, 3x2 — 20-мм.

Тип R-401: Стандартное — 150 т; 39,2x5,7x1,5 м; 2 диз., 2800 л.с.; 25 уз.; 15 т соляра; 1000 (15) миль. Эк. 37 чел. 1 — 37-мм, 3x2 — 20-мм.

 

Моторные катера-тральщики, или "раумботы" (Raumboote) разра­батывались для мелководных районов, но в действительности стали универсальными кораблями для действий в прибрежных водах; по­мимо своего основного назначения, использовались как сторожевые, противолодочные и спасательные. Прототип создан Ф. Люрсеном на основе катеров-тральщиков типа F периода Первой мировой войны. Строились на верфях "Lurssen", "Abeking und Rasmussen", "Schlichting", "Burmester" незначительно различавшимися сериями.

Все МТЩ имели композитные корпуса и двухзальную дизельную ЭУ (тип R-301 — трехзальную). R-1, R-8, R-17 — R-20 и R-41 — R-150 оснащались крыльчатыми движителями Фойт-Шнайдер, остальные — винтами. Могли принимать ГБ или до 10 мин. Использование тралов допускалось при волнении до 6 баллов. В годы войны зенитное во­оружение усиливалось; на типе R-301 устанавливались 2 533-мм ТА, при этом номера менялись на GR (Geleit Raumboot).

Действовали на всех театрах. В ходе боевых действий потеряна 161 единица: 1 типа R-1 —R-1 (24.11.1943); 14 типа R-2 — R-3 (24.11.1943), R-4 (22.2.1945), R-5 (3.1.1940), R-6 (13.8.1943), R-7, R-13 (9.9.1943), R-8, R-10, R-16 (2.5.1945), R-9, R-11 (2.8.1942), R-12 (5.9.1944), R-14 (16.3.1945), R-15 (16.4.1945); 3 типа R-17 — R-17 (9.4.1940), R-19 (16.9.1943), R-20 (16.8.1944); 13 типа R-25 — R-27 (11.4.1944), R-29 (15.9.1944), R-30 (23.9.1943), R-32 (13.11.1944), R-33 (19.7.1943), R-34 (10.8.1944), R-35 (2.10.1943), R-36 (29.4.1943), R-37 (20.8.1944), R-38 (27.8.1944), R-39 (17.2.1944), R-40 (7.3.1943); 52 типа R-41 — R-41 (19.6.1943), R-42 (11.1.1942), R-44 (23.1.1943), R-45 (9.5.1942), R-46 (26.6.1944), R-50 (13.6.1944), R-51 (22.6.1944), R-54 (16.12.1943), R-56 (9.12.1943), R-57 (28.1.1945), R-59, R-72, R-119 (3.4.1945), R-60, R-61, R-62 (14.9.1941), R-64 (.28.12.1943), R-66 (15.9.1942), R-69 (10.4.1945), R-70 (11.8.1944), R-73 (14.6.1944), R-74 (12.3.1943), R-75 (22.1.1944), R-77, R-78, R-82, R-86 (8.10.1942), R-79 (23.6.1944), R-80 (11.9.1944), R-81, R-92, R-125, R-129 (15.6.1944), R-84 (20.3.1943), R-85 (17.6.1945), R-88 (8.5.1945), R-89 (10.8.1944), R-93 (23.9.1943), R-94 (6.9.1943), R-95 (12.6.1944), R-97 (13.6.1944), R-104 (4.5.1945), R-106 (15.8.1942), R-108 (16.4.1944), R-109 (26.11.1942), R-110 (10.6.1944), R-111 (6.7.1944), R-112 (2.6.1945), R-114 (26.4.1943), R-116, R-123 (29.5.1944), R-126 (14.4.1945); 4 типа R-130 — R-131 (21.2.1944), R-139 (18.7.1944), R-141 (24.6.1944), R-145 (26.3.1945); 48 типа R-151 — R-151 (21.10.1944), R-158 (4.10.1941), R-161 (30.3.1944), R-162, R-189, R-198, R-199, R-212 (24.4.1945), R-163, R-164, R-165, R-166, R-196, R-197, R-206, R-207, R-209, R-216 (30.8.1944), R-169 (26.7.1941), R-171 (17.9.1944), R-177 (28.2.1945), R-178, R-195 (12.9.1944), R-179 (15.5.1944), R-180 (2.7.1944), R-182 (15.6.1944), R-184 (16.8.1942), R-185 (31.10.1944), R-186 (25.7.1943), R-187 (2.5.1945), R-188, R-191 (27.3.1944), R-190 (20.5.1944), R-192 (6.4.1944), R-193 (28.8.1944), R-194 (29.2.1944), R-200 (17.2.1944), R-201 (28.1.1944), R-202 (5.2.1945), R-203, R-205 (25.8.1944), R-204 (11.4.1944), R-208 (25.4.1944), R-210, R-211 (31.10.1944), R-213, R-217 (16.8.1944), R-215 (13.5.1944); 23 типа R-218 — R-218 (19.8.1944), R-219 (23.8.1944), R-221 (6.6.1944), R-222 (21.2.1944), R-224 (6.7.1944), R-227 (18.3.1945), R-228 (1.7.1945), R-232, R-237 (15.6.1944), R-235 (7.9.1944), R-239 (16.3.1945), R-243, R-272, R-273, R-274, R-275, R-276 (12.3.1945), R-247 (4.5.1945), R-248 (30.8.1944), R-250 (25.10.1944), R-256 (2.5.1945), R-260 (26.3.1945), R-261 (3.4.1945); 2 типа R-301 — R-301 (17.10.1944), R-304 (6.9.1944); 1 типа R-401 — R-402 (21.12.1944).

