Вооружение
Линейные корабли типа «Саут Дакота» унаследовали комплекс вооружения от предыдущего проекта и по его мощи превосходили все иностранные линкоры 35 000-тонного подкласса.
Главный калибр. 16-дюймовые 45-ка-либерные пушки Mk.6 были те же, что и на «Норт Кэролайне». Первоначальная модификация, Mod.О, имела переменную нарезку. Впоследствии применялись орудия Mk.6 Mod.1, имевшие постоянную нарезку с крутизной 1 оборот на 25 калибров и незначительные отличия в конструкции затвора, улучшавшие условия работы его шарнирной подвески. Эта модель стала самой массовой из общего числа изготовленных орудий (примерно 120 стволов). Последняя модификация Mk.6 Mod.2 предназначалась для модернизации старых кораблей типа «Колорадо», но, скорее всего, ее на этих линкорах так и не установили.
Ствол 16-дюймового орудия Mk.6 всех моделей состоял из лейнера, фиксирующего кольца, внутренней трубы, трех скрепляющих цилиндров и двух колец, казенника и хомута в казенной части, соединенного с противооткатными устройствами. Внешний диаметр в районе зарядной каморы составлял 1168 мм, у дульного среза — 597 мм. Канал ствола хромировался (толщина слоя 0,013 мм). Это увеличивало живучесть ствола на 25% и препятствовало омеднению. Поршневой качающийся затвор открывался вниз. Его привод был пневматическим. После выстрела ствол продувался сжатым воздухом от эжекторной системы.
406-миллиметровые орудия Mk.6 в американской прессе оцениваются высоко, хотя и несколько сдержанно. Они были выше всяких похвал при ведении огня на дальних дистанциях, но не слишком хороши в ближнем бою. Из-за низкой начальной скорости снаряда бортовая броня пробивалась неважно, а недостаточная настильность траектории отрицательно влияла на точность стрельбы. В значительной степени минусы компенсировались высокой живучестью ствола и отличным качеством снарядов, которые были исключительно прочными и эффективными даже при углах встречи с тяжелой броней в 35 — 45°. Этому способствовал весьма совершенный бронебойный наконечник. Иностранные боеприпасы оказались заметно слабее. Они рикошетировали и/или разбивались уже при 30 — 35° отклонения от нормали, а японские (за исключением 460-мм ЛК «Ямато») — даже при 20 — 25°.
Большим преимуществом орудий Мк.6 перед 16-дюймовыми пушками Мк.5 линкоров типа «Колорадо» были принятые в 1939 году очень тяжелые бронебойные снаряды АРС (Armor Piercing Capped — бронебойный с «макаровским» наконечником) Мк.8. Благодаря огромной массе и навесной траектории они отлично пробивали палубную броню на дальних дистанциях. Внутри снаряда между бронебойным и баллистическим наконечником имелась полость, в которой помещалось 0,68 — 1,36 кг вещества, окрашивающего разрыв. Тем самым обеспечивалась полная весовая калибровка, а также идентификация падений при стрельбе группы кораблей, что помогало ведению пристрелки в дневное время. Такой метод окрашивания снарядных всплесков впервые применили во французском флоте накануне Второй мировой войны. В 1945 году разрывы «Саут Дакоты» были синими, «Индианы» — красными, «Массачусетса» — зелеными, «Алабамы» — бесцветными.
Кроме бронебойного снаряда Mk.8 могли использоваться и старые АРС Мк.5 (вес 1016 кг, 15,23 кг ВВ), разработанные для орудий Mk.5. Они выстреливались с начальной скоростью 768 м/с, что давало максимальную дальность в 36,8 км. В середине 1944 года появился снаряд Mk.6, равный Mk.8 по весу, но имевший более скругленную головную часть бронебойного наконечника. Это серьезно повысило вероятность поражения тяжелой брони под еще более острыми углами (до 45 — 49°). Надо сказать, что и модификации ARC Mk.8 конца 1944 года стали в данном аспекте заметно лучше.
Фугасный снаряд НС (High Capacity) Mk.13 весил 862 кг. В отличие от аналогичных боеприпасов других стран, он содержал относительно невысокий процент взрывчатого вещества, но имел более прочный корпус и мог при замедленном донном взрывателе успешно поражать легкобронированные цели или бетонированные укрытия. Фугасные снаряды появились в боекомплекте линкоров только в конце 1942 года, а во второй половине войны они стали преобладающими. Это связано с переоценкой вероятности боевого столкновения с линкорами противника. Береговые цели, напротив, стали основными.
