Крейсера

 

Легкие крейсера типа "Kijkduin" - 0+2 единицы

01.jpg

 

"Eendracht" (б. "Kijkduin") WF 19.5.1939 22.8.1950 17.12.1953 Продан Перу в 1976

"De Zeven Provincien" RDM      5.9.1939 24.12.1944 18.11.1953 Продан Перу в 1973

 

8350/10 800 т; 182,4/185,7x17,25x5,6 м; 3 ТЗА, 6 ПК, 78 000 л.с; 32 уз.; 1750 т нефти. Броня: пояс 100 — 75 мм, палуба 20 — 25 мм, башни 100 — 50 мм. Эк. 700 чел. 2x3 и 2x2 - 152-мм/53, 6x2 - 40-мм/56, 4x2 - 12,7-мм, 2x3 - 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 самолета.

 

Проектирование кораблей, предназначенных для замены морально устаревших КРЛ типа "Java", началось в 1930 г. В основу проекта был положен "De Ruyter", от которого новый крейсер должен был отличаться увеличенным на 30% водоизмещением, усиленным бронированием и увеличением числа орудий ГК до 10. Первоначально планировалось заложить два корабля в 1940 г., но средства на строительство были утверждены парламентом уже в 1937 г. и начали выделяться в следующем году. Заказ выдали верфи Wilton-Fijenoord, однако поскольку на ней был свободен только один стапель подходящего размера, второй крейсер перезаказали верфи "Rotterdam Droogdock Mij". Головной корабль при закладке получил название "Kijkduin", но до конца 1939 г. был переименован в "Eendracht".

По конструкции корпуса и системе бронирования КРЛ типа являлись развитием "De Ruyter". Наиболее существенным отличием стало наличие развитой кормовой надстройки и грот-мачты. Толщину главного пояса увеличили до 100 мм в средней части и до 75 мм в оконечностях. По-прежнему слабой оставалась горизонтальная защита (толщина бронепалубы не превышала 25 мм), а также сохранилась дифференциация толщины брони башен: лоб — 100 мм, стенки и крыша — 50 мм.

Первоначально планировалось оснастить крейсера проверенными 150-мм/50 орудиями, но затем в качестве ГК были выбраны новые 152-мм/53 орудия, заказ на проектирование которых выдали шведской фирме "Bofors". Они должны были размещаться в четырех башнях, расположенных по линейно-возвышенной схеме на носу и корме, причем нижние башни были трех-, а верхние — двухорудийными.

Максимальный угол возвышения стволов достигал 60°, что по замыслу могло обеспечить возможность стрельбы по воздушным целям. Благодаря последнему обстоятельству, конструкторы вновь отказались от зенитной артиллерии среднего калибра, ограничившись 6x2 40-мм/56 автоматами "Bofors", расположив их на широких треугольных площадках на носовой и кормовой надстройках. Их дополняли 4x2 12,7-мм пулемета, размещенных на верхней палубе. Для управления огнем предусматривались три КДП: один с 6-метровым и два с 4-метровыми дальномерами.

2x3 533-мм ТА стояли на главной палубе под кормовой надстройкой в специальных бортовых нишах. Авиационное вооружение включало катапульту (видимо, аналогичную установленной на "De Ruyter") и 2 гидросамолета; ангара не предусматривалось.

Силовая установка должна была состоять из 6 ПК "Yarrow" и трехвального ТЗА "Parsons". Заказ на ее изготовление был выдан компании "De Schelde". ПК должны были располагаться в трех КО, ТЗА — в двух МО, разделенных отсеком редукторов. При проектной мощности 78 000 л.с. скорость должна была достигать 32 уз.

Недостроенные "Eendracht" и "De Zeven Provincien" (фактически — только корпуса) в мае 1940 г. были захвачены на стапелях немцами, переименованы в КН-2 и КН-1 соответственно и намечены к достройке по окончанию боевых действий. Корпус КН-1 24.12.1944 спустили на воду, чтобы затопить на фарватере Роттердама, однако этот план осуществить не удалось. После войны оба корпуса возвращены Нидерландам. Заказанную в Швеции артиллерию в модифицированном виде с автоматическим заряжанием установили на шведских КРЛ типа "Tre Kronor".

