2 марта 1968 г. судостроители Картахены повторно спустили на воду корпус "Маркеса де ла Энсенада". 29 ноября 1969 г. он завершил программу швартовых, а к 24 июня 1970 г. - ходовых испытаний, на которых достиг максимальной скорости 31,6 уз., но даже этот довольно скромный результат не удалось ни разу подтвердить во время службы. К 10 февраля 1970 г. закончились артиллерийские испытания, а 10 сентября того же года представители флота подписали приемный акт на эсминец, получивший бортовой номер D-43. Поскольку "Маркес де ла Энсенада" был последним кораблем в серии, чествования его вступления в строй прошли на редкость скромно, тем более что к этому времени ожидалось вступление в строй гораздо более новых кораблей. Председательствовал на церемонии генерал-капитан департамента адмирал Гамбоа.
Весь конец 1970 г. экипаж осваивал корабль, проходя обычный курс боевой и политической подготовки. Завершая программу обучения, в первых числах января 1971 г. "Маркес де ла Энсенада" совершил переход в Барселону. В этот год кораблю досталась довольно интенсивная программа плаваний, кульминацией которой являлся летний круиз. В июне эсминец посетил Неаполь, став первым за 12 лет боевым кораблем Испании, зашедшим в Италию, после чего ушел в Касабланку. Здесь он вообще оказался первым испанским кораблем, посетившим Марокко со времени обретения этой страной независимости в 1956 г. Программа плаваний завершилась посещением Портсмута, а уже в начале августа, вместе с "Окендо", принял участие в маневре десантных сил у Альмерии.
В начале февраля 1974 г. эсминец впервые допустили к участию в международных маневрах: в это время на Канарских островах состоялись совместные испано-французские учения. Соединение, куда вошли крейсер "Кольбер", авианосцы "Фош" и "Дедало", четыре эсминца (в том числе испанские "Маркес де ла Энсенада" и "Альмиранте Вальдес"), возглавлял главкомом испанского флота вице-адмирал Элисальде Лайнес. Летом следующего года эсминец участвовал в маневрах у побережья Галисии. Вместе с авианосцем "Дедало", фрегатом "Балеарес" и эсминцами "Лангара", "Мендес Нуньес", "Блас де Лесо" он отрабатывал действия в составе ордера ПВО и осуществлял противолодочную охоту.
Из-за "фамильных" проблем с ГЭУ эсминец довольно часто ремонтировался, так что его служба также смогла бы пройти на редкость спокойно и монотонно, если бы не участие в действиях против баскских партизан. Еще 23 марта 1981 г. для этих операций руководство флота организовало "Группу Дельта", куда и вошел "Маркес де ла Энсенада". А с 11 сентября он, чередуясь с фрегатом "Висенте Яньес Пинсон" (F-41), по заказу сухопутного командования, непосредственно осуществлял патрулирование в водах Кантабрийского моря, в одну из главных задач которого входило пресечение военной контрабанды басков.
Именно в этот период эсминец буквально подвергся нашествию разнообразного начальства. Так, в сентябре Ферроль посетил министр обороны А. Олиарт Сауссол с супругой. Программа визита включала посещение арсенала, судостроительных заводов, складов боеприпасов и встречу с местными властями. Интересно, что морской переход министр осуществлял на борту "Маркеса де ла Энсенада". В конце сентября эсминец оказался в центре внимания из-за еще одной VIP-персоны. Во время праздника Братства Альбы, когда в Испании поминают всех погибших моряков, поселок Кандас посетил его королевское высочество принц Хуан Бурбон. Его сопровождали министр транспорта и коммуникаций и первые военные и гражданские лица Кантабрики. А обеспечивали безопасность визита эсминец "Маркес де ла Энсенада" и тральщик "Сил". Но на первые полосы всех газет мира эсминец попал по другой причине.
В 4.45 утра 2 октября 1981 г. в пожарную часть Сантандера поступил анонимный звонок с сообщением, что через несколько минут в районе военного порта будет взорвана бомба. Примерно через четверть часа, за несколько секунд до 5.00 утра, у борта пришвартованного напротив морской комендатуры "Маркеса де ла Энсенада" прогремел сильный взрыв. В это время 318 членов экипажа эсминца, за исключением дежурной вахты, спали. Взрыв пришелся на ватерлинию левого борта в районе котельного отделения, под каютой унтер-офицеров №2. Основные разрушения пришлись на участок корпуса между 111-ми 117-м шп. Через пробоину 3 х 2,5 м хлынула забортная вода, затопившая носовое котельное отделение и нескольких смежных с ним небольших отсеков.
В последовавшем на утро заявлении Отделения информации и связи с общественностью ЕМА говорилось, что авторство ЕТА в данном взрыве маловероятно. Но для большинства испанцев баскские боевики оставались единственными подозреваемыми. Выбор именно "Маркеса де ла Энсенада" в качестве объекта атаки для специалистов оказался отнюдь не случайным. При его посредственной остойчивости даже пустяковая, на первый взгляд, пробоина ниже ВЛ могла стать фатальной. Тем более, что в тот момент на его борту находилось 600 т топлива и примерно тысяча снарядов.
