Описание конструкции

 

Тактико-технические элементы легких крейсеров

Головной крейсер

«Тенрю»

«Юбари»

Число кораблей в серии

2

1

Водоизмещение, т:

стандартное

нормальное проектное*

нормальное

фактическое полное

3230

3495

3605

4621

2890

3141

3560

4447,8

Длина, м (между п. п. / по ВЛ факт. / полная)

134,11/139,268/ 142,646

132,59/137,16/ 139,446

Ширина, м

12,344

12,04

Средняя осадка (проект./факт.), м

3,96 / 4,0

3,58/3,86

Вооружение после достройки, число орудий — калибр в мм/длина ствола в клб; число ТА — калибр в мм (число торпед)

4—140/50, 1—76/40, 2x3 ТА 533 (6), 48 мин

6—140/50, 1—76/40, 2x2 ТА 610 (8), 48 мин

Оборудование СУАО

директор типа 13, 2,5-м дальномер

директор типа 13, два 2,5-м дальномера

Прожекторы, 90-см типа SU

2

2

Броня, толщина в мм (длина нижней/верхней части х высота пояса в м)

пояс 51 — 63 (56,5/58,6x4,27), палуба 22,2— 25,4, рубка 51

внутр. пояс 38 (57,91x4,15) + обшивка 19, палуба 22 — 25

Общий вес брони, т (% от норм. D)

176(4,2)

349,0 (8,5)

Турбины

ЗТЗА

ЗТЗА

Котлы (смешанные + нефтяные)

2+8

0+8

Мощность = скорость по проекту

51 000 л.с.=33 уз.

57 900=35,5 уз.

Испытания: л.с. = узлы (лучший результат)

59 844=34,2 («Тенрю»)

61 336=34,79

Запас топлива (уголь + нефть), т

150+920

916

Дальность плавания, миль (на скорости, узлы)

5000 (14)

5000 (14) факт 3310 (14)

Экипаж, человек** (флагман дополнительно 6+22)

33+304 факт. 327-332

328

Число шлюпок

6

5

Стоимость, млн. иен

4,55

6,3

* С 25% топлива на борту.

** Офицеров и кондукторов + старшин и рядовых

 

Компоновка и корпус

 

«Тенрю» и «Тацута» фактически пред­ставляли собой большие эсминцы: скругленный форштевень, короткий по­лубак, узкий и низкий длинный корпус с четко различимыми торпедными аппа­ратами между надстройками и тонкими мачтами-однодревками. Даже торпед­ные аппараты располагались у них по ДП, а не по бортам, как это было приня­то на крейсерах.

Модель 3500-тонного корабля с обво­дами эсминца подвергалась испытани­ям в 500-футовом опытовом бассейне в Цукидзи (Токио) под руководством гене­рального инспектора кораблестроения контр-адмирала Мотоки Кондо и кораб­лестроителя лейтенанта Хитоси Яцусиро. Принятая форма форштевня впер­вые была применена на эсминцах типа «Исокадзэ» (проект F-24) программы 1915 г., а общая архитектура заимство­вана у проектируемых в тот же период эсминцев «Таникадзэ» и «Кавакадзэ» (проект F-30), полному сходству с кото­рыми мешала только кормовая надст­ройка с двумя 14-см (140-мм) орудиями да большие орудийные щиты. Угол на­клона форштевня в районе ватерлинии выбирался из соображений безопасного прохода по минным полям из японских двухкорпусных мин № 1, соединенных тросом. Предполагалось, что специаль­ная форма форштевня японских кораб­лей позволит им благополучно переска­кивать через трос, избегая зацепления и подтягивания мин к их бортам.

Чтобы обеспечить достаточную проч­ность длинного и узкого корпуса но­вых крейсеров (отношение длины к ши­рине — 11,28), было решено применить продольный набор, состоявший из пяти несущих элементов 1L — 5L с каждого борта (см. поперечное сечение). Корпус полностью выполнялся из стали НТ, ли­сты наружной обшивки между килем и стрингером 1L имели толщину 25,4 мм, утончаясь до 22,2 мм между стрингерами 1L и 2L и далее до 19 мм. По обе сто­роны от киля шли полосы усиления тол­щиной 25,4 и шириной 762 мм. Толщина внутренней обшивки двойного дна — от 8,89 до 6,35 мм, за броневым поясом — 5,08 мм. Вес погонного метра набора корпуса достигал 11 т. Шпация в средней части корпуса (83,82 м) равнялась 1295 мм, в носовой (33,23 м) и кормовой (25,6 м) оконечностях — 610 мм.