Передано по репарациям: США — 48 единиц (в 1956 г. 24 из них вошли в состав Бундесмарине), СССР — 45, Великобритании — 11, Дании — 24, Нидерландам — 8, Норвегии — 4.

 

Трофейные моторные тральщики — 34 единицы

62.jpg

 

Тип RA-1 (5 единиц, 6. франц.): RA-1, RA-2, RA-6 — RA-8. Вошли в строй в 1940— 1943 гг.

Тип RA-3 (3 единицы, б. франц.): RA-3 — RA-5. Вошли в строй в 1940 — 1941 гг.

Тип RA-9 (1 единица, б. брит.): RA-9. Вошел в строй в 1941 г. Тип RA-10 (1 единица, б. брит.): RA-10. Вошел в строй в 1941 г.

Тип RA-51 (6 единиц, б. голланд.): RA-51 — RA-56. Вошли в строй в 1940 г.

Тип RA-251 (18 единиц, б. итал.): RA-251 — RA-268. Вошли в строй в 1942 —1944гг.

 

Тип RA-1: 126/160 т; 37,1x5,5x2,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 15,5 уз.; 6,5 т соляра; 1100 (10) миль. Эк. 39 чел. 1 — 37-мм, 1 — 3 — 20-мм.

Тип RA-3: 107/137 т; 37,4x5,7x2 м; 2 диз., 1800 л.с.; 15,5 уз.; 5,5 т соляра; 1100 (10) миль. Эк. 39 чел. 1 — 37-мм, 1 — 3 — 20-мм.

Тип RA-9: 65/85 т; 34,1x5,6x1,5 м; 2 бенз., 1200 л.с.; 20 уз.; 8,8 т бензина; 2500 (10) миль. Эк. 17 чел. 1 — 37-мм, 3 — 20-мм.

Тип RA-10: стандартное — 46 т; 24,5x6,3x1,2 м; 3 бенз., 3600 л.с.; 46 уз.; 8 т бензина; 240 (45) миль. Эк. 14 чел. 1 — 20-мм, 4 — 12,7-мм, 2x1 — 533-мм ТА.

Тип RA-51: стандартное — 51,3 т; 23x4,5x1,3 м; 2 диз., 220 л.с.; 11 уз.; 6 т соляра; 1100 (10) миль. Эк. 34 чел. 1 — 37-мм, 3 — 20-мм.

Тип RA-251: стандартное — 95 т; 34x5,6x2,1 м; 3 бенз. (или 3 диз. на RA-254 — RA-257), 1700 л.с.; 19 уз.; 8 — 9т бензина (соляра); 1000 (13) миль. Эк. 26 чел. 2x1 — 20-мм/65.

