История создания
Линейные корабли типа «Саут Дакота» относятся к так называемым «договорным» линкорам (treaty battleships),
появление которых связано с Вашингтонским соглашением 1922 года. В результате его заключения естественный ход развития военно-морских вооружений пресекся. Почти фатальные последствия имел этот документ для класса линейных кораблей. На слом были отправлены целые эскадры бронированных гигантов. Полтора десятилетия (до 31 декабря 1936 года, с учетом продления в 1930 году в Лондоне) действовали ограничения калибра главной артиллерии и водоизмещения — не более 16 дюймов и 35 000 т. Срок службы линкоров до списания и замены новыми кораблями должен был составлять минимум 20 лет, что и привело к длительному перерыву в их строительстве («линкорные каникулы»).
Лимитировался также тоннаж флотов Англии, США, Японии, Италии и Франции — как суммарный, так и по отдельным классам кораблей. Всё кардинально сказалось на конструкции боевых кораблей.
После подписания Вашингтонского соглашения большинство стран, и Соединенные Штаты в том числе, много внимания уделяли модернизации уже имевшихся капитальных боевых единиц. Проектирование же новых линкоров в 20-х годах и в начале 30-х велось не слишком активно. Причем в США эти разработки отличались большой противоречивостью исходных задач, что, впрочем, и неудивительно. Разумеется, все хотели строить максимально вооруженные и хорошо бронированные корабли. Было желательно также обеспечить им скорость на уровне линейных крейсеров Первой мировой войны. Однако создать в пределах 35 000 т быстроходный линкор с 16-дюймовыми орудиями и защитой, адекватной этому калибру, представлялось невозможным.
В США долгое время рассматривался вариант выбора из двух групп альтернативных проектов: мощно вооруженный (ГК 16 дюймов) и хорошо защищенный, но тихоходный корабль или быстроходная боевая единица (30 узлов) с орудиями умеренного калибра (14") и соответствующим ему бронированием. Сторонники первого направления ссылались на 21-узловую скорость существующего линейного флота. Тактическое взаимодействие с ним для быстроходного корабля было бы невыгодным. Это представлялось актуальным вплоть до замены «большой пятерки» (ЛК «Теннеси», «Калифорния», «Колорадо», «Мэриленд» и «Вест Вирджиния»), то есть до 1950-х годов. В пользу второго направления имелось достаточно аргументов, и не менее веских. К примеру, высокая скорость авианосцев, для прикрытия которых и создавались новые линкоры. Кроме того, следовало учесть факт существования в британском и японском флотах быстроходного крыла линейных крейсеров и начавшееся в европейских странах строительство линкоров нового поколения. Все они проектировались под высокую скорость. К этому времени стало также известно, что модернизированный японский «Нагато» развил на испытаниях 26 узлов (на самом деле 25, что тоже не мало). А в США до той поры линейный флот своего наиболее вероятного противника считали 22 — 23-узловым. В конце концов, возобладала взвешенная позиция «золотой середины», и впервые после 1921 года новые американские линкоры должны были создаваться под умеренно высокую скорость в 27 — 28 узлов. Проект носил название «линкор 1937 года». Первоначально планировалось оснастить эти корабли 14-дюймовками, как английские типа «Кинг Джордж V». Кроме прочих тут имелись и политические мотивы. Данный вопрос обсуждался на второй Лондонской конференции 1935 — 1936 годов. Англичане предлагали ввести еще более жесткие ограничения для новых линкоров (305 мм и 25 000 т). Делегация США их не поддержала, настояв на сохранении Вашингтонских лимитов. При этом американцы высказывались в пользу 14-дюймового калибра как оптимального для 35 000-тонного корабля. В это время уже было очевидно, что сдержать гонку военно-морских вооружений невозможно. Япония еще в декабре 1934 года официально заявила, что с 1 января 1937-го она не собирается придерживаться никаких ограничений. Тем не менее президент Рузвельт не хотел, чтобы его страна первой из морских держав начала проектировать новые линкоры под 16-дюймовые орудия, инициировав тем самым очередной этап эскалации вооружений. В душе F.D.R. (сокращение от Franklin Delano Roosevelt — так часто именовали его американцы) являлся сторонником как раз наиболее мощного калибра. Но он прежде всего был политиком, а ввиду президентских выборов 1936 года требовалось привлечь голоса пацифистов и изоляционистов, весьма многочисленных в тогдашних США. По этой же причине президент провел через Конгресс ассигнования для строительства только двух новых линкоров с отсрочкой на 1938 финансовый год. Подобная умеренность преподносилась как жест миролюбия.
