Штурмовик А-7 Corsair

 

Первые годы войны во Вьетнаме показали, что палубная авиация не располагает легким и дешевым самолетом, способным эффективно решать задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям и поддержкой войск. Штурмовик А-4 Skyhawk, более десятка лет состоявший на вооружении, отличался маленьким радиусом действия и низкой боевой нагрузкой, а потери машин этого типа оказались слишком большими.

 

История создания

 

В 1963 году был объявлен конкурс на создание нового палубного штурмовика по программе VAL — легкий ударный самолет. Принятие его на вооружение планировалось в 1967 году. Итоги конкурса объявили в 1964 году, победителем стала фирма LTV. Ее проект признали наиболее подходящим, в том числе по срокам проектирования и постройки опытных образцов. Сокращение времени разработки было достигнуто за счет использования в качестве прототипа истребителя F-8 Crusader.

Конструкторам, правда, пришлось основательно поработать, превращая эту довольно большую машину в компактный штурмовик. Длину самолета уменьшили за счет отказа от форсажной камеры двигателя, высоту — срезав законцовку киля. Взлетная масса самолета снизилась после отказа от механизма изменения угла установки крыла, четырех пушек (оставили только две) и выдвижной пусковой установки НУР.

Новое усиленное и короткое крыло позволило разместить на нем шесть пилонов для подвески вооружения (на F-8 их было только два). По бокам фюзеляжа конструкторы оставили два узла подвески, сохранив возможность самолета нести на них УР класса «воздух—воздух».

Для штурмовика выбрали новейший по тем временам двухконтурный турбореактивный двигатель TF-30, точнее его бесфорсажную модификацию TF30-P-6. Использование силовой установки такого типа гарантировало минимальный расход топлива. Летчика прикрыли броней из алюминиевого сплава снизу и стальным листом спереди.

Контракт на постройку семи опытных образцов штурмовика был подписан в марте 1964 года. Новому самолету присвоили обозначение А-7А Corsair. Первый из них взлетел 27 сентября 1965 года. Через несколько дней после этого фирма LTV получила заказ на 140 серийных машин. Параллельно с летными испытаниями началось серийное производство.

Уже через год сформировали первые две эскадрильи — VA-147 и VA-122. 4 декабря 1967 года самолеты из VA-147 совершили первые боевые вылеты во Вьетнаме. Опыт боевого применения показал высокую эффективность нового самолета, но одновременно выявил и некоторые недостатки. Летчики А-7 старались производить бомбометание или с горизонтального полета, или с пологого пикирования, избегая летать на высотах ниже 1500 м, где можно было пострадать от огня малокалиберных зенитных средств. При обстрелах чаще всего отмечались повреждения силовой установки и топливной системы.

Проявила себя и скрытая особенность двигателя — с ростом скорости его тяга существенно снижалась. Так, на скорости 860 км/ч она равнялась всего 3200 кгс, что почти на 2000 кгс меньше статического показателя. Низкая тяговооруженность самолета отрицательно сказывалась на расходе топлива и скороподъемности — последняя на уровне моря составляла всего 29 м/с. При взлете с палубы массу штурмовика ограничивали величиной 14 700 кг.

Максимальная скорость полета А-7 Corsair тоже считалась недостаточной, тем более что при выполнении противозенитного маневра она падала с 920 до 550 км/ч. И тогда пришлось вспомнить о форсажной камере, которая могла повысить тяговооруженность и позволить достигать звуковой скорости. Начиная со 199-го самолета на Corsair стали устанавливать двигатель TF30-P-8 с укороченной форсажной камерой, которая увеличивала тягу на 30 процентов. Новому варианту штурмовика присвоили обозначение А-7В.

Благодаря улучшенному оборудованию А-7В Corsair мог использовать управляемые бомбы Walleye и ракеты Maverick. Скороподъемность возросла до 38 м/с, потолок увеличился на 1000 м. Правда, при этом на 100 км уменьшилась дальность полета.

Почти с первых дней существования самолета А-7 Corsair им заинтересовались ВВС. Появление такой машины позволило бы частично разгрузить экипажи самолетов F-4 Phantom, используя те для более ответственных заданий, и заменить никуда не годящиеся истребители-бомбардировщики «сотой серии» (F-100,105). Испытания опытного образца А-7 Corsair для нужд ВВС начались с 1966 года. На одном из полигонов провели сравнительную оценку Corsair и Phantom при выполнении ими ударных операций. Штурмовик превзошел истребитель-бомбардировщик по большинству показателей, но недостатки А-7А потребовали его дальнейшей модернизации.

В конце 1968 года ВВС приняли на вооружение модификацию А-7 с улучшенным бронированием и новым двигателем Rolls-Royce Spey-25 (американское обозначение TF41), получившую обозначение A-7D (та же машина выпускалась для ВМС с обозначением А-7Е). Силовая установка этих самолетов была прикрыта керамической броней.

Первый полет А-7Е состоялся 25 ноября 1968 года. Летом 1969 года первые серийные машины были включены в состав эскадрильи VA-122. С 1978 года на самолет стали устанавливать инфракрасную прицельную систему FLIR на правом внутреннем пилоне. А-7Е Corsair мог использоваться и как заправщик, передавая топливо из подвесных баков. Имелась и учебно-тренировочная модификация ТА-7С (60 самолетов). Серийное производство А-7Е продолжалось до 1981 года. Самолеты типа A-7D состояли на вооружении ВВС до появления более мощного штурмовика А-10, а затем были переданы в ВВС Национальной гвардии.

