Как и многим другим образцовым представителям французского кораблестроения 1930-х гг., «Альжери» не повезло с карьерой. Ему было отпущено всего восемь лет, из которых активная служба заняла не более шести. Она не изобиловала выдающимися событиями и боевыми операциями, хотя на фоне многих других единиц флота, оказавшихся в ненужное время в ненужном месте, а именно, в ноябре 1942 г. в Тулоне, выглядит довольно насыщенной.
С момента вступления в строй «Альжери» зачислили в состав 3-й легкой дивизии, состоявшей из «вашингтонских» крейсеров «Дкжен», «Турвиль», «Кольбер», «Фош» и «Дюпле». Правда, ненадолго, всего на 10 дней. За это время «построечного» командира капитана 1 ранга Колена 29 октября сменил капитан 1 ранга Буксен. Прибытие последнего тяжелого крейсера позволило осуществить давно задуманную командованием перегруппировку сил. Старые линейные корабли постройки периода Первой мировой войны переводились в Брест, где уже базировались новые быстроходные линкоры, тогда как на Средиземном море формировалось новое соединение, основу которого составляли «вашингтонские» крейсера. В связи с этим командующий новым соединением вице-адмирал Муге поднял свой флаг на «Альжери», ставшем одновременно флагманом всей эскадры и 1-й легкой дивизии, в состав которой вошли также наиболее сильные единицы того же класса «Кольбер» и «Дюпле». Под командованием Муге оказалась и 3-я легкая дивизия, состоящая из «Фоша», «Дюкена» и «Турвиля». Седьмой крейсер, «Сюффрен», в это время находился в ремонте.
Первый выход эскадры состоялся 15 ноября. В нем приняла участие только часть кораблей: «Альжери», «Фош», «Дюкен» и четыре лидера. Поход оказался недолгим и занял немногим более суток. Стоит отметить, что практически все выходы «Альжери» в море до начала Второй мировой войны оказывались непродолжительными. Обычно он принимал участие в ограниченных по масштабам маневрах (только с частью своей дивизии или даже в одиночку); выходы флота или эскадры в полном составе происходили крайне редко. Французская республика по возможности экономила на больших показательных учениях, предпочитая вкладывать средства в постройку новых боевых единиц. Это не слишком сказывалось на индивидуальной подготовке кораблей, поскольку они выходили в море все же достаточно часто.
Примером может служить самое начало службы «Альжери». Так, уже 22 ноября 1934 г. он снова участвовал в походе вместе с «Фошем», «Дюкеном» и лидерами, экстренно прерванном 27 ноября в связи с необходимостью доставить прооперированного на борту матроса на берег. 4 декабря состоялся краткий выход на рейд Салэн совместно с «Кольбером», «Фошем», «Дюкеном» и гидроавиатранспортом «Командам Тест». На следующий день «Альжери» выходил в море с «Дюкеном», 6-го вся компания перешла на рейд Ла-Сьота. Утром 7-го «Альжери», «Фош» и «Дюкен» вместе с лидерами «Май Врезе» и «Керсэн» отделились, с тем чтобы на следующий день вновь соединиться с остальными кораблями отряда, к которому присоединился и «Кольбер». Все вместе они зашли в Марсель, где оставались в течение 10 ноября, после чего возвратились на рейд Салэн. 13 ноября состоялся следующий выход всех тяжелых крейсеров дивизии. Понятно, что переходы между рейдами Тулона и Марселя и их окрестностей едва ли можно считать походами, однако они позволяли иметь достаточную морскую практику для команды и заставляли держать корабли в постоянной готовности.
В январе 1935 г. «Альжери» в составе почти всей Средиземноморской эскадры (6 тяжелых крейсеров, гидроавиатранспорт, 9 лидеров, 8 эсминцев и флотилия подводных лодок) участвовал в больших десятидневных маневрах в районе между Салэн и заливом Жюан 4 февраля он вместе с лидером «Май Брезе» вышел на Мальту, где оставался в течение двух суток (с 6 по 8 февраля), пока вице-адмирал Муге и его британский коллега вице-адмирал Фишер встречались на борту английского флагмана «Куин Элизабет». Англичане с большим интересом ознакомились с новейшим крейсером, по техническим характеристикам заметно превосходившим их собственные.
