Боевые катера

 

Торпедные катера типа ТМ-22 (12 + 4 единицы): ТМ-22 - ТМ-29 (СРВ), ТМ-30 - ТМ-37 (Fy). Вошли в строй в 1942 - 1943 гг.

 

32 т; 21,3x6,1x1,2 м; 3 бенз., 4200 л.с; 48 уз; 450 миль. Эк. 12 чел. 4 — 450-мм ТА, 2x2 — 12,7-мм.

 

Заказаны в 1941 г. американским и канадским верфям для службы в колониях. Являлись повторением типа ТМ-51 с более мощными моторами "Packard". В начале 1943 г. ТМ-32, ТМ-36 — ТМ-37 реквизированы американцами и вошли в состав американского флота как РТ-368 — РТ-371; после чего ТМ-34 переименован в ТМ-32. Ни один из ТКА не успел войти в строй до падения Голландской Ост-Индии, поэтому они действовали преимущественно в качестве спасательных катеров авиации в Карибском море.

ТМ-22 исключен 1.6.1947. ТМ-23, ТМ-24, ТМ-32 (б. ТМ-34) разобраны на Кюрасао в 1943 — 1944 гг. после полученных повреждений. ТМ-25 и ТМ-27 погибли в р-не Кюрасао в результате взрывов паров бензина 27.2.1943 и 6.7.1943 соответственно. ТМ-26 в 1944 г. переведен в Австралию, где использовался как патрульный катер РМВ-26; исