«Массачусетс»
Линейный корабль ВВ-59 «Массачусетс», третий линкор серии, вошел в строй 12 мая 1942 года в Бостоне. Командовал им кэптен Фрэнсис Уайтинг. Линкор сразу же был назначен для участия в высадке во французской Северо-Западной Африке (операция «Торч»).
Корабль еще не полностью завершил курс боевой подготовки, и это плавание являлось учебно-боевым походом «Большой Мейми», как его прозвали на флоте (Mamie - уменьшительное от имени Mary (А может Mamie от МАМА? Т.Е. «Большая Мама» - Прим. WunderWaffe)). Новейший линкор должен был войти в западное соединение союзнических ВМС TF-34 и возглавить группу прикрытия амфибийных сил при вторжении на Атлантическое побережье французского Марокко. Это являлось чисто американской частью операции. Со стороны Средиземного моря, в Алжире и Оране высадку обеспечивал английский флот. На 16-дюймовые орудия «Массачусетса» возлагались особые надежды. В этом районе Франция держала свои новейшие линкоры. Недостроенный «Жан Бар» (4 действующих орудия калибра 380 мм) находился в Касабланке. А южнее района высадки, в столице Сенегала Дакаре, стоял в полной боеготовности, как считали союзники, великолепный «Ришелье». Он мог прибыть к месту сражения в течение двух-трех суток.
Переход через океан соединения TF-34 (командующий контр-адмирал Хьюитт, флаг на тяжелом крейсере «Огаста») начался в 20-х числах октября и был организован образцово. Создавалась видимость, что американская армада (более 100 боевых кораблей и транспортов) направляется в Англию. В полночь 8 ноября амфибийные силы приступили к высадке сразу в нескольких пунктах побережья. Долгое время все проходило без помех. Французы начали яростно сопротивляться лишь на рассвете. Они, похоже, проспали не только вторжение, но и умиротворяющую агитацию президента Рузвельта и генерала Эйзенхауэра. Их обращения к французам в Марокко передавали по радио с часу ночи.
В предрассветных сумерках на берегу вспыхнули прожекторы, воздух прочертили пулеметные трассы, береговая артиллерия открыла огонь, и сражение началось. Об огромной силе противника французское командование в Касабланке не знало.
«Массачусетс» (флаг контр-адмирала Гиффена) возглавлял группу прикрытия (TG-34.1). Кроме линкора в нее входили четыре эсминца и тяжелые крейсера «Уичита» и «Тускалуза». Эти корабли всю ночь крейсировали примерно в 20 — 22 милях от берега непосредственно у Касабланки. Там помимо недостроенного «Жана Бара» базировалась 2-я легкая эскадра адмирала Жерве де Лафона (легкий крейсер, 2 лидера, 7 эсминцев, 11 подводных лодок, ^сторожевиков и тральщиков). Гавань была забита торговыми судами.
Группа TG-34.1 имела задачу топить все, что попробует выйти в море. В седьмом часу утра линкор и крейсера выстрелили свои катапультные самолеты, а затем приняли боевой порядок и увеличили скорость до 25 узлов. Эсминцы шли впереди на расстоянии 3000 ярдов. В 6.50 один из самолетов радировал об обнаружении на внешнем рейде подлодок. Двумя минутами позже другой гидроплан доложил, что видит два самолета противника. В 7.01 5-дюймовки линкора и крейсеров открыли по ним огонь. Это были первые боевые залпы «Массачусетса». Один самолет удалось сбить, а другой повернул обратно. Почти одновременно дали о себе знать орудия батареи мыса Эль-Ханк (по четыре пушки калибра 194 и 138 мм). К ним присоединился и стоявший в порту линейный корабль.
Береговая батарея открыла огонь по «Массачусетсу» и сразу же накрыла цель. «Жан Бар» стрелял по крейсерам, следовавшим в кильватере американского линкора. Его первые пять или шесть снарядов упали в 550 м за целью.
В 7.04 с расстояния около 22 км «Массачусетс» открыл огонь главным калибром по «Жан Бару» и поддерживал его, пока расстояние не увеличилось до 26,5 км. В 7.40 американский линкор прекратил стрельбу и сделал поворот на 16 румбов для смены курса на противоположный. Через 7 минут огонь возобновился и велся до 8.33. В этот момент после 47 залпов главного калибра (от 3 до 9 снарядов в каждом) на «Массачусетсе» возникла техническая неисправность. Из-за сотрясений от собственной стрельбы нарушилось электроснабжение. РЛС перестали действовать. Но к тому времени французскому линкору досталось уже основательно. Последние залпы «Массачусетса» нашли другие жертвы — эсминец «Лё Мален» и несколько торговых судов.
