После "высочайшего" смотра сильно изношенные корабли "Тэйкоку Кайгун" в порядке очереди отправились на верфи для капитального ремонта, а их экипажам был предоставлен долгожданный отдых. 20 декабря 1905 г. Соединенный флот был расформирован; вместо него вновь появились 1-я и 2-я эскадры, а также учебный отряд и отряд Южного Китая.
Японские броненосные крейсера программы 1895-1896 гг. находились в первой линии боевых кораблей вплоть до начала Первой мировой войны. Однако уже после вступления в строй четырех кораблей типов "Цукуба" и "Ибуки", вооруженных 12-дюймовой артиллерией ГК, их боевая ценность резко уменьшилась. Ну, а с появлением в 1913 г. линейного крейсера "Конго" стало ясно, что "Асама" и ее сверстники окончательно устарели.
Тем не менее, крейсерам-ветеранам предстояла еще очень и очень долгая карьера. "Токива" в 1910 г. прошла модернизацию, в ходе которой старые цилиндрические котлы были заменены 16-ю новыми системы Миябара. "Асаму" 1 июня того же года временно зачислили в состав учебной эскадры морской академии в Йокосуке, и в октябре она, взяв на борт кадетов, вместе с бронепалубным крейсером "Касаги" ушла в пятимесячное плавание к берегам Северной и Центральной Америки. К тому времени максимальная скорость хода крейсера оценивалась в 16 узлов. В апреле 1912 г. в состав учебной эскадры вошла "Адзума", совершившая затем учебный поход в Австралию совместно с крейсером "Сойя" (бывшим "Варягом"), В следующее дальнее плавание, проходившее с апреля по август 1914 г., "Адзума" отправилась вместе с "Асамой", вновь переданной в состав учебной эскадры. Так бывшие крейсера Камимуры начинали осваивать новый для себя род занятий, ставший в последующие два с половиной десятилетия едва ли не основным. В мировую войну Япония вступила 23 августа 1914 г. на стороне Антанты. Первой крупной операцией "Тэйкоку Кайгун" стали осада и последующий штурм германской крепости Циндао. Под эту задачу была специально сформирована 2-я эскадра вице-адмирала Като, 1-й и 2-й отряды которой составляли трофейные русские броненосцы, а 3-й - броненосные крейсера "Иватэ" (флаг контр-адмирала Тоциная), "Якумо" и "Токива". Правда, участие 3-го отряда в боевых действиях у Циндао было чисто символическим.
Крейсера "Идзумо" и "Асама" в начале войны занимались поисками растворившейся на просторах Тихого океана немецкой эскадры адмирала Шпее. "Идзумо" летом 1914 г. находился в Мексике, осуществляя "защиту японских интересов" в этой охваченной беспорядками стране. С началом военных действий против Германии крейсер ушел на юг, к Галапагосским островам, в надежде перехватить находившийся где-то поблизости крейсер "Лейпциг". "Асама" была включена в состав 1 -й эскадры Южного моря под командованием адмирала Ямая; 14 сентября она под командованием капитана 1 ранга Иосиока Хансаку ушла из Йокосуки для поддержки высадки десанта на Маршалловых и Каролинских островах, считавшихся владениями Германии. 25 октября она взяла курс на Гавайи и вместе с линкором "Хидзен" (бывшим русским "Ретвизаном") блокировала Гонолулу, где укрылась старая немецкая канонерская лодка "Гейер". 8 ноября канонерка была вынуждена интернироваться, японцы сняли блокаду и вновь отправились на поиски неуловимой эскадры Шпее. Ктому времени в составе эскадры Ямая находились и крейсера, ранее действовавшие у Циндао, причем "Токива" уже успела побывать в Индийском океане, пытаясь настичь там крейсер "Эмден". Но все поиски, увы, оказались безуспешными. Немецкие корабли покинули Тихий океан, а японским броненосным крейсерам так и не довелось сделать ни одного выстрела по неприятелю.