Надо сказать, что Франклин Рузвельт хорошо разбирался в вопросах морских вооружений. Флот был предметом его любви и интереса с ранней юности. Здесь он шел по стопам своего дядюшки Тэдди, 26-го президента США Теодора Рузвельта, создателя и пропагандиста «большого белого флота» первого десятилетия XX века. А началось это с того, что на Рождество и в качестве подарка в свой 15-й день рождения Фрэнки получил знаменитое произведение Алфреда Мэхена «Влияние военно-морской мощи на историю». Оно сделалось настольной книгой юноши. Честолюбивый молодой человек поставил перед собой задачу стать сначала морским министром, а затем и президентом США. Как известно, цели он достиг. Правда, министром Рузвельт не был, но семь лет занимал пост помощника секретаря флота (замминистра) в администрации Вильсона. Кстати, его будущий партнер по антигитлеровской коалиции, Уинстон Черчилль, повторно ставший в 1939 году первым лордом адмиралтейства, также возражал против 14-дюймового главного калибра на новых линкорах типа «Кинг Джорджу». «Воинственного потомка герцога Мальборо» не убеждали доводы о лучшей сбалансированности проекта. Лишь угроза отодвинуть готовность этих кораблей минимум на год заставила Черчилля, «ворча, снять свои возражения». А вот американцам, да еще после переизбрания Рузвельта на второй президентский срок, удалось в последний момент усилить вооружение новых линкоров. Благо, повод для этого имелся — это и отказ Японии от продления военно-морских договоров, и начало строительства в Италии, Франции и Германии кораблей С 15-дюймовой артиллерией. В результате 29 марта 1938 года Генеральный совет флота рекомендовал увеличить калибр артиллерии новых линкоров до 16 дюймов. 15 июля это решение официально утвердил секретарь флота адмирал Стендли.
Соответствующий приказ поступил на верфи с некоторой задержкой (только в ноябре). Корабли давно строились. Тем не менее заменить башни главной артиллерии (четырехорудийные калибром 14" на трехорудийные 16") было не слишком сложно. Но возникал вопрос о бронировании, адекватном новому вооружению. Здесь следует отметить, что в США и Англии, в отличие от других стран, принципиальным требованием являлась защищенность корабля от снарядов своего калибра. Однако усилить бронирование «Норт Кэролайны» и «Вашингтона» уже было невозможно, с этим пришлось смириться. Поэтому сами американцы считали в целом довольно удачный проект новых линкоров несбалансированным в части бронезащиты.
Кроме мощного главного калибра, сильной стороной линкоров типа «Норт Кэролайна» стала универсальная артиллерия из 20 127-мм 38-калиберных орудий, сгруппированных в десяти двухорудийных башнях. Традиционно отменными являлись дальность плавания и автономность новых кораблей. После модернизаций на высочайший уровень были подняты легкая зенитная артиллерия и РЛС. Все это затем перекочевало на последующие типы американских линкоров. Лишь защита «Норт Кэролайны» самими проектировщиками признавалась неудовлетворительной. Она была рассчитана на противостояние 356-мм снарядам. Кроме довольно тонкого пояса, относительным недостатком можно считать и горизонтальное бронирование, весьма мощное, но не слишком рационально разнесенное по трем палубам.
Подводная защита тоже оказалась посредственной. Она явно не соответствовала тенденциям роста мощности боевого заряда новых торпед (особенно японских). Однако до начала Второй мировой войны этот факт не был очевиден. Здесь следует вспомнить о традиционном ограничении, всегда налагаемом на ширину и осадку американских кораблей,—они должны были проходить Панамским каналом. Его глубина и 35-метровый поперечный габарит шлюзов создавали серьезные проблемы для проектирования ПТЗ.
В 1937 году, когда линкор «Норт Кэролайна» только-только начал строиться, а «Вашингтон» пока даже не заложили, встал вопрос о срочном создании еще двух новых линкоров. Международная обстановка ухудшалась. Япония уверенно шла на эскалацию конфликта в Китае и занимала всё более агрессивную позицию в Тихоокеанском регионе. Германия вооружалась и готовилась к реваншу. Муссолини грезил о временах Римской империи и мечтал превратить Средиземное море в «Mare Nostrum» («наше море»). Активно наращивал свой военный потенциал Советский Союз, позиция которого в предстоящем мировом кризисе для американцев была неясной. В такой обстановке США приняли решение о строительстве еще двух линкоров. И сделать это намеревались в срочном порядке.
