Участие в войне на Тихом океане
Захват атолла Уэйк («Z» сакусен)
В рамках операций «Первого этапа», проводимых японским флотом с началом войны, 4-му флоту вице-адмирала Иноуйе Сигеёси, куда входили все эти три легких крейсера, ставилась задача захватить острова Гуам и Уэйк. Захват последнего — своего рода непотопляемого «авианосца» в самом центре Тихого океана — потребовал больших усилий, поскольку его гарнизон был довольно крупным — 27 офицеров и 422 солдата корпуса морской пехоты, включая летчиков, 10 офицеров флота и 58 моряков, не считая связистов, служащих авиакомпании и рабочих-контрактников, а оборона включала несколько береговых батарей морской пехоты с орудиями 127-мм и 76-мм калибра. На аэродроме имелось несколько устаревших (без брони и протестированных бензобаков) истребителей F4F-3 «Уайлдкэт» из эскадрильи морской пехоты VMF-211.
Десантное японское соединение дожидалось сигнала на атолле Кваджелейн (Маршалловы острова). 8 декабря 1941 г. в море вышло Соединение вторжения контр-адмирала Кадзиока, которое приблизилось к атоллу в ночь на 11-е. На двух переделанных в патрульные корабли старых эсминцах находились 450 десантников, а войска для гарнизона — на двух средних транспортах «Конго Мару» и «Кинрю Мару», прикрываемых крейсерами «Юбари», «Тенрю», «Тацута», базой подлодок «Дзингей» и шестью эсминцами.
Верный японским морским традициям, Кадзиока решил на рассвете принять бой с береговыми батареями в кильватерной колонне с крейсерами во главе (сам — на головном «Юбари»), но точный огонь американцев и активность их авиации спутали все планы. Батарея 127-мм орудий «А» трижды брала «Юбари» в вилку, однако прямых попаданий не было. Но эсминцы «Хаяте» и «Кисараги» погибли, а «Опте» и «Яеи» были повреждены. Кроме того, пулеметным огнем «уайлдкэты» повредили три торпеды на палубе «Тенрю» и разнесли радиорубку на «Тацуте». Пришлось Кадзиоке возвращаться назад на Кваджелейн, куда он прибыл 13 декабря.
В ходе второй атаки Уэйка крейсера прикрывали переход десантных сил от Кваджелейна (покинув его 21 декабря), а во время высадки 23 декабря патрулировали к востоку от острова, прикрывая вторжение. После успешного завершения операции «Тацута» и «Тенрю» вернулись на Кваджелейн 27-го числа, а «Юбари» — два дня спустя. Все корабли 31-го покинули атолл и 3 января бросили якоря в лагуне Трука.
Захват Рабаула и Кавьенга («R» сакусен)
Эта операция проводилась в рамках «Второй фазы операций первого этапа». «Юбари» с четырьмя эсминцами своей флотилии и гидроавиатендером «Киёкава Мару» вышел из лагуны Трука 13 января 1942 г. на атолл Ламотрек, где простоял с 15 по 17 января. Там было назначено рандеву с транспортами, направлявшимися из Гуама под эскортом двух эсминцев и минных заградителей 19-й эскадры. Конвой приблизился к Ра-баулу в ночь на 23 января. «Юбари» вошел в гавань захваченной базы 27 января. За неделю до этого, 20-го числа, 18-я эскадра, 3 эсминца и 3 транспорта с десантом вышли из Трука в Кавьенг, а уже 23-го этот порт был захвачен. «Тенрю» и «Тацута» простояли там до 2 февраля.
Чтобы поддержать десанты в Суруми на южном побережье Новой Британии, сюда 3 февраля направили 18-ю эскадру из Кавьенга, а 8-го числа — «Юбари» из Рабаула. После завершения этой операции 13 февраля все три крейсера покинули район: крейсер «Юбари» вернулся в Рабаул 14-го, а 18-я эскадра возвратилась на Трук 18 февраля.
Американцы решили атаковать Рабаул самолетами ударного авианосца «Лексингтон». Это соединение японские дальние разведчики обнаружили 20 февраля и выслали против него свои базовые бомбардировщики. Удивительно, но американцам удалось отбить атаку практически без потерь, фактор внезапности был утрачен, и они отошли. Японцы выслали в погоню из Трука «Тенрю» и «Тацута», а из Рабаула «Юбари». После безуспешного поиска все корабли вернулись 23-го в Трук, откуда «Юбари» 27 февраля - 1 марта перешел в Рабаул. Между 23 и 27 февраля в Труке зенитное вооружение на «Тенрю» и «Тацута» усилили, добавив 2x2 установки 25-мм автоматов в корме (стало 4x2).