22 ноября отряд кораблей в составе крейсеров "Идзумо" (флаг контр-адмирала Морияма Кэйдзабуро), "Асама" и линкора "Хидзен" стал на якорь в заливе Магдалена у побережья Мексики. Там он находился в течение последующих двух месяцев, так как не исключалось, что в данном районе могут появиться немецкий рейдер "Принц Эйтель Фридрих" и ускользнувший от англичан крейсер "Дрезден". Причем японцы даже хотели оборудовать в мексиканских водах свою временную базу - подобную созданной в 1904 г. на островах Эллиот. Одним из подходящих мест для нее был пустынный залив Пуэрто Сан-Бартоломе (английское название Тётл Бэй) на побережье полуострова Калифорния. Для его обследования адмирал Морияма направил "Асаму", и этот приказ едва не оказался для крейсера роковым. Днем 31 января 1915 г. "Асама" при входе в залив Сан-Бартоломе во время шторма наскочила на необозначенный на карте риф и распорола днище. Длина пробоины составила около 15 футов (5 м); корабль принял много воды и прочно сел на камни. К 16.00, то есть примерно через два часа после аварии, котельные отделения были полностью затоплены, и корабль лишился электроэнергии. Радиограмму о бедствии своевременно не отправили, а теперь без электричества радиопередатчик не работал. Находившийся поблизости британский угольщик "Лена" вообще радиостанции не имел, поэтому весть об аварии дошла до американского порта Сан-Диего только 2 февраля.(Следует заметить, что в известном справочнике HJentschura, D.Jung, RMickel, "Warships of the Imperial Japanese Navy 1869-1945" говорится одвух посадках "Аса-мы" на мель - 3.12.1914 в заливе Тётл Бэй и 31.1.1915 в заливе Сан-Бартоломе. Однако эта информация явно ошибочна, и в действительности речь идет об одном и том же случае 31 января.)
12 февраля в Пуэрто Сан-Бартоломе прибыл крейсер "Идзумо", вслед за ним - крейсер "Титосэ" и транспорт "Конан Мару". 19 марта пришли крейсер "Токива" и спасательное судно "Камакура Мару", а еще через 5 дней - спасатель "Канто" (бывший русский пароход "Ман-джурия") с группой специалистов и 250 рабочими из Японии. Спасательные работы были сопряжены с огромными трудностями; к 14 апреля с "Асамы" удалось снять 1200 т разных грузов, а из почти полностью затопленного корпуса откачать 6764 т воды. Обследование показало, что днище корабля деформировано практически по всей площади, в носовом котельном отделении обнаружили пробоину размерами 7,8 х 0,9 м, а в кормовом - 2,1 х 0,1 м. Пробоины кое-как заделали стальными листами и цементом (последнего ушло 150 т), и 8 мая крейсер удалось снять с камней. К августу восстановили работоспособность половины котлов, и "Асама" теперь могла двигаться самостоятельно со скоростью 6 узлов. Однако о переходе через океан не могло быть и речи: кораблю требовался доковый ремонт. Выполнить его в США не представлялось возможным по политическим причинам (Соединенные Штаты все еще сохраняли нейтралитет), поэтому "Асаму" решили отправить в Канаду, на британскую военно-морскую базу Эскимо. 23 августа она в сопровождении крейсера "Титосэ" и спасательного судна "Канто" покинула залив Сан-Бартоломе. Аварийный крейсер тек, как решето: помпы работали без остановки, откачивая 700-800 т воды в час. Тем не менее, 4 сентября корабли благополучно достигли пункта назначения. В доке английской базы днище залатали 43-мя дополнительными стальными заплатами, и 23 октября "Асама" вместе с "Канто" вышла из Канады в Японию. Герметичности корпуса по-прежнему не было, и во внутренние отсеки крейсера фильтровалось примерно по 100 т воды в час. К счастью для японцев, во время трансокеанского перехода удалось избежать встречи с сильными штормами, и 18 декабря 1915 г. многострадальный корабль прибыл в Иокосу-ку. Его окончательный ремонт проходил там же, в Йокосуке, и продолжался до марта 1917 г. В его ходе помимо исправления повреждений корпуса заменили и котлы - на 16 типа Мия-бара, как это было сделано ранее на "Токиве".
