Канонерские лодки и эскортные корабли
Канонерские лодки типа А — 0+3 единицы
"A" (SR, 3.8.1939/23.11.1940/2.10.1941 -захвачена 14.5.1940), "В" (Gs, 1939/28.6.1941/ 14.11.1942 — захвачена 14.5.1940), "С" (SR, 23.6.1939/22.3.1941/24.1.1942 — захвачена 14.5.1940)
1300/1470 т; 75,2/77,9x10,2x2,88 м; 2 диз., 3500 л.с; 19 уз.; 157 т соляра; 4000 (12) миль. Броня: борт 60 — 40 мм, башни 60 мм, палуба 35 — 20 мм, рубка 20 мм. Эк. 99 чел. 2x2 — 120-мм/40, 2x2 — 40-мм/56, 2x2 — 12,7-мм, 2 БС (24 ГБ).
Головные в серии из 7 единиц, но строительство четырех отменено 14.5.1940. Задумывались как универсальные корабли, способные действовать против берега и использоваться в качестве эскортных кораблей, вследствие чего имели развитое бронирование, а также универсальное вооружение. Последнее состояло из 120-мм/45 орудий "Bofors" №8, аналогичных стоявшим на ЭМ типа "Gerard Callenburg". Орудия должны были устанавливаться в башнях с углом возвышения 80*, позволявшим использовать их в качестве зенитных. 40-мм автоматы "Bofors" снабжались СУО фирмы "Hazemeyer". Помимо прочего, в состав вооружения входили контактные тралы.
Броневой пояс прикрывал около 63% длины корабля; в районе МО его толщина составляла 50 — 60 мм, далее к оконечностям — 40 мм, к верхней кромке пояса примыкала 20—35-мм бронепалуба; кроме того, бронировались орудийные башни, боевая рубка и пост управления огнем. Силовая установка — дизели "Burmeister og Wain", изготавливавшиеся по лицензии в Роттердаме фирмой "Р. Smith Jr.".
Захвачены немцами на стапелях и достроены для герман. флота по измененному проекту как К-1 — К-3. К-1 погибла 5.5.1945. К-2 тяжело повреждена 28.9.1944; после войны возвращена Нидерландам и сдана на слом. К-3 возвращена Нидерландам; под названием "Van Speyk" служила до 1960 г.
Канонерская лодка "Johan Maurits van Nassau" — 1 единица
"Johan Maurits van Nassau" (DS, 17.7.1931/20.8.1932/5.4.1933 — погиб 14.5.1940)
1537/1795 т; 78,65x11,6x3,75 m; 2 ПМ, 4 ПК, 2100 л.с; 15 уз.; 273 т нефти. Броня: палуба 25 мм, рубка 25 мм. Эк. 124 чел. 3x1 — 150-мм/50, 2x1 — 40-мм/40, 4x1 — 12,7-мм, 4 — 7,7-мм, 1 самолет.
После поддержанных Венесуэлой волнений на принадлежавшем Нидерландам о. Кюрасао в 1928 г. голланд. правительство приняло решение о строительстве специального корабля для действий в Вест-Индии. Новая КЛ, получившая название "Johan Maurits van Nassau", была спроектирована на базе типа "Flores", отличаясь увеличенными размерами и мощностью ЭУ, несколько ослабленным бронированием и возможностью нести гидросамолет. 150-мм/50 орудия "Bofors" были новой модели №8.
Находилась в Вест-Индии до конца 1939 г., после чего вернулась в Нидерланды для ремонта. Потоплена герм, авиацией в Северном море зап. Ден-Хелдера 14.5.1940.
Канонерские лодки типа "Flores" — 2 единицы
"Flores" (WF, 13.1.1925/15.8.1925/25.3.1926 —слом в 1968), "Soemba" (WF, 24.12.1924/ 24.8.1925/12.4.1926 — слом в 1985)
1457/1793 т; 76,4x11,5x3,6 м; 2 ПМ, 4 ПК, 2000 л.с; 15 уз.; 285 т нефти. Броня: палуба 50 — 25 мм, артиллерия 80 — 14 мм, рубка 50 мм. Эк. 145 чел. 3x1 — 150-мм/50, 1x1 — 75-мм/55 зен., 2x1 — 12,7-мм.
