В переходный период, когда не только определялись строительные материалы, но и происходила типизация кораблей- броненосец, крейсер, миноносец и т.д., клипера в русском флоте оказались действительно универсальными кораблями, способными решать многие задачи. Они строились в России, на отечественных заводах, из российских материалов (исключение - лишь одна машина и некоторые сорта дерева). Новые клипера сыграли заметную роль и в становлении отечественного парового судостроения, и в освоении дальневосточных рубежей России. Получившие имена своих предшественников архангельской постройки (только этим их, кстати, и напоминавшие), они показали весьма хорошие мореходные качества.
Самым серьезным конструктивным недостатком клиперов типа "Крейсер" являлось отсутствие двойного дна. Другие, более мелкие недостатки, как правило, удавалось устранить в процессе эксплуатации.
Анализ плаваний во всех климатических зонах показывает, что клипера первой группы ("Крейсер", "Джигит", "Разбойник", "Стрелок") с железными корпусами оказались более жизнеспособными, чем второй ("Наездник", "Пластун", "Вестник" и "Опричник") с композитными корпусами.
День содержания клипера в море (данные 1883 г.) обходился казне в 900 руб., в иностранном порту - в 1100 руб.