Бронирование

Поскольку броненосные крейсера изначально предполагалось использовать в линии баталии, они получили очень мощную для кораблей своего класса защиту. Разработанный Филипом Уоттсом окончательный вариант схемы бронирования для "Асамы" с небольшими изменениями был применен затем на трех первых японских броненосцах, строившихся по той же программе.

Ватерлинию корабля защищал броневой пояс, начинающийся от форштевня и заканчивающийся в 6 футах за кормовым перпендикуляром, где он замыкался 89-мм траверзом. Его длина составляла 414 футов (126,19 м), а высота 7 футов (2,13 м), из которых 5 находилось ниже уровня воды. Толщина же пояса утончалась от середины к оконечностям. Так, в средней части корпуса 204-футовая (62,18 м) секция, прикрывавшая котельные и машинные отделения, отсеки подводных торпедных аппаратов и часть погребов боезапаса, состояла из 178-мм плит. Далее в нос и корму она продлевалась участками 127-мм брони, обеспечивавшими защиту оставшимся снарядным и зарядным погребам и доводящими общую длину толстой части пояса до 284 футов (86,56 м). Еще дальше к оконечностям, вплоть до форштевня и кормового траверза, толщина броневых плит составляла 89 мм. В отличие от более толстой брони, они устанавливались непосредственно на бортовую обшивку, без тиковой подкладки.

Над главным поясом шел верхний, состоящий из 127-мм броневых плит. Его протяженность по борту составляла 214 футов (65,23 м), а высота на миделе - около 5 футов (1,53 м). С носа и кормы он замыкался траверзными броневыми переборками, идущими под углом к диаметральной плоскости и плавно "обтекающими" основания башен главного калибра. Длина полученной таким образом верхней цитадели по ДП составляла 250 футов (76,2 м). Она служила, главным образом, для обеспечения целостности надводного борта. Иначе уже при небольшом крене пробоины, расположенные чуть выше главного пояса, уходили подводу, грозя кораблю потерей остойчивости и плавучести. Помимо этого, броня цитадели являлась единственной защитой пространства между броневой и батарейной палубами, для подачных труб и оснований башен главного калибра. Так как защитная палуба к оконечностям значительно понижалась, высота траверзных переборок постепенно увеличивалась. И уже в том месте, где они окружали основания башен ГК, высота 127-мм плит составляла 10 футов (3,05 м). Под прикрытием цитадельной брони размещались и динамо-машины, поскольку под броневой палубой места для них уже не нашлось.

Вертикальную защиту по ватерлинии усиливали 51-мм скосы защитной палубы, которые спускались на 5 футов (1,53 м) ниже уровня воды и служили опорой для плит пояса (от броневого шельфа британские кораблестроители отказались в целях экономии веса еще при проектировании "Маджестика"). Горизонтальная часть этой палубы, все той же 51-мм толщины, проходила на высоте 2 футов (0,61 м) над ВЛ только над котельными и машинными отделениями. Далее она плавно опускалась к форштевню и ахтерштевню до уровня нижней кромки броневого пояса. Таким образом, в оконечностях защитная палуба располагалась ниже уровня воды, что делало ее практически неуязвимой для вражеских снарядов. Помимо этого, уменьшение высоты скосов позволяло существенно сократить вес горизонтальной защиты. От второй броневой палубы, накрывавшей верхнюю цитадель и предусмотренной одним из последних проектов, пришлось отказаться из-за существовавших ограничений по водоизмещению.

Двухорудийные башни главного калибра защищались 152-мм плитами. Последние имели высоту 2,72 м и устанавливалась непосредственно на стальную рубашку, так как деревянную подкладку в целях экономии веса решили не использовать. Сверху башня перекрывалась слегка выпуклой крышей из дюймовой никелевой стали. Для наблюдения за полем боя оба наводчика в вертикальной плоскости и командир башни получили смотровые колпаки с 51-мм вертикальными стенками и 25-мм сдвижной крышкой. Барбет диаметром 5,03 м, внутри которого размещались роликовый погон и подачная труба, между верхней и батарейной палубами был покрыт 152-мм броней. Ниже, вплоть до броневой палубы, как уже отмечалось, ни основания, ни элеваторы башен не имели никакого прикрытия кроме 127-мм плит траверзов верхней цитадели.

