Постройка

Решение о включении крейсера С4 в морской бюджет 1930 г. стало свершившимся фактом после того, как 12 января того же года парламент проголосовал за принятие очередной программы усиления флота. Эта программа любопытна тем, что почти полностью состояла из неординарных и выдающихся с кораблестроительной точки зрения боевых единиц.

Помимо «крейсера в 10000 т» — будущего «Альжери», она включала «быстроходный крейсер-заградитель» («Эмиль Бертэн») и шесть лидеров, ставших самыми быстроходными в мире крупными боевыми кораблями — тип «Лё Фантаск». Не менее оригинальным являлся и единственный вспомогательный корабль, сетевой заградитель «Ле Гладиатёр». Кроме того, в программу входили шесть больших 1500-тонных субмарин, одна меньшая по размерам лодка-заградитель «Перль» и два «колониальных крейсера»-авизо.

Конкретно судьба «Альжери» определилась распоряжениями Морского министерства от 14 апреля и 28 мая 1930 г. Восемью днями ранее последнего решения по самому кораблю, 20 мая 1930 г., фирмы «Эндрэ» и «Ателье э Шантье де Бретань» получили заказ на изготовление главных механизмов со сроком исполнения для государственной приемки в мае 1933 г.

Поставки первых элементов конструкции начались с 1 сентября 1930 г. К тому времени разметка плаза и подготовка полного комплекта построечных чертежей продолжались уже 3,5 месяца и близились к концу. Для закладки был выбран закрытый стапель с красивым названием «Пуан де Жур» — «Рассвет» — в арсенале Бреста, где строились все предшествующие 10 000-тонные крейсера, кроме «Турвиля», и два из трех легких крейсеров типа «Ламотт-Пике». Док освободился 9 октября того же года, когда состоялся спуск на воду непосредственного предшественника «Альжери» — «Дюпле». Официальная закладка PN-141 (именно такой построечный номер получил будущий «Альжери») состоялась только 19 марта 1931 г., когда работы по корпусу уже шли полным ходом. Впрочем, такое развитие событий соответствовало традициям, причем не только французским: во многих странах официальная закладка корабля происходила спустя несколько месяцев после фактического начала работ. Первую заклепку поставил на место префект военно-морского округа Брест вице-адмирал Дюбуа.

К тому времени уже позаботились и о главном вооружении. 3 декабря 1930 г. заказ-подряд №6276 на общую сумму 26,4 млн франков, включавший поставку четырех двухорудийных башен с 203-мм орудиями образца 1929 г., получила фирма «Форж э Асьери де ля Марин э д'Омекур», в свою очередь, привлекавшая фирмы-субподрядчики.

Работы на стапеле продолжались в течение года и двух месяцев после официальной закладки, в основном в соответствии с графиком и без особых событий. За период с 1 июня 1930 г. по 15 мая 1932 г. трудозатраты на постройку «Альжери» составили почти 108 тыс. человеко-дней.

Спуск крейсера на воду состоялся 21 мая 1932 г. в 15.45. Среди почетных гостей присутствовали адмирал Дюран-Вель и капитан 1 ранга Одендаль, представлявшие Морское министерство. Сам морской министр, Ф. Петри, не смог прибыть на церемонию из-за правительственного кризиса, возникшего после убийства президента республики Думера две недели назад, 5 мая.

Работы продолжились на плаву. Главными из них стал монтаж котлов и турбин, осуществлявшийся специалистами фирмы «Эндре». К установке оборудования в заднем турбинном отделении приступили через месяц после спуска, 21 июня, в переднем — 18 августа. Монтаж механизмов продолжался почти год. 12 мая 1933 г. удалось впервые дать пар в одном из котлов третьего котельного отделения, однако для завершения работ с котлами понадобилось еще три с половиной месяца. Только 1 сентября все шесть котлов прошли предварительные испытания и были готовы к работе.

Одновременно заканчивалась установка турбин. 29 июля и 17 августа впервые испытали на малых оборотах оборудование заднего и переднего отделений соответственно (Здесь можно заметить небольшое отставание от первоначального графика: в соответствии с контрактом пуск механизмов предполагался на конец мая). Теперь оставалось проверить работу агрегатов в целом, включая достаточно критический для того времени узел — зубчатый редуктор, уменьшавший частоту вращения турбин при передаче на валы. Испытания такого рода уже требовали выхода корабля в море. Первый выход «Альжери» состоялся 23 августа 1933 г. и предусматривал приработку механизмов на малых оборотах. Крейсер развил мощность в 3200 л.с. при 100 об/мин на валу и поддерживал ее в течение 5,5 ч, после чего обороты постепенно подняли до 130 об/мин, что соответствовало мощности 7000 л.с., и выдерживали этот режим в течение еще 2 ч с небольшим. Затем 5 сентября последовали рабочие испытания на средних оборотах. Выдержав турбины на 190 об/мин (мощность 23 000 л.с.) в течение часа, их постепенно перевели на 235 об/мин (мощность 41 900 л.с.).

Теперь настало время больших оборотов. На третьем испытании, 19 сентября корабль в течение часа шел на 249 об/мин, что соответствовало мощности 49 500 л.с., а затем еще такое же время — при 265 об/мин при мощности 58 000 л.с.

Первые рабочие испытания на полном ходу в открытом море состоялись 26 сентября. На них была достигнута мощность в 77400 л.с., что составляло 92% от проектной. Однако здесь начались неприятности: прогон пришлось прервать, поскольку турбину высокого давления левого борта стала поступать эмульсия из воды и масла. Механикам фирмы «Эндре» пришось заняться уплотнением сальника южду корпусом и ротором турбины, для его корабль вернулся в порт. Хотя неисправность удалось ликвидировать довольно быстро, следующий выход для проверки ЭУ на большом ходу состоялся только в онце декабря. «Апьжери» прошел 3 ч при ющности турбин 41 200 л.с. (236 об/мин), наконец последовал выход для предварительных демонстрационных пробегов, в ходе которых турбины развили мощность 76 000 л.с. в течение часа, на этот раз без всяких помех. Инженеры и представители министерства сочли корабль готовым к официальным приемным испытаниям.