По предварительной версии, баски смогли в легководолазных костюмах проникнуть в охраняемый порт и закрепить у борта "Маркеса де ла Энсенада" магнитную мину. В этом случае, выходило, что экипажу просто повезло. Раздайся взрыв всего на несколько метров ближе к носу, затоплению и разрушению подвергся бы матросский кубрик. А если учесть неизбежную в таких условиях панику и отсутствие света в условиях быстрого затопления, значительных жертв было не избежать. Но даже несмотря на их отсутствие, этот теракт по своей дерзости не имел аналогов в испанской, а возможно, и мировой истории.
В своем интервью командир эсминца капитан 2 ранга Хосе Луис Риполь Гутьеррес заявил, что "вред, нанесенный кораблю, очень большой". А после запроса помощи у пожарных Сантандера командир с удивлением узнал, что те, оказывается, были предупреждены о взрыве. Кстати, именно это предупреждение, столь не характерное для ЕТА, и стало главным доводом против "баскского следа". Но уже вечером того же дня ЕТА через свое подпольное "Радио Себастьяна" сообщило о том, что полностью берет на себя ответственность за совершенный террористический акт.
Еще в семь утра 2 октября на место инцидента прибыл командующий флотом адмирал дон Мануэль Мансо Кихано и другие представители армейского и флотского командования, а примерно в пять вечера - генерал-капитан военно-морской зоны Кантабрийского моря.
После того, как ситуацию взяли под контроль, у бортов "Маркеса де ла Энсенада" ошвартовались "Мендес Нуньес" (D-63), Травина" (D-62) и патрульное судно "Кадарсо" (Р-03), на которые вручную передали боезапас, а остаток топлива перекачали на борт судна снабжения "Тейде". Из пробитых танков в море вылилось большое количество топлива, так что пожарным пришлось потратить почти 13 000 л нейтрализатора, чтобы ликвидировать последствия этой утечки.
Около шести вечера поврежденный эсминец отбуксировали к доку Астандер, и в 19.45, пользуясь полной водой, ввели туда корабль. Только после откачки воды стали видны масштабы разрушений, но, по оценкам специалистов, они не должны были стать фатальными для эсминца.
В это время Сантандер посетил министр обороны Альберто Олиарт, чтобы провести совещание с местным командованием о ситуации в Кантабрике и возможных действиях армии и флота в создавшейся обстановке. Понятно, что министр не обошел своим вниманием и поврежденный эсминец. Вечером того же дня, по возвращении в Мадрид, состоялось совещание высшего военного руководства Испании. По итогам всех этих действий Олиарт обнародовал в прессе заявление: "Поданным расследования, ЕТА разместила взрывное устройство в стенке мола перед швартовкой корабля. Безусловно, мы получили жестокий урок в борьбе с террористами, но они не заставят нас изменить наши планы ни на миллиметр". В экстренном порядке были обследованы все места базирования кораблей. Полиция взяла под контроль выходы из Сантандера, досматривая проходящие через КПП машины на предмет поиска возможных участников террористической группы. Но, как оказалось, все эти меры результатов не дали: террористов поймать не удалось. Министр также заявил, что "Маркес де ла Энсенада" будет находиться в доке примерно десять дней, и отметил слаженные действия всего экипажа - от командира до последнего матроса, позволившие локализовать затопление, взять пожар под контроль и предотвратить взрыв боезапаса, "способного вызвать настоящее бедствие для Сантандера". На вопрос журналистов, связан ли этот теракт с планами вступления Испании в НАТО, Олиарт ответил: "Думаю, что да", а на вопрос повлияют ли эти события на сроки вступления - "На некоторое ближайшее время возможно, но на перспективу нет".
Выводы следственной комиссии подтвердил также в своем интервью командир эскадры адмирал Томас Гомес Аройо, заявив, что бомба была заложена в стенку мола задолго до того, как у него стал "Маркес де ла Энсенада", а взрыватель был приведен в действие по радиокоманде. Таким образом, на месте пострадавшего корабля мог оказаться любой из трех эсминцев, находившихся в это время в порту. Мощность взрывного устройства специалисты-пиротехники оценили в 10 кг пластида типа Goma-2.
Между тем, после временного ремонта в доке Сантандера, в ходе которого с него срезали погнувшиеся листы обшивки, удалили поврежденные фрагменты корпуса и надстроек, а пробоину заварили листовыми накладками, руководство флота приняло решение о переводе эсминца в Ферроль для более тщательного обследования и ремонта на предприятии "Басан". 10 октября "Маркес де ла Энсенада" покинул док и 19 октября, ведомый буксиром AR-41 и под конвоем фрегата "Висенте Яньес Пинсон", вышел в Ферроль.
По официальным заявлениям, повреждения на эсминце устранялись 15 суток, после чего он снова вошел в строй. Вероятно, под влиянием произошедших событий, в ноябре 1982 г. во время празднования дня моря "Маркес де ла Энсенада" получил свой боевой флаг. Его вручила депутация Ла Риохи. В ответ моряки устроили экскурсию по кораблю школьникам провинции.
