Участие в войне на Тихом океане

 

Захват атолла Уэйк («Z» сакусен)

 

В рамках операций «Первого этапа», проводимых японским флотом с нача­лом войны, 4-му флоту вице-адмирала Иноуйе Сигеёси, куда входили все эти три легких крейсера, ставилась задача захватить острова Гуам и Уэйк. Захват последнего — своего рода непотопляе­мого «авианосца» в самом центре Тихо­го океана — потребовал больших уси­лий, поскольку его гарнизон был доволь­но крупным — 27 офицеров и 422 солда­та корпуса морской пехоты, включая летчиков, 10 офицеров флота и 58 моря­ков, не считая связистов, служащих авиакомпании и рабочих-контрактников, а оборона включала несколько берего­вых батарей морской пехоты с орудиями 127-мм и 76-мм калибра. На аэродроме имелось несколько устаревших (без бро­ни и протестированных бензобаков) ис­требителей F4F-3 «Уайлдкэт» из эскад­рильи морской пехоты VMF-211.

Десантное японское соединение до­жидалось сигнала на атолле Кваджелейн (Маршалловы острова). 8 декабря 1941 г. в море вышло Соединение втор­жения контр-адмирала Кадзиока, кото­рое приблизилось к атоллу в ночь на 11-е. На двух переделанных в патруль­ные корабли старых эсминцах находи­лись 450 десантников, а войска для гар­низона — на двух средних транспортах «Конго Мару» и «Кинрю Мару», прикры­ваемых крейсерами «Юбари», «Тенрю», «Тацута», базой подлодок «Дзингей» и шестью эсминцами.

Верный японским морским традици­ям, Кадзиока решил на рассвете при­нять бой с береговыми батареями в кильватерной колонне с крейсерами во главе (сам — на головном «Юбари»), но точный огонь американцев и активность их авиации спутали все планы. Батарея 127-мм орудий «А» трижды брала «Юбари» в вилку, однако прямых попа­даний не было. Но эсминцы «Хаяте» и «Кисараги» погибли, а «Опте» и «Яеи» были повреждены. Кроме того, пулеметным огнем «уайлдкэты» повредили три торпеды на палубе «Тенрю» и разнесли радиорубку на «Тацуте». Пришлось Кадзиоке возвращаться назад на Кваджелейн, куда он прибыл 13 декабря.

В ходе второй атаки Уэйка крейсера прикрывали переход десантных сил от Кваджелейна (покинув его 21 декабря), а во время высадки 23 декабря патрули­ровали к востоку от острова, прикрывая вторжение. После успешного заверше­ния операции «Тацута» и «Тенрю» вер­нулись на Кваджелейн 27-го числа, а «Юбари» — два дня спустя. Все кораб­ли 31-го покинули атолл и 3 января бро­сили якоря в лагуне Трука.

 

Захват Рабаула и Кавьенга («R» сакусен)

 

Эта операция проводилась в рамках «Второй фазы операций первого эта­па». «Юбари» с четырьмя эсминцами своей флотилии и гидроавиатендером «Киёкава Мару» вышел из лагуны Трука 13 января 1942 г. на атолл Ламотрек, где простоял с 15 по 17 января. Там было назначено рандеву с транспортами, на­правлявшимися из Гуама под эскортом двух эсминцев и минных заградителей 19-й эскадры. Конвой приблизился к Ра-баулу в ночь на 23 января. «Юбари» во­шел в гавань захваченной базы 27 янва­ря. За неделю до этого, 20-го числа, 18-я эскадра, 3 эсминца и 3 транспорта с де­сантом вышли из Трука в Кавьенг, а уже 23-го этот порт был захвачен. «Тенрю» и «Тацута» простояли там до 2 февраля.

Чтобы поддержать десанты в Суруми на южном побережье Новой Британии, сюда 3 февраля направили 18-ю эскад­ру из Кавьенга, а 8-го числа — «Юбари» из Рабаула. После завершения этой операции 13 февраля все три крейсера покинули район: крейсер «Юбари» вер­нулся в Рабаул 14-го, а 18-я эскадра возвратилась на Трук 18 февраля.

Американцы решили атаковать Раба­ул самолетами ударного авианосца «Лексингтон». Это соединение японские дальние разведчики обнаружили 20 фе­враля и выслали против него свои базо­вые бомбардировщики. Удивительно, но американцам удалось отбить атаку прак­тически без потерь, фактор внезапности был утрачен, и они отошли. Японцы вы­слали в погоню из Трука «Тенрю» и «Та­цута», а из Рабаула «Юбари». После бе­зуспешного поиска все корабли верну­лись 23-го в Трук, откуда «Юбари» 27 февраля - 1 марта перешел в Рабаул. Между 23 и 27 февраля в Труке зенит­ное вооружение на «Тенрю» и «Тацута» усилили, добавив 2x2 установки 25-мм автоматов в корме (стало 4x2).

 

Захват Лаэ и Саламауа («SR» сакусен)

 

Хотя основной целью операций «Тре­тьей фазы» был захват Явы, одновре­менно планировалось захватить два порта на северо-востоке Новой Гвинеи и несколько пунктов на архипелаге Бис­марка и Соломоновых островах. Прикры­тие возлагалось на 6-ю и 18-ю эскадры, которые после короткого отдыха в Труке 2 марта 1942 г. вышли в Рабаул, куда прибыли 5-го. В их задачу входило при­крытие высадки в Новой Гвинее. Эскор­тирование транспортов и поддержку де­санта должны были осуществлять «Юба­ри», шесть эсминцев его флотилии, мин-заги «Окиносима» и «Цугару» и гидро-авиатендер «Киёкава Мару». Конвой и силы эскорта вышли в море в тот же день, и уже 8-го десанты в Лаэ и Саламауа были успешно высажены. Однако утром 10 марта стоявшие на якоре корабли и транспорты подверглись атаке 90 само­летов с авианосцев «Йорктаун» и «Лек­сингтон». Четыре транспорта, в том чис­ле «Конго Мару», были потоплены, неко­торые повреждены. Из боевых кораблей пострадал «Юбари», на котором близкие разрывы бомб у носа и кормы вызвали несколько пожаров и повреждения кор­пуса. Погибли старший офицер и еще 13 членов экипажа, 30 моряков были ра­нены, двое тяжело. «Юбари» 14 марта вернулся в Рабаул, и после временного ремонта 22-го ушел в Трук под эскортом трех эсминцев. Ремонт на нем продол­жался с 25 марта по 10 апреля.

Крейсера 18-й и 6-й эскадр 9 марта вошли в гавань Королевы Каролы на о.Бука и основали там базу, а затем 11-го вернулись в Рабаул. 14 марта они прикрывали высадку на о.Бугенвиль. Простояв 15 — 17 марта в гавани Коро­левы Каролы, эскадры на следующий день перешли в проход Мёве около Ка-вьенга, где находились до 26-го, а 27 чис­ла вернулись в Рабаул. Пополнив запа­сы, 28 марта крейсера вышли для при­крытия высадки на о.Шортленд (30 мар­та), и на следующий день обеспечивали высадку в Киета на севере Бугенвиля. Вернувшись в Рабаул 1 апреля, обе эс­кадры приняли топливо и в тот же день снова ушли в проход Мёве, где простоя­ли на якорях до 5 апреля, а 7 и 8 апре­ля прикрывали высадки на о.Манус (ос­трова Адмиралтейства). Все шесть крейсеров 10-го вернулись в Трук для пополнения запасов и подготовки к опе­рациям «Второго этапа».

 

Захват Порта-Морсби и Тулаги («МО» сакусен)

 

Эта операция значилась первой в рамках «Второго этапа». Для ее прове­дения было образовано Оперативное соединение «МО», которое возглавил вице-адмирал Иноуйе. В его состав во­шли и «Юбари», «Тацута» и «Тенрю» - первый в группу вторжения в Порт-Мор-сби контр-адмирала Абе Косо, а послед­ние — в группу поддержки контр-адми­рала Марумо Кунимори, которая должна была образовать базу гидроавиации на архипелаге Луизиада у острова Дебойн.

18-я эскадра вышла в море 28 апреля 1942 г., чтобы занять позицию к югу от Соломоновых островов, а «Юбари» 30-го направился из Трука в Рабаул, куда при­был 2 мая. Тем временем 18-я эскадра прикрывала высадку на о.Санта-Изабель, где была основана база гидроави­ации. 18-я эскадра 5 мая прибыла на о.Дебойн, архипелаг Луизиады, где ос­тавила «Камикава Мару», а затем ото­шла на северо-запад к о.Тобриан.

После боя в Коралловом море «Юба­ри», зашедший 9 мая для дозаправки на Шортленд, срочно принял топливо и на­правился в море для поддержки авиа­носного соединения. Когда операцию «МО» окончательно отменили, «Тенрю» и «Тацута» получили приказ возвра­щаться в Рабаул, куда «Тенрю» вернул­ся 12-го. Назначение же «Тацуты» из­менили: он и минзаг «Цугару» поверну­ли ко.Бука, где в гавани Королевы Каро­лы должны были соединиться с силами вторжения на Науру и Оушен адмирала Симы, вышедшими 10-го из Рабаула. На следующий день они получили оконча­тельный приказ покинуть район и воз­вращаться в базы.

«Юбари», зайдя 13 — 15 мая на якор­ную стоянку Киета, 17-го возвратился в Трук, откуда через два дня ушел в Йокосуку для ремонта. Он прошел докование с 23 мая по 15 июня и 19-го ушел на Трук, где стал на якорь 23-го. «Тенрю» с 13 по 23 мая перешел из Рабаула в Майдзуру, а «Тацута» с 19 по 24-е — туда же из Трука. Оба крейсера прошли докование на военной верфи («Тацута» 3 — 13 июня, «Тенрю» 5 — 15-го), ко­мандиром «Тенрю» 5 июня стал кэптен Асано Синпей. Крейсера 18-й эскадры вышли в море 16 июня для совместных учений с «Аоба» и «Како» в проливе Бунго, а 23-го пришли на Трук.

