Вооружение

 

Линейные корабли типа «Саут Дако­та» унаследовали комплекс вооружения от предыдущего проекта и по его мощи превосходили все иностранные линкоры 35 000-тонного подкласса.

Главный калибр. 16-дюймовые 45-ка-либерные пушки Mk.6 были те же, что и на «Норт Кэролайне». Первоначальная модификация, Mod.О, имела переменную нарезку. Впоследствии применялись ору­дия Mk.6 Mod.1, имевшие постоянную нарезку с крутизной 1 оборот на 25 ка­либров и незначительные отличия в кон­струкции затвора, улучшавшие условия работы его шарнирной подвески. Эта модель стала самой массовой из обще­го числа изготовленных орудий (пример­но 120 стволов). Последняя модифика­ция Mk.6 Mod.2 предназначалась для модернизации старых кораблей типа «Колорадо», но, скорее всего, ее на этих линкорах так и не установили.

Ствол 16-дюймового орудия Mk.6 всех моделей состоял из лейнера, фиксиру­ющего кольца, внутренней трубы, трех скрепляющих цилиндров и двух колец, казенника и хомута в казенной части, соединенного с противооткатными устрой­ствами. Внешний диаметр в районе зарядной каморы составлял 1168 мм, у дульного среза — 597 мм. Канал ствола хромировался (толщина слоя 0,013 мм). Это увеличивало живучесть ствола на 25% и препятствовало омеднению. Порш­невой качающийся затвор открывался вниз. Его привод был пневматическим. После выстрела ствол продувался сжа­тым воздухом от эжекторной системы.

406-миллиметровые орудия Mk.6 в американской прессе оцениваются вы­соко, хотя и несколько сдержанно. Они были выше всяких похвал при ведении огня на дальних дистанциях, но не слишком хороши в ближнем бою. Из-за низкой начальной скорости снаряда бортовая броня пробивалась неважно, а недоста­точная настильность траектории отрица­тельно влияла на точность стрельбы. В значительной степени минусы компен­сировались высокой живучестью ствола и отличным качеством снарядов, которые были исключительно прочными и эффективными даже при углах встречи с тяже­лой броней в 35 — 45°. Этому способство­вал весьма совершенный бронебойный наконечник. Иностранные боеприпасы оказались заметно слабее. Они рикоше­тировали и/или разбивались уже при 30 — 35° отклонения от нормали, а япон­ские (за исключением 460-мм ЛК «Ямато») — даже при 20 — 25°.

Большим преимуществом орудий Мк.6 перед 16-дюймовыми пушками Мк.5 линкоров типа «Колорадо» были приня­тые в 1939 году очень тяжелые бронебойные снаряды АРС (Armor Piercing Capped — бронебойный с «макаровским» наконечником) Мк.8. Благодаря ог­ромной массе и навесной траектории они отлично пробивали палубную бро­ню на дальних дистанциях. Внутри сна­ряда между бронебойным и баллисти­ческим наконечником имелась полость, в которой помещалось 0,68 — 1,36 кг ве­щества, окрашивающего разрыв. Тем самым обеспечивалась полная весовая калибровка, а также идентификация па­дений при стрельбе группы кораблей, что помогало ведению пристрелки в дневное время. Такой метод окрашивания сна­рядных всплесков впервые применили во французском флоте накануне Второй мировой войны. В 1945 году разрывы «Саут Дакоты» были синими, «Индиа­ны» — красными, «Массачусетса» — зе­леными, «Алабамы» — бесцветными.

Кроме бронебойного снаряда Mk.8 могли использоваться и старые АРС Мк.5 (вес 1016 кг, 15,23 кг ВВ), разработанные для орудий Mk.5. Они выстреливались с начальной скоростью 768 м/с, что давало максимальную дальность в 36,8 км. В середине 1944 года появился снаряд Mk.6, равный Mk.8 по весу, но имевший более скругленную головную часть бронебойного наконечника. Это серьезно повысило вероятность поражения тяжелой брони под еще более острыми угла­ми (до 45 — 49°). Надо сказать, что и модификации ARC Mk.8 конца 1944 года стали в данном аспекте заметно лучше.