Появление в окончательном проекте вспомогательной батареи из четырнадцати 6-дюймовок сделало проблему ее адекватной защиты в рамках ограниченного водоизмещения практически неразрешимой. Несмотря на все приложенные усилия, Уоттсу удалось надежно прикрыть броней только десять 152-мм орудий. Правда, и для этого ему пришлось вместо 8 индивидуальных, разнесенных по длине корабля казематов применить 4 двухъярусных, что позволило не только сэкономить на весе крыш нижнего яруса и броневых кожухах труб подачи боезапаса, но и вписать все 14 шестидюймовок в старые габариты цитадели, рассчитанные всего на 10 пушек. Но, как известно, ничто не дается даром. Платой за повышение огневой мощи стала возможность выведения из строя в результате одного удачного попадания сразу двух 152-мм орудий (верхнего и нижнего ярусов), что и произошло в бою при Ульсане на "Иватэ", на котором использовали точно такую же схему размещения артиллерии. Тем не менее, вспомогательная батарея на "Асаме" была защищена гораздо лучше, чем на самых мощных на тот момент японских кораблях - броненосцах "Фудзи" и "Ясима".

Десять 6-дюймовых орудий размещались в казематах - два в индивидуальных на батарейной палубе и восемь в двухъярусных. Индивидуальные казематы практически ничем не отличались от установленных на "Фудзи". Их внешний фас образовывался двумя 152-мм броневыми плитами длиной 3,96 м и высотой 2,13 м. Причем их стыки находились в вертикальной плоскости, проходящей через центральную ось орудий. Сами же плиты не только выгибались по форме каземата, но и та их часть, которая должна была вырубаться для образования орудийного порта, не удалялась совсем, а загибалась внутрь так, чтобы получался дополнительный защитный козырек над щитом артустановки. С боков и с тыла казематы защищались 51 -мм броней. Их крыша и пол настилались из 25-мм листов никелевой стали. Конструктивно двухъярусный каземат представлял пару индивидуальных, поставленных один на другой. Единственное отличие состояло в том, что крыша нижнего являлась одновременно палубой верхнего. При этом нижний каземат располагался на батарейной палубе, а верхний - уровнем выше, т.е. на верхней. Еще четыре 6-дюймовки прикрывались лишь противоосколочными коробчатыми щитами (толщина лобовых листов 76 мм, боковых - 31,75 мм). Их поставили на верхней палубе между казематами 152-мм орудий.

Носовой торпедный аппарат получил локальную защиту из 152-мм броневых плит. Длина этого прикрытия составляла 23 фута (7,01 м), а высота - 9 футов (2,74 м). Таким образом, надводный борт в носу - там, где он наиболее сильно подвергался заливанию на высоких скоростях хода, - имел защиту от вражеских снарядов до половины своей высоты.

По традиции британского кораблестроения помещение, где во время боя находился командный состав, прикрывалось наиболее толстой вертикальной броней. Толщина плит, которыми обшили носовую боевую рубку овальной формы, достигала просто чудовищной (для корабля, на котором боролись за экономию каждой тонны веса) величины - 14 дюймов (356 мм). При этом дюймовая крыша рубки не могла обеспечить ей защиты даже от снарядов среднекалиберной артиллерии, имеющих большие углы падения. Однако такое распределение бронирования являлось всего лишь отражением тактических взглядов, господствующих в ту эпоху: все без исключения флоты собирались сражаться на малых и средних дистанциях. От дна рубки вниз до защитной палубы шла коммуникационная труба из 203-мм гомогенной никелевой стали, в которую заключили привод управления рулем, переговорные трубы и кабели машинных телеграфов. Запасная боевая рубка из 76-мм броневых плит располагалась на кормовой надстройке. Она так же, как и носовая, имела дюймовую (25,4 мм) крышу. Коммуникационную трубу кормовой рубки окружили 76-мм сталеникелевой броней.

Защитная палуба, крыши казематов, башен и боевых рубок изготовлялись из мягкой, неподверженной растрескиванию, стали. Плиты толщиной 3,5 дюйма (89 мм) и менее выделывались из гомогенной сталеникелевой брони. Та же самая никелевая сталь, но закаленная по способу Гарвея, использовалась для производства брони толще 89 мм.

Вторая пара крейсеров, заказанная все у того же Армстронга, по схеме защиты оказалась весьма близкой к "Асаме" и "Токиве", что, впрочем, не вызывает удивления. Но, как уже говорилось ранее, в их бронирование все же внесли ряд существенных изменений. Длина толстой части пояса уменьшилась с 284 (86,56 м) до 276 футов (84,13 м), так как увеличившаяся ширина корпуса позволило расположить погреба боезапаса более компактно. Зато теперь она целиком состояла из 7-дюймовых (178-мм) плит. Как и у предшественников, над водой выступало только 2 фута (0,61 м) этой брони, а пять защищало борт ниже ватерлинии. К оконечностям пояс продлевался 89-мм плитами. В 6 футах за кормовым перпендикуляром главный пояс замыкался броневым траверзом такой же толщины. Хотя общая длина пояса относительно "Асамы" сократилась на 8 футов (2,44 м).

