«Хоу» и «Родней»
Когда в Пембруке приступили к постройке «Коллингвуда», в британском Адмиралтействе с новой силой вспыхнула дискуссия о том, каким быть броненосцу. Сэр X. Стюарт настаивал на том, что барбетный первенец вооружен слишком легко для линкора 1-го класса. По его мнению, пушки «Коллингвуда» были не в состоянии пробить 21" броню новейших французских броненосцев даже с 1000 ярдов. Когда же стало известно, что заложенные в 1879 г. на верфях Третьей республики «Формидабль» и «Амираль Бодэн» планируется защитить стальной броней, проблема увеличения мощи ГК стала первостепенной.
Однако ни моряки, ни члены Военно-морского совета никак не могли решить, какой тип линейного корабля наиболее предпочтителен для Ройял Нэви. В Великобритании большие броненосцы продолжали считаться чересчур дорогими. Поэтому все новые разработки велись в пределах водоизмещения «Коллингвуда». Одна из них внешне очень напоминала «Темерер», вооруженный казнозарядными орудиями. Дополнительная палуба, появившаяся в новом проекте, должна была обеспечить приемлемую мореходность кораблю, предназначенному для действий в океане. Но его удалось вооружить только 25-тонными пушками.
Большинство военно-морских специалистов считали, что для океанской службы «Коллингвуд» слишком мал. Но правительство не собиралось увеличивать расходы на флот. Так продолжалось до тех пор, пока из Парижа не поступили сведения о том, что французы собираются заложить еще четыре первоклассных броненосца, вооруженных 340-мм орудиями.
При утверждении расходов на 1881/1882 финансовый год средства нашлись на строительство сразу четырех линкоров 1-го класса. Оставалось только определить, какой капитальный корабль взять за прототип. Н. Барнаби предложил ряд проектов, которые отвергли из-за большого водоизмещения, а следовательно и стоимости.
Поскольку далее затягивать с закладкой новых броненосцев посчитали недопустимым, то решили строить их по уже имеющимся моделям. Так как более совершенного типа, чем «Коллингвуд», у Совета не имелось, то остановились на этом варианте, но с усиленным вооружением.
Установка более тяжелых артсистем требовала значительной корректировки проекта в сторону неминуемого увеличения водоизмещения. По указанию Первого лорда Адмиралтейства посчитали достаточным заменить пару 12" пушек в одном из барбетов одним 80-, 70- или 60-тонным орудием. Кроме того, сразу же предусматривалось форсированное дутье котлов.
Подготовленный проект представили на рассмотрение парламентариев 30 марта 1881 г. Его повторное обсуждение проходило на парламентских слушаниях 14 и 16 августа, уже после смены кабинета министров. По их итогам решили заложить броненосцы, названные «Хоу» и «Родней», на казенных верфях в Пембруке и Чатеме соответственно. Вопрос с вооружением остался в подвешенном состоянии — все казнозарядные артустановки калибром свыше 12" существовали только на бумаге.
Официальная закладка «Роднея» состоялась 6 февраля 1882 г., работы на «Хоу» начались 7 июня. Параллельно со строительством новых броненосцев велось проектирование улучшенного варианта «Коллингвуда». Когда он был готов, корпуса «Хоу» и «Роднея» находились на стапелях в различной степени готовности, и перед лордами Адмиралтейства встала дилемма: в каком варианте их достраивать?
Проект, в соответствии с которым броненосцы закладывались, на фоне «Усовершенствованного Коллингвуда» выглядел откровенно слабо. Полная же переделка по новым чертежам, помимо огромных затрат, грозила значительной задержкой с вводом кораблей в строй. Оставалось только попробовать втиснуть в первоначальные размеры корпуса новые мощные орудия ГК и более совершенные 6" пушки. Но и это было невозможно осуществить без ухудшения других характеристик корабля. Ведь только на сами пушки, станки и боезапас к ним, по самым скромным подсчетам, требовалось дополнительных 300 дл. т, не говоря уже о росте массы корпуса, вызываемом необходимостью дополнительных подкреплений под более тяжелые артустановки.
Так как запас водоизмещения судостроительная практика того времени не предусматривала, то по первым прикидкам подобные изменения приводили к увеличению осадки на 1 фт, что, в свою очередь, сокращало и без того небольшую высоту броневого пояса над ватерлинией и ухудшало мореходность (из-за уменьшения высоты надводного борта в носу). Да и для сохранения прежней скорости корабль нуждался в более мощной и, следовательно, более тяжелой и прожорливой энергетической установке.
Однако перспектива получения броненосца, гораздо более сильного, чем «Коллингвуд», причем без значительных затрат, выглядела очень заманчиво. Тем более, что перегрузка в те времена являлась скорее нормой, чем исключением. Поэтому корабли решили достроить по откорректированному проекту, но с учетом уже проделанной на верфях работы. В результате «Родней» и «Хоу» внешне несколько различались.
По чертежу на корпус с бронированием отводилось 6100 дл. т (6198 т), а на оборудование — 3500 дл. т (3556 т). Но, как и в случае с «Коллингвудом», пополнившие флот Ее Величества корабли напоминали первоначальные и даже переработанные проектные чертежи только в общих чертах.
Перегрузка, с которой смирились, посчитав ее вполне умеренной платой за существенно возросшую огневую мощь, на практике оказалась значительно большей. Водоизмещение броненосца из-за дальнейшего усиления вооружения, установки добавочного оборудования и увеличения численности экипажа, при полном запасе угля достигло 10 300 дл. т (10 465 т). В результате верхняя кромка броневого пояса даже при полном штиле не просто полностью уходила в воду, а погружалась более чем на 1 фт ниже ее поверхности. С нормальным же запасом топлива (который уменьшили до 900 дл. т) вертикальная броня выступала над поверхностью моря менее чем на 6". Однако в Адмиралтействе решили оставить все без изменений, справедливо полагая, что и при сохранении водоизмещения в пределах проектных 9470 дл. т пояс даже при незначительном волнении все равно полностью уходил в воду.
Предварительный и окончательный варианты ТТХ «Роднея» и «Хоу»
|
Первоначальный проект |
Измененный проект |
Водоизмещение нормальное |
9158 дл. т (9305 т) |
9470 дл. т (9622 т) |
Водоизмещение полное |
— |
9620 дл. т (9774 т) |
Длина между перпендикулярами |
325 фт (99,06 м) |
325 фт (99,06 м) |
Ширина |
68 фт (20,73 м) |
68 фт (20,73 м) |
Средняя осадка |
25,75 фт (7,85 м) |
26 фт 9" (8,15 м) |
Бронирование (для обоих проектов) |
Пояс — 18"(457 мм), палуба 2,5" — 3"(64 — 76 мм), траверсы — 16"(406 мм), траверсы батареи — 6" (152 мм), барбеты — 11,5" — 10" (292 — 254 мм), боевая рубка — 12" (305 мм) |
|
Вооружение |
1 — 80-т (70— или 60— т), 2 — 12", 6 — 6", 4 надводных ТА |
4—13,5", 6 — 6", 4 надводных ТА |
Мощность ЭУ: при естественной тяге при форсированной тяге |
7000 и.л.с. |
7500 и.л.с. 9500 и.л.с |
Скорость хода, уз.: при естественной тяге при форсированной тяге |
15 16 |
15 16 |
Запас угля: нормальный/полный |
950 дл. т/1200 дл. т |
|
Экипаж |
430 чел. |