Эсминцы и миноносцы
Эсминцы типа "Gerard Callenburgh" — 1+3 единицы
"Gerard Callenburgh" (RDM, 12.10.1938/12.10.1939/не достроен — затоплен 15.5.1940), "Isaak Sweers" (DS/T, 26.11.1938/16.3.1940/29.3.1941 — погиб 13.12.1942), "Philips van Almonde" (DS, 2.3.1939/не достроен), "Tjerk Hiddes" (RDM, 26.11.1938/ 12.10.1939/не достроен)
1604/2228 т; 105/107x10,6x3,5 м; 2 T3A, 3 ПК, 45 000 л.с; 36 уз., 560 т нефти; 5400 (19) миль. Эк. 158 чел. 2x2 и 1x1 — 120-мм/45, 2x2 — 40-мм/56, 2x2 — 12,7-мм, 2x4 — 533-мм ТА, 1 гидросамолет, 4 БМБ, 24 мины (проект).
В середине 1930-х гг., в связи с ростом угрозы со стороны Японии, голландское правительство изыскало средства на строительство 4 современных ЭМ. Поскольку находившиеся в строю ЭМ типа "Admiralen" были недостаточно вооружены, на новых кораблях упор делался на увеличение размеров и огневой мощи, причем решалось это, не в последнюю очередь, за счет усовершенствованной системы управления огнем и качественного усиления средств ПВО. "Gerard Callenburgh" и "Tjerk Hiddes" были заказаны по программе 1937 г., "Isaak Sweers" и "Philips van Almonde" — в следующем году.
Эсминцы типа "Gerard Callenburgh" снова проектировались с помощью Ярроу и имели возросшее примерно на 300 т водоизмещение. Увеличившиеся размеры позволило усилить вооружение еще одним 120-мм орудием, а также впервые в голланд. флоте перейти на четырехтрубные 533-мм ТА. Артиллерия размещалась по оригинальной схеме: на полубаке и юте стояли спаренные башенные установки (с размещением орудий в общей люльке), а на кормовой надстройке— одинарная. 120-мм/45 орудия были новой модели "Wilton-Fijenoord" №8, спроектированной на основе предыдущих образцов фирмы Bofors (вес снаряда 20,5 кг, дальность стрельбы 19 500 м, угол возвышения составлял 45°). Зенитное вооружение состояло из 2x2 40-мм/56 автоматов "Bofors" с СУО фирмы "Hazemeyer". Они располагались на носовой надстройке и площадке между ТА. Как и в предыдущих проектах, сохранилась возможность приема гидросамолета, который разместили между трубами, чтобы не затенять сектор огня кормового 40-мм автомата; стрелу для подъема установили у носовой трубы. Все ЭМ оборудовались для минных постановок.
Силовая установка соответствовала брит, стандартам и включала 3 ПК "Yarrow", располагавшихся в двух КО, и 2 ТЗА системы "Parsons" (изготовленных фирмой "Werkspoor"), находившихся в общем МО. Мощность по сравнению с предшествующим типом "Admiralen" возросла на 45%; существенно увеличилась дальность плавания. На испытаниях "Isaak Sweers" показал 37,5 уз.
"Isaak Sweers" 10 — 12.5.1940 был отбуксирован в Великобританию и достроен на верфи "Thornycroft" в Саутгемптоне по измененному проекту. Вместо 120-мм орудий установлены 3x2 102-мм/45 универсальных Mk.XVI/XIX с брит, системой управления огнем "директор-дальномер" Mk.V. На месте самолета установлены 2x4 12,7-мм пулемета (в июне — сентябре 1942 г. их заменили на 4x1 20-мм/70 автомата "Oerlikon"). Потоплен 13.12.1942 герм. ПЛ U-431 у побережья Алжира.
Не успевший вступить в строй "Gerard Callenburgh" затоплен в Роттердаме 15.5.1940; поднят герм, спасателями 17.7.1940 и после ремонта 11.10.1942 вошел в состав герм, флота как ZH-1. Погиб 9.6.1944.
Недостроенный "Tjerk Hiddes" затоплен 14.5.1940; поднят герм, спасателями 12.6.1940, переименован в ZH-2, но не достроен и разобран. "Philips van Almonde" взорван на стапеле 17.4.1940 (по некоторым сведениям, получил герм, номер ZH-3).