Надстройки были сведены к миниму­му. Носовая, расположенная на полуба­ке, состояла всего из трех ярусов: на ни­жнем размещались носовая радиостан­ция и походные каюты, на среднем — боевая, штурманская и оперативная рубки, на верхнем — ходовой мостик с двумя компасами, биноклями и дально­мером. Открытый ходовой мостик мог закрываться только брезентовым обве­сом на специальных стойках. В трех над­стройках на верхней палубе, имевших ширину 3,96 м, находились заборники вентиляторов котельных и машинных от­делений, мастерские, камбузы, санитар­ные помещения и различные кладовые. Кормовой мостик располагался на кор­мовой надстройке за грот-мачтой. Там размещалась вторая радиостанция, а над ней был оборудован запасной пункт управления кораблем с компасом и би­ноклями.

По бортам от кожухов котельных отде­лений хранилось шесть шлюпок: два 6-метровых сампана, два 9-метровых гребных катера и два таких же моторных катера.

Что касается «Юбари», то именно в его облике были заложены те особенно­сти корабельной архитектуры, которые стали отличительной чертой японской школы кораблестроения. По внешнему виду этот крейсер разительно отличал­ся от своих предшественников, в раз­личной степени повторявших иностран­ные проекты. На нем впервые примени­ли своеобразно изогнутый форштевень и оригинальную форму корпуса, двухо-рудийные башни ГК, закрытый ходовой мостик и башенноподобную носовую надстройку, с расположенными в ней постами управления кораблем и артил­лерией, каютами офицеров и команди­ра, а также характерную дымовую трубу, объединившую дымоходы всех котель­ных отделений (КО).

Для быстроходных кораблей с боль­шим отношением длины к ширине зна­чительную опасность представляет ис­кривление корпуса под нагрузкой. Хотя на корпус «Юбари» приходилось всего 31,2% водоизмещения (против 38,4% у 5500-тонных крейсеров), эта экономия веса была достигнута без потери проч­ности — броня сыграла роль дополни­тельных элементов набора. Наружная обшивка — из стали НТ, толщина от ки­ля до стрингера 2L — 22,2 мм, между элементами 4L и 5L — 16,5мм, на ос­тальных участках, вплоть до ВП, — 19,1 мм. Кроме того, под килем шла до­полнительная полоса шириной 1585 мм, имевшая толщину 25,4 мм. Вес погонно­го метра набора — 7,58 т. Шпация на средних 82,98 м равнялась 914 -1066 мм, а на носовых 33,22 м и на кор­мовых 23,24 м — 533 мм. Скуловые ки­ли шириной 1,17м проходили по длине 41,5м.

В носовой надстройке на полубаке, которая в длину превышала 18 м, на первом ярусе размещались офицерские каюты, рабочие помещения и перегру­зочные отделения боезапаса для носо­вой группы орудий; на втором ярусе длиной около 10 м — каюты отдыха, кладовые и оперативная рубка. Еще вы­ше располагался ходовой мостик с брезентовой крышей, за ним в корму — штурманская и радиорубка, по бокам последней стояли два 30-м дальноме­ра. Кормовая радиорубка находилась в надстройке под башней № 3.

Из пяти шлюпок два 9-метровых гребных катера, 9-метровый (справа) и 11-метровый (слева) моторные катера хранились на шлюпбалках по бокам от дымовой трубы, а 6-метровый сампан лежал поперек корпуса за ТА № 2.

Испытания «Юбари» подтвердили правоту Хираги в том, что касалось прочности корпуса и мореходности. Од­нако впервые сказалась ставшая затем хронической болезнь — перегрузка. По­сле достройки реальное нормальное водоизмещение крейсера (с 25%-ным запасом топлива) превысило проектное на 14%, или на 419т, хотя до этого япон­ским кораблестроителям удавалось не превышать допустимое для малых ко­раблей значение в 5%.