В марте 1937 года Генеральный совет флота постановил строить два новых корабля по образцу «Норт Кэролайны» и «Вашингтона». Однако с таким решением не согласился уже упоминавшийся адмирал Стендли. Он хотел на 1938 — 1939 бюджетные годы получить улучшенный проект. Возражений ни у кого не имелось. Даже конструкторы строящихся линкоров не были полностью удовлетворены своим детищем. Недостатки проекта представлялись очевидными. Новые корабли должны были иметь 16-дюймовые орудия и надежную защиту от снарядов этого калибра.
К тому времени аналитикам флота стала очевидна еще одна опасность, которая ранее не принималась в расчет. Снаряды с дальних дистанций, упавшие почти отвесно у борта, имели на своем пути слишком малый слой воды, чтобы сильно замедлить скорость. В результате они свободно могли «поднырнуть» под броневой пояс и, сохраняя еще достаточно много кинетической энергии, нанести опасные повреждения в подводной части корабля. От этого теперь тоже следовало защититься, то есть углубить броневой пояс, а значит — расширить его и тем самым утяжелить. Но за счет чего? Реально вопрос стоял только об уменьшении скорости 35 000-тонного корабля. По предварительным прикидкам выходило менее 25 узлов. Однако для единой тактической группы с «Норт Кэролайной» и «Вашингтоном» новые линейные корабли должны были давать те же 27. Кроме того, уже стали известны весьма высокие скоростные параметры строящихся линкоров других стран. «Витторио Венето», «Ришелье», «Кинг Джордж V» и «Бисмарк» были еще быстроходнее. При данных обстоятельствах 27 узлов стали обязательным минимумом для нового проекта.
Именно такая сложная задача была поставлена перед группой инженеров бюро строительства и ремонта во главе с кэптеном Чантри. Это был технический вызов. Алан Чантри его принял. Он сразу же выбрал главное направление модификации предыдущего проекта -уменьшение длины корабля. Линкор 1937 года предстояло как можно сильнее «уплотнить». Рассматривался вариант с парой четырехорудийных башен ГК. Но адмиралы опасались возможной потери половины главной артиллерии от одного попадания. Пришлось сохранить три башни. Разнести их слишком близко к оконечностям было нельзя ввиду необходимости обеспечить достаточную глубину ПТЗ, а также минимальную длину и вес броневой цитадели. При таких условиях очень мало места оставалось для надстройки. Она становилась чрезвычайно компактной, чтобы поместиться на относительно небольшом промежутке между второй (возвышенной) и третьей (кормовой) башнями. При этом возникала проблема с углами обстрела главной артиллерии. Их требовалось сохранить или, по крайней мере, не допустить значительного уменьшения. Пояс для лучшей снарядостойкости можно бы наклонить сильнее. Но не слишком — иначе покрывающая его главная броневая палуба становилась широкой и, соответственно, недопустимо тяжелой. Кроме того, большой верхний вес создавал проблемы с остойчивостью. Ширину корабля также нельзя было увеличить. В проекте линкора 1937 года «панамский лимит» уже использовали полностью.
Чтобы выполнить столь противоречивые требования, Чантри предложил двухъярусную силовую установку увеличенной мощности с расположением котлов и турбин в разных уровнях, а также броневой пояс двойного наклона. Первое предложение делало секцию котлотурбинных агрегатов компактной и короткой, обеспечивая тем самым сокращение длины всего корабля. При этом мощность была повышена на 15 000 л.с. для достижения такой же скорости, как у более длинной и ходкой «Норт Кэролайны».
