«Индиана»
Линкор ВВ-58 «Индиана» был спущен на воду 20 ноября 1941 года, ровно через два года после закладки. Знаменательное для корабля событие было обставлено со всей торжественностью и помпой мирного времени. Секретарь флота Фрэнк Нокс произнес блистательную речь. Крестной матерью корабля стала миссис Льюис К.Роббинс, дочь губернатора штата Индиана Генри Шрикера. А спустя всего лишь 17 дней после этой пышной церемонии японцы нанесли удар по Жемчужной гавани. В связи с войной достроечные работы резко ускорились. Корабль был принят флотом 30 апреля 1942 года. В этот день на его фок-мачте развевался флаг, который 3 июля 1898 года в сражении с испанцами у Сантьяго-де-Куба нес старый броненосец ВВ-1 «Индиана». Первым командиром нового корабля стал кэптен Меррилл.
После учебных плаваний в заливе Каско линкор направился Панамским каналом в Тихий океан. 28 ноября он прибыл на Тонгатабу и присоединился к тактической группе адмирала Ли, сменив в ее составе свой систершип «Саут Дакота», ушедший на длительный ремонт (после боя в ночь на 15 ноября). Далее в течение 11 месяцев «Индиана» верой и правдой служила в этих опасных водах, обеспечивая прикрытие авианосных соединений «Энтерпрайза» и «Саратоги», поддерживая орудийным огнем морских пехотинцев на Соломоновых островах и отражая атаки японской авиации.
20 — 30 января 1943 года линкор участвовал в операции у острова Реннель. С февраля по май корабль действовал в южной части Тихого океана, базируясь на Нумеа в Новой Каледонии. Позже «Индиана» принимала участие в операциях у Новой Джорджии. 31 июля линкор отправился из Нумеа в Пёрл-Харбор, где вошел в состав соединения TF-58 и оставался там до 21 августа, готовясь к набегу на Маркус. Этот остров был атакован в самом конце месяца.
Затем «Индиана» вернулась в Жемчужную гавань, где были проведены текущий ремонт и усиление зенитной артиллерии. 16 дней корабль находился в сухом доке. 21 октября линкор оставил Пёрл-Харбор, а 7 ноября пришел в район архипелага Фиджи. Вскоре он присоединился к силам вторжения на острова Гилберта.
В том же месяце в ходе кровавой борьбы за Тараву линкор «Индиана» сбил свой первый самолет. В этом бою американские корабли были атакованы авиацией с Маршалловых островов. Японские торпедоносцы напали с востока в вечерних сумерках, используя выгодное положение, когда противник хорошо виден на фоне заходящего солнца. Другая группа самолетов сбросила осветительные бомбы над американским соединением. Несмотря на сложную обстановку, зенитчики «Индианы» создали на пути атакующих торпедоносцев настоящую стену огня. Один из них, ближе всех подошедший к кораблю, был уничтожен.
25 ноября «Индиана» была включена в оперативное соединение TF-50. В него входили также линкоры «Саут Дакота», «Алабама», авианосцы контр-адмирала Шермана («Банкер Хилл», «Монтерей») и восемь эсминцев. Эти корабли действовали севернее острова Макин, обеспечивая ПВО, ПЛО и противокорабельное прикрытие десантной операции, начатой 26 ноября. В течение следующих двух дней группа TG-50 подвергалась неоднократным атакам японской авиации. Все нападения удалось отразить без потерь и ущерба для кораблей.
6 декабря, когда операция в архипелаге Гилберта подходила к завершению, для бомбардировки острова Науру была сформирована тактическая группа TG-50.8. Кроме «Индианы» и «Вашингтона» (флагман командующего адмирала Ли) в ее состав вошли линейные корабли «Саут Дакота», «Массачусетс», «Алабама» и «Норт Кэролайна», авианосцы «Банкер Хилл» и «Монтерей», а также 11 эсминцев. Обогнув с юга остров Ошен, эти корабли двинулись к Науру. На рассвете 8 декабря палубная авиация атаковала остров. Затем по береговым целям было выпущено 135 тяжелых снарядов с линейных кораблей. Вслед за главным калибром к обстрелу подключились универсальные 127-мм орудия. По два самолета от каждого линкора вели корректировку артиллерийского огня. Дальше опять действовала палубная авиация.
