К моменту вторжения на Фолклендские острова и Южную Георгию ВМС Аргентины включали собственно флот, морскую авиацию и морскую пехоту. Общее руководство вооруженными силами осуществлял глава военной хунты генерал-лейтенант Л. Гапьтиери. В ходе войны очень важная роль выпала на долю аргентинских ВВС, которые стали главным противником британских сил. Командовал авиацией бригадный генерал Б. Лами-Дозо. Командующий флотом — вице-адмирал Д. Анайя. Оба они входили в состав хунты. Командующим группировкой на Фолклендах стал генерал-майор М. Менендес, являвшийся также и губернатором этой территории (ее объявили провинцией Isla de Malvinas). С политической точки зрения, считалось очень важным продемонстрировать единство силовых структур страны, поэтому на островах базировались не только армейские части и ВВС, но и моряки, а также два катера и вертолет из состава Береговой охраны (Prefectura Naval). В иностранной литературе перед названиями аргентинских кораблей и вспомогательных судов часто указывается «ARA», что подчеркивает принадлежность к ВМФ: «Военно-морской флот Республики Аргентина» (Armada Republico Argentina). Можно отметить, что название аргентинского авианосца в справочной литературе дается в двух вариантах: «Veinticinco de Mayo» и «25 de Mayo». Никакого существенного различия нет, просто во втором случае дата пишется цифрами. Следует учитывать, что до сих пор многие вопросы, связанные с аргентинским флотом, остаются не проясненными. Наиболее ярким примером здесь можно считать участие в событиях 1982 г. КРВ «Guerrico». После повреждений, полученных кораблем у Грютвике-на (см. стр. 28) он, вернувшись в свой порт, по одним данным, провел в ремонте три дня и участвовал в выходах Оперативного соединения 79.2 в океан. По другим данным, корвет оказался серьезно поврежден и вынужден встать на продолжительный ремонт. Так или иначе, но ПУ его комплекса «Exocet» были демонтированы с корабля и военно-транспортным самолетом доставлены в Порт-Стэнли. Там их установили на специальные прицепы и использовали в береговой обороне. Именно такой установкой была выпущена ПКР, повредившая «Glamorgan». СОСТАВ АРГЕНТИНСКИХ СИЛ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ «ROSARIO»
(захват Порт-Стэнли 1 — 2 апреля 1982 г.) TASK FORCE 20 (Соединение дальнего прикрытия и поддержки) Командующий — вице-адмирал J. Lombardo. Авианосец «Veinticinco de Mayo» (флагман); эсминцы «Comodoro Ру», «Hipólito Bouchard», «Piedra Buena», «Segui»; танкер «Punta Medaños». TASK FORCE 40 (Амфибийное соединение) Командующий — контр-адмирал J. Gualter Aliara. Эсминцы «Santísima Trinidad», «Hercules»; фрегаты «Drummond», «Granville»; подводная лодка «Santa Fe». TASK GROUP 40.1 (Десантная группа) Командующий — контр-адмирал морской пехоты С. Busser. Десантный корабль «Cabo San Antonio», полярное судно (ледокол) «Almirante Irizar», транспорт «Isla de los Estados». TASK FORCE 60 (Силы, выделенные для захвата о. Южная Георгия) Командующий — капитан 1 ранга С. Trombeta. Полярное судно (ледокол) «Bahía Paraíso» (флагман); корвет «Guerrico». Придан военный транспорт «Bahía Buen Suceso».
