Палубный истребитель F3H Demon

 

Когда флоту понадобился новый палубный истребитель с околозвуковой скоростью полета, в борьбу за заказ вступили сразу три фирмы — Douglas, McDonnell и Grumman. После анализа представленных проектов Бюро авиации флота решило принять на вооружение все три самолета. У Douglas получился неплохой легкий перехватчик F4D Skyray, у Grumman простой и надежный многоцелевой истребитель F9F-6 Cougar, а у McDonnell — тяжелый всепогодный перехватчик F3H Demon.

На фирме McDonnell к работе над новым перехватчиком приступили в начале 1949 года. Истребитель Demon создавался под новейший двигатель J40 фирмы Westinghouse. Причина установки J40 крылась в желании ВМС сделать его стандартной силовой установкой для всех своих реактивных самолетов. Руководство флотом просто обязало фирмы проектировать свои самолеты исключительно под эту новинку.

Представленный проект XF3H-1 был благосклонно принят военными и еще до первого полета опытного образца они подписали с фирмой контракт на производство 150 самолетов. Серийный Demon обозначался F3H-1N (F-3B) и отличался от опытного экземпляра полным комплектом боевого радиоэлектронного оборудования, включая и радиолокационную станцию — APG-51.

Первый полет XF3H-1 состоялся 7 августа 1951 года. Не дожидаясь окончания летных испытаний, флот увеличил заказ на Demon до 528 машин. Однако первый цикл летных испытаний принес массу неприятностей, среди которых была одна катастрофа и одиннадцать летных происшествий, унесших жизни четырех летчиков.

Заказ на истребитель был сокращен до 280 самолетов. Пытаясь поднять надежность перехватчика, после выпуска 56 самолетов фирма отказалась от двигателя J40-WE-22, ставшего причиной всех бед. На последующие серийные F3H-1N стали устанавливать более надежный двигатель J71-A-2 с тягой 4400 кгс (6350 кгс с форсажем) фирмы Allison, модификацию с этим ТРД назвали F3H-2N (F-3C). Двигатель оказался более прожорливым, и фирме пришлось увеличить запас топлива на борту машины. После всех изменений в конструкции взлетная масса F3H-2N возросла с 9988 до 13 166 кг, что могло существенно снизить взлетно-посадочные и маневренные характеристики истребителя.

Первый серийный F3H-2N взлетел в июне 1955 года, а первая боевая эскадрилья истребителей Demon приступила к несению службы в марте 1956 года.

В ходе постоянных доработок и модификаций фирма добилась того, что Demon стал одним из лучших палубных истребителей своего времени.

Основное назначение F3H Demon — осуществление дальней противовоздушной обороны авианосных групп. Сближение F3H с противником осуществлялось по командам с кораблей радиолокационного дозора или самолетов ДЛРО до момента захвата цели бортовой РЛС (около 40 км до цели), после чего летчик применял оружие. Первые Demon могли стрелять по противнику из подвесных контейнеров с неуправляемыми ракетами или бортовых пушек.

Одновременно с серийным производством самолета фирма McDonnell начала модернизацию уже поставленных машин. Основной целью стало расширение боевых возможностей самолета за счет оснащения его управляемыми ракетами класса «воздух—воздух». Первой появилась модификация F3H-2M (MF-3B) с четырьмя ракетами Sparrow-I. Всего было построено 95 самолетов.

Недостатки системы наведения и низкая надежность ракет привели к появлению более удачного варианта машины, вооруженной ракетами Sidewinder. Для подвески этих ракет не требовалось переделывать систему управления вооружением, и название самолета F3H-2N при этом не изменилось. Всего было построено 125 самолетов в этой конфигурации.

В 1957 году все поставленные на флот истребители Demon начали оснащать системой дозаправки топливом в воздухе. Штанга топливоприемника устанавливалась на правом воздухозаборнике. Одновременно машины получили возможность выступать и в роли заправщика, используя подвесной контейнер со шлангом и стыковочным конусом.

Серийное производство самолета продолжалось до 1959 года; всего было построено 519 машин.

 

Летно-технические характеристики самолета F3H-2N

Длина самолета, м.....................................17,98

Размах крыла, м.........................................10,77

Высота, м........................................................4,2

Площадь крыла, м2...................................48,26

Нагрузка на крыло, кг/м2 .........................273.3

Масса, кг:

пустого......................................................10 050

нормальная взлетная...............................13 166

максимальная взлетная...........................15 390

Скорость полета, км/ч:

максимальная..............................................1170

минимальная.................................................178

Скороподъемность

на уровне моря, м/с.....................................65,1

Практический потолок, м.......................13 000

Максимальная

дальность полета, км..................................3200

Масса нагрузки, кг.......................................900

 

Конструкция самолета

 

Истребитель F3H-2 (F-3B) представлял собой моноплан со среднерасположенным крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 45°.

Фюзеляж типа полумонокок с радиопрозрачным носовым конусом. Кабина летчика располагалась в носовой части фюзеляжа, там же устанавливалось радиоэлектронное оборудование и встроенное пушечное вооружение. Среднюю часть занимали двигатель и топливные баки. Хвостовое оперение крепилось на длинной балке прямоугольного сечения.

В задней части фюзеляжа имелись две перфорированные поверхности воздушных тормозов. Еще пара тормозных щитков устанавливалась на крыле.

Кабина летчика прикрывалась каплевидным фонарем со сдвигавшейся назад подвижной частью. Неподвижная часть фонаря имела электрический обогрев. Кресло летчика катапультное.

Крыло самолета складывалось. Механизация крыла включала в себя предкрылки, расположенные по всему размаху крыла, и щелевые закрылки. Система управления самолетом бустерная.

Шасси самолета трехопорное, с носовым колесом. Носовая стойка была заметно выше основных для придания машине большого стояночного угла. Основные стойки убирались в крыло с помощью гидравлического механизма.

Силовая установка состояла из двигателя J71 фирмы Allison различных серий с максимальной тягой на форсаже 6350 кгс.

Двигатель легко снимался и транспортировался на стандартной тележке для авиационных бомб.

Топливо располагалось в баках-отсеках за кабиной летчика.

Все серийные истребители оборудовались РЛС APQ-51 с дальностью обнаружения воздушных целей около 40 км. Для аварийного питания электрических систем самолета использовался генератор постоянного тока с приводом от выпускаемой в поток ветрянки, установленной в нижней части фюзеляжа, рядом с правым подфюзеляжным пилоном.

Встроенное вооружение самолета состояло из четырех 20-мм пушек М.12 с боезапасом на каждую в 80 снарядов. На четырех узлах подвески под крылом могли подвешиваться 4 УР Sparrow, 4 УР Sidewinder, бомбы или 4 контейнера с 57-мм НУР. Два подфюзеляжных пилона предназначались для топливных баков и контейнера с системой дозаправки.