Второе техническое решение предполагало применение двух главных броневых поясов: нижнего, наклоненного наружу, и верхнего с противоположным наклоном. Оба были внутренними. Их стык находился приблизительно на уровне ватерлинии. Это сокращало забронированный объем и уменьшало ширину бронепалубы, которая не доходила до бортов корабля. В результате за счет экономии веса становилось возможным применение более толстых броневых плит, способных выдерживать огонь 16-дюймовых орудий. Чтобы исключить возможный ущерб от снарядов, поднырнувших под броневой пояс, последний был продлен почти до самого днища с наклоном в 15° и постепенным уменьшением толщины (адекватно тормозящему эффекту слоя воды). Нижняя часть пояса играла роль противоминной переборки. Кроме этих нововведений, Чантри внес в свой предварительный проект кардинальное (впрочем, только для США!) урезание всякой роскоши в отношении обитаемости. Предельно уплотнялись даже командирские и адмиральские апартаменты. Минимальным стало количество катеров, шлюпок, приспособлений для их подъема и спуска, иллюминаторов, световых окон, воздуховодов, вентиляционных шахт и прочих «излишеств». Корпус имел почти вертикальные боковые стенки до самого днища. Осадка была самой большой из американских линкоров всех времен. Ее лимитировал опять же только Панамский канал, на этот раз его глубина. Кстати сказать, расчетные 35 футов осадки в полном грузу уже превышали допуск для Нью-йоркского порта и Жемчужной гавани (Пёрл-Харбор).
Вот, в общем, и все основные детали эскизного проекта, который кэптен Чантри представил Генеральному совету флота. Рассмотрение состоялось 7 — 8 мая 1937 года. Сразу же было признано, что при традиционных методах бронирования «Норт Кэролайна» с ее 27 узлами и слабой защитой — это максимум того, что можно сделать в рамках 35 000 т водоизмещения. Представленный эскизный проект корабля 1939 года, по расчетам, обеспечивал заданные параметры, включая скорость. Генеральному совету предложения Алана Чантри в целом понравились. Однако некоторые из его новаторских решений имели существенные изъяны.
Прежде всего, был отвергнут составной броневой пояс. Здесь имелись две причины. Во-первых, сочленение двух поясов противоположного наклона (своеобразный «локоть») технологически реализовать очень сложно. Прочность такой конструкции вызывала сомнения. Но главным недостатком был внутренний наклон верхнего пояса в 44°. На дальних дистанциях это приводило к близкому к нормали углу попадания вражеских снарядов, чем резко улучшались их бронебойные характеристики. Как следствие, требовалось увеличить толщину броневых плит, а значит, и вес. В итоге вся затея с его экономией могла быть сведена на нет. При настильной траектории снаряда (ближний бой) сильный внутренний наклон способствовал рикошетированию, то есть работал в позитив. Однако наиболее вероятными считались бои на больших дистанциях, и составной пояс забраковали.
Вместо этого было решено применить внутреннее расположение главной бортовой брони единого наружного наклона, как на британском «Нельсоне» и французском «Дюнкерке». Сама по себе такая схема не слишком вдохновляла адмиралов. Очевидными казались проблемы непрочного наружного борта и сложности при ремонте. Впоследствии случай с линкором «Индиана», который получил таранный удар «Вашингтона», подтвердил обоснованность этих опасений. Однако при внутреннем наклонном расположении пояса заметно увеличивалась его снарядостойкость, а также не росла ширина броневой палубы. Тем самым экономился вес и сохранялась необходимая остойчивость корабля.
Из весовых соображений толщина пояса не могла быть сильно увеличена по отношению к проекту линкора 1937 года. Тем не менее, ставилась задача обеспечить «зону неуязвимости» (в отечественной терминологии ЗСМ — зона свободного маневрирования) от 16-дюймовых снарядов в пределах 20 — 30 тыс. ярдов (18,3 — 27,4 км). Для бортовой защиты критичной была внешняя граница этой зоны. С целью увеличения снарядостойкости наклон поясных плит довели до 19° и немного увеличили их толщину. Клинообразно утончаясь, нижняя часть пояса доходила до самого днища, заменяя собой главную противоминную переборку. В подводной части пространство между наружным бортом и поясной броней представляло собой многослойную конструктивную защиту. Два внешних отсека содержали нефть или в балласт забортную воду, внутренние были пустыми. Последние первоначально планировалось заполнить водоотталкивающим материалом, как на «Дюнкерке» и «Ришелье». Похожее решение использовалось в разных странах на рубеже XIX и XX веков. Тогда внешние отсеки заполняли целлюлозой или пробкой. Из-за недостатков, присущих этим материалам, подобная практика была прекращена. И теперь, спустя почти 40 лет, американцы ничего подходящего не имели.
