"LEPANTO"

Через две недели после спуска на воду крейсера "Рейна Мерседес", 1 октября 1887 г., на освободившемся слипе Картахенского адмиралтейства был заложен киль нового крейсера "Лепанто". Поскольку его феррольский брат-близнец строился с опережением, в конструкцию "Лепанто" удалось внести ряд важных усовершенствований, позволивших исключить серию врожденных дефектов проекта. Однако еще больше недостатков осталось неустраненными. Из-за модернизаций и более низкой квалификации рабочих Картахенского арсенала "Лепанто", заложенный на месяц с небольшим позже "Альфонсо XIII", спустили на воду лишь через два года после него.

Особенность Картахены заключалась в том, что ее внутренняя гавань не позволяла строить корабли столь большого размера. Из трех слипов самый дальний, Северный, отстоял от кромки моря на 162 м. В результате испанские судостроители создали довольно оригинальную систему эллинга Санта Росалия, позволяющую с наименьшими затратами проводить спуск на воду кораблей большого тоннажа. Все три слипа располагались веерообразно, так что при сходе с любого из них корабль попадал в плавучий док, способный принимать суда до 6000 т. Сама операция волочения происходила "посуху", а после введения корпуса в док последний заполнялся водой, и корабль без всякого риска уже можно было по воде вывести на внутренний рейд. "Лепанто" сооружался на Северном слипе, и теперь ему предстояло выступить в роли подопытного кролика. Судостроители попытались подобрать оборудование и отладить процесс таким образом, чтобы впоследствии со спуском корпусов больших размеров проблем не возникало (ведь в центральном слипе стоял крейсер "Каталунья", еще более солидных размеров!).

Волочение началось 3 ноября 1893 г. Для его обеспечения привлекли все оборудование, оставшееся после спуска крейсеров "Дон Хуан де Аустрия", "Кон-де де Венадито", минного крейсера "Темерарио" и канонерки "Хенераль Лесо". Главная трудность состояла в том, что "Лепанто" превосходил по размерам всех их вместе взятых. Руководство осуществлял дон Антонио Бланко, до этого успешно справившийся с подобной операцией на всех четырех упомянутых кораблях. Для приведения в движение спусковых салазок (которые с успехом использовались для спуска на воду крейсера "Рейна Мерседес") ранее применялась лебедка, дававшая динамическое усилие 9 тс и статическое 6 тс. Теперь же для "Лепанто" (масса его корпуса вместе с салазками составляла 2150 т) изготовили новую цепную лебедку, развивающую усилие в 104 тс. Вся система, включая Северный слип, обошлась в итоге испанской казне в круглую сумму - около миллиона песет.

Попутно решалась еще одна задача: требовалось найти точки опоры, причем желательно такие, чтобы их можно было использовать при волочении корпусов из Центрального и Южного слипов. Расчеты показывали, что скорость корпуса должна составлять от 5,7 до 7,8 мм/с, дабы уложиться в продолжительность рабочей смены. Но опасения оказались напрасными. Начав операцию в 9.45, ее благополучно завершили в 15.10, перекрыв расчетные показатели более чем в полтора раза. Лебедка при троганьи с места развила мощность в 154 тс и потом без особого труда поддерживала ее в диапазоне от 50,3 до 107,9 тс. В итоге средняя скорость крейсера составила 6,6 мм/с. 16 ноября 1893 г. в ходе торжественной церемонии "Лепанто" сошел на воду. Королевский декрет от 29 июня 1894 г., кроме графика достройки "Альфонсо XIII", устанавливал и график достройки "Лепанто", который должен был последовать за своим близнецом со сдвигом на полгода: восемь месяцев - достройка на плаву, потом - перевод в первое положение и т.д. Но, разумеется, и для него эти сроки оказались нереальными - крейсер смог выйти на испытания лишь к 1899 г.

В отличие от "Альфонсо", "Лепанто" числился в строю не столь номинально. В том же майском докладе морского министра рекомендовалось использовать крейсер в качестве материальной базы для изучения курсантами торпед, артиллерии и машин. Отвечая запросам министерства королевским декретом от 18 мая 1900 г., санкционировалось использование крейсера по этому назначению "в особом поручении с постоянным обучением экипажа". Существовала одна значимая оговорка - в будущем при необходимости дорогостоящего ремонта, типа замены котлов или починки корпуса, корабль следует немедленно сдать на слом.

