Общая оценка проекта
ВСЁ-ТАКИ ЛУЧШИЙ ДОГОВОРНЫЙ ЛИНКОР?
На американских сайтах сети Internet можно найти оценки в баллах боевых характеристик линейных кораблей последнего поколения. Суммарный рейтинг «35 000-тонников» всегда в пользу «Саут Дакоты». На второе место в этом подклассе, как правило, ставят «Ришелье». Одновременно те же аналитики, сравнивая «Ямато» и «Айову», отдают пальму первенства американскому кораблю. Однако ему, казалось бы, несравненно труднее устоять в схватке с японским гигантом, чем «Ришелье» в бою с «Саут Дакотой». Попробуем разобраться в этой ситуации без мешающего американцам патриотизма.
Прежде всего, рассмотрим чисто «линкорные» характеристики, то есть комплекс защиты и главной артиллерии.
У «Саут Дакоты» масса брони оказалась весьма умеренной (заметно меньше, чем у «Бисмарка», «Ришелье» и «Кинг Джордж V»). Однако на фоне европейских «35 000-тонников» система бронирования этих американских линкоров выглядит очень рациональной, сбалансированной и вполне надежной — как в ближнем, так и в дальнем бою. Верхняя палуба обеспечивала активацию взрывателей и «сдирание» бронебойных наконечников любых снарядов и авиабомб. Толстая и высоко расположенная (по кромкам пояса) главная бронепалуба создавала большой забронированный объем при хороших защитных свойствах. Комплекс внутреннего наклонного пояса и бортовой противоосколочной обшивки близок к оптимуму для данной схемы (несколько хуже «Айовы», но лучше, чем у «Ришелье» с его 10-мм внешним бортом, практически не усиливавшим поясное бронирование). Все это прекрасно сочетается с 16-дюймовым главным калибром, который был исключительно хорош на дальних дистанциях и достаточно эффективен в ближней зоне. Экипажи «Саут Дакоты» и ее систершипов постоянно стремились бросить вызов линейным кораблям противника. Однако никто не осмелился добровольно его принять.
Сравнение средней артиллерии однозначно в пользу линейных кораблей США. Она была по-настоящему универсальной, и ее отличные зенитные качества давали массу преимуществ. В годы Второй мировой войны это оказалось исключительно важным аспектом. 133-мм пушки английских линкоров типа «Кинг Джордж V» заметно уступали американским 5-дюймовкам по скорострельности. А у «Ришелье» 152-мм орудия, формально считавшиеся универсальными, были малопригодны для стрельбы по скоростным воздушным целям типа пикирующего бомбардировщика. В результате средний калибр пришлось дополнить 100-миллиметровками.
Что касается легкой зенитной артиллерии и радарных систем управления огнем, то новые американские линкоры, бесспорно, лучше всех иностранных. Правда, напрямую относить это к оценке проекта не совсем корректно. Ведь здесь главную роль играли научно-технический прогресс и качественное совершенствование промышленной базы, происходившие уже в ходе войны. Но быстрое поражение и последовавшая за ним .капитуляция лишили французов возможности дооснащать и модернизировать свои линкоры, хотя до 1940 года по уровню развития радиолокации они находились в числе лидеров. В области систем управления огнем, основанных на оптике, следует признать приблизительный паритет всех ведущих морских держав. Тем не менее, американская GFCS имела некоторое превосходство, которое увеличивалось по мере совершенствования артиллерийских РЛС. ПВО всех трех типов новых линкоров США вообще не имела себе равных. В данном аспекте был достигнут идеальный результат для ствольной артиллерии. Существенно улучшить что-либо стало возможно только в эпоху управляемых зенитных ракет.
По дальности плавания и автономности американцы опять же впереди всех. 17 000 миль «Саут Дакоты» полностью отвечали специфике действия ВМФ США. Американские линкоры постоянно находились в реальном деле, вполне соответствуя девизу адмирала Макарова: «В море — дома». Кроме того, располагая огромным запасом топлива, они делились им с эскортными эсминцами, чем давали последним возможность сопровождать себя в дальних походах.
Теперь о недостатках проекта «Саут Дакоты». Они, разумеется, есть. Прежде всего это касается противоторпедной защиты. Она была откровенно слаба. Проектировщики «Саут Дакоты» и «Ришелье» выполняли почти одинаковую и весьма скромную задачу — обеспечить защиту от взрыва торпеды или мины с тротиловым эквивалентом в 300 — 318 кг. Алан Чантри лишь реализовал это техническое задание. Трудно сказать, смог ли бы он в рамках 35 тыс. т сделать что-то большее, сохранив неизменными ширину корабля, скорость, бронирование и вооружение. Как бы там ни было, а подводная защита «Ришелье» оказалась более надежной. Ее глубина (7 м) превышала аналогичный параметр ПТЗ «Саут Дакоты» в среднем на 28%. Кроме того, французский линкор имел в первом от борта отсеке водоотталкивающий материал (ebonite mousse). Тем самым уменьшалось количество воды, принимаемой при повреждениях и контрзатоплении, что позволяло выдерживать большее число подводных взрывов в рамках запаса плавучести. Впрочем, как оказалось, надежной подводной защиты от современных торпед в те годы не имел ни один линкор мира. Многие из них даже уступали «Саут Дакоте». Например, глубина ПТЗ английского ЛК «Кинг Джордж V» составляла лишь около 4 м. Знаменитый «Бисмарк» имел 5,4 м. Громоздкая противоторпедная защита «Витторио Венето» (в среднем 7,22 м, а по миделю даже 7,57 м) была сконструирована неудачно. Устранение повреждений в ней представляло собой серьезную проблему. Пожалуй, только «Ришелье» и гигантский «Ямато» (глубина ПТЗ 7,15м) можно считать в какой-то степени отвечающими требованиям последней мировой войны. Несмотря на небольшое водоизмещение, в этом отношении неплохо выглядит и «Дюнкерк». Второй недостаток «Саут Дакоты» — довольно низкая скорость. Новые американские линкоры двух первых типов были самыми тихоходными из «35 000-тонников»—лишь 27 — 27,5 узла (для сравнения: «Ришелье» — 31 узел, «Бисмарк» — 30 узлов, «Витторио Венето» -29 — 30 узлов, «Кинг Джордж V» — 28 — 29 узлов). Тем самым «Саут Дакота» и ее систершипы попадали в сложные условия при тактическом взаимодействии с авианосцами, которые им так часто приходилось прикрывать. Не хватало какой-то пары узлов. Линкоры постоянно немного отставали от своих подопечных. Особенно, когда авианосцы маневрировали на полной скорости, уклоняясь от атак авиации, или разгонялись, чтобы облегчить взлет и посадку палубных самолетов. Именно в такие, самые острые моменты боевой работы, прикрывающие линкоры с их мощными зенитными батареями плелись где-то позади.