Траверсная бронезащита, замыкающая цитадель с двух концов, была не очень внушительной (287 мм). При острых курсовых углах (до 30°) ближняя граница зоны свободного маневрирования отодвигалась до 22 700 ярдов (20,8 км). Кстати сказать, этот недостаток впоследствии сохранился и на первой паре линкоров типа «Айова». Лишь на «Миссури» и «Висконсине» поперечное бронирование было усилено.
Горизонтальная защита новых линейных кораблей отличалась от проекта «Норт Кэролайны» иной, хорошо продуманной компоновкой. Суммарная толщина брони осталась примерно такой же, но ее распределение по палубам было более рациональным. В результате внешний предел зоны свободного маневрирования составлял для 16-дюймового калибра около 30 тыс. ярдов.
Второе радикальное нововведение проекта Чантри, двухъярусную энергоустановку с размещением котлов над турбинами, постигла участь составного пояса. Бесспорно, такой вариант сулил очень большое сокращение длины машинного отделения, броневой цитадели и всего корабля. Однако при этом существенно усложнялась система защиты. Броневая палуба должна была огибать высокие машины, то есть иметь уступы и вертикальные поверхности. Естественно, это снижало прочность и увеличивало вес конструкции в целом. В конце концов от столь смелого, но опрометчивого шага отказались. Решили устанавливать котлотурбинные агрегаты в один ярус, но для сокращения длины машинных отделений сделать их максимально широкими (на 10 футов шире, чем у «Норт Кэролайны»). В итоге длина МО на новых кораблях составляла 48,8 м против 85 м на предыдущем типе линкоров. При этом удавалось обеспечить прибавку мощности в 15 000 л.с., необходимую для сохранения 27-узловой скорости.
Следствием стала исключительно короткая и плотно «упакованная» надстройка, буквально втиснутая между второй и третьей башнями ГК. Компоновка её представляла собой пирамидообразную структуру, объединяющую в единый комплекс фок-мачту, находящуюся перед ней боевую рубку, командно-дальномерные посты и расположенную сзади дымовую трубу. Надстройка стала внешней отличительной чертой новых линкоров, делающей их необычными и легкоузнаваемыми.
Неизбежный при такой компоновке дефицит места представлял большую проблему для размещения средней и легкой артиллерии, а также их директоров. Первоначально планировалось уменьшить с 20 до 18 количество 5-дюймовых универсальных пушек. При этом 16 из них должны были быть размещены в двухорудийных башнях, разработанных для предыдущего типа линкоров, и две — в одинарных установках. Последние предполагалось использовать в основном для стрельбы осветительными снарядами. Никому, разумеется, это не нравилось. Но даже при таком ослаблении средней артиллерии разместить ее было непросто. На линкоре 1937 года углы обстрела всех трех 16-дюймовых башен составляли 300° при наличии десяти двухорудийных 5-дюймовых установок. А на коротком корабле нового проекта первоначально представлялось неизбежным серьезное уменьшение сектора огня главных орудий. Приходилось с этим мириться. 13 сентября Чантри проинформировал Генеральный совет, что при сокращении углов обстрела 16-дюймовых башен до 290° длина надстройки может быть увеличена на 40 футов. Это позволяло установить на новых кораблях двадцать 5-дюймовок, как на проекте 1937 года. Генеральный совет вынужден был согласиться. Более детальная проработка компоновки привела к сектору огня в 295° для возвышенной и кормовой башен ГК. Носовая сохраняла угол обстрела 300°.
Много было и других трудностей, связанных с дефицитом места. Например, на верхней палубе не хватало пространства для заправочных портов. Мешала очень плотная надстройка. В итоге их разместили на уступе наружного борта ниже верхней палубы. По причине максимальной «зажатости» проекта пожертвовали традиционным для американских линкоров комфортом. «Изнеженным янки» предстояло на деле познакомиться с европейскими стандартами обитаемости. Кстати сказать, для японцев они бы показались невиданной роскошью. Экипаж на линкорах Страны восходящего солнца спал в гамаках, а санитарные приспособления присутствовали в минимальном количестве.
Была предпринята попытка увеличить до 152 мм калибр средней артиллерии. Такой снаряд весил вдвое больше пятидюймового. Но это влекло за собой утяжеление орудийных установок. Кроме того, 6-дюймовая артиллерия еще не была разработана, а 5-дюймовая — вполне готова. К тому же скорострельность 152-мм универсальных пушек была бы существенно ниже. Последнее соображение в конце концов и решило вопрос в пользу 127-мм орудий. Можно отметить, что не увенчались успехом и намерения увеличить средний калибр на линейных кораблях типов «Айова» и «Монтана».