Эсминцы типа "Van Galen" — 4 единицы
"Bankert" (Bh, 15.8.1928/14.11.1929/14.11.1930 — затоплен 2.3.1942), "Van Galen" (WF, 28.5.1927/28.6.1928/22.10.1929 — погиб 10.5.1940), "Van Nes" (Bh, 15.8.1928/ 30.3.1930/12.3.1931 - погиб 17.2.1942), "Witte de With" (WF, 28.5.1927/11.9.1928/ 20.2.1930 — погиб 2.3.1942)
1316/1650 т; 93,57/98,15x9,53x2,97 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 31 000 л.с; 36 уз., 330 т нефти; 3300 (15) миль. Эк. 129 чел. 4x1 — 120-мм/50, 1x1 — 75-мм/55 зен., 4x1 — 40-мм/40, 4 — 12,7-мм, 2x3 —533-мм ТА, 4 БМБ (12 ГБ), 1 гидросамолет.
Вторая серия эсминцев типа "Admiralen", строились по проекту Ярроу. От предшественников отличались главным образом котлами с повышенными параметрами пара (25 атм. вместо 17), увеличенным на 30 тонн запасом топли-
ва и возросшей за счет этого дальностью плавания.
Главный калибр артиллерии остался прежним — 120-мм, но орудия были голландского производства, усовершенствованной модели "Wilton-Fijenoord" №5. Щитами снова были прикрыты только установки №1 и №4. Единственная 76-мм зенитка была установлена в диаметральной плоскости между трубами, а спереди и сзади ее, также в диаметральной плоскости, стояли прожектора. Первоначально предполагалось вооружить корабли 2x2 40-мм автоматами "Bofors", но в итоге они получили 4x1 40-мм "пом-пома", располагавшихся в средней части, и столько же 12,7-мм пулеметов "Browning". Как и предшественники, ЭМ типа "Van Galen" оснащались гидросамолетами, но не имели оборудования для приема мин.
К началу войны эсминцы лишились бортовых самолетов. В 1940 — 1941 гг. на "Witte de With" установлен британский "асдик".
"Van Galen" 10.5.1940 потоплен герм, бомбардировщиками в Роттердаме. "Van Nes" 17.2.1942 потоплен самолетами с япон. АВ "Ryujo" в прол. Банка. "Witte de With" 1.3.1942 тяжело поврежден япон. авиацией в Сурабае, затоплен там же 2.3.1942. "Banckert" 2.3.1942 затоплен в Сурабае; поднят японцами, 20.4.1944 вошел в состав япон. флота как СКР Р-106; в августе 1945 г. возвращен Нидерландам, но в строй не вводился, потоплен как мишень в сентябре 1949 г.
Эсминцы типа "Van Ghent" — 4 единицы
"Van Ghent" (DS, 28.8.1925/23.10.1926/31.5.1928 - погиб 15.2.1942), "Evertsen" (Bh, 5.8.1925/29.12.1926/31.5.1928 — погиб 1.3.1942), "Kortenaer" (Bh, 24.8.1925/ 30.7.1927/3.9.1928 - погиб 27.2.1942), "Piet Hein" (6. "De Ruyter", Bh, 16.8.1925/ 2.4.1927/25.1.1928 — погиб 19.2.1942)
1316/1640 т; 93,57/98,15x9,53x2,97 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 31 000 л.с; 36 уз.. 300 т нефти; 3200 (15) миль. Эк. 129 чел. 4x1 — 120-мм/50, 2x1 — 75-мм/55 зен., 4— 12,7-мм, 2x3 - 533-мм ТА, 4 БМБ (12 ГБ), 32 мины, 1 гидросамолет.
В начале 1920-х гг. голландский флот приступил к замене отслуживших свой век эсминцев типа "Roofdier" ("Fret"), построенных до начала Первой мировой войны. Проект разработан Ярроу и базировался на конструкции построенного им для брит, флота ЭМ "Ambuscade", но был приспособлен к условиям строительства на голланд. верфях. Четыре эсминца были заложены летом 1925 г. Получили названия в честь голландских флотоводцев, поэтому нередко обозначаются как тип "Admiralen" 1-й серии. "Van Ghent" до 1933 г. назывался "De Ruyter".
Внешне корабли не отличались от британских аналогов, но имелись многочисленные изменения в деталях. Главный калибр состоял из 120-мм/50 орудий Bofors No.4, которые располагались в одиночных установках по два на носу и на корме. Орудия №2 и №3 не имели щитов, а №1 и №4 прикрывались лишь спереди. Дальность стрельбы 24-кг снарядом достигала 19 500 м, угол возвышения варьировался от 30' до 35°. Для управления огнем имелось два дальномера: один на верхнем мостике, второй — на левой стороне площадки между ТА. На платформе между трубами размещались две 75-мм/55 зенитки "Krupp" №2. Торпедное вооружение было стандартным для своего времени — 2x3 533-мм ТА в средней части. Чтобы увеличить наступательный потенциал эсминцев, их оснастили минными рельсами.