Фугасный снаряд НС (High Capacity) Mk.13 весил 862 кг. В отличие от анало­гичных боеприпасов других стран, он содержал относительно невысокий про­цент взрывчатого вещества, но имел бо­лее прочный корпус и мог при замедлен­ном донном взрывателе успешно пора­жать легкобронированные цели или бе­тонированные укрытия. Фугасные снаря­ды появились в боекомплекте линкоров только в конце 1942 года, а во второй половине войны они стали преобладаю­щими. Это связано с переоценкой веро­ятности боевого столкновения с линко­рами противника. Береговые цели, на­против, стали основными.

Не минули американские ВМС и экс­периментов с противосамолетной стрель­бой главным калибром. Для этого исполь­зовались фугасные снаряды с временной трубкой. Впрочем, от такой затеи, как и в других флотах, практической пользы не было.

Трехорудийные башни линкоров типа «Саут Дакота» весили более 1400 т каж­дая (от 1 425 548 до 1 460 094 кг). Диаметр роликового погона составлял 10 490 мм. Орудия монтировались в отдельных люльках, позволяющих производить как индивидуальную, так и совместную на­водку по вертикали. Установка и демон­таж стволов производились через амбра­зуры без снятия крыш башен. Максимальное возвышение равнялось 45°. Угол склонения у возвышенной башни был минус 2°, у двух других — минус 5°. Рас­стояние между осями стволов составля­ло 1219 мм. При залповой стрельбе сред­нее орудие имело задержку примерно на 0,06 с, что снижало рассеяние снарядов.

 

Характеристики главной артиллерии линкоров Второй Мировой войны

 

«Саут Дакота»

«Ришелье»

«Бисмарк»

«Витторио Венето»

«Кинг Джордж

«Ямато»

Модель орудия

Mark 6

Mod. 1935

38cm SKC/34

An 1934

Mark VII

Тип 94

Калибр орудия, мм/ дюймы

406,4/16"

380/14,96"

380/14,96"

381/15"

355,6/14"

460/18,1"

Год разработки

=1936

1935

1934

1934

1937

1939

Конструкция ствола

скреплен.

скреплен.

скреплен.

скреплен.

скреплен.

проволочи.*

Вес орудия (с затвором), кг

100363

94 130

111 000

111 664

93986

165000

Длина канала ствола, клб./мм

44,7/18 166

45,4/17 257

48,4/18405

50,0/19 050

45/16002

44,5/20 480

Длина общая, клб./мм

46,0/18 694

47,1/17 882

51,7/19630

51,9/19782

46,5/16 532

45,9/21 130

Длина нарезной части ствола, мм

15668

14157

15982

15850

13098

Число нарезов

96

80

90

96

72

72

Объем зарядной каморы, дм3

380,1

456,6

319

456,22

360,5

680

Углы вертикальной наводки

-2°,-5°/+45°

-5°/+35°

-5,5°/+30°

-5°/+35°

-3°/+40°

-5°/+45°

Скорость вертикальной наводки, гр./с

12

5,5

6

6

8

10

Скорость горизонтальной наводки, гр./с

4

5

5

6

2

2

Расстояние между осями орудий, мм

2970

1950 и 2950

2750

2630

2440

3500

Скорострельность, выстрелов в мин.

2

2,2 (4?)

2,3-3

1,8—1,3

2

1,5 — 2

Угол заряжания

+5°

любой

+2,5°

+15°

+5°

+3°

Длина отката, мм

1219

1325

1050

1000

1140

1430

Вес порохового заряда, кг

247,04

288

212

271,7

153,4

360

Живучесть ствола, выстрелов

395

200

220

110—130

340 — 375

200

АР снаряд

 

 

 

 

Боеприпасы

 

 

 

 

 

 

Вес общий, кг

1225

884

800

885

721

1460

Вес ВВ, кг

18,36

22

18,8

33,85

Начальная скорость, м/с

701

830

820

850

757

780

Макс, дальность стрельбы, м

33741

41 700

36520

42800

35260

42030

Макс, угол падения

=50°

54,8°

=41°

55,4°

50,45°

*52°

НЕ снаряд

 

 

 

Вес общий, кг

862

884

800

774

721

1360

Вес ВВ, кг

69,66

64,2

*

61,7

Начальная скорость, м/с

803

830

820

870

757

805

Макс, дальность стрельбы, м

36741

41 700

36520

41 140

35260

* необычная конструкция - синтез проволочной и скреплённой

 

Горизонтальную наводку обеспечивал электрогидравлический привод мощнос­тью в 300 л.с. По вертикали каждое ору­дие наводилось подъемным винтом с помощью своего 60-сильного двигателя. В обеих плоскостях управление наводкой осуществлялось централизованно и дистанционно, но при необходимости башни могли действовать автономно.

