«Алабама»

 

Линкор ВВ-60 «Алабама», последний корабль типа «Саут Дакота», вошел в со­став флота 16 августа 1942 года. В ко­мандование им вступил кэптен Джордж Б.Уилсон. 11 ноября, после пробных пла­ваний и всесторонних испытаний, линкор отправился в свой первый учебный по­ход в Чесапикский залив. Экипаж изучал и осваивал свой корабль. Затем были плавания в заливе Каско и опять в Че­сапикском заливе.

К тому времени битва за Атлантику была в самом разгаре, и новый линкор отправили в Портленд (штат Мэн), где он обеспечивал прикрытие авианосца «Рэйнжер», занимавшегося противоло­дочным патрулированием. После этого в компании с «Саут Дакотой» и пятью эс­минцами «Алабама» два месяца дей­ствовала совместно с английским Фло­том метрополии, базируясь на Скапа-Флоу. В тот момент английские линкоры сосредотачивались для активных опера­ций в Средиземном море, где планиро­вался захват Сицилии. А в Норвегии все еще оставались немецкие тяжелые ко­рабли, задача по нейтрализации которых и была возложена на «Алабаму» и «Саут Дакоту». Они составили ядро соедине­ния TF-22, обеспечивавшего проводку северных конвоев в Мурманск и обрат­но. В начале июня англо-американский флот захватил береговые объекты на Шпицбергене. В июле «Алабама» приня­ла участие в диверсионном рейде к бе­регам Южной Норвегии с целью отвле­чения внимания противника от Среди­земного моря и Сицилии. Что касается надежд американских экипажей померяться силами с «Тирпицем» и «Шарнхорстом», то им не суждено было сбыть­ся. Немцы не принимали вызова и оста­вались в своем скалистом логове.

1 августа 1943 года оба линкора по­кинули Северное море и направились через Панамский канал в Тихий океан. По дороге «Алабама» посетила верфь в Норфолке для текущего ремонта и не­большой модернизации. 14 сентября в районе архипелага Новые Гебриды ко­рабль присоединился к целевой группе TG-58.7 во главе с адмиралом Ли. Здесь был собран мощный кулак быстроходных линкоров трех типов. В группу входили шесть кораблей: «Айова», «Нью-Джер­си», «Норт Кэролайна», «Массачусетс», «Саут Дакота» и «Алабама». Последние два составили девятый дивизион линко­ров (BatDiv 9). Около полутора месяцев «Алабама» провела в учениях и трени­ровках в составе авианосных групп.

Вскоре для линкора настала пора пер­вых боев. Он присоединился к авианос­ной группе, готовящейся к захвату ост­ровов Гилберта. Операция, получившая название «Гальваник», проходила с 19 ноября по 8 декабря 1943 года. Кроме прикрытия авианосца «Йорктаун» лин­кор осуществлял бомбардировку бере­говых укреплений и аэродромов против­ника. Американские морские пехотинцы с благодарностью вспоминали «Алаба­му», когда обнаружили, что сделали ее 16-дюймовые снаряды с японскими бун­керами на Тараве в ходе обстрела 20 декабря. Затем корабль входил в группу прикрытия авианосца «Банкер Хилл». 26-го сказали свое первое слово его зе­нитные батареи, отразившие вражеский налет.

После захвата островов Гилберта «Алабама» переместилась на запад, чтобы 8 января 1944 года вместе с пя­тью другими быстроходными линкорами бомбардировать Науру. Во время об­стрела «Алабамой» было израсходова­но 535 снарядов главного калибра. По­вреждений к этому времени корабль не имел, но для текущего ремонта был на­правлен на Гавайи, забрав попутно де­вять японских военнопленных. Проведя около недели в Жемчужной гавани, «Алабама» получила новые бортовые винты и провела очистку и покраску кор­пуса.

21 января 1944 года линкор вошел в группу новейшего авианосца «Эссекс», которая готовилась к вторжению на Маршалловы острова. Предстояла масштаб­ная операция. К ней привлекалось 11 авианосцев, 8 линкоров, 6 крейсеров и 36 эсминцев. Начиная с 26 января «Ала­бама» обстреливала аэродромы на ост­рове Рой, на атолле Кваджелейн, скла­ды горючего и боеприпасов на Намюре и т.д. По неприятелю было выпущено 330 16- и 1562 5-дюймовых снарядов. 4 фев­раля линкор ушел на Маджуро для по­полнения боезапаса и краткого отдыха экипажа.