 

Броневая защита

 

Броневая защита лидеров торпедных флотилий должна была противостоять 102-мм снарядам американских эсмин­цев. Пояс высотой 4,27 и длиной 58,6 м, проходивший от верхней палубы до глу­бины примерно 0,76 м под ВЛ (при нор­мальной осадке), прикрывал только от­секи ЭУ. Он состоял из двух полос по два слоя стали НТ: нижняя полоса дли­ной 56,5 м и высотой 2,82 м имела внешние листы толщиной 38 мм и внут­ренние — 25,4 мм, а верхняя размерами 58,6x1,45 м — два слоя по 25,4 мм. По верхней кромке пояса проходила броне­вая верхняя палуба, также из стали НТ. На ширину 1,28 м от борта она имела толщину 25,4 мм, а затем утончалась до 22 мм. Под надстройками толщина па­лубного настила была всего 6,35 мм. Боевая рубка имела круговое 51-мм бронирование и 25,4-мм крышу. Совер­шенно без защиты оставались рулевое отделение и подача боезапаса. Всего на броню пришлось 176,4 т, или 4,2% от во­доизмещения (на момент испытаний с 67% запасов).

На «Юбари» пояс толщиной 38 мм из нецементированной хромистой стали го­могенной закалки NVNC (New Vickers non-cemented), разработанной в конце Первой мировой войны на основе зака­ленной стали VH (Vickers Hardened), проходил внутри корпуса с наклоном внутрь на 10° и крепился непосредст­венно к бракетным шпангоутам. При длине 57,91 м и высоте 4,15 м он защи­щал все МКО и часть носового погреба. Вместе с наружной 19-мм обшивкой из стали НТ это давало общую толщину 57 мм и благодаря более высоким физи­ческим свойствам стали NVNC защища­ло ЭУ «Юбари» даже более надежно, чем на 5500-тонных крейсерах и «Тенрю». Верхней кромкой пояс крепился к 25,4-мм верхней (броневой) палубе из стали NVNC, частично покрытой сверху 15,875-мм листами из стали НТ. Палуба между поясом и наружной обшивкой на­биралась из 22-мм плит стали НТ, а про­странство под ней занимали топливные танки. Дымоходы и воздуховоды венти­ляторов защищались 31,75-мм плитами стали NVNC на высоту 762 мм над ВП, а палуба вокруг них дополнительно усили­валась 16-мм листами стали НТ. Лобо­вые стены орудийных установок имели толщину 10 мм из той же стали. Подъем­ники боезапаса и коммуникационные тру­бы защищались тонкими плитами стали НТ. Всего на защиту у «Юбари» приходи­лось 349 т, или 10,3% стандартного водо­измещения (8,5% от водоизмещения на испытаниях) против 220 — 238 т, или 4,1% (3,4%) у 5500-тонных крейсеров.

 

Вооружение

 

На «Тенрю» и «Тацута» все 14-см 50-калиберных орудия «типа 3-го года» в пьедестальных установках с ручным об­служиванием располагались за щитами на уровне полубака, что делало их бо­лее «сухими» и упрощало управление стрельбой, но серьезно ограничивало уг­лы обстрела орудий № 2 и № 3. Напри­мер, носовой и кормовой огонь мог вес­тись только из одного ствола. Это ору­дие было разработано перед мировой войной в качестве стандартного средне­го калибра для замены орудия 15-см/50 типа 41, снаряды которого оказались слишком тяжелыми для японских матро­сов. Установка со щитом весила 21 т, мак­симальный угол возвышения 20° обеспе­чивал дальность стрельбы 15 800 м, ско­рость горизонтальной и вертикальной на­водки не превышала 8 град./с.

Подачу снарядов и зарядов до уровня ВП обеспечивали два ковшовых цепных подъемника (по одному на носовую и кормовую группы орудий). Дальше 38-кг снаряды и 10 — 11-кг заряды подава­лись вручную с помощью рельсовых подъемников. Заряжание орудий могло производиться при любом угле возвы­шения: от -7° до +20°.

Для упраления стрельбой использо­валась британская система «слежение за указателем» с директором типа 13 на одноопорной фок-мачте и двумя съем­ными 2,5-м дальномерами на ходовом мостике и перед орудием № 3. Для обеспечения ночных действий служили два 90-см прожектора типа «SU» (150 А, 75 В, 9000 кандел/м2) с дальностью ос­вещения 3500 — 4000 м.