Самой необычной деталью проекта была возможность приема на борт гидросамолета, необходимого, по мнению руководства ВМС, для службы в водах Голландской Ост-Индии. Для размещения самолета над вторым торпедным аппаратом была устроена легкая платформа, на которую он должен был подниматься стрелой, располагавшейся рядом с грот-мачтой. В свою очередь, последнюю пришлось перенести с кормовой надстройки на площадку между торпедными аппаратами, а два прожектора были размещены на площадках у носовой дымовой трубы. Стандартным гидросамолетом в начале войны был Fokker C.VIIW — одномоторный двухместный биплан, вооруженный пулеметами и способный нести несколько небольших бомб, однако к началу боевых действий на Тихом океане эсминцы оставили свое авиационное вооружение на берегу.
До начала войны корабли практически не модернизировались, только была уменьшена высота второй трубы. В 1941 г. на "Van Ghent" установлен "асдик".
"Van Ghent" тяжело поврежден 15.2.1942 в результате посадки на риф у Чиличапа, добит артиллерией ЭМ "Bankert". "Piet Hein" потоплен 19.2.1942 япон. ЭМ "Asashio", "Oshio", "Mitishio" в прол. Бадунг. "Kortenaer" потоплен 27.2.1942 торпедой япон. KPT "Haguro" в Яванском море. "Evertsen" тяжело поврежден 28.2.1942 в бою с япон. ЭМ "Shirakumo" и "Murakumo" в прол. Сунда, выбросился на берег, где 1.3.1942 взорван экипажем.
Миноносцы типа Z — 5 единиц
Z-3 (NSM, 30.12.1915/23.3.1917/21.8.1920 — погиб 14.5.1940), Z-5 (DS, 28.2.1914/ 1.4.1915/8.2.1917 — слом в октябре 1945), Z-6 (DS, 18.2.1914/15.4.1915/8.2.1917 — слом в феврале 1943), Z-7 (WF, 12.5.1914/10.5.1915/8.9.1916 — слом в 1947), Z-8 (WF, 12.5.1914/23.6.1915/22.9.1916 — слом в 1944)
Z-5: 263 т; 58,5x6,06x1,71 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3000 л.с; 22 уз, 100 т нефти; 425 (20) миль. Эк. 34 чел. 2x1 — 75-мм/30, 2 — 12,7-мм.
Остальные: 263 т (Z-3 — 277 т); 58,5x6,06x1,71 (Z-3 —61,32x6,31x1,85) м; 2 ПМ (Z-3 — 2 ПТУ), 3 ПК, 5500 л.с.; 27 уз. 80 т угля + 7 т нефти (Z-3 — 72 + 9,5 т); 425 (20) миль. Эк. 48 чел. 2x1 — 75-мм/ЗО, 2 — 12,7-мм, 1x2 и 2x1 — 450-мм ТА.
Серия из 4 миноносцев (Z-1 — Z-4) была заказана в 1914 г. герм, фирме "Vulkan". С началом Первой мировой войны корабли были реквизированы и вошли в состав герм, флота как V-105 — V-108. Вместо них голландским верфям были заказаны новые корабли по тому же проекту, получившие прежние номера Z-1 — Z-4. Позже были заказаны Z-5 — Z-8 по модифицированному проекту. Эти миноносцы предназначались для службы в колониях и отличались составом и типом ЭУ. Если на кораблях 1-й серии стояло 3 водотрубных ПК со смешанным отоплением и 2 ПТУ "AEG-Vulkan", то 2-я серия оснащалась устаревшими цилиндрическими ПК со смешанным отоплением и ПМ тройного расширения. Артиллерийское вооружение всех мм состояло из 2x1 75-мм/ЗО пушек "Bofors" №4. Из ТА один был двухтрубным и располагался в кормовой части, а два других — однотрубными и стояли за срезом полубака, как на германских мм того времени.
Z-5 переоборудован в 1931 г. в Роттердаме в патрульный корабль для колоний. Были демонтированы ТА и один ПК, а оставшиеся котлы переведены на полностью нефтяное отопление. Однотипные Z-1, Z-2 и Z-4 списаны в 1933 г.
К началу Второй мировой войны считались устаревшими и использовались как учебные и патрульные корабли. Z-3 был уничтожен экипажем в Эккехейзене 14.5.1940 во избежание захвата немцами, остальные ушли в Англию, Z-5 с марта 1942 г. по 1945 г. использовался брит, флотом как судно обеспечения боевой подготовки ПЛ под названием "Blade". Все сданы на слом в 1943—1947 гг.