Боезапас ГК линкоров типа «Саут Да­кота» составлял в среднем 130 выстре­лов на орудие. Ближе к концу войны его сократили в целях уменьшения накоп­ленной кораблями перегрузки. Снаряды хранились вертикально на кольцевых полках-магазинах, расположенных внут­ри барбета (на его стенках). Там же на­ходились две круговые подвижные плат­формы. Они были снабжены 40-сильны­ми приводами и могли вращаться неза­висимо от основной поворотной структу­ры башенного комплекса. На эти плат­формы подавались снаряды, которые затем при любом развороте башни до­ставлялись к трем подъемникам. Цент­ральный из них представлял собой вер­тикальную трубу, крайние были изогну­тыми. Каждый подъемник приводился в движение 75-сильным электромотором. Снаряд доставлялся в орудийное отде­ление вертикально, а затем укладывал­ся на загрузочный лоток с помощью гид­роцилиндра. Дальше его энергично (со звоном!) подавал в ствол электрический досылатель мощностью 75 л.с. Он же в два приема (по три картуза) отправлял туда пороховые заряды. Во избежание возгорания это делалось на меньшей скорости, чем для снаряда.

Двухъярусные зарядные погреба рас­полагались в нижних отсеках башенного комплекса, примыкающих к центральной кольцевой структуре. Каждый шелковый картуз с порохом имел в задней части красного цвета блюдцеобразный воспла­меняющий заряд из дымного пороха. Пол­ный заряд состоял из шести картузов ве­сом по 110 фунтов каждый. В них находи­лись зерна бездымного пироксилинового пороха диаметром в один и длиной два дюйма с семью каналами перфорации.

Зарядные подъемники цепного типа име­ли 75-сильный электропривод.

Средняя артиллерия. 5-дюймовые (127-мм)38-калиберныедвухорудийные башенные установки средней артилле­рии зарекомендовали себя во время вой­ны с наилучшей стороны. Кроме «Саут Дакоты» и ее систершипов они состоя­ли на вооружении новых линейных ко­раблей типа «Норт Кэролайна» и «Айо­ва». Ими оснащались старые линкоры в процессе модернизации, а также кораб­ли других классов (авианосцы, крейсе­ра, эсминцы).

Эти по-настоящему универсальные установки с блеском выполняли обе воз­ложенные на них задачи: зенитную и противокорабельную. Им не было рав­ных ни у противника, ни у союзников. Высокая скорострельность, исключи­тельная гибкость огня, механические приводы наводки, великолепные сред­ства управления, радиовзрыватели сна­рядов — все это позволяло обеспечить надежную защиту от авиации на даль­них расстояниях. В части противодей­ствия надводным кораблям 5-дюймовки также вполне соответствовали условиям войны. В считанные мгновения они мог­ли засыпать градом 25-килограммовых снарядов любого противника, рискнув­шего приблизиться для торпедной ата­ки. Техническая скорострельность со­ставляла 22 выстрела в минуту и реаль­но ограничивалась только слаженностью работы башенной команды. Заряжание производилось при любых углах возвы­шения и было облегчено наличием досылателя с механическим приводом. Хорошо обученный персонал обеспечи­вал 15 выстрелов в минуту. Достижения в этих навыках поощрялись и широко пропагандировались по всему флоту. Боезапас (500 выстрелов на ствол) хра­нился в погребах и частично (50 на ору­дие) в готовом к применению виде в под­башенном перегрузочном отделении. Туда вели из погребов два элеватора — зарядный и снарядный. Из перегрузоч­ного отделения боеприпасы доставля­лись в орудийное отделение через вра­щающийся центральный ствол башни. В нем также имелись снарядный и заряд­ный подъемники.