В результате зачисленный ранее в состав Картахенского морского округа крейсер "до первого крупного ремонта" передали в распоряжение Школы артиллеристов и торпедистов. Так что экипаж его формировался из нескольких учебных рот. Любопытная подробность: в официальных приказах по министерству и королевских декретах крейсер моментально "вылетел" из разряда кораблей первого ранга: отныне во всех официальных документах он числился на почетном месте между двумя ветеранами испанского флота - деревянным фрегатом "Астуриас" и композитным корветом "Наутилус".

В 1901 г. бывший крейсер впервые включили в программу плаваний на следующий год, правда, девять месяцев ему предстояло находиться в резерве и только три месяца - в кампании.

Именно с 1902 г. и началась его реальная служба. Уже в мае крейсер, правда чисто номинально, не выходя из Картахены, участвовал в морском параде, посвященном присяге и коронации короля Альфонсо XIII. Примерно в это же время в министерстве решили, что наибольшую эффективность может дать совместная практика "Лепанто" с парой старых миноносцев. Первоначально предлагалось прикрепить к нему миноносцы "Барсело" и "Орион". Но в итоге в свое первое совместное плавание "Лепанто" вышел с миноносцем "Ордоньес". С 13 по 17 июля они практиковались по дороге из Картахены в Аликанте, а с 18 по 25 - между Аликанте и Торревьехой. И лишь 29-го числа корабли вернулись в Картахену. Осенью этого же года, когда в испанском флоте начались опыты с беспроволочным телеграфом, Морское министерство посчитало необходимым оборудовать этой новинкой (разумеется, в учебном варианте) и "Лепанто", для обучения будущих радиотелеграфистов. В соответствии с королевским декретом от 19 мая 1903 г., два крейсера испанского флота впервые получили станции беспроволочного телеграфа. Но если "Лепанто" имел это новшество исключительно с учебными целями, то "Эстремадура" - для связи Практической эскадры с берегом.

Первоначально в министерстве тешили себя иллюзией, что оба корабля смогут установить связь между собой. Но поскольку "Лепанто", как правило, отстаивался в порту, практически всегда проще было переговорить с берегом. В результате королевским декретом от 13 июня санкционировалась установка радио на флагмане Практической эскадры - броненосце "Пелайо". Поэтому в первом сеансе пробной радиосвязи, состоявшемся уже на будущий год, "Лепанто" участия не принимал.

Проводя политику экономии, Морское министерство постаралось до минимума снизить количество выходов в море. Так что в следующем году из трех номинальных месяцев кампании "Лепанто" провел реально в плаваниях небольше одного. 16 апреля 1903 г. Он покинул Картахену, но в тот же день из-за аварии вынужден был вернуться. Повторно выйдя 27 апреля, он на следующий день бросил якорь в Галерасе, где простоял до 12 мая. 13 мая "Лепанто" прибыл в Малагу, а 22-го совершил переход в Сеуту, с 25-го на 26-е - в Мелилью и, завершая программу плаваний этого года, 27 мая вернулся в Картахену.

В 1904 г. Морское министерство решило перевести "Лепанто" в Маон, чтобы минеры и торпедисты могли при обучении использовать мощности местной базы. 15 марта крейсер вышел из Картахены и 17-го прибыл в Маон. Здесь, наконец-то, его ждало первое и последнее более-менее ответственное задание: по протоколу торжественных мероприятий, связанных с вояжем короля Альфонсо XIII, "Лепанто" предстояло заступить в эскортирование королевской яхты.

Яхта "Хиральда" в сопровождении крейсера "Рио-де-ла-Плата" и канонерки "Темерарио" в 8.30 20 апреля бросила якорь в Маоне. Монарха встречали королевским салютом с "Лепанто" и крепости. Ко всеобщему ликованию собравшейся толпы, запрудившей практически весь порт, Альфонсо XIII с парового катера сошел на берег. После праздничного застолья и визита в форт Мола король в сопровождении преподавателей с "Лепанто" посетил линии минных заграждений, где минеры произвели восемь показательных взрывов. А во время посещения торпедной станции торпедисты продемонстрировали учебный пуск торпеды.

На следующее утро небольшой отряд, в котором произошла рокировка кораблей эскорта, вышел в море. Место оставшегося в Маоне "Темерарио" занял "Лепанто". Вскоре к кораблям присоединился крейсер "Кардинал Сисне-рос". Протоколом предусматривалось посещение практически всех крупных портов Балеарских островов. Очередным пунктом королевского маршрута стала Кабрера. Но в порт зашла лишь яхта, корабли сопровождения остались на внешнем рейде. После традиционного приветствия и непродолжительной стоянки отряд двинулся дальше, на сей раз в сопровождении трех пароходов с толпами зевак на борту, изъявивших желание прокатиться "в свите короля".