Не минули американские ВМС и экспериментов с противосамолетной стрельбой главным калибром. Для этого использовались фугасные снаряды с временной трубкой. Впрочем, от такой затеи, как и в других флотах, практической пользы не было.
Трехорудийные башни линкоров типа «Саут Дакота» весили более 1400 т каждая (от 1 425 548 до 1 460 094 кг). Диаметр роликового погона составлял 10 490 мм. Орудия монтировались в отдельных люльках, позволяющих производить как индивидуальную, так и совместную наводку по вертикали. Установка и демонтаж стволов производились через амбразуры без снятия крыш башен. Максимальное возвышение равнялось 45°. Угол склонения у возвышенной башни был минус 2°, у двух других — минус 5°. Расстояние между осями стволов составляло 1219 мм. При залповой стрельбе среднее орудие имело задержку примерно на 0,06 с, что снижало рассеяние снарядов.
Характеристики главной артиллерии линкоров Второй Мировой войны |
|||||||
|
«Саут Дакота» |
«Ришелье» |
«Бисмарк» |
«Витторио Венето» |
«Кинг Джордж V» |
«Ямато» |
|
Модель орудия |
Mark 6 |
Mod. 1935 |
38cm SKC/34 |
An 1934 |
Mark VII |
Тип 94 |
|
Калибр орудия, мм/ дюймы |
406,4/16" |
380/14,96" |
380/14,96" |
381/15" |
355,6/14" |
460/18,1" |
|
Год разработки |
=1936 |
1935 |
1934 |
1934 |
1937 |
1939 |
|
Конструкция ствола |
скреплен. |
скреплен. |
скреплен. |
скреплен. |
скреплен. |
проволочи.* |
|
Вес орудия (с затвором), кг |
100363 |
94 130 |
111 000 |
111 664 |
93986 |
165000 |
|
Длина канала ствола, клб./мм |
44,7/18 166 |
45,4/17 257 |
48,4/18405 |
50,0/19 050 |
45/16002 |
44,5/20 480 |
|
Длина общая, клб./мм |
46,0/18 694 |
47,1/17 882 |
51,7/19630 |
51,9/19782 |
46,5/16 532 |
45,9/21 130 |
|
Длина нарезной части ствола, мм |
15668 |
14157 |
15982 |
15850 |
13098 |
• |
|
Число нарезов |
96 |
80 |
90 |
96 |
72 |
72 |
|
Объем зарядной каморы, дм3 |
380,1 |
456,6 |
319 |
456,22 |
360,5 |
680 |
|
Углы вертикальной наводки |
-2°,-5°/+45° |
-5°/+35° |
-5,5°/+30° |
-5°/+35° |
-3°/+40° |
-5°/+45° |
|
Скорость вертикальной наводки, гр./с |
12 |
5,5 |
6 |
6 |
8 |
10 |
|
Скорость горизонтальной наводки, гр./с |
4 |
5 |
5 |
6 |
2 |
2 |
|
Расстояние между осями орудий, мм |
2970 |
1950 и 2950 |
2750 |
2630 |
2440 |
3500 |
|
Скорострельность, выстрелов в мин. |
2 |
2,2 (4?) |
2,3-3 |
1,8—1,3 |
2 |
1,5 — 2 |
|
Угол заряжания |
+5° |
любой |
+2,5° |
+15° |
+5° |
+3° |
|
Длина отката, мм |
1219 |
1325 |
1050 |
1000 |
1140 |
1430 |
|
Вес порохового заряда, кг |
247,04 |
288 |
212 |
271,7 |
153,4 |
360 |
|
Живучесть ствола, выстрелов |
395 |
200 |
220 |
110—130 |
340 — 375 |
200 |
|
АР снаряд
|
Боеприпасы |
|
|
|
|
|
|
Вес общий, кг |
1225 |
884 |
800 |
885 |
721 |
1460 |
|
Вес ВВ, кг |
18,36 |
22 |
18,8 |
• |
• |
33,85 |
|
Начальная скорость, м/с |
701 |
830 |
820 |
850 |
757 |
780 |
|
Макс, дальность стрельбы, м |
33741 |
41 700 |
36520 |
42800 |
35260 |
42030 |
|
Макс, угол падения |
=50° |
54,8° |
=41° |
55,4° |
50,45° |
*52° |
|
НЕ снаряд
|
Вес общий, кг |
862 |
884 |
800 |
774 |
721 |
1360 |
Вес ВВ, кг |
69,66 |
• |
64,2 |
* |
• |
61,7 |
|
Начальная скорость, м/с |
803 |
830 |
820 |
870 |
757 |
805 |
|
Макс, дальность стрельбы, м |
36741 |
41 700 |
36520 |
41 140 |
35260 |
• |
* необычная конструкция - синтез проволочной и скреплённой
Горизонтальную наводку обеспечивал электрогидравлический привод мощностью в 300 л.с. По вертикали каждое орудие наводилось подъемным винтом с помощью своего 60-сильного двигателя. В обеих плоскостях управление наводкой осуществлялось централизованно и дистанционно, но при необходимости башни могли действовать автономно.