В дальнейшем участия в Первой мировой войне японские броненосные крейсера практически не принимали. Правда, в 1917 г. "Ниссин" перешел на Средиземное море, позже к нему присоединился "Идзумо". Некоторое время они действовали совместно с британским флотом; хотя фактически их функции сводилась лишь к "показу флага". Остальные броненосные крейсера первого поколения с 1916-1917 гг. использовались преимущественно в роли учебных судов и ежегодно совершали плавания с кадетами к берегам Америки и Австралии, а также к южным тихоокеанским островам. В 1920 г. "Адзума" и "Токива" пересекли Индийский океан и через Суэцкий канал дошли до Средиземного моря.
1 сентября 1921 г. броненосные крейсера программы 1895-1896 гг. были переклассифицированы в суда береговой обороны, хотя они по-прежнему продолжали служить учебными кораблями. В августе 1921 г. "Идзумо" и "Якумо", взяв на борт примерно по 150 кадетов, пересекли Тихий океан, через Панамский канал вышли в Атлантику, а во время работы Вашингтонской конференции посетили порты Восточного побережья США. Затем они отправились в Европу и через Индийский океан вернулись в Японию, совершив за семь с половиной месяцев кругосветное плавание. Бывшие броненосные крейсера продолжали ходить в ежегодные учебные плавания вплоть до начала Второй мировой войны. Всего до 1939 г. "Асама" сделала 12 дальних учебных походов, "Якумо" - 14, "Иватэ" - 16, "Идзумо" - 6, "Адзума" - 5 и "Токива" - 3.
Плавания учебной эскадры в 1909—1939 гг. |
|||
Набор кадетов Военно-морской академии | Корабли | Даты походов | Маршруты походов (выход из Йокосуки) |
36-й | «Асо», «Сойя» | 14.3—7.8.1909 | Гавайи — СевАмерика |
37-й | «Асо», «Сойя» | 1.2—3.7.1910 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
38-й | «Асама», «Касаги» | 16.10.1910—6.3.1911 | Гавайи — Сев. и Центр. Америка |
39-й | «Асо», «Сойя» | 25.11.1911—28.3.1912 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
40-й | «Адзума», «Сойя» | 5.12.1912—21.4.1913 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
41-й | «Асама». «Адзума» | 20.4—11.8.1914 | Гавайи — СевАмерика |
42-й | «Асо», «Сойя» | 20.4—23.8.1915 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
43-й | «Адзума», «Иватэ» | 20.4—22.8.1916 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
44-й | «Якумо», «Токива» | 5.4—17.8.1917 | Гавайи — Сев. Америка — южная часть Тихого океана |
45-й | «Асама», «Иватэ» | 2.3—6.7.1918 | Сев. и Центр. Америка — Гавайи — южная часть Тихого океана |
46-й | «Адзума», «Токива» | 1.3—26.7.1919 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
47-й | «Адзума», «Токива» | 24.11.1919—20.5.1920 | Юго-Вост. Азия — Суэц — Средизем. море |
48-й | «Асама», «Иватэ» | 21.8.1920—2.4.1921 | Южная Америка — южная часть Тихого океана |
49-й | «Идзумо», «Якумо» | 20.8.1921—4.4.1922 | Панама — вост. побережье США — Европа — Юго-Вост. Азия |
50-й | «Асама», «Идзумо», «Иватэ» | 26.6.1922—8.2.1923 | Бразилия, Центр, и Сев. Америка |
51-й | «Асама», «Иватэ», «Якумо» | 7.11.1923—5.4.1924 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
52-й | «Асама», «Идзумо», «Якумо» | 10.11.1924—4.4.1925 | Сев. Америка |
53-й | «Иватэ» | 10.11.1925—6.4.1926 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
54-й | «Идзумо», «Якумо» | 30.6.1926—17.1.1927 | Средиэем. море |
55-й | «Асама», «Иватэ» | 30.6—26.12.1927 | Сев. Америка, вост. лоб. США |