После завершения этой операции «Индиана» и другие участвовавшие в ней корабли взяли курс на Эфейт и прибыли в базу 12 декабря. Здесь их ждала реорганизация. Соединение передавалось третьему флоту и сменило название на TF-37. Линкорная группа получила обозначение TG-37.1. А через месяц «Индиана» вошла в состав TF-58 вице-адмирала Митчера, став боевой единицей соединения TG-58.1. В конце января 1944 года линкор участвовал в восьмидневной бомбардировке Тарао и Кваджелейна накануне высадки американцев на Маршалловы острова, начавшейся 1 февраля. В ходе этой операции «Индиана» получила самое серьезное повреждение за всю войну. Инцидент произошел 1 февраля 1944 года в 4.20 утра. Корабль как раз заканчивал передачу топлива на эсминцы, когда возникла опасность столкновения с затемненной громадой идущего навстречу «Вашингтона». Новый командир «Индианы» кэптен Джеймс Стил приказал увеличить скорость и резко повернуть влево. Однако для такого тяжелого корабля линкор двигался еще недостаточно быстро, чтобы обеспечить эффективную реакцию рулей и уход из-под удара. В результате «Вашингтон» протаранил «Индиану» в правый борт под углом 26° на уровне 107-го шпангоута. Повреждения оказались очень серьезными. Они простирались на всю высоту борта от верхней палубы до поворота трюма, а по горизонтали в той или иной степени охватывали пространство от 103-го до 165-го шп. Обшивка на уровне второй и третьей палуб оказалась смятой и продавленной, а выше —даже разорванной. Было затоплено 14 (по другим сведениям 13) отсеков и повреждено 13 топливных цистерн. Внешний валопровод и его шахта разрушились полностью. Получил повреждения внутренний правый винт. Силовые и размагничивающие кабели были разорваны. Серьезно деформировались внутренние переборки на участке от 106-го до 130-го шп. Бронеколпак дальномера с правой стороны третьей башни ГК, сам дальномер, два 40-мм счетверенных автомата и много 20-мм (по разным сведениям, от 9 до 14) получили повреждения. Оказались потерянными два «эрликона» и катапульта с гидропланом OS2U-3. Погибло три человека, многие были ранены.
Эта авария стала самым значительным повреждением американского линейного корабля за всю войну, если не считать японского налета на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Удар пришелся в область броневой цитадели «Индианы». Чуть ближе к корме — и последствия могли быть гораздо более серьезными. Форштевень «Вашингтона» наверняка пробил бы насквозь небронированную часть корпуса. В этом случае обширное пространство выше третьей палубы между переборками 113 и 128,5 оказалось бы затопленным, и, по расчетам, как минимум следовало ожидать ухода под воду кормы линкора. Разумеется, здесь очевидны недостатки, присущие схеме внутреннего бортового бронирования и принципу «все или ничего», оставлявшим внешний борт и оконечности «картонными». Несмотря на очень сильные повреждения, «Индиане», можно сказать, еще повезло. Контрзатопление позволило выровнять линкор, и на шести узлах в компании «Вашингтона» (со свернутым влево носом) и четырех эсминцев он поковылял на Маджуро. 2 февраля без приключений корабли прибыли в бухту этого атолла, которая была занята американцами только 48 часов назад. Там ремонтное судно «Вестал» на скорую руку залатало «Индиану», и 7-го она отправилась в Перл-Харбор для окончательного восстановления. Сразу же по прибытии, 13 февраля, верфь приступила к ремонту корабля.
Адмирал Честер Нимиц организовал скрупулезное расследование инцидента. Эта история стоила кэптену Стилу карьеры. Следственная комиссия решила, что он промедлил с переходом на полную мощность машин, что могло обеспечить более энергичный поворот. Однако большинство офицеров считали Стила невиновным. Ведь он командовал кораблем лишь 19 дней и не мог за столь короткий срок полностью прочувствовать его ходовые особенности. Кроме того, «Индиана» своевременно сигналила, но в темноте с «Вашингтона» не сразу разобрались в ситуации. В целом тренированность американских экипажей в ночных условиях была недостаточной. Японские надводные корабли в этом деле показали себя намного искуснее, даже несмотря на отсутствие радаров. Герой Мидуэя адмирал Спрюенс боялся ночных маневрирований больше любой другой опасности и с пониманием относился к действиям Стила. Однако на «Вашингтоне» шел Уиллис Ли, командующий соединением... Что ж — в нашем мире не бывает невиновных, как в те уже далекие времена, так и сейчас.