Затем 16 — 17 февраля были бои за Трук. «Алабама» участвовала в них в составе группы авианосца «Банкер Хилл». Следующей целью линкора ста­ли Сайпан, Тиниан и Гуам. Здесь в ночь с 21 на 22 февраля корабль получил свое первое повреждение. При ведении огня по японским самолетам у одной из 5-дюймовых башен не сработал меха­низм отслеживания допустимого угла обстрела. В результате два снаряда по­разили другую установку среднего калиб­ра. Один из них пробил броню и взорвался внутри башни. Второй зацепил левый край башни и сдетонировал сна­ружи. В результате погибли 5 человек, 11 получили ранения. Тем не менее лин­кор остался в строю и продолжал сра­жаться. Проведенное позже расследова­ние выявило производственный дефект предохранительных систем.

После завершения активных боев в этом районе корабль 26 февраля пришел на Маджуро. Некоторое время линкор был флагманом адмирала Митчера, а затем с 8 марта вошел в состав группы авианосца «Лексингтон». Последовали бои у островов Палау, Яп, Улити и Волеан. 29 марта «Алабама» доподлинно уничтожила свой первый самолет.

6 апреля корабль опять посетил Мад­журо для пополнения запасов, ремонта и дооснащения. Неделей позже линкор присоединился к авианосцу «Энтерпрайз». В составе соединения TF-58 «Алабама» приняла участие в боевых действиях в районе Новой Гвинеи, зали­ва Гумбольдта, в ударах по Труку, Понапе и других операциях. На Маджуро ко­рабль вернулся 4 мая. Опять были служ­ба вместе с «Биг Э» и подготовка к втор­жению на Марианские острова. В этой операции корабль под командованием кэптена Мерфи входил в состав TG-58.7 все того же «линкорного» адмирала Ли. Кроме «Алабамы», в соединении нахо­дились два ее систершипа, «Саут Да­кота» и «Индиана», а также ЛК «Ва­шингтон», «Норт Кэролайна», «Айова», «Нью-Джерси», четыре тяжелых крейсе­ра и 14 эсминцев.

С 12 июня «Алабама» снова в боях. Отражены попытки японцев атаковать группу «Энтерпрайза» во время ударов палубной авиации по Сайпану, проведен обстрел этого острова. Огонь велся с большого расстояния —в связи с тем, что не было тральщиков для очистки прибрежного района от мин. Затем «Ала­бама» приблизилась и била почти в упор. Однако большого опыта в бомбардиров­ках береговых укреплений у американ­цев еще не было. Несмотря на шестича­совой обстрел корабельной артиллерией, оборона противника оказалась «раз­мягченной» лишь незначительно, и при высадке морские пехотинцы встретили яростное сопротивление. В итоге захва­тить плацдармы на острове удалось лишь после упорной борьбы и весьма дорогой ценой.

Нападение американских ВМС на Сайпан и другие острова Марианского архипелага означало вторжение во внут­ренний периметр японской обороны. Это не могло не привести к масштабному столкновению главных сил противобор­ствующих флотов. Захват американца­ми Гуама, Тиниана и Сайпана давал воз­можность американским самолетам и подводным лодкам с баз на этих остро­вах перерезать коммуникации, ведущие в Ост-Индию. Бомбардировщики В-29 оттуда могли наносить удары по самой Японии. Для противодействия этому японское командование решило сделать все возможное.

13 июня первый мобильный флот вице-адмирала Одзавы вышел из бухты Тави-Тави (острова Сулу). Когда кораб­ли покидали якорную стоянку, на флаг­манском авианосце «Тайхо» был поднят тот же сигнал, что и на броненосце «Микаса» перед Цусимским сражением: «Судьба империи решается в этой бит­ве. Ждем, что каждый сделает все воз­можное». В этот же день японские авиа­носцы были обнаружены в море амери­канской подводной лодкой «Редфиш». Командующий 7-м флотом США адмирал Раймонд Спрюэнс узнал об этом неза­медлительно. Перехватить противника должно было 58-е оперативное соедине­ние вице-адмирала Марка Митчера. Сра­жение произошло 19 — 20 июня в Фи­липпинском море. «Алабаме» предсто­яло сыграть в нем особую роль, во мно­гом обеспечившую успех американцев.

