Служба авианосца
Дата начала похода |
Дата возвращения |
Номер авиакрыла |
Эскадрилья (тип самолета, вертолета) |
Хвостовой код самолетов |
Район плавания |
3.08.1962 г. |
11.10.1962г. |
CVW-6 |
VF-102 (F4H-1), VF-33 (F8U-2NE), VA-66 (A4D-2N), VA-65 (AD-6), VA-64 (A4D-2N), VA-76 (A4D-2N), VAH-7 (A3J-1), VAW-12 Del. 65 (WF-2), VFP-62 Det. 65 (F8U-1P), HU-2 Det. 65 (HUP-2) |
AE |
Средиземное море |
19.10.1962г. |
06 12 1962г. |
CVW-6 |
VF-102 (F4H-1), VF-33 (F8U-2NE). VA-66 (A4D-2N), VA-65 (AD-6), A-64 (A4D-2N), VA-76 (A4D-2N), VAH-7 (A3J-1), VAW-12 Det. 65 (WF-2), VFP-62 Det. 65 (F8U-1P), HU-2 Det. 65 (HUP-2) |
AE |
Карибское море |
06.02.1963г. |
04.09.1963 г. |
CVW-6 |
VF-102 (F-4B), VF-33 (F-8E), VA-66 (A-4C), VA-65 (A-1H), VA-64 (A-4C), VA-76 (A-4C), VAH-7 (A-5A), VAW-12 Det. 65 (E-1B), VFP-62 Det. 65 (RF-8A), HU-2 Det. 65 (UH-2B) |
AE |
Средиземное море |
08.02.1964г. |
03.10.1964г. |
CVW-6 |
VF-102 (F-4B), VF-33 (F-8E), VA-66 (A-4C), VA-65 (A-1H), VA-64 (A-4C), VA-76 (A-4C), VAH-7 (A-5A), VAW-12 Det. 65 (E-1B), VFP-62 Det. 65 (RF-8A), HU-2 Det. 65 (UH-2A) |
AE |
Средиземное море — кругосветное плавание |
26.10.1965г. |
21 06.1966г. |
CVW-9 |
VF-92 (F-4B, VF-96 (F-4B), VA-36 (A-4C), VA-76 (A-4C), VA-93 (A-4C), VA-94 (A-4C), VAH-4 Det M (A-3B), RVAH-7 (RA-5C), VAW-11 Det M (E-lB).HC-l DetM(UH-2A/B),VQ-l Det(EA-3B), VAP-61 Det(RA-3B) |
NG |
Южная Атлантика — Индийский, Тихий океаны |
19.11.1966г. |
06.07.1967г. |
CVW-9 |
VF-92 (F-4B), VF-96 (F-4B), VA-56 (A-4C), VA-113 (A-4C), VA-35 (A-6A), VAH-2 Det M (A-3B) RVAH-7 (RA-5C), VAW-11 Det M (E-2A), HC-1 Det M (UH-2A), VQ-1 Det (EA-3B), VAP-61 Det (RA-3B) |
NG |
западная часть Тихого океана — Вьетнам |
03.01.1968г. |
18.07.1968 г. |
CVW-9 |
VF-92 (F-4B), VF-96 (F-4B), VA-35 (A-6A/B), VA-56 (A-4E), VA- 1 1 3 (A-4F), RVAH-1 (RA-5C), VAW-1 12 (E-2A), VAH-2 Det 65 (KA-3B), HC-1 Det 65 (UH-2C), VAW-13 Det 65 (EKA-3B), HC-7 Det 111 (SH-3A) |
NG |
западная часть Тихого океана — Вьетнам |
06.01.1969г. |
02.07.1969г. |
CVW-14 |
VF-92 (F-4B), VF-96 (F-4B), VA-35 (А-6АУВ), VA-56 (A-4E), A-l13 (A-4F), RVAH-1 (RA-5C), VAW-1 12 (E-2A), VAH-2 Det 65 (KA-3B), HC-1 Det 65 (UH-2C), VAW-13 Det 65 (EKA-3B), HC-7 Det 111 (SH-3A) |
NK |
западная часть Тихого океана — Вьетнам |
11.06.1971 г. |
12.02 1972г. |
CVW-14 |
VF-143 (F-4J), VF-142 (F-4J), VA-97 (A-7E), VA-27 (A-7E), VA-196 (A-6A/B & KA-6D), RVAH-5 (RA-5C), VAW-1 13 (E-2B), VAQ-130 Det 4 (EKA-3B), HC-1 Det 4 (SH-3G) |
NK |
Тихий океан — Вьетнам — Индийский океан |
12.09.1972г. |
12.06.1973 г. |
CVW-14 |
VF-143 (F-4J), VF-142 (F-4J), VA-97 (A-7E), VA-27 (A-7E), VA-196 (A-6A/B & KA-6D), RVAH-5 (RA-5C), VAW-113 (E-2B), VAQ-130 Det 4 (EKA-3B), HC-1 Det 4 (SH-3G) |
NK |
западная часть Тихого океана — Вьетнам |
Дата начала похода |
Дата возвращения |
Номер авиакрыла |
Эскадрилья (тип самолета, вертолета) |
