Экипаж

Экипаж "Рейны Рехенте" первоначально насчитывал 357 человек. Подписывая контракт, фирма-строитель брала на себя обязательство обеспечить условия обитаемости в соответствии с нормами, принятыми в национальном флоте. Командиру и старпому полагались отдельные каюты повышенной комфортности (включавшие спальню, салон и отдельный санузел), остальные офицеры размещались в 12 каютах, а 300 членов экипажа - в кубриках. На корабле предусматривался лазарет на 16 мест.

Несмотря на самые восторженные общие отзывы по поводу нового крейсера, его практически сразу же начали критиковать за условия обитаемости. Насыщенность корабля различными системами и агрегатами в совокупности с огромным для такого водоизмещения запасом угля заставила до предела ужать площадь, отведенную для личного состава. Часть кубриков пришлось даже размещать на броневой палубе, где отсутствовали естественное освещение и вентиляция, хотя их количество постарались свести к минимуму. Камбуз же, наоборот, вынесли на верхнюю палубу, так как внутри корпуса он не умещался.

Суммируя объемы жилых помещений, получается, что на одного человека приходилось примерно 2,32 м3. Один из матросов впоследствии вспоминал: "Ночью, когда все находились в кубрике, воздух становился настолько тяжелым и вонючим, что пребывать в нем не было никакой возможности. Люди предпочитали спать под открытым небом. Вентиляция была явно недостаточна даже при нормальных условиях, а что говорить, если из-за дождя или шторма приходилось ее закрывать!". Даже гораздо меньшая по водоизмещению "Эсмеральда" обеспечивала своему экипажу более комфортные условия обитания.

Несмотря на это, по ходу службы численность экипажа постоянно возрастала. И в свой последний поход "Рейна Рехенте" вышла, имея на борту 372 человека. Печальную судьбу корабля разделили согласно табели комплектации: капитан 1 ранга дон Франсиско Сане де Андино Марти, старший офицер капитан 2 ранга дон Франсиско Перес Куадрадо, 4 лейтенанта флота, 4 мичмана флота, 1 лейтенант корпуса Морской пехоты, 2 офицера по механической части, 2 врача, 1 офицер службы снабжения, 1 капеллан, 5 гардемаринов, 7 боцманов, 6 коннетаблей (старших артиллеристов), 2 сержанта корпуса Морской пехоты, 4 капрала 1 класса, 3 капрала 2 класса, 2 горниста, 34 морских пехотинца и 330 матросов, среди которых были курсанты-артиллеристы.

Н

еудивительно, что после получения полного комплекта чертежей от британской фирмы испанские судостроители перво-наперво озаботились улучшением условий обитаемости. Частично это им удалось, так как на период испано-американской войны экипажи "Альфонсо XIII" и "Лепанто" насчитывали по491 человеку. По штатному расписанию на каждом крейсере числились: командир - капитан 1 ранга, старпом - в чине капитана 2 ранга, помощник - капитан 3 ранга, 6 лейтенантов, 4 мичмана, 1 офицер Морской пехоты, 1 офицер службы снабжения, 2 врача, 1 капеллан, 10 гардемаринов, 1 младший интендант, 2 старших механика, 20 механиков, 10 учеников-механиков, 7 боцманов, 16 коннетаблей, 2 фельдшера, 9 артиллеристов и 396 матросов и морских пехотинцев. С передачей "Лепанто" Школе артиллеристов и торпедистов ее экипаж уменьшился до 276 человек.