Проектирование и постройка
Проект «Тенрю» разрабатывался кораблестроительным отделом МТД в течение 1915 — 1916 гг. Прототипом для него послужили британские крейсера типа «С». Поскольку императорский флот продолжал сохранять хорошие отношения с Ройял Нэйви, японцы почти свободно пользовались информацией о достоинствах и недостатках новых английских кораблей. Так, требование облегчить корпус при сохранении его прочности заставило перейти от мягкой судостроительной стали к стали высокого напряжения (НТ) и использовать легкие механизмы эсминцев. По опыту Ютландского боя руководство Гранд Флита поставило вопрос о замене 102-мм орудий на 152-мм и установке дополнительных поворотных двухтрубных аппаратов на всех крейсерах типов «Аретьюза» и «С», а также оснащении части из них минными рельсами. Японцы это учли. Скорость было решено повысить до 33 уз., пожертвовав одним орудием.
В качестве главных механизмов решили применить турбины с зубчатым редуктором, уже опробованные на некоторых кораблях типа «С». Единственно, в чем они осмелились не подражать своим учителям, стал выбор котельного топлива. Да и три гребных вала были характерны для крейсеров немецкой постройки, тогда как англичане тяготели к четному числу. Японцы понимали, что теплоотдача нефти на 40% выше, чем у угля, и мечтали оснастить все корабли «флота 8 — 8» только нефтяными котлами. Но из-за возможной нехватки жидкого топлива решили оставить работающие на нем котлы лишь на эсминцах, а на всех новых линкорах и крейсерах сохранить часть котлов со смешанным отоплением.
Оба корабля программы 1916г. — «Тенрю» и «Тацута» — заложили на государственных верфях, поскольку остальные были еще заняты достройкой кораблей предыдущей программы 1914 г. Стоимость одного крейсера равнялась примерно 4 550 000 иен, средства выделялись из бюджета 1916 г.
Третий малый крейсер создавался по совершенно оригинальному проекту. Первоначально он должен был строиться по программе 1917 г. («флот 8 — 4») для проверки на нем экспериментальной энергетической установки. Но Хираге (Проект «Юбари» был разработан капитан-лейтенантом Кикуо Фудзимото под руководством капитана 1 ранга Хирага.) удалось уговорить МГШ использовать его постройку для проверки тех конструктивных принципов, которые он хотел затем применить в проектах более тяжелых кораблей. Хирага намеревался доказать, что корабль с минимальным водоизмещением может иметь мощное вооружение и защиту, а также высокую скорость и дальность плавания без ущерба для прочности корпуса и мореходности. В качестве отправной точки он взял проект 5500-тонного крейсера и решил повторить его основные характеристики на корабле с меньшим на 43% водоизмещением. Основными резервами экономии веса были: использование брони борта и палуб в качестве несущих элементов корпуса; предельно низкий корпус, но с полубаком и подъемом палубы к форштевню для лучшей мореходности; более компактные надстройки и объединение дымоходов нескольких КО в одну трубу; расположение всех орудий ГК по ДП по линейно-возвышенной схеме с использованием двухорудийных установок.
Строительство санкционировали в октябре 1920 г., средства в размере 6,3 млн. иен включили в бюджет 1921 -1922гг. Поскольку «Юбари» был заложен практически одновременно с крейсерами типа «Фурутака», для проверки конструктивных принципов которых он и проектировался, его постройка велась очень быстрыми темпами: он вошел в строй через неполных 14 месяцев после закладки.
Так как новые корабли имели водоизмещение менее 7000 т, то в соответствии с классификацией, принятой 21 марта 1898 г. и модифицированной 28 августа 1912 г., их отнесли к крейсерам 2-го класса. Неофициально их классифицировали как легкие крейсера, хотя термин этот был узаконен только Лондонской конференцией 1930 г.
С 1913 г. крейсера 2-го класса получали имена по названиям рек. Не стали исключением и крейсера «малой модели». Тенрю (Небесный Дракон) — река, вытекающая из озера Сува в провинции Синано, славящаяся своим быстрым течением и протекающая по префектурам Нагано, Аити и Сидзуока; Тацута (Драконово Поле) — река в провинции Ямато, префектура Нара.
Экспериментальный крейсер 20 сентября 1919 г. получил название «Аязе» (Ая-зекава — река в районе Токио), но 23 декабря 1921 г. его переименовали в «Юбари» (река Юбаригава на о.Хоккайдо, в переводе — «Начало в Горячих Ключах»).
Корабль |
Обозначение |
Место постройки (корпус и механизмы) |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
«Тенрю» |
малый крейсер № I |
верфь ВМС в Йокосуке |
17.5.1917 |
11.3.1918 |
20.11.1919 |
«Тацута» |
малый крейсер №2 |
верфь ВМС в Сасебо* |
24.7.1917 |
29.5.1918 |
13.3.1919 |
«Юбари» |
крейсер малой модели |
верфь ВМС в Сасебо |
5.6.1922 |
5.3.1923 |
31.7.1923 |
* Центральный ТЗА поставлялся фирмой «Кавасаки» (г. Кобе).