После закладки "Коллингвуда" в британском Адмиралтействе вновь закипели нешуточные страсти по поводу постройки очередных броненосцев. Правительство считало, что в первую очередь нужно строить броненосные корабли небольшого водоизмещения для дальних станций, по типу французских "баярдов", так как линейные эскадры считались и без того достаточно сильными. Однако английские адмиралы придерживались совершенно противоположного мнения.
Неизвестно, сколько бы еще шли бесплодные дебаты между министрами и военными, если бы от морского атташе в Париже кэптена Раиса (Rice) не поступила информация, что на верфях Третьей республики собираются заложить четыре броненосца водоизмещением по 10 300 т, вооруженных четырьмя 340-мм орудиями. Еще большее беспокойство на Туманном Альбионе вызвали сообщения из Италии. В них говорилось о начале постройки двух суперлинкоров - "Италия" и "Лепанто" водоизмещением по 14 0000 т с феноменальной для своего времени скоростью - более 17 уз. Безучастно наблюдать за таким усилением флотов вероятных противников в Адмиралтействе уже не могли. Директор военного кораблестроения британского флота Н. Барнаби получил задание на проектирование мореходного броненосца, который стал бы достойным ответом на французские и итальянские новинки.
8 апреля 1881 г. на рассмотрение лордов Адмиралтейства были представлены три предварительных проекта, кардинально различающихся между собой. Два из них во многом напоминали предыдущие творения Барнаби. Первый - несколько увеличенный в размерах "Инфлексибл" с незначительно модернизированным бронированием и вооруженный казнозаряд-ными 80-тонными орудиями. В отличие от прототипа у этого варианта длину броневой цитадели увеличили настолько, чтобы корабль мог гарантированно продолжать бой с полностью разрушенными "мягкими" оконечностями.
Второй проект представлял собой увеличенный в размерах "Дредноут", вооруженный четырьмя 80-тонными казнозарядны-ми орудиями в двух бронированных башнях и со вспомогательной батареей из четырех же 6-дюймовок между ними. Система бронирования полностью соответствовала описанной выше - центральная цитадель достаточной длины для поддержания броненосца на плаву и защитная палуба ниже уровня воды в оконечностях.
Самым революционным выглядел третий предварительный проект, созданный "по мотивам" итальянских быстроходных линкоров. Полностью отказавшись от пояса по ватерлинии, Барнаби защитил котлы, машины и погреба боезапаса широкими угольными ямами и броневой палубой с 12-дюймовыми скосами. Орудия ГК размещались в барбетных установках по ромбической схеме. Причем в носовом и кормовом барбетах помещались по две 12" (43-тонных) пушки, а в бортовых - по одной 80-тонной. Для того чтобы разогнать броненосец до 18 уз., на него предполагалось поставить машины общей мощностью 14 ООО и.л.с. Эти быстроходные боевые единицы с мощным вооружением английские флотоводцы собирались использовать в качестве флагманских кораблей эскадр. Однако все эти наработки не устроили ни Военно-морской совет Адмиралтейства, ни кабинет министров. Проектируемые корабли признали слишком большими и слишком дорогими. Поэтому бывший в то время Первым морским лордом адмирал Дж. Уэллесли в целях экономии средств дал указания ограничить водоизмещение нового броненосца 10 ООО т. Конструкторам пришлось начинать все практически заново.
Напряженную работу Барнаби и его помощники закончили к концу июля 1882 г. И уже на заседании парламента 1 августа в своем докладе секретарь Адмиралтейства Кэммпбелм-Бэннерман упомянул, что предполагается заложить очередной броненосец типа "Адмирал" по улучшенному проекту. От двух предыдущих он должен был отличаться увеличенным до 10 ООО дл. т водоизмещением, усиленным бронированием барбетов, а также вооружением. Корабли планировалось вооружить четырьмя 60-тонными казнозарядны-ми орудиями ГК и вспомогательной батареей из шести б-дюймовок.
Принципиальных возражений у парламентариев не возникло, тем более что финансирование строительства двух очередных броненосцев 1-го класса уже было учтено в бюджете. Новые корабли назвали "Кампердаун" и "Бенбоу". Первый из них заложили в Портсмуте 18 декабря 1882 г., а второй заказали частному заводу "Тэмз Айронворкс" ("Thames Ironworks®) в Блэ-куолле, так как государственные верфи и без того оказались перегружены работой. Побочные эффекты такого решения, несмотря на быстроту и качество постройки, не заставили себя ждать. "Бенбоу" стал единичным образцом, во многом не похожим на другие корабли серии, но об этом будет сказано позже.
Систершипом же "Кампердауна" по праву можно считать "Энсон", заложенный в Пембруке 23 апреля 1883 г. Финансирование его строительства осуществлялось уже из средств, выделяемых бюджетом 1882 -1883 гг. Хотя по внешнему виду улучшенный вариант "Коллингвуда" мало чем отличался от своего прародителя, изменения, внесенные в бронирование, вооружение и энергетическую установку, оказались намного существеннее, чем те, о которых говорил секретарь Адмиралтейства на заседании парламента. Не удивительно, что Барнаби и его помощник Уайт считали этот проект совершенно самостоятельным.
Для улучшения боевых характеристик броненосца его нормальное водоизмещение по сравнению с "Коллингвудом" пришлось увеличить на 875 дл. т, удлинив корпус на 5 фт и сделав его шире на 6". Образовавшийся запас водоизмещения использовали на усиление бронирования и вооружения.
После закладки корабля события развивались по уже хорошо знакомому сценарию. Броненосец стали догружать дополнительным оборудованием и вооружением. В результате реальное водоизмещение с нормальным запасом угля возросло на 625 дл. т, что повлекло за собой увеличение осадки более чем на 1 фт и уменьшение на такую же величину высоты надводного борта.