В целом проект линкора 1939 года в своих главных чертах сформировался к ноябрю 1938 года. 22 декабря были установлены контрактные требования на разработку технической документации. Стандартное водоизмещение принималось равным 35 350 т, полное — 44 519 (здесь и далее — английские, или «длинные» тонны). 4 января следующего года секретарь флота рекомендовал проект к реализации.
Таким образом, этап предварительного проектирования занял значительно меньше времени, чем для «Норт Кэролайны». Это можно признать выдающимся достижением, если учесть сложность задачи и не слишком большое количество последующих доработок. Фактически имело место не развитие проекта линкора 1937 года, а создание абсолютно нового и весьма оригинального корабля в исключительно сжатые сроки. Настоящий триумф Алана Чантри!
Некоторые доработки, конечно же, были. Одна из самых значительных касалась боевой рубки. На Вашингтонской верфи в начале 1938 года построили макет части надстройки. По результатам его оценки 8 апреля на общем собрании Генерального совета были рассмотрены три варианта усовершенствования боевой рубки и ходового мостика. Обсуждались не набившие оскомину весовые параметры, а удобство, функциональность, безопасность и целесообразность как в бою, так и в сложных условиях судовождения. Традиционная американская концепция предполагала управление только из боевой рубки. Это считалось полезным для тренировки и приобретения навыков, необходимых в бою. Однако отдавать приказания рулевому через смотровые щели в броневых плитах было крайне неудобно. На узком фарватере, при плохой погоде, в туман и в темное время суток вероятность всяческих неприятностей при таком управлении представлялась весьма вероятной. А очень тесные мостики вне боевой рубки («узкий подиум» вокруг нее) не позволяли находиться там достаточному количеству людей. Довод командующего учебным флотом МакФелла о том, что не стоит на сложном фарватере при плохой видимости рисковать кораблем стоимостью в 55 или 60 млн. долларов, был с пониманием встречен Генеральным советом. В итоге решили расширить ходовые мостики. Это было признано справедливым и для боевой рубки. Ее предложили увеличить и сделать на флагманском корабле (первом в серии) трехъярусной, а на остальных — двухъярусной. В течение следующих нескольких месяцев много усилий прилагалось к снижению веса. В результате уменьшилась бронезащита штабных помещений, радиорубок, сигнальных станций, коммуникационных труб. Вышла не очень впечатляющая экономия в 140 т, а для флагманского корабля — только 120 т. Затем решили уменьшить на одну десятую дюйма толщину второй и третьей палуб (суммарно 64 т). Стандартное водоизмещение получилось равным 35 350 т. На флагманском линкоре убрали побортно средние 5-дюймовые башни. Иначе места для устройства помещений адмиральской команды просто не находилось. Впрочем, в ходе многочисленных схваток с авиацией противника это существенно не сказалось.
В итоге стандартное водоизмещение несколько превысило 35 000 т. Здесь можно упомянуть об уловках, которые использовались при толковании этой характеристики. Из-за нечеткости термина ее стали определять как «готовность к походу в военное время» (ready for see in wartime). При этом можно было вычесть много различного оборудования и снаряжения. Например, катера и шлюпки (71,46 т), вода в машинах (94,7 т), часть смазочных материалов (16,5 т), учебные боеприпасы (39,8 т). Сугубо умозрительно сократили боезапас (на 39 т), запас питьевой воды установили в 5 галлонов на человека в сутки (101т экономии), 45 т «выкроили» на продовольствии. В результате стандартное водоизмещение было искусственно, только на бумаге, доведено до приемлемых 35 024 т.
Штрафных санкций за неизбежную при такой арифметике «строительную» перегрузку не предвиделось. Негласно лишних пару тысяч тонн большим грехом не считали. Надо сказать, что в 1922 году в Вашингтоне стандартное водоизмещение понимали иначе. Кто ж выйдет в боевой поход с 75 снарядами ГК на орудие, если в погребах помещается по 130! Однако потом хитрили с превышением лимита абсолютно все. Меньше других— англичане.
