В июле 1914 г. планировалось широко отметить очередной 200-летний юбилей, на сей раз касающийся непосредственно флота, - дня Гангутской победы. Начавшаяся война отменила все торжества. В десятых числах июля "Храбрый" совершал плавания с кадетами в составе отряда Морского корпуса по маршруту Гельсингфорс - Ревель - Векшер - 18-футовый фарватер - Тверминэ. Миноносец "Ретивый" доставил командиру секретный пакет. После приемки угля (40 т кардифа) 24-футовым фарватером перешли на рейд у о.Векшер, где списанные кадеты со своими офицерами убыли в Морской корпус.
На другой день "Храбрый" вышел для оказания помощи канлодке "Хивинец", севшей на камень. Завели перлинь и стащили ее на глубокую воду. Обе канонерские лодки были причислены к дивизии подводных лодок для охраны рейда и встречи их при возвращении с позиций. В двух дивизионах насчитывалось восемь старых подлодок с изношенными механизмами и малой автономностью. Для защиты рейда от плавающих мин начали сооружать бон, из пенькового троса и металлических цепей.
17 июля флот по радио получил оповещение о начале мобилизации. На следующий день поступило очередное сообщение: "Морским силам и портам приступить к оперативным действиям по подготовке театра". По этому сигналу утром подводные лодки вышли в залив и заняли позицию поперек его в две линии с задачей атаковать германские корабли, если они сделают попытку прорыва к столице. Завеса выставлялась только на день, к вечеру подлодки возвращались на рейд. Из-за неисправностей двигателей часть из них выводилась в море на буксире. Только 23 июля команде был зачитан манифест императора об объявлении войны Германии, после чего состоялась молитва о даровании победы. На следующий день "Храбрый" провел артиллерийские стрельбы из всех пушек и пулеметов, израсходовав 25 8-дюймовых ядер с практическими зарядами и 27 6-дюймовых практических; 128 47-мм; 1030 трехлинейных патронов. Затем водолазы очистили подводную часть от водорослей. На верхней палубе поменяли доски настила и произвели конопатку. Стеньги мачт окрасили в боевой цвет. Ночью 29 июля пришла радиограмма: "Морские силы поднять пары всех котлов". Развели пары в остальных трех котлах и пошли в море с подводной лодкой "Крокодил" на буксире. К вечеру вернулись на рейд, но ввиду его необорудованности, за углем ходили в Гельсингфорс.
Для увеличения угла возвышения 8-дюймовых орудий (на 2°) обрезали площадки наводчиков. Через несколько дней провели проверочные стрельбы из 8-дюймовых пушек 37-мм патронами через стволики, из 6-дюймовых - ружейными пулями. Кстати, как раз в это время произошло солнечное затмение, которое не произвело на команду никакого впечатления. Приняв с баржи снаряды и заряды в футлярах, вернулись к Векшеру. К этому моменту на лодку прибыл командир дивизии. На "Храбром" спустили вымпел и подняли контр-адмиральский флаг. В этот же день при следовании для установки бона тремя выстрелами из 47-мм пушки расстреляли плавующую мину.
После потопления в Финском заливе крейсера "Паллада" со всем экипажем скептики другими глазами взглянули на подводные лодки, поняв, что это серьезное оружие, и, прислушавшись к мнению подводников, переместили дивизию к устью залива, в маневренную базу Утэ. Для охраны необорудованной бухты прибыл "Храбрый".
Зимой 1915 г. российское руководство решило укрепить Або-Оландские шхеры, где создавались новые маневренные базы. Был сформирован особый отряд для операций, в него включили канлодки "Храбрый" и "Грозящий", минный заградитель "Ильмень", подлодку "Белуга" и два транспорта обеспечения. Попытка выхода в море зимой кончилась поломкой винтов на "Грозящем", лопасти крошились при ударе о 30-см лед. Винты удалось заменить только в апреле.
В 1915 г. "Храбрый" был перевооружен 105-мм орудиями, снятыми с немецкого крейсера "Магдебург", разбившегося на камнях о.Оденсхольм еще в августе 1914 г. Одну пушку установили на полубаке, две - на месте снятых 8-дюймовок, одну - вместо 6-дюймовки и еще для двух в корме устроили спонсоны. Бортовой залп теперь мог производиться из четырех орудий. Снятые же с лодки пушки пошли, скорее всего, на береговые батареи, во множестве строившиеся в шхерах и крепости Петра Великого.
Во второй половине июля 1915 г. немецкие войска вышли к побережью Рижского залива, поэтому командование перебросило туда линейный корабль "Слава". Его включили в морские силы обороны Рижского залива, куда входили также четыре канлодки, в том числе и "Храбрый", дивизионы эсминцев во главе с "Новиком" и подводные лодки, среди них и английские типа "Е". В конце июля противник, сосредоточив большие силы, приступил к форсированию Ирбенского пролива, загражденного русскими минами. Подошедшие со стороны Моонзунда канонерские лодки "Храбрый" и "Грозящий" открыли огонь по германским тральщикам. Вскоре в бой вступила "Слава". Корабли противника, оттеснив русские морские силы к Моонзун-ду, вошли в залив. Потопив в скоротечном ночном бою канлодку "Сивуч", они ушли в свои базы, не добившись главного - уничтожения линкора "Слава".
Между тем фронт под Ригой стабилизировался, на побережье образовался плацдарм в районе местечка Олай-Шлок. Приморский фланг фронта нуждался в поддержке флота. "Слава" и канлодки часто обстреливали германские позиции. Не желая рисковать крупными кораблями, противник начал все шире привлекать для борьбы с русскими судами авиацию. Ответом на это стали установка противоаэропланных орудий и включение в морские силы залива гидротранспорта "Орлица", принимавшего на борт четыре гидросамолета. Автографы офицеров "Храброго", сделанные на фотографии своего корабля, 1910 г.
В начале сентября сухопутное командование обнаружило сосредоточение германской артиллерии и пехоты против позиций Шлокского отряда. К побережью был выдвинут линкор "Слава" с кораблями поддержки. Огонь предполагалось вести с якоря. Не успели морские артиллеристы пристреляться, как немецкая замаскированная батарея открыла огонь по неподвижным кораблям. На "Храбром", также участвовавшем в этой операции, отклепали якорную цепь и с буйком сбросили в воду, чтобы выйти из-под обстрела.
Во время бомбардировки германских позиций у Шмардена огонь корректировал наблюдатель, подобравшийся близко к неприятелю. По телефону данные сообщались на побережье, откуда сигнальщики семафором передавали их на миноносец и далее на стреляющие корабли. Даже при такой сложной системе оповещения результаты получились превосходные - наступление немцев было сорвано. Для отвлечения сил противника с главного направления в начале октября был высажен тактический десант в тылу немцев на побережье у маяка Домеснес. К этой операции были привлечены все морские силы Рижского залива. Две роты морского батальона под командой капитана 2 ранга Шишко и эскадрон спешенных финляндских драгун высадили на шлюпках. Корабли, и среди них "Храбрый", поддерживали десант огнем своих орудий. Достигнув некоторых тактических успехов, высаженные группы были приняты на корабли, которые затем вернулись в базы. Противник же, не клюнув на провокацию, сил с главного направления не снял. Во второй половине октября немцы прорвали фронт и начали развивать наступление в двух направлениях. Подошедшие на помощь "Грозящий", а через день "Храбрый", "Гиляк" и пять эсминцев не смогли сдержать натиск германцев, и только мощные 305-мм снаряды "Славы" позволили остановить наступление, отбросить противника на исходные позиции и удержать Ригу. В итоговом приказе за 1915 г. командующий Балтийским флотом отметил и роль канлодки "Храбрый" в обороне Ирбенского пролива и содействии флангу войск на рижском направлении.
Еще рвались на рижском побережье 105-мм снаряды "Храброго", а командующий Балтийским флотом озадачил Главное управление кораблестроения (ГУК) своим предложением вновь перевооружить канонерскую лодку. "Храбрый" являлся одним из лучших кораблей своего класса по ходу и защите, но вооружение из 105-мм германских орудий признавалось неудачным. Во-первых, возникали трудности с подачей боеприпасов, в результате чего канонерка часто вынужденно бездействовала. Во-вторых, не был решен вопрос с заменой артиллерии после расстрела стволов. В-третьих, германские установки имели короткий, а потому очень резкий откат, при этом прицелы российской выделки постоянно расстраивались и требовали регулировки. Поэтому предлагалось установить новые 130-мм орудия в 55 калибров производства Обуховского завода с системами подачи и управления огнем.
Новые пушки изготавливались для черноморских линкоров, но из-за их неготовности 12 орудий направили для перевооружения крейсеров "Богатырь" и "Олег". Одновременно для них же заказали еще 24 пушки. Однако по весовым соображениям установке подлежали только 20. Образовалась экономия в четыре орудия, их-то и предполагалось установить на "Храбром". Допускалось, в крайнем случае, временно недопоставить часть вооружения на крейсера.
Война заставила в корне менять старые порядки и решать многие вопросы на месте, без лишних бумаг. Начальник штаба Балтийского флота контр-адмирал Григоров направил начальнику ГМШ телеграмму с просьбой срочно выслать в Ревель для перевооружения "Храброго" пять орудий и чертежи подкреплений под них, чтобы лодка могла выйти для выполнения особого задания через две недели. Ранее одно лишь согласование длилось бы месяцами, а то и годами. ГУК озадачили составлением чертежей подкреплений под 130-мм орудия, при этом было обнаружено отсутствие отчетной документации корабля, пришлось довольствоваться уменьшенными копиями, отысканными на Балтийском заводе.
Все работы по подкреплению и установке были выполнены в Ревеле силами порта. Одно орудие разместили на палубаке; два - на бортовых спонсонах в носу и два - в корме, в диаметральной плоскости. Для 40-мм зенитного пулемета системы Виккерса оборудовали площадку, выступавшую за линию кормы. Спонсоны, оставшиеся от 105-мм орудий, демонтировать не стали. Для подкрепления верхней палубы и полубака использовали свернутые из стальных листов трубы, которые опирались на поперечные переборки. В ходе ремонта боевую рубку приподняли на 900 мм, а мостик на ней расширили. Ликвидировали кормовую штурманскую рубку вместе с мостиком. Убрали грот-мачту. Отремонтировали машины. Сняли палубный ручной штурвал, его колеса навесили на щит 4-го орудия. Для снижения усилия на штурвале на валопроводе установили подшипники шведской работы, для чего ГМШ разрешил допустить на лодку представителя фирмы, потомственного дворянина Нижегородской губернии А.Ф.Рейтлингера. В начале апреля комиссия для испытания судов военного флота произвела испытания на "Храбром" четырех элеваторов, изготовленных и установленных Русским акционерным обществом соединенных механических заводов (бывший завод Г.А.Лесснера; в угоду ура-патриотам в начале войны многие фирмы изменили свои названия). Элеваторы с ручным приводом обеспечивали скорость подачи от 6 до 11 снарядов и зарядов в минуту при интенсивной работе двух - четырех человек в течение пяти минут (в зависимости от тесноты помещений). По устранению недостатков элеваторы были приняты в казну.
С перевооружением связан курьезный случай. Командиру лодки на словах было предложено представить в ГУК чертежи, с учетом произведенных работ, на что командир донес: "В Ревеле цены на кальку достигают 4 руб./метр. Средств на этот расход у лодки нет. Прошу выслать 7 метров кальки". Генерал-лейтенант Вешкурцов лично распорядился выслать на "Храбрый" требуемое количество кальки для чертежей - настолько широк был круг вопросов, решаемых во время войны в ГУК.
После ремонта водоизмещение канонерской лодки составило 1790 т, а средняя осадка - 3,89 м. От прежнего вооружения осталось два 47-мм орудия и два пулемета. В секторах обстрела кормовых орудий были обрезаны коечные сетки. К тому времени "Храбрый" уже не имел и минного аппарата. Дальность стрельбы 130-мм орудий достигала 80 кбт. В 1916 г. канлодка действовала в Рижском заливе, обстреливая фланг неприятельских войск, прикрывая минные постановки в проливах и Або-Оландских шхерах.
Февральскую революцию на "Храбром" встретили, как и на всем флоте, с большим подъемом и надеждами. В экипаже, постоянно участвовавшем в боевых операциях, особых трений между офицерами и командой не существовало, в отличие от озверевших от безделья команд линейных кораблей, стоявших в Гельсингфорсе. Каждый рядовой прекрасно понимал, что его жизнь зависит как от его собственных действий, так и распорядительности офицеров. "Храбрый" продолжал службу на передней линии обороны Финского залива. Новые веяния докатывались и до действующего флота. Приказом командующего от 14 марта было разрешено брить усы и носить прическу по своему усмотрению. Решением Временного правительства в плане борьбы с проявлениями монархизма было запрещено ношение предметов с коронами. После чего многие корабли лишились украшений, а моряки погон. Германцы, внимательно наблюдавшие за всем происходившим в России, и в первую очередь в армии и на флоте, после взятия Риги приступили к подготовке операции по захвату Моондзунских островов. Зная об этом, Балтийский флот начал сосредоточение сил в архипелаге.