Захват Лаэ и Саламауа («SR» сакусен)
Хотя основной целью операций «Третьей фазы» был захват Явы, одновременно планировалось захватить два порта на северо-востоке Новой Гвинеи и несколько пунктов на архипелаге Бисмарка и Соломоновых островах. Прикрытие возлагалось на 6-ю и 18-ю эскадры, которые после короткого отдыха в Труке 2 марта 1942 г. вышли в Рабаул, куда прибыли 5-го. В их задачу входило прикрытие высадки в Новой Гвинее. Эскортирование транспортов и поддержку десанта должны были осуществлять «Юбари», шесть эсминцев его флотилии, мин-заги «Окиносима» и «Цугару» и гидро-авиатендер «Киёкава Мару». Конвой и силы эскорта вышли в море в тот же день, и уже 8-го десанты в Лаэ и Саламауа были успешно высажены. Однако утром 10 марта стоявшие на якоре корабли и транспорты подверглись атаке 90 самолетов с авианосцев «Йорктаун» и «Лексингтон». Четыре транспорта, в том числе «Конго Мару», были потоплены, некоторые повреждены. Из боевых кораблей пострадал «Юбари», на котором близкие разрывы бомб у носа и кормы вызвали несколько пожаров и повреждения корпуса. Погибли старший офицер и еще 13 членов экипажа, 30 моряков были ранены, двое тяжело. «Юбари» 14 марта вернулся в Рабаул, и после временного ремонта 22-го ушел в Трук под эскортом трех эсминцев. Ремонт на нем продолжался с 25 марта по 10 апреля.
Крейсера 18-й и 6-й эскадр 9 марта вошли в гавань Королевы Каролы на о.Бука и основали там базу, а затем 11-го вернулись в Рабаул. 14 марта они прикрывали высадку на о.Бугенвиль. Простояв 15 — 17 марта в гавани Королевы Каролы, эскадры на следующий день перешли в проход Мёве около Ка-вьенга, где находились до 26-го, а 27 числа вернулись в Рабаул. Пополнив запасы, 28 марта крейсера вышли для прикрытия высадки на о.Шортленд (30 марта), и на следующий день обеспечивали высадку в Киета на севере Бугенвиля. Вернувшись в Рабаул 1 апреля, обе эскадры приняли топливо и в тот же день снова ушли в проход Мёве, где простояли на якорях до 5 апреля, а 7 и 8 апреля прикрывали высадки на о.Манус (острова Адмиралтейства). Все шесть крейсеров 10-го вернулись в Трук для пополнения запасов и подготовки к операциям «Второго этапа».
Захват Порта-Морсби и Тулаги («МО» сакусен)
Эта операция значилась первой в рамках «Второго этапа». Для ее проведения было образовано Оперативное соединение «МО», которое возглавил вице-адмирал Иноуйе. В его состав вошли и «Юбари», «Тацута» и «Тенрю» - первый в группу вторжения в Порт-Мор-сби контр-адмирала Абе Косо, а последние — в группу поддержки контр-адмирала Марумо Кунимори, которая должна была образовать базу гидроавиации на архипелаге Луизиада у острова Дебойн.
18-я эскадра вышла в море 28 апреля 1942 г., чтобы занять позицию к югу от Соломоновых островов, а «Юбари» 30-го направился из Трука в Рабаул, куда прибыл 2 мая. Тем временем 18-я эскадра прикрывала высадку на о.Санта-Изабель, где была основана база гидроавиации. 18-я эскадра 5 мая прибыла на о.Дебойн, архипелаг Луизиады, где оставила «Камикава Мару», а затем отошла на северо-запад к о.Тобриан.
После боя в Коралловом море «Юбари», зашедший 9 мая для дозаправки на Шортленд, срочно принял топливо и направился в море для поддержки авианосного соединения. Когда операцию «МО» окончательно отменили, «Тенрю» и «Тацута» получили приказ возвращаться в Рабаул, куда «Тенрю» вернулся 12-го. Назначение же «Тацуты» изменили: он и минзаг «Цугару» повернули ко.Бука, где в гавани Королевы Каролы должны были соединиться с силами вторжения на Науру и Оушен адмирала Симы, вышедшими 10-го из Рабаула. На следующий день они получили окончательный приказ покинуть район и возвращаться в базы.
«Юбари», зайдя 13 — 15 мая на якорную стоянку Киета, 17-го возвратился в Трук, откуда через два дня ушел в Йокосуку для ремонта. Он прошел докование с 23 мая по 15 июня и 19-го ушел на Трук, где стал на якорь 23-го. «Тенрю» с 13 по 23 мая перешел из Рабаула в Майдзуру, а «Тацута» с 19 по 24-е — туда же из Трука. Оба крейсера прошли докование на военной верфи («Тацута» 3 — 13 июня, «Тенрю» 5 — 15-го), командиром «Тенрю» 5 июня стал кэптен Асано Синпей. Крейсера 18-й эскадры вышли в море 16 июня для совместных учений с «Аоба» и «Како» в проливе Бунго, а 23-го пришли на Трук.
