Постройка и испытания
После закладки «Коллингвуд» строился достаточно быстро. И уже 22 ноября 1882 г., т.е. через 2 года 5 месяцев, его корпус был торжественно спущен со стапеля. К марту 1884 г. готовность броненосца составляла 83%. Еще спустя два месяца он вышел на ходовые испытания; пробы проходили вблизи Портсмута. Водоизмещение корабля составляло 8060 дл. т, осадка носом равнялась 22 фт 9" (6,93 м), кормой — 24 фт 3" (7,39 м).
Результаты ходовых испытаний «Коллингвуда»
Время (число) испытаний |
4 пробега |
4 часа |
4 часа |
4 часа |
Число оборотов машин, об/мин: правой левой |
41,85 40,77 |
53,4 51,53 |
66,06 64,88 |
84,52 83,78 |
Развитая мощность, и.л.с: правая машина левая машина общая |
408,89 389,81 798,7 |
781,08 821,24 1602,32 |
1502,33 1553,55 3055,88 |
3471,56 3557,14 7028,7 |
Давление пара в котлах, фн/д2 |
65,62 |
80,46 |
80,71 |
87,5 |
Скорость хода, уз. |
8 |
10 |
13 |
16,5 |
Расход угля на 1 и.л.с. в час, фн |
1,79 |
1,84 |
2,09 |
— |
Первоначально проверили работу машин при естественной тяге. Затем провели две пробы на полную мощность: 6-часовую при естественной тяге и 3-часовую с форсированием котлов (давление воздуха в кочегарках соответствовало 1" водяного столба). При этом после 6-часового пробега шаг винта уменьшили с 19 до 17,5 фт.
Испытания признали очень успешными, поскольку скорость броненосца впервые превысила 16-уз. рубеж. Однако, идя полным ходом при форсированной тяге, «Коллингвуд» гнал перед носом волну высотой 13 фт. Так обстояло дело при спокойном море, а спустя некоторое время маневры, в которых принял участие новый корабль, показали всю серьезность проблемы.
Заключение по обобщению результатов маневров 1888 г. гласило, что «Коллингвуд» — хороший мореходный корабль. Его скорость мало изменяется при ходе против умеренного ветра, но значительно падает при ходе против волнения и зыби. Броненосец хорошо управляется только на скоростях свыше 6 уз.
Ко всему прочему, несмотря на все конструктивные ухищрения (скуловые кили, активные успокоители качки в виде поперечных цистерн, которые по назначению, правда, так никогда и не использовались), «Коллингвуд» оказался неустойчивой орудийной платформой. На зыби корабль кренился до 20° на борт.
Но все это выяснилось в будущем. А пока после окончания ходовых испытаний броненосец оставался в гавани Портсмута, ожидая 12" орудия...
Получив новые орудия ГК, «Коллингвуд» 10 июля 1888 г. близ Портсмута провел их проверку стрельбой. После прогревочных выстрелов холостыми зарядами приступили к выполнению программы испытаний. Сначала из каждого орудия носовой и кормовой установок выпустили по одному снаряду — обыкновенная бомба, наполненная водой — с использованием неполных (3/4) зарядов, весом по 221 фн (100,2 кг). Затем таким же образом сделали по одному выстрелу боевыми зарядами.
После этого перешли к стрельбе залпами с наибольшим углом возвышения отдельно из каждой установки —для проверки прочности орудийных станков. Испытания признали удовлетворительными. Все механизмы и приспособления артустановок работали без замечаний, откат— в пределах нормы. Единственная серьезная поломка произошла из-за неопытности орудийной прислуги. В результате несвоевременного поворота платформы установки, произошедшего по вине наводчика, был погнут не успевший полностью отойти в исходное положение прибойник одной из пушек. После устранения этой неисправности броненосец, наконец, смогли окончательно ввести в строй флота.