Адмирал Дзисабуро Одзава сделал все возможное в его положении, чтобы достичь победы. В целом он прекрасно подготовился к боям и не допустил в их ходе ни одной ошибки. Под его командо­ванием была сосредоточена самая боль­шая в истории японских ВМС сила:

9 авианосцев (441 самолет), 5 линкоров, 7 крейсеров и 23 эсминца. Кроме того, действия первого мобильного флота должна была поддержать авиация с Ма­рианских островов.

58-е оперативное соединение превос­ходило противника в силах. Адмирал Митчер располагал 15 авианосцами (900 самолетов), 7 быстроходными линкора­ми (в их числе «Саут Дакота», «Индиа­на» и «Алабама»), 21 крейсером, 67 эс­минцами. Кроме общего превосходства американцев, было одно важное обсто­ятельство, увеличивавшее их шансы в предстоящей битве. Одзава упустил его из виду. Дело в том, что за предшеству­ющие дни американская авиация разгро­мила большинство аэродромов на Ма­рианских островах и уничтожила там много самолетов, которые по плану япон­ского командующего должны были при­нять участие в сражении. Только на Гуа­ме взлетные полосы остались нетрону­тыми.

Адмирал Одзава учел опыт предыду­щих сражений и прекрасно организовал разведку. 19 июня в 4.45, за два часа до рассвета, в воздух были подняты 16 гид­ропланов с линкоров и крейсеров. Затем в течение 45 минут еще две волны из 24 палубных и 3 катапультных самолетов ушли на восток (сравните с 7 гидропла­нами, высланными на разведку при Ми­дуэе). Японцы достигли цели. В 7.30 гид­росамолет первой волны сообщил, что видит неприятельские авианосцы. Одза­ва был хладнокровен и расчетлив. Он дождался подтверждения и только тог­да дал команду на взлет. С 8.30 до 8.56 две ударные волны (около 200 самоле­тов) поднялись в воздух и устремились к американскому соединению, которое все еще не могло обнаружить авианос­цы противника.

А тем временем американский флот оставался у Марианских островов. Ад­мирал Спрюэнс действовал неуверенно. Митчер давно предлагал совершить бро­сок на запад и навязать японцам реши­тельное сражение. Но Спрюэнс боялся, что Одзава может обойти его и ударить по амфибийным формированиям у Сай­пана. Вперед были выдвинуты лишь ли­нейные силы адмирала Ли (TG-58.7). Располагаясь между американскими авианосцами и направлением вероятно­го появления противника, они имели за­дачу принять на себя вражеские воздуш­ные атаки и вступить в артиллерийский бой, если возникнет необходимость.

В десятом часу утра новейший SK-pa-дар «Алабамы», один из немногих на флоте, захватил воздушную цель на очень большом расстоянии. Самолеты были обнаружены в 190 милях! Коман­дир линкора усомнился в достовернос­ти сообщений радиолокатора. Он потре­бовал перепроверить показания. От­вет— цель в 150 милях! Это было тут же сообщено командующему соединени­ем. Он не поверил и приказал линкору «Айова» подтвердить контакт. Время шло. Наконец, около 10.00 поступило подтверждение с «Айовы» — воздушная цель в 130 милях! Через десять минут на перехват японских самолетов были подняты все имевшиеся истребители.

Почти 450 «хэллкэтов» раскололи строй японских самолетов и учинили им форменный разгром. Началась «мариан­ская охота на индеек», как впоследствии станут называть это сражение. Затем загрохотали орудия линкоров адмирала Ли, сбивая немногих преодолевших ис­требительный заслон. Первая волна авиации Одзавы добилась единственно­го успеха — бомба попала в «Саут Да­коту». Один самолет врезался в борт «Индианы», не нанеся ей серьезного ущерба. Остальные корабли остались невредимы. К авианосцам адмирала Митчера не прорвался ни один самолет противника.

В 11.07 радар снова предупредил о приближении японской авиации. Это были 109 самолетов второй волны. «Хэллкэты» устремились к ним навстречу. Сквозь завесу истребителей прошли только 20 самолетов. И опять они совер­шили роковую ошибку, атаковав изрыгающие море огня линкоры. Почти все были сбиты. Лишь шесть скоростных пикировщиков «Джуди» смогли про­рваться к авианосцам. Однако прямых попаданий они не достигли. Было не­сколько близких разрывов без поврежде­ний кораблей. При этом погибло 4 и по­лучило ранения 19 человек. Так же без­результатно закончилась атака авианосцев несколькими прорвавшимися торпе­доносцами «Джилл».