В 1947 г. принято решение о достройке кораблей по измененному проекту, при этом "Eendracht" переименован в "De Zeven Provincien", a "De Zeven Provincien" — в "De Ruyter".

"De Ruyter" 26.1.1973 исключен из списков флота; 7.3.1973 продан Перу как "Almirante Grau"; после ряда модернизаций продолжает находиться в строю, оставаясь последним в мире действующим артиллерийским крейсером; намечается к списанию в 2007 — 2008 гг. "De Zeven Provincien" в 1962— 1964 гг. переоборудован в крейсер УРО; 17.10.1975 исключен из списков флота; в августе 1976 г. продан Перу как "Aguirre", но перед передачей прошел ремонт с заменой ракетного вооружения на ангар и площадку для вертолетов и вошел в строй только 24.2.1978; исключен в из состава перуанского флота 19.3.2000.

 

Легкие крейсера типа "Tromp" — 2 единицы

02.jpg

03.jpg

 

"Tromp" NSM                          17.1.1936 24.5.1937 18.8.1938 Исключен 10.12.1968

"Jacob van Heemskerck" NSM 31.10.1938 16.9.1939 11.2.1941 Исключен 27.2.1970

 

3787/4817 ("Tromp") или 3765/4860 ("Heemskerck") т; 125/132x12,4x4,6 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 56 000 л.с; 33,5 уз.; 820 — 860 т нефти; 6000 (12) или 1400 (32) миль. Броня: пояс 16 мм, продольная переборка 30 — 20 мм, палуба 25 — 15 мм, башни 16 — 25 мм, рубка 12 мм. Эк. 360 ("Tromp") или 393 ("Heemskerck") чел. Вооружение: 3x2— 150-мм/50, 2x2 — 40-мм/56, 2x2 — 12,7-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 1 самолет ("Tromp"); 5x2 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм/40, 6x1 — 20-мм/70 ("Jacob van Heemskerck").

 

В 1931 г. в Нидерландах была принята новая программа строительства флота, в рамках которой началась разработка проекта 2500-тонного лидера эсминцев. Проектирование вело бюро "Nederlandschen Vereinigten Scheepbouw" в Гааге. За основу были приняты разработки брит, фирм "Yarrow", "Thornycroft" и "Samuel White", однако голландцы отказались от 8 120-мм орудий в пользу 6 150-мм, усилили средства ПВО, защитили корабль тонким, но довольно обширным по площади бронированием и включили в состав вооружения гидросамолет. Результатом стал 40-процентный рост водоизмещения и некоторое падение скорости, которую, тем не менее, удалось сохранить на приемлемом уровне для совместных действий с ЭМ. По политическим мотивам корабли числились лидерами, и только в 1938 г. были переклассифицированы в КРЛ. В составе флота ими планировалось заменить устаревшие ББО "Hertog Hendrik" и "Jacob van Heemskerck".

По компоновке и конструкции корпуса корабли были наиболее близки к польским ЭМ типа "Grom", но отличались протяженным полубаком. Корпус набирался по продольной схеме, бронирование являлось конструктивным элементом набора. На протяжении 57% длины имелось второе дно. Внешне проект отличался минимумом надстроек и фактическим отсутствием грот-мачты - ее заменяла П-образная ферма, служившая опорой для кранов.

По ватерлинии корабли защищал 16-мм пояс, тянувшийся от барбета носовой башни до рулевого привода. За поясом на большей части его протяженности располагались более толстые (20 — 30 мм) продольные противоторпедные переборки, на которые опиралась бронепалуба, не доходившая до бортов. В оконечностях палуба опускалась ниже, а ее толщина составляла 25 мм в районе носового погреба или 16 мм в районе кормового погреба и рулевой машины. Локальное бронирование имели боевая рубка и пост управления огнем (12 мм), башни ГК, их барбеты и коммуникационные трубы (15 — 25 мм). Общий вес брони достигал 450 т, или 13 % от стандартного водоизмещения.