Хвостовой код самолетов |
Район плавания |
17.09.1974г. |
2005.1975г. |
CVW-14 |
VF-l (F-14A), VF-2 (F-14A), VA-27 (A-7E), VA-97 (A-7E), VA-196 (А-6А and KA-6D), VAQ-137 (EA-6B), HS-2 (SH-3D), VAW-113 (Е-2В) , RVAH-12 (RA-5C), VQ-1 Del 65 (ЕА-ЗВ) |
NK |
западная часть Тихого океана — Индийский океан |
3007.1976г. |
28.03.1977г. |
CVW-14 |
VF-l (F-14A), VF-2 (F-14A), VA-97 (A-7E), VA-196 (A-6E and KA-6D), VAQ-137 (EA-6B), HS-2 (SH-3D), VAW-1 13 (E-2B), RVAH-1 (RA-5C), VQ-1 Det 65 (EA-3B), VS-29 (S-3A) |
NK |
западная часть Тихого океана — Индийский океан |
30.05.1984г. |
20.12 1984г. |
CVW-11 |
VF-l (F-14A), VF-2 (F-14A), VA-27 (A-7E), VA-97 (A-7E) VA-196 (A-6E and KA-6D), VAQ-134 (EA-6B), HS-2 (SH-3D), VAW-113 (E-2B) , RVAH-1 (RA-5C), VS-38 (S-3A and US-3A |
NH |
северная и западная части Индийского океана |
15.01.1986г. |
12.08.1986г. |
CVW-11 |
VF-l 14 (F-14A), VF-213 (F-14A), VA-22 (A-7E), VA-94 (A-7E), VA-95 (A-6E and KA-6D), VAW-1 17 (E-2C), VAQ-133 (EA-6B), VS-37 (S-3A), HS-6 (SH-3H) |
NH |
кругосветное плавание |
2510.1987г. |
24.11.1987г. |
CVW-11 |
VF-l 14 (F-14A), VF-213 (F-14A), VA-22 (A-7E), VA-94 (A-7E), VA-95 (A-6E and KA-6D), VAW-1 17 (E-2C), VAQ-133 (EA-6B), VS-37 (S-3A), HS-6 (SH-3H) |
NH |
северная часть Тихого океана |
05.01.1987г. |
03.07.1988г. |
CVW-11 |
VF-l 14 (F-14A), VF-213 (F-14A), VA-22 (A-7E), VA-94 (A-7E), VA-95 (A-6E and KA-6D), VAW-1 17 (E-2C), VAQ-133 (EA-6B), VS-37 (S-3A), HS-6 (SH-3H) |
NH |
северная и западная части Индийского океана |
17.09.1989г. |
16.03.1990г. |
CVW-11 |
VF-114 (F-14A), VF-213 (F-14A), VA-22 (A-7E), VA-94 (A-7E), VA-95 (A-6E and KA-6D), VAW-1 17 (E-2C), VAQ-133 (EA-6B), VS-37 (S-3A), HS-6 (SH-3H) |
NH |
кругосветное плавание |
28.06.1996г. |
20.12.1996г. |
CVW-17 |
VF-103 (F-14B), VFA-81 (F/A-18C), , VFA-83 (F/A-18C), VA-75 (A-6E and KA-6D), VAQ-132 (EA-6B), VAW-125 (E-2C), VS-30 (S-3B), VQ-6 Det (ES-3A), HS-15 (HH7SH-60H/F) |
AA |
Средиземное, Аравийское Красное моря |
06.11.1998г. |
06.05.1999г. |
CVW-3 |
VF-32 (F-I4B), VFA-37 (F/A-18C), VFA-105 (F/A-18C), VMFA-312 (F/A-18C), VAW-126 (E-2C), VAQ-139 (EA-6B), VS-22 (S-3B), VQ-6 Det.A (ES-3A), HS-7 (SH/HH-60F/H) |
AC |
Средиземное, Аравийское Адриатическое моря |
25.04.2001 г. |
10.11.2001г. |
CVW-8 |
VF-14 (F-14A), VF-41 (F-14A), VFA-15 (F/A-18C), VFA-87 (F/A-18C), VAQ-141 (EA-6B), VAW-124 (E-2C), VS-22 (S-3B), HS-3 (HH/SH-60H/F) |
AJ |
Средиземное, Аравийское моря |
2.10.2003г. |
29.02.2004 г. |
CVW-1 |
VF-2 11 (F-14A). VMFA-312 (F/A-18C), VFA-82 (F/A-18C), VFA-86 (F/A-18C), VAQ-f37 (EA-6B), VAW-123 (E-2C), VS-32 (S-3B), HS-1 1 (HH/SH-60H/F |
AB |
Средиземное море, Персидский залив |
Подробно описать сорокапятилетнюю службу первого атомного авианосца и его авиационных групп не представляется возможным. Поэтому коснемся только некоторых событий, связанных со службой Enterprise.
Официальное начало полетам палубной авиации Enterprise положил командир 1-й корабельной авиагруппы коммандер Джордж Тэлли-младший (Cmdr. George Talley jr.), который 17 января 1962 года на истребителе F-8LJ Crusader совершил посадку на палубу корабля с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты. А уже в августе 1962 года Enterprise совершил свой первый дальний поход — он направился через Атлантику в Средиземное море, где присоединился к 6-му флоту ВМС США. По пути корабль принял участие в учениях НАТО под кодовым наименованием RIPTIDE III. В их ходе на палубу корабля совершил посадку и первый иностранный самолет — им стал «палубник» с британского авианосца.
По возвращении в США в октябре того же 1962 года Enterprise вместе с другими кораблями принял участие в осуществлении морской блокады Кубы во время разразившегося Карибского кризиса. На нем держал свой флаг командующий 2-й авианосной дивизии адмирал Джон Т.Хэйвард (John T.Hayward — COMCARDIV 2). В 1964 году для проверки эксплуатационных возможностей кораблей с атомными энергетическими установками и получения опыта их применения впервые в истории была сформирована «Оперативная группа №1» (Task Force One) исключительно из кораблей с атомными энергетическими установками. В ее состав вошли Enterprise (CVA-65), атомный крейсер УРО Long Beach (CGN-9) и атомный фрегат УРО Bainbridge (CGN-25).
31 июля того же года соединение направилось в кругосветное плавание, получившее кодовое обозначение «Морская орбита» (Sea Orbit). Поход длился 65 суток, и за этот период корабли прошли 30216 миль без какого-либо пополнения запасов. При этом соединение четыре раза пересекло экватор. Во время похода авиагруппа Enterprise совершила 1590 самолето-вылетов с общим налетом 2372 часа. Плавание наглядно продемонстрировало высокую автономность кораблей с ЯЭУ и их способность совершать длительные и дальние переходы.
В период Вьетнамской войны атомный авианосец Enterprise совершил семь боевых походов в район Юго-Восточной Азии. В их ходе авиагруппа Enterprise выполнила в общей сложности более 39 тыс. самолето-вылетов, израсходовав при этом около 30 тыс.т различных боеприпасов.
Но «на войне как на войне» — пострадал и сам Enterprise. Правда, не от бомб и ракет противника, а от своих же собственных. 14 января 1969 года по пути к берегам Вьетнама, в районе Гавайских островов (70 морских миль от Гонолулу), в ходе проверки боевой готовности на авианосце произошла крупнейшая авария. Во время подготовки к полету одного из истребителей F-4 Phantom взорвалась боевая часть 127-мм неуправляемого реактивного снаряда Zuni (Mk-32 Zuni), перегретая реактивной струей двигателя другого самолета. Это событие произошло среди стоявших на палубе снаряженных и подготовленных к вылету самолетов, в результате чего начался пожар, который привел к новым взрывам.
Сначала сдетонировал боезапас находившегося у правого борта F-4 (бортовой №103), а в 8 часов 26 минут в том же районе полетной палубы произошел мощный взрыв, вызванный одновременной детонацией боеприпасов нескольких штурмовиков А-7 Corsair II (в том числе и 500-фунтовых авиабомб). Авианосец развернулся против ветра, чтобы дым от пожара уходил за корму и не мешал аварийным партиям тушить пламя. Однако пожар на правом борту так и не удалось локализовать.
Через некоторое время взорвались еще семь F-4 Phantom (все с подвешенным вооружением, в том числе и шестью 500-фунтовыми авиабомбами), затем сдетонировали и топливные баки стоявшего по соседству самолета А-3 Skywarrior. Мощный взрыв сбросил часть самолетов с палубы, при этом из состава аварийных партий левого борта почти никто не уцелел. Через некоторое время пламя перекинулось на ангар. На помощь горящему авианосцу пришли эсминцы Rogers (DD 876) и Stoddard (DD566).
В конце концов пожар удалось потушить, однако авианосцу Enterprise был нанесен значительный ущерб. Взрывы проделали в броневой полетной палубе три пробоины. Большие повреждения получили и внутренние отсеки. Всего в результате аварии погибло 28 человек и было уничтожено 15 самолетов. Корабль прервал поход и своим ходом дошел до ВМБ Пёрл-Харбор (Pearl Harbor, Hawaii), где встал на ремонт. Несмотря на значительные разрушения, его удалось отремонтировать всего за полтора месяца, и уже 5 марта Enterprise вышел в море на пятидневные ходовые испытания.
Еще одна авария на борту Enterprise — к счастью, гораздо меньших масштабов — произошла 29 октября 1975 года. У стоявшего на палубе истребителя F-14 Tomcat из состава 124-й истребительной авиаэскадрильи (VF-124) загорелся двигатель. Возникновение крупного пожара удалось предотвратить, но сам самолет полностью сгорел. В том же плавании самолеты F-14 отличились и еще раз — 19 декабря 1976 года F-14 из состава 2-й истребительной авиаэскадрильи (VF-2) разбился во время посадки на палубу.
Летчики Enterprise демонстрировали свою меткость не только во время боевых вылетов во Вьетнаме. Доставалось от них и собственным кораблям. В начале 1978 года во время учений штурмовики с Enterprise должны были провести боевое бомбометание по специально выделенной для этого мишени — старому судну, которое вывел на позицию морской буксир ВМС США Cree (AT-84). Хотя последний и находился в 8 милях от судна-мишени, но тем не менее бомбовый удар пришелся именно по нему. Правда, отбомбиться успел только первый Corsair, который сбросил на «цель» три 500-фунтовые авиабомбы, поразившие буксир. При этом первая и третья бомбы не взорвались, а вторая, пробив борт, взорвалась ниже уровня ватерлинии, нанеся кораблю серьезные повреждения. Как ни странно, но в результате этого происшествия не погиб ни один из членов экипажа буксира.
Высокую точность попаданий летчики Enterprise продемонстрировали и в разгар так называемой «танкерной войны» в районе Персидского залива, когда в апреле 1988 года, в период резкого обострения американо-иранских отношений, Enterprise находился в составе авиационной многоцелевой группы Foxtrot в водах Аравийского моря. 18 апреля самолеты с Enterprise (А-6Е Intruder и А-7Е Corsair II) в рамках операции Praying Mantis нанесли удары по иранским нефтяным платформам, которые, как считалось, использовались в качестве передовых баз для выполнения задач по нарушению судоходства в районе Персидского залива. В ответ иранский фрегат Sahand попытался атаковать группу американских кораблей. Фрегат был обнаружен двумя штурмовиками А-6Е с Enterprise (VA-95), которые нанесли по нему удар противокорабельными ракетами Harpoon и управляемыми бомбами. В результате полученных повреждений, приведших к взрыву погребов боезапаса, иранский фрегат затонул.
Не повезло и другому иранскому фрегату — Sabalan. Штурмовики А-6Е из той же эскадрильи поразили его управляемой авиабомбой. Корабль лишился хода и уцелел лишь потому, что американские самолеты получили приказ прекратить атаки.
В декабре 1998 года авианосная группа во главе с Enterprise принимала участие в операции Desert Fox («Пустынный лис»), направленной против военных объектов Ирака. В ее ходе самолеты 3-го корабельного авиакрыла (CVW 3) сбросили на позиции иракцев около 313 т боеприпасов.
Сразу же после окончания операции Desert Fox авианосец Enterprise был передислоцирован в район Адриатического моря, чтобы он мог принять участие в возможных боевых действиях в Косове, однако этого не потребовалось, и корабль возвратился в Индийский океан.
Последней боевой операцией, в которой принимал участие Enterprise, стала операция против баз Талибана в Афганистане, которые, как предполагалось, использовались террористами.
В течение трех недель, начиная с 7 октября 2001 года, самолеты с Enterprise выполнили более 700 боевых вылетов, обрушив на террористов десятки тонн боеприпасов.