Тем временем Одзава поднял в воз­дух третью ударную волну из 47 само­летов. Часть из них не нашла противни­ка и вернулась на свои авианосцы. Ос­тальных (около 20 самолетов) опять пе­рехватили американские истребители. Попаданий в корабли не было. Четвер­тую волну из 82 самолетов постигла та же участь.

К трем часам дня небо над американ­ским соединением очистилось. Воздуш­ного противника не стало. Но не было и сведений о японских кораблях. За все это время воздушная разведка 58-го соеди­нения так и не смогла их обнаружить.

Однако авианосцы Одзавы давно уже были найдены и атакованы подводными лодками. Еще в 9.10 одна из них, «Альбакор», выпустила шесть торпед в тяже­лый авианосец «Тайхо» и добилась по­падания. Цели могла достичь и вторая торпеда, но этому помешал доблестный пилот Саке Комацу. С воздуха он заме­тил идущую к родному кораблю торпеду и, ни секунды не колеблясь, спикировал и взорвал ее своим самолетом. Отваги японцам хватало с избытком, но того мастерства, которым ранее заслуженно гордился императорский флот, уже не было. Поначалу ничто не предвещало катастрофы для «Тайхо», но его судьба уже была предрешена. Неопытный ко­мандир аварийной партии запустил вен­тиляторы, чтобы продуть отсеки, запол­нившиеся парами бензина из поврежден­ных танков. Затем была сделана неуме­лая попытка откачать разлившееся ко­тельное топливо, в качестве которого японцы использовали сырую нефть с 'Борнео, содержавшую много летучих фракций, которые испарялись не хуже бензина. В результате почти через семь часов после торпедирования в ангаре прогремел ужасный взрыв. Корпус авиа­носца оказался пробитым в нескольких местах и стал быстро заполняться водой. Корабли прикрытия едва успели снять адмирала Одзаву со штабом и портре­том императора, а также около 500 из 2150 человек экипажа. Вместе с «Тайхо» пошли на дно 13 остававшихся на борту самолетов.

Похожая история произошла с тяже­лым авианосцем «Сёкаку». В 12.20 в него попали три торпеды, выпущенные под­водной лодкой «Кавэлла». Корабль был серьезно поврежден, вспыхнули пожары. С большим трудом аварийные партии взяли ситуацию под контроль. Однако взрывоопасные пары распространились по всему авианосцу, а несколько позже, в 15.00 мощный взрыв разворотил его корпус. Объятый пламенем «Сёкаку» быстро затонул, унеся с собой на дно 1263 члена экипажа и 9 самолетов.

Даже потеряв два авианосца, Одзава не отказался от намерения продолжить битву. Однако в течение следующих су­ток его уже немногочисленная авиация не смогла найти американские корабли и снова нанести удар по ним. Наконец, 20 июня в 15.00 японский флот сам был обнаружен самолетами с «Энтерпрайза». Адмирал Митчер принял решение атако­вать, несмотря на позднее время. Это означало, что возвращаться и садиться на палубы самолетам придется в темно­те. В результате проведенной атаки были потоплены авианосец «Хиё» и два тан­кера. Многие корабли получили повреж­дения. Японцы лишились также 65 само­летов. На этот раз и у американцев были серьезные потери в авиации. Из 216 по­сланных в атаку самолетов 20 сбили япон­цы, а еще 80 разбились или затонули в ходе кошмарной ночной посадки на авиа­носцы. Всего за два дня боев американ­цы лишились 129 самолетов — много, но все же гораздо меньше, чем противник.

Подсчитав потери, Одзава решил прекратить сражение. На палубах его авианосцев оставалось только 34 само­лета. Все остальные были уничтожены. Крайне неохотно японский адмирал по­вернул уцелевшие корабли на север — к Окинаве и Японии. Недолгая погоня не принесла американцам успеха, и са­мая крупная битва на Тихом океане за­вершилась. Японские авианосцы боль­ше никогда не атаковали по своей воле корабельные соединения флота США. Их авиагруппы были перемолоты. Истребители и зенитные орудия американ­цев уничтожили около 400 палубных и 100 базовых самолетов противника, не считая гидропланов с линкоров и крей­серов. Стране Восходящего солнца оставалось только перейти к глухой обо­роне. Адмирал Одзава стремился столь упорно к продолжению боя, так как предполагал, что американские потери сравнимы с его собственными. Он, воз­можно, прекратил бы сражение уже пос­ле двух-трех первых атак, если бы знал правду о мизерном ущербе противника при столь масштабном избиении япон­ской авиации.

