Артиллерию "Бенбоу" можно признать самой интересной особенностью этого броненосца. В ходе перепроектирования и постройки корабля не осталось ни одной позиции вооружения, которая не претерпела хотя бы частичных изменений. О переменах, произошедших в главной и вспомогательной батареях, рассказывалось выше. Состав же противоминной артиллерии пересматривался дважды.
На момент зачисления броненосца в состав действующего флота его вооружение состояло из двух 16,25" (413-мм) 110-тонных орудий Mk I, 10 нескорострельных 6" Mk IV, восьми 6-фунтовых и семи 3-фунтовых скорострельных пушек Гочкиса, четырех 0,45" пятиствольных картечниц Норден-фельда, двух Г двухствольных картечниц той же фирмы и пяти надводных 14" ТА.
Наличие на "Бенбоу" двух гигантских по тем временам, но обладавших слишком малой скорострельностью орудий ГК принесло ему широкую известность в мире, но и очень быстро лишило корабль боевой ценности. Напомним, что к проектированию сверхтяжелых казнозарядных нарезных артсистем фирма Армстронга приступила еще в начале 1880-х гг., когда получила заказ на 17" пушки для итальянского флота. Успешное его выполнение и побудило британское Адмиралтейство обратиться к известному оружейнику с просьбой о снабжении артиллерией строящегося броненосца.
В мае 1883 г. Армстронг предоставил на рассмотрение членов Артиллерийского комитета чертежи двух несколько различающихся между собой по конструкции 17" орудий. Однако их вес, оценивающийся в 113- 116 дл. т, не устроил лордов Адмиралтейства - они настаивали на 100 дл. т (101,6 т). Инженеры завода пошли по пути наименьшего сопротивления: для облегчения орудия они просто изменили калибр до 16,25".
27 июля 1883 г. на утверждение Артиллерийского комитета поступили чертежи новой 16,25" 30-калиберной пушки. Она отличалась от 17" орудия улучшенной конструкцией соединения внутренней трубы со скрепляющими кольцами. Вес снаряда предположительно оценивался в 1800 фн (816,46 кг), вес метательного заряда в 900 фн (408,23 кг) обеспечивал, по расчетам конструкторов, начальную скорость в 616 - 648 м/с. По самым скромным подсчетам, орудие весило 110,5 дл. т.
После изучения расчетов и рассмотрения чертежей у экспертов возникли сомнения относительно прочности внутренней трубы, и они рекомендовали увеличить ее толщину. Наконец 16 сентября 1884 г., после того как конструкция орудия была доработана, на утверждение в Артиллерийский комитет были переданы окончательные чертежи, по которым и изготовили пушки главного калибра "Бенбоу". Им присвоили заводские номера 1 и 2.
По конструкции орудие практически не отличалось от 12" и 13,5" пушек, разработанных на Вулическом королевском арсенале. На внутреннюю толстостенную трубу в горячем состоянии нагонялись 17 скрепляющих колец и мантель, в которую входил запирающий механизм. Казенная часть, помимо этого, усиливалась еще тремя слоями колец (нижний из них покрывал 2/3 длины орудия, следующий - чуть больше половины, последний - только 1/3). Во внешнем ряду, кроме четырех обычных скрепляющих коротких цилиндров, помещались еще четыре гребенчатых кольца, с их помощью ствол фиксировался на орудийном станке.
Нарезка ствола производилась по смешанной системе. Начиная от зарядной каморы до участка в 6 фт 2,2" (1,89 м) от дульного среза нарезы шли с прогрессивной крутизной, у казенной части их шаг составлял один оборот на 130 клб, а ближе к дульному срезу - один оборот на 30 клб. После этого они нарезались с постоянным шагом один оборот на 30 клб.
В качестве запирающего механизма Армстронг использовал поршневой затвор с обтюратором конструкции Вавассера. Обтюратор представлял собой плоскую медную чашечку, прилегающую своим дном к плоскому фасу затвора, а закраинами к медному кольцу, вделанному в стены ствола. При выстреле пороховые газы, вдавливая чашечку в фас поршневого затвора, расширяли ее, чем и достигалась обтюрация. Единственным крупным недостатком такой системы являлась чувствительность медного кольца к загрязнению. При образовании на нем нагара закраины чашечки уже недостаточно плотно прилегали к нему. В результате терялась герметичность, и пороховые газы начинали просачиваться. Для поддержания обтюратора в рабочем состоянии требовался тщательный уход за кольцом и его частая замена.