56-й | «Идзумо», «Якумо» | 23.4—3.10.1928 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
57-й | «Асама», «Иватэ» | 1.7—27.12.1929 | Зап. и вост. лоб. Сев. Америки |
58-й | «Идзумо», «Якумо» | 5.3—16.8.1931 | Средиэем. море |
59-й | «Асама», «Иватэ» | 1.3—14.7.1932 | Австралия — Юго-Вост. Азия |
60-й | «Иватэ», «Якумо» | 6.3—26.7.1933 | Сев. и Центр. Америка |
61-й | «Асама», «Иватэ» | 15.2—26.7.1934 | Средиэем. море |
62-й | «Асама», «Якумо» | 20.2—22.7.1935 | Австралия — Юго-Вост. Азия — Гавайи |
63-й | «Иватэ», «Якумо» | 9.6—20.11.1936 | Вост. лоб. Америки |
64-й | «Иватэ», «Якумо» | 7.6—19.10.1937 | Средиэем. море |
65-й | «Иватэ», «Якумо» | 6.4—29.6.1938 | Юго-Вост. Азия — южная часть Тихого океана |
66-й | «Иватэ», «Якумо» | 16.11.1938—30.1.1939 | Юго-Вост. Азия |
67-й | «Иватэ», «Якумо» | 4.10—20.11.1939 | Гавайи — южная часть Тихого океана |
«Асо» — бывший русский крейсер «Баян», «Сойя» — бывший «Варяг». |
В начале 1920-х гг. крейсера были частично разоружены. Так, на "Адзуме" осталось 4 203-мм и 8 152-мм орудий, 4 76-мм пушки, а также одна 76-мм зенитка и 4 торпедных аппарата. К 1930-м гг. примерно такой же состав вооружения имели и все остальные корабли серии.
Крейсер "Токива" в 1922- 1924 гг. был переоборудован в минный заградитель. Его кормовую башню демонтировали, помещения под верхней палубой приспособили для хранения мин. Две дорожки минных рельсов проложили по верхней палубе, еще две - по батарейной. Всего корабль мог принять до 300 мин. Из артиллерийского вооружения сохранились 2 203-мм, 8 152-мм и 2 76-мм пушки, одна 76-мм зенитка и 3 пулемета. "Токива" вновь вступила в строй в марте 1924 г., но служба в новом качестве омрачилась трагедией. В августе 1927 г. на ее борту произошел взрыв мины, от которого сдетонировали еще две, находившиеся рядом. Бывший крейсер сильно пострадал, 38 членов экипажа погибли. Корабль находился в ремонте до апреля 1928 г., а еще через два года был выведен в резерв и поставлен на прикол в Сасебо.
Весьма интенсивная служба крейсеров-ветеранов потребовала обновления их устаревших и сильно изношенных силовых установок. В 1927 г. на "Якумо" вместо прежних 24 котлов Бельвиля установили 6 несколько более современных типа "Ярроу" со смешанным отоплением, снятых в ходе модернизации с линейного крейсера "Харуна". В 1931 г. аналогичное переоборудование прошел "Иватэ" (он тоже получил 6 котлов "Ярроу"), а в 1935-м - "Идзумо" (6 котлов типа "Кампон" (Распространенное обозначение "Кампон" представляет собой сокращение от "Кансэй Хонбу" ("Технический департамент") и часто пишется как "Канпон". Однако иероглиф "кан" перед слогом, начинающимся со звуков "м", "б" и "п", звучит как "кам". Например, слово "палуба" по-японски "кампан", а не "канпан" (см. Б.П.Лаврентьев. Самоучитель японского языка. М., Наука, 1982, с.28.).) ).
Мощность энергетической установки на всех трех кораблях уменьшилась до 7000 л.с, а максимальная скорость хода - до 16 узлов. Полное водоизмещение "Идзумо" на испытаниях в 1935 г. составило 10 692 т. Наибольший запас топлива на этом корабле - 1405 т угля и 324 т нефти; на "Якумо" - 1210 т и 306 т соответственно. В 1937-1938 гг. модернизации подверглась и находившаяся в резерве "Токива": 16 ее котлов типа Миябара были заменены на 8 типа "Кампон". Одновременно с корабля сняли носовую башню, а число принимаемых мин увеличили до 500.