Боезапас ГК линкоров типа «Саут Дакота» составлял в среднем 130 выстрелов на орудие. Ближе к концу войны его сократили в целях уменьшения накопленной кораблями перегрузки. Снаряды хранились вертикально на кольцевых полках-магазинах, расположенных внутри барбета (на его стенках). Там же находились две круговые подвижные платформы. Они были снабжены 40-сильными приводами и могли вращаться независимо от основной поворотной структуры башенного комплекса. На эти платформы подавались снаряды, которые затем при любом развороте башни доставлялись к трем подъемникам. Центральный из них представлял собой вертикальную трубу, крайние были изогнутыми. Каждый подъемник приводился в движение 75-сильным электромотором. Снаряд доставлялся в орудийное отделение вертикально, а затем укладывался на загрузочный лоток с помощью гидроцилиндра. Дальше его энергично (со звоном!) подавал в ствол электрический досылатель мощностью 75 л.с. Он же в два приема (по три картуза) отправлял туда пороховые заряды. Во избежание возгорания это делалось на меньшей скорости, чем для снаряда.
Двухъярусные зарядные погреба располагались в нижних отсеках башенного комплекса, примыкающих к центральной кольцевой структуре. Каждый шелковый картуз с порохом имел в задней части красного цвета блюдцеобразный воспламеняющий заряд из дымного пороха. Полный заряд состоял из шести картузов весом по 110 фунтов каждый. В них находились зерна бездымного пироксилинового пороха диаметром в один и длиной два дюйма с семью каналами перфорации.
Зарядные подъемники цепного типа имели 75-сильный электропривод.
Средняя артиллерия. 5-дюймовые (127-мм)38-калиберныедвухорудийные башенные установки средней артиллерии зарекомендовали себя во время войны с наилучшей стороны. Кроме «Саут Дакоты» и ее систершипов они состояли на вооружении новых линейных кораблей типа «Норт Кэролайна» и «Айова». Ими оснащались старые линкоры в процессе модернизации, а также корабли других классов (авианосцы, крейсера, эсминцы).
Эти по-настоящему универсальные установки с блеском выполняли обе возложенные на них задачи: зенитную и противокорабельную. Им не было равных ни у противника, ни у союзников. Высокая скорострельность, исключительная гибкость огня, механические приводы наводки, великолепные средства управления, радиовзрыватели снарядов — все это позволяло обеспечить надежную защиту от авиации на дальних расстояниях. В части противодействия надводным кораблям 5-дюймовки также вполне соответствовали условиям войны. В считанные мгновения они могли засыпать градом 25-килограммовых снарядов любого противника, рискнувшего приблизиться для торпедной атаки. Техническая скорострельность составляла 22 выстрела в минуту и реально ограничивалась только слаженностью работы башенной команды. Заряжание производилось при любых углах возвышения и было облегчено наличием досылателя с механическим приводом. Хорошо обученный персонал обеспечивал 15 выстрелов в минуту. Достижения в этих навыках поощрялись и широко пропагандировались по всему флоту. Боезапас (500 выстрелов на ствол) хранился в погребах и частично (50 на орудие) в готовом к применению виде в подбашенном перегрузочном отделении. Туда вели из погребов два элеватора — зарядный и снарядный. Из перегрузочного отделения боеприпасы доставлялись в орудийное отделение через вращающийся центральный ствол башни. В нем также имелись снарядный и зарядный подъемники.
В ходе войны место основного снаряда средней артиллерии уверенно заняли зенитные боеприпасы AAC Mk.35 и Mk.49. Они были наиболее универсальны и могли применяться для обстрела кораблей противника и береговых целей вместо COM Mk.38, Mk.46 (тип «коммон») и фугасных Mk.35, Mk.49. Во второй половине войны появились весьма эффективные зенитные снаряды VT Mk.35 и Mk.49. От ААС они отличались взрывателем, который был радиолокационным.