 

Первая реорганизация японского флота. Высадка в Буна («RI» сакусен)

 

Тем временем японский флот потер­пел поражение в решающей битве у атолла Мидуэй. Но это не помешало японцам усилить свои позиции на Соло­моновых островах. На одном из них, Гуадалканале, они решили построить авиабазу. 29 июня транспорты «Адзума Мару», «Адзумасан Мару» и «Хокурику Мару» под эскортом «Юбари» и эсминца «Удзуки» вышли из Трука, чтобы доста­вить туда специальное десантное со­единение и строительные части. После высадки 6 июля «Юбари» 10-го вернулся в Трук. В этот день 6-ю флотилию рас­формировали, «Юбари» вместе с че­тырьмя эсминцами 29-го дивизиона во­шел в состав 2-го Эскортного соедине­ния 4-го флота, в задачу которого входи­ло эскортирование конвоев из метропо­лии на Сайпан, Трук и далее на Палау.

Крейсера 18-й эскадры, вернувшись после ремонта из Майдзуру, вышли из Трука 30 июня, эскортируя транспорты с 13-м аэродромно-строительным батальо­ном на о.Гуадалканал. После высадки строителей 6 июля «Тенрю» и «Тацута» направились в Рабаул, где с 9-го находи­лись в готовности.

14 июля 1942 г. произошла реоргани­зация Объединенного флота. В частно­сти, для проведения операций в районе Соломоновых островов и Новой Гвинеи был создан 8-й флот с базой в Рабауле. Его командиром назначили вице-адми­рала Микава Гунити. В состав нового флота, кроме флагманского тяжелого крейсера «Тёкай» (из 4-й эскадры), во­шли 18-я эскадра («Тенрю» и «Тацута»), «Юбари» с уцелевшими эсминцами 29-го и 30-го дивизионов, а также 7-я флоти­лия подлодок. Фактически в распоряже­ние Микавы передавалась и 6-я эскадра (4 тяжелых крейсера типов «Аоба» и «Фурутака»), продолжавшая числиться в 1-м флоте. Командиром 18-й эскадры стал контр-адмирал Мацуяма Мицухару. «Юбари» вместе с 29-м дивизионом 15 — 17 июля перешел из Трука в Раба­ул, оставаясь там в готовности, а 20 ию­ля крейсера 18-й эскадры (командиром «Тацута» в этот день стал кэптен Ёсимура Матаке), минзаг «Цугару» и три эс­минца вышли из Рабаула, чтобы эскор­тировать транспорт «Аятосан Мару» (9788 брт) и два танкера. Этот конвой должен был высадить войска в порту Бу­на на о.Новая Гвинея, откуда планирова­лось начать наступление на Порт-Морсби по суше. Уже после высадки 21 ию­ля на порт совершили налет американ­ские бомбардировщики В-17 и В-26, ко­торые смогли потопить транспорт и по­вредить эсминец «Удзуки». «Тенрю» и «Тацута» вернулись 24-го в Рабаул, а 5 августа «Тацута» вместе с «Удзуки» и «Юдзуки» повел очередные три транс­порта в Буна. 7 августа, после высадки американцев на Гуадалканал, конвой отозвали, и 9-го он вернулся в Рабаул.

 

Высадка американцев на о.Гуадалканал, бой у о.Саво

 

Обеспокоенные строительством аэро­дрома на Гуадалканале американцы ре­шили начать наступление именно с это­го острова. Рано утром 7 августа десант­ное соединение вице-адмирала Тернера подошло к Соломоновым островам и вы­садило части 1-й дивизии морской пехо­ты на Гуадалканал, а также Флориду, Ту-лаги, Гавуту и Танамбого.

Известие об этом застало вице-адми­рала Микаву в Рабауле. Он немедленно собрал все имеющиеся силы до контра­таки. В японское соединение вошли «Те­нрю», «Юбари», пять тяжелых крейсе­ров и один эсминец. В последовавшем затем столкновении, известном как бой у острова Саво, легкие крейсера были ше­стым и седьмым кораблями в кильватер­ной колонне японцев. Всего «Тенрю» выпустил 80 14-см снарядов и 6 торпед, а «Юбари» — 96 снарядов и 4 торпеды. В первый из них попал снаряд, вероят­но, с американского тяжелого крейсера «Чикаго», убив 23 человека (по другим данным, на корабле было только двое раненых). Одна (или две) торпеды с «Те­нрю», видимо, поразили американский тяжелый крейсер «Куинси» в КО № 4 с левого борта в 2.04 9 августа. Похоже, что одна торпеда с «Юбари» поразила еще один крейсер «Винсеннс» в КО № 1 в 2.03. Про результаты их артиллерий­ского огня достоверно можно сказать только то, что «Юбари» добился четы­рех попаданий в американский эсминец «Ральф Тэлбот», но тяжело поврежден­ный корабль спасся. Сам же крейсер повреждений избежал.