Зенитное 8-см/40 (76,2-мм) орудие «типа 3-го года» стояло на тумбе на верхней палубе за кормовой надстрой­кой. Оно было разработано на основе противоминного 8-см/40 орудия типа 41. Его установка обеспечивала угол возвы­шения 75°. Дополняли ПВО корабля два 6,5-мм пулемета «типа 3-го года», раз­мещенные между второй и третьей ды­мовой трубой. Эти пулеметы, будучи японской версией французского Гочкиса, сначала были приняты на вооруже­ние армией, а с декабря 1916 г. стали поступать на флот. Они представляли собой неплохое оружие, но требовали обильной смазки металлической ленты на 30 патронов.

Для производства салютов у носовой надстройки имелись две 5-см пушки си­стемы Ямаучи (Ямагучи), которые, по сути, являлись британскими трехфунтовками (47-мм) Мк I.

Лидеры флотилий эсминцев первыми в японском флоте получили 533-мм трех­трубные торпедные аппараты. Поворот­ные установки «типа 6-го года» могли стрелять торпедами на дистанцию до 16 км. Небольшая ширина корпуса позволила расположить аппараты по ДП, что при скромном числе труб давало борто­вой залп из шести торпед. Электромотор мощностью 5 л.с. поворачивал аппарат на 360° за 37,5 с, а вручную это можно было сделать за 50 с. Все торпеды «типа 6-го года» с боеголовкой в 203 кг шимозы хранились в аппаратах, запасных не бы­ло. Заряжание аппаратов — ручное. Из-за небольшой высоты банкетов на полном ходу ТА сильно заливались водой.

Поэтому при первой же возможности банкеты повысили на 0,5 м: на «Тацута» во время ремонта в апреле — декабре 1926 г., на «Тенрю» в июне 1927 — янва­ре 1928 г.

Оба крейсера имели рельсы, на кото­рые принималось 48 мин заграждения (обычно мины № 1) — по 24 с каждого борта.

Хотя «Юбари» был «малой модели» и нес на одно 14-см орудие и на два ТА меньше, чем 5500-тонные крейсера «средней модели», бортовой залп у ко­раблей обоих типов был одинаков за счет объединения всего вооружения на «Юбари» по ДП в две одноорудийные и две двухорудийные установки. Установ­ки № 1 и № 4 — такие же, как и на типе «Тенрю». Двухорудийные башни «типа А», стоявшие на позициях № 2 и № 3, имели размеры 5,5x3,4x2,46 м и весили 50 т. Обычно они поворачивались с по­мощью электромотора со скоростью 4°/с, но был и ручной привод. Стволы находились в общей люльке и могли пе­ремещаться в вертикальной плоскости со скоростью 6°/с. Эти полностью за­крытые установки хотя и не являлись настоящими башнями, давали ряд пре­имуществ: более высокое расположе­ние, лучшие углы обстрела, защиту при­слуги от непогоды, наличие централь­ной податочной трубы. Снаряды и заря­ды подавались из погребов четырьмя ковшовыми подъемниками до уровня полубака в носу и до ВП в корме. Далее боезапас вручную подавался к одиноч­ным установкам и податочным трубам спаренных. Благодаря более тесному расположению подъемников и орудий­ных установок «Юбари» мог в единицу времени выпустить даже больше снарядов в бортовом залпе, чем 5500-тонные крейсера. Все установки имели углы об­стрела по 150° на каждый борт.

Зенитное вооружение включало 8-см орудие «типа 3-го года» на надстройке между торпедными аппаратами и два 7,7-мм пулемета системы Льюис по бо­кам от нее. Последние пулеметы были приняты на вооружение флота 29 сентя­бря 1921 г. для замены 6,5-мм пулеме­тов «типа 3-го года». У носовой надст­ройки находились две 5-см салютные пушки системы Ямаучи.

Два трехметровых дальномера стояли на носовой надстройке по одному на борт на уровне ходового мостика в кор­мовой его части, а директор типа 13 рас­полагался на марсе треногой фок-мачты (высота биноклей над килем 23 м). Один 90-см прожектор типа «SU» устанавли­вался на носовой надстройке, второй — за дымовой трубой.