Весь 1983 г. эсминец практически не выходил в море, приводя . в порядок системы и оборудование, снятые со списанного "Рохера де Лаурия". Это позволило вернуть кораблю боеспособность, и с 1984 г. он вновь активно участвовал в операциях флота.
Весной 1984 г. во время больших маневров "Rodeo-84" были задействованы корабли всех трех военно-морских округов. В составе 11-го дивизиона эсминцев в них принял участие и "Маркес де ла Энсенада". В середине мая эсминец входил в эскорт авианосца "Дедало", проводившего упражнения с морской авиацией в районе пролива. В феврале следующего года с аналогичной задачей корабль участвовал в десятидневных маневрах в районе Альмерии, после чего ушел в Ферроль. В марте 1985 г. здесь состоялись испано-британские учения под громким названием "Passex". На самом же деле речь шла о визите в Португалию английского фрегата "Эксетер", и на переходе из Портсмута в Лиссабон он осуществил совместные эволюции с "Маркесом де ла Энсенада".
В конце марта корабль вместе с фрегатами "Балеарес", "Эстремадура", эсминцами "Чуррука" и "Лангара", сведенными в 11-й дивизион эсминцев, осуществил совместные упражнения у галисийского побережья. В основном отрабатывалось взаимодействие с ВВС, надводными и подводными силами. Летом 1985 г. эсминец вновь состоял в эскорте авианосца "Дедало" и вместе с ним прошел от Кадиса до Канар и обратно, а потом в Ла Корунью и обратно. В сентябре "Маркес де ла Энсенада" снова присоединился к 11-му дивизиону, насей раз вместе с "Чуррукой", Травиной", "Мендесом Нуньесом" и "Бласом де Лесо". До октября соединение успело пройтись по маршруту Ферроль - Рота - Картахена - Пальма - Рота - Ферроль, по дороге проводя артиллерийские учения и отражение нападения условного воздушного и подводного противника. В декабре дивизион провел тренировки в Кантабрике и проливе, на сей раз совместно с фрегатом "Астуриас".
Все это явилось своего рода подготовкой к большим учениям флота "Flota-85", состоявшимся в Гибралтарском проливе в январе 1986 г. В них был задействован практически весь испанский флот во главе с "Дедало": 11-й, 21-й и 31-й дивизионы. 11-й дивизион в это время состоял из "Маркеса де ла Энсенада", "Чурруки" и "Лангары".
В марте в составе авиасоединения эсминец совершил плавание на Канары, по окончании которого разнородный отряд (с фрегатом "Балеарес", корветами "Инфанта Кристина" и "Касадора") произвел учения в проливе. В апреле вместе с "Балеаресом" и "Каталуньей" эсминец совершил переход в Ферроль, по дороге проведя совместную тренировку с португальскими подводными лодками "Альбакора" и "Барракуда". Впрочем, спустя неделю корабли вернулись, чтобы принять участие в испано-французских маневрах в районе Санта-Крус-де-Тенерифе. Вернувшись в метрополию, "Маркес де ла Энсенада" сначала действовал в составе авиасоединения, затем - 11-го дивизиона, а в конце года - 31-го дивизиона в совместных операциях в проливе и Западном Средиземноморье.
Между тем, техническое состояние старого корабля все ухудшалось. Из-за проблем в машинах и котлах он большую часть времени стоял на приколе и в ремонтах. Тем не менее, в февраля 1987 г. эсминец начал компанию, проведя совместно с фрегатом "Эстремадура" и корветами "Касадора" и "Дескубьерта" учения перед Танжером, а месяц спустя эти корабли в составе эскорта "Дедало" провели учения в Восточной Атлантике. По окончании операции "Маркес де ла Энсенада" перешел в Галисию, которую затем уже не покидал. В апреле, правда, он еще успел отметиться в совместных испано-французских учениях, в которых приняло участие четыре французских и три испанских эсминца ("Маркес де ла Энсенада", Травина" и "Блас де Лесо").
Вероятно, последней акцией старого корабля стала встреча португальской делегации. Когда в сентябре в Ла Корунью с визитом пришли четыре португальских фрегата, "Маркес де ла Энсенада" для встречи гостей на короткое время вышел в море, что дало повод в прессе написать о совместных маневрах. Больше корабль в море не выходил, постепенно разоружаясь и разукомплектовываясь, пока 20 ноября 1988 г. его официально не исключили из списков флота. После разоружения в Феррольском арсенале корпус "Маркеса де ла Энсенада" там же сдали на слом.
Так завершилась история суперэсминцев испанского флота, начавшаяся еще в 1943 г. Самым большим "долгожителем" среди них оказался "Маркес де ла Энсенада" - 18 лет службы. Со сдачей этого корабля на слом закончилась эпоха развития испанской национальной судостроительной промышленности с опорой исключительно на свои силы, в которой история с эсминцами типа "Окендо" стала, наверное, самым показательным эпизодом.