10 августа соединение Микавы верну­лось в Рабаул.

В тот же день «Тацута» с эсминцами «Юдзуки» и «Юнаги» снова вывел из Ра-баула транспорты с войсками, которые высадились в Буна 12 — 13 августа. Вто­рой конвой был проведен теми же кораб­лями с 14 по 17-е. Командиром «Юбари» 15 августа стал кэптен Хири Ясудзи. Крейсер вскоре отозвали в Трук, куда он прибыл 20-го, чтобы выполнять функции охранного и эскортного корабля.

 

Попытка захвата аэродрома в бузте Милн («RE» сакусен)

 

Вторую половину августа и сентябрь 1942 г. 18-я эскадра была занята в опера­ции «RE - захвате построенного аме­риканцами в июне аэродрома у бухты Милн на о.Джили-Джили. Утром 24 авгус­та «Тенрю». «Тацута» вместе с эсмин­цами «Хамакадзэ», «Таникадзэ», «Уракадзэ», «Оите» и «Удзуки» вышли из Рабаула, сопровождая транспорты «Кинай Мару» (6367 брт) и «Нанкай Мару» (8416 брт). После полуночи 25-го с транспортов в бухте Милн высадились 1202 человека специального десантного отряда «Куре № 5», а конвой на рассве­те подвергся атаке «летающих крепос­тей», которые повредили «Нанкай Ма­ру» и «Уракадзэ». Конвой и эскорт при­были в Рабаул на рассвете 28-го, и в тот же день «Тенрю», «Тацута» с эсминцами «Араси», «Муракумо» и «Яёи» снова вы­шли в море, чтобы доставить в бухту Милн еще 775 десантников отряда «Ку­ре № 3», а 30-го вернуться назад. Япон­ская атака на суше была отбита, и 4 сен­тября был получен приказ об эвакуации уцелевших десантников. «Тенрю» и «Та­цута» с эсминцами в два приема вывез­ли в Рабаул 1318 человек. В ночь на 6 сентября «Тацута» с «Араси» обстре­ляли о.Джили-Джили и потопили у бере­га британский транспорт «Эншан» (3188 брт). Они же прожекторами осветили ав­стралийское госпитальное судно «Ма-нунда», но от атаки отказались.

«Тенрю» 11 сентября вышел из Рабау­ла, чтобы подобрать экипаж эсминца «Яёи», потопленного бомбардировщика­ми В-17 и В-25 из состава 43-й и 38-й групп в 15 милях от о.Норманби. Крейсер не обнаружил ни единого человека (некоторым удалось добраться до берега) и 12-го вернулся в Рабаул. С 18 по 24 сен­тября «Тенрю» совершил поход в Трук, откуда доставил мины заграждения.

«Юбари» с эсминцем «Юнаги» 26 авгу­ста покинул Трук, эскортируя транспорт «Хакодзаки Мару» (10 413 брт), который 30-го высадил войска вторжения на о. На­уру, а на следующий день — на о.Оушен. «Юбари» после высадки зашел на о.Джалуит, Маршалловы о-ва (1 — 3 сен­тября) и 5 сентября возвратился в Трук. С 10 по 24 сентября он совершил пат­рульный обход Маршалловых островов и островов Гильберта, а затем провел конвой с Трука на Палау, куда прибыл 30 сентября.

 

Конвойная и транспортная служба

 

Необходимость доставки на о.Гуадалканал подкреплений и снабжения для частей японской армии, пытавшейся прорваться к аэродрому Гендерсон Филд, заставила императорский флот организовать систему конвоев. Посколь­ку днем в районе господствовала аме­риканская авиация, конвои («янки» на­звали их «Токийский экспресс») посыла­лись по ночам и состояли, в основном, из эсминцев, способных за темное вре­мя суток совершить рейс к острову и об­ратно. Для прикрытия этих конвоев в море часто выходили крейсера, в том числе «Тенрю» и «Тацута».

Исходившая от авиации противника опасность ощущалась даже в Рабауле. Так, 2 октября 1942 г. стоявший здесь на якоре «Тенрю» был поврежден прямым попаданием и близким разрывом бомб, сброшенных самолетом В-17 из состава 19-й группы. На крейсере погибло 30 че­ловек (по другим данным — 23). Повреж­дения удалось устранить в базе с помо­щью ремонтного судна «Ямабико Мару». Уже 23 октября «Тенрю» вышел к о. Гуденафа для спасения уцелевших десантни­ков специального отряда «Сасебо № 5». Первая попытка закончилась неудачей, но во время выхода 26 — 27 октября японцам удалось доставить в Рабаул 190 человек.

