Авиационное вооружение

 

Линейные корабли типа «Саут Дако­та» были снабжены типовым для всех новых линкоров США комплектом авиа­ционного вооружения и оборудования. Две поворотные пороховые катапульты располагались побортно на юте. Непос­редственно на них размещалась пара гидросамолетов. Третий хранился на палубе между катапультами, но часто его вообще на борт не брали. Никаких анга­ров не предусматривалось. Самолетный кран стоял на самой корме в диамет­ральной плоскости. Недостатки такого размещения авиационного оборудова­ния были довольно серьезными. Хруп­кие гидропланы подвергались воздей­ствию морской стихии, а в преддверии возможной стрельбы главным калибром им приходилось улетать, чтобы не быть уничтоженными или сброшенными за борт пороховыми газами. Когда линкоры заходили в базу, все их самолеты пере­летали на береговые аэродромы для технического обслуживания.

Первоначально бортовая авиация имела обычную для нее задачу — раз­ведка и корректировка огня артиллерии. Однако по мере развития радиолокаци­онных средств эти функции отошли на второй план. Их с успехом выполняли РЛС и палубные самолеты многочислен­ных авианосцев. А вот при обстрелах береговых объектов гидропланы линко­ров и крейсеров были весьма полезны.

Они выискивали цели в складках мест­ности и корректировали стрельбу по ним. Применялись катапультные гидросамо­леты и для нанесения бомбовых ударов по берегу, причем достаточно активно. Но, пожалуй, важнейшей их задачей яв­лялось участие в спасении экипажей сбитых самолетов и затонувших кораблей (как своих, так и вражеских). После войны все гидропланы и катапульты были сняты, и свою кратковременную послевоенную службу линкоры типа «Саут Дакота» провели без авиационно­го вооружения. В 1960-х годах при созда­нии мемориалов его возвратили на ко­рабли-музеи. Кстати, на «Алабаме» сто­ят не «родные» катапульты, а снятые с одного из пошедших на слом крейсеров. Основным типом палубного самолета был двухместный однопоплавковый гид­роплан Vought OS2U Kingfisher («Зиморо­док»). Его модификация OS2U-1 имела следующие характеристики: взлетный вес — 2750 кг; размах/длина/высота — 10,94/10,31/4,59 м; девятицилиндровый звездообразный двигатель Pratt&Whitney R-985-48 Wasp Jr. мощностью 450 л.с., скорость — 285 км/ч, дальность полета — 1300км, практический потолок —4000м, вооружение - - 2 7,62-мм пулемета, 300 — 500 кг бомб, экипаж 2 человека. Ближе к концу войны американские лин­коры начали получать скоростные одно­местные Curtiss SC Seahawk («Морской ястреб»), которые использовались как с колесным шасси, так и в поплавковом варианте. Это был последний катапульт­ный гидросамолет США, выпускавший­ся в колесном варианте; поплавки уста­навливались при необходимости. «Сихок» имел складывающиеся крылья и место для второго человека (на случай спасательных операций). Основные ха­рактеристики модификации SC-1: взлет­ный вес — 4082 кг; размах/длина/высо­та —12,5/11,07/4,88 м; девятицилиндро­вый звездообразный двигатель Wright R-1820-62 Cyclone мощностью 1350 л.с., скорость — 504 км/ч, дальность поле­та—1750 км, практический потолок — 8000 м, вооружение — 2 12,7-мм пуле­мета, 320 кг бомб, экипаж — 1 чел.