Первая реорганизация японского флота. Высадка в Буна («RI» сакусен)
Тем временем японский флот потерпел поражение в решающей битве у атолла Мидуэй. Но это не помешало японцам усилить свои позиции на Соломоновых островах. На одном из них, Гуадалканале, они решили построить авиабазу. 29 июня транспорты «Адзума Мару», «Адзумасан Мару» и «Хокурику Мару» под эскортом «Юбари» и эсминца «Удзуки» вышли из Трука, чтобы доставить туда специальное десантное соединение и строительные части. После высадки 6 июля «Юбари» 10-го вернулся в Трук. В этот день 6-ю флотилию расформировали, «Юбари» вместе с четырьмя эсминцами 29-го дивизиона вошел в состав 2-го Эскортного соединения 4-го флота, в задачу которого входило эскортирование конвоев из метрополии на Сайпан, Трук и далее на Палау.
Крейсера 18-й эскадры, вернувшись после ремонта из Майдзуру, вышли из Трука 30 июня, эскортируя транспорты с 13-м аэродромно-строительным батальоном на о.Гуадалканал. После высадки строителей 6 июля «Тенрю» и «Тацута» направились в Рабаул, где с 9-го находились в готовности.
14 июля 1942 г. произошла реорганизация Объединенного флота. В частности, для проведения операций в районе Соломоновых островов и Новой Гвинеи был создан 8-й флот с базой в Рабауле. Его командиром назначили вице-адмирала Микава Гунити. В состав нового флота, кроме флагманского тяжелого крейсера «Тёкай» (из 4-й эскадры), вошли 18-я эскадра («Тенрю» и «Тацута»), «Юбари» с уцелевшими эсминцами 29-го и 30-го дивизионов, а также 7-я флотилия подлодок. Фактически в распоряжение Микавы передавалась и 6-я эскадра (4 тяжелых крейсера типов «Аоба» и «Фурутака»), продолжавшая числиться в 1-м флоте. Командиром 18-й эскадры стал контр-адмирал Мацуяма Мицухару. «Юбари» вместе с 29-м дивизионом 15 — 17 июля перешел из Трука в Рабаул, оставаясь там в готовности, а 20 июля крейсера 18-й эскадры (командиром «Тацута» в этот день стал кэптен Ёсимура Матаке), минзаг «Цугару» и три эсминца вышли из Рабаула, чтобы эскортировать транспорт «Аятосан Мару» (9788 брт) и два танкера. Этот конвой должен был высадить войска в порту Буна на о.Новая Гвинея, откуда планировалось начать наступление на Порт-Морсби по суше. Уже после высадки 21 июля на порт совершили налет американские бомбардировщики В-17 и В-26, которые смогли потопить транспорт и повредить эсминец «Удзуки». «Тенрю» и «Тацута» вернулись 24-го в Рабаул, а 5 августа «Тацута» вместе с «Удзуки» и «Юдзуки» повел очередные три транспорта в Буна. 7 августа, после высадки американцев на Гуадалканал, конвой отозвали, и 9-го он вернулся в Рабаул.
Высадка американцев на о.Гуадалканал, бой у о.Саво
Обеспокоенные строительством аэродрома на Гуадалканале американцы решили начать наступление именно с этого острова. Рано утром 7 августа десантное соединение вице-адмирала Тернера подошло к Соломоновым островам и высадило части 1-й дивизии морской пехоты на Гуадалканал, а также Флориду, Ту-лаги, Гавуту и Танамбого.
Известие об этом застало вице-адмирала Микаву в Рабауле. Он немедленно собрал все имеющиеся силы до контратаки. В японское соединение вошли «Тенрю», «Юбари», пять тяжелых крейсеров и один эсминец. В последовавшем затем столкновении, известном как бой у острова Саво, легкие крейсера были шестым и седьмым кораблями в кильватерной колонне японцев. Всего «Тенрю» выпустил 80 14-см снарядов и 6 торпед, а «Юбари» — 96 снарядов и 4 торпеды. В первый из них попал снаряд, вероятно, с американского тяжелого крейсера «Чикаго», убив 23 человека (по другим данным, на корабле было только двое раненых). Одна (или две) торпеды с «Тенрю», видимо, поразили американский тяжелый крейсер «Куинси» в КО № 4 с левого борта в 2.04 9 августа. Похоже, что одна торпеда с «Юбари» поразила еще один крейсер «Винсеннс» в КО № 1 в 2.03. Про результаты их артиллерийского огня достоверно можно сказать только то, что «Юбари» добился четырех попаданий в американский эсминец «Ральф Тэлбот», но тяжело поврежденный корабль спасся. Сам же крейсер повреждений избежал.