Орудие предполагалось снабдить пятью видами снарядов - бронепробивающей бомбой Паллисера из закаленного чугуна, стальной разрывной бомбой, чугунной разрывной бомбой, шрапнелью и картечью в корпусе. Первоначально планировалось иметь по 100 снарядов и полных зарядов на каждую артустановку ГК. Однако к моменту вступления "Бенбоу" в строй в боезапасе, который теперь насчитывал 92 снаряда на ствол, остались только бронепробивающие бомбы Паллисера (37 шт.), стальные разрывные бомбы (44 шт.) и шрапнель (11 шт.). Немного позднее в боекомплекте появились стальные бронебойные снаряды, заменившие часть бронепробивающих бомб Паллисера. В 1892 г. на каждое орудие ГК полагалось по 17 чугунных и 20 стальных бронебойных снарядов. Снаряды всех типов имели широкий ведущий поясок с четырьмя желобками, разделяющий его на пять колец, каждое шириной в 0,4" (10,2 мм). Для лучшего центрирования в стволе снаряды изготовлялись с головным утолщением. Бронепробивающая бомба Паллисера из закаленного чугуна весом 1800 фн (816,46 кг) имела длину 43,57" (2,68 клб), несла разрывной заряд в 29,5 фн (13,38 кг) и снабжалась донным взрывателем. Ее стоимость составляла около 38 фн ст. и 2 шиллинга (240 тогдашних российских рублей).
Стальная разрывная бомба выделывалась из литой стали, имела вес 1800 фн, длину 55" (3,4 клб) и снаряжалась 179,25 фн (81,31 кг) черного дымного пороха. Кованая же стальная разрывная бомба имела разрывной заряд в 187,5 фн (85,05 кг) того же ВВ. Обе они снабжались головной трубкой прямого действия. Стоимость разрывной бомбы из литой стали достигала 134 фн ст. 18 шиллингов (850 руб.). Цифра для того времени просто астрономическая, если учесть, что чугунная разрывная бомба того же калибра обходилась казне всего в 31 фн ст. 15 шиллингов (200 руб.)!
Шрапнель при том же весе и длине, что и разрывная бомба, снаряжалась 2330 чугунными пулями, каждая весом 4 унции (113,4 г). Она имела стальной тонкостенный корпус и приставную деревянную голову. Воспламенение вышибного заряда производилось при помощи трубки двойного действия, аналогичной применявшейся для других тяжелых пушек.
Первоначально орудие проектировалось под метательный заряд черного цилиндрического пороха С2 весом в 900 фн (408,23 кг). Но с появлением медленного-рящих порохов его решили заменить. Эксперименты с поиском оптимального заряда велись до 24 августа 1886 г., когда, наконец, остановились на заряде в 960 фн (435,45 кг) пороха SBC, разделенном на восемь картузов по 120 фн (54,43 кг). Он разгонял снаряд до начальной скорости в 2087 фт/с (636 м/с). Для учебных стрельб использовался заряд в 3/4. При использовании чугунной разрывной бомбы общая стоимость выстрела полным зарядом достигала 80 фн ст. (около 504 руб.).
Несмотря на отчаянные усилия фирмы Армстронга, ей так и не удалось выдержать оговоренные контрактом сроки поставки. Первое орудие установили против пробного вала на стрельбище Вуличского арсенала только в конце 1886 г., хотя по договору в том году артустановки уже должны были смонтировать на корабле. Вообще, пушки ГК "Бенбоу" доставили немало забот Артиллерийскому комитету. Даже такая, казалось бы, простая операция, как их транспортировка на полигон в Вуличе, оказалась сопряжена с огромными трудностями и затратами. Для перевозки пушки, предварительно установленной на тот лафет, с которого предстояло стрелять, из-за их огромного веса (111 дл. т - орудие и 95 дл. т - лафет) пришлось укреплять мост через канал. Только убедившись в прочности железнодорожного полотна и моста (по нему провезли платформу с грузом свинцовых чушек в 230 дл. т), пушку четырьмя большими локомотивами доставили к пробному валу.