Оперативное соединение 79.1 Командующий — контр-адмирал J. Aliara АВ «Veinticinco de Mayo» (капитан де навио J. Sarcona); ЭМ «Santísima Trinidad», «Hercules»; TH «Punta Medaños» Оперативное соединение 79.2 Командующий — капитан де навио J. Calmon КРВ «Drummond», «Granville», «Guerrico» Оперативное соединение 79.3 Командующий — капитан де навио Не. Bonzo КР «General Belgrano»; ЭМ «Hipólito Bouchard», «Piedra Bueno»; TH «Punta Delgada» Отряд ПЛ: ПЛ «Santa Fe», «San Luis» Прочие: полярное судно (ледокол) «Almirante Irizar»; разведывательные суда «Maria Alejandra», «Constanza», «Capitán Сапера», «Narwa» Необходимо учитывать, что это именно списочный состав. Например, в момент атаки КР «General Belgrano» британской субмариной, TH «Punta Delgada» вместе с соединением не действовал. Авианосец типа «Colossus»
Водоизмещение: полное — 19 896 т, стандартное — 15 892 т. Размерения: 211,3 х 37 х 7,6 м. ЭУ: паротурбинная, две паровые турбины Parsons по 20 000 л.с; четыре котла Admiralty. Два винта. Скорость: 23,5 уз. Дальность плавания: 12 000 миль при 14 уз. Экипаж: 1000 человек + 500 человек авиакрыло. Вооружение: 10x1 40-мм/70 АУ «Bofors». Авиация: 18 самолетов, 4 вертолета (число летательных аппаратов на борту часто менялось, один из вариантов — 10 штурмовиков «Skyhawk», 4 противолодочных самолета «Tracker», 4 вертолета «Sea King»; на начало мая 1982 г. — 8 «Skyhawk», 6 «Tracker» и 5 «Sea King»). Оснащен паровой катапультой. Радиоэлектронное оборудование: РЛС LW-01, LW-02 — обнаружения воздушных целей; РЛС DA-02 — обнаружения надводных целей; РЛС ZW-01 — навигационная. , «Veinticinco de Mayo» (V-2) Бывший голландский «Karel Doorman», британский «Venerable» Заложен: 3.12.1942, Cammell Laird, Биркенхед Спущен на воду: 30.12.1943 Вступил в строй: 17.1.1945 В апреле 1945 г. продан Нидерландам и в мае того же года вошел в состав голландского флота. В октябре 1968 г. куплен у Нидерландов, зачислен в состав ВМФ Аргентины 12.5.1969. За время службы прошел ряд модернизаций, последняя из которых завершилась в 1981 г. В апреле 1982 г. обеспечивал высадку аргентинского десанта на Фолклендские острова. В ходе Фолклендской войны соединение, в которое входил авианосец, первоначально находилось к северу от островов. 1 мая должен был состояться вылет штурмовиков «Skyhawk» с корабля для атаки британского авианосного соединения, но, как гласит официальная версия, вследствие неподходящих погодных условий (отсутствия ветра, что не позволяло штурмовикам совершить взлет с максимальной нагрузкой) «битвы авианосцев» так и не произошло. После потопления КР «General Belgrano» авианосец вернулся в порт. Авиакрыло «Veinticinco de Mayo» в ходе конфликта выполняло полеты с авиабаз Рио-Гранде и Рио-Гальегос. Эскадрилья штурмовиков «Skyhawk» потеряла три машины, на ее счету потопление фрегата «Árdent» 21 мая. Новейшие самолеты «Super Etendard» еще не были подготовлены к выполнению взлетов с корабля и посадок на него и не могли действовать в палубном варианте. В ходе конфликта они использовались только с береговых аэродромов. В июне 1986 г. АВ выведен из боевого состава. В 1997 г. исключен из списков флота. В январе 1999 г. продан в Индию на слом, год спустя приведен на буксире в Аланг и посажен на мель. Крейсер типа «Brooklyn»
Водоизмещение: полное — 13 645 т, стандартное — 10 800 т. Размерения: 185,4 х 21 х 7,3 м. ЭУ: паротурбинная, четыре турбины Westinghouse по 25 ООО л.с, восемь котлов Babcock & Wilcox Express. Четыре винта. Скорость: 32,5 уз. (на ходовых испытаниях). Дальность плавания: 7600 миль при 15 уз. Экипаж: 1000 человек. Вооружение: ЗРК «Sea Cat» 2x4 РПУ, боезапас 70 ЗУР; 5x3 6747 АУ; 8x1 5725 АУ; 2x2 40-м м АУ. Бронирование: борт — 102 — 37 мм, палубы — 76 — 51 мм, башни — 127 — 76 мм, рубка — 203 мм. Авиация: два вертолета. Радиоэлектронное оборудование: РЛС LW и DA — поиска цели.