10 августа соединение Микавы вернулось в Рабаул.
В тот же день «Тацута» с эсминцами «Юдзуки» и «Юнаги» снова вывел из Ра-баула транспорты с войсками, которые высадились в Буна 12 — 13 августа. Второй конвой был проведен теми же кораблями с 14 по 17-е. Командиром «Юбари» 15 августа стал кэптен Хири Ясудзи. Крейсер вскоре отозвали в Трук, куда он прибыл 20-го, чтобы выполнять функции охранного и эскортного корабля.
Попытка захвата аэродрома в бузте Милн («RE» сакусен)
Вторую половину августа и сентябрь 1942 г. 18-я эскадра была занята в операции «RE - захвате построенного американцами в июне аэродрома у бухты Милн на о.Джили-Джили. Утром 24 августа «Тенрю». «Тацута» вместе с эсминцами «Хамакадзэ», «Таникадзэ», «Уракадзэ», «Оите» и «Удзуки» вышли из Рабаула, сопровождая транспорты «Кинай Мару» (6367 брт) и «Нанкай Мару» (8416 брт). После полуночи 25-го с транспортов в бухте Милн высадились 1202 человека специального десантного отряда «Куре № 5», а конвой на рассвете подвергся атаке «летающих крепостей», которые повредили «Нанкай Мару» и «Уракадзэ». Конвой и эскорт прибыли в Рабаул на рассвете 28-го, и в тот же день «Тенрю», «Тацута» с эсминцами «Араси», «Муракумо» и «Яёи» снова вышли в море, чтобы доставить в бухту Милн еще 775 десантников отряда «Куре № 3», а 30-го вернуться назад. Японская атака на суше была отбита, и 4 сентября был получен приказ об эвакуации уцелевших десантников. «Тенрю» и «Тацута» с эсминцами в два приема вывезли в Рабаул 1318 человек. В ночь на 6 сентября «Тацута» с «Араси» обстреляли о.Джили-Джили и потопили у берега британский транспорт «Эншан» (3188 брт). Они же прожекторами осветили австралийское госпитальное судно «Ма-нунда», но от атаки отказались.
«Тенрю» 11 сентября вышел из Рабаула, чтобы подобрать экипаж эсминца «Яёи», потопленного бомбардировщиками В-17 и В-25 из состава 43-й и 38-й групп в 15 милях от о.Норманби. Крейсер не обнаружил ни единого человека (некоторым удалось добраться до берега) и 12-го вернулся в Рабаул. С 18 по 24 сентября «Тенрю» совершил поход в Трук, откуда доставил мины заграждения.
«Юбари» с эсминцем «Юнаги» 26 августа покинул Трук, эскортируя транспорт «Хакодзаки Мару» (10 413 брт), который 30-го высадил войска вторжения на о. Науру, а на следующий день — на о.Оушен. «Юбари» после высадки зашел на о.Джалуит, Маршалловы о-ва (1 — 3 сентября) и 5 сентября возвратился в Трук. С 10 по 24 сентября он совершил патрульный обход Маршалловых островов и островов Гильберта, а затем провел конвой с Трука на Палау, куда прибыл 30 сентября.
Конвойная и транспортная служба
Необходимость доставки на о.Гуадалканал подкреплений и снабжения для частей японской армии, пытавшейся прорваться к аэродрому Гендерсон Филд, заставила императорский флот организовать систему конвоев. Поскольку днем в районе господствовала американская авиация, конвои («янки» назвали их «Токийский экспресс») посылались по ночам и состояли, в основном, из эсминцев, способных за темное время суток совершить рейс к острову и обратно. Для прикрытия этих конвоев в море часто выходили крейсера, в том числе «Тенрю» и «Тацута».
Исходившая от авиации противника опасность ощущалась даже в Рабауле. Так, 2 октября 1942 г. стоявший здесь на якоре «Тенрю» был поврежден прямым попаданием и близким разрывом бомб, сброшенных самолетом В-17 из состава 19-й группы. На крейсере погибло 30 человек (по другим данным — 23). Повреждения удалось устранить в базе с помощью ремонтного судна «Ямабико Мару». Уже 23 октября «Тенрю» вышел к о. Гуденафа для спасения уцелевших десантников специального отряда «Сасебо № 5». Первая попытка закончилась неудачей, но во время выхода 26 — 27 октября японцам удалось доставить в Рабаул 190 человек.
