Вышедший из Кронштадта в Таллин в полночь 7 августа конвой состоял из шести судов, включая турбоэлектроход "Вячеслав Молотов" и госпитальное судно "Сибирь", посланные для вывоза около 4000 раненых бойцов из таллинских госпиталей. Не имея свободных сил, командование ОВР Кронштадтской ВМБ смогло выделить для проводки конвоя за тралами лишь два БТЩ - "Верп" и "Кнехт", а в охранении находились всего один катер МО и два торпедных катера. Впрочем, ПВО конвоя обеспечивалось также возвращавшимся из ремонта и присоединенным к конвою эскадренным миноносцем "Сметливый", командира которого назначили командиром конвоя. Безостановочный переход в Таллин благодаря хорошей видимости был совершен в течение почти 24 часов, без особых происшествий.
Рано утром 11 августа из Таллина в Кронштадт вышел обратным рейсом турбоэлектроход "Вячеслав Молотов", на борту которого находилось более 2500 раненых бойцов и эвакуированных граждан. Для обеспечения перехода этого судна по новому фарватеру в средней части Финского залива были выделены БТЩ "Крамбол", "Буй" и "Бугель", эсминец "Стерегущий", посланный в Кронштадт для ремонта, и четыре катера МО. Два БТЩ шли в строю уступа, а третий - "Бугель" - держался в кильватер концевому. Таким образом проводимые корабли, шедшие в кильватер концевому БТЩ, прикрывались двумя рядами тралов и. кроме того, на них по общему правилу были поставлены параванные охранители.
Проверить на опыте этой проводки преимущества нового построения не удалось, потому что в 7.30, незадолго до попадания конвоя на минное заграждение "И-6", на "Бугеле" вследствие повреждения одной машины пришлось убрать трал, после чего он вступил в кильватер "Вячеславу Молотову". В 8.13 трал БТЩ "Буй" был перебит взрывами минных защитников на линии "И-61", а затем при уборке трала тралящая часть по оплошности командира корабля была намотана на винт, из-за чего пришлось остановиться. Проводка продолжалась за тралом одного лишь БТЩ "Крамбол", но в 8.22, пересекая южную часть заграждения "И-60", он подорвался на мине и через четверть часа затонул. Катера МО и шлюпки, спущенные с турбоэлектрохода, спасли личный состав погибшего корабля. Тем временем "Стерегущий", обходя разломившийся пополам тральщик, в 8.27 подсек параваном мину ЕМС, от взрыва которой получил повреждения, не позволившие развивать скорость более 10 узлов. Миноносец пошел самым малым ходом, и на нем убрали параванный охранитель.
В результате всех этих происшествий впереди "Вячеслава Молотова" не осталось ни одного корабля с поставленным тралом, и на нем решили самостоятельно выйти с минного поля. Через две минуты после подрыва БТЩ на мине командир конвоя, "не имея возможности отворачивать или стопорить", решил форсировать заграждение, для чего на "Стерегущем" увеличили ход до 13 узлов, а на турбоэлектроход было передано приказание держать точно в кильватер эсминцу. На "Молотове" не исполнили этого приказания и, как уже говорилось, занялись спасением личного состава подо- рвавшегося тральщика. Только около 9.30 турбоэлектроход вступил, наконец, в кильватер "Стерегущему". К этому времени "Бугель" устранил повреждение в машине, зато на БТЩ "Буй" лебедка параванного трала оказалась поврежденной (при взрыве мины в 8 часов). По приказанию командира конвоя "Буй" пошел головным без трала. На БТЩ "Бугель" поставили параванный трал, а на "Стерегущем" - параванный охранитель. Около 10.00 южный ветер начал свежеть, пошел дождь, видимость уменьшилась до нескольких кабельтовых. Через 20 минут опять произошла задержка, вызванная взрывом мины в трале "Бугеля" (при пересечении заграждения "И-28"). Ввиду повреждения трала пришлось уменьшить ход, чтобы дать возможность БТЩ "Буй" поставить змейковый трал. Через час с лишним "Бугель" снова поставил параван-трал, а "Буй" убрал змейковый трал. Несколько ранее этого на "Стерегущем" ликвидировали повреждение, полученное при взрыве мины, что позволило увеличивать ход до 18 узлов.