Проектное вооружение состояло из 3x2 150-мм/50 орудий, 4x2 40-мм/бб автоматов, 2x2 12,7-мм пулеметов, 2x3 533-мм ТА и гидросамолета. 150-мм орудия модели "Bofors/Wilton-Fijenoord" №11 по баллистике были идентичны устанавливавшимся на "De Ruyter", стволы в башне размещались в общей люльке и имели угол возвышения 60°. Для управления огнем предназначались два 6-метровых дальномера, но кормовой на "Tromp" еще во время постройки заменили 4-метровым, кроме того, из-за перегрузки и вызванного ею снижения скорости, отказались от установки 2x2 40-мм автоматов. "Tromp" оснащался гидросамолетом Fokker C.XIW. Катапульты и ангара проектом не предусматривалось.

Силовая установка производилась компанией "Werkspoor" и состояла из 4 ПК "Yarrow" и двухвального ТЗА "Parsons". Проектная мощность - 56 000 л.с. с возможностью кратковременной форсировки до 60 000 л.с, скорость 33,5 уз.; на испытаниях оба корабля показали 34,5 уз., при этом у "Tromp" мощность достигла 62 160 л.с.

"Tromp" в 1939 г. ушел в Ост-Индию. "Jacob van Heemskerck" к началу герм, вторжения в Нидерланды находился в достройке, из вооружения на нем имелось только 6x1 20-мм авиационных пушек "Hispano-Suiza". 10.5.1940 формально введен в строй и ушел в Англию, где достроен на верфи ВМС в Портсмуте как крейсер ПВО. Существенно трансформировался внешний облик корабля: видоизменена надстройка, смонтирована новая треногая грот-мачта, изменена форма якорных клюзов. Полностью заменено вооружение. Вместо орудий ГК "Jacob van Heemskerck" получил 5x2 102-мм/45 универсальных орудий "Vickers" Mk.XVI/XIX. Для управления огнем служили 2 директора HACS Mk.NI. Легкое зенитное вооружение включало 1x4 40-мм/40 "пом-пом" и 6x1 20-мм/70 "Oerlikon". ТА и гидросамолет не устанавливались. Повторно вошел в строй 11.2.1941.

"Tromp" во время боя с япон. ЭМ в прол. Бадунг 20.2.1942 получил 11 попаданий 127-мм снарядов. Прошел ремонт на верфи "Cockatoo" в Сиднее до ноября 1942 г.: снят самолет и краны, оба спаренных 40-мм/56 автомата переставлены в диаметральную плоскость, установлены 4x1 20-мм/70 "Oerlikon". В ноябре 1942 г. установлено 2x1 76-мм/40 зенитки "Vickers" Mk.lll, прежние 2x2 12,7-мм пулемета заменены на 2x1 12,7-мм "Browning", временно установлено 4 7,7-мм пулемета (сняты в 1943 г.).

С 21.10.1944 по 14.2.1945 "Tromp" прошел ремонт в Сиднее. Установлено 2x1 76-мм/50 амер. зенитки, 2x1 20-мм/70 автомата "Oerlikon", сняты ТА и 12,7-мм пулеметы. В 1945 г. 4x1 20-мм автомата заменены на такое же количество 40-мм/56.

На "Jacob van Heemskerck" во время ремонта в Сиднее весной 1943 г. директоры Mk.lll заменены на Mk.IV. Во время ремонта на верфи "Cammell Laird" с 12.6.1944 до 02.1945 демонтирована грот-мачта, снят 1х4 40-мм/40 "пом-пом", установлено 4x2 40-мм/56 "Bofors" (два из них - с СУО "Hazemeyer"), 6x1 20-мм/70 "Oerlikon" заменены на 4x2.

