Для ясного понимания причин создания кораблей проекта 1134Б следует принять во внимание несколько обстоятельств. Прежде всего военно-политическую обстановку в мире в первой половине 1960-х годов с точки зрения блокового противостояния. Ввод в состав ВМФ СССР кораблей ПЛО-ПВО этого проекта, равно как и их предшественников проектов 61, 1134, 1134А, диктовался необходимостью прикрытия страны с океанских направлений. С ноября 1960 г. американские подводные ракетоносцы начали нести боевое дежурство в Норвежском море, держа под прицелом объекты, расположенные в глубине советской территории. Вскоре чужие атомоходы с ядерными баллистическими ракетами на борту появились также в Атлантике и Средиземном море, начиналось развертывание 15-й эскадры американских атомных подводных ракетоносцев на о.Гуам. А к середине 1960-х против СССР были развернуты уже 4(!) эскадры ПЛАРБ с постоянным патрулированием в море более 20 только американских подводных ракетоносцев. Кроме них боевое патрулирование несли британские и французские подлодки, ракеты которых тоже были нацелены на крупные города Советского Союза...
В этой связи перед ВМФ СССР была поставлена первоочередная задача по предотвращению возможного ядерного нападения и максимальному ослаблению потенциальных ракетно-ядерных ударов ВМС США и НАТО по территории страны. Решение этой задачи предусматривало организацию своевременного обнаружения и последующего слежения за подводными ракетоносцами потенциального противника, которого следовало уничтожить в случае начала боевых действий. Так родились знаменитые "боевые службы" нашего флота, длившиеся в Мировом океане с 1970 до 1991 г.
Это означало, что проблема ПЛО выходила далеко за пределы решения чисто флотских задач и стала приобретать для ВМФ СССР стратегическое значение. Соответственно возникала потребность в новых боевых кораблях, более совершенных, чем строившиеся в начале 1960-х годов СКР ПВО-ПЛО (впоследствии - БПК) проекта 61. Дело в том, что последние, хотя и считались самыми современными в советском флоте, при самостоятельном использовании, по существу, были "слепыми" и уступали подводным лодкам противника, которые могли применять торпедное оружие с дальности до 18 км, то есть с дистанции, превышавшей возможности средств ПЛО самих кораблей проекта 61 в два-три раза. Вследствие явного несоответствия дальности эффективного обнаружения подводных лодок предельным дальностям использования противолодочного оружия (8000 м) эти корабли не могли решать задачи борьбы с атомными подводными лодками. К тому же они не имели на вооружении противолодочных ракетоторпед и вертолетов, что также ограничивало их возможности.
10 августа 1964 г. правительством СССР было принято решение о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения. Именно на эти корабли возлагалась задача слежения на боевой службе за развернутыми ПЛАРБ вероятного противника. Различными вариантами советских кораблестроительных программ намечалось построить в общей сложности 32 БПК проекта 1134 (шифр "Беркут"), которые представляли собой дальнейшее развитие тех же БПК проекта 61. Постройка "беркутов" велась первоначально на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А.Жданова (ныне - Северная верфь).
Правда, в силу наметившегося отставания по срокам разработки новых ракетных противолодочных комплексов и средств обнаружения, первые четыре корабля проекта 1134 (главный конструктор - В.Ф.Аникиев) были вынужденно перепроектированы в ударном варианте с оснащением их уже принятыми на вооружение системами - ПКРК П-35 и ЗРК "Волна" ("Адмирал Зозуля", "Вице-адмирал Дрозд", "Владивосток" и "Севастополь"). Вначале отнесенные к классу БПК, а в 1977 г. - к классу ракетных крейсеров, они были скорее кораблями охранения океанской зоны и входили в состав СФ и ТОФ. Тем временем разработка соответствующих систем вооружения успешно завершилась, и в январе 1965 г. было принято решение о постройке последующих "беркутов", начиная с пятого корпуса, по откорректированному проекту 1134А ("Беркут-А"), Другими словами, это был как раз тот первоначально задуманный вариант "беркута" с новыми противолодочными и зенитно-ракетными комплексами, а также новыми радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения - РЛС "Восход" и ГАС "Титан-2". Как и первые четыре единицы, корабли пр.1134А строились в крытом эллинге ССЗ имени А.А.Жданова, поэтому сохранялись ограничения по их главным размерениям.
Головной ВПК проекта 1134А "Кронштадт" (заводской № С-721) был сдан флоту 29 декабря 1969 г., а последний, "Адмирал Юмашев" (заводской № С-730), - 25 сентября 1977 г. Всего же на этом заводе было построено и передано флоту 10 ВПК пр.1134А (из них 7 -для СФ и 3 - для ТОФ).
Естественно, что выполнение программы строительства 32 новых ВПК силами одного завода представлялось сомнительным с самого начала. Поэтому вторым предприятием, привлеченным к строительству "беркутов", был определен ССЗ имени 61 коммунара (г.Николаев), где к началу 1970-х гг. завершалось строительство большой серии ВПК проекта 61 и освобождались производственные мощности. Но строить в Николаеве корабли проекта 1134А не пришлось сразу по нескольким причинам. Прежде всего в Николаеве был накоплен уникальный положительный опыт освоения корабельной газотурбинной техники - именно здесь, на судостроительном заводе имени 61 коммунара, впервые в мире успешно развернули серийное строительство газотурбинных БПК проекта 61. В этом же городе находился и единственный в СССР производитель морских газотурбинных установок - Южный турбинный завод (ЮТЗ) "Заря", а также их проектант - СПБ "Машпроект". С другой стороны, имела место перегруженность заказами Кировского завода (Ленинград) - главного производителя паровых турбин для надводных кораблей. Все это в конечном счете и предопределило решение о строительстве в Николаеве газотурбинной версии "беркутов". Добавим, что и разработка нового проекта начиналась не "с чистого листа" - некоторые проектные наработки в данной области уже имелись. Так, в частности, впервые ТТЗ на такой вариант корабля ПВО-ПЛО было получено еще в октябре 1964 г. в рамках работ над дальнейшим развитием ВПК проекта 61 (61-бис и 61 А). Хронологически же все происходило следующим образом.