В ходе войны место основного снаря­да средней артиллерии уверенно заняли зенитные боеприпасы AAC Mk.35 и Mk.49. Они были наиболее универсальны и мог­ли применяться для обстрела кораблей противника и береговых целей вместо COM Mk.38, Mk.46 (тип «коммон») и фу­гасных Mk.35, Mk.49. Во второй полови­не войны появились весьма эффектив­ные зенитные снаряды VT Mk.35 и Mk.49. От ААС они отличались взрывателем, который был радиолокационным.

Зенитные автоматы. Увидев впер­вые американскую кинохронику боев на Тихом океане периода 1944 — 1945 го­дов, невольно приходишь в изумление. Поначалу кажется, что операторы ис­пользовали некачественную пленку: вез­де — на темном фоне моря, на силуэтах кораблей, на небе — ясно просматрива­ются бесчисленные мелькающие штри­хи. Но, приглядевшись, понимаешь, что это не дефект кинопленки, а трассеры «бофорсов» и «эрликонов», обрушивших на воздушного противника шквал огня! Прорваться через такой заслон было очень и очень непросто. В 1944 году ата­ки японских самолетов стали походить на «метание яиц в каменную стену». Эти слова произнесены вице-адмиралом Фукудоме после битвы у Тайваня. Там японская базовая авиация расписалась в неспособности преодолеть ПВО соеди­нений американского флота. Следствием такого хода событий стали распростране­ние практики самоубийственных атак и формирование корпуса камикадзе.

 

Характеристики универсальной и зенитной артиллерии линейных кораблей типа «Саут Дакота»

Калибр, мм (дюймы)

127(5")

40(1.57")

28(1.1")

20 (0.79")

12,7 (0.5")

Модель

Mark 12

Marks 1,2

Mark 2

Marks 2, 3, 4

M2BMG

Год разработки

-1932

1941 (USA)

1929-1934

1939

1925

Длина ствола, калибры/мм

38/4826

56/2250

75/2083

70/1400

90/1143

Общая длина орудия, мм

5683

2499

3037

2210

1650

Длина нарезной части, мм

3994

1972

1246

1064

Число нарезов

45

16

9

8

Конструкция затвора

вертик. клинов. п/а

автоматический

автоматический

автоматический

автоматический

Объем зарядной каморы, дм"1

10,72

0,464

0,172

0,0349

0.0246

Заряжание

раздельно-гильзов.

унитарное

унитарное

унитарное

унитарное

Вес орудия, кг

1810 (без затвора)

522

252

68,04

58/54,9****

Скорострельность, выстр./мин

15 — 22

120—160

150

450

450 — 600

Тип снаряда и общий вес, кг

ААС 25,03

НЕ 0,900

НЕ-Т 0,416

НЕ 0,1 23

0,0485

Вес ВВ в снаряде, кг

ААС 3,4

НЕ 0,067

НЕ-Т 0.017

НЕ 0,0 11

Пороховой заряд, кг

7,031

0,314

0,12

0,0277

0,0153

Начальная скорость снаряда, м/с

762 — 792*

881

823

844

893

Живучесть ствола, выстрелов

4600

9500

9000

3000

Тип установки

двухоруд. Mk 28/0

счетвер. Mk 1, 2

счетвер. Mk2 Mod 1

одноорудийная

одн. I/Mk 3****

Вес установки, кг

70894

10340—11567

4763 — 6350

769

Угол вертикальной наводки

-157+85°

-157+90°

-157+110°

-57+87°

-107+80°

Скорость наводки в сек., верт./гор.

15725°

24726°

24730°

плечевой упор

плечевой упор

Дальность стрельбы, м

15 903 (762 м/с)

10180(45°)

6767

4389 (45°)

эффект. 2400

Досягаемость по высоте, м

11 887 (762 м/с)

6797

5791

3048

эффект. 1524

Электропривод

есть**

есть***

нет

нет

нет

* - в среднем / для новых орудий.

** — мощность силовых приводов: горизонтальной и вертикальной наводки — 4 и 7,5 л.с., элеваторы — 7,5 л. с., досылатели — 5 л.с.