Тем временем «Тацута» 6 октября вы­шел из Рабаула вместе с пятью эсмин­цами и в ночь на 9-е высадил подкреп­ления, а также командующего 17-й армией генерал-лейтенанта Х.Хякутаке у м.Тассафоронга. До конца октября крейсер совершил еще два транспортных рейса к Гуадалканалу. Во время одного из них он повредил рулевой привод. 1 ноября флаг командующего 18-й эскадрой был перенесен с «Тенрю» на «Тацута», а на следующий день последний ушел на Трук, где с 5 ноября 1942 г. по 12 января 1943 г. на нем провели ремонт рулевого управления. В первый день 1943 г. ко­мандиром «Тацута» стал кэптен Фунаки Морие.

«Юбари» с 13 по 21 октября провел конвой из Палау на Филиппины и вер­нулся обратно. На следующий день он вышел на Трук, откуда 26-го — на Тараву. Прибыв 30 октября, крейсер просто­ял здесь ровно месяц в качестве охран­ного корабля.

«Тенрю» 31 октября направился из Рабаула для прикрытия «Токийского экспресса» из 11 эсминцев, которые должны были доставить к мысу Тассафаронга на Гуадалканале 240 солдат из состава 38-й пехотной дивизии, продо­вольствие и боеприпасы. Американ­ская разведка узнала об этом выходе и информировала свои подлодки, патру­лировавшие в проливе Слот. Одна из них, «Планжер» (SS-179, лейтенант-коммандер Дэвид Уайт), 3 ноября у ост­рова Санта-Изабель с помощью новей­шего радара SJ обнаружила, как показа­лось, «крейсер типа «Натори». Бывший на вахте старший офицер лейтенант Дэ­вид МакКлинток приказал дать залп из всех четырех кормовых труб, после чего лодка сразу погрузилась. Все торпеды прошли мимо возвращавшегося на о.Шортленд «Тенрю».

8 ноября «Тенрю» возглавил очеред­ной «Токийский экспресс» к м.Тассафаронга. На этот раз японцев атаковали торпедные катера РТ-37, РТ-39 и РТ-61. Эсминец «Мотидзуки» всадил 12,7-см снаряд в головной РТ-61, но тот сумел уйти. Остальные катера выпустили тор­педы, одна из них попала в «Мотидзу­ки», но не взорвалась.

Следующий выход в ночь на 14 нояб­ря был связан с попыткой обстрелять Гендерсон Филд тяжелыми крейсерами «Майя» и «Судзуя», которых должны были эскортировать «Тенрю» и 4 эсмин­ца. Это соединение благополучно вер­нулось в базу, несмотря на атаку под­лодки «Флайинг Фиш» (SS-229). Но дру­гое соединение, выполнявшее функцию прикрытия, подверглось налетам с Ген­дерсон Филд и авианосца «Энтерпрайз» и потеряло тяжелый крейсер «Кинугаса», а флагманский «Текай» и однотипный «Майя» были повреждены. Зайдя на Шортленд 15 ноября, «Тенрю» 20-го вернулся в Рабаул, где на нем снова поднял флаг контр-адмирал М.Мацуяма, прибывший из Трука 23 ноября на эсминце «Судзукадзе». Но 10 декабря 18-ю эскадру расформировали, а «Тенрю» и «Тацута» причислили непосредст­венно к 8-му флоту. Два дня спустя ко­мандиром «Тенрю» стал кэптен Уеда Мицухару. Контр-адмирал Мацуяма стал начальником морской артшколы в Татея-ма, но перед этим ему пришлось выпол­нить на «Тенрю» еще одно задание.

 

Гибель крейсера «Тенрю» 18 декабря 1942 года

 

Соединение, флагманом которого на­значили «Тенрю», должно было выса­дить в порту Маданг на северо-восточ­ном побережье Новой Гвинеи два бата­льона 5-й пехотной дивизии под коман­дованием подполковника Ханава и строительные части. Вместе с эсминца­ми «Изонами», «Инадзума», «Судзукад­зе» и «Арасио» крейсер вышел из Рабаула 16 декабря, эскортируя вспомога­тельные крейсера «Айкоку Мару» и «Го-коку Мару» (оба по 10 439 брт). На рас­свете 18-го на подходе к Мадангу соеди­нение обнаружили американские само­леты. Первая атака в 7.32 (токийское время) прошла без последствий, но в 17.44 пяти бомбардировщикам В-17 из 43-й группы 5-го соединения удалось добиться попадания в «Гококу Мару». В 20 часов конвой вошел на рейд Маданга для высадки войск.