Тем временем «Тацута» 6 октября вышел из Рабаула вместе с пятью эсминцами и в ночь на 9-е высадил подкрепления, а также командующего 17-й армией генерал-лейтенанта Х.Хякутаке у м.Тассафоронга. До конца октября крейсер совершил еще два транспортных рейса к Гуадалканалу. Во время одного из них он повредил рулевой привод. 1 ноября флаг командующего 18-й эскадрой был перенесен с «Тенрю» на «Тацута», а на следующий день последний ушел на Трук, где с 5 ноября 1942 г. по 12 января 1943 г. на нем провели ремонт рулевого управления. В первый день 1943 г. командиром «Тацута» стал кэптен Фунаки Морие.
«Юбари» с 13 по 21 октября провел конвой из Палау на Филиппины и вернулся обратно. На следующий день он вышел на Трук, откуда 26-го — на Тараву. Прибыв 30 октября, крейсер простоял здесь ровно месяц в качестве охранного корабля.
«Тенрю» 31 октября направился из Рабаула для прикрытия «Токийского экспресса» из 11 эсминцев, которые должны были доставить к мысу Тассафаронга на Гуадалканале 240 солдат из состава 38-й пехотной дивизии, продовольствие и боеприпасы. Американская разведка узнала об этом выходе и информировала свои подлодки, патрулировавшие в проливе Слот. Одна из них, «Планжер» (SS-179, лейтенант-коммандер Дэвид Уайт), 3 ноября у острова Санта-Изабель с помощью новейшего радара SJ обнаружила, как показалось, «крейсер типа «Натори». Бывший на вахте старший офицер лейтенант Дэвид МакКлинток приказал дать залп из всех четырех кормовых труб, после чего лодка сразу погрузилась. Все торпеды прошли мимо возвращавшегося на о.Шортленд «Тенрю».
8 ноября «Тенрю» возглавил очередной «Токийский экспресс» к м.Тассафаронга. На этот раз японцев атаковали торпедные катера РТ-37, РТ-39 и РТ-61. Эсминец «Мотидзуки» всадил 12,7-см снаряд в головной РТ-61, но тот сумел уйти. Остальные катера выпустили торпеды, одна из них попала в «Мотидзуки», но не взорвалась.
Следующий выход в ночь на 14 ноября был связан с попыткой обстрелять Гендерсон Филд тяжелыми крейсерами «Майя» и «Судзуя», которых должны были эскортировать «Тенрю» и 4 эсминца. Это соединение благополучно вернулось в базу, несмотря на атаку подлодки «Флайинг Фиш» (SS-229). Но другое соединение, выполнявшее функцию прикрытия, подверглось налетам с Гендерсон Филд и авианосца «Энтерпрайз» и потеряло тяжелый крейсер «Кинугаса», а флагманский «Текай» и однотипный «Майя» были повреждены. Зайдя на Шортленд 15 ноября, «Тенрю» 20-го вернулся в Рабаул, где на нем снова поднял флаг контр-адмирал М.Мацуяма, прибывший из Трука 23 ноября на эсминце «Судзукадзе». Но 10 декабря 18-ю эскадру расформировали, а «Тенрю» и «Тацута» причислили непосредственно к 8-му флоту. Два дня спустя командиром «Тенрю» стал кэптен Уеда Мицухару. Контр-адмирал Мацуяма стал начальником морской артшколы в Татея-ма, но перед этим ему пришлось выполнить на «Тенрю» еще одно задание.
Гибель крейсера «Тенрю» 18 декабря 1942 года
Соединение, флагманом которого назначили «Тенрю», должно было высадить в порту Маданг на северо-восточном побережье Новой Гвинеи два батальона 5-й пехотной дивизии под командованием подполковника Ханава и строительные части. Вместе с эсминцами «Изонами», «Инадзума», «Судзукадзе» и «Арасио» крейсер вышел из Рабаула 16 декабря, эскортируя вспомогательные крейсера «Айкоку Мару» и «Го-коку Мару» (оба по 10 439 брт). На рассвете 18-го на подходе к Мадангу соединение обнаружили американские самолеты. Первая атака в 7.32 (токийское время) прошла без последствий, но в 17.44 пяти бомбардировщикам В-17 из 43-й группы 5-го соединения удалось добиться попадания в «Гококу Мару». В 20 часов конвой вошел на рейд Маданга для высадки войск.