Под командованием вице-адмирала М.К.Бахирева были снаряжены: два старых линкора "Слава" и "Гражданин" (переименованный "Цесаревич"), три крейсера, 33 эсминца различных типов, три канонерские лодки, среди них "Храбрый", и ряд других мелких судов. Морские силы Рижского залива базировались на рейд Куйваст и порт Рогекюль. Закупоренность залива с западной стороны минными заграждениями лишала возможности производить разведку. Мелководность Моонзундского канала не позволяла проходить по нему новым линкорам, да и Временное правительство, подобно царскому, препятствовало использованию этих кораблей в боевых операциях. Общее падение порядка и дисциплины развязывало руки немецким разведчикам, свободно перемещавшимся по островам. Качество ремонта судов из-за слабого контроля резко ухудшилось, в особенности на мелких судах. За время революционных беспорядков значительная часть кондукторов, вызывавших особую ненависть у бунтовщиков, была либо уничтожена, либо разбежалась с кораблей; их заменила неопытная молодежь. Моральное же состояние войск и судовых команд не шло ни в какое сравнение с противником. В командах господствовало сознание полной безответственности и уверенности, что они все могут сделать со своими начальниками. На "Храбром" по требованию комитета был сменен командир, обвиненный в симпатиях к генералу Корнилову. На его место назначили старшего лейтенанта И.Э.Рененкампфа, занимавшего должность старшего офицера и пользовавшегося доверием команды, даже несмотря на немецкую фамилию.
30 сентября с запада подошли значительные силы противника, и после артобстрела в разных точках западного побережья о.Эзель были высажены десанты. Деморализованные сухопутные части разбежались, бросив батареи. "Храбрый" с "Хивинцем", стоявшие в Аренсбурге, получили приказ перейти на Кассарский плес, где находились суда немцев. В дозор выслали эсминцы "Победитель", "Забияка", "Гром" и "Константин" - 2-й дивизион. Они образовали растянутую линию для наблюдения за неприятелем. "Храбрый" расположился к югу от дивизиона, стоящего на якоре. После полудня германский линкор типа "Дойчланд", державшийся на расстоянии 110 кбт (по дальномеру "Храброго"), внезапно открыл огонь*. Снаряд одного из первых залпов прошил насквозь машинное отделение "Грома" и вывел из строя обе турбины. Эсминец потерял ход и сильно запарил. Командир "Храброго", видя его бедственное положение, по собственной инициативе вернулся и, пришвартовавшись правым бортом, повел подбитый корабль на восток со скоростью 5 уз. под одной машиной, так как руль на "Громе" оказался заклиненным. Шли по компасу - пар с эсминца закрывал горизонт. Дивизион прикрывал отход с тыла, перестреливаясь с немецкими миноносцами, во множестве прорвавшимися на плес из-за предательского малодушия команды заградителя "Припять", отказавшейся выйти на минную постановку. "Храбрый", помогая "Грому" в ремонте машин, отстреливался из кормового орудия.
Попав под плотный огонь, эсминцы начали отход на большой скорости. Проходя с левого борта канлодки, эсминец "Победитель" невольно раскачал связку, и буксиры лопнули. Тогда "Храбрый" подошел кормой к носу "Грома", предполагая принять с него якорь с цепью и продолжить буксировку, однако противник перенес огонь на оба корабля, и часть команды эсминца, охваченная паникой, перебежала на "Храбрый", внеся сумятицу в его команду. Старший лейтенант Рененкампф приказал сыграть большой сбор и потребовал соблюдать порядок, а команде "Грома" спуститься вниз и на верхней палубе не показываться. Лодка дала полный ход и, развернувшись, открыла огонь всем бортом по ближайшему германскому эсминцу. После накрытия он ушел за линию своих судов. Одновременно "Храбрый" вел стрельбу и по "Грому", наводя под ватерлинию, при этом получил повреждения эсминец В-98, пытавшийся буксировать русский корабль. Во время боя в канлодку попало несколько снарядов, нанесших повреждения на верхней палубе. Из команды "Грома" четверых убило и 13 ранило. На следующий день "Храбрый" и "Хивинец" обстреляли у входа в Малый Зунд неприятельские миноносцы и заставили их отойти. Пополнив в Куйвасте запасы топлива, воды и снарядов, канлодка вернулась на Кассарский плес. При отходе флота канлодки прикрывали постановку минных заграждений и оставили Моонзунд в составе четвертого эшелона. К утру 7 октября морские силы Рижского залива сосредоточились на рейде Лапвик.