Бывший американский «Phoenix» (CL-46) Заложен 5.4.1935, New York Shipbuilding Со, Кемден Спущен на воду: 12.3.1938 Вступил в строй: 18.3.1939 В состав аргентинского флота вошел 17.10.1951 под названием «17 de Octubre». В 1956 г. переименован в «Generai Belgrano». «General Belgrano» вышел из гавани Ушуайя 26 апреля 1982 г. в сопровождении двух эсминцев — «Piedra Buena» (D-29) и «Bouchard» (D-26). Они составили Task Group 79.3. 30 апреля соединение было замечено британской АПЛ «Conqueror». После совещания военного кабинета премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер дала согласие на атаку крейсера. 2 мая в 15.57 субмарина выпустила три торпеды Мк 8 mod 4. Две из них попали в цель. Первая торпеда — в районе 10—15 м от носовой оконечности корабля. Попадание второй торпеды пришлось ближе к корме. Торпеда взорвалась в машинном отделении. Начавшая поступать в корпус вода не откачивалась, так как помпы не работали. Корабль начал крениться на левый борт. Через 12 минут после атаки командир крейсера Bonzo отдал приказ покинуть корабль. По официальной версии, эсминцы сопровождения находились в неведении относительно судьбы крейсера. Они «потеряли» эскортируемый «General Belgrano» и визуального контакта не имели. С 3 по 5 мая аргентинские и чилийские суда спасли 770 членов экипажа крейсера. Погибли 323 человека — 321 моряк и двое гражданских лиц, находившихся на корабле (встречаются и другие данные о потерях; например, в книге В Адамса «The Falklands conflicto указано — 368 погибших). Подводные лодки
Водоизмещение: в подводном положении — 2420 т, в надводном положении — 1870 т. Размерения: 93,7 х 8,3 х 5,5 м. ЭУ: дизель-электрическая; три дизеля общей мощностью 4800 л.с; два ТРЭД общей мощностью 5400 л.с. Два винта. Скорость: 15 уз. в подводном положении, 18 уз. — в надводном. Дальность плавания (надводная): 12 000 миль при 10 уз. Глубина погружения: 120 м (максимум). Экипаж: 82 человека. Вооружение: 10 — 533-мм ТА (шесть носовых, четыре кормовых), 24 торпеды. При постройке установлены 1х127-мм/25 орудие и 4 пулемета; при модернизации сняты. «Santa Fe» (S-21) Бывшая американская «Catfish» (SS-339) Заложена: 1.1.1944, Electric Boat Co Спущена на воду: 19.11.1944 Вступила в строй: 19.3.1945 В состав аргентинского флота зачислена 7.1.1971, прибыла в Аргентину в сентябре того же года. К началу конфликта ПЛ (командир — капитан де корвета A. Bicain) находилась в плохом техническом состоянии. Тем не менее, участвовала в захвате Порт-Стэнли (высадка группы спецназа). В апреле получила приказ действовать в районе острова Южная Георгия, предварительно доставив подкрепление его гарнизону. 20 апреля началась британская операция по возврату Южной Георгии. «Santa Fe» была обнаружена британской радиоразведкой, с 23-го числа велись ее активные поиски. В ночь с 24 на 25 апреля люди и снабжение были выгружены в Грютвикене. Затем ПЛ направилась в море, но утром вертолет «Wessex» с ФР «Antrim» обнаружил ее и сбросил две глубинные бомбы Мк 11. Затем поврежденная субмарина подверглась атакам вертолетов «Wasp» и «Lynx» с трех других кораблей, которые продолжили атаку, применив противолодочную торпеду (безуспешно), ПКР AS-12 (одно попадание в рубку, один член экипажа ПЛ получил тяжелое ранение), а также ведя пулеметный огонь. При повторных атаках «Santa Fe» получила еще четыре попадания ПКР AS-12 (две из них не взорвались). Поскольку серьезные повреждения не позволяли субмарине погружаться, экипаж покинул ее и в тот же день сдался вместе со всем гарнизоном Южной Георгии. Во время перевода захваченной ПЛ в одну из бухт Грютвикена британские морские пехотинцы, охранявшие трофей, застрелили механика F. Artuso. Его