Без преувеличения, "Рейна Рехенте" стала по-настоящему этапным кораблем испанского флота. Так уж получилось, что, заказанная задолго до программы 1887 г., она в итоге определила все дальнейшее кораблестроение Испании на ближайшие 15 лет. Заказанная через несколько лет после "Рейны Рехенте" шестерка крейсеров типа "Инфанта Мария Тереза" фактически представляла собой ее увеличенную модификацию. Хотя формально проект "Рейны Рехенте" базировался на типе "Мересей", а "Инфанты Марии Терезы" - на "Орландо", на деле оба типа имели одни корни. Не зря корабли, впоследствии ставшие известными как крейсера типа "Орландо", в кабинетах британского Адмиралтейства долгое время числились усовершенствованными "мерсеями". Заказанный вместо серии 3200-т крейсеров в середине 1890-х гг. "Эмперадор Карлос V" также полностью соответствовал концепции, заложенной в "Рейну Рехенте". В итоге, все 10 крейсеров с 20-уз. ходом, огромной дальностью плавания и регламентной артиллерией Гонсалеса Онтория представляли собой однородное взаимодополняющее ядро флота.
По набору тактико-технических характеристик "Рейну Рехенте" также следует признать неплохим кораблем. В сравнительно небольшое водоизмещение проектировщики сумели вписать необычайно сильное вооружение и неплохое бронирование. Особенно контрастно по своим боевым возможностям "Рейна Рехенте" выделялась на фоне спущенных на воду примерно в это же время на испанских верфях крейсеров типа "Рейна Кристина". Будучи тяжелее всего на 1 тыс. т, она в одиночку, без труда, смогла бы выдержать бой со всеми тремя кораблями испанской постройки. Крейсер, без всякого преувеличения, стал гордостью испанского флота. Но тем контрастнее оказался "холодный душ", последовавший после внезапной гибели всеми любимого корабля. Небогатая Испания постаралась выжать из проекта по максимуму. Но постепенно выяснилось, что все выдающиеся характеристики были достигнуты за счет других, не менее важных, но на первый взгляд второстепенных, прежде всего остойчивости и условий обитаемости.
В этой связи интересно проследить эволюцию проекта. После передачи комплекта чертежей испанской стороне в генезисе типа явно прослеживалось две линии: испанская и британская. В испанской линии промышленность оказалась совершенно неподготовленной к изготовлению мощных механизмов, как того требовал проект. Впрочем, комом вышел лишь "первый блин". Все произведенные впоследствии механизмы и для "терез", и для "Карлоса" были изготовлены вполне на уровне мировых стандартов. А вот культура кораблестроения на казенных арсеналах так и осталась на низком уровне. Грубейшие просчеты проектировщиков, усугубленные низкой весовой дисциплиной, в итоге породили "ублюдков", с еще более ярко выраженным дисбалансом характеристик. Так что после гибели головного крейсера испанцы стали перед проблемой радикального увеличения остойчивости. Но, увы, для практически готовых кораблей она оказалась неразрешимой. Зато в четвертом заложенном крейсере этого типа, второй "Рейне Рехенте", уже полностью учли все уроки.... однако время было упущено. К моменту ее ввода в строй она уже безнадежно устарела морально.
По иронии судьбы, британская линия как брат-близнец походила на испанскую. В Клайдбенке вслед за "Рейной Рехенте" построили знаменитую "Чийоду", казалось бы, не имевшую ничего общего с испанским крейсером. Но причины, побудившие японцев переработать первоначальный проект корабля, имели те же корни. Просто морякам Страны восходящего солнца судьба преподала подобный урок несколько раньше, чем испанцам. Также, как "Рейна Рехенте", перегруженный вооружением и механизмами "Унеби" затонул вообще на переходе от достроечной стенки в Японию!
Сходные обстоятельства порождают сходные действия. И на "Чийоде", и на второй "Рейне Рехенте" увеличили полубак и полуют; там и тут убрали тяжелую артиллерию, перейдя соответственно на 120-мм и 152-мм скорострельные пушки, и т.д. В итоге и испанцы, и японцы получили довольно надежный и долговечный, но... весьма посредственный корабль.
По официальной классификации испанские крейсера числились как "Cruseros protegidos de primera" (бронепалубные крейсера 1 ранга), и своими стройными и стремительными силуэтами они действительно напоминали их. Но внешний вид был обманчив, и, например, серьезное заявление "El Mundo Naval llustrado" от 1 апреля 1898 г., что крейсера "Альфонсо XIII" и "Лепанто" должны "...сыграть важную роль в будущей войне. Они предназначены для поддержки более крупных крейсеров, могут проходить многие мили в автономном плавании и нападать на неприятельскую торговлю, что гарантирует спокойные линии коммуникации между нашей метрополией и колониями", нельзя рассматривать иначе как первоапрельский курьез.
"Бескровным несчастьем" назвал эту двоицу известный испанский военно-морской историк Альфредо Агилера, и он был недалек от истины. За всю свою карьеру крейсера не совершили ни одного океанского плавания!
Что касается исключения из списков флота "Альфонсо XIII" практически сразу после ввода в строй, то тут, вероятнее всего, сыграло свою роль его наименование. Еще в марте 1887 г. в "Реви-сте Хенераль де Марина" появилась статья капитана 2 ранга Рамона Ауньона, в которой правительство критиковалось за отсутствие системы в присвоении наименований боевым кораблям. В качестве рекомендации дон Рамон предлагал ввести своего рода иерархию названий. Так, в первую категорию заносились имена крупных военачальников, королей и императоров, чья деятельность способствовала значительному подъему престижа Испании. Сюда же входили названия районов и областей, вызывавших ассоциацию со страной и испанскими традициями ("Эспанья", "Кастилья", географические названия, связанные с крупными победами испанского оружия, и т.д.). Во вторую группу заносились имена деятелей рангом поменьше и географическая номенклатура поскромнее, например, крупные города и острова. Разумеется, вторая группа была гораздо многочисленнее. Это делалось специально для того, чтобы имена кораблей, дискредитировавших себя во время службы, с исключением их из списков флота более там не появлялись. И, наконец, третью группу составляли наименования, образующие серии (звезды, реки, животные и т.п.), предназначавшиеся для мелких серийных кораблей.
По логике вещей, будущим крейсерам типа "Рейна Рехенте" следовало бы дать наименования из второй группы, но они как раз получили названия первой категории. В результате вышло, что столь неудачные корабли самим своим существованием дискредитировали имя царствующего монарха и самую крупную победу испанского оружия. Вот и пришлось во избежание кривотолков "Альфонсо XIII" сразу исключить из списков, а "Лепанто" - немного позже. Впрочем, и этих десяти лет, что последний находился под боевым флагом, вполне хватило для создания негативного имиджа. Поэтому, когда был введен в строй новый эсминец, унаследовавший название "Лепанто", в первый период своей службы его офицеры практически постоянно были объектом презрительных шуток и насмешек.