На клиперах были установлены горизонтальные двойного расширения паровые машины (ГДР) тронкового типа, то есть такие, в которых поршень машины непосредственно соединялся шатуном с коленчатым валом. Пар проходил через цилиндры высокого и низкого давления. На "Разбойнике" стояла горизонтальная машина простого расширения (ГПР).
Горизонтальные машины занимали отсеки, почти полностью находившиеся ниже ватерлинии, что отвечало требованиям военных специалистов. Такое расположение делало их менее уязвимыми в боевых условиях. Но обслуживать силовые установки было трудно, механики жаловались, что поршни, лежащие "на боку", срабатывались неравномерно, а регулярному осмотру поддавались только верхние части механизмов. Согласно проекту машины должны были иметь номинальную мощность 250 л.с, индикаторную - 1500 л.с. В конечном итоге клипера получили энергетические установки со следующими показателями, приведенными ниже.
"Крейсер". Машина изготовлена на Ижорском заводе, из-за конструктивных недоработок мощность ее оказалась меньше проектной (1206 л.с), а скорость корабля из-за этого не превышала 8 уз. В марте 1877 г. клипер прошел ремонт в США на заводе компании "В.Крамп и сыновья" с оплатой в счет заграничных кредитов. Главный инженер завода для проверки работы механизмов и выявления недостатков совершил плавание на "Крейсере" от Нью-Йорка до Филадельфии. Устранение дефектов дало прибавку в скорости только на 2 уз. и на испытаниях она достигла 10 уз. Поэтому, учитывая, что "Крейсер" показал себя как прекрасный ходок под парусами, Морское министерство отправило его служить на Тихий океан до возвращения в 1881 г. в Кронштадт, когда была заказана новая машина.
"Джигит". Для него машину также изготовили на Ижорском заводе, но с учетом недостатков головного корабля серии. И хотя мощность ее была также занижена по сравнению с проектной (1383 л.с), клипер мог плавать со скоростью 11 -12 уз.
"Разбойник". Машина изготовлена на заводе Берда, при испытаниях превысила контрактную мощность на 106 л.с. В ноябре 1879 г., при заходе в Портсмут на ремонт после шторма, машину клипера перебрали и отрегулировали. Одновременно, совершив несколько пробегов по Темзе, подобрали оптимальный шаг винта. В результате мощность машины достигла 1786 л.с, и "Разбойник" при давлении пара 28 кг/м2 и 94 - 96 оборотах, достиг скорости 13 уз. В 1881 г. на нем установили новые котлы.
"Наездник". Для него паровую машину заказали в Англии, на заводе Пэна, этот заказ был нужен для получения образца новой машины системы "компаунд", где цилиндры располагались рядом. Ее мощность составила 1700 л.с, скорость 13,5 уз.
"Стрелок". Созданная для этого корабля машина Балтийского завода мощностью 1528 л.с. обеспечивала скорость хода от 10,9 до 12 уз., на испытаниях она достигла - 13 уз. Современники характеризовали клипер "Стрелок" как "пример быстрого и успешного сооружения парового военного судна нашего флота". "Пластун". Машина построена на Балтийском заводе, скорость хода 10,5-12,9 уз.
Четыре оборотных котла, имевших цилиндрическую конструкцию с обратным ходом дыма, обеспечивали машину паром. Каждый котел имел три топки. Наибольшее рабочее давление составляло 4,6 кг/м2, пробное давление - 9,1 кг/м2. Масса котла без воды - 14,7 т. Масса воды в котле - 13 т.
В октябре 1883 г. на клипере "Крейсер" установили разработанное капитаном 1 ранга С.О.Макаровым приспособление к паровым котлам для поддержания пара в подогретом состоянии, позволявшее быстро вводить машины в строй.
Запас угля на клиперах составлял 200 - 250 т, что при 11 - 11,5-уз. скорости обеспечивало дальность плавания до 1600 миль. В угольные ямы бралось 200 - 210тидо40тв мешках на палубу. Часовой расход угля равнялся от 400 до 1100 кг.
Вентиляция машинных отделений осуществлялась с помощью дефлекторов с раструбами. Воздух попадал в котельное отделение прямотоком.
На клиперах имелась одна дымовая труба, куда выходили дымоходы всех котлов. Кожух трубы, чтобы он не мешал при работе с парусами, выполнялся телескопическим; на "Разбойнике", по предложению адмирала А.А.Попова, ее сделали откидной.
Движителем клиперов служил двухлопастный винт системы Гриффитса диаметром 4,22 м, длиной по ступице 0,9 м и шагом 4,88 м, имевший плавный ход "без ударов и сотрясения кормы". Крепился он в жесткой бронзовой раме. Винт оборудовался приспособлением для сцепления с муфтой гребного вала. На корме клипера был устроен специальный колодец, куда вставлялась рама с винтом. Когда корабль шел под парусами, винт отсоединялся и поднимался вместе с рамой наверх. При движении под парами рама опускалась по направляющим колодца, полумуфты соединялись, обеспечивая соосность, рама крепилась стопорами, и винт был готов к работе. Устройство надежно работало при 100 об/мин. Масса винта в сборе с рамой и принадлежностями равнялось 6,4 т.
Управлялся клипер с помощью ручного руля. Спаренный штурвал, диаметром 2,2 м, изготовленный из красного дерева и латуни, располагался на ходовом мостике позади дымовой трубы; запасной штурвал - на верхней палубе, за бизань-мачтой. Усилие от штурвала передавалось через систему роликов кожаными штур-тросами на сектор руля.
Штурвал обслуживали два рулевых, а в свежую погоду - четверо. Площадь руля - 4,9 м2. На "Наезднике" в феврале 1880 г. для улучшения управляемости кораблем площадь руля увеличили на 1,4 м2. Отопление помещений на клиперах было паровое. Камбуз также имел паровой подогрев, но мог отапливаться и углем.
Для облегчения обслуживания возросшего количества механизмов и систем 30 ноября 1894 г. Морское министерство приказом № 30 определило обязательную покраску трубопроводов и механизмов: пожарные магистрали и трубопроводы - в красный цвет; водоотливную систему - в синий; паропроводы и магистрали - в коричневый; воздушные магистрали - в белый; цистерны и магистрали с пресной водой - в серый, с морской водой - в зеленый цвета; сточную и фановую системы - в черный.
С появлением промышленных электроэнергетических систем их стали внедрять и на флоте. Первым в начале 1880-х гг. электрифицировали клипер "Стрелок". На нем смонтировали четыре пародинамо системы Сименса в 30, 1,75 (два) и 1,25 кВт, которые запитыва-ли боевое освещение; прожектора с вольтовой дугой, палубное и кубриковое освещение (96 корабельных ламп напряжением 50 В, силой тока 0,8 А, представлявших собой стеклянные колбы с угольными нитями накаливания из бамбуковой тростинки). Позднее электроосвещение появилось и на других клиперах.