ошибочно посчитали совершающим диверсию с целью уничтожения корабля. Сама же ПЛ затонула на мелководье. Экипаж англичане отправили в Уругвай, откуда аргентинские моряки уже в мае вернулись на родину. После окончания боевых действий «Santa Fe» была поднята англичанами, отбуксирована в район с большими глубинами и 20 февраля 1983 г. затоплена. Однотипная «Santiago del Estero» (S-22), бывшая американская «Chivo» (SS-341), к началу конфликта находилась в очень плохом техническом состоянии (готовилась к исключению из состава флота) и в боевых действиях не участвовала. Ее пытались использовать в качестве ложной цели для британской разведки в Пуэрто-Белграно. Тип «Salta» (209/1) Водоизмещение: в подводном положении — 1285 т, в надводном положении — 1185 т. Размерения: 55,9 6,3 5,5 м. ЭУ: дизель-электрическая, четыре дизеля MTU, один ГРЭД 5000 л.с. Один винт. Скорость: 22 уз. в подводном положении (11 — под РДП), 10 уз. — в надводном. Дальность плавания: 6000 миль при 8 уз. Глубина погружения: 250 м (максимум). Экипаж: 32 человека. Вооружение: 8 — 533-мм ТА, 14 торпед AEG SST-4 или Мк 37. «San Luis» (S-32) Заложена: 1.10.1970, Howaldtswerke Deutshe Werft AG, Киль. Сборка ПЛ производилась в Аргентине, на государственной верфи в Буэнос-Айресе. Спущена на воду: 2.5.1973 Вступила в строй: 24.5.1974 Командир — капитан де фрегата F.M. Azcueto. К началу операции «Росарио» имела ряд технических неисправностей. За время конфликта совершила несколько торпедных атак, ни одна из которых успеха не достигла. Так, 1 мая выпущена торпеда SST-4 (предположительно, по ФР «Brilliant»). ПЛ подверглась безрезультатному преследованию британских кораблей и вертолетов. 8 мая по не идентифицированной цели выпущена торпеда Мк 37. В ночь с 10 на 11 мая выпущены две SST-4. Возможно, что одна из них попала (не взорвалась) в буксируемый акустический охранитель «Graseby» Мк 182 ФР «Arrow». Субмарина разобрана на запчасти в 1997 г. Однотипная «Salta» (S-31) к началу конфликта находилась в ремонте и в боевых действиях не участвовала. Эскадренные миноносецы тип 42 Водоизмещение: полное — 4100 т, стандартное — 3500 т. Размерения: 125 х 14,3 х 5,8 м. ЭУ: комбинированная газотурбинная COGOG (Combined Gas and Gas), две форсажные газовые турбины Rolls-Royce Olympus ТМЗВ по 28 000 л.с, две маршевые газовые турбины Rolls-Royce Тупе RM1A по 4250 л.с. Два вала. Скорость: 30 уз. Дальность плавания: 4000 миль при 18 уз. Экипаж: 280 человек. Вооружение: ПКР «Exocet» 4x1 ПУ ПКР ММ38; ЗРК «Sea Dart» 1x2 РПУ, боезапас 22 ЗУР; 1x1 4,5755 АУ Vickers Mk 8; 2x1 20-мм «Oerlikon» АУ Mk 7; 2x3 324-мм ТА Мк 32. Авиация: один Lynx Мк 2. Радиоэлектронное оборудование: РЛС 965R — обнаружения воздушных целей с двойной антенной системой типа АКЕ-2; РЛС 992Q — обнаружения и идентификации надводных целей; две РЛС 909 — управления ЗРК «Sea Dart»; РЛС 1006 — навигационная; подкильная ГАС 162. «Hercules» (D-1) Заложен: 16.6.1970, Vickers Shipbuilding yard, Барроу-ин-Фёрнесс Спущен на воду: 24.10.1972 Вступил в строй: 12.7.1976 В настоящее время — в строю. После модернизации в 1999 — 2000 гг. переведен в класс быстроходных десантных кораблей, получил бортовой номер В-52. «Santisima Trinidad» (D-2) Заложен: 11.10.1971, ANFE, Рио-Сантьяго Спущен на воду: 9.11.1974 Вступил в строй: июль 1981 г. С 1989 г. на приколе. Переведен в резерв в 2002 г. Эскадренные миноносцы типа «Gearing» Водоизмещение: полное — 3500 т, стандартное — 2425 т. Размерения: 119 х 12,5 х 5,8 м. ЭУ: две паровые турбины Westinghouse по 30 000 л.