"Проектируемые лодки нам нужны в Моонзунде и в шхерах как покровители миноносок при их вылазках и вообще на мелководьях, они могут входить и в Нарву, и в Двину, и в Либаву с Виндавой и при 15 узлах скорости будут действительным подспорьем действующей эскадре. Впрочем, лодки завещаны нам всей историей флота нашего", - это выдержка из записки адмирала И.А.Шестакова от 25 мая 1888 г. На основании изложенного в ней были построены броненосные канонерские лодки типа "Грозящий", не обладавшие достаточной мореходностью и из-за расположения артиллерии не имевшие возможности сражаться в составе эскадры. Выход нашелся в проекте, объединившем положительные качества мореходной и броненосной лодок. Кроме того, новое судно имело приемлемую цену. Если бы корабль строился строго по чертежам и спецификациям, то получился бы добротный артиллерийский защитник побережья и помощник эскадре. Сравнение с заграничными "одноклассниками" показывает явное превосходство "Храброго" в мощности артиллерии и бронировании борта, хотя он и несколько уступал им в скорости, в частности американцам. Однако на деле все оказалось не столь хорошо.
Некачественное проектирование, постоянные "улучшения", вносимые всеми чинами Морведа (а их было немало), низкая квалификация рабочих и отсутствие технологического контроля - все это повлияло на качество постройки самым негативным образом. К тому же канлодка оказалась перегруженной на 370 т. После приема всех запасов вода подходила почти к верхнему броневому шельфу, что понизило защитные свойства броневого пояса. Одновременно ухудшились управляемость и мореходность. Ремонт во Франции несколько уменьшил влияние перегрузки и последствий недобросовестной работы.
А вот установка экзотических котлов, часто критикуемых, была вполне оправдана: она позволяла провести испытания. Да и на "Храбром" котлы Никлосса не проявили своего "строптивого" характера, и лодка проплавала с ними почти 15 лет.
Перевооружение корабля немецкими 105-мм орудиями явно не повысило его боевую мощь, а было вызвано острой необходимостью в пушках для береговых батарей. Понимая это, морское руководство, лишь только появились новые 130-мм пушки Обуховского завода, вооружило ими "Храбрый" в числе первых, наряду с крейсерами "Богатырь" и "Олег". Как показал бой на Кассарском плесе, противник отнесся к новому вооружению канлодки с достаточным уважением и старался поддерживать безопасную дистанцию.
Несмотря на почтенный к тому времени возраст, канонерка вступила в строй Балтийского флота одной из первых, сразу после Гражданской войны. Состояние корпуса и машин позволило провести ее глубокую модернизацию в 1937 - 1939 гг. Установка новых, советского производства, 130-мм орудий Б-13 и ПУС "Мина" с КДП-2-4 приблизила канлодку "Красное Знамя" по уровню вооружения к новым лидерам, которым она уступала только в скорости. Но в ходе боевых действий, когда в основном велась стрельба по берегу, это оказалось не главным.
Прослужив во флоте почти 65 лет, канонерская лодка "Храбрый" - "Красное Знамя" участвовала в четырех войнах, подготовила большое количество офицеров и командиров, только в годы Великой Отечественной выпустила по противнику более 3000 снарядов главного калибра и уничтожила много живой силы и техники врага. Как выяснилось, корабли такого типа оказались очень и очень востребованными. Однако планировавшаяся постройка серии броненосных канонерских лодок для обеспечения прибрежной обороны Балтийского моря не состоялась: в год спуска "Храброго" руководство российского флота склонилось в сторону строительства крейсеров 2 ранга. В результате удачная по концепции канонерка оказалась в русском флоте в гордом одиночестве.