Дипломатическая миссия в Средиземном море

Облегченная после ремонта на 130 т, с уменьшенной на 22,9 см осадкой, канлодка отправилась выполнять первое дипломатическое поручение самого императора. В это время испанский король объезжал свои владения по западному побережью. Командир получил задание засвидетельствовать почтение российского самодержца испанской короне. Местом встречи был выбран Эль-Ферроль на западе Испании, где предполагалось перехватить монарха, а заодно провести расширенные испытания "Храброго" в условиях океанского плавания. Расстояние от Тулона до порта назначения, с двумя остановками в Барселоне и Кадисе, судно прошло за 111 ч со средней скоростью 10,3 уз. На память об этом событии осталась фотография корабля с подписями офицеров на иностранном языке. На обратном пути как по заказу налетел 8-балльный шторм. Облегченный нос легко всходил на волну, перебоя винтов не было, скорость уменьшилась всего на один узел, по рулевому управлению замечаний не было, как и течей. По маршруту Танжер - Алжир - Пирей лодка проследовала, поддерживая пары в пяти котлах, которые постоянно сменялись. Особых нареканий по установке не возникало, не считая одного котла, в котором вышло из строя несколько трубок, по объяснению Никлосса, из-за недоброкачественности металла. В греческом порту "Храбрый" вошел в состав отряда контр-адмирала А.А.Бирилева. Россия вместе с другими державами содержала свои суда в Средиземном море для поддержания мира на о.Крит, где недавно произошло восстание греков. Несмотря на династийное родство (королева эллинов Ольга Константиновна приходилась Николаю II двоюродной теткой), российская дипломатия посчитала за благо фактически поддержать турецкую сторону. Кроме того, отряд являлся резервом для морских сил Дальнего Востока.

Канонерская лодка в течение нескольких лет ходила по портам Средиземного моря, как в составе отряда, так и в одиночку. Участвовала она и в знаменитых "звездных походах" контр-адмирала Бирилева. В начале 1901 г. на "Храбром" появился новый командир, прибывший из Парижа, бывший морской агент, капитан 2 ранга С.П.Шеин (погиб в Цусимском сражении, командуя крейсером "Светлана"). Основное время канонерка проводила в греческих водах, отслужившие свой срок нижние чины списывались на суда, идущие в Россию. Часто происходила и замена офицеров, отплававших ценз.

С началом войны на Дальнем Востоке все отряды из этого района были возвращены в Россию. Канлодка же осталась с номерными миноносцами в распоряжении российского посла в Греции. Во время боевых действий "Храбрый" встречал и провожал следовавшие через Суду отряды контр-адмирала фон Фелькерзама и капитана 1 ранга Л.Ф.Добротворского, а также отдельные транспорты, и наконец, последнее подкрепление 2-й эскадры флота Тихого океана - корабли контр-адмирала Н.И.Небогатова. Экипаж оказывал посильную помощь идущим на войну, снабжая их информацией, газетами, доставил из Пи-рея королеву эллинов с наследником. Ольга Константиновна, объезжая суда, благословила команды иконой.

Рачительный командир "Олега", Л.Ф.Добротворский, ухитрился урвать с лодки шесть кочегаров, списав двух своих, а также часть боекомплекта: 300 патронов 47-мм; 180 37-мм; 30 6-дюймовых; 20 чугунных бомб; 22 боевых винта*; 20 ракет; 1800 ружейных патронов. По праздникам команда "Храброго" посещала корабельные церкви, своей по штату канонерке не полагалось. Встретив возвращающиеся с Дальнего Востока жалкие остатки некогда многочисленных эскадр, лодка, закончив службу в Средиземном море, навсегда покинула его и направилась в Россию.

8 августа 1906 г. канонерка прибыла в Кронштадт, куда привел ее капитан 2 ранга Петров 3-й. Семилетняя эпопея завершилась высочайшим смотром на петергофском рейде. На якорь встали вернувшийся из заграничного плавания "Храбрый" и учебные суда Морского кадетского корпуса, которым командовал капитан 1 ранга Воеводский - бывший командир канлодки. Император остался доволен бодрым видом команд и проведенными учениями. Все офицеры были отблагодарены "монаршим благоволением". Кадеты корпуса получили на память по рублю чеканки текущего года. Всем нижним чинам было объявлено "царское спасибо" и в качестве материального подкрепления выданы на каждого денежные награды: кондукторам - 10 руб.; боцманам- 5 руб.; унтер-офицерам - 3 руб.; рядовым "Храброго" - 2 руб.; рядовым остальных судов - 1 руб.; приставленным к кадетам квартирмейстерам-дядькам - 5 руб.; всем кавалерам знака отличия военного ордена Великомученика и Победоносца Георгия -4 руб.