с, четыре котла Babcock & Wilcox. Скорость: 31,5 уз. Дальность плавания: 6150 миль при 11 уз. Экипаж: 275 человек. Вооружение: ПКРК «Exocet» 4x1 ПУ ПКР ММ38; 3x2 5738 АУ Мк 38; 2x3 533-мм ТА Мк 32; 2 бомбомета «Hedgehog». Авиация: способны нести легкий вертолет. Радиоэлектронное оборудование: РЛС SPS 37; ГАС SQS 29. «Comodoro Ру» (D27) Бывший американский «Perkins» (DD-877) Заложен: 7.12.1944, Consolidated Steel Corporation, Орандж Спущен на воду: март 1945 г. Вступил в строй: 5.4.1945 В состав аргентинского флота вошел 15.1.1973. Переведен в резерв в 1984 г., в том же году сдан на слом. Эскадренные миноносцы типа «Allen M. Sumner» Водоизмещение: полное — 3320 т, стандартное — 2200 т. Размерения: 114,8 х 12,5 х 5,8 м. ЭУ: две паровые турбины General Electrics по 30000 л.с, четыре котла Babcock & Wilcox. Скорость: 34 уз. Дальность плавания: 4600 миль при 15 уз. Экипаж: 291 (D-26, D-29) или 331 (D-25) человек. Вооружение: ПКРК «Exocet» 4x1 ПУ ПКР ММ 38; 3x2 5738 АУ Мк 38; 2x2 3750 АУ Мк 33 (только на D-25); 2x3 533-мм ТА Мк 32; 2 бомбомета «Hedgehog». Авиация: способны нести легкий вертолет (кроме D-25). Радиоэлектронное оборудование: РЛС SPS 6 (D-25), SPS 40 — поиска надводных целей; РЛС SPS 10 — тактическая; ГАС SQS 30 (D-25), SQS 30, SQA 10. Бывший американский «Hank» (DD-702) Заложен: 17.1.1944, Federal Shipbuilding, Кирни Спущен на воду: 21.5.1944 Вступил в строй: 28.8.1944 В состав аргентинского флота вошел 4.7.1972 Переведен в резерв в 1983 г., в том же году сдан на слом. «Hippolito Bouchard» (D-26) Бывший американский «Borie» (DD-704) Заложен: 29.2.1944, Federal Shipbuilding, Кирни Спущен на воду: 4.7.1944 Вступил в строй: 21.9.1944 В состав аргентинского флота вошел в июле 1972 г. Исключен из состава флота в 1984 г. «Piedra Buena» (D-29) Бывший американский «Collett» (DD-703) Заложен: 11.10.1943 Bath Iron Works Co, Bam Спущен на воду: 5.3.1944 Вступил в строй: 16.5.1944 В состав аргентинского флота вошел 1.7.1972 После исключения из списков флота использован в качестве учебной мишени. В феврале 1988 г. потоплен ПКР «Exocet», выпущенной с ФР «Espora». Корветы типа А69 («Drummond») В литературе 1970 — 1980 гг. классифицировались как фрегаты. Водоизмещение: полное — 1170 т, стандартное — 950 т. Размерения: 80 х 10,3 х 5,5 м (по ГАС), по килю — 3 м. ЭУ: дизельная, два дизеля SEMT Pielstick 12PC2V400 по 5500 л.с. Скорость: 24 уз. Дальность плавания: 4500 миль при ходе 12 уз. Экипаж: 93 человека. Вооружение: ПКР «Exocet» 2x1 ПУ ПКР ММ38; 1x1 100 мм/55 АУ mod 68; 2x1 20 мм /70 АУ; 1 — 375-мм бомбомет Мк 54; 4x1 L3 (L5) противолодочных ТА. Радиоэлектронное оборудование: РЛС DRBV 51 — поиска наземных и воздушных целей; РЛС DRBC 32Е — управления огнем; РЛС DECCA 202, DRBN 32 — навигационные; ГАС DUBA 25. «Drummond» (Р-1) Бывший «Good Норе» ВМС ЮАР, «Lieutenant de Vaisseau le Henaff» ВМС Франции Заложен: 12. 3.1976, Lorien Pole Naval, Лорьян Спущен на воду: 5.3.1977 Вступил в строй: март 1978 г. В настоящее время — в строю. «Guerrico» (Р-2) Бывший «Transvaal» ВМС ЮАР, «Commandant L'Herminier» ВМС Франции Заложен: 1.10.1976, Lorien Pole Naval, Лорьян Спущен на воду: 13.9.1977 Вступил в строй: октябрь 1978 г. 3 апреля 1982 г. около Грютвикена (Южная Георгия) поврежден гранатами РПГ и огнем ручного огнестрельного оружия британских морских пехотинцев. Контейнерные установки ПКР «Exocet» сняты с корабля и отправлены для использования в береговой обороне Порт-Стэнли. В настоящее время — в строю. «Granville» (Р-3) Заложен: 1.12.1978, Lorien Pole Naval, Лорьян Спущен на воду: 28.6.1980 Вступил в строй: 22.6.1981 В настоящее время — в строю. Патрульные корабли (корветы) Тип «Sotomoyo» Водоизмещение: полное — 800 т, стандартное — 689 т. Размерения: 43,6 х 10,4 х 3,7 м. ЭУ: дизель-электрическая 1500 л.