Специальные штурмовые средства
Человекоуправляемые торпеды
Тип "Neger". Построено около 200 единиц. Вошли в строй в 1944 г.
2,75 т; 8x0,53x1,3 м; 1 ЭД, 12 л.с.; 4,2/3,2 уз.; 30 (3) миль. Эк. 1 чел. 1 — 533-мм торпеда.
Представляли собой две электрические торпеды, смонтированные одна над другой. У верхней боеголовка была заменена плексигласовым кокпитом и органами управления для пилота. "Neger" не имел балластных цистерн и мог действовать только в позиционном положении. Максимальная скорость без нижней торпеды кратковременно достигала 20 уз. Первая из примерно 200 ед. построена в марте 1944 г.
Тип "Marder". Построено около 300 единиц. Вошли в строй в 1944 — 1945 гг.
3 т; 8,3x0,53x1,3 м; 1 ЭД, 12 л.с.; 4.2/3,3 уз.; 30 (3) миль. Эк. 1 чел. 1 — 533-мм торпеда.
Улучшенная версия типа "Neger" с балластной цистерной. Была способна погружаться до 30 м. Головная построена в мае 1944 г., производились до конца войны.
Тип "Наi". Построена 1 единица. Вошла в строй в 1944 г.
3,5 т; 11x0,53x1,3 м; 1 ЭД, 12 л.с.; 4.2/3,2 уз.; 63 (3) миль. Эк. 1 чел. 1 — 533-мм торпеда.
Улучшенный вариант типа "Marder" с увеличенной на 2,7 м длиной для размещения аккумуляторной батареи повышенной емкости, что позволило вдвое увеличить радиус действия. Прототип оказался неудачным, и от строительства массовой серии отказались.
Сверхмалые подводные лодки
Тип "Biber". Построено 324 единицы. Вошли в строй в 1944 г.
6.5 т; 9,04x1,57x1,37 м; 1 бенз./1 ЭД, 32/13 л.с.; 6,5/5.3 уз.; 0,11 т бензина; 130 (6)/8.6 (5) миль. Эк. 1 чел. 2 — 533-мм торпеды.
Первая герм. СМПЛ с двигателем надводного хода — использовался автомобильный бензиновый мотор. Глубина погружения 20 м. Головная СМПЛ "Adam" вышла на испытания 29.3.1944. Хотя в боевых действиях участвовало порядка 110 лодок данного типа, они считались крайне неудачными из-за малой автономности и несовершенной ЭУ.
Тип "Hecht" (XXVIIA). Построено 53 единицы: U-2111 — U-2113 (G), U-2251 — U-2300 (SGP). Вошли в строй в 1944 — 1945 гг.
Надводное — 11,8 — 12,5 т, подводное — 17,2 т; 10,5x1,68x1,52 м; 1 ЭД, 12 л.с.; 5,6/6 уз.; 78 (3)/40 (6) миль. Эк. 2 — 3 чел. 1 — 533-мм торпеда или мина.
Проект разработан в начале 1944 г. на основе захваченных брит. СМПЛ; головная вошла в строй в мае 1944 г. Предназначались для действий против неподвижных целей (корабли на якорных стоянках и в гаванях) и первоначально вооружались отделяемым зарядом ВВ, который предполагалось сбрасывать под кораблем противника. Очень скоро вооружение заменили на торпедное, но три лодки вместо торпед оснастили магнитными минами. Из-за отсутствия двигателя надводного хода и гирокомпаса отличались малым радиусом действия и вследствие этого в боевых действиях не участвовали.
Тип "Molch". Построено 390 единиц. Вошли в строй в 1944 — 1945 гг.
11 т; 10,78x1,82x1,82 м; 1 ЭД, 13,9 л.с.; 4,3/5 уз.; 50 (4)140 (5) миль. Эк. 1 чел. 2 — 533-мм торпеды.
Одноместная лодка, представлявшая собой значительно увеличенную в размерах электроторпеду. Проектирование было начато в связи с задержкой постройки и испытаний СМПЛ типа "Hecht"; первую лодку типа "Molch" построили в июле 1944 г., она не имела двигателя надводного хода, что и предопределило низкую боевую эффективность.
Тип "Seehund" (XXVIIB). Построено 137 единиц: U-5001 — U-5003 (Hk), U-5004 — U-5118 (G), U-5251 — U-5269 (S). Вошли в строй в 1944— 1945гг.
Надводное — 14,9 т, подводное — 17 т; 11,9x1,68x1,52 м; 1 диз.Л ЭД, 60/25 л.с.; 7,7/6 уз.; 0,5 т соляра; 300 (7)/63 (3) миль. Эк. 2 чел. 2 — 533-мм торпеды.
Наиболее эффективная из герм. СМПЛ. Оснащалась автомобильным дизелем для надводного хода, благодаря чему обладала существенной дальностью плавания. Глубина погружения — до 50 м; минимальное время погружения — 5с; мореходность — до 4 баллов. Лодки этого типа собирались на верфях из трех полностью готовых секций. Головная спущена на воду в сентябре 1944 г., строились до конца войны. Заказана 1351 единица, но реально закончено постройкой 285, из которых флотом принято 137 (по другим данным — от 23 до 67). С января 1945 г. активно участвовали в боевых действиях.
Тип "Delphin". Построено 3 единицы. Вошли в строй в 1944 г.
2,8 т; 5,1x1,01x1,3 м; 1 ЭД, 13 л.с.; 19/15 уз.; 3 (10) мили. Эк. 1 чел. 1 — 533-мм торпеда или мина.
Скоростная СМПЛ без балластных цистерн — погружение осуществлялось динамическим способом, за счет работы горизонтальных рулей на ходу. На испытаниях достигла подводной скорости 17 уз., но отличалась крайне малым радиусом действия, вследствие чего возникло предложение о создании на ее базе проекта ПЛ для смертников — без торпеды, со встроенным зарядом ВВ.
Всего построено три прототипа, один из которых разрушен 18.1.1945 при столкновении, два других взорваны 1.5.1945 в р-не Травемюнде.
Тип "Seeteufel". Построена 1 единица. Вошла в строй в 1944 г.
Надводное — 30 т, подводное — 35 т; 14,2x2x2,5 м; 1 диз./1 ЭД, 250/100 л.с.; 10/6 уз. Эк. 2 чел. 2 — 533-мм торпеды.
Оригинальная СМПЛ с гусеничным движителем для самостоятельного спуска с суши на воду. Постройка начата в марте 1944 г. На испытаниях достигла глубины погружения 21 м и подводной скорости 8 уз., но выявились малая мощность дизеля и недостаточная ширина гусениц, из-за чего на мягком грунте лодка застревала. Опытный образец взорван в Любеке в конце войны.
Взрывающиеся катера
Тип "Linse". Точное число построенных единиц неизвестно. Вошли в строй в 1944 г.
1,3/1,8 т; 5,75x1,75x0,3 м; 1 бенз., 95 л.с.; 30 — 34 уз.; 60 (30) миль. Эк. 1 чел. 300 — 400 кг. ВВ.
Взрывающиеся катера, спроектированные на основе аналогичных итальянских типа МТМ, но с радиоуправлением. Действовали звеньями по три единицы — два взрывающихся катера с пилотами и катер управления. После "грубого" наведения на цель пилоты покидали катера, и дальнейшее наведение осуществлялось с катера управления. Участвовали в боевых действиях с августа 1944 г.