Противолодочный самолет S-2 Tracker
30 июня 1950 года флот объявил о начале разработки нового универсального противолодочного самолета, сочетающего в себе качества поисковой и ударной машины. Заказ на производство самолета достался фирме Grumman, которая представила проект под условным названием G-89. Предварительным контрактом предусматривалась постройка двух экспериментальных самолетов с обозначением XF2F-1.
Деревянный макет нового самолета был показан комиссии флота 6 марта 1951 года. На самолет планировалось установить поисковую РЛС APS-38 и магнитометр ASQ-10 с датчиком индукционного типа, смонтированным на конце выдвижной штанги длиной 4,78 м для того, чтобы снизить уровень помех от собственного магнитного поля самолета. Дальность действия этого магнитометра существенно зависела от водоизмещения искомой подводной лодки, но не превышала 300 м.
В качестве основного средства поиска на F2F устанавливались одноразовые радиогидроакустические буи (РГБ), размещенные в хвостовых частях обеих мотогондол, по 16 в каждой. Буи представляли собой обычные микрофоны всенаправленного действия с радиопередатчиками. Стоимость одного РГБ не превышала 120 долларов, а срок службы после сброса с самолета достигал нескольких часов. Находясь на высоте 1500 м, самолет мог улавливать шумы с плавающих РГБ, находящихся на расстоянии до 135 км.
На правом крыле самолета был установлен дуговой прожектор яркостью 130 млн. свечей с дистанционным управлением. Луч прожектора мог направляться в район цели командами бортовой РЛС. Расчетное время патрулирования самолета в воздухе доходило до шести часов.
После принятия макета и утверждения комплектации бортового оборудования фирма приступила к постройке опытных экземпляров машин. Первый самолет XF2F-1 взлетел 4 декабря 1952 года. Для испытания оборудования и вооружения изготовили небольшую партию из 15 предсерийных самолетов. Летные испытания подтвердили расчетные характеристики, и самолет запустили в серийное производство под обозначением S2F-1 Tracker (англ. — охотник).
Производство первой модификации продолжалось до 1960 года. Они постепенно заменили устаревшие Avenger и Guardian на борту авианосцев и на береговых базах морского флота США. Всего было построено 755 самолетов. Более 100 из них были выпущены для продажи на экспорт.
В процессе использования S2F-1 (с 1962 года S-2A) на американском флоте самолет неоднократно модернизировался. Сначала на нем заменили РГБ, что потребовало переделки задней части гондол двигателей. Модификация, получившая обозначение S2F-1S (S-2B), могла использовать РГБ уже двух типов — пассивные и активные: первые применялись для первичного обнаружения, а вторые, работавшие на принципе определения пеленга эхо-сигналов, полученных в результате отражения от корпуса подводной лодки звуковых волн от взрывов небольших зарядов, — для определения точных координат ее местоположения.
12 июля 1954 года в воздух поднялась новая серийная модификация S2F-2 (S-2C) с увеличенным бомбоотсеком для подвески новых торпед. Для сохранения центровки самолета в полете конструкторам пришлось увеличить площадь хвостового оперения. Всего было построено 77 таких самолетов. Впоследствии их переоборудовали в разведчики RS-2C.
В декабре 1957 года фирма Grumman получила контракт на производство нового варианта самолета S2F-3 (S-2D), способного нести глубинные ядерные бомбы мощностью 10 Кт. На этот раз самолет подвергся коренным изменениям. Длину фюзеляжа увеличили на 0,457 м, а ширину на — 0,082 м. Соответственно возрос объем топливных баков самолета. На борту смонтировали большой индикатор тактической обстановки, на который выводилась информация, выдаваемая установленными РГБ.
В составе поискового оборудования появился также газоанализатор ASR-2, способный обнаруживать наличие и измерять количество окиси углерода в воздухе, выделяемого работающим дизелем подводной лодки. Прибор обладал высокой чувствительностью и мог обнаружить присутствие лодки в полете на высоте до 500 м.
Первый самолет S2F-3 поднялся в воздух 21 мая 1959 года и был передан флоту в ноябре 1960 года после окончания комплексного испытания оборудования. Всего было изготовлено 100 серийных самолетов этой модификации.
Последним серийным вариантом противолодочного самолета Tracker стала модификация S2F-3S (S-2E) с модернизированным бортовым оборудованием. До июля 1968 года было построено 252 самолета.
В 1973 году фирма Grumman модернизировала оборудование на S-2E. Модификация самолета получила обозначение S-2G. 37 самолетов этого типа использовались в боевых частях до 28 августа 1976 года.
Летно-технические характеристики самолета S-2E
Размах крыла, м.......................................22,121
Длина, м...................................................13,257
Высота, м....................................................5,333
Площадь крыла, м2.................................46,358
Масса, кг:
пустого.........................................................8627
максимальная взлетная ..........................12 178
Максимальная скорость, км/ч.....................426
Потолок, м...................................................6705
Максимальная дальность полета, км........2175
Масса полезной нагрузки, кг.....................1400
Конструкция самолета
Палубный противолодочный самолет S-2 Tracker представлял собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с классическим хвостовым оперением. Экипаж состоял из четырех человек — двух летчиков и двух операторов поискового оборудования. Первый оператор управлял РЛС, а второй анализировал информацию, поступающую от РГБ и магнитометра.
Фюзеляж самолета типа полумонокок выполнялся из дюралюминия. Кабина экипажа занимала носовую его часть; дверь в кабину находилась с правой стороны фюзеляжа. В средней части размещался бомбоотсек длиной 4,025 м. За ним в выдвижном обтекателе располагалась вращающаяся антенна РЛС. В хвостовой части закреплялся убирающийся Y-образный крюк для зацепления за тросы аэрофинишера и штанга магнитометра.
Горизонтальное хвостовое оперение с размахом 8,064 м имело положительный угол V, равный 6,5°, что повышало путевую устойчивость самолета. На рулях высоты и направления имелись триммеры.
Крыло состояло из трех частей: центроплана и двух складывающихся шатром консолей. Механизм складывания крыла гидравлический. Внутренний объем центроплана был занят топливными баками. На передней кромке правой консоли кры-
ла устанавливался прожектор и датчик газоанализатора. Последний был вынесен далеко вперед на специальной штанге. Крыло и стабилизатор оборудовались пневматической противообледенительной системой.
Шасси самолета трехопорное. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы двигателей. Передняя стойка имела два колеса, а основные,— по одному.
Самолет оснащался двумя поршневыми двигателями с воздушным охлаждением Wright Cyclone R-1820-82WA мощностью 1525 л.с. Винт цельнометаллический трехлопастный диаметром 3,047 м.
Вооружение самолета общей массой до 1400 кг размещалось в бомбоотсеке и на шести подкрыльевых пилонах. Tracker мог нести глубинные бомбы, мины, торпеды Мк.43 и НУР HVAR. Для дальних перелетов в бомбоотсеке устанавливался дополнительный топливный бак. Модификация S-2E могла применять французские противокорабельные ракеты AS. 12.