Около 3.15 испанский отряд повстречался с одной из дивизий английской средиземноморской эскадры под командованием адмирала Бересфорда (четыре броненосца и крейсер). Так что на праздничном ужине в Пальме в числе приглашенных оказался и английский адмирал.

В четыре ночи 22 марта отряд направился в Арту, где Альфонсо XIII посетил знаменитые пещеры, а затем в Аль-кудию и Польенсу. В последней из-за небольшого шторма "Лепанто" должен был задержаться, так что потом ему пришлось нагонять королевский кортеж. 26-го числа "Лепанто" совершил переход до Альмерии, а на пути от Альмерии до Малаги присоединился к кортежу и вместе с "Сиснеросом" продолжил сопровождение королевской яхты. В Малаге отряд снова разделился: 1 мая "Хиральда" с "Сиснеросом" ушла в Африку, а "Лепанто" и "Рио-де-ла-Плата" - в Кадис. В дороге "Лепанто" снова безнадежно отстал, так что на следующий день, когда он вошел в Кадис, "Рио-де-ла-Плата" давно уже там находилась. К возвращению короля из Африки в Кадисе собралась уже небольшая эскадра, так что Альфонсо XIII даже принял небольшой военно-морской парад, "международный статус" которому придал португальский крейсер "Дон Карлос". Хотя "Лепанто" номинально также в нем участвовал, но в дальнейших совместных действиях с королевским кортежем крейсер было решено более не привлекать: за это небольшое плавание "Лепанто" наглядно продемонстрировал все свои, мягко говоря, не лучшие мореходные и скоростные качества. 22 мая в сопровождении торпедной канонерской лодки "Деструктор" крейсер вышел в море. Но вскоре корабли расстались: первый остался в Тарифе, а второй в тот же день бросил якорь в Малаге. После небольшой стоянки, 26-го числа крейсер вышел в море и через два дня благополучно прибыл в Маон.

Кампания 1905 г. прошла для "Лепанто" также довольно активно. Уже 8 марта он покинул Картахену и на следующий день вошел в Маон. Плавание продолжалось почти месяц, крейсер посетил с 14 марта по 10 апреля Альмерию и Кадис. Второй выход был более коротким и ограничился лишь Балеарскими островами. За неделю крейсер посетил Алкудию, Пальму и Ивису. А вот третий выход занял почти два месяца. Во время совместного круиза с дистроером "Осадо", в ходе которого отрабатывался ряд тактических приемов, корабли до 13 июля посетили Барселону, Валенсию, Аликанте, Картахену, Сеуту, Кадис, Малагу и ряд других более мелких портов.

Но наибольшее внимание в этот период "Лепанто" привлек отнюдь не в связи с плаваниями. В конце лета 1905 г. министерство опубликовало доклад о медицинском состоянии экипажей кораблей испанского флота за 1904 г. По нему выходило, что крейсер стал "чемпионом" флота по количеству заболевших. В этом не было бы ничего удивительного, если бы у корабля была активная служба, а то ведь из 22 случаев заболеваний основная часть пришлась на период стоянки в резерве, когда экипаж был сведен к минимуму, а корабль не выходил из порта! Это стало прямым следствием плохих условий обитания, о чем так много говорилось и писалось ранее в связи с погибшей "Рейной Рехенте".

В следующем году "Лепанто" совершил выходы в море для сопровождения учений дивизиона миноносцев. В апреле 1907 г. в Картахене вместе с "Эстремадурой", "Принцессой де Астуриас" и "Нумансией" он вошел в состав эскадры, созданной для встречи яхты "Виктория энд Альберт" во время рандеву Эдуарда VII и Альфонсо XIII. Это дефилирование стало последним достойным упоминания событием в жизни крейсера: по королевскому декрету от 19 ноября 1907 г. предписывалось подготовить "Лепанто" к списанию. 3 октября 1908 г. крейсер исключили из списков флота, и последующие несколько лет он постепенно разукомплектовывается и разоружается. А королевский декрет от 25 мая 1911 г. разрешал единым махом продажу с публичного аукциона броненосца береговой обороны "Витория", "Лепанто" и канонерской лодки "Висенте Яньес Пинсон". По результатам последовавших вскоре торгов новый хозяин отбуксировал корпус корабля в Голландию, где двумя годами позже его разделали на металл.