Корпус и общее расположение

По сравнению со своим прототипом, корабль 1134Б получил более пропорциональные размерения корпуса, обеспечившие ему высокие мореходные качества. Корабль представлял собой логическое завершение линии развития "беркутов" как с технической, так и с архитектурной точек зрения. Несмотря на значительное увеличение главных размерений (объем надпалубных надстроек на пр.1134Б возрос в сравнении с пр.1134А на 38%, длина увеличилась на 12 м, а ширина - на 0,6 м), новый корабль, тем не менее, выглядел изящным и красивым, отличаясь легким и стремительным силуэтом. Архитектура его сохранялась по типу 1134А - длиннопалубный, но с более развитыми надстройками. Форма носовой части корпуса принималась по аналогии с прототипом - с вынесенными вперед, из-за наличия в носовой части бульбового обтекателя ГАС "Титан-2" с диаметром акустической антенны 2 м (6 - 35-й шп.), якорными клюзами (10-й шп.). Якорное устройство - два якоря Холла массой по 4000 кг и якорно-швартовный шпиль ШЭ29 (20-й шп.). В районе якорных клюзов разместили также датчики контактной станции обнаружения ПЛ в подводном положении по контрасту кильватерного следа радиационным способом МИ-110К и ИК-станции обнаружения ПЛ по тепловому контрасту кильватерного следа МИ-110Р.

Установки РБУ-6000 (25 -27-й шп.) расположили, как и на пр.1134А, в носовой части параллельно ДП корабля и друг другу, разделив их специальным вертикальным экраном (для обеспечения возможности стрельбы установок независимо друг от друга и взаимной защиты от факелов стартующих реактивных бомб).

Далее в корму практически все конструкции подверглись пересмотру. Установки ЗИФ-121 перенесли далее в нос (40-й шп.) от носовой ПУ Б192 (56-й шп.) ЗРК "Шторм". Под крыльями мостика, слева и справа от ходовой рубки, которая стала более широкой и просторной, разместили две счетверенные пусковые установки противолодочного комплекса УРПК-3 (90-105-й шп.).

На крыше ходовой рубки в диаметральной плоскости расположили линейно-возвышенно антенные посты (АП) РЛС "Дон" (80-й шп.) и "Волга" (85-й шп.), АП второй РЛС "Волга" разместили на площадке в верхней части тыльной стенки грот-мачты (176-й шп.). Там же, на крыше ходовой рубки, на специальном фундаменте (96-й шп.) смонтировали АП носовой станции управления "Гром" (он же № 1). Сразу за ним появилась довольно изящная надстройка из сплава АМГ с фок-мачтой и антенными постами радиопеленгатора АРП-50Р на передней кромке и трехкоординатной РЛС МР-310А в верхней ее части (123-й шп.)

По бортам от носового АП "Гром" устанавливалось по одному стабилизированному посту телевизионной системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45 и оптические перископические визиры ГКП и ходовой рубки, а по бортам от фок-мачты - антенны РЛС управления огнем двух спаренных 76-мм артиллерийских установок АК-726 МР-105 (118-й шп.). Сами установки разместили побортно в средней части корабля (146-й шп.) на палубе надстройки у основания башенноподобной грот-мачты. Последняя была выше, чем на пр.1134А, хотя и сохранила на боковых стенках характерные сдвоенные шарообразные антенны станций РЭБ "Гурзуф" и "Гурзуф-1", станции радиотехнической разведки "Залив", а также РЛС МР-600 ("Восход") в верхней ее части (171-й шп.).

Выведенные в единую дымовую трубу газоходы ГТУ большого сечения обусловили конструктивное решение об отделении ее от грот-мачты. Далее в корму шли две батареи шестиствольных 30-мм автоматов АК-630М (по одной на борт), каждая со своей РЛС управления стрельбой МР-123 (195 - 210-й шп.).

По аналогии с ВПК пр.1134А, надстройка корабля завершалась в кормовой части ангаром оригинальной полуутопленной конструкции (261 -286-й шп.), с двумя открывающимися створками ворот и крышей, стартовым командным постом вертолета (СКПВ) и вертолетной взлетно-посадочной площадкой (ВПП). По бортам от ангара разместили по одной установке РБУ-1000 (278-й шп.), а под ВПП - буксируемую ГАС "Вега" с подъемно-опускным устройством (ПОУ), закрывающимся со стороны кормы специальной крышкой с гидравлическим приводом (300 - 326-й шп.). Там же разместили и буксируемый акустический охранитель корабля (БОКА) с устройством для спуска и подъема. В румпельном отделении (311 -320-й шп.) находилась рулевая машина РЭГ-8-3.