Но американская разведка расшиф­ровала радиопереговоры японцев, и к Мадангу была направлена подводная лодка «Альбакор» (SS-218) под коман­дованием лейтенант-коммандера Ри­чарда Лейка. Когда в 21 час (Другие источники приводят время атаки «Тенрю» 20.15, а время гибели — 23.00.) «Тенрю» с эсминцами и «Гококу Мару» вышел с рейда Маданга, субмарина успела за­нять позицию для атаки. Лейк увидел в перископ, как ему показалось, «транс­порт под эскортом эсминца» и выпустил в обе цели по три торпеды. Одна из них попала в корму «Тенрю» (по другим дан­ным — две). При этом 23 человека по­гибли, 21 был ранен. Контр-адмирал Мацуяма перенес свой флаг на эсминец «Изонами». «Судзукадзе» в это время занимался спасением экипажа, осталь­ные эсминцы бросились на поиски лод­ки, но той удалось уйти.

В 23.20 «Тенрю» затонул в точке с координатами 5°8' ю.ш., 145°57' в.д. (по другим данным 5°12' ю.ш., 145-56'в.д.).

 

«Тацута» — снова в роли лидера флотилии

 

«Тацута» перешел с Трука в Майдзуру, где с 19 января по 28 марта 1943 г. проходил окончательный ремонт руля (в доке 6 — 18 февраля). Затем он 1 апре­ля прибыл в Куре, где на нем поднял флаг контр-адмирал Симидзу Мицуми, начальник только что созданной 11-й флотилии, входившей в 1-й флот. Фло­тилия, по сути, была учебной, поскольку в ней проходили окончательную подго­товку вступавшие в строй эсминцы. Крейсер начал учения в западной части Внутреннего моря. 5 апреля на нем в очередной раз сменился командир -им стал кэптен Огава Нобуки.

8 июня экипаж «Тацута», стоявшего на швартовах вместе с несколькими но­выми эсминцами к югу от Хасирадзима, оказался свидетелем взрыва боезапаса на линкоре «Муцу» и гибели огромного корабля в считанные минуты. Шлюпки с «Тацута» сумели спасти 39 человек, еще 353 моряка подобрали со стоявше­го рядом линкора «Фусо», но более 1000 человек погибли.

С 12 августа по 9 сентября «Тацута» прошел текущий ремонт в Куре (в доке 19 — 25 августа), после которого он сно­ва стал совершать учебные походы по Внутреннему морю. Во время ремонта на крейсере установили пять спаренных 25-мм автоматов и радары № 21 и № 22.

В это время события на море развива­лись уже неблагоприятно для Японии. Наступление американцев вдоль цепоч­ки Соломоновых островов заставляло все больше и больше боевых кораблей использовать для перевозки войск. 11 ок­тября, приняв войсковые подразделения, «Тацута» вышел из Удзина (близ Хироси­мы) и взял курс на Сага. Затем 15 октяб­ря он вместе с тремя эсминцами вышел в море из Саеки, сопровождая линкоры «Ямасиро» и только что модернизиро­ванный «Исе», заполненные войсками для островных гарнизонов. Через пять суток соединение прибыло в лагуну Тру­ка. Войска выгрузились с линкоров, а легкие силы стали развозить их по остро­вам. «Тацута» 22 — 24 и 25 — 26 октяб­ря совершил два транспортных рейса из Трука на Понапе и обратно, в последний день месяца он вышел в метрополию в составе большого соединения — «Ямасиро», «Фусо», авианосцы «Дзуньо» и «Уньо», крейсер «Тоне» и четыре эсмин­ца. 5 ноября, уже на подходе к проливу Бунго, американская лодка «Халибат» (SS-232) торпедировала «Дзуньо», одна­ко его удалось отбуксировать в Японию, остальные корабли не пострадали. «Та­цута» на следующий день пришел в Току-яма, 8-го перешел в Куре и возобновил учения и тренировки во Внутреннем мо­ре. 15 декабря 11-ю флотилию возглавил контр-адмирал Такама Тамоцу, а 22-го командиром «Тацута» стал кэптен Тории Такеми. Когда 25 февраля 1944 г. 1-й флот расформировали, 11-ю флотилию причислили непосредственно к Объеди­ненному флоту.

 

Гибель крейсера «Тацута» 13 марта 1944 года

 

Пройдя докование 10 — 20 февраля на верфи Харима в Аиои и текущий ре­монт на военной верфи в Куре, «Тацута» 4 — 6 марта перешел в Йокосуку для за­правки, а 9-го прибыл в Кисарадзу, где принял на борт войска и снабжение для Марианских островов. 12 марта он вы­шел в море в качестве флагмана эскор­та конвоя «То Мацу № 2» («Восточная Сосна»), направлявшегося на Сайпан из Пусана (Корея). В состав конвоя входи­ло пять крупных и несколько мелких транспортов. В ночь на 13-е конвой, на­ходившийся в 40 милях от о.Хатидзодзима, был обнаружен подводной лодкой «Сэнд-Лэнс» (SS-381, лейтенант-коммандер Малколм Гаррисон), которая ве­ла свое первое патрулирование. О при­ближении каравана субмарине сообщил командующий подводными силами Ти­хого океана (снова благодаря перехва­ченной и расшифрованной радиограм­ме). В 3.10 Гаррисон дал четырехторпедный залп из кормовых ТА, и по две торпеды попали в «Тацута» и транспорт «Кокуё Мару» (4667 брт), на котором на­ходилось 1029 солдат. Оба корабля быс­тро затонули в точке с координатами 32°52' с.ш., 139°12' в.д. Корабли эскорта в течение 18 часов преследовали лодку, сбросив 105 глубинных бомб, но та, по­грузившись на глубину 170 м, сумела уй­ти и вернуться в Пёрл-Харбор.