Но американская разведка расшифровала радиопереговоры японцев, и к Мадангу была направлена подводная лодка «Альбакор» (SS-218) под командованием лейтенант-коммандера Ричарда Лейка. Когда в 21 час (Другие источники приводят время атаки «Тенрю» 20.15, а время гибели — 23.00.) «Тенрю» с эсминцами и «Гококу Мару» вышел с рейда Маданга, субмарина успела занять позицию для атаки. Лейк увидел в перископ, как ему показалось, «транспорт под эскортом эсминца» и выпустил в обе цели по три торпеды. Одна из них попала в корму «Тенрю» (по другим данным — две). При этом 23 человека погибли, 21 был ранен. Контр-адмирал Мацуяма перенес свой флаг на эсминец «Изонами». «Судзукадзе» в это время занимался спасением экипажа, остальные эсминцы бросились на поиски лодки, но той удалось уйти.
В 23.20 «Тенрю» затонул в точке с координатами 5°8' ю.ш., 145°57' в.д. (по другим данным 5°12' ю.ш., 145-56'в.д.).
«Тацута» — снова в роли лидера флотилии
«Тацута» перешел с Трука в Майдзуру, где с 19 января по 28 марта 1943 г. проходил окончательный ремонт руля (в доке 6 — 18 февраля). Затем он 1 апреля прибыл в Куре, где на нем поднял флаг контр-адмирал Симидзу Мицуми, начальник только что созданной 11-й флотилии, входившей в 1-й флот. Флотилия, по сути, была учебной, поскольку в ней проходили окончательную подготовку вступавшие в строй эсминцы. Крейсер начал учения в западной части Внутреннего моря. 5 апреля на нем в очередной раз сменился командир -им стал кэптен Огава Нобуки.
8 июня экипаж «Тацута», стоявшего на швартовах вместе с несколькими новыми эсминцами к югу от Хасирадзима, оказался свидетелем взрыва боезапаса на линкоре «Муцу» и гибели огромного корабля в считанные минуты. Шлюпки с «Тацута» сумели спасти 39 человек, еще 353 моряка подобрали со стоявшего рядом линкора «Фусо», но более 1000 человек погибли.
С 12 августа по 9 сентября «Тацута» прошел текущий ремонт в Куре (в доке 19 — 25 августа), после которого он снова стал совершать учебные походы по Внутреннему морю. Во время ремонта на крейсере установили пять спаренных 25-мм автоматов и радары № 21 и № 22.
В это время события на море развивались уже неблагоприятно для Японии. Наступление американцев вдоль цепочки Соломоновых островов заставляло все больше и больше боевых кораблей использовать для перевозки войск. 11 октября, приняв войсковые подразделения, «Тацута» вышел из Удзина (близ Хиросимы) и взял курс на Сага. Затем 15 октября он вместе с тремя эсминцами вышел в море из Саеки, сопровождая линкоры «Ямасиро» и только что модернизированный «Исе», заполненные войсками для островных гарнизонов. Через пять суток соединение прибыло в лагуну Трука. Войска выгрузились с линкоров, а легкие силы стали развозить их по островам. «Тацута» 22 — 24 и 25 — 26 октября совершил два транспортных рейса из Трука на Понапе и обратно, в последний день месяца он вышел в метрополию в составе большого соединения — «Ямасиро», «Фусо», авианосцы «Дзуньо» и «Уньо», крейсер «Тоне» и четыре эсминца. 5 ноября, уже на подходе к проливу Бунго, американская лодка «Халибат» (SS-232) торпедировала «Дзуньо», однако его удалось отбуксировать в Японию, остальные корабли не пострадали. «Тацута» на следующий день пришел в Току-яма, 8-го перешел в Куре и возобновил учения и тренировки во Внутреннем море. 15 декабря 11-ю флотилию возглавил контр-адмирал Такама Тамоцу, а 22-го командиром «Тацута» стал кэптен Тории Такеми. Когда 25 февраля 1944 г. 1-й флот расформировали, 11-ю флотилию причислили непосредственно к Объединенному флоту.
Гибель крейсера «Тацута» 13 марта 1944 года
Пройдя докование 10 — 20 февраля на верфи Харима в Аиои и текущий ремонт на военной верфи в Куре, «Тацута» 4 — 6 марта перешел в Йокосуку для заправки, а 9-го прибыл в Кисарадзу, где принял на борт войска и снабжение для Марианских островов. 12 марта он вышел в море в качестве флагмана эскорта конвоя «То Мацу № 2» («Восточная Сосна»), направлявшегося на Сайпан из Пусана (Корея). В состав конвоя входило пять крупных и несколько мелких транспортов. В ночь на 13-е конвой, находившийся в 40 милях от о.Хатидзодзима, был обнаружен подводной лодкой «Сэнд-Лэнс» (SS-381, лейтенант-коммандер Малколм Гаррисон), которая вела свое первое патрулирование. О приближении каравана субмарине сообщил командующий подводными силами Тихого океана (снова благодаря перехваченной и расшифрованной радиограмме). В 3.10 Гаррисон дал четырехторпедный залп из кормовых ТА, и по две торпеды попали в «Тацута» и транспорт «Кокуё Мару» (4667 брт), на котором находилось 1029 солдат. Оба корабля быстро затонули в точке с координатами 32°52' с.ш., 139°12' в.д. Корабли эскорта в течение 18 часов преследовали лодку, сбросив 105 глубинных бомб, но та, погрузившись на глубину 170 м, сумела уйти и вернуться в Пёрл-Харбор.