«Индиана» ремонтировалась в Пёрл-Харборе до апреля 1944 года. Затем корабль присоединился к соединению TF-58 для набега на Трук. 1 мая линкор бомбардировал Понапе, а в июне в составе гигантской армады пришел к Марианским островам. Предстояло длительное сражение за этот стратегический район. «Индиана» прикрывала авианосцы TF-58, наносившие удары по Сайпану, Тиниану, Гуаму, Рота и Пагану. 12 июня самолеты этого соединения дважды атаковали японский конвой. 13-го и 14-го «Индиана» обстреливала береговые цели на Сайпане. Зенитным огнем линкора было сбито несколько самолетов. 16 июня корабль принял участие в набеге на Иводзиму и Титидзиму (острова Волкано и Бонин).
Затем было генеральное сражение в Филиппинском море 19 — 20 июня. Японцы бросили в бой огромное число самолетов, но их атаки оказались малоэффективны. Линкоры адмирала Ли первыми приняли на себя удар противника и вместе с палубными истребителями надежно прикрыли свои авианосцы. «Хеллкэты» и зенитные батареи кораблей уничтожали самолеты противника сотнями. Несколько штук сбила «Индиана». Один самолет устремился к кораблю с левого борта. Зенитчики линкора отстрелили ему крыло, и он рухнул в море, лишь немного не долетев до «Индианы». Другой самолет до того, как его сбили, смог выпустить торпеду, которая, к счастью для корабля, взорвалась в 50 м от его борта. Еще один близкий разрыв произошел за кормой, в кильватерной струе корабля. Сразу после полудня японский самолет атаковал «Индиану» с правого борта. Примерно в 100 ярдах (91 м) от линкора он был подбит и загорелся, но все же смог долететь до цели и врезался в борт корабля. Единственным ущербом оказалась небольшая вмятина во внешней обшивке. Часть обломков попала на палубу и вызвала несколько мелких очагов возгорания, которые были мгновенно ликвидированы. Линкор «Индиана» продолжал действовать в районе Марианских островов.
Он не выходил из боев 64 дня, сбил несколько самолетов, не получив никаких повреждений. Было зафиксировано лишь два близких торпедных следа.
Дальше, в августе — сентябре, последовали Палау и Филиппины в составе TG-38.3. Затем корабль был направлен к Западному побережью США. После двух лет активной службы «Индиана» нуждалась в основательном ремонте и модернизации. Сначала линкор зашел на Манус, а через некоторое время отправился в Бремертон и 23 октября 1944 гола прибыл на военно-морскую верфь. Ремонт и модернизация длились полтора месяца. 6 декабря корабль покинул Бремертон.
12 декабря «Индиана» прибыла в Пёрл-Харбор. В январе следующего года линкор принял участие в боях за Иводзиму. Береговые укрепления на этом острове были очень сильными. Японцы оборудовали в скалах сотни долговременных огневых точек и пещер. Однако невиданно мощный огонь американских кораблей разрушил и засыпал большую их часть. Пейзаж стал напоминать окрестности Вердена во время Первой мировой войны: сплошные воронки и обломки, редкие уцелевшие деревья без листьев и почти без веток. За 36 дней на маленький островок было обрушено около 15 000 т снарядов, что спасло жизнь очень многим морским пехотинцам. На этот период «Индиана» отвлекалась для заполнения и других задач. 17 февраля 1945 года она входила в группу прикрытия авианосцев во время рейда на Токио. 25-го — опять Иводзима. Затем визит на Улити. Там «Индиана» присоединилась к соединению TF-58, с которым "О февраля снова ушла к Иводзиме. Планировалась высадка на этот стратегически важный остров. Американский флот занял позицию между Иводзимой и островами японской метрополии. 16 февраля под прикрытием плохой погоды соединение TF-58 приблизилось к побережью Японии. Была достигнута полная тактическая неожиданность. 3 результате на аэродромах удалось уничтожить 177 самолетов. 322 было сбито в воздухе. Большие повреждения получили портовые сооружения и авиационные ангары. Собственные потери составили 49 самолетов.
Последние массированные удары по Иводзиме были проведены в преддверии высадки, начавшейся 19 февраля. А 25 — 26-го соединение TF-58 произвело набег на Хонсю и близлежащий остров Хачино.