На «Тацуте» погибло 26 человек, ос­тальных, включая капитана 1 ранга Т.Тории и начальника 11-го дивизиона контр­адмирала Т.Такама, подобрали эсминцы «Новаки» и «Удзуки», крейсер исключи­ли из списков флота 10 мая 1944 г.

Флагманом эскорта следующего кон­воя «То Мацу № 3», направлявшегося на Палау и Сайпан, назначили «Юбари».

 

«Юбари» — из лидеров в сторожевые и эскортные корабли

 

30 ноября 1942 г. «Юбари» ушел с атолла Тарава в метрополию. Зайдя на Сайпан для дозаправки 5 — 6 декабря, крейсер 9-го вошел в гавань Йокосуки. До 22 марта 1943 г. он проходил теку­щий ремонт (16 — 26 февраля в доке), а затем направился на Трук, куда прибыл 28-го. На следующий день «Юбари» эскортировал гидроавиатендер «Камикава Мару» (6853 брт). Оба корабля 1 апреля вошли в Симпсон-Харбор (Ра-баул). Будучи причисленным к Флоту Юго-Восточного района (бывший 8-й флот), «Юбари» простоял в Рабауле до 30 июня, выполняя функции охранного корабля. 3 мая командование им принял кэптен Сакаи Такуми.

 

Повреждения «Юбари» 5 июля и 11 ноября 1943 года

 

«Юбари», 30 июня — 1 июля перешед­ший в Буин, в ночь на 3 июля вместе с восемью эсминцами обстрелял берег о.Рендова, куда высадились американ­ские морские пехотинцы, но без значи­тельного успеха. Группу бомбардировки атаковали торпедные катера РТ-156, РТ-157 и РТ-161, но, встретив плотный артогонь, отошли под прикрытием дымзавесы. На обратном переходе в Буин, находясь в 29 милях и по пеленгу 119° от этой якорной стоянки, «Юбари» подо­рвался на 750-кг магнитной мине Мк12, сброшенной еще в марте или мае само­летами TBF, базировавшимися на Гендерсон Филд. Взрывом повредило об­шивку левого борта, один отсек затопи­ло, но крейсер смог на следующий день самостоятельно дойти до Рабаула. По­сле устранения повреждений силами ме­стного ремонтного подразделения и ре­монтного судна «Ямабико Мару», «Юба­ри» 17 июля вышел из Рабаула на Трук, где с 19-го по 23-е продолжил ремонт. Затем он направился в метрополию, од­нако открывшаяся течь заставила его зайти на Сайпан (24 — 27 июля). Только 30-го «Юбари» прибыл в Йокосуку, где с 1 августа по 18 октября прошел оконча­тельный ремонт (в доке 1 — 12 сентяб­ря), в ходе которого на нем установили гидрофон типа 93. Затем крейсер пере­шел в район Куре — Хасирадзима, где до 27 октября участвовал в учениях.

Прибыв 3 ноября в родную базу Рабаул, «Юбари» на следующий же день эс­кортировал конвой № 4 из Шанхая в Кавьенг. Вернувшись через два дня вмес­те с крейсерами «Исудзу» и «Нака» в Рабаул, он той же ночью вышел вместе с эсминцем «Сигуре» в транспортный рейс в Бука (о.Бугенвиль). Успев выгру­зить 700 солдат 17-й дивизии и 25 т снабжения, оба корабля вернулись 7 но­ября в Рабаул.

Но эта база была уже небезопасной — самолеты с американских авианосцев 5 ноября устроили здесь настоящий по­гром, а 11 ноября при повторном налете досталось и «Юбари». Правда, его по­вреждения от близкого разрыва и пуле­метного обстрела оказались легкими.

Повезло «Юбари» и во время следую­щих выходов 18 и 24 ноября с подкреп­лениями для о.Гарове и о-вов Биту (у о.Новая Британия), когда его последо­вательно атаковали тяжелые В-24 «Ли-берейтор», летающие лодки «Катали­на» и средние армейские бомбардиров­щики, — повреждения от близких разры­вов не были серьезными, но приходи­лось возвращаться для проведения ре­монта в Рабаул. Стало ясно, что с прежним зенитным вооружением крейсер выпускать в море просто опасно.