Вклад линкора «Алабама» в этот ус­пех трудно переоценить. Дальнее обна­ружение воздушного противника локато­ром корабля стало исключительно важ­ным моментом, позволившим хорошо организовать «марианскую охоту на ин­деек» и избежать больших потерь. Сам линкор не получил в ходе битвы никаких повреждений. После боя командующий передал по радио, так чтобы приняли все корабли: «Айова» — хорошо сделано. «Алабама» — очень хорошо сделано». Лаконично, но весьма красноречиво!

Линейный корабль «Алабама» еще много дней обеспечивал охрану амери­канских амфибийных сил в боях за Ма­рианские острова. В июле он принял уча­стие в операции по взятию старой базы флота США на Гуаме, захваченной япон­цами в начале войны. Затем линкор ушел на атолл Эниветок для получения снабжения.

14 июля «Алабама» возвратилась к острову Гуам под флагом контр-адмира­ла Хэнсона. Он командовал 9-й дивизи­ей линейных кораблей, действовавшей с группой авианосца «Банкер Хилл». Линкор «Алабама», как обычно, обеспе­чивал ПВО и бомбардировку береговых целей в ходе высадки морской пехоты, начавшейся 21 июля. 11 августа корабль на короткое время посетил Эниветок, а затем вошел в группу авианосца «Эссекс», нанесшую 6 — 8 сентября удар по Каролинским островам, Палау, Улити и Яп.

С баз на Каролинах началось наступ­ление на Филиппинский архипелаг. В сен­тябре в составе TF-38 «Алабама» уча­ствовала в атаках на Себу, Лейте, Негрос и другие острова, также в операциях про­тив центральной части Филиппин и дей­ствиях в Манильском заливе. В конце месяца линкор зашел на Сайпан для пополнения запасов, а 1 октября вернул­ся на Утили.

Дальше были Окинава, Пескадоры и Формоза. Затем «Алабама» опять дей­ствовала в районе Филиппинского архи­пелага. 14 октября линкор вошел в со­став авианосной группы, нацеленной на Лусон. Атака началась четырьмя днями позже. В этих боях «Алабама» сбила три самолета и один повредила. Настала очередь Лейте. Американский десант высадился на острове 20 октября. «Ала­бама» прикрывала авианосцы, наносив­шие многочисленные удары по Себу, Негросу, Панаю, северному Минданао и Лейте.

Вскоре японцы предприняли послед­нее отчаянное усилие, чтобы остано­вить американское продвижение. Они собрали практически все силы ВМФ, ко­торые еще у них остались. 25 — 26 ок­тября японские корабли и самолеты треть­его и пятого флотов, а также южной группы атаковали ВМС и амфибийные силы США. «Алабама» входила в группу авианосца «Энтерпрайз» и, как обычно, надежно «закрывала» воздух в ближней зоне. Метание американских ударных соединений между проливами Суригао и Сан-Бернардино и нерешительность адмирала Куриты не позволили быстро­ходным линкорам померяться силами с «Ямато». Тем не менее для японцев сра­жение завершилось потерей четырех авианосцев у мыса Энганьо и кардиналь­ным ослаблением всего флота.

После кратковременного захода в базу на Улити линкор вступил в состав группы нового «Хорнета» (типа «Эссекс») и уча­ствовал в ударах по Лусону и Миндоро. 30 октября «Алабама» опять пополнила запасы в тылу (о. Улити), а с 3 ноября по­стоянно находилась на переднем крае. 24-го — очередной заход на Улити. Око­ло двух недель заняли учения, обслужи­вание и мелкий ремонт. Затем — снова действия в районе Филиппин.

В середине декабря между Лусоном и Улити «Алабаму» застиг сильный тай­фун. Утром 18-го линкор оказался в об­ласти его «глаза», где ветер достигал 80 узлов, а волны — 20-метровой высоты. Корабль выдержал удары стихии, хотя временами размах его качки доходил до 30°. Были лишь смыты за борт оба гид­роплана и катер. Другим повезло мень­ше. Входившие в группу «Алабамы» эс­минцы «Халл», «Монахан» и «Спенс» перевернулись и затонули с большими жертвами. Получили повреждения, по крайней мере, восемь авианосцев. 19 де­кабря шторм утих, и потрепанные кораб­ли смогли двинуться к базам для исправ­ления повреждений.