*** - мощность электропривода горизонтальной наводки - 5 л.с., вертикальной наводки - 5 или 7,5 л.с.

**** -даны характеристики морского варианта с воздушным / водяным охлаждением (вес с водой).

 

Состав легкого зенитного вооружения четырех кораблей типа «Саут Дакота» с самого начала их службы не был одина­ковым и по-разному менялся в процес­се службы. Первый линкор серии всту­пил в строй, имея 28-мм автоматы аме­риканской разработки («чикагские пиани­но») и пулеметы «Браунинг» калибра 12,7 мм. Присутствовали и значительно более эффективные 20-мм «эрликоны», производимые в США по швейцарской лицензии. Вскоре «Саут Дакота» была перевооружена. Корабль оснастили си­стемами «Бофорс» калибра 40 мм и в огромном количестве все теми же «эрликонами». Другие три линкора серии изначально имели только эти два типа зенитных автоматов, общее число кото­рых неуклонно увеличивалось.

 

Количество стволов зенитных автоматов

Корабль

Год, месяц

40-мм

28-мм

20-мм

12,7-мм

«Саут Дакота»

1942, март

нет

28

16

8

1942, сентябрь

16

20

36

нет

1943, февраль

68

нет

35

нет

1 944, декабрь

68

нет

72

нет

1945, март

68

нет

77

нет

«Индиана»

1942, июнь

24

нет

16

нет

1944, декабрь

48

нет

55

нет

1945

48

нет

52

нет

«Массачусетс»

1942, май

24

нет

35

нет

1944, декабрь

72

нет

38

нет

1945, июнь

72

нет

33

нет

1945, ноябрь

72

нет

41

нет

«Алабама»

1942, август

24

нет

22

нет

1944, декабрь

48

нет

52

нет

1945, февраль

48

нет

56

нет

1945, ноябрь

48

нет

52

нет

 

 «Бофорсы» показали себя высокоэф­фективным оружием. Считается, что на их долю следует отнести большую часть японских самолетов, сбитых зенитным огнем кораблей США. По сравнению с английскими «пом-помами» того же ка­либра, «бофорсы» имели значительно большие начальную скорость снаряда, скорострельность и надежность. Лицен­зия на производство данных систем была приобретена в 1941 году у Швеции; на вооружение они стали поступать весной 1942-го. Всего в 1941 — 1945 годах было изготовлено 39 200 стволов. Зенитные системы производились в одиночном, спаренном и счетверенном исполнении. Линкоры типа «Саут Дакота» оснащались только счетверенными установками. В комплексе ПВО американских кораблей «бофорсы» хорошо сочетались с зенитными системами других калибров, удач­но покрывая промежуток между универ­сальными 5-дюймовками и 20-мм «эрликонами». К концу войны наметилась тен­денция вытеснения последних «бофорсами», как более эффективным оружием ПВО, особенно против камикадзе. Само­леты смертников требовалось не просто сбивать, а разрушать в воздухе.

Счетверенные 28-мм автоматы име­ли хорошие баллистические характери­стики, но были сложны, ненадежны и, не имея силовых приводов, тяжелы в каче­стве оружия свободного наведения. По первоначальному проекту на линкорах типа «Саут Дакота» в качестве легкой зенитной артиллерии должны были устанавливаться только эти автоматы и пулеметы калибра 12,7 мм. Однако ле­том 1940 года флот провел сравнитель­ные испытания различных систем и вы­сказался в пользу образцов иностранной разработки. В итоге «чикагские пианино» эксплуатировались только на головной «Саут Дакоте», да и то лишь непродол­жительное время.

Лицензия на производство швейцар­ских 20-мм автоматов «Эрликон» была приобретена одновременно с таковой на «бофорсы». Всего США в 1941 —1945 го­дах изготовили 127 735 стволов. На лин­корах типа «Саут Дакота» «эрликоны» использовались в составе одиночных установок. Они обеспечивали зенитную оборону в ближнем бою. Важной особен­ностью считалось отсутствие силовых приводов. Это позволяло вести огонь при повреждениях корабля, приведших к по­тере электроснабжения. Тяжелые четырехствольные «бофорсы» в этом случае умолкали. После исключения из соста­ва флота на мемориальных кораблях «Массачусетс» и «Алабама» появились спарки «эрликонов», которых в период службы линкоры не имели.

Пулеметы калибра 12,7-мм являлись хорошим оружием, надежным и безот­казным. Они широко применялись во всех родах войск. Но для корабельной ПВО эти системы были слишком слабы, и на линкоре «Саут Дакота» их быстро заменили «эрликонами».