с. Скорость: 12,5 уз. Дальность плавания: 16 500 миль при 8 уз. Экипаж: 49 человек. Вооружение: 1x1 40-мм АУ; 2x1 20-мм АУ. «Alférez Sobral» (А-9) Бывший американский океанский буксир «Catawaba» Заложен: Levingstone S.B. Со, Орандж Вступил в строй: 18.4.1945 Передан аргентинскому флоту 10.2.1972 2 мая поврежден ПКР «Sea Skua» с вертолетов «Lynx» эсминцев «Glasgow» и «Coventry». Разрушен мостик, погибли восемь человек (включая капитана), еще восемь получили ранения. По состоянию на 2003 г. находился в строю. «Comodoro Somellara» (А-10) Бывший американский океанский буксир «Salish» Заложен: Levingstone S.B. Со, Орандж Вступил в строй: 7.12.1944 Передан аргентинскому флоту 10.2.1972 Британские источники указывали, что «Comodoro Somellara» был потоплен ПКР «Sea Skua» в ходе той же атаки, когда получил повреждения «Alférez Sobral». Однако спустя несколько лет после окончания конфликта появилась информация, что корабль не только не погиб, но даже не получил никаких повреждений. К настоящему времени исключен из состава флота. Тип «Cherokee» Водоизмещение: полное — 1675 т, стандартное -^1235 т. Размерения: 62,5 х 11,6 х 4,7 м. ЭУ: дизель-электрическая 3000 л.с. Скорость: 16 уз. Экипаж: 85 человек. Вооружение: 2x1 40-мм АУ. «Francisco de Gurruchaga» (A-3) Бывший американский океанский буксир «Luiseno» Заложен: Charleston S. В. and D.D. Co, Чарльстон Вступил в строй: 16.6.1945 Передан аргентинскому флоту 24.7.1975 По состоянию на 2003 г. находился в строю. Десантный корабль «Cabo San Antonio» (Q-42) Водоизмещение: полное — 8000 т, порожнее — 4300 т. Размерения: 135,6 х 18,9 х 5 м. ЭУ: два дизеля по 6850 л.с. Скорость: 16 уз. Экипаж: 124 человека. Вооружение: 3x4 40-мм АУ. Авиация: один вертолет. Десантовместимость: 700 десантников, 23 средних танка, 8 пла-вающих транспортеров LCVP. Заложен: AFNE, Рио-Сантьяго Спущен на воду: 1968 Вступил в строй: 2.11.1978 Во время захвата Фолклендских островов высадил основные силы десанта. К настоящему времени исключен из состава флота. Полярные суда «Almirante Irizar» (Q-5) Водоизмещение: полное — 11 811 т. Размерения: 119,3 х 25 х 9,5 м. ЭУ: четыре дизеля Wartsila-SEMT-Pielstrick 8PC2-5L по 4050 л.с. Два винта. Скорость: 16,5 уз. Экипаж: 133 человека + 100 пассажиров. Авиация: два вертолета. РЛС AWS 2 — поисковая. Заложено: 4.7.1977, Wartsila, Хельсинки Спущено на воду: 3.2.1978 Вступило в строй: 15.12.1978 Использовался вначале как войсковой транспорт, затем как госпитальное судно. После окончания боевых действий участвовал в перевозке аргентинских военнопленных (в том числе и раненых) на материк. В настоящее время — в строю «Bahia Paraiso» (Q-6) Водоизмещение: 9600 т. Размерения: 133 х 19,5 х 9,7 м. ЭУ: два дизеля по 7500 л.с. Два винта. Скорость: 18 уз. Экипаж: 125 человек + 125 пассажиров. Авиация: два вертолета («Puma», «Alouette»). Вступил в строй: 1978 г. К настоящему времени исключен из состава флота. Танкеры «Punta Medaños» (В-18) Водоизмещение: полное — 16 331 т, стандартное — 14 352 т. Размерения: 153,1 х 18,9 х 8,7 м. ЭУ: две паровые турбины по 4750 л.с, два котла Babcock & Wilkox. Два винта. Скорость: 18 уз. Дальность плавания: 13 700 миль при 15 уз. Экипаж: 99 человек. Авиация: оборудован вертолетной платформой. Заложен: Swan Hunter Вступил в строй: 10.10.1950 К настоящему времени исключен из состава флота. «Punta Delgada» (B-16) Бывший американский «Sugarland» типа «Klickitat» Водоизмещение: полное — 6090 т, стандартное — 5930 т. Размерения: 99,1 х 14,7 х 6,1 м. Силовая установка: один дизель Westinghouse 1400 л.с. Один винт. Скорость: 11,5 уз. Дальность плавания: 9000 миль при 11 уз. Экипаж: 72 человека. Заложен: St. Johns River S.