5 марта линкор зашел на Улити, чтобы получить снабжение и подготовиться к выполнению новой задачи — атаке Окинавы. Массированный обстрел с американских кораблей и здесь сыграл важнейшую роль в ходе длительной борьбы за остров. Удары наносились одновременно и по близлежащим базам в японской метрополии. Большой ущерб был причинен флоту противника в Куре и Кобэ на южном побережье Хонсю. 18 — 19 марта с позиции в 100 милях юго-западнее Кюсю авиация TF-58 наносила удары по этому острову. Они оказали сильное моральное воздействие на японцев. Война окончательно пришла к ним домой. Линкор «Индиана» принимал активное участие в этих боях. 24-го он обстреливал главным калибром береговые цели на Окинаве. Неоднократно корабль подвергался нападениям камикадзе, которые были отражены без ущерба для линкора. К началу апреля японское противодействие в воздухе ослабло.
7 апреля 1945 года линкор «Ямато» и несколько легких кораблей попытались нанести удар по американским силам вторжения у Окинавы. Это был последний вызов, брошенный японскими ВМС флоту США. Рой самолетов TF-58 атаковал «Ямато» и его немногочисленный отряд. До боя с «Индианой» и другими линкорами США дело не дошло. Японский колосс, легкий крейсер «Яхаги» и четыре эсминца были потоплены с воздуха.
Камикадзе еще представляли угрозу, но решительные маневры и могучий заградительный огонь американских кораблей свели результаты японских атак к минимальным повреждениям. Кроме прямого попадания в полетную палубу авианосца «Хэнкок», были только близкие взрывы в воде. Палубные истребители и зенитный огонь буквально перемалывали вражескую авиацию. 12 апреля американцы уничтожили 151 японский самолет, пытавшийся атаковать TF-58. 5-дюймовые орудия, «бофорсы» и «эрликоны» «Индианы» и других кораблей опять создали непреодолимую стену, о которую разбились волны авиации противника.
В последующие дни американские палубные самолеты продолжали наносить удары по островам японской метрополии. Камикадзе нападали с неослабевающей яростью, но им удалось лишь повредить несколько кораблей.
5 июня у Окинавы американский флот оказался на пути мощного тайфуна. Он налетел в полночь. Давление упало до рекордно низкой отметки, много часов лил дождь при шквальном ветре. Пострадали 33 корабля. «Индиана» получила повреждение рулевого управления, которое не действовало в течение 35 минут. Одна из главных машин потеряла мощность. Были повреждены надстройки, сорван с катапульты и унесен за борт гидроплан OS2U. Несмотря на это линкор остался в строю. 13 июня «Индиана» прибыла на ремонт в залив Сан-Педро на Филиппинах.
Ремонтные работы не заняли много времени, и 1 июля линкор оставил Лейте и вернулся к месту боев. Дальше, в июле — августе, корабль участвовал в бомбардировках Японских островов, принимал участие в рейде на Токио. Американская армада уже не маскировала свои действия, а бомбила и обстреливала прибрежную полосу и глубинные области Японии открыто и практически безнаказанно. Удары по аэродромам, промышленным предприятиям и другим целям почти не прекращались. 24 — 25 июля палубные самолеты США атаковали судоходство и портовые сооружения во Внутреннем море, а 29-го нанесли сокрушительный удар по военно-морской базе в Йокосуке. Там был выведен из строя линкор «Нагато». Затем последовала атака Куре, где японский флот потерял свои последние корабли. 9 августа «Индиана» обстреливала Камаичи, 10-го бомбардировала северный Хонсю, 13-го и 15-го — окрестности Токио.
Вскоре враг сдался. 30 августа «Индиана» обеспечивала оккупацию базы японского флота в Йокосуке, в которой участвовали 238 моряков и 76 морских пехотинцев линкора. Там же 2 сентября корабль встретил известие об официальной капитуляции противника. Затем 5-го был заход в Токийский залив. Через девять дней заслуженный линкор отправился домой. Он прибыл в Сан-Франциско 29 сентября 1945 года, став первым кораблем, возвратившимся в США из Токийского залива.
За время войны линкор «Индиана» прошел 234 888 миль, израсходовал 36 432 тыс. галлонов мазута, 77 млн. галлонов воды и получил девять боевых звезд.
Вскоре после окончания боевых действий корабль был выведен в резерв. Линкор находился в составе тихоокеанского резервного флота до 1 июля 1962 года, когда его исключили из списков американских ВМС. 6 сентября следующего года корпус линкора продали на слом за 418 387 долл. Мачта корабля была установлена в университете Блумингтона. Его якорь хранится в Форт-Уэйне, а другие реликвии — во многих музеях и школах. Из досок тикового настила палубы был сделан стол для тогдашнего губернатора штата Индиана, которым с тех пор пользуются и все его преемники.