Канонерские лодки (иногда классифицируемые как шлюпы), предназначенные для службы в колониях, где должны были прикрывать подходы к базам и минным полям. Имели очень мощное для своих размеров вооружение: главный калибр — 3 150-мм орудия "Bofors" №7. Защиту обеспечивала 25-мм бронепалуба с 50-мм скосами; боевая рубка, щиты орудий и подачные трубы имели локальное бронирование. Силовая установка проектировалась как максимально простая в эксплуатации для действий на плохо оборудованном театре и состояла из 4 ПК "Yarrow" с нефтяным отоплением и 2 ПМ тройного расширения.
К началу Второй мировой войны в Европе обе КЛ находились в Ост-Индии, но "Flores" в конце 1939 г. была отозвана в метрополию, а в мае 1940 г. ушла в Англию. Модернизирована в Чатеме 25.8— 18.9.1941: установлен 1 40-мм/40, 2 12,7-мм и 2x4 7,7-мм пулемета (последние — в турелях, снятых с самолетов Bolton Paul "Defiant"). Позже добавлено 4x1 20-мм/70 автомата "Oerlikon", а 75-мм зенитка заменена на 1x2 40-мм/56 автомат "Bofors". На "Soemba" в 1942 — 1944 гг. установлено 6x1 20-мм/70 автоматов "Oerlikon".
В 1943 — 1945 гг. обе КЛ действовали на Средиземном море и в Атлантике. В 1944 г. расстрелянные стволы 150-мм орудий заменены снятыми с КРЛ "Sumatra".
"Flores" исключена из боевого состава в 1955 г. и переоборудована в плавказарму. В июле 1960 г. переименована в "Van Speyk", 5.5.1965 — обратно в "Flores". Исключена из списков флота 28.8.1968; продана на слом 12.11.1968. "Soemba" в 1945 г. разоружена и переоборудована в учебный корабль подготовки операторов РЛС. Исключена из списков флота 1.1.1956 и переоборудована в несамоходную станцию тренировки водолазов. Продана на слом 12.6.1985.
Канонерские лодки типа "Brinio" — 3 единицы
"Brinio" (RA, 16.10.1911/12.8.1912/8.9.1914 — затоплена 14.5.1940), "Friso" (RA, 2.11.2.1911/29.8.1912/12.7.1915 - погибла 12.5.1940), "Gruno" (RA, 12.2.1912/ 26.5.1913/15.7.1915 - исключена в 1.1950)
542 т; 52,5x8,5x2,8 м; 2 диз, 1200 л.с; 14 уз.; 34 т соляра. Броня: пояс 55 мм, палуба 17 мм, рубка 51 мм. Эк. 63 чел. 4x1 — 105-мм/45, 4 пул.
Небольшие мелкосидящие канонерки, спроектированные для нужд береговой обороны метрополии — в частности, для поддержки атак миноносцев и прикрытия минных заграждений. Оригинальный проект, отличавшийся наличием узкого пояса на протяжении примерно 70% длины корпуса. ГК составляли 105-мм полуавтоматические орудия "Krupp" L/45. Первоначально были оснащены 600-сильными дизелями различных марок голландского производства, оказавшимися ненадежными, что вынудило в дальнейшем их заменить. "Gruno" в 1917 г. получила новые дизели "Germania" (в 1934 г. замененные на "Sulzer"), "Friso" в 1928 г. —дизели MAN, "Brinio" в 1932 г. — дизели "Sulzer". К началу Второй мировой войны считались устаревшими, особенно ввиду отсутствия средств ПВО.
На "Gruno" в 1941 г. установлено 2x1 40-мм/40 "пом-пома" и БС.
"Friso" 12.5.1940 повреждена герм, авиацией, потоплена артиллерией голланд. ТЩ "Peter Florisz" у Ставорена; остов поднят 15.3.1943 и сдан на слом. "Brinio" 12.5.1940 повреждена герм, авиацией в Эймейдене, 14.5.1940 затоплена экипажем; остов поднят немцами 12.10.1942 и разобран. "Gruno" в мае 1940 г. ушла в Англию; выведена в резерв в марте 1942 г.; вновь введена в строй 23.11.1942; снова выведена 16.5.1944 и вплоть до исключения из состава флота в январе 1950 г. использовалась как плавбаза катеров-тральщиков.