В 1987 году фирма LTV предложила усовершенствованный образец самолета под обозначением А-7 Plus. Турбореактивный двигатель от истребителя F-15 сообщал штурмовику сверхзвуковую скорость. В удлиненном на 1,36 м фюзеляже расположили современное оборудование. Летные испытания начались в 1989 году. Машине дали новое обозначение — YA-7F. Машина могла летать ночью с огибанием рельефа местности на высоте 60 м.

Фирма предложила флоту модернизировать все палубные штурмовики в вариант A-7F, однако в связи с принятием на вооружение истребителей-штурмовиков F/A-18A получила отказ. С 1990 года по программе самолета YA-7F работы не ведутся.

А-7Е Corsair сняли с вооружения после окончания боевых действий в районе Персидского залива, где штурмовики неплохо зарекомендовали себя. По официальным сообщениям, потерь среди них не было. Всего было выпущено 1545 самолетов типа А-7 Corsair.

Надо отметить, что командование ВМС долго не могло забыть старый добрый Skyraider. Даже легкие реактивные «скайхоки» оказались неспособны соперничать с А-1, который мог два часа «висеть» в зоне ожидания с бомбами и ракетами массой 2000 кг. Заранее предполагая, что и новый Corsair тоже не сможет соперничать с AD, одновременно с программой VAL флот начал работы по специальному самолету, максимально близкому по своим боевым возможностям к штурмовику А-1. Условное название этого самолета COINCOounter INsurgensu aircraft, или самолет для борьбы с повстанцами.

Разработкой такой машины с 1963 года занимались 22 американские фирмы. В 1964 году под давлением других видов вооруженных сил ВМС выбрали победителя. Им оказалась фирма North American с самолетом NA-300. Первый полет он совершил в 1964 году. По своим возможностям NA-300 был способен взлетать с авианосцев или прифронтовых грунтовых аэродромов, вести непосредственную поддержку войск, разведку, целеуказание, эскортировать вертолеты и перевозить грузы.

Серийное производство «противопартизанского» самолета началось в 1967 году под обозначением OV-10A Bronco. Машина, выполненная по двухбалочной схеме, имела два турбовинтовых двигателя и развивала скорость 452 км/ч. Она вооружалась четырьмя 12,7-мм пулеметами и различным вооружением на 7 узлах подвески (общая нагрузка составляла 1630кг).

OV-10 приняли на вооружение ВМС и ВВС США и в дальнейшем неоднократно модернизировали. Всего было выпущено 353 самолета семи модификаций. Bronco поставлялся в ВВС Таиланда, Индонезии, Венесуэлы и ФРГ. Во Вьетнаме самолеты OV-10 морской авиации занимались блокированием судоходства в дельте реки Меконг; на их боевом счету множество потопленных джонок.

 

Конструкция самолета

 

Самолет А-7 представлял собой моноплан классической схемы с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Крыло было оборудовано отклоняемыми носками, закрылками и элеронами. Для управления по крену совместно с элеронами использовались интерцепторы. Система управления самолетом — гидравлическая, с разнесенной проводкой и трехкратным резервированием.

При размещении самолета в ангаре авианосца консоли крыла складывались. Двигатель TF41 располагался в хвостовой части фюзеляжа, снизу и сбоку он закрывался керамической броней, предохранявшей от огня стрелкового оружия. Воздухозаборник нерегулируемый. Топливо размещалось в крыльевых и фюзеляжных протестированных баках.

Шасси самолета трехопорное. Основные стойки убирались вперед, в нижнюю часть фюзеляжа. Двухколесная передняя стойка убиралась назад, В бронированной кабине устанавливалось катапультное кресло. Подвижная часть фонаря кабины летчика откидывалась назад.

Оборудование самолета состояло из обзорной и навигационной РЛС, бортовой ЭВМ и автоматической системы посадки на авианосец. Блоки оборудования располагались в средней части фюзеляжа, на уровне груди обслуживающего персонала. Обзорная бортовая РЛС ARG-126 могла обнаруживать цели на земле и в воздухе. На борту имелась станция постановки активных помех радиолокационным средствам противника.

На штурмовиках А-7А и А-7В устанавливались две одноствольные 20-мм пушки Мк.12. А-7Е имел одну 20-мм шестиствольную пушку Vulcan и 500 снарядов к ней в барабане для безленточной подачи боеприпасов (стреляные гильзы оставались на борту). На шести подкрыльевых узлах подвески могли размещаться обычные, управляемые ядерные бомбы и ракетное оружие. По бортам фюзеляжа располагались два пилона для подвески управляемых ракет Sidewinder.

 

Летно-технические характеристики самолета А-7Е

Размах крыла, м.........................................11,80

Длина, м.......................................................14,10

Высота, м.......................................................4,9

Площадь крыла, м2....................................34,83

Масса, кг:

- пустого.......................................................8470

- нормальная взлетная..............................19 980

Максимальная скорость, км/ч...................1115

Скороподъемность, м/с................................18,8

Потолок, м................................................13 100

Радиус действия, км......................................750