Наконец артустановку смонтировали на наклонной платформе Мэйтлэнда, приспособленной для испытания всех пушек калибром свыше 12". Она обеспечивала орудию угол возвышения до 24°, и при необходимости позволяла наводить его по горизонту. Во время испытаний пушку обслуживало 12 человек. Так как производство снарядов к этому времени наладить не удалось, стрельбы производились приведенными к весу планировавшегося к выпуску боеприпаса (1800 фн) болванками. Всего сделали девять выстрелов, причем для каждого использовали заряд разного веса (от 600 до 1000 фн), состоящий из разных сортов пороха (SBC или Prismatik №1 Brown).
После первого же выстрела при заряде в 600 фн (272 кг) пороха Prismatik №1 Brown снаряд проник в вал на глубину 52 фт (15,85 м). На основании шестого выстрела, когда применили 960-фунтовый метательный заряд пороха SBC, произвели предварительные расчеты бронепробиваемости. По ним получалось, что на дистанции 1000 ярдов снаряд мог пробить 30-дюймовую (762-мм) железную плиту. По своей бронепробиваемости новое орудие превосходило все артсистемы, имеющиеся на вооружении британского флота.
Однако очень тяжелый снаряд и заряд из восьми картузов сильно усложняли заряжание, из-за чего практическая скорострельность составляла 1 выстрел в 4-5 мин. Хотя при испытаниях на полигоне расчету удавалось выпускать снаряды с интервалом в 2 мин, но с учетом того, что для первого выстрела пушка была уже заряжена.
В ходе дальнейшей эксплуатации выявились еще некоторые неприятные особенности этих орудий. Реальная живучесть ствола при стрельбе полными боевыми 960-фн зарядами с трудом достигала 90 выстрелов, но уже после 70-го, из-за интенсивного разгара, ствол начинал "провисать", отклоняясь вправо и вниз. Причем с каждым выпущенным снарядом этот изгиб увеличивался все больше. Чтобы не искушать судьбу, жизнь пушки, при использовании полных зарядов, решили ограничить 75 выстрелами.
Орудия ГК на броненосце разместили в носовом и кормовом барбетах в одиночных установках. Станки, на которых смонтировали пушки, кроме больших размеров, практически ничем не отличались от использованных на других броненосцах серии. Они обеспечивали наведение в секторе от -5° до +13° по вертикали. По горизонту угол обстрела составлял 230°. От ватерлинии оси орудий отстояли на 19,75 фт (6,02 м). Дальность полета снаряда при нулевом угле возвышения - 760 ярдов (695 м), а при максимальном снижении - 81 ярд (74 м).
Вспомогательная батарея из 10 нескорострельных 6" орудий Mk IV помещалась в центральной надстройке (по пять на борт). Боезапас каждой пушки, как и на других кораблях этого типа, равнялся 150 выстрелам. Высота осей стволов орудий над ватерлинией - чуть более 12 фт (3,66 м). Мертвая зона при максимальном угле снижения составляла всего 35 ярдов (32 м). С противоминной же батареей, как и на ранее построенных броненосцах, конструкторы поэкспериментировали на славу. Уже через два года после закладки корабля от первоначального проекта не осталось и следа. К 1885 г. на "Бенбоу" предполагалось поставить 12 6-фунтовых скорострельных орудий Гочкиса (восемь на тентовой палубе и четыре на батарейной палубе в кормовых спонсонах), четыре 5-ствольных 0,45" картечницы Норденфельда в спонсонах по углам тентовой палубы и восемь 2-ствольных картечниц Гарднера на коечных сетках.
Вскоре и такая противоминная батарея перестала устраивать моряков. Тогда за счет сокращения четырех 6-фунтовок и всех картечниц Гарднера ее состав увеличили на семь 3-фунтовых скорострелок Гочкиса и двух 1-дюймовых картечниц Норденфельда. Размещение орудий на корабле тоже изменилось. Скорострельные 6-фунтовые пушки остались только на тентовой палубе. Четыре 3-фунтовки поставили на коечные сетки, по две на носовые и кормовые, а еще три орудия того же калибра - на боевых марсах (два на нижнем и одно на верхнем). Норденфельдовские 5-ствольные картечницы переместили в корму на спонсоны батарейной палубы. Спонсоны же по углам тентовой палубы отдали для установки прожекторов. Две картечницы Норденфельда расположили на коечных сетках.
По торпедному вооружению "Бенбоу" полностью повторял три последних корабля серии - пять 14дм надводных ТА (один в форштевне и четыре под углами надстройки) с боезапасом из 18 торпед.
В результате всех изменений экипаж увеличился до 500 человек.