Шлюп "Van Kinsbergen" — 1 единица
"Van Kinsbergen" (RDM, 10.12.1936/ 11.9.1937/24.8.1939 — слом в 1974)
1760/2388 т; 100,2x11,6x3,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 17 000 л.с; 25,5 уз.; 696 т нефти; 5790 (14,5) или 7228 (8) миль. Броня: палуба и рубка 13 — 19 мм. Эк. 145 чел. 4x1 — 120-мм/50, 2x1 — 75-мм/55, 2x2 — 40-мм/56, 2x2— 12,7-мм.
Универсальный корабль, часто классифицирующийся как шлюп, канонерская лодка и учебно-артиллерийский корабль. Проектировался для замены устаревшего учебного крейсера "Gelderland" с целью обучения персонала, прежде всего, работе с новейшими системами управления огнем. Второе назначение — служба в Вест-Индии для временной замены КЛ "Johan Maurits van Nassau" на периоды нахождения последней в ремонте и т.п. В военное время мог использоваться в качестве КЛ и эскортного корабля.
Калибр артиллерии был уменьшен по сравнению с предыдущими КЛ: на "Van Kinsbergen" устанавливались 120-мм орудия "Wilton-Feijenoord" №6 с углом возвышения 45°. Зенитное вооружение состояло из 2x2 40-мм/56 автоматов "Bofors-Hazemeyer" и 2x2 12,7-мм пулеметов. 75-мм пушки являлись учебными. Имел легкое бронирование палубы и боевой рубки с постом управления огнем. Общий вес брони — 260 т. Силовая установка: ТЗА "Stork" и ПК "Yarrow".
В марте 1942 г. установлено 2 БС (18 ГБ), одно 75-мм орудие снято и установлено на береговой батарее о. Аруба. В августе-октябре 1942 г. прошел ремонт в Норфолке (США): снят 1x2 40-мм автомат с носовой надстройки, установлено 2x2 и 2x1 20-мм/70, добавлено 8 БМБ, число ГБ увеличено до 52, установлены "асдик" и радар брит, образца; экипаж увеличился до 220 чел. В сентябре 1944 г. в Нью-Йорке установлены амер. радар и 2 РБУ "Mousetrap".
В конце 1939 г. "Van Kinsbergen" прибыл в Вест-Индию, где провел большую часть Второй мировой войны. В январе 1945 г. выведен в резерв, но в 1951 г. переоборудован во фрегат (вооружение 2x1 105-мм/45, 1x2 и 2x1 40-мм/56, 2x1 20-мм/70) и вновь введен в строй. Исключен 29.5.1955 и в конце года переоборудован в плавказарму; 19.5.1974 продан на слом.
Эскортные корабли, полученные в годы войны от союзников
Тип "Flower" — 1 единица
"Friso" (б. "Carnation", Grm, н.д./н.д./ 3.9.1940 — возвращен Великобритании 4.10.1944)
940/1170 т; 62,48x10,06x4,42 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2750 л.с; 16 уз.; 240 т нефти; 5000 (10) миль. Эк. 95 чел. 1x1 — 102-мм/40, 4x1 — 40-мм/40, 2x1 — 20-мм/70, 2 БМБ, 2 БС.
Бывший брит, корвет "Carnation", передан голланд. флоту 26.3.1943 в обмен на ТЩ "Jan van Gelder". Действовал в составе голланд. эскортной группы, в конце 1944 г. возвращен Великобритании.
Тип "River" — 1 единица
"Johan Maurits van Nassau" (6. "Ribble", WS, 29.12.1942/23.4.1943/25.6.1943 — слом в 1960)
1493/1994 т; 91,91x11,16x4,35 м; 2 ПМ, 2 ПК, 5500 л.с; 19,5 уз.; 460 т нефти; 7200 (12) миль. Эк. 140 чел. 2x1 — 102-мм/40, 4x2 и 2x1 — 20-мм/70, 1 РБУ "Hedgehog", 8 БМБ, 2 БС.
Фрегат типа "River", передан голланд. флоту в процессе постройки. Являлся флагманом голланд. эскортной группы. В начале 1945 г. выведен из боевого состава и возвращен Великобритании, но после окончания войны выкуплен Нидерландами и передан инспекции рыбоохраны. В 1951 — 1953 гг. участвовал в войне в Корее, затем использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля.