Постройка и испытания

 

После закладки «Коллингвуд» строился достаточно быстро. И уже 22 ноября 1882 г., т.е. через 2 года 5 месяцев, его корпус был торжественно спущен со стапеля. К марту 1884 г. готовность броненосца составляла 83%. Еще спустя два месяца он вышел на ходовые испытания; пробы проходили вблизи Портсмута. Водоизмещение корабля составляло 8060 дл. т, осадка носом равнялась 22 фт 9" (6,93 м), кормой — 24 фт 3" (7,39 м).

 

Результаты ходовых испытаний «Коллингвуда»

Время (число) испытаний

4 пробега

4 часа

4 часа

4 часа

Число оборотов машин, об/мин:

правой

левой

 

41,85

40,77

 

53,4

51,53

 

66,06

64,88

 

84,52

83,78

Развитая мощность, и.л.с:

правая машина

левая машина

общая

 

408,89

389,81

798,7

 

781,08

821,24

1602,32

 

1502,33

1553,55

3055,88

 

3471,56

3557,14

7028,7

Давление пара в котлах, фн/д2

65,62

80,46

80,71

87,5

Скорость хода, уз.

8

10

13

16,5

Расход угля на 1 и.л.с. в час, фн

1,79

1,84

2,09

 

Первоначально проверили работу машин при естественной тяге. Затем провели две пробы на полную мощность: 6-часовую при естественной тяге и 3-часовую с форсированием котлов (давление воздуха в кочегарках соответствовало 1" водяного столба). При этом после 6-часового пробега шаг винта уменьшили с 19 до 17,5 фт.

Испытания признали очень успешными, поскольку скорость броненосца впервые превысила 16-уз. рубеж. Однако, идя полным ходом при форсированной тяге, «Коллингвуд» гнал перед носом волну высотой 13 фт. Так обстояло дело при спокойном море, а спустя некоторое время маневры, в которых принял участие новый корабль, показали всю серьезность проблемы.

Заключение по обобщению результатов маневров 1888 г. гласило, что «Коллингвуд» — хороший мореходный корабль. Его скорость мало изменяется при ходе против умеренного ветра, но значительно падает при ходе против волнения и зыби. Броненосец хорошо управляется только на скоростях свыше 6 уз.

Ко всему прочему, несмотря на все конструктивные ухищрения (скуловые кили, активные успокоители качки в виде поперечных цистерн, которые по назначению, правда, так никогда и не использовались), «Коллингвуд» оказался неустойчивой орудийной платформой. На зыби корабль кренился до 20° на борт.

Но все это выяснилось в будущем. А пока после окончания ходовых испытаний броненосец оставался в гавани Портсмута, ожидая 12" орудия...

Получив новые орудия ГК, «Коллингвуд» 10 июля 1888 г. близ Портсмута провел их проверку стрельбой. После прогревочных выстрелов холостыми зарядами приступили к выполнению программы испытаний. Сначала из каждого орудия носовой и кормовой установок выпустили по одному снаряду — обыкновенная бомба, наполненная водой — с использованием неполных (3/4) зарядов, весом по 221 фн (100,2 кг). Затем таким же образом сделали по одному выстрелу боевыми зарядами.

После этого перешли к стрельбе залпами с наибольшим углом возвышения отдельно из каждой установки —для проверки прочности орудийных станков. Испытания признали удовлетворительными. Все механизмы и приспособления артустановок работали без замечаний, откат— в пределах нормы. Единственная серьезная поломка произошла из-за неопытности орудийной прислуги. В результате несвоевременного поворота платформы установки, произошедшего по вине наводчика, был погнут не успевший полностью отойти в исходное положение прибойник одной из пушек. После устранения этой неисправности броненосец, наконец, смогли окончательно ввести в строй флота.