Минное поле противника уже было форсировано, и на остальном пути не должно было встретиться затруднений, но из-за частых задержек и движения малым ходом при усилившемся южном ветре шедшие по счислению корабли сносились к северу, что привело к выходу из протраленной полосы. В 12.56, тотчас после поворота на курс 90°, в трале БТЩ "Бугель" взорвалась мина и, кроме того, тралом были подсечены еще три мины. "Стерегущий" при засвежевшем ветре, удерживаясь в протраленной полосе и управляясь машинами "враздрай", с трудом проскочил в интервале между двумя подсеченными минами, из которых одна прошла близко к кормовому отводу. Большое искусство управления кораблем потребовалось и на сильно дрейфовавшем турбоэлектроходе, оставившем одну из подсеченных мин в трех-четырех метрах от борта.
Через несколько минут трал "Бугеля" был перебит минным защитником (на линии "24-А"), пришлось снова ставить змейковый трал на БТЩ "Буй", скорость хода уменьшили до самого малого. Тем временем прояснело, и в 13.21 определение места на "Стерегущем" показало, что конвой находился в четырех милях северо-восточнее предполагаемого места. Из-за этой неточности счисления конвой пересек южную часть своего заграждения "24-А" и северную непротраленную часть финского заграждения "И-77".
В результате повреждения трала БТЩ "Бугель" в параванный охранитель "Молотова" попала мина, а так как скорость хода судна была мала, то мина не подсеклась и застряла в левом параване. На запрос капитана судна, как поступить, командир эсминца посоветовал повернуть влево на 90°. затем дать задний ход, остановить судно и обрубить тралящую часть охранителя. Командир конвоя - со своей стороны - сообщил на турбоэлектроход, что лучше спустить за борт беседку и обрубить тралящую часть на ходу. Но оказалось, что охранитель был установлен на шпироне (чего не знали на "Стерегущем"), поэтому капитан судна применил другой способ. Прежде всего, как только выяснилось, что в параване мина, потравили оттяжку параван-выстрела. Затем взяли тралящую часть на кнехт и обрубили ее; но, когда отдали ее с кнехта, под корпусом судна послышался глухой взрыв мины. Это произошло в 14.31 в полумиле от Южного Гогландского маяка.
Судно накренилось на 15 - 20°. начался неорганизованный спуск шлюпок, многие пассажиры, спускавшиеся по талям, падали в воду (около 40 человек утонуло). С эсминца послали на турбоэлектроход аварийную партию. Командир конвоя также перешел на борт поврежденного судна и энергичными мерами при содействии личного состава судна восстановил порядок. Умело проведенная борьба за живучесть судна увенчалась успехом: крен выровняли, и к вечеру при помощи прибывшего к месту аварии тральщика № 121 (бывший буксир) турбоэлектроход был отбуксирован "Стерегущим" на рейд Сууркюля. Высланные из Лужской губы пять тихоходных тральщиков к утру 13 августа провели .эсминец с турбоэлектроходом на буксире за тралом Шульца на Кронштадтский рейд. На этом переходе удалось избежать атаки пятнадцати самолетов "Юнкерс-88", утром 12 августа барражировавших над районом банки Русматала, где конвой отстаивался на якоре вследствие густого тумана. В условиях плохой видимости самолеты противника ничего не обнаружили.
Для проводки 13 августа конвоя из шести транспортов выделили четыре тральщика из состава трех различных дивизионов. Командиром конвоя был назначен командир 5-го дивизиона ТТЩ, в распоряжение которого был выделен БТЩ "Буй". В охранении находились четыре катера МО и два катера типа "Рыбинец". По обыкновению конвой формировался в спешном порядке, вечером перед самым выходом из Кронштадта его командир созвал совещание, на котором присутствовали не все командиры тральщиков, а капитаны и коменданты транспортов вообще не были приглашены. Командир конвоя сообщил только, что согласно приказанию командования ОВР проводка транспортов на всем пути от буя Хайлода будет осуществляться за змейковыми тралами. Место БТЩ определялось в голове кильватерной колонны транспортов.