 

Типы RA-1 и RA-3 — бывшие франц. охотники за ПЛ типов Ch-41 (Ch-44 — Ch-48) и Ch-5 (Ch-17 — Ch-19), захваченные на стапелях в 1940 г. и достроенные для герм, флота. Различались конструкцией корпуса: тип RA-1 — деревянный, тип RA-3 — стальной. Потеряно 5 единиц: RA-4, RA-6 — RA-8 (16.8.1944), RA-2 (18.10.1944).

RA-9 — бывший брит. СКА ML-306 типа "Fairmile-B", захваченный 27.3.1942 во время рейда на Сен-Назер. Погиб 15.6.1944.

RA-10 — бывший брит. ТКА МТВ-314 типа "Higgins" (бывший амер. РТ-56). 14.9.1942 потоплен у Тобрука, поднят немцами и введен в строй. О перевооружении данных нет. Погиб 30.4.1943.

Тип RA-51 — бывшие голланд. катера-тральщики Mv-lMv-IV, Mv-XI Mv-XII. Захвачены на стапелях в 1940 г. и достроены для герм, флота. Первоначально получили номера: RH-1 — RH-6; 15.12.1940 переименованы в R-202 — R-205; в сентябре — ноябре 1941 г.— в RA-51 — RA-56. Потеряно 5 единиц: RA-51, RA-52, RA-56 (24.8.1944), RA-53 (19.11.1941), RA-55 (1.10.1941).

RA-251 — RA-268 — бывшие итал. противолодочные катера VAS-306, VAS-305, VAS-307, VAS-301, VAS-304, VAS-303, VAS-302, VAS-309, VAS-311, VAS-312, VAS-236, VAS-239, VAS-308, VAS-310, VAS-313, VAS-314, VAS-315 и VAS-316. Захвачены в сентябре 1943 г. в боего-товом или недостроенном состоянии. В боевых действиях погибли 7 единиц — RA-251, RA-255, RA-259 (22.8.1944), RA-256 (16.3.1944), RA-257 (2.8.1944), RA-260 (10.8.1944), RA-261 (5.9.1944); остальные затоплены 24.4.1945.

 

Моторные тральщики зарубежной постройки — 29 единиц

 

Тип RA-101 (5 единиц): RA-101 — RA-105. Вошли в строй в 1942 — 1943 гг.

Тип RA-106 (7 единиц): RA-106 — RA-112. Вошли в строй в 1943 — 1945 гг.

Тип RA-201 (4 единицы): RA-201 — RA-204. Вошли в строй в 1941 — 1942 гг.

Тип RD-101 (13 единиц): RD-101, RD-109 — RD-112, RD-115, RD-116, RD-127 — RD-130, RD-135, RD-147. Вошли в строй в 1944 — 1945 гг.

 

Тип RA-101: стандартное — 77 т; 28,9x4,4x1,4 м; 2 диз., 900 л.с.; 14,5 уз.; 5,5 т соляра; 650 (9) миль. Эк. 18 чел. 2 — 20-мм.

Тип RA-106: стандартное — 85 т; 30x4,6x1,5 м; 2 диз., 900 л.с.; 14,5 уз.; 6 т соляра; 650 (8) миль. Эк. 18 чел. 2 — 20-мм.

Тип RA-201: стандартное — 80 т; 26,4x4,5x1,4 м; 2 диз., 900 л.с.; 14 уз.; 6 т соляра; 650 (8) миль. Эк. 18 чел. 2 — 20-мм.

Тип RD-101: стандартное — 110 т; 34x5,8x1,5 м; 2 бенз., 2300 л.с.; 17 уз.; 2000 (13) миль. Эк. 24 чел. 1 — 37-мм, 3x2 — 20-мм, 2 — 13,2-мм.

 

Корабли серии RA строились в Дании (RA-101 — RA-106) и Норве­гии (RA-201 — RA-204) и представляли собой варианты стандартных "раумботов" с датскими или норвежскими дизелями и облегченным вооружением. Боевых потерь не имели.

