Минные заградители
Минный заградитель "Willem van der Zaan" — 1 единица
"Willem van der Zaan" (NSM, 18.1.1938/15.12.1938/21.8.1939 — исключен 27.2.1970)
1247/1407 т; 70/75,2x11,2x3,9 м; 2 ПМ, 2 ПК, 2200 л.с; 15,5 уз. Эк. 92 чел. 2x1 — 120-мм/50, 2x2 — 40-мм/56, 2x2— 12,7-мм, 120 мин, 1 самолет.
Последний голланд. МЗ специальной постройки и один из лучших в мире кораблей своего класса. Как и большинство предшественников, "Willem van der Zaan" проектировался как корабль двойного назначения — заградитель и учебный корабль, способный принимать 40 курсантов, — но отличался усиленным вооружением. 120-мм/50 орудия "Wilton-Fijenoord" №7 являлись улучшенной версией лицензионной модели "Bofors" №4, устанавливавшейся на ЭМ типа "Admiralen", и снабжались полноценной системой управления огнем. Зенитное вооружение состояло из 2x2 40-мм/56 автоматов "Bofors" с индивидуальной системой управления огнем фирмы "Hazemeyer", передовой для своего времени и не имевшей аналогов в мире. На закрытую минную палубу принимал до 120 мин. В средней части корпуса имелась площадка для приема гидросамолета, для спуска/подъема которого использовался кран в кормовой части надстройки. Силовая установка: ПК "Yarrow" и ПМ тройного расширения "Werkspoor".
13.5.1940 "Willem van der Zaan" ушел в Англию. В июне — июле 1940 г. переоборудован в Портсмуте для приема брит, мин (миновместимость уменьшилась до 90 шт.). При этом 40-мм автоматы "Bofors" сняты, взамен установлен 1x4 40-мм/40 "пом-пом". Добавлен "асдик", запас ГБ, позже — радар.
13.11.1950 переклассифицирован в фрегат. В начале 1961 г. переоборудован в плавбазу ТЩ, с сентября 1963 г. — несамоходную. Исключен 27.2.1970; продан на слом 6.10.1970.
Минный заградитель "Jan van Brakel" — 1 единица
"Jan van Brakel" (DS, 23.5.1935/ 8.2.1936/25.6.1936 — исключен 1.8.1957)
740/995 т; 54,8/58,7x10,01x3,28 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1600 л.с; 15 уз.; 72 т нефти. Эк. 65 чел. 2x1 — 76-мм/55, 1 — 37-мм, 2x2 — 12,7-мм, 60 мин.
Заказан 19.11.1934. Фактически являлся повторением "Nautilus", от которого отличался только деталями (в частности, числом ПК). В конце 1940 г. перевооружен с целью улучшения эскортных функций: 75-мм орудия "Krupp" №2 заменены на брит. 76-мм/40 универсальные, 37-мм пушка снята, добавлен "асдик" и запас ГБ. В ноябре 1943 г. 12,7-мм пулеметы "Colt" заменены на 6x1 20-мм/70 "Oerlikon". Из-за увеличившегося водоизмещения скорость упала до 13,5 уз.
В мае 1940 г. ушел в Англию. В 1942 — 1944 гг. действовал в Карибском море, с 10.10.1945 — в Ост-Индии. В 1950 г. переклассифицирован в спасательное судно; в 1951 — 1952 гг. модернизирован, перевооружен и переклассифицирован в фрегат. Исключен 1.8.1957 и потоплен как мишень у атолла Биак.
Минные заградители типа "Prince van Oranje" — 2 единицы
"Prince van Oranje" (DM, 20.9.1930/ 10.7.1931/2.2.1932 - погиб 11.1.1942), "Gouden Leeuw" (DM, 23.9.1930/9.9.1931/ 24.2.1932 — затоплен 7.3.1942)
Стандартное — 1291 т; 65,8/70x10,97x3,3 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1750 л.с; 15 уз. Эк. 121 чел. 2x1 — 75-мм/55, 2x1 — 40-мм/40, 2x1 — 12,7-мм, 150 мин.
Минные заградители для службы в Ост-Индии. Спроектированы на основе яхты-заградителя "Rigel", но строились на верфях в метрополии. На "Gouden Leeuw" в начале 1942 г. смонтированы "асдик" и ГБ. "Prince van Oranje" в ночь на 11.1.1942 потоплен япон. ЭМ "Yamakaze" у о. Таракан. "Gouden Leeuw" 7.3.1942 затоплен в Сурабае.
Минный заградитель "Nautilus" — 1 единица
"Nautilus" (RDM, 25.1.1929/20.10.1929/ 2.5.1930 — погиб 22.5.1941)
800/951 т; 55/58,7x9,53x4,2 м; 2 ПМ, З ПК, 1350 л.с; 15 уз.; 138 т нефти. Эк. 57 чел. 2x1 — 75-мм/55, 1 — 37-мм, 2x1 — 12,7-мм, 60 мин.