Благодаря ясной погоде, позволявшей часто определять место, конвой во второй половине дня 14 августа прошел точно по фарватерам. Вечером условия проводки резко ухудшились. Ввиду того, что конвой не мог засветло пройти через опасный в минном отношении район, начальник штаба ОВР Кронштадтской ВМБ около 18.00 послал командиру конвоя радиограмму с приказанием в темное время суток идти с тралом Шульца. На БТЩ "Буй" не было шифровальщика и кодировщика, радиограмму расшифровали только около 20.00, примерно за час до захода солнца. Командир конвоя же рассчитывал, что к наступлению полной темноты корабли уже повернут на фарватер, где с начала войны мин не обнаруживалось, поэтому и не следовало терять время на перестановку тралов. Но после получения радиограммы уже не приходилось долго рассуждать, поэтому на БТЩ "Буй" были подняты соответствующие сигналы. Однако за дальностью расстояния на тральщиках не поняли ни сигналов, ни семафора, и, в конце концов, для передачи приказания о постановке тралов Шульца был использован катер МО-407, догнавший ведущий тральщик "Ляпидевский" в шести милях северо-западнее мыса Юминданина.
"Буй", примерно на милю отставший от концевого тральщика и, видимо, снесенный засвежевшим юго-восточным ветром немного к северу от тральной полосы, в 21.00 подсек змейковым тралом две мины, взрывом одной из них трал был поврежден. На БТЩ уменьшили ход до двух узлов и приступили к замене трала. На транспорты всеми способами, включая посылку катеров МО, было передано приказание остановиться. Но вследствие ухудшения видимости и при сильном ветре, сносившем транспорты на линию минного заграждения, не так легко было соблюдать должный порядок в колонне транспортов, капитанам которых, кстати, никто раньше не объяснял, как следовало поступать в подобной обстановке. Пока на вернувшихся на соединение с конвоем тральщиках производилась постановка тралов Шульца, транспорт "Водник" снесло ветром на заграждение, в 21.50 он подорвался на мине и через две минуты затонул. В 22 часа такая же участь постигла транспорт "Утена". Личный состав погибших транспортов был подобран из воды катерами МО.
В 22.10 на тральщиках закончили постановку тралов Шульца и двинулись вперед самым малым ходом. За ними шли БТЩ "Буй" и три транспорта ("Папанин", "Вторая пятилетка" и "Ярвамаа"), а четвертый - "Кретинга" - в темноте отстал и стал на якорь примерно в пяти милях севернее мыса Юминданина. Ночью "Буй" с транспортами, в свою очередь, отстал от тральщиков, которые легли затем в дрейф, удерживаясь машинами против сильного ветра. К рассвету оказалось, что три транспорта стояли на якоре в четырех милях восточнее маяка Кери, а недалеко от них находился БТЩ. Командир конвоя приказал тральщикам вести конвой в Таллин, а сам на БТЩ "Буй" с катером МО-141 пошел на поиски отставшего транспорта.
На пути к этому судну "Буй" еще раз попал на минное заграждение "И-8" и в 6.05 15 августа подорвался на мине. Взрывом заклинило руль, одна машина была разрушена. Корабль стал описывать циркуляцию, вторично подорвался на мине и быстро затонул. Уцелевший личный состав вместе с тяжело раненным командиром конвоя был подобран катером МО-141 и подоспевшим на помощь МО-407. Транспорт в течение дня был потоплен самолетами противника.
Минный заградитель "Урал" и госпитальное судно "Сибирь" вышли из Таллина в 3.30 18 августа. Для проводки конвоя за тралами были выделены БТЩ "Патрон" и "Верп", а также 4 тихоходных тральщика. Для обеспечения прочих видов обороны за отсутствием свободных сторожевых кораблей выделялись одни только катера МО.
За три дня, истекшие со времени изложенной выше проводки трех подводных лодок, противник усилил свое минное поле постановкой трех линий мин и четырех линий минных защитников. В первое время ведущий тральщик "Клюз" шел по оси фарватера, но затем, около 9.20 курс по неизвестной причине был изменен на несколько градусов влево, что привело на южную часть финского заграждения "И-9". На этой линии при ширине тральной полосы около 330 м и при интервале между минными защитниками в 100 м все три трала один за другим были перебиты взрывами четырех минных защитников. Во время продолжавшегося от 30 до 45 минут маневра уборки поврежденных тралов и постановки запасных тралов Шульца заградитель "Урал" и госпитальное судно "Сибирь" при постепенно усиливавшемся юго-западном ветре удерживались на месте машинами, на расстоянии около мили от ближайшей линии мин.