"Tromp" 1.12.1955 выведен из боевого состава и переформирован в плавказаму в Хелдере; 10.12.1968 исключен из списков флота; 13.5.1969 продан на слом в Испанию; разобран в 1970 г.

"Jacob van Heemskerck" выведен из боевого состава 12.3.1951 и передан в распоряжение командира порта Флиссинген в качестве плавкзармы; 27.2.1970 исключен из списков флота; 23.7.1970 продан на слом в Испанию.

 

Легкий крейсер "De Ruyter" — 1 единица

04.jpg

 

"De Ruyter" WF 16.9.1933 11.5.1935 3.10.1936 Погиб 28.2.1942

 

6442/7548 т; 168,3/170,8x15,7x5,1 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 66 000 л.с; 32 уз.; 1300 т нефти; 11 000 (12) миль. Броня: пояс 50 — 30 мм, башни 100 — 30 мм, барбеты 50 мм, палуба 30 мм, рубка 30 мм. Эк. 473 чел. 3x2 и 1x1 — 150-мм/50, 5x2 — 40-мм/56, 4x2— 12,7-мм, 2 пул., 1 катапульта, 2 самолета.

 

В 1930 г., ввиду резкого усиления японского флота, парламент Нидерландов принял решение о строительстве третьего крейсера для службы в Ост-Индии. По соображениям экономии, он должен был иметь водоизмещение меньше, чем у крейсеров типа "Java", равное с ними бронирование, скорость 32 уз. и вооружение из 6 150-мм орудий (2x2 установки в корме и 2x1 в носу) и 2x2 105-мм зениток. Это решение подверглось сокрушительной критике из-за небольших размеров и слабого вооружения. Предлагалось при незначительном увеличении размеров довести число орудий до 8 150-мм или 6 203-мм. В 1932 г. было принято компромиссное решение: за счет некоторого удлинения корпуса и увеличения водоизмещения было добавлено седьмое орудие ГК. Заказ был выдан 1.9.1932. Первоначально предполагалось присвоить крейсеру имя "Celebes", но при спуске он был назван "De Ruyter", что вызвало необходимость переименования одного из ЭМ типа "Admiralen".

Проект разрабатывался германо-голландским консорциумом "Krupp-Germania/IvS" (Ingeenieurkantoor voor Scheepsbouw) и нес отпечаток германского влияния; в частности, благодаря башенноподобной надстройке внешне корабль очень походил на "броненосцы" типа "Deutschland". Корпус практически без седловатости, с вертикальным форштевнем, носовым бульбом и характерными якорными нишами (две с левого борта, одна с правого). Примерно 3/4 длины занимал полубак. При постройке принимались меры для максимального облегчения веса: набор осуществлялся по продольной системе, бортовая броня являлась конструктивным элементом набора, широко использовалась сварка и алюминиевые сплавы.

Система бронирования в целом повторяла герм. КРЛ типа "К". Пояс длиной 133 м, высотой 4 м и толщиной 50 мм прикрывал пространство между барбетами концевых башен и замыкался 30-мм траверсами. В оконечностях пояс становился на 1 м уже и утончался до 30 мм. Броневая палуба толщиной 30 мм, являвшаяся конструктивным элементом набора, опиралась на верхнюю кромку пояса и скосов не имела. Башни (а также щит носового возвышенного орудия) имели 100-мм лобовые плиты и 30-мм броню остальных элементов.

Главный калибр состоял из 7 150-мм/50 орудий "Bofors/Wilton-Fijenoord": 3x2 модели No.9 и 1x1 модели No.10. Баллистические характеристики всех орудий были идентичными: вес снаряда 46,7 кг, дальность стрельбы 21 200 м. Система управления огнем фирмы Hazemeyer включала два КДП: носовой с 6-метровым дальномером наверху башенноподобной надстройки и кормовой с 4-метровым дальномером. Характерной особенностью проекта стал отказ от зенитной артиллерии среднего калибра — все зенитное вооружение состояло из 5x2 40-мм/56 автоматов "Bofors" №3. Каждая установка снабжалась индивидуальной СУО "Hazemeyer" с баллистическим вычислителем, 2-метровым дальномером и коллиматорным прицелом. Правда, размещение автоматов на корабле было крайне неудачным, так как ограничивало углы обстрела и создавало риск уничтожения всей батареи одним попаданием. Их дополняли 4x2 12,7-мм пулемета Solothurn, располагавшиеся на носовой надстройке. Торпедное вооружение на "De Ruyter" отсутствовало. Авиационное включало катапульту Heinkel K-8 длиной 18,64 м и два гидросамолета Fokker С.XIW, однако ангара не имелось.