С 1 марта численность 1-й дивизии уменьшилась: «Кольбер» ушел на ремонт. В сокращенном составе она с 27 февраля по 15 марта во главе с «Альжери» приняла участие в больших эскадренных маневрах. Флот был разделен на «красную» и «синюю» стороны. Быстроходным и современным силам «красных», включавшим 4 тяжелых крейсера, 8 лидеров, 10 эсминцев и 2 эскадрильи морской авиации, противостояли более старые, но формально более мощные в артиллерийском отношении (а заодно имевшие превосходство в воздушных силах) «синие»: старые линкоры «Жан Бар» и «Курбэ», минный заградитель «Плутон», 2 эсминца, 4 подводные лодки и 6 морских эскадрилий. В ночь с 1 на 2 марта «Альжери» подвергся успешной учебной атаке со стороны 6-й эскадры подводных лодок «синих», был «поврежден» и отправился на стоянку в Вильфранш.
6 марта «возрожденный» крейсер вместе с «Турвилем» вновь был атакован лодками той же эскадры, да еще совместно с тремя эскадрильями базовой авиации. На этот раз крейсера прикрывались гидросамолетами с «Теста» и эсминцами, и действия окончились «ничьей». Ночью 7-го атака субмарин повторилась, а на следующую ночь «Альжери» и «Дюкен» отбивали нападение 1-й флотилии эсминцев (силы сторон перераспределили и «красные» эсминцы стали «синими»). Утром
9 марта крейсера обстреляли морское пространство перед Аяччо, имитируя нападение на базу, в которую затем благополучно вошли для краткого отдыха. 12 марта «Альжери», «Дюпле» и «Турвиль» в море вновь отражали нападение миноносных сил, включавших лидер «Ягуар» и две флотилии эсминцев (7 единиц). Следующей ночью состоялась «ночная атака на стоянке», произведенная двумя морскими эскадрильями (7В1 и 7S1) на рейде Йер. А утром четыре тяжелых крейсера проследовали на свой рейд Салэн, но ненадолго: 14 марта им вновь пришлось изображать цель для самолетов. Эти весьма активные учения завершились кульминационным выходом 15 марта из Йера в условиях, максимально приближенных к боевым. Ночью корабли двигались с потушенными огнями под атаками морской авиации эскадрилий 7В1 и 7S1. Утром разгорелось «генеральное сражение» между 1-й и учебной эскадрами с участием подводных лодок и восьми (!) эскадрилий морской авиации. В итогах маневров особенно отмечалась удачная разведка, проведенная гидросамолетом с «Альжери» (7S3-1). 25 марта эскадра вернулась в Тулон.
После непродолжительного отдыха 6 мая крейсерская эскадра в составе «Альжери», «Дюпле», «Турвиля» и двух дивизионов новейших лидеров (6 единиц) вышла в недальний, но знаковый поход. Она посетила владения своего главного соперника, Италии, проведя целую неделю в районе Неаполя, где французов встретили лучшие итальянские корабли того же класса: тяжелые крейсера «Зара», «Пола» и «Фиуме». Адмиралы Муге и Буччи, готовые в случае начала войны в любой момент открыть огонь по оппоненту, вполне дружески отобедали на борту «Зары». Затем французская эскадра обошла побережье союзной Югославии от Котора до Сплита. В самом конце мая она вновь оказалась в водах Италии, посетив Венецию. Затем курс проложили на Африку, в Алжир. Там крейсер провел первую половину июля. Затем последовали совместные маневры с Брестской эскадрой, после чего обе части флота отправились на север, в Брест. Конец месяца у всех пяти тяжелых крейсеров прошел в выходах вдоль северного побережья Франции, а 8 июля «Альжери» вернулся в Оран. Оттуда после короткой стоянки он направился в Тулон, завершив более чем двухмесячное плавание. Четыре небольших выхода, примерно на сутки каждый, имели место и в июле.
Из описания полугодового периода жизни крейсера видно, что командование ВМФ Франции в мирное время весьма интенсивно осуществляло маневры и выходы в составе дивизий и эскадр. Используя преимущества теплого Средиземного моря, моряки получали неплохую подготовку. Пожалуй, им не хватало только опыта дальних изматывающих океанских переходов в тяжелых условиях, как, например, в Северной Атлантике.