В., Джексонвиль Спущен на воду: 7.4.1945 Вступил в строй: 1945 г. К настоящему времени исключен из состава флота. Патрульные катера Береговой охраны Тип «Маг del Plata» (Blohm und Voss Z-28) Катера этого типа были заказаны в ФРГ 24.11.1978. Первый из серии пополнил состав Prefectura Naval в середине 1979 г. Водоизмещение полное: 81 т. Длина: 28 м. Ширина: 5,3 м. Осадка: 1,7 м. ЭУ: два дизеля MTU 331-Т092. Два винта. Скорость: 22 уз. Дальность плавания: 1200 миль при 12 уз. Экипаж: 15 человек. Вооружение: 2x1 20-мм АУ. «Islas Malvinas» (GC-82) 1 мая 1982 г. поврежден вертолетом «Lynx» с ФР «Alacrity» вблизи острова Кидни. Захвачен англичанами в Порт-Стэнли 14 июня, переименован в «Tiger Вау». Служил в качестве патрульного и вспомогательного катера на Фолклендских островах. К настоящему времени — списан. «Rio Iguazu» (GC-83) 22 мая при транспортировке двух 105-мм пушек поврежден артогнем истребителя «Sea Harrier» в проливе Шуазель. Погиб один человек, двое получили ранения. Сел на мель в Баттон-Бей. Пушки были сняты вертолетом и, несмотря на повреждение одной из них, использовались при обороне Дарвина. 13 июня обстрелян ПКР «Sea Skua» с вертолета «Lynx», приписанного к ФР «Penelope». После войны остов катера отбуксировали в Гуз Грин. По утверждению аргентинцев, в налете 22 мая участвовали два или три самолета, один из которых был сбит ответным огнем. Транспорты ВМФ «Bahia Buen Suceso» (В-6) Водоизмещение: полное — 5300 т, стандартное — 3100 т. Размерения: 102,5 х 14,3 х 4,2 м. ЭУ: два дизеля Nordberg по 1650 л.с. Скорость: 14,6 уз. Дальность плавания: 15 000 миль при 12 уз. Заложен: Canadian Vickers, Галифакс Вступил в строй: апрель 1950 г. К началу 1982 г. TP считался устаревшим и находился в плохом техническом состоянии. Предусматривалось его списание в этом же году. Однако в марте доставил на Южную Георгию рабочих для разборки на металл старого китобойного имущества. После занятия аргентинцами Фолклендского архипелага доставлял важные военные грузы, включая артиллерию, боеприпасы, продовольствие. К моменту подхода британского соединения находился в Сан-Карлосе. Во время шторма 12 мая получил повреждения. Утром 16 мая в Фокс Бей Ист был обнаружен британским вертолетом. Часть экипажа покинула судно, которое вскоре подверглось атаке двух самолетов «Sea Harrier» с AB «Hermes». В результате артобстрела TP получил повреждения (бомбы не использовались из-за находящихся рядом гражданских объектов), два члена экипажа были ранены. До окончания боевых действий «Bahia Buen Suceso» стоял на якоре в бухте, неоднократно подвергаясь обстрелам и бомбардировкам. 15 июня захвачен моряками с ФР «Avenger». После окончания боевых действий во время шторма «Bahia Buen Suceso» сорвало с якоря и он сел на мель. Позже его отбуксировали на глубоководье и 21 октября 1982 г. затопили артогнем с кораблей, самолетов «Sea Harrier» и торпедой с ПЛ «Оупх». «Isla de los Estados» Водоизмещение: полное — 3900 т, стандартное — 2700 т. Размерения: 81,4 х 13,5 х 5,8 м. ЭУ: дизель 2950 л.с. Скорость: 14 уз. Вступил в строй: 1975 г. Строился в Испании как торговое судно «Trans-Betica». В 1980 г. куплен Транспортной службой ВМФ Аргентины, зачислен в состав флота как транспорт, переименован. Участвовал в высадке десанта на Фолклендских островах, затем перевозил снабжение и вооружение для гарнизона. 10 мая при доставке военного фуза в районе Порт-Ховарда был замечен британским ФР «Alacrity». Не подчинившись приказу остановиться, подвергся обстрелу из 4,5" орудия. В результате нескольких попаданий произошел взрыв перевозимого на судне горючего. Погибли почти все находившиеся на борту члены экипажа и сопровождающие груз: 15 гражданских и 3 военных моряка, 2 военнослужащих сухопутных войск, 1 — из наземного персонала ВВС и 1 — из Береговой охраны. Спаслись только два члена экипажа (гражданских). Подсчет осуществлен по поименному списку погибших. Суда торгового флота «Formosa» Грузовое судно компании «ELMA» Водоизмещение полное: 20 704 т. Вышло к Фолклендским островам 18 апреля, имея на борту 3500 т груза (в т.