«Жан Бар» был выведен из строя (если такая формулировка применима к стоящему у стенки недостроенному кораблю) и прекратил стрелять главным калибром. Продолжали действовать лишь его зенитки. Он получил пять (по французским данным — семь) прямых попаданий. Первый снаряд разорвался в погребе правой бортовой 152-мм башни. Это могло стать фатальным для корабля. Но, на счастье французов, погреб был пуст, да и самих башен средней артиллерии не имелось. Второй 16-дюймовый снаряд угодил в кормовую часть трубы. Следующий ударил в барбет башни ГК № 1, деформировал 150-мм броневую палубу и, не разорвавшись, рикошетом улетел в город. На время «Жан Бар» лишился своей 15-дюймовой артиллерии. Башня оказалась заклиненной загнутым вверх участком бронепалубы, который позже удалось срезать автогеном (к половине шестого вечера). Четвертый снаряд тоже не разорвался. Он ударил под острым углом в барбет башни ГК № 2, срикошетировал, пробил две палубы и вдоль главной броневой ушел в корму, круша на пути все переборки. Последний снаряд попал в кормовую часть перед правой катапультой. Он пробил верхнюю бронепалубу и, продолжая путь внутри корабля, взорвался за его диаметральной плоскостью. Некоторые осколки вылетели наружу с левого борта. Было также несколько близких разрывов в воде и на пристани, приведших к осколочным повреждениям обшивки и надстроек французского линкора.
Сражение продолжалось. «Массачусетс» устранил неисправности и пока оставался невредимым. Лишь один снаряд пробил его вымпел. Тем временем появились другие важные цели. Обстрел «Жана Бара» и прочих кораблей в гавани несколько отвлек внимание группы адмирала Гиффена от ее главной задачи — не выпускать никого в море. В 8.15 из Касабланки один за другим начали выходить эсминцы и лидеры 2-й легкой эскадры. Эти корабли могли быстро оказаться у места высадки войск в Федале (морем всего 12 миль). Находящиеся там транспорты представляли для их артиллерии и торпед очень удобную мишень. В половине восьмого французы открыли огонь по десантным катерам, подходившим к берегу западнее мыса Федала.
Хьюитт отдал приказ группе прикрытия немедленно перехватить эсминцы противника, к которым позже присоединился легкий крейсер «Примогэ». Адмирал Гиффен на максимальном ходу пошел на сближение с французским отрядом. В 9.18 открыли огонь тяжелые крейсера и «Массачусетс».
Первым был взорван и затонул эсминец «Фугэ», в который попали один 16-дюймовый и несколько 8-дюймовых снарядов. Противник продолжал яростно отбиваться. В 9.40 произошла еще одна остановка в работе радаров «Массачусетса». Это было весьма некстати, так как французы удачно применяли дымовые завесы, сильно затруднявшие работу оптических систем управления огнем. Три минуты спустя линкор был захвачен в вилку батареей Эль-Ханк, а в 10.00 194-миллиметровый снаряд поразил корабль в носовую часть главной палубы у левого борта. Попадание пришлось между башнями № 1 и № 2 на уровне шпангоута 48. Бронепалуба была пробита. Снаряд разорвался в отсеке A-208-L Возникший там небольшой пожар быстро ликвидировали. В 10.05 «Массачусетс» предпринял резкий маневр и удачно уклонился от четырех торпед, вероятно, выпущенных французской подводной лодкой. Одна «рыба» прошла всего в 4,5 м по правому борту. В 10.35 главный калибр линкора возобновил огонь. Его 16-дюймовый снаряд поражает лидер «Милан», уже изрядно избитый тяжелыми крейсерами. Прекрасный корабль был изуродован — его носовая часть представляла собой сплошные развалины.
В 10.21 еще одна торпеда прошла в 100 метрах по левому борту «Массачусетса». Спустя 40 минут линкор получил свою последнюю рану (вернее сказать, царапину) в операции «Торч». 130-мм снаряд эсминца «Булонье» угодил в правый борт на уровне 105-го шпангоута рядом с группой «эрликонов». Произошел рикошет, а затем взрыв. Опять возникло небольшое возгорание, которое быстро потушили. Расплата последовала мгновенно. «Булонье» получил несколько снарядов с крейсера «Бруклин» и залп «Массачусетса», после чего перевернулся и затонул.