Таким образом, в очень сжатые сроки основные технические решения были приняты. Теперь предстояло воплотить их в рабочие чертежи, а затем «в металл». 28 января 1938 года президент Рузвельт направил в Конгресс послание, главной темой которого была национальная безопасность. Он предлагал в дополнение к паре строящихся кораблей типа «Норт Кэролайна» выделить ассигнования на создание еще двух линкоров 35 000-тонного класса. 4 апреля это было одобрено. Корабли вошли в бюджет 1938 финансового года.
Тем временем международная обстановка продолжала обостряться. В связи с развернутой в Японии программой военного судостроения вступило в действие положение лондонского соглашения США, Англии и Франции о «скользящей шкале», предполагавшее увеличение водоизмещения новых линкоров на 10 000 т. Об этом 31 марта 1938 года все три страны взаимно уведомили друг друга. Соединенные Штаты начали развивать проект 45 000-тонного линейного корабля. Впоследствии его воплощением стали линкоры типа «Айова». Однако в связи с остротой момента и дефицитом времени Конгресс в июне 1938 года предложил построить еще два корабля 35 000-тонного класса в дополнение к паре, уже одобренной 4 апреля. Президент Рузвельт, убежденный сторонник максимальной «военно-морской мощи», с радостью согласился. Вскоре были заключены контракты на строительство линкоров и началась подготовка рабочих чертежей.
Киль линейного корабля «Саут Дакота» (ВВ-57) заложили 5 июля 1939 года на верфи Нью-Йоркский судостроительной корпорации в Кемпдене, штат Нью-Джерси. Линкор был спущен на воду 7 июня следующего года. Его в авральном режиме сдали флоту 20 марта 1942 года, когда США уже воевали. На этот момент работы по отладке башен главного калибра и легкой зенитной артиллерии еще продолжались.
Второй линкор, «Индиана» (ВВ-58), был заложен 20 ноября 1939 года на верфи компании судостроения и сухих доков в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. Спуск на воду состоялся 21 ноября 1941-го, передача флоту — 30 апреля 1942 года.
«Массачусетс» (ВВ-59), третий линкор серии, строила Вифлеемская сталелитейная корпорация («Бетлехем Стил»). Корабль был заложен 20 июля 1939-го на верфи в г. Куинси, штат Массачусетс. Спуск состоялся 23 сентября 1941 года. Линкор в большой спешке укомплектовали 12 мая следующего года. Он срочно требовался для участия в операции «Торч».
«Алабама» (ВВ-60), последний корабль типа «Саут Дакота», был заложен 1 февраля 1940 года на военно-морской верфи в Норфолке. Спуск на воду состоялся 16 февраля 1942-го, а 16 августа того же года линкор включили в состав флота.
Учитывая сложное военное время, новые линейные корабли прошли ускоренный цикл испытаний и обучения экипажа. Таким образом, после на удивление недолгого периода проектирования и строительства «дядя Сэм» в 1942 году пустил в дело четыре самые короткие, но весьма «увесистые» из числа своих новых «больших дубинок» (прозвище линкоров на флоте США). Надо сказать, очень вовремя. Тихоходные «старики», уцелевшие после событий в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 года, еще только начали ремонтироваться, а тем временем на всех морских театрах шли тяжелые сражения с флотами стран Оси. И линейным кораблям типа «Саут Дакота» предстояло вписать немало славных боевых эпизодов в летопись Второй мировой войны.
Кораблестроительные элементы линейных кораблей типа «Саут Дакота»
|
«Саут Дакота» |
«Индиана» Массачусетс» «Алабама» |
||
Длина максимальная, м |
207,362 |
207,264 |
207,513 |
207,094 |
Длина по ватерлинии, м |
202,997 |
202,997 |
202,997 |
202,997 |
Максимальная ширина, м |
32,946 |
32,969 |
32,976 |
32,946 |
Высота надводного борта в носу, м |
8,712 |
8,712 |
8,712 |
8,712 |
Высота надводного борта в корме, м |
6,277 |
6,277 |
6,277 |
6,277 |
Глубина корпуса по миделю, м |
15,850 |
15,850 |
15,850 |
15,850 |
Осадка, м (водоизмещение в «длинных» тоннах): |
8,464 (34 563) |
8,471 (34 044) |
8,712(35113) |
8,636(34791) |
10,354 (42 900) |
10,308 (42 545) |
10,274 (42 545) |
10,308 (42 545) |
|
11, 074 (макс.) |
11, 024 (макс.) |
11, 201 (макс.) |
11, 024 (макс.) |