Теперь для «Альжери» настало время первого профилактического ремонта. Он начался 13 августа и завершился выходом на испытания 16 октября. Остаток года прошел в осенних маневрах у берегов Прованса. 16 ноября крейсерский состав 1-й легкой дивизии увеличился до трех тяжелых 10-тысячетонных единиц: после ремонта в строй вступил «Сюффрен». Частые короткие выходы продолжались до 16 декабря. Затем для крейсера наступил отдых, завершившийся 16 января 1936 г. стартом новой навигации. Конец января и февраль прошли в традиционных переходах залив Жюэн — рейд Салэн, с небольшими выходами в открытое море. Приятное разнообразие в рутинную службу корабля внесло участие в традиционном карнавале в Ницце в 20-х числах февраля; на «Альжери» состоялся банкет с участием принца Монако. Великосветские развлечения продолжались и в марте, когда в ходе очередных маневров на лучшем французском крейсере побывали юный шведский принц Бертиль (сын короля Густава V), а затем на Английской набережной в Ницце прошло ревю с участием моряков, за которым наблюдали сразу три царственных особы: короли Швеции и Дании и великий князь Монако.
Затем последовали рабочие будни: в начале апреля «Альжери» встал на двухнедельный ремонт, в ходе которого, в частности, был выполнен монтаж вентиляционных коробов в заднем турбинном отделении. По готовности крейсер включился в весенние маневры, проходившие с 4 мая по 3 июля у берегов Северной Африки с многочисленными заходами в порты Алжира, Туниса и Марокко. 10 июня ночью вблизи от Касабланки на флагманский корабль дивизии налетел тяжелый крейсер «Кольбер». «Альжери» получил скользящий удар на уровне передней трети корпуса по левому борту. Экстренный временный ремонт провели в Оране силами небольшого местного завода. Его оказалось достаточно для того, чтобы продолжить нормальную службу. Корабль совершил еще три выхода в море и только 3 августа стал на ремонт в Тулонском арсенале. Помимо ликвидации последствий столкновения с «Кольбером», были осуществлены ежегодный плановый ремонт и модернизационные работы. 20 ноября «Альжери» покинул док и отправился на короткую зимнюю стоянку.
Между тем в организации флота произошли очередные перемены. 1-я эскадра была преобразована в Средиземноморскую при минимальных изменениях в корабельном составе. Ее основу по-прежнему составляли все семь тяжелых крейсеров, к которым присоединился новейший легкий «Ла Галисоньер». Кроме того, в состав соединения входили 14 лидеров и семь эсминцев, а также гидроавиатранспорт «Командам Тест», минзаг «Лё Гладиатёр» и 13 подводных лодок. Командующим стал вице-адмирал Абриаль, временно поднявший свой флаг на «Дюпле» 15 ноября 1936 г. 1 февраля 1937 г. адмирал перешел на «Фош» («Дюпле» отправился на ремонт), а спустя десять дней занял место на вновь вступившем в кампанию «Альжери». Через пять дней крейсер вышел на послеремонтные испытания; затем начались небольшие, но частые переходы по разным сторонам четырехугольника Салэн — Тулон — Ла Сьота — Сан-Рафаэль. С 12 апреля легкие дивизии были переименованы в крейсерские. Флагманский крейсер вошел в состав 1-й дивизии, включавшей также «Дюпле», «Фош» и «Кольбер».
Только 11 мая Средиземноморская эскадра отправилась в более продолжительный поход, зайдя на шесть дней в Бизерту и отправившись затем в Атлантику. 27 мая «Альжери» вошел на рейд Бреста. Ему предстояло участие в большом морском параде вместе с обеими эскадрами — Атлантической и Средиземноморской, образовавшими Флот Открытого моря. Это претенциозное «новообразование» провело большие маневры у мыса Киберон в первую неделю июня, а затем было распущено. Эскадры разошлись по своим портам. «Альжери» с «Кольбером» и «Фошем» по пути домой посетили Лиссабон, Оран и Алжир, прибыв в конце июня в Тулон. С 7 по 10 июля «Альжери», «Кольбер», «Фош», «Дюкен», «Турвиль» и «Ла Галисоньер» с дивизионом лидеров выходили в очередной местный поход: командующий хотел проверить готовность нового соединения.