Постепенно французские корабли стали выходить из боя. Разумеется, те из них, которые еще могли дойти до Касабланки или, на худой конец, до открытой якорной стоянки Рош Нуар. Из восьми кораблей 2-й легкой эскадры, участвовавших в утреннем сражении, неповрежденным вернулся в базу только эсминец «Л'Алькион».
К 11.00 «Массачусетс» израсходовал 59,2% своего 16-дюймового боезапаса. Находясь вдали от метрополии, французы экономили снаряды. Американцы же были неоправданно щедры. А ведь их базы располагались еще дальше. Сейчас настало время вспомнить о возможности прибытия из Дакара линкора «Ришелье» и крейсеров «Глуар» и «Монкальм». 16-дюймовые снаряды решили приберечь для них. Правда, французский исполин так и не появился на сцене. Сделать это «Ришелье» не мог из-за повреждений, полученных еще в 1940 году от англичан и до сих пор не устраненных. Но союзники об этом не знали.
Во второй половине дня бой возобновился. «Массачусетс» участвовал в нем не слишком активно. Лишь однажды он дал несколько залпов по авизо и тральщикам и сразу же был (в который уж раз!) накрыт батареей Эль-Ханк. Линкор перенес огонь на нее. Но из-за отсутствия фугасных снарядов обстрел оказался неэффективным. Через 10 минут «Массачусетс» прекратил стрельбу с целью экономии боезапаса, а затем отошел мористее.
На следующий день, 9 ноября, заговорила единственная башня «Жана Бара». Еще накануне вечером ее работа была восстановлена, но это тщательно маскировалось. Башня сохраняла тот же разворот, в котором ее заклинило утром 8 ноября. Окончательно «разобраться» с французским линкором было поручено не «Массачусетсу», а самолетам с авианосца «Рэйнджер», что они и сделали весьма успешно.
11 ноября сопротивление французов в Марокко прекратилось, и было заключено перемирие. Никаких документов при этом не подписывалось. Французский флаг продолжал развеваться над береговыми батареями и кораблями. Недавние противники, адмиралы Хьюитт и Мишелье, пожали друг другу руки. Кстати, такое возможно было только с американцами. Англичанам пришлось бы еще долго драться. Интересная деталь: на британских самолетах, участвовавших в операции «Торч», были нанесены американские опознавательные знаки. Официально объяснялось это тем, что бесшабашные янки привыкли сбивать все, не чем нет белых звезд. Но, видимо, расчет строился и на меньшую степень сопротивления французов, которые показали себя неплохими пилотами, но откровенно не желали сражаться с американцами.
В целом в течение операции «Торч» «Массачусетс» дал 134 залпа главной артиллерии, выпустив 786 снарядов. Его 5-дюймовки произвели 221 выстрел по противнику. 12 ноября линкор отправился домой в США. Ремонт и модернизацию корабль прошел на верфи Бостона. Были усилены зенитная артиллерия и радарное оборудование. С учетом недавних неприятностей подверглись переделкам силовые кабели и распределительные щиты.
В феврале 1943 года «Массачусетс» прошел Панамским каналом на запад.
В течение перехода бывшие рабочие-судостроители из команды линкора перенесли SG-радар на грот-мачту в кормовой части трубы. Это было сделано на основании горького опыта «Саут Дакоты» у Гуадалканала.
4 марта «Массачусетс» прибыл в Нумеа на Новой Каледонии. Несколько месяцев линкор действовал в южной части Тихого океана. Он обеспечивал прикрытие конвоев и поддерживал операции в районе Соломоновых островов. 19 — 21 ноября 1943 года «Массачусетс» принимал участие в ударах по Макину, Тараве и Абемама (архипелаг Гилберта). 8 декабря линкор обстреливал японские укрепления на острове Науру. 29 января 1944 года корабль прикрывал авианосцы, атаковавшие Тараву, а 30-го бомбардировал Кваджелейн. Затем линкор поддерживал последовавшую 1 февраля высадку на этот остров.