На «Тацуте» погибло 26 человек, остальных, включая капитана 1 ранга Т.Тории и начальника 11-го дивизиона контрадмирала Т.Такама, подобрали эсминцы «Новаки» и «Удзуки», крейсер исключили из списков флота 10 мая 1944 г.
Флагманом эскорта следующего конвоя «То Мацу № 3», направлявшегося на Палау и Сайпан, назначили «Юбари».
«Юбари» — из лидеров в сторожевые и эскортные корабли
30 ноября 1942 г. «Юбари» ушел с атолла Тарава в метрополию. Зайдя на Сайпан для дозаправки 5 — 6 декабря, крейсер 9-го вошел в гавань Йокосуки. До 22 марта 1943 г. он проходил текущий ремонт (16 — 26 февраля в доке), а затем направился на Трук, куда прибыл 28-го. На следующий день «Юбари» эскортировал гидроавиатендер «Камикава Мару» (6853 брт). Оба корабля 1 апреля вошли в Симпсон-Харбор (Ра-баул). Будучи причисленным к Флоту Юго-Восточного района (бывший 8-й флот), «Юбари» простоял в Рабауле до 30 июня, выполняя функции охранного корабля. 3 мая командование им принял кэптен Сакаи Такуми.
Повреждения «Юбари» 5 июля и 11 ноября 1943 года
«Юбари», 30 июня — 1 июля перешедший в Буин, в ночь на 3 июля вместе с восемью эсминцами обстрелял берег о.Рендова, куда высадились американские морские пехотинцы, но без значительного успеха. Группу бомбардировки атаковали торпедные катера РТ-156, РТ-157 и РТ-161, но, встретив плотный артогонь, отошли под прикрытием дымзавесы. На обратном переходе в Буин, находясь в 29 милях и по пеленгу 119° от этой якорной стоянки, «Юбари» подорвался на 750-кг магнитной мине Мк12, сброшенной еще в марте или мае самолетами TBF, базировавшимися на Гендерсон Филд. Взрывом повредило обшивку левого борта, один отсек затопило, но крейсер смог на следующий день самостоятельно дойти до Рабаула. После устранения повреждений силами местного ремонтного подразделения и ремонтного судна «Ямабико Мару», «Юбари» 17 июля вышел из Рабаула на Трук, где с 19-го по 23-е продолжил ремонт. Затем он направился в метрополию, однако открывшаяся течь заставила его зайти на Сайпан (24 — 27 июля). Только 30-го «Юбари» прибыл в Йокосуку, где с 1 августа по 18 октября прошел окончательный ремонт (в доке 1 — 12 сентября), в ходе которого на нем установили гидрофон типа 93. Затем крейсер перешел в район Куре — Хасирадзима, где до 27 октября участвовал в учениях.
Прибыв 3 ноября в родную базу Рабаул, «Юбари» на следующий же день эскортировал конвой № 4 из Шанхая в Кавьенг. Вернувшись через два дня вместе с крейсерами «Исудзу» и «Нака» в Рабаул, он той же ночью вышел вместе с эсминцем «Сигуре» в транспортный рейс в Бука (о.Бугенвиль). Успев выгрузить 700 солдат 17-й дивизии и 25 т снабжения, оба корабля вернулись 7 ноября в Рабаул.
Но эта база была уже небезопасной — самолеты с американских авианосцев 5 ноября устроили здесь настоящий погром, а 11 ноября при повторном налете досталось и «Юбари». Правда, его повреждения от близкого разрыва и пулеметного обстрела оказались легкими.
Повезло «Юбари» и во время следующих выходов 18 и 24 ноября с подкреплениями для о.Гарове и о-вов Биту (у о.Новая Британия), когда его последовательно атаковали тяжелые В-24 «Ли-берейтор», летающие лодки «Каталина» и средние армейские бомбардировщики, — повреждения от близких разрывов не были серьезными, но приходилось возвращаться для проведения ремонта в Рабаул. Стало ясно, что с прежним зенитным вооружением крейсер выпускать в море просто опасно.