Зенитные автоматы. Увидев впервые американскую кинохронику боев на Тихом океане периода 1944 — 1945 годов, невольно приходишь в изумление. Поначалу кажется, что операторы использовали некачественную пленку: везде — на темном фоне моря, на силуэтах кораблей, на небе — ясно просматриваются бесчисленные мелькающие штрихи. Но, приглядевшись, понимаешь, что это не дефект кинопленки, а трассеры «бофорсов» и «эрликонов», обрушивших на воздушного противника шквал огня! Прорваться через такой заслон было очень и очень непросто. В 1944 году атаки японских самолетов стали походить на «метание яиц в каменную стену». Эти слова произнесены вице-адмиралом Фукудоме после битвы у Тайваня. Там японская базовая авиация расписалась в неспособности преодолеть ПВО соединений американского флота. Следствием такого хода событий стали распространение практики самоубийственных атак и формирование корпуса камикадзе.
Характеристики универсальной и зенитной артиллерии линейных кораблей типа «Саут Дакота» |
|||||
Калибр, мм (дюймы) |
127(5") |
40(1.57") |
28(1.1") |
20 (0.79") |
12,7 (0.5") |
Модель |
Mark 12 |
Marks 1,2 |
Mark 2 |
Marks 2, 3, 4 |
M2BMG |
Год разработки |
-1932 |
1941 (USA) |
1929-1934 |
1939 |
1925 |
Длина ствола, калибры/мм |
38/4826 |
56/2250 |
75/2083 |
70/1400 |
90/1143 |
Общая длина орудия, мм |
5683 |
2499 |
3037 |
2210 |
1650 |
Длина нарезной части, мм |
3994 |
1972 |
• |
1246 |
1064 |
Число нарезов |
45 |
16 |
• |
9 |
8 |
Конструкция затвора |
вертик. клинов. п/а |
автоматический |
автоматический |
автоматический |
автоматический |
Объем зарядной каморы, дм"1 |
10,72 |
0,464 |
0,172 |
0,0349 |
0.0246 |
Заряжание |
раздельно-гильзов. |
унитарное |
унитарное |
унитарное |
унитарное |
Вес орудия, кг |
1810 (без затвора) |
522 |
252 |
68,04 |
58/54,9**** |
Скорострельность, выстр./мин |
15 — 22 |
120—160 |
150 |
450 |
450 — 600 |
Тип снаряда и общий вес, кг |
ААС 25,03 |
НЕ 0,900 |
НЕ-Т 0,416 |
НЕ 0,1 23 |
0,0485 |
Вес ВВ в снаряде, кг |
ААС 3,4 |
НЕ 0,067 |
НЕ-Т 0.017 |
НЕ 0,0 11 |
— |
Пороховой заряд, кг |
7,031 |
0,314 |
0,12 |
0,0277 |
0,0153 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
762 — 792* |
881 |
823 |
844 |
893 |
Живучесть ствола, выстрелов |
4600 |
9500 |
• |
9000 |
3000 |
Тип установки |
двухоруд. Mk 28/0 |
счетвер. Mk 1, 2 |
счетвер. Mk2 Mod 1 |
одноорудийная |
одн. I/Mk 3**** |
Вес установки, кг |
70894 |
10340—11567 |
4763 — 6350 |
769 |
• |
Угол вертикальной наводки |
-157+85° |
-157+90° |
-157+110° |
-57+87° |
-107+80° |
Скорость наводки в сек., верт./гор. |
15725° |
24726° |
24730° |
плечевой упор |
плечевой упор |
Дальность стрельбы, м |
15 903 (762 м/с) |
10180(45°) |
6767 |
4389 (45°) |
эффект. 2400 |
Досягаемость по высоте, м |
11 887 (762 м/с) |
6797 |
5791 |
3048 |
эффект. 1524 |
Электропривод |
есть** |
есть*** |
нет |
нет |
нет |
* - в среднем / для новых орудий. ** — мощность силовых приводов: горизонтальной и вертикальной наводки — 4 и 7,5 л.с., элеваторы — 7,5 л. с., досылатели — 5 л.с. *** - мощность электропривода горизонтальной наводки - 5 л.с., вертикальной наводки - 5 или 7,5 л.с. **** -даны характеристики морского варианта с воздушным / водяным охлаждением (вес с водой). |
Состав легкого зенитного вооружения четырех кораблей типа «Саут Дакота» с самого начала их службы не был одинаковым и по-разному менялся в процессе службы. Первый линкор серии вступил в строй, имея 28-мм автоматы американской разработки («чикагские пианино») и пулеметы «Браунинг» калибра 12,7 мм. Присутствовали и значительно более эффективные 20-мм «эрликоны», производимые в США по швейцарской лицензии. Вскоре «Саут Дакота» была перевооружена. Корабль оснастили системами «Бофорс» калибра 40 мм и в огромном количестве все теми же «эрликонами». Другие три линкора серии изначально имели только эти два типа зенитных автоматов, общее число которых неуклонно увеличивалось.