С 17 по 18 февраля 1944 года «Массачусетс» с авианосцами и другими линкорами атаковал японскую твердыню на Труке. Эта старая база флота микадо («тихоокеанский Гибралтар») была очень сильно укреплена. С середины 1942 года она являлась основным пунктом базирования Объединенного флота. На аэродромах атолла в этот момент находилось без малого 400 самолетов. Двести из них стояли крыло к крылу в ожидании перегонки. Гавань была забита транспортами и боевыми кораблями. Первыми удар нанесли авианосцы. Атаку палубных самолетов довершил артобстрел. Очень полезно действовали гидропланы «Массачусетса» и других кораблей. Они вели разведку и подбирали с воды сбитых летчиков. Американцам удалось уничтожить более 200 самолетов, примерно 100 получили повреждения. Потопленный и выведенный из строя тоннаж составил 200 000 т. В том числе пошло ко дну одно из крупнейших торговых судов Японии, танкер «Тонан Мару № 3» (19209т), а также два легких крейсера и четыре эсминца. Несколько боевых кораблей получили повреждения. Набег на Трук и причиненный им ущерб произвели угнетающее впечатление на японцев. Объединенный флот больше здесь не базировался.
В 20-х числах февраля «Массачусетс» сыграл важную роль в отражении авианалетов на американские соединения, проводившие удары по островам Сайпан, Тициан и Гуам. В марте линкор продолжал участвовать в дальнейших атаках на Каролинские острова, а 22 апреля прикрывал вторжение в районе Холландия на Новой Гвинее. Тогда был высажен очень крупный десант (60 000 человек). На обратном пути целевая группа, в которую входил «Массачусетс», опять атаковала Трук.
1 мая линкор бомбардировал остров Понапе. Это был его последний обстрел перед уходом на ремонт в Пьюджет Саунд. Орудия корабля к тому времени чрезвычайно износились и нуждались в замене лейнеров. Ремонт продолжался до середины июля. Затем «Массачусетс» ушел в Пёрл-Харбор, а 1 августа покинул Гавайи и направился в зону боевых действий.
Линкор присоединился к армаде, готовящейся к походу в залив Лейте и высадке на Филиппинах, 6 октября. Он принял участие в нападении на Окинаву (10.10.1944). Целью этой операции было отвлечение японской авиации от Филиппин. 12 — 14 октября «Массачусетс» прикрывал авиагруппы, атаковавшие Формозу. Затем корабль в составе TG-38.3 принял участие в сражении в заливе Лейте 22 — 27 октября.
Зайдя на короткое время в базу на Улити, линкор опять вернулся к Филиппинскому архипелагу. 14 декабря в ходе вторжения на остров Миндоро он бомбардировал береговые объекты в районе Манилы. Три дня спустя «Массачусетс» выдержал свирепые удары природной стихии, пройдя через самый центр сильнейшего тайфуна. С конца декабря 1944-го и до февраля следующего года линкор принимал участие в боевых операциях в Южно-Китайском море, у Формозы и Окинавы. В период с 10 февраля по 3 марта «Массачусетс» прикрывал авианосные группы 5-го флота в ходе атаки Иводзимы и набегов на Хонсю. 17 марта линкор участвовал в ударах по Кюсю, успешно отражая отчаянные атаки камикадзе. Семью днями позже корабль бомбардировал Окинаву. В дальнейшем «Массачусетс» действовал в районе этого острова вплоть до окончания операции по его захвату.
5 июня линкор опять оказался на пути мощного тайфуна. Вскоре он ушел в залив Лейте для получения снабжения и краткого отдыха. Оттуда 1 июля «Массачусетс» направился к Японским островам и в составе 3-го флота принял участие в последнем наступлении войны. Он прикрывал авианосцы, наносившие удары по Токио, 14 июля бомбардировал металлургические заводы Камаичи на Хонсю, двумя неделями позже обстреливал индустриальный центр Хамамацу. 9 августа — опять артиллерийские налеты на Камаичи. В этот день линкору довелось произвести самый последний боевой выстрел из 16-дюймового орудия, прогремевший в ходе Второй мировой войны.
С 1942 года и до окончания боевых действий линейный корабль «Массачусетс» прошел 225 тыс. миль, участвовал в 35 боях, потопил или сильно повредил 5 кораблей противника, сбил 18 самолетов. За участие в войне он получил 11 боевых звезд.
27 марта 1947 года линкор был выведен в резерв и включен в состав атлантического резервного флота в Норфолке. 1 июня 1962 года его исключили из списков американских ВМС, но на слом не сдали. Поскольку «Большая Мейми» была широко известна и горячо любима в штате Массачусетс, 8 июня 1965 года ее передали мемориальному комитету. 14 августа того же года заслуженный корабль установили как памятник в устье реки Фолл Ривер. Там он находится по сей день.