Корабль оснащался двумя бронзовыми четырехлопастными малошумными гребными винтами, одним полубалансирным рулем и активными успокоителями качки в виде пары выдвижных рулей УК-134-5 (165-й шп.)- Пассивными успокоителями качки служили и скуловые кили.

Полностью сварной корпус по длине разделялся 17 главными водонепроницаемыми переборками на 18 водонепроницаемых отсеков. По высоте (снизу вверх) он имел три палубы (нижняя, верхняя и палуба бака) и три платформы - I, II и III. Основной материал корпуса - безникелевая сталь МК-40 и МК-35.

Впервые рефрижераторные камеры корабля обеспечивали поддержание четырех режимов температур для хранения различных видов провизии, от-18° до +2°С; была механизирована транспортировка провизии по кораблю. Для передачи топлива и снабжения на ходу в море корабль оборудовался канатными дорогами, позволяющими принять полный запас топлива за 3 - 4 часа. Для личного состава (в условиях длительного пребывания корабля на боевой службе в отрыве от базы) на борту была оборудована зона отдыха.

Водоизмещение БПК пр.1134Б по проекту: полное - 8530 т, стандартное - 6670 т, длина наибольшая -173,4 м, ширина наибольшая - 18,5 м и осадка наибольшая - 5,74 м; габаритная осадка с учетом выступающих частей - 7,8 м. Коэффициент общей полноты - 0,50. Высота борта от основной линии: на миделе - 10,25 м, в носовой части - 9,0 м.

Для снижения акустического поля корабля фундаменты под ГЭУ были выполнены в виде отсоединенных от корпуса амортизированных платформ, что помимо снижения структурного шума повышало живучесть ЭУ при динамических сотрясениях корпуса от взрывов.

С целью снижения уровней физических полей, уровня помех гидроакустическим станциям и воздушного шума на БПК впервые осуществили все известные апробированные и эффективные конструктивные мероприятия, особенно по гидроакустическому полю, как наиболее опасному. Назовем только основные из них:

а) по электрическому и магнитному полям: валопроводы были полностью изолированы от корпуса корабля, выполнена электроизоляция арматуры и обтекателей ГЛС от корпуса, а также электроизоляционное покрытие подводной части корпуса;

б) по гидроакустическому полю и уменьшению уровня помех гидроакустическим станциям: применены малошумные винты, увеличено расстояние между винтами и корпусом корабля, в качестве опор валопровода установлены двулапые кронштейны вместо однолапых; маршевые двигатели с редукторами и вспомогательными механизмами, а также газотурбогенераторы установлены на подвесные платформы с применением двухкаскадной амортизации; оклеены вибродемпфирующей пластмассой подвесные платформы маршевых двигателей и генераторов, а также фундаменты под основные вспомогательные механизмы; выполнена звукоизоляция и демпфирование обтекателя ГАС и корпусныхконструкций в районе его нахождения. Кроме того, предусматривалось электроакустическое отключение звукопрозрачной части обтекателя от корпуса корабля. Широкое распространение получило вибродемпфирующее покрытие пластмассой "Агат";

в) по снижению уровня воздушной шумности: применена звукопоглощающая изоляция в постах; установлены стальные звукоизолирующие зашивки; вентиляторные устройства размещены в стальных выгородках; в системе вентиляции установлены эластичные патрубки и путевые глуши тели; применены глушители на приеме и выхлопе ГТЗА и газотурбогенераторов.

При этом наряду с конструктивными мерами по снижению шумности корабля были применены средства для уменьшения его теплового поля, в том числе газовоздушные охладители и системы впрыска забортной воды в струю газов над газоходами форсажных двигателей. К этому следует добавить оригинальное решение подкрепления под антенные посты РЛС МР-600 - оно обеспечивало создание интенсивного воздушного потока в верхней части расположенной рядом газоотводной трубы. Помимо дополнительного охлаждения отводимых газов, это позволяло создавать благоприятные температурные условия для расположенных поблизости АП.