В отличие от предшественников, "De Ruyter" имел двухвальную силовую установку, состоявшую из 6 ПК "Yarrow" и 2 ТЗА "Parsons". Котлы размещались в трех котельных отделениях: в носовом 2 ПК производства "Wilton-Fijenoord", имевших несколько меньшую производительность, в двух других — производства "De Schelde" (она же изготавливала ТЗА). Турбины размещались в индивидуальных отсеках, редукторы — в общем отсеке между ними. Проектная мощность 66 000 л.с. обеспечивала кораблю скорость 32 уз., но кратковременно допускалась 15-процентная перегрузка (до 76 000 л.с), что позволяло достичь 33,6 уз. После произведенного в 1941 г. капитального ремонта котлов "De Ruyter" показал на испытаниях 32,84 уз. Экономический 12-узловой ход обеспечивали 2 крейсерские турбины системы "Curtiss" мощностью по 3300 л.с. Нормальный запас топлива — 750 т, наибольший — 1300 т; дальность плавания соответственно 6800 и 11 000 миль. Первоначально на дымовой трубе устанавливался экспериментальный дефлектор в виде крышки, который после первых проб в апреле—мае 1936 г. был заменен новым; одновременно уменьшили высоту штанги для крепления радиоантенн.

С 1937 г. "De Ruyter" постоянно являлся флагманом Ост-Индской эскадры.

В бою в Яванском море 27.2.1942 получил попадание двух 203-мм снарядов, а затем торпеды с япон. KPT "Haguro"; затонул в ранние часы 28.2.1942.

 

Легкие крейсера типа "Java" — 2 единицы

05.jpg

 

"Java" DS           31.5.1916 9.8.1921 1.5.1925 Погиб 27.2.1942

"Sumatra" NSM 15.7.1916 19.12.1921 26.5.1926 Затоплен 9.6.1944

 

6670/8208 т; 153/155,3x16x5,5 м; 3 ТЗА, 8 ПК, 65 000 л.с; 30 уз.; 1200 т нефти; 4800 (12) или 3600 (15) миль. Броня: пояс 75 — 50 мм, траверсы 60 мм, палуба 25 (скосы 50) мм, орудия 100 мм, рубка 125 — 100 мм. Эк. 526 чел. 10x1 — 150-мм/50, 2x2 ("Java") или 3x2 ("Sumatra") — 40-мм/56, 4 — 12,7-мм, 2 самолета, 12 мин.

 

Проект крейсера для службы в Ост-Индии был разработан фирмой "Krupp Germaniawerft" на основе герм. КРЛ "Karlsruhe". В первом варианте корабль имел полубак, полуют, 4 трубы и традиционное для того времени размещение орудий по бортам, но окончательно был выбран проект с протяженным полубаком, двумя трубами и расположением артиллерии по смешанной схеме. Внешне он напоминал герм, линейные крейсера типа "Moltke". Проект утвердили 21.7.1915. Предполагалось строительство три единиц— "Java", "Sumatra" и "Celebes". Последний должен был строиться на верфи "Maatschappij Fijenoord" в Роттердаме по слегка измененному проекту в качестве флагмана Ост-Индского флота, но в действительности не закладывался, 14.7.1917 его постройка была отменена. "Java" и "Sumatra" были близки к герм, крейсерам Первой мировой войны, от которых в практически неизменном виде заимствовали конструкцию корпуса, но отличались от них усиленным вооружением и увеличенным примерно на четверть водоизмещением. Бронирование включало 75-мм пояс по ВЛ, прикрывавший силовую установку и погреба (общая длина 120 м), а далее на протяжении 13 м в корму утончавшийся до 50 мм и защищавший рулевое устройство. Горизонтальная защита обеспечивалась 25-мм бронепалубой с 50-мм скосами, примыкавшими к верхней кромке пояса. В носу и корме цитадель замыкалась 60-мм траверсами. Толщина брони боевой рубки 100— 125 мм; орудийных щитов— 100 мм; дымоходов — 50 мм.

Главный калибр состоял из 10x1 150-мм/50 орудий "Bofors" №6 (вес снаряда 46 кг, дальность стрельбы 21 200 м). Четыре орудия в оконечностях размещались по линейно-возвышенной схеме, остальные шесть — по три вдоль каждого борта, что в результате давало семиорудийный бортовой залп. Зенитное вооружение первоначально состояло из 4x1 75-мм/55 орудий "Bofors/Wilton-Fijenoord". Для управления огнем служили три 4-метровых дальномера и один 2-метровый зенитный дальномер. Торпедного и авиационного вооружения проектом не предусматривалось. Корабли могли принимать 12 мин в специальные погреба или до 36 мин на рельсы.

Силовая установка по проекту включала 8 ПК "Schulz-Thornycroft" с полностью нефтяным отоплением (рабочее давление 18 атм.) и 3 ТЗА "Germania", однако турбины, предназначенные для "Sumatra", были уничтожены пожаром, и их заменили на ТЗА "Zolly", что стало причиной сложностей в эксплуатации в первые годы службы. Проектная мощность 72 000 л.с. должна была обеспечить 31-узловую скорость; однако на испытаниях "Java" развил 30 уз., "Sumatra" — 30,63 уз.

Вскоре после вступления в строй крейсера получили по 2 гидросамолета (сначала Van Berkel WA, затем Fairey IMF, Fokker C.VIIW), для спуска/подъема которых у носовой трубы смонтировали по 2 крана.

В 1934— 1935 гг. корабли прошли ремонт и модернизацию в арсенале Сурабаи. Фок-мачта была заменена новой, трубчатой конструкции, аналогичной устанавливавшимся на герм. КРЛ межвоенной постройки; наверху разместили пост СУАО фирмы "Hazemeyer". Грот-мачта была значительно укорочена и перенесена к миделю. 75-мм зенитки сняты и заменены на 40-мм/56 автоматы "Bofors": "Sumatra" получил 3x2 установки на кормовой надстройке, "Java" — 2x2. На расширенной прожекторной платформе у носовой трубы установили 4x1 12,7-мм пулемета.

В конце 1930-х гг. возникли планы коренной модернизации крейсеров с заменой 10x1 150-мм орудий на 4x2 башенных установки того же калибра с линейно-возвышенным расположением, и доведением зенитного вооружения до 10x2 40-мм/56 автоматов. Однако в связи с заказом крейсеров типа "Kijkduin" от реализации данного плана отказались, ограничившись лишь ремонтом кораблей в метрополии ("Java" в мае 1937 — январе 1938 г., "Sumatra" в июле — октябре 1938 г.), в ходе которого они получили новые гидросамолеты Fokker C.XIW.

"Java" в бою в Яванском море 27.2.1942 получил попадание торпеды с япон. КРТ "Nachi" и затонул.

"Sumatra" в мае 1940 г. находился во Флиссингене в ожидании вывода в резерв; 11.5.1940 ушел в Англию, затем перешел в Ост-Индию, где 31.10.1940 был выведен в резерв; возвращен в строй 27.1.1942, но фактически до боеспособного состояния доведен не был; в марте 1944 г. разоружен в Портсмуте (Англия); 9.6.1944 затоплен в качестве элемента искусственной гавани у побережья Нормандии. Снятые с крейсера орудия ГК пошли на перевооружение КЛ типа "Flores".