Самолет дальнего радиолокационного обнаружения Е-1В Tracer

 

Учитывая огромную потребность палубной авиации в современном самолете дальнего радиолокационного обнаружения (ДЛРО), конструкторы фирмы Grumman предложили морякам использовать для этой цели поршневой противолодочный самолет S2F Tracker, оборудованный мощной РЛС. Новый вариант получил фирменное обозначение G-117.

Антенну РЛС AN/APS-82 разместили в обтекателе каплевидной формы с габаритами 9,76x6x1,25 м, который приподняли над фюзеляжем с помощью стоек на высоту чуть больше метра. Это позволило уменьшить мертвую зону локатора, определяемую влиянием металлических частей конструкции. Антенна вращалась внутри обтекателя со скоростью 6 об/мин.

Для обеспечения нормальной путевой устойчивости хвостовое оперение сделали двухкилевым, задняя часть обтекателя антенны опиралась на остатки киля исходного S-2.

Первый полет аэродинамического прототипа WF-2 состоялся 17 декабря 1956 года. Полностью укомплектованный радиолокационным оборудованием, он взлетел 1 марта 1957 года. Испытания самолета прошли успешно, и уже в феврале следующего года первый серийный WF-2 покинул завод. Первыми эскадрильями, которые получили новые машины, стали VAW-11 на Тихом океане и VAW-12 в Атлантике. При изменении системы обозначений самолетов морской авиации обозначение WF-2 заменили на Е-1 В и присвоили самолету название Tracer (англ. — следопыт). Серийное производство Е-1 В продолжалось до февраля 1958 года, всего было построено 88 самолетов.

После принятия Е-1 В на вооружение выяснилось, что созданный гибрид самолета и локатора не оправдывает надежд, которые на него возлагались.

Экипаж состоял из двух операторов РЛС и двух летчиков, причем функции офицера боевого управления выполнял второй пилот. В фюзеляже не хватило места для аппаратуры передачи данных на корабль. Наведение истребителей на цель выполнялось голосом по радио, но не напрямую, а через пункт управления полетами на авианосце, иначе командир авиакрыла мог потерять контроль над происходящим в воздухе. Установке более совершенного оборудования, расширению его состава, а также увеличению экипажа мешали возможности планера исходного самолета.

Заказ на разработку нового самолета ДРЛО был выдан флотом США в 1959 году. Первый полет нового самолета Е-2А Hawkeye (англ. — ястребиный глаз) состоялся 21 октября 1959 года, а полностью оборудованная машина взлетела 19 апреля 1960 года. До июля 1962 года самолет назывался W2F-1.

Экипаж самолета, по сравнению с Tracer, увеличился до пяти человек и, таким образом, второй пилот был освобожден от обязанностей тактического координатора. Состав оборудования был существенно расширен. На борту установили полуавтоматическую аппаратуру обнаружения и опознавания воздушных целей (ATDS), в состав которой входила новая РЛС обнаружения AN/APS-70A.

Обработка информации осуществлялась с помощью ЭВМ СР-413. У командира авиакрыла авианосца появилась возможность использовать Е-2А как воздушный командный пункт для наведения самолетов на воздушные, морские или наземные цели. Машину стали называть самолетом ДРЛО и управления.

В 1965 году самолеты Е-2А начали поступать на вооружение авианосцев, заменяя Е-1. В середине 1970-х годов самолет Е-1В сняли с вооружения.

 

Летно-технические характеристики самолета Е-1В

Размах крыла, м.......................................22,121

Длина, м...................................................13,257

Высота, м....................................................6,271

Площадь крыла, м2.................................46,358

Масса, кг:

пустого........................................................9 537

максимальная взлетная...........................12 232

Максимальная скорость, км/ч.....................423

Потолок, м...................................................6095

Максимальная

продолжительность полета, ч.........................8

 

Конструкция самолета

 

Палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения Е-1В представлял собой цельнометаллический двух-двигательный высокоплан с двухкилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж самолета типа полумонокок выполнялся из дюралюминия.

Кабина экипажа располагалась в носовой части самолета. Доступ в кабину осуществлялся через дверь с правой стороны фюзеляжа. В средней части фюзеляжа на месте бывшего бомбоотсека находился отсек с радиолокационным оборудованием и рабочими местами операторов. Над ним в каплевидном обтекателе была установлена вращающаяся антенна РЛС. В хвостовой части закреплялся убирающийся Y-образный крюк для зацепления за тросы аэрофинишера.

Крыло состояло из трех частей — центроплана и двух складывающихся консолей. Механизм складывания крыла гидравлический. Внутренний объем центроплана был занят топливными баками. Обтекатель РЛС, крыло и стабилизатор оборудовались пневматической противообледенительной системой.

Горизонтальное хвостовое оперение с размахом 8,064 м устанавливалось с положительным V 6,5°, что повышало путевую устойчивость самолета. На килях имелись рули направления большой площади с роговой компенсацией.

Шасси самолета трехстоечное. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы двигателей. Самолет оснащался двумя поршневыми двигателями с воздушным охлаждением Wright Cyclone R-1820-82WA мощностью 1525 л.с. Винт цельнометаллический трехлопастный диаметром 3,047 м. Вооружения самолет не нес.