Количество стволов зенитных автоматов
Корабль |
Год, месяц |
40-мм |
28-мм |
20-мм |
12,7-мм |
«Саут Дакота» |
1942, март |
нет |
28 |
16 |
8 |
1942, сентябрь |
16 |
20 |
36 |
нет |
|
1943, февраль |
68 |
нет |
35 |
нет |
|
1 944, декабрь |
68 |
нет |
72 |
нет |
|
1945, март |
68 |
нет |
77 |
нет |
|
«Индиана» |
1942, июнь |
24 |
нет |
16 |
нет |
1944, декабрь |
48 |
нет |
55 |
нет |
|
1945 |
48 |
нет |
52 |
нет |
|
«Массачусетс» |
1942, май |
24 |
нет |
35 |
нет |
1944, декабрь |
72 |
нет |
38 |
нет |
|
1945, июнь |
72 |
нет |
33 |
нет |
|
1945, ноябрь |
72 |
нет |
41 |
нет |
|
«Алабама» |
1942, август |
24 |
нет |
22 |
нет |
1944, декабрь |
48 |
нет |
52 |
нет |
|
1945, февраль |
48 |
нет |
56 |
нет |
|
1945, ноябрь |
48 |
нет |
52 |
нет |
«Бофорсы» показали себя высокоэффективным оружием. Считается, что на их долю следует отнести большую часть японских самолетов, сбитых зенитным огнем кораблей США. По сравнению с английскими «пом-помами» того же калибра, «бофорсы» имели значительно большие начальную скорость снаряда, скорострельность и надежность. Лицензия на производство данных систем была приобретена в 1941 году у Швеции; на вооружение они стали поступать весной 1942-го. Всего в 1941 — 1945 годах было изготовлено 39 200 стволов. Зенитные системы производились в одиночном, спаренном и счетверенном исполнении. Линкоры типа «Саут Дакота» оснащались только счетверенными установками. В комплексе ПВО американских кораблей «бофорсы» хорошо сочетались с зенитными системами других калибров, удачно покрывая промежуток между универсальными 5-дюймовками и 20-мм «эрликонами». К концу войны наметилась тенденция вытеснения последних «бофорсами», как более эффективным оружием ПВО, особенно против камикадзе. Самолеты смертников требовалось не просто сбивать, а разрушать в воздухе.
Счетверенные 28-мм автоматы имели хорошие баллистические характеристики, но были сложны, ненадежны и, не имея силовых приводов, тяжелы в качестве оружия свободного наведения. По первоначальному проекту на линкорах типа «Саут Дакота» в качестве легкой зенитной артиллерии должны были устанавливаться только эти автоматы и пулеметы калибра 12,7 мм. Однако летом 1940 года флот провел сравнительные испытания различных систем и высказался в пользу образцов иностранной разработки. В итоге «чикагские пианино» эксплуатировались только на головной «Саут Дакоте», да и то лишь непродолжительное время.
Лицензия на производство швейцарских 20-мм автоматов «Эрликон» была приобретена одновременно с таковой на «бофорсы». Всего США в 1941 —1945 годах изготовили 127 735 стволов. На линкорах типа «Саут Дакота» «эрликоны» использовались в составе одиночных установок. Они обеспечивали зенитную оборону в ближнем бою. Важной особенностью считалось отсутствие силовых приводов. Это позволяло вести огонь при повреждениях корабля, приведших к потере электроснабжения. Тяжелые четырехствольные «бофорсы» в этом случае умолкали. После исключения из состава флота на мемориальных кораблях «Массачусетс» и «Алабама» появились спарки «эрликонов», которых в период службы линкоры не имели.
Пулеметы калибра 12,7-мм являлись хорошим оружием, надежным и безотказным. Они широко применялись во всех родах войск. Но для корабельной ПВО эти системы были слишком слабы, и на линкоре «Саут Дакота» их быстро заменили «эрликонами».