Весьма удачный корабль двойного назначения — минный заградитель и эскортный корабль; в мирное время использовался как судно охраны рыболовства. Послужил прототипом для ряда последующих проектов. Отличался хорошей мореходностью, однако не имел закрытой минной палубы. В роли эскортного корабля оказался неэффективным из-за слабости зенитного вооружения. В конце 1940 г. добавлено 2x1 40-мм "пом-пома". Во время гражданской войны в Испании занимался сопровождением голланд. торговых судов через Гибралтар. В мае 1940 г. ушел в Великобританию. Затонул 22.5.1941 в результате столкновения с брит, п/х "Murrayfield" у вост. побережья Англии.
Минный заградитель "Krakatau" — 1 единица
"Krakatau" (MES, 2.1923/2.2.1924/ 11.12.1924 — затоплен 8.3.1942)
Стандартное — 982 т; 65x10x3,2 м; 1 ПМ, 2500 л.с; 15,5 уз. Эк. 105 чел. 2x1 — 75-мм, 4— 12,7-мм, 150 мин.
Построен на военно-морской верфи в Сурабае. Оснащался ПМ тройного расширения и цилиндрическими котлами с угольным отоплением, имел закрытую минную палубу. Как и большинство кораблей, построенных на данной верфи, не имевшей должного опыта, страдал от недостаточной маневренности и остойчивости.
11.10.1932 перевернулся в р-не Сурабаи, к счастью, без жертв. Оставался в таком положении до 3.12.1932, когда был отбуксирован в Сурабаю, поставлен в нормальное положение и введен в док.
Отремонтирован и вновь введен в строй 4.9.1934. С началом боевых действий в Ост-Индии произвел ряд минных постановок. Затоплен экипажем у побережья о. Мадура 8.3.1942.
Минный заградитель "Pro Patria" — 1 единица
"Pro Patria" (MES, 1920/17.7.1922/ 20.8.1923 — затоплен 15.2.1942)
537/612 т; 47x8,6x2,8 м; 1 ПМ, 650 л.с; 10 уз. Эк. 61 чел. 1x1 — 75-мм, 2x1 — 12,7-мм, 60 мин.
Один из первых кораблей, построенных на казенной верфи в Сурабае, однако из-за отсутствия опыта, оказался неудачным и не полностью отвечал предъявлявшимся к нему требованиям. Оснащен паровой машиной тройного расширения и цилиндрическими котлами с угольным отоплением. В 1937 — 1940 гг. использовался как учебный корабль и плавмастерская по ремонту торпед. 15.2.1942 затоплен экипажем в устье р. Муси (близ Палембанга).
Минные заградители типа "Douwe Aukes" — 2 единицы
"Douwe Aukers" (Gs, 28.10.1919/23.1.1922/2.11.1922 — исключен 1.2.1962), "Van Meerlant" (Gs, 14.10.1919/ 23.11.1920/25.7.1922 — погиб 4.6.1941)
Стандартное — 687 т; 55 (пп)х8,7хЗ,2 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1175 л.с; 13 уз.; 115 т угля. Эк. 60 чел. 3x1 — 75-мм/55, 1x2 — 12,7-мм, 1 — 6,5-мм, 87 мин.
Развитие типа "Hydra" с увеличенными размерами и миновместимостью. Принимали на закрытую минную палубу 87 мин типа 1921 или 108 типа 1918. Оснащены цилиндрическими ПК "Yarrow" и ПМ тройного расширения. На "Douwe Aukers" в 1941 г. спаренный 12,7-мм пулемет "Browning" заменен на 1x1 20-мм/70 автомат "Oerlikon", позднее вооружение корабля, использовавшегося в качестве эскортного, составляли 1x1 — 75-мм/55, 2x1 — 40-мм/40, 2x1 20-мм/70.
В мае 1940 г. ушли в Англию. Переданы брит, флоту 29.4.1941 и 14.3.1941 соответственно. "Van Meerlant" погиб 4.6.1941 на мине в устье Темзы. "Douwe Aukers" возвращен Нидерландам в 1945 г.; после войны был переоборудован в плавбазу тральщиков; исключен 1.2.1962, продан на слом 6.7.1962.
Минные заградители типа "Hydra" — 2 единицы
"Hydra" (RA, 1.10.1910/7.7.1911/ 25.1.1912 — погиб 15.5.1940), "Medusa" (RA, 12.12.1910/ 23.6.1911/20.11.1911 — исключен 5.6.1964)
593/657 т; 49,7x9x2,75 ("Hydra") или 49,68х 9,31x2,68 ("Medusa") м; 2 ПМ, 2 ПК, 800 л.с; 11 уз.; 72 т угля; 1440 (6) миль. Эк. 145 чел. 3x1 — 75-мм/55, 2x1 — 12,7-мм, 1 — 6,5-мм, 70 — 73 мины.
Весьма удачные минзаги прибрежного действия, послужившие прототипами для нескольких серий кораблей данного класса, строившихся для службы в метрополии и Ост-Индии. Спроектированы на базе паромов и, несмотря на небольшие размеры, оснащались закрытой минной палубой. Благодаря применению ПМ тройного расширения и ПК "Werkspoor", оказались недорогими и простыми в эксплуатации, а небольшая скорость считалась достаточной для действий в прибрежных водах.