ч. боеприпасы и ГСМ) для сухопутных войск и ВВС. Прибыло к месту назначения 20-го числа, но из-за трудностей с разгрузкой смогло выйти в море только 1 мая. В тот же день около 11.00 было безуспешно атаковано вражескими самолетами (по аргентин- ским данным). Примерно в 17.30 по ошибке атаковано штурмовиком «Skyhawk» из состава 5-й истребительно-бомбардировочной группы, получило попадание неразорвавшейся АБ. 7 мая прибыло в аргентинский порт, где бомба была обезврежена. «Rio Carcarana» Грузовое судно компании «ELMA» Водоизмещение полное: 10 430 т. Длина: 180 м. Скорость: 17 уз. Вышло из Буэнос-Айреса 22 апреля с военным грузом (934 т). Как и «Formosa», имело большие трудности при разгрузке и не смогло своевременно покинуть Фолкленды. По аргентинским данным, 1 мая подверглось безрезультатной атаке вражеской авиации. 16 мая атаковано бомбами и обстреляно из бортового оружия двумя самолетами «Sea Harrier» в Порт-Кинг. Повреждено и покинуто экипажем (снят судном «Forrest»). Потоплено ПКР «Sea Skua» с вертолета «Lynx» с фрегата «Antelope» 23 мая. «Yehuin» Судно для обслуживания нефтяной платформы (тендер) принадлежало компании «Geomatter». Водоизмещение: 1000 т. Длина: 54 м. Скорость: 8 уз. 29 апреля вышло из Рио-Гальегос и прибыло на Фолкленды 1 мая, став последней единицей аргентинского флота, прибывшей на острова. Во время боевых действий выполняло перевозки между различными пунктами архипелага. 23 мая «Yehuin» вооружен двумя 7,62-мм пулеметами. 15 июня (по британским данным) захвачен ФР «Plymouth». Переименован англичанами в «Falkland Sound». Кроме вышеперечисленных аргентинское командование привлекало для обеспечения военных перевозок следующие единицы: «Mar del Norte»; «Lago Argentino» (грузовое судно компании «ELMA»); «Rio Cincek» (грузовое судно компании «ELMA»); «Puerto Rosales» (танкер). Бывшие британские суда «Forrest» Небольшое судно (около 250 т), принадлежавшее британской администрации островов. После захвата Фолклендов реквизировано аргентинцами. С 14 апреля использовалось ими для обеспечения военных перевозок, имело военный экипаж. 1 мая участвовало в бою с британским вертолетом. После капитуляции аргентинского гарнизона возвращено владельцам. «Monsunen» Британское судно, принадлежало «Falkland Islands Сотрапу». После захвата Фолклендов реквизировано аргентинцами. Две фотографии TP «Isla de los Estados». С 14 апреля активно использовалось для обеспечения военных перевозок, имело военный экипаж, получило вооружение: 2x1 7,62-мм пулемета. По британским данным, 22 мая выбросилось на берег, оставлено экипажем, захвачено ФР «Brilliant» и «Yarmouth» и отбуксировано в Дарвин. После войны возвращено владельцам. Кроме того, аргентинцы использовали еще несколько захваченных малых судов, в том числе шхуну, буксир и т.д. Все они после войны были возвращены прежним владельцам. Разведывательные суда (траулеры) «Narwal» Водоизмещение 2480 т. Экипаж: 26 человек. 9 мая поврежден 1000-фн неразорвавшейся бомбой и опием 30-мм пушек самолетов «Sea Harrier» из состава 800-й эскадрильи. Погиб один член экипажа, 14 человек получили ранения. В тот же день на борт поднялась команда морских пехотинцев, корабль взят на буксир. Затонул во время шторма 10 мая. Также использовались для выполнения разведывательных задач траулеры «Maria Alejandra»; «Constanza»; «Capitan Сапера». |
КОРАБЛИ И СУДА ФЛОТА АРГЕНТИНЫ