Около 11.00 движение конвоя возобновилось в прежнем походном порядке, но вскоре при пересечении заграждения "И-6" трал первой пары тральщиков был поврежден взрывами двух мин. Одновременно вражеская батарея, установленная на мысе Юминданина, безуспешно обстреляла конвой. Тральщики "Клюз" и "Осетр" изменили курс, и ведущим стал тральщик "Мороз". Его командир, не имея маршрута перехода (все указания на переход, включая кальки перехода, были выданы только на тральщик "Клюз" и заградитель "Урал"), решил лечь на первоначальный курс 77°.
Около 13.30 был обнаружен вражеский самолет-разведчик, который вскоре скрылся. Для дезориентации противника командир конвоя приказал повернуть на 15" вправо. Тем не менее, через полчаса при низкой облачности и юго-западном ветре конвой был неожиданно атакован с кормовых углов двумя пикирующими бомбардировщиками, безуспешно сбросившими по четыре бомбы на "Урал" и "Сибирь". С шедших в концевой паре БТЩ открыли зенитный огонь, но из-за качки и большого расстояния стрельба оказалась неэффективной. Зенитным огнем заградителя и тральщиков в 15.30 была отбита вторая воздушная атака. Но в 16.41 в 5,5 мили севернее острова Вайндло одному пикировщику удалось поразить четырьмя бомбами госпитальное судно "Сибирь", на котором находились более 1200 раненых бойцов и эвакуированных граждан. Немецкие летчики не могли не видеть накрашенные на бортах судна знаки Красного Креста. На "Сибири" появился большой крен, возник пожар, который раздувал усилившийся ветер, образовалось сильное задымление, что препятствовало наведению порядка среди пассажиров. По приказанию командира конвоя тральщики "Патрон", "Верп", "Клюз" и "Осетр" убрали тралы и пошли к поврежденному судну для оказания помощи. Ими было спасено около 700 человек.
Командир конвоя и находившийся с ним в походе военный комиссар отряда заградителей решили оставить горевшее судно на якоре, а конвою вместе с заградителем "Урал" приказали продолжать движение в Кронштадт, куда им удалось прибыть вечером 19 августа.
В связи с начавшимися в ночь на 8 августа налетами дальних бомбардировщиков КБФ на Берлин, во второй половине августа базовыми тральщиками производилась доставка авиабомб (15 - 16 т) из Ораниенбаума в Таллин. Первая группа в составе БТЩ "Фугас" и Т-215 вышла в море без кораблей охранения, но не подверглась атакам авиации и днем 19 августа благополучно прибыла в Таллин. Столь же успешным был переход БТЩ "Гафель", "Гак" и Т-217, совершенный 24 августа в ранние утренние часы, когда авиация противника еще не проявляла активности.
Третья группа ("Кнехт", "Бугель" и "Верп"), имея в охранении три катера МО, благополучно дошла до траверза мыса Юминданина. Но в 13.15 24 августа головной "Кнехт", шедший примерно в полутора-двух милях впереди двух других БТЩ, при пересечении последней остававшейся еще на пути линии "И-82" подорвался на мине и через 3 - 4 минуты затонул. При взрыве погибли 14 человек. Остальной личный состав был подобран морскими охотниками, из которых один, МО-131, был затем послан в Таллин для скорейшей доставки раненых. Два катера МО продолжали поиски людей. "Бугель" и "Верп" оставались на месте в течение трех часов, подвергаясь безуспешным налетам авиации противника. Только после встречи с шедшим из Таллина конвоем, в состав которого входил эсминец "Энгельс", движение было возобновлено, но через несколько минут головной "Бугель", пройдя всего полмили, в 16.30 подорвался на мине (на линии "И-38") и через 7 - 8 минут скрылся под водой Личный состав был подобран катерами МО. "Верп" с двумя катерами МО около 19.00 пришел на Таллинский рейд. Последняя, четвертая, группа в составе БТЩ "Патрон" и тральщика "Вистурс" на переходе в Таллин днем 25 августа несколько раз была атакована самолетами противника. При этом из личного состава БТЩ два человека были убиты и 10 ранены. Под конец налета, в районе острова Кери, от близкого взрыва авиабомбы котелки компасов вылетели из нактоузов, и остальную часть пути "Патрон" проделал, руководствуясь "очертаниями островов Аэгна и Найссар". Тральщик "Вистурс" из-за повреждения штуртроса сильно отстал и пришел в Таллин позже.