С 1 декабря на короткое время «Юба­ри» назначили лидером 3-й флотилии вместо погибшего «Сендай». Получив приказ идти в метрополию для усиления зенитного вооружения, он уже 3 декабря покинул Рабаул с эсминцем «Наганами» на буксире, поврежденным 11 ноября. Оба корабля добрались до Трука 8-го, откуда 14 декабря «Юбари» ушел в Йо­косуку.

 

Модернизация «Юбари»

 

Крейсер модернизировался на военной верфи Йокосуки с 19 декабря 1943 г. по 9 марта 1944 г., дважды пройдя докование: 8 — 12 января и 5 — 25 февраля. 30 января командиром «Юбари» стал Нара Такео. В ходе модернизации были сня­ты одиночные 14-см орудия № 1 и № 4, вместо носового установили 12-см/45 зе­нитку типа 10 со щитом (модель «Е»), а вместо кормового — строенный 25-мм автомат.

Еще два таких же появились на кормо­вой надстройке по бокам от грот-мачты, два спаренных — по бокам носовой над­стройки и восемь одиночных — на полу­баке и верхней палубе (всего 25 стволов: 3x3, 4x2, 8x1). В корме установили два рельсовых сбрасывателя с шестью глу­бинными бомбами каждый, укоротили мачты, 90-см прожектор сняли, а на кры­ше носовой надстройки установили над­водный поисковый радар № 22 и пост на­блюдения за воздушной обстановкой.

После модернизации водоизмещение «Юбари» с 2/3 запасов достигло 3500 т. Крейсер вышел на предварительные пробеги 1 марта, а окончательные испы­тания, на которых удалось достичь ско­рости 32 уз., состоялись 3 марта. 9 мар­та «Юбари» направился из Йокосуки в тренировочный поход, но 13-го был вы­нужден вернуться из-за проблем с тур­бинами. Неполадки устранили на ско­рую руку — кораблей для эскорта конво­ев катастрофически не хватало, да еще погиб «Тацута».

Теперь «Юбари» был больше готов к роли эскортного корабля, и первое зада­ние не заставило себя ждать. Конвой «То Мацу № 3», направлявшийся на Па­лау и Сайпан в составе 12 транспортов под эскортом «Юбари», трех эсминцев, миноносца, двух сторожевых кораблей и трех охотников за ПЛ, вышел из Кисарадзу (Токийская бухта) 22 марта. Не­смотря на неоднократные атаки подло­док, которым удалось потопить только охотник Ch-54, конвой достиг пунктов назначения. «Юбари» с шестью транс­портами 30 марта прибыл на Сайпан.

 

Гибель «Юбари» 28 апреля 1944 года

 

«Юбари», большую часть апреля про­стоявший в готовности на Сайпане, 20-го получил приказ перевезти войска с Па­лау на о.Сонсорол, расположенный меж­ду островами Палау и Халмахера. 23 ап­реля он вместе с «Кину» и эсминцами «Самидаре» и «Юдзуки» вышел в море. «Юбари» и эсминцы пришли 25 апреля на Палау, где крейсер принял на борт 365 солдат и 50 т грузов. В 18.15 26 ап­реля «Юбари», оба эсминца и транспорт № 129 вышли в море.

На рассвете следующего дня крейсер и эсминец «Юдзуки» подошли к о.Сонсо­рол. Еще на подходе их заметила под­лодка «Блюджилл» (SS-242, лейтенант-командор Эрик Л.Барр). Ей не удалось выйти в атаку, поскольку «Юбари» скрылся за островом. Выгрузив войска, в 9.42 вышли в обратный путь. На этот раз Барр был начеку, несмотря на высокую скорость цели. Из шести выпущенных с дистанции 2400 м торпед одна в 10.04 попала в носовое котельное отделение «Юбари» с правого борта. Но для ма­ленького крейсера, возраст которого пе­ревалил за 20 лет, этого оказалось до­статочно.

Котельные отделения № 1 и № 2 прак­тически мгновенно заполнились водой, корабль сильно осел носом с креном на правый борт. Спустя 7 минут в разру­шенных нефтяных цистернах начался пожар, а еще через 4 минуты затопле­ние достигло 127-го шпангоута. Вскоре волнение усилилось, и, несмотря на все усилия личного состава, вода продолжа­ла прибывать. В 16.50 эсминец «Сами­даре» получил приказ взять крейсер на буксир, используя его якорную цепь. Но ранним утром 28 апреля, когда «Юбари» погрузился по верхнюю палубу, с надеж­дой дотащить его до Палау пришлось расстаться. В 5.44 экипаж начал перехо­дить на «Юдзуки», а в 10.15 крейсер за­тонул носом в точке с координатами 5°38' с.ш., 131°45' в.д. примерно в 35 ми­лях от о.Сонсорол. Погибло 19 человек.

1 мая «Юбари» вместе с 3-й флотили­ей эсминцев формально был причислен к Центрально-Тихоокеанскому флоту, а 10 июня исключен из списков.