Мореходность — качество очень важное для линкоров США. Они находились в море гораздо больше, чем корабли других стран, часто попадали в штормовую обстановку и оказывались на пути тайфунов. По этому показателю «Саут Дакота» выглядит весьма посредственно. Правда, у «Бисмарка» и «Кинга Джорджа V» мореходность была не лучше. А вот «Ришелье», с его длинным корпусом и высоким надводным бортом (9,33 и 6,58 м соответственно в носу и корме), всегда оставался гораздо более «сухим» и в шторм мог держать больший ход.
Подведем итоги. Лучшими типами линейных кораблей 35 000-тонного подкласса представляются «Саут Дакота» и «Ришелье», наиболее сбалансированный из «европейцев». Первый был мощно вооруженным, но относительно тихоходным. Второй представлял собой скоростной вариант договорного линкора. Невозможно отдать одному из них решительное предпочтение. «Вашингтонские» линкоры всех других типов по комплексу характеристик заметно уступали «Саут Дакоте». Если бы противником этого американского линкора оказался именно «Ришелье», то дальний бой для него был бы невыгодным. Орудия «Саут Дакоты» начинали поражать палубную броню цитадели французского корабля с дистанции примерно 25 — 26 км. 380-мм пушки «Ришелье» делали то же самое с горизонтальной защитой американского «противника» только с расстояния около 30 км. Применение уменьшенных зарядов могло несколько сократить этот предел. В ближнем бою шансы «Ришелье» заметно увеличивались. Хорошая настильность траектории снарядов его орудий давала большую вероятность попаданий. О взаимном пределе ЗСМ на коротких дистанциях судить сложно. Готовых расчетов по современным методикам не имеется. Однако, учитывая более эффективное действие «необезглавленных» американских снарядов, можно ожидать небольшого различия для двух этих кораблей. В целом итог открытой «дуэли» предсказать трудно.
«Саут Дакота» имела преимущество в качестве систем управления стрельбой.
Прежде всего, это касается артиллерийских РЛС. В свою очередь, значительно больший ход «Ришелье» позволял ему выбирать дистанцию боя. Следует иметь в виду, что уязвимые надстройки и оконечности обоих типов линейных кораблей поражались бы в первую очередь Это могло привести к выходу из строя систем управления огнем, снизить скорость и нарушить управляемость со всеми вытекающими последствиями для дальнейшего хода сражения. Разумеется, нельзя не признать доминирующей роли боя на дальних дистанциях. Особенно на просторах экваториальных вод Тихого океана. У «Саут Дакоты» здесь серьезные козыри. С расстояния примерно 28 — 28,5 км линкор данного типа может поражать даже горизонтальную защиту «Ямато» (причем высокое качество американской системы GFCS давало неплохие шансы на успех). Орудия «Ришелье» пробить бронепалубу японского гиганта не могли, но при столкновении «один на один» быстроходный французский линкор легко уходил от столь мощного противника. В случае ближнего боя «Ямато» имел бы заметное превосходство над всеми 35 000-тонными линкорами. Его 460-мм пушки посбивали пояс «Ришелье» примерно с 20 — 22 км, а «Саут Дакоты» — даже с 23 — 25 км. При этом борт собственной цитадели «японца» оставался относительно неуязвимым до 14 — 15 и 11 -13 тыс. м под огнем, соответственно, французского и американского линкоров В этой связи достаточно убедительно в бою с «Ямато» выглядит «Айова», располагающая всеми плюсами скоростного корабля при лучшей бортовой защите и главной артиллерии в сравнении с «Саут Дакотой».
Имелась ли у американских конструкторов возможность разработать более удачный проект, не изменяя его общей концепции (водоизмещение 35 000 / 27 узлов, 16-дюймовые орудия и адекватная им зашита)? Здесь, пожалуй, существовал только один резерв, в свое время отвергнутый генеральным советом ВМФ США — упаковать главный калибр в две четырехорудийные башни вместо трехорудийных. Сократился бы не только вес артиллерии, но и броневой цитадели, которая становилась короче. За счет такой экономии можно было рассчитывать на пару лишних узлов скорости. Вероятно, кое-что удалось бы сделать и в части улучшения ПТЗ, если отменив «панамские» ограничения.
Тем не менее, и реализованный проект является весьма удачным. В этой связи нельзя не отметить дальновидность американских любителей флота и администрации штатов Алабама и Массачусетс, которые сохранили два таких прекрасных корабля для своих потомков и для всего мира.