Второй 127-мм пояс укоротился по борту еще больше - до 175 футов (53,34 м) на "Идзумо"идо 168 футов (51,21 м) на "Иватэ". Зато броневые траверзы, идущие под углом к диаметральной плоскости, значительно удлинились, так как общая протяженность цитадели по ДП увеличилась до 260 футов (79,25 м). Как отмечалось выше, от носового торпедного аппарата вместе с его локальным прикрытием отказались еще на стадии проектирования. Это решение, в совокупности с уменьшением длины поясов и более легкой главной энергетической установкой, позволило, помимо улучшения вертикальной защиты, немного увеличить толщину броневой палубы. Теперь на всем своем протяжение она была 2,5-дюймовой (63,5 мм), как на скосах, так и в горизонтальной части. Во всех остальных аспектах схема бронирования полностью соответствовала "Асаме", с той только разницей, что плиты, закаленные по способу Гарвея, заменили более прочными крупповскими. А для защитной палубы, крыш казематов, башен и боевых рубок использовали "экстрамягкую" никелевую сталь. Вся же броня толщиной менее 5 дюймов (127 мм) осталась, как и прежде, гомогенной сталеникелевой.

Крейсера немецкой и французской постройки по схеме бронирования больше напоминали предпроект "Асамы" 1896 г., хотя и несколько переработанный в соответствии с особенностями национальных школ кораблестроения. Так, главный броневой пояс "Якумо" простирался от штевня до штевня и имел высоту 2,15 м. При нормальной осадке над водой находилось 0,6 м брони. В центральной части корабля, на протяжении 68,4 м, пояс состоял из 178-мм плит. Далее в нос и корму его толщина, как и на второй паре крейсеров британской постройки, составляла 89 мм. Над главным поясом шел 127-мм верхний. Его длина равнялась 61,6 м, а высота - 2,4 м. Концы этого пояса замыкались плоскими траверзами, образуя верхнюю цитадель. Причем толщина носового составляла 152 мм, а кормового - всего 32 мм.

Башни ГК и их барбеты на всем протяжении от защитной до верхней палубы обшили 152-мм плитами, поскольку верхняя цитадель оканчивалась, не доходя до них. Броней такой же толщины покрыли казематы со стороны борта. С боков и тыла они защищались 51-мм переборками из судостроительной стали. Поскольку восемь из двенадцати 6-дюймовок (четыре в индивидуальных казематах и четыре за противоосколочными коробчатыми щитами) установили на верхней палубе, подача боезапаса к ним производилась по подачным трубам из 100-мм гомогенной брони.

Такую же защиту получила коммуникационная труба, идущая от дна носовой боевой рубки до броневой палубы. Саму же рубку обшили 356-мм крупповскими плитами, а ее крышу изготовили из 25-мм судостроительной стали. Запасной командный пункт, расположенный на кормовой надстройке, имел 76-мм стены и такую же 25-мм крышу. Его коммуникационную трубу покрыли 76-мм броней.

Носовой надводный торпедный аппарат получил прикрытие высотой 2,85 м и длиной 6,55 м из 152-мм броневых плит.

Броневая палуба на всем протяжении имела толщину 51 мм, как в горизонтальной части, так и на скосах. Но, в отличие от "Асамы", на "Якумо" она шла параллельно ватерлинии, так что ее горизонтальная часть находилась над водой на высоте 0,6 м на значительно большем протяжении. Плавно понижаться к нижней кромке броневого пояса она начинала в носу, немного не доходя до задней стенки барбета башни главного калибра. А в корме - сразу же за башенной артустановкой. Скосы броневой палубы опускались к нижней кромке пояса, усиливая вертикальную защиту по ватерлинии.

Для повышения снарядостойкости все толстые плиты изготовляли из брони, закаленной по способу Круппа, а тонкие (менее 127 мм) - из гомогенной сталеникелевой. Защитную палубу и крыши башен главного калибра изготовили из экстрамягкой стали с повышенным содержанием никеля.

"Адзума" отличалась от "Якумо" только в деталях. Так, толстая часть главного броневого пояса была на 4,4 м короче, а 127-мм верхний - наоборот, на 2,4 м длиннее. Однако последний имел такую же ширину, как у британских кораблей на миделе. За счет всего этого крейсер французской постройки имел плоские носовой и кормовой броневые траверзы толщиной 152 мм. Хотя достоверного описания броневой защиты "Адзумы" авторам найти не удалось, можно предполагать, что существенные отличия на этом и исчерпывались.