Проектирование и постройка

 

Проект «Тенрю» разрабатывался ко­раблестроительным отделом МТД в те­чение 1915 — 1916 гг. Прототипом для него послужили британские крейсера типа «С». Поскольку императорский флот продолжал сохранять хорошие от­ношения с Ройял Нэйви, японцы почти свободно пользовались информацией о достоинствах и недостатках новых анг­лийских кораблей. Так, требование об­легчить корпус при сохранении его прочности заставило перейти от мягкой судостроительной стали к стали высоко­го напряжения (НТ) и использовать лег­кие механизмы эсминцев. По опыту Ют­ландского боя руководство Гранд Флита поставило вопрос о замене 102-мм ору­дий на 152-мм и установке дополни­тельных поворотных двухтрубных аппа­ратов на всех крейсерах типов «Аретьюза» и «С», а также оснащении части из них минными рельсами. Японцы это уч­ли. Скорость было решено повысить до 33 уз., пожертвовав одним орудием.

В качестве главных механизмов решили применить турбины с зубчатым редукто­ром, уже опробованные на некоторых кораблях типа «С». Единственно, в чем они осмелились не подражать своим учителям, стал выбор котельного топли­ва. Да и три гребных вала были харак­терны для крейсеров немецкой пост­ройки, тогда как англичане тяготели к четному числу. Японцы понимали, что теплоотдача нефти на 40% выше, чем у угля, и мечтали оснастить все корабли «флота 8 — 8» только нефтяными кот­лами. Но из-за возможной нехватки жид­кого топлива решили оставить работаю­щие на нем котлы лишь на эсминцах, а на всех новых линкорах и крейсерах со­хранить часть котлов со смешанным отоплением.

Оба корабля программы 1916г. — «Те­нрю» и «Тацута» — заложили на госу­дарственных верфях, поскольку осталь­ные были еще заняты достройкой кораб­лей предыдущей программы 1914 г. Стоимость одного крейсера равнялась примерно 4 550 000 иен, средства выде­лялись из бюджета 1916 г.

Третий малый крейсер создавался по совершенно оригинальному проекту. Первоначально он должен был строить­ся по программе 1917 г. («флот 8 — 4») для проверки на нем экспериментальной энергетической установки. Но Хираге (Проект «Юбари» был разработан капитан-лейтенан­том Кикуо Фудзимото под руководством капитана 1 ран­га Хирага.) удалось уговорить МГШ использо­вать его постройку для проверки тех конструктивных принципов, которые он хотел затем применить в проектах бо­лее тяжелых кораблей. Хирага намере­вался доказать, что корабль с мини­мальным водоизмещением может иметь мощное вооружение и защиту, а также высокую скорость и дальность плава­ния без ущерба для прочности корпуса и мореходности. В качестве отправной точки он взял проект 5500-тонного крей­сера и решил повторить его основные характеристики на корабле с меньшим на 43% водоизмещением. Основными резервами экономии веса были: исполь­зование брони борта и палуб в качестве несущих элементов корпуса; предельно низкий корпус, но с полубаком и подъе­мом палубы к форштевню для лучшей мореходности; более компактные над­стройки и объединение дымоходов не­скольких КО в одну трубу; расположе­ние всех орудий ГК по ДП по линейно-возвышенной схеме с использованием двухорудийных установок.

Строительство санкционировали в ок­тябре 1920 г., средства в размере 6,3 млн. иен включили в бюджет 1921 -1922гг. Поскольку «Юбари» был заложен практически одновре­менно с крейсерами типа «Фурутака», для проверки конструктив­ных принципов которых он и про­ектировался, его постройка ве­лась очень быстрыми темпами: он вошел в строй через непол­ных 14 месяцев после закладки.

Так как новые корабли имели водоизмещение менее 7000 т, то в соот­ветствии с классификацией, принятой 21 марта 1898 г. и модифицированной 28 августа 1912 г., их отнесли к крейсе­рам 2-го класса. Неофициально их клас­сифицировали как легкие крейсера, хо­тя термин этот был узаконен только Лондонской конференцией 1930 г.

С 1913 г. крейсера 2-го класса получа­ли имена по названиям рек. Не стали ис­ключением и крейсера «малой модели». Тенрю (Небесный Дракон) — река, вытекающая из озера Сува в провинции Синано, славящаяся своим быстрым тече­нием и протекающая по префектурам Нагано, Аити и Сидзуока; Тацута (Драко­ново Поле) — река в провинции Ямато, префектура Нара.

Экспериментальный крейсер 20 сентя­бря 1919 г. получил название «Аязе» (Ая-зекава — река в районе Токио), но 23 де­кабря 1921 г. его переименовали в «Юба­ри» (река Юбаригава на о.Хоккайдо, в пе­реводе — «Начало в Горячих Ключах»).

 

Корабль

Обозначение

Место постройки (корпус и механизмы)

Заложен

Спущен

Вступил в строй

«Тенрю»

малый крейсер № I

верфь ВМС в Йокосуке

17.5.1917

11.3.1918

20.11.1919

«Тацута»

малый крейсер №2

верфь ВМС в Сасебо*

24.7.1917

29.5.1918

13.3.1919

«Юбари»

крейсер малой модели

верфь ВМС в Сасебо

5.6.1922

5.3.1923

31.7.1923

* Центральный ТЗА поставлялся фирмой «Кавасаки» (г. Кобе).