"Hydra" поврежден 15.5.1940 герм, противотанковой артиллерией и выбросился на берег. "Medusa" 15.5.1940 ушел в Англию; с 31.7.1940 по 15.1.1946 служил в составе брит, флота, после чего использовался в качестве плавбазы ТЩ. Исключен 5.6.1964, продан на слом 25.9.1964.
Вспомогательные минные заградители типа "Regulus" — 0+2 единицы
"Regulus" (SD, 1941/21.5.1943/7.6.1944 — захвачен Японией в марте 1942), "Ram" (TD, 1941/10.12.1941/не достроен — затоплен 2.3.1942)
Стандартное — 2400 т; 88x12,7x4,2 м; 2 диз., 4800 л.с; 20 уз. Эк. 120 чел. 2x1 — 75-мм/55, 2x1 — 40-мм/56, 80 мин, 25 ГБ.
Строились как патрульные суда для флота генерал-губернаторства. По конструкции являлись увеличенной версией "Rigel" и рассчитывались на прием 80 мин (по другим данным, до 160). Кроме того, по некоторым данным, планировались к использованию в качестве плавбаз гидроавиации. Дизели "Enterprise" изготовлены фирмой "Busch Sulzer" (Новый Орлеан).
"Ram" после спуска на воду был отбуксирован в Чилачап, где затоплен в недостроенном состоянии 2.3.1942. Поднят японцами в мае 1943 г. и отведен на достройку в Сурабаю. "Regulus" захвачен японцами на стапеле в Сурабае. Переименованы соответственно в "Nanshin" и "Nankai" и достраивались японцами в качестве КЛ. "Nankai" вошел в строй 7.6.1944, потоплен амер. ПЛ "Blenny" 16.7.1945. "Nanshin" не достроен и после войны сдан на слом.
Вспомогательный минный заградитель "Rigel" — 1 единица
Rigel" (NSM, 3.3.1930/7.3.1931/ 6.11.1931 — передан Индонезии в 1951)
1378/1631 т; 67,5x11,04x3,06 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1400 л.с; 12,7 уз; 197 т угля; 2200 (10) миль. Эк. 67 чел. 2 —75-мм/40, 2x1 — 12,7-мм, 150 мин.
Строился для флота генерал-губернаторства как патрульный корабль и яхта генерал-губернатора Ост-Индии. Проект разработан на основе МЗ "Krakatau". Переоборудован в МЗ 15.10.1939. Затоплен в Батавии 2.3.1942. Поднят японцами в марте 1944 г. и поставлен в ремонт, в 1945 г. возвращен Нидерландам, но в строй так введен и не был. В 1951 г., все еще находясь на ремонте в Сурабае, был передан Индонезии и переименован в "Dewakambar"; в ВМС Индонезии планировался к перестройке в ГИСУ, однако дальнейшая судьба корабля неизвестна (видимо, восстановлен не был).
Вспомогательный минный заградитель "Soemenep" — 1 единица
"Soemenep" (SD, 1930 — передан Индонезии в 1950)
227 брт; 35,86(пп)х8,11x2,82 м; 1 ПМ, 1 ПК, 400 л.с; 10 уз. Эк. 26 чел. 2x1 — 12,7-мм, 26 мин.
Бывший буксир "Zoutregie", построенный в 1931 г. Переоборудован в МЗ на казенной верфи в Сурабае в начале 1940 г. Затоплен в Сурабае 2.3.1942.
Поднят японцами. После войны возвращен Нидерландам как буксир RS-101, позже А-871, в 1950 г. передан Индонезии, дальнейшая судьба неизвестна.
Вспомогательный минный заградитель "Bangkalan" — 1 единица
"Bangkalan" (NISK, 1926 — передан Индонезии в 1949)
397 брт; 42,95x7,5x2,95 м; 1 ПМ, 1 ПК, 360 л.с; 10 уз. Эк. 26 чел. 1 — 75-мм, 2x1 — 12,7-мм, 30 мин.
Бывший буксир "Willem van Braam", в 1935 г. переоборудован в гидрографическое судно "Hydrograaf", позже переименован в "Bangkalan". В феврале 1942 г. переоборудован в МЗ на казенной верфи в Сурабае. 18.2.1942 поврежден япон. авиацией в Сурабае и 2.3.1942 затоплен там экипажем. Поднят после войны и служил в качестве боноустановщика. В 1949 г. передан Индонезии, дальнейшая судьба неизвестна.
Кроме того, в конце 1941 г. на казенной верфи в Сурабае был заложен минный заградитель для службы в Ост-Индии (1900 — 2000 т; 2 винта; 4800 л.с; 19 уз.; 2 - 102-мм, несколько 40-мм/56). Название ему присвоить не успели, в литературе он обычно обозначается "Mijnenleger-1". В марте 1942 г. его взорвали на стапеле.