Широкое применение мин в ходе Первой мировой войны вызвало появление новых подклассов тральных кораблей. Для обеспечения выхода главных сил флота из базы по фарватерам в собственных минных полях и действий в районах возможных минных заграждений противника требовались тральщики со скоростью, равной скорости соединения. Доктрина "Малой войны на море" одним из главных тактических элементов кораблей считала скорость. Но эскадренные тральщики в составе РККФ отсутствовали.
Первые тактико-технические требования к будущему тральщику были разработаны УМС РККА еще в 1925 г. За основу был взят проект корабля дореволюционной постройки типа "Клюз". Предполагалось, что новый 500-тонный тральщик должен иметь скорость полного хода не ниже 16 узлов, быстроходный и тихоходный тралы, две 47-мм пушки и счетверенный зенитный пулемет, а также принимать до 30 мин и 20 глубинных бомб. Однако по "Шестилетней программе военно-морского судостроения", утвержденной в 1926 г., строительство тральщиков из-за финансовых и технических трудностей не планировалось.
Принятым в 1927 г. "Наставлением по боевой деятельности тралящих кораблей" эскадренные тральщики должны были составлять ядро тральных сил; главными их качествами указывались быстроходность, мореходность и способность работать всеми системами тралов. Применение предполагалось во всех случаях, когда требуется соблюдение быстроты и скрытности. Виды тральных работ: разведывательное траление вне прибрежной полосы, определение границ минных заграждений в отдаленных районах, уничтожение выявленных заграждений. В своих водах вне прибрежной полосы эскадренные тральщики должны были использоваться лишь в крайнем случае. При разработке проекта требовалось совместить удовлетворительные мореходные качества с малозаметным силуэтом. Скорость хода должна соответствовать скорости эскадры или отряда в море, то есть быть в пределах 18 - 20 узлов. Район действия тралящих кораблей - около 1500 миль, автономность - 5 - 6 суток.
Артиллерийское вооружение должно быть достаточным, чтобы обеспечить самооборону корабля от нападения с воздуха и возможных атак легких сил и подводных лодок противника. Кроме того, предусматривалось размещение глубинных бомб и мин заграждения. Прочие требования: энергетическая установка -двухвальная (для облегчения эволюции с тралами, особенно во время очистки трала); топливо, ввиду частых приемок, - жидкое; в числе шлюпок должен быть моторный катер, снабженный тралом-подсекателем и катерным тралом (для прохождения через мелко поставленное заграждение); сильные буксирные приспособления; радиостанция соответствующей мощности и прочие средства наблюдения и связи.
После обсуждения Реввоенсоветом СССР доклада начальника Штаба РККА Б.М.Шапошникова "Об уточнении пятилетнего плана строительства РККА" 13 июня 1930 г. было решено дополнить программу на оставшиеся три года первой пятилетки строительством десяти тральщиков (по пять для Балтийского и Черного морей). Сдача первых шести намечалась в 1933 г. Водоизмещение устанавливалось в 350 т, корпус - с полубаком, осадка в полном грузу - не более 2 м. Двухвальная дизельная установка должна была обеспечить скорость полного хода без тралов не менее 18 узлов (с тралами - 15 узлов) и дальность плавания не менее 800 миль полным ходом. Состав артиллерии изменился: появилось орудие калибра 102 мм, два 37-мм зенитных автомата и два крупнокалиберных пулемета. Особо оговаривалась "простота и даже грубость постройки" при "дешевизне" и "надежности", чтобы обеспечить возможность массового строительства однотипных тральщиков в военное время.
Эскизное проектирование быстроходного тральщика (БТЩ - так классифицировались новые корабли) велось кораблестроительной секцией НКТМ под руководством Ю.А.Шиманского и завершилось в октябре 1930 г. Реввоенсовет утвердил эскизный проект 25 апреля 1931 г. Разработка общего проекта была поручена недавно организованному Центральному конструкторскому бюро спецсудостроения (ЦКБС) "Союзверфи". Работы вел инженер-кораблестроитель Л.В.Дикович (этот проект стал его первой самостоятельной работой); ему помогали Ф.П.Мурагин и Г.И.Вераксо. Представителем Комнаба (Комитет по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей) УМС был назначен военинженер 1 ранга Н.М.Алексеев. Советские кораблестроители постарались использовать боевой опыт лучших русских и зарубежных тральщиков периода Первой мировой войны. Проекту был присвоен индекс "проект 3", и его разработка была закончена к концу 1931г. В связи с принятием более технологичной конструкции корпуса водоизмещение увеличилось до 400 т при прежних размерениях.
Технический проект был окончательно утвержден Реввоенсоветом 27 марта 1932г. и предусматривал стандартное водоизмещение БТЩ в 383 т, а полное - в 433 т. Корабль должен был иметь два комплекта параван-тралов, тралы Шульца, змейковый и электромагнитный тралы (для борьбы с неконтактными минами). На тральщики возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров, маневренных районов и минных полей; уничтожение обнаруженных заграждений; проводка отдельных кораблей и соединений, караванов транспортов через опасные районы; постановка минных полей и борьба с субмаринами противника.
Освоение дизельной энергетики стало новым делом для конструкторов ЦКБС, так как они ранее имели опыт работы только с котлотурбинными установками. Общее руководство проектированием и отработкой дизельных двигателей осуществлял начальник механического отдела ЦКБС А.В.Сперанский, а ведущим инженером по дизелям был назначен молодой сотрудник А.К.Грейнер. Разработку рабочих чертежей БТЩ курировал начальник корпусного отдела бюро (с 1932 г. - ЦКБС-1) корабельный инженер А.И.Маслов, а наблюдение за их разработкой осуществлял старший приемщик Комнаба военинженер 1 ранга А.Э.Цукшвердт. Окончательно выпуск рабочих чертежей проекта 3 был завершен в апреле 1934 г.