Затем случилось непредвиденное: на «Альжери» произошла первая серьезная авария. Отказала турбина низкого давления в отделении правого борта. Пришлось срочно становиться на ремонт. В число работ, проведенных с 17 августа по 8 сентября, входили установка дистанционного наведения 100-миллиметровок, изменение планировки офицерских кают и, конечно же, экспресс-ремонт поврежденной турбины.
Остаток года прошел в очередных небольших «вылазках». 20 ноября адмирал Абриаль перенес свой флаг на «Дюпле» с тем, чтобы освободить «Альжери» теперь уже для планового ремонта. 22-го числа корабль встал у стенки арсенала, где с него сняли многострадальную аварийную турбину, которую вновь установили только в январе следующего года при участии персонала фирмы-производителя «Эндре». Помимо того, были произведены многочисленные мелкие изменения, включавшие переделку подач под новые снаряды ГК, перестановку четырехствольных 13,2-мм автоматов и 37-мм зениток в кормовой части. На крейсере появились дезинфекционные камеры и новое вентиляционное и насосное оборудование. Работы по электротехнической части включали установку новой системы наводки 100-мм орудий, отличительных огней и сирен, причем на «Альжери» возникли первые проблемы с необходимым пространством.
«Альжери» покинул завод 15 марта 1938 г. и спустя неделю совершил первый пробный выход в море, а 1 апреля Абриаль занял привычные адмиральские помещения на своем любимом флагмане. Апрель и май прошли в упражнениях вблизи своих берегов. В июне 1-я дивизия крейсеров отправилась в Восточное Средиземноморье. Посетив Бейрут в Ливане, Наварин в Греции и ливийские порты, корабли 1 июля вернулись домой через Бизерту. С 24 июля по 5 августа крейсер проходил небольшой профилактический ремонт и вновь приступил к интенсивным упражнениям в сентябре. В октябре последовал 10-дневный поход в составе эскадры.
Поскольку крейсеру предстоял очередной плановый ремонт, 4 ноября он вновь оказался у заводской стенки. В число работ вошли усиление стоек авиационного крана и крана для спуска плавсредств, доводка системы дистанционного управления 100-миллиметровок, переоборудование радиорубки, установка четырех 37-мм зениток и доработка авиаоборудования с тем, чтобы получить возможность для базирования более тяжелой летающей лодки «Луар 130», не считая многочисленных мелких работ по механической части. Ремонт завершился 15 января 1939 г.
Новый год начался с больших походов. Предполагалось, что легкие силы флота должны были выйти в Атлантику на большой срок (с 18 января до 17 марта) и дойти до экватора. Однако пришлось ограничиться Северной Африкой. Тяжелые крейсера «Альжери», «Фош» и «Дюпле» и восемь лидеров прошли маршрутом Касабланка — Гибралтар — Оран — Алжир — Бизерта — Тунис, причем флагман вернулся в Тулон несколько раньше прочих, 2 марта, но тут же вновь отправился в море на встречу с остальными кораблями отряда.
14 марта он провел практические стрельбы из орудий главного калибра. После совсем короткого ремонта в апреле крейсер продолжил упражнения в прибрежных водах в течение мая и июня. 30 июня Абриаля заменил новый командующий 3-й эскадрой и одновременно 1-й дивизией крейсеров вице-адмирал Дюпла, также поднявший свой флаг на «Альжери». Перемены этим не ограничились: буквально на следующий день прекратила свое существование Средиземноморская эскадра, подняв свой статус до одноименного флота. В его состав вошли 2-я (линкоры и эсминцы) и 3-я (тяжелые крейсера и лидеры) эскадры. Общее командование соединением осуществлял вице-адмирал Олливе, державший флаг на линейном корабле «Прованс».
Уже чувствовалось дыхание войны, маневры и упражнения становились все более приближенными к практике. В середине июля «Альжери», «Дюпле» и «Кольбер» с дистанции свыше 90 кбт произвели групповые стрельбы со сосредоточением огня по одной цели — старому эсминцу «Энсен Габольд», буксируемому на скорости 17 уз. Затем с 10 по 15 июля крейсер заново покрасили. С 19 июля учения продолжились с небольшими перерывами до первой декады августа, когда «Альжери» и «Кольбер» вместе с 1-й дивизией лидеров стали дежурными кораблями в Тулоне. Дальнейшими планами предусматривались сентябрьские походы у берегов Прованса и большой ремонт, начиная с 15 ноября. Однако в размеренный ход событий вмешалась мировая война...