Рождество «Алабама» встретила на Улити, а затем направилась в Бремер­тон (штат Вашингтон) для ремонта и модернизации на местной верфи. Это делалось основательно и заняло более двух месяцев (12.1 —17.3.1945), вклю­чая почти 40 дней, проведенных в сухом доке (с 18 января по 25 февраля). Прой­дя небольшой тренировочный курс у бе­регов Калифорнии, 4 апреля линкор дви­нулся из Сан-Диего на запад к театру завершающейся войны. 28 апреля ко­рабль присоединился на Улити к TF-58.

В течение еще четырех месяцев аме­риканский флот вел боевые действия в районе Филиппин, Индокитая, Тайваня, Иводзимы, Окинавы и островов япон­ской метрополии. В операцию «Айсберг» (захват Окинавы) линкор «Алабама» включился 9 мая, когда он оставил базу на Улити в составе группы авианосца «Энтерпрайз». Американский флот в ходе боев подвергся массовым атакам камикадзе. Немногие суда закончили эту операцию невредимыми. Среди счаст­ливчиков оказалась и «Алабама». Ее зенитчики уничтожили два самолета и повредили третий. Линкор в компании с «Индианой» и «Массачусетсом» не­сколько раз бомбардировал береговые цели. 11 июня американский контроль над островом был, наконец, установлен, и «Алабама» ушла в базу Сан-Педро в северной части залива Лейте. До того (4 — 5 июня) линкор еще раз угодил в жесточайший шторм. Впрочем, и на этот раз ущерб был незначительным, хотя другие корабли отделались не столь лег­ко (30 из них были сильно повреждены). Тяжелый крейсер «Питсбург», например, лишился носовой части.

Следующей целью стали острова японской метрополии. С 10 по 14 июля «Алабама» прикрывала авианосцы, на­носившие массированные удары по Хон­сю, Кюсю и Хоккайдо. Затем линкор при­соединился к группе кораблей британ­ского флота и участвовал в обстреле про­мышленного района в восьми милях к северо-востоку от Токио (18 — 19 июля).

После ядерных бомбардировок 6 и 9 августа японское руководство больше думало не о сопротивлении, а о капиту­ляции. 2 сентября это свершилось. Тре­мя днями позже «Алабама» побывала в Токийском заливе, а через две недели отправилась домой с 700 ветеранами Окинавы на борту (операция «Волшеб­ный ковер»). 15 октября заслуженный корабль прошел под мостом Золотые Ворота в залив Сан-Франциско, а 29-го прибыл в свой порт приписки Сан-Педро. Там «Алабама» оставалась до 27 февра­ля 1946 года, а затем перебазировалась в Сиэтл. 9 января следующего года ко­рабль вывели в резерв, и он числился в нем вплоть до момента исключения из списков флота 1 июня 1962 года.

В это время многие линкоры пошли в утиль. Но «Алабаму» судьба пощадила. Группа энтузиастов штата, имя которого носил корабль, организовала сбор средств для создания мемориала. Его местом был выбран залив Мобил в ус­тье одноименной реки. Разумеется, это в Алабаме, то есть на побережье друго­го, Атлантического, океана. Стоимость работ по извлечению старого линкора из «нафталина», его транспортировке на расстояние 5600 миль и оборудованию мемориала составляла 1 млн. долл. Деньги нашли интересным способом. Был создан добровольный «флот штата Алабама». Каждый из волонтеров, кто пожертвовал 100$, получал чин контрад­мирала. Вклад в 500 и 1000 долларов давал звания соответственно вице- и полного адмирала. Нужная сумма была собрана довольно быстро. Теперь в этом «флоте» только один линкор, но больше адмиралов, чем в любом другом (воз­можно, за исключением аналогичных «ВМС» штата Техас).

16 июня 1964 года США передали ста­рый корабль в собственность штата Ала­бама. Вскоре с него удалили винты, что­бы не создавать сопротивления при бук­сировке, и линкор в последний раз от­правился в поход. 14 сентября он дос­тиг места своей последней стоянки. Сей­час «Алабама» является центром мемо­риального парка и открыта для посети­телей, на которых она производит неиз­гладимое впечатление своей мощью...