Благодаря узкому корпусу на «Юбари» два спаренных 61-см ТА «типа 8-го года» расположили по ДП, как и на типе «Тен­рю». Выстрел торпедами можно было производить в секторе по 10° от травер­за на оба борта. Как и на «Тенрю», аппа­раты на высоких скоростях заливались брызгами из-за низких банкетов. Во вре­мя ремонта 1932 — 1933 гг. банкеты на­растили, а сами ТА получили щиты. За­пасные торпеды (по две на установку) находились в специальных рундуках ря­дом с аппаратами, а их боеголовки хра­нились в кормовом погребе слева от тоннеля центрального гребного вала.

В корме устанавливались короткие рельсы, на которые крейсер мог прини­мать 48 мин заграждения № 1. Чтобы уменьшить воздействие дульных газов кормовых 14-см орудий, мины укладыва­лись парами в специальные боксы, рас­положенные в шесть рядов по четыре.

 

Энергетическая установка

 

Для получения высокой 33-узловой скорости крейсера-лидеры оснастили тремя турбинными установками мощно­стью по 17 000 л.с. — того же типа, что использовались на эсминцах типа «Та­никадзе».

Десять трехколлекторных котлов типа «Кампон Ро Го» стояли бок о бок в трех котельных отделениях (КО) общей протя­женностью 32,61 м и площадью 343 м2: два малых со смешанным отоплением — в носовом; два малых и два больших нефтяных — в среднем; четыре больших нефтяных — в кормовом. Давление па­ра составляло 18,3 атм., температура — 156°С.

Проект ТЗА с импульсными турбинами типа Браун-Кертис был разработан бри­танской компанией «Джон Браун», но са­ми механизмы изготавливались силами верфей-строителей. Только ТЗА средне­го вала для «Тацуты» поставлялся вер­фью фирмы «Кавасаки» в Кобе. Каждый агрегат включал турбину высокого дав­ления (одно колесо с двумя рядами ло­паток и пять колес с одним рядом лопа­ток) и низкого (семь колес с одним рядом лопаток). Турбины крейсерского хода не было, но перед ТВД имелась крейсер­ская ступень (колесо с двумя рядами ло­паток), которую на высоких скоростях пар обходил, сразу попадая в ТВД. Валы турбин через одноступенчатый редуктор соединялись с гребным валом. На об­щем валу с ТНД и в общем с ней корпу­се находилась турбина заднего хода (од­но колесо с тремя рядами лопаток). Два ТЗА располагались в носовом отделе­нии (внешние валы), один в кормовом (центральный вал); общая протяжен­ность МО 23,16 м, площадь — 250 м2. Скорость роторов ТВД вращения -3000 об/мин, а ТНД — 1800 об/мин, но у гребных валов на выходе редуктора -400 об/мин. В турбинных отделениях имелось два дизель-генератора мощно­стью 66 и 44 кВт, которые вырабатывали ток напряжением 110 В.

Общий вес главных механизмов до­стигал 1042,9 т, или 25% от водоизмеще­ния на испытаниях, но удельная мощ­ность, по сравнению с предыдущими крейсерами типа «Тикума», значитель­но возросла: 48,9 л.с. на тонну веса ме­ханизмов против 19,2 л.с./т.

Диаметр гребных винтов равнялся 3,048 м, площадь балансирного руля — 11,2 м2, ширина скуловых килей — 0,61 м.

На ходовых испытаниях 26 мая 1919 г. на мерной миле Татеяма «Тенрю», имея водоизмещение 3530 «длинных» т, раз­вил 34,206 уз. при мощности 59 844 л.с. Однако во время пробега вышла из строя ТНД левого вала, что задержало ввод крейсера в строй до ноября. «Тацута» 14 апреля на испытаниях у Мие раз­вил всего 32,765 узла при водоизмеще­нии 3435 т и мощности 58 690 л.с.

Запас топлива по проекту составлял 920 т нефти и 150 т угля, что должно бы­ло обеспечить дальность плавания 5000 миль на 14 уз. Уголь хранился в от­секах перед носовым КО, нефть — в двойном дне под ЭУ и в отдельных цис­тернах перед носовым КО и за кормовы­ми погребами.