В 1930-е гг. наиболее яркая "биография" выпала на долю "Идзумо". Этот корабль с 20 июня 1931 г. числился флагманом так называемого "Китайского флота" (2-й специальной эскадры) и в основном находился в Шанхае. Он был свидетелем "шанхайских событий" 1932 г., ставших прологом широкомасштабной войны императорской Японии против Китая. Правда, ощутимые потери и осуждение агрессии мировым сообществом вынудили Токио заключить перемирие. Однако 5 лет спустя, в июле 1937 г., японские войска вновь напали на гоминьдановский Китай. Причем в боях за Шанхай крейсер "Идзумо" оказался в самом центре событий. Старая артиллерия флагмана (4 203-мм и 8 152-мм орудий) оказалась весьма эффективной при стрельбе по береговым целям и сыграла важную роль в поддержке японского десанта. Особенно сильно от огня "Идзумо" пострадали отряды китайских добровольцев, оборонявшие квартал Путун. Китайская авиация с 14 по 16 августа 1937 г. трижды пыталась разбомбить стоявший на реке Хуанпу крейсер, но ни одна из бомб не попала в цель. Тогда 17 августа в атаку вышли 4 торпедных катера; два из них, 14-тонные, были английской постройки, два другие, 18-тонные. - итальянской. Катер №4 сошел с дистанции из-за поломки двигателя, зато остальные три приблизились к неприятелю и выпустили 5 торпед. Одна торпеда взорвалась при ударе о берег, две затонули, еще две попали в установленную вдоль борта "Идзумо" противоторпедную сеть, причем одна из них взорвалась. Крейсер получил небольшие повреждения, потребовавшие, тем не менее, срочного ремонта. Все три атаковавших катера погибли: № 1 был потоплен огнем японцев в момент пуска торпед, №2 при повороте сел на мель и также был расстрелян, а №3 потерял управление и разбился при ударе о каменную набережную. Но их гибель нельзя считать напрасной: японцам пришлось отвести "Идзумо" вниз по реке для ремонта у борта плавмастерской. Крейсер вернулся на свою позицию лишь 23 августа, и китайские войска получили необходимую передышку. Впрочем, отстоять город им все равно не удалось.
"Идзумо" оставался в Шанхае до конца 1943 г. За это время на его боевой счет была занесена еще одна (в общем-то, весьма сомнительная) победа. Ночью 8 декабря 1941 г. - сразу же после сообщения о нападении на Пёрл-Харбор - японцы начали боевые действия против находившихся в Шанхае англичан и американцев. Но если стоявшую на реке Хуанпу американскую канонерку "Уэйк" им удалось взять на абордаж без единого выстрела (ее командир находился на берегу, экипаж спал, а вахтенный был захвачен врасплох и разоружен), то с английской канонерской лодкой "Питрел" ("Peterel") этот номер не прошел.
Ее командир лейтенант резерва С.Полкинг-хорн, получив накануне из британского консульства секретную информацию о возможном нападении, объявил боевую тревогу. Японцы предъявили ультиматум о сдаче, но Полкингхорн отверг его. Тогда крейсер "Идзумо", находившийся в 1100 м от "Питрела", открыл огонь из 203-мм орудий. Одновременно британский кораблик подвергся обстрелу и из установленных на противоположном берегу реки полевых 75-мм пушек. Англичане геройски ответили огнем из пулеметов, но это был, скорее, жест отчаяния. 310-тонная канонерка, лишенная какой-либо защиты, по сути представляла собой беспомощную мишень. Через 20 минут она превратилась в объятый пламенем остов, сорванный с бочек и дрейфующий по течению. Вскоре "Питрел" затонул. Из его экипажа шесть человек погибли, многие, включая командира, были ранены. Так уверовавшие в свою непобедимость самураи "отблагодарили" своего недавнего учителя - Британскую империю, столь охотно помогавшую дальневосточному союзнику в борьбе с Россией...
Все 6 японских броненосных крейсеров первого поколения дожили до Второй мировой войны, правда, не все из них оставались в исправном состоянии. Так, "Асама" в ночь на 13 октября 1935 г. вторично за свою карьеру наскочила на необозначенную на карте скалу - на сей раз, в проливе Курусима во Внутреннем море. Повреждения оказались весьма серьезными, и проводить дорогостоящий ремонт совершенно устаревшего корабля не имело никакого смысла. Поэтому крейсер полностью разоружили и поставили на прикол в Куре для использования в качестве несамоходного учебного судна. В августе 1942 г. "Асаму" отбуксировали в Симоносеки, где она служила в роли учебно-артиллерийского блокшива вплоть до окончания войны. Бывший крейсер-патриарх был продан на слом в августе 1946 г. и окончательно разобран на металл на верфи "Хитачи" в Инносиме к концу марта следующего года.