С 1 декабря на короткое время «Юбари» назначили лидером 3-й флотилии вместо погибшего «Сендай». Получив приказ идти в метрополию для усиления зенитного вооружения, он уже 3 декабря покинул Рабаул с эсминцем «Наганами» на буксире, поврежденным 11 ноября. Оба корабля добрались до Трука 8-го, откуда 14 декабря «Юбари» ушел в Йокосуку.
Модернизация «Юбари»
Крейсер модернизировался на военной верфи Йокосуки с 19 декабря 1943 г. по 9 марта 1944 г., дважды пройдя докование: 8 — 12 января и 5 — 25 февраля. 30 января командиром «Юбари» стал Нара Такео. В ходе модернизации были сняты одиночные 14-см орудия № 1 и № 4, вместо носового установили 12-см/45 зенитку типа 10 со щитом (модель «Е»), а вместо кормового — строенный 25-мм автомат.
Еще два таких же появились на кормовой надстройке по бокам от грот-мачты, два спаренных — по бокам носовой надстройки и восемь одиночных — на полубаке и верхней палубе (всего 25 стволов: 3x3, 4x2, 8x1). В корме установили два рельсовых сбрасывателя с шестью глубинными бомбами каждый, укоротили мачты, 90-см прожектор сняли, а на крыше носовой надстройки установили надводный поисковый радар № 22 и пост наблюдения за воздушной обстановкой.
После модернизации водоизмещение «Юбари» с 2/3 запасов достигло 3500 т. Крейсер вышел на предварительные пробеги 1 марта, а окончательные испытания, на которых удалось достичь скорости 32 уз., состоялись 3 марта. 9 марта «Юбари» направился из Йокосуки в тренировочный поход, но 13-го был вынужден вернуться из-за проблем с турбинами. Неполадки устранили на скорую руку — кораблей для эскорта конвоев катастрофически не хватало, да еще погиб «Тацута».
Теперь «Юбари» был больше готов к роли эскортного корабля, и первое задание не заставило себя ждать. Конвой «То Мацу № 3», направлявшийся на Палау и Сайпан в составе 12 транспортов под эскортом «Юбари», трех эсминцев, миноносца, двух сторожевых кораблей и трех охотников за ПЛ, вышел из Кисарадзу (Токийская бухта) 22 марта. Несмотря на неоднократные атаки подлодок, которым удалось потопить только охотник Ch-54, конвой достиг пунктов назначения. «Юбари» с шестью транспортами 30 марта прибыл на Сайпан.
Гибель «Юбари» 28 апреля 1944 года
«Юбари», большую часть апреля простоявший в готовности на Сайпане, 20-го получил приказ перевезти войска с Палау на о.Сонсорол, расположенный между островами Палау и Халмахера. 23 апреля он вместе с «Кину» и эсминцами «Самидаре» и «Юдзуки» вышел в море. «Юбари» и эсминцы пришли 25 апреля на Палау, где крейсер принял на борт 365 солдат и 50 т грузов. В 18.15 26 апреля «Юбари», оба эсминца и транспорт № 129 вышли в море.
На рассвете следующего дня крейсер и эсминец «Юдзуки» подошли к о.Сонсорол. Еще на подходе их заметила подлодка «Блюджилл» (SS-242, лейтенант-командор Эрик Л.Барр). Ей не удалось выйти в атаку, поскольку «Юбари» скрылся за островом. Выгрузив войска, в 9.42 вышли в обратный путь. На этот раз Барр был начеку, несмотря на высокую скорость цели. Из шести выпущенных с дистанции 2400 м торпед одна в 10.04 попала в носовое котельное отделение «Юбари» с правого борта. Но для маленького крейсера, возраст которого перевалил за 20 лет, этого оказалось достаточно.
Котельные отделения № 1 и № 2 практически мгновенно заполнились водой, корабль сильно осел носом с креном на правый борт. Спустя 7 минут в разрушенных нефтяных цистернах начался пожар, а еще через 4 минуты затопление достигло 127-го шпангоута. Вскоре волнение усилилось, и, несмотря на все усилия личного состава, вода продолжала прибывать. В 16.50 эсминец «Самидаре» получил приказ взять крейсер на буксир, используя его якорную цепь. Но ранним утром 28 апреля, когда «Юбари» погрузился по верхнюю палубу, с надеждой дотащить его до Палау пришлось расстаться. В 5.44 экипаж начал переходить на «Юдзуки», а в 10.15 крейсер затонул носом в точке с координатами 5°38' с.ш., 131°45' в.д. примерно в 35 милях от о.Сонсорол. Погибло 19 человек.
1 мая «Юбари» вместе с 3-й флотилией эсминцев формально был причислен к Центрально-Тихоокеанскому флоту, а 10 июня исключен из списков.