Корабли серии RD представляли собой бывшие итал. катера-траль­щики типа RDV, развитие типа VAS. Захвачены на итал. верфях в сен­тябре 1943 г. и достроены для герм, флота с итальянскими моторами и вооружением. Все погибли в ходе боевых действий: RD-101, RD-109, RD-111, RD-112, RD-135, RD-147 (24.4.1945), RD-110 (3.6.1944), RD-115 (16.3.1945), RD-116 (2.5.1945), RD-127 — RD-130 (30.4.1945). Еще 14 единиц достроены после войны для итал. флота.

 

Малые моторные тральщики — 18 единиц

 

Тип MR-1 (4 единицы): MR-1 — MR-4. Вошли в строй в 1938 — 1939 гг.

Тип MR-5 (1 единица): MR-7. Вошел в строй в 1942 г.

Тип KR-1 (2 единицы): KR-1, KR-2. Вошли в строй в 1939 г.

Тип KR-3 (1 единица): KR-3. Вошел в строй в 1939 г.

Тип FR (12 единиц): FR-1 — FR-12. Вошли в строй в 1939 г.

 

Тип MR-1: 35 т; 16,2x3,9x1 м; 2 диз., 350 л.с.; 10 уз. Эк. 6 чел. 2 — 7,9-мм.

Тип MR-5: 45 т; 18,5x4,2x1 м; 2 диз., 18 уз.; 450 (18) миль. Эк. 8 чел. 2 — 7,9-мм.

Тип KR-1: 11,3 т; 13,5x3,4x1 м; 2 диз., 170 л.с.; 11,5 уз.; без вооружения.

Тип КК-3:13,3т; 13,5x3,4x0,9 м; 2 диз., 150 л.с.; 12 уз.; 175 (12) миль; без вооружения.

Тип FR: 23/27 т; 17,42x3,3x0,85 м; 2 диз., 300 л.с.; 13 уз.; 1 т соляра. Эк. 10 чел. 1 — 20-мм.

 

Средние (MR), малые (KR) и речные (FR) "раумботы" — катера-траль­щики для использования на мелководных и озерно-речных акваториях. На типе FR в 1943 г. 20-мм автомат заменен на 1 13-мм и 1 15-мм пул. В ходе боевых действий погибли 1 типа MR (MR-7) и 6 типа FR (FR-2, FR-6, FR-8, FR-10 — FR-12) — все на Дунае; по типу KR сведений нет.

 

Прерыватели заграждений — 114 единиц

 

Sp-24 (6. Sp-A, б. "Waldraut Horn"): 8222 т (полное)/3995 брт; 103,3x14,88x7,35 м; 2 диз., 2500 л.с.; 13 уз.; 12 300 (9) миль. 2x1 — 105-мм/45, 3x2 — 37-мм; 6x1 — 20-мм/65;

Sp-177 (6. "Kepler"): 1236 брт; 72,4x11,02x4,65 м; 1 диз., 800 л.с.; 11 уз. 1x1 — 88-мм/45, 1x1 — 37-мм; 1x4 и 4x1 — 20-мм/65.

 

Уникальные противоминные корабли, не имевшие аналогов в других флотах. Прерыватели заграждений (Sperrbrecher) представляли собой мо­билизованные грузовые суда вместимостью от 387 до 8551 брт, предна­значенные для проделывания проходов в минных заграждениях методом "самоподрыва". При переоборудовании принимались меры по повыше­нию живучести и увеличению осадки; устанавливалось мощное зенитное вооружение, иногда — аэростаты заграждения. Существовало три основ­ных варианта вооружения: а) 2 — 105-мм и 6 — 37-мм; б) 2 — 88-мм и 2 — 37-мм; в) 1 — 105-мм или 88-мм и 1 — 37-мм (плюс несколько 20-мм в каждом). Погибли в ходе боевых действий: Sp-B, Sp-I Sp-XII, Sp-1 — Sp-3, Sp-14 — Sp-16, Sp-20, Sp-21, Sp-23, Sp-26, Sp-33 — Sp-39, Sp-102, Sp-105, Sp-120, Sp-136 — Sp-139, Sp-141 — Sp-144, Sp-146, Sp-147, Sp-149, Sp-150, Sp-152, Sp-157, Sp-160 — Sp-167, Sp-169 — Sp-171, Sp-173 — Sp-174, Sp-176, Sp-178 —Sp-181, Sp-183 — Sp-185, Sp-187 и Sp-195.