Еще раньше встала на прикол "Адзума". Из-за плохого технического состояния механизмов она после 1921 г. в море практически не выходила, а 1 октября 1927 г. официально была переклассифицирована в несамоходное учебное судно морского инженерного училища в Майдзуру. Бывший крейсер полностью разоружили в 1941 г. и превратили в блокшив. 18 июля 1945 г. он находился в Йокосуке, где и попал под бомбы американской палубной авиации. Сильно поврежденный корабль сел на грунт и был брошен в полузатопленном состоянии.
"Токиву" в 1940 г. вывели из резерва и снова включили в состав действующего флота в качестве учебного минного заградителя. Бывший крейсер оставил за кормой не одну тысячу миль: весной 1942 г. он находился в составе соединения, действовавшего в Коралловом море и у Соломоновых островов, а в конце войны активно использовался для постановки оборонительных минных заграждений, в том числе в Цусимском проливе - Япония ожидала американского вторжения. К 1945 г. артиллерийское вооружение "Токивы" состояло из четырех 152-мм орудий в казематах на верхней палубе, одной 76-мм зенитки, двух 40-мм "пом-помов", десяти спаренных и примерно десяти-пятнадцати одноствольных 25-мм автоматов. Кроме того, в корме были установлены бомбосбрасыватели и стеллажи для 80 глубинных бомб. В довершение всего старинный крейсер оснастили двумя радиолокаторами: "лестничную" антенну радара типа 13 разместили на грот-мачте, а "граммофоны" станции типа 22 - на площадке впереди фок-мачты. Столь мощное радиолокационное вооружение на корабле постройки XIX века - случай поистине беспрецедентный!
В мае 1945 г. "Токива" подорвалась на мине, но осталась на плаву и была отремонтирована на верфи в Майдзуру. Но 9 августа, едва закончив ремонт, она попала под налет американской авиации и вновь получила тяжелые повреждения. Одна из бомб попала в машинное отделение; корабль сел на грунт вблизи Оминато и был оставлен экипажем.
Но самая невероятная метаморфоза произошла с оставшимися тремя крейсерами - "Идзумо", "Иватэ" и "Якумо". В июле 1942 г. эти корабли, числившиеся судами береговой обороны, вновь возвратили в класс тяжелых крейсеров. И это при том, что максимальная скорость их хода к тому времени составляла от 9 до 12 узлов! Мало того, летом 1944 г. был выдан заказ на полное перевооружение этих кораблей, пригодных к тому времени разве что к роли музейных экспонатов. Тем не менее, к весне 1945 г. с крейсеров сняли 203-мм башни (орудия ГК пошли на усиление береговой обороны Японских островов), вместо которых на возвышенных площадках установили по две спаренные 127-мм зенитки. Из старого вооружения на каждом корабле осталось лишь по четыре 152-мм орудия в казематах на верхней палубе. Зенитная артиллерия включала одну ("Иватэ" - три) 76-мм зенитку и от 9 до 14 стволов 25-мм автоматов. Кроме того, на "Идзумо" имелось два 13,2-мм пулемета.
Стоит, правда, заметить, что изменение официального статуса крейсеров-ветеранов, в общем-то, никак не повлияло на род их занятий. Все три корабля продолжали выполнять функции учебных судов. "Идзумо" и "Иватэ" были приписаны к морскому училищу в Этадзиме, "Якумо" - к военно-морской базе Куре. Первые два крейсера затонули на рейде Куре под бомбами американских самолетов соответственно 28 и 24 июля, причем "Идзумо" опрокинулся и лег на левый борт. Лишь "Якумо" пережил массированные бомбардировки и после капитуляции Японии до июня 1946 г. использовался в роли репатриационного судна, занимаясь перевозкой бывших солдат армии микадо. Его списали 15 июля 1946 г. и вскоре разобрали на металл на верфи в Майдзуру. Одновременно с ним, в 1946-1947 гг., были сданы на слом и пять остальных затонувших на мелководье броненосных крейсеров.