Энергетическая установка «Юбари» состояла из восьми котлов и трех ТЗА. Турбины проектировались фирмой «Мицубиси» на основе турбин Парсонса, а изготавливались военной верфью в Сасебо. В каждый агрегат мощностью 19 300 л.с. входила одна реактивная ТНД (2000 об/мин) и одна импульсная ТВД (3000 об/мин). ТКХ не было, а крей­серский режим обеспечивался двумя ступенями на входе в ТВД. ТЗХ находи­лась в одном корпусе с ТНД. Два ТЗА устанавливались в носовом МО, а один, работающий на центральный вал, — в кормовом. Одноступенчатый зубчатый редуктор обеспечивал понижение скорости вращения гребного вала с трехло­пастным винтом диаметром 3,124 м до 400 об/мин. Общая протяженность МО — 25,66 м, площадь — 250 м2.

Восемь нефтяных трехколлекторных водотрубных котлов типа «Кампон Ро Го» стояли бок о бок в трех КО суммарной длиной 29,84 м и площадью 280 м2: в но­совом — два «малых» котла, в среднем — четыре «больших», в кормовом — два «больших». Параметры пара — 18,3 атм. и 138°С. По другим данным, температу­ра пара была 156°С. По первоначально­му проекту предусматривалось два но­совых котла со смешанным отоплением и две трубы, но затем по предложению капитана 2 ранга Фудзимото для умень­шения воздействия дыма и газов на ра­боту директора, установленного на мос­тике, носовую трубу загнули назад и объ­единили с кормовой. В 1924 г. трубу по­высили на 2 м, поскольку на высоких ско­ростях влияние дыма и горячих газов все-таки сказывалось.

Электрический ток напряжением 110В вырабатывали два дизель-генератора по 66 кВт, расположенных в МО. Пло­щадь пера руля — 9,77 м2.

Проектная мощность 57 900 л.с. долж­на была обеспечивать скорость 35,5 уз., то есть такую же, как на 5500-тонных крейсерах, всего при 65% их мощности.

На испытаниях 5 июля 1923 г. на мерной миле Косикидзима, «Юбари», имея во­доизмещение 3463 т, развил максималь­ную скорость 34,786 уз. при мощности 61 336 л.с. и 409,87 об/мин. Основной причиной недобора скорости оказалась перегрузка. С двумя третями топлива на борту осадка корабля получилась на 61 см больше проектной, из-за чего кор­мовой транец погружался в воду, увели­чивая сопротивление и снижая скорость. Запас топлива в 916 т нефти обеспечи­вал проектную дальность плавания 5500 миль на 14 уз. Но из-за перегрузки реальная дальность составила всего 3310 миль на той же скорости. Посколь­ку это было даже меньше, чем у эсмин­цев типа «Мянекадзе» (3600 миль на той же скорости), «Юбари» стал не лучшим флагманом торпедной флотилии.

 

Экипаж и обитаемость

 

По проекту экипаж «Тенрю» и «Тацута» состоял из 33 офицеров и кондукто­ров и 304 унтер-офицеров и рядовых. Кроме них, крейсера должны были при­нимать офицеров штаба флотилии во главе с контр-адмиралом. Офицерские и кондукторские каюты, а также столовые располагались на нижней палубе за ЭУ. Общая площадь этих помещений равня­лась 239,39 м2 при объеме 440,9 м3, что обеспечивало соответственно 6,69 м2 и 12,3 м3 на человека.

Кубрики экипажа общей площадью 420,7 м2 (примерно 1,38 м2 на человека) при объеме 930,7 м3 (3,06 м3 на челове­ка) находились перед угольными бунке­рами на нижней и верхней палубах (под полубаком). Все помещения размеща­лись выше ватерлинии и имели естест­венное освещение и вентиляцию. Един­ственным, но существенным недостат­ком такого расположения жилых помещений была удаленность офицеров от своих боевых постов в носовой надст­ройке. Кроме того, в корме на ходу было очень шумно из-за вращения валов и работы рулевого механизма. От такого традиционного расположения кают и ку­бриков, уходящего корнями во времена парусного флота, отказались только на крейсере «Юбари».

По проекту экипаж «Юбари» насчиты­вал 340 человек, но в ходе службы не превышал 328. Жилые помещения на нем располагались более рационально: каюты офицеров — в нижней части носовой надстройки, то есть гораздо ближе к их боевым постам; кубрики экипажа — в самой корме под ВП и на трех палубах под полубаком. Правда, из-за перегруз­ки нижний ряд иллюминаторов оказы­вался слишком близко к ватерлинии, по­этому нижняя жилая палуба была очень «мокрой» и нездоровой для экипажа. Размещения кубриков над КО, где было очень жарко, удалось избежать.