Миноносцы типа G — 3 единицы
G-13 (DS, 5.3.1913/18.10.1913/11.3.1914 — слом в феврале 1943), G-15 (WF, 10.6.1913/3.1.1914/3.8.1914 — слом в феврале 1943), G-16 (WF, 22.7.1913/10.3.1914/ 29.7.1914 —захвачен 14.5.1940)
180/230 т; 49,5x5,25x1,5 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2600 л.с; 25 уз.; 44 т угля. Эк. 27 чел. 2x1 — 75-мм/30, 2 пул., 3x1 — 450-мм ТА.
Построены перед Первой мировой войной на голланд. верфях как дальнейшее развитие проекта фирмы Yarrow (типы "Hydra", "Ofir"). Отличались хорошей для своих размеров мореходностью, что достигалось благодаря наличию высокого полубака. К началу Второй мировой войны совершенно устарели и использовались в качестве учебных и патрульных кораблей в метрополии. G-14 был списан после взрыва котла 11.9.1919.
G-16 затоплен 14.5.1940 в Ден-Хелдере; поднят, отремонтирован и введен в состав герм, флота в качестве торпедолова TFA-9. Разобран после войны. G-13 и G-15 в мае 1940 г. ушли в Англию; 27.12.1940 оба переданы брит, флоту, возвращены 27.7.1942 и в феврале следующего года сданы на слом.
Сохранившийся в качестве вспомогательного судна старый мм G-2 (1904 г., 140 т) был в мае 1940 г. захвачен немцами и введен в состав герм, флота в качестве торпедолова TFA-10, разобран после войны.
Эсминцы и миноносцы, полученные в годы войны от союзников
Тип "Town" — 1 единица
"Campbeltown" (б. "Buchanan", BIW, 29.6.1918/2.1.1919/20.1.1919 — возвращен 15.10.1941)
1090/1154 т; 94,2/95,8x9,3x2,8 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 24 200 л.с; 30 уз.; 375 т нефти; 3800 (15) миль. Эк. 122 чел. 3x1 — 102-мм/50, 1x1 — 76-мм/23, 4 пул., 2x3 — 533-мм ТА, 4 БМБ, 2 БС.
Бывший DD-131 "Buchanan" — один из 50 американских ЭМ "гладкопалубного" типа, переданных Великобритании в 1940 г.
в обмен на базы в Западном полушарии. Вошел в состав брит, флота 9.9.1940 под названием "Campbeltown". 17.1.1941 передан голланд. флоту (название при этом не менялось), но уже 15.10.1941 возвращен и 28.3.1942 взорван во время рейда на Сен-Назер.
Тип "La Melpomene" — 1 единица
"Bouclier" (SM, 18.10.1934/9.8.1937/ 6.8.1938 — возвращен 12.1.1941)
610/900 т; 80,7x7,2x2,9 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 22 000 л.с; 34,5 уз.; 90 т нефти; 1700 (14) миль. Эк. 92 чел. 2x1 — ЮО-мм/40, 2x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x2 — 550-мм ТА.
Бывший франц. миноносец 600-тонного типа. Захвачен англичанами 3.7.1940 в ходе операции "Катапульта"; передан голланд. флоту 31.8.1940, но из-за проблем с силовой установкой в строй фактически не вводился; возвращен брит, флоту 12.1.1941.
Тип N — 2 единицы
"Tjerk Hiddes" (б. "Nonpareil", D, 22.5.1940/ 25.6.1941/30.10.1942 — передан Индонезии 1.3.1951), "Van Galen" (б. "Noble", D, 10.7.1939/17.4.1941/20.2.1942 — слом 8.2.1957)
1630/2330 т; 106/108,6x10,8x3,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с; 36 уз.; 484 т нефти; 5500 (15) миль. Эк. 183 чел. 3x2 — 120-мм/45, 1x4 — 40-мм/40, 4x1 (6x1 на "Van Galen") — 20-мм/70, 2x5 — 533-мм ТА, 2 БМБ, 2 БС (45 ГБ).
Бывшие брит. ЭМ типа "N", переданные голланд. флоту до окончания строительства: "Van Galen" — 11.2.1942, "Tjerk Hiddes" —27.5.1942.
После войны оставались в составе голланд. флота. "Van Galen" продан Индонезии и служил под названием "Gadjah Mada" до 1961 г. "Tjerk Hiddes" участвовал в войне в Корее, исключен в октябре 1956 г., продан на слом 8.2.1957.