"ALFONSO XIII"

Сразу после спуска на воду крейсера "Альфонсо XII", 21 августа 1887 г. на слипе №2 Феррольского адмиралтейства заложили первую секцию киля нового крейсера "Альфонсо XIII". Стапельные работы продолжались четыре года, и к августу 1891 г. корпус крейсера был готов к спуску. Незадолго до этого верфь посетил Морской министр адмирал Беранхер и осмотрел крейсер. К этому времени на нем шел монтаж главной энергетической установки, так что с высоты верхней палубы открывался впечатляющий вид на внутренние помещения крейсера и только что смонтированные котлы.

На церемонию спуска народ начал стекаться еще накануне. Для этой цели пришлось организовать несколько специальных рейсов пароходов, а все дороги были забиты множеством повозок и экипажей. Тогда же началось и декорирование балконов близлежащих к арсеналу зданий. 21 августа около двух часов дня в районе верфи было не протолкнуться, и даже на воде расположилось множество всевозможных лодок и шаланд. В это время на заранее оборудованную трибуну поднялись генерал-капитан Феррольского департамента, гражданский губернатор Коруньи, алькальд Ферроля и прочие представители местных и центральных властей. После нескольких торжественных речей, в 14.45 викарий местного храма осуществил церемонию освящения нового крейсера, и руководитель строительных работ сеньор Торельо приступил к спуску корабля на воду. Всего в операции приняло участие 250 рабочих. Под звуки Королевского марша, сопровождаемого бурными аплодисментами, крейсер сошел со стапеля в родную стихию. Празднества закончились народными гуляниями, а все VIP-персоны вечером собрались на банкет в доме генерал-капитана.

С окончанием стапельного периода королевским декретом от 29 июня 1894 г. устанавливался следующий график достройки "Альфонсо XIII": два месяца - в достройке на плаву, восемь месяцев - в первом положении и два месяца - вооружение и испытания. Но в нарушении декрета лишь к весне 1896 г. крейсер смог выйти на пробы, затянувшиеся на несколько лет.

19 августа 1896 г. во время очередного испытательного плавания из Ферроля в Сантандер на траверзе мыса Тина Майор примерно в 23.30 при попытке отклониться от встречи с опасно сблизившимся пароходом крейсер совершил резкий маневр отворота, стоивший ему тяжелой поломки рулевого механизма и временной потери хода. Поскольку даже в темное время суток в этом районе наблюдалось интенсивное судоходство, на крейсере пришлось зажечь навигационные огни и даже использовать 57-мм орудие для привлечения внимания проходящих пароходов.

На испытания "Альфонсо XIII" впервые вышел задолго до начала испано-американской войны. В связи с этим ожидалось, что он вот-вот должен вступить в строй и, по настоятельным просьбам командующих Кубинской и Филиппинской эскадр, корабль планировалось перевести в колонии, но испытания затянулись. Наконец, 8 мая правительство чуть ли не в ультимативной форме потребовало включения крейсера в Резервную эскадру адмирала Камара. В телеграмме Морского министра адмирала Бермехо прямо указывалось: "Срочно, в течение десяти дней, начиная с завтрашнего, привести в готовность "Пелайо", "Карлос V" и "Альфонсо XIII" для выполнения миссии особой важности".

Именно с этим периодом связана одна из загадок крейсера. Дело в том, что еще 17 июля 1897 г. в командование кораблем вступил капитан 1 ранга Луис Павия, до этого долгое время служивший старпомом на "Рейне Рехенте". Польза от этого назначения была очевидна: детально знакомый с конструкцией более удачного прототипа "Альфонсо XIII", командир мог свежим взглядом оценить положение дел и постараться привести вверенный ему корабль в надлежащую боеготовность. Но совершенно неожиданно весной 1898 г., по приходу крейсера в Картахену, в газетах был опубликован некролог на его командира. Остается только догадываться, что скрывалось за казенной формулировкой "скоропостижной кончины в результате пневмонии", но, по-видимому, у 53-летнего командира просто не выдержали нервы: ведь война началась, а "Альфонсо XIII" все еще был не в состоянии идти в бой.

11 мая после беглого знакомства с эскадрой Камара довольно оптимистично отметил, что при наличии достаточного количества запчастей и снаряжения эскадру можно будет вывести в море в заданные сроки, и, хотя личный состав слабо обучен, его моральный дух довольно высок. Однако после детального осмотра вверенных ему кораблей адмирал пришел к крайне неутешительному выводу по поводу истинных перспектив вверенной ему эскадры. А в отношении "Альфонсо XIII", например, он вообще категорично заявил: "Не уверен, что он когда-нибудь сможет выйти в море". Поэтому, когда Резервная эскадра, наконец, отправилась на Филиппины, Камара счел более благоразумным оставить крейсер в Кадисе "для приведения в боеготовое состояние".

Формально "Альфонсо XIII" вошел в состав Феррольского морского округа и был включен в программу плаваний еще в 1896 г., с зачислением в Практическую эскадру. Однако реально он не был готов даже к кампании 1900 г.

В мае 1900 г. в докладе королеве морской министр Франсиско Силвера описывал состояние крейсера: "..."Альфонсо XIII", однотипный с неудачной "Рейне Рехенте", 4826 т, без пояса, но с броневой палубой, недостаточной остойчивости, со скверно изготовленными машинами, которые не дают возможность развить даже 12 узлов, по общему мнению представителей флота, этот корабль не должен плавать, по крайней мере без дорогостоящих переделок, чтобы не подвергать его экипаж напрасному риску и не быть обузой для любой эскадры. Он не способен даже выполнять оборонительные функции и мирные поручения". Идя навстречу пожеланиям министерства, 18 мая того же года королева-регентша подписала декрет, по которому так и не принятый флотом крейсер исключался из списков. Но при этом особо упоминалось, что "разоружению и продаже на слом может предшествовать использование пустого корпуса в качестве плавучего склада угля, боеприпасов или мин". Таким образом, у моряков появилась официальная лазейка в дальнейшем использовать корабль для вспомогательной службы. Правда, воспользоваться ею они не захотели и вскоре крейсер с большим облегчением для всех сторон разоружили, по возможности демонтировав механизмы. В таком виде до конца 1907 г. корабль отстаивался в Карраке, выполняя роль плавучего склада, после чего его отбуксировали в Бильбао для продажи на слом. По королевскому декрету 18 октября 1907 г. разрешалось произвести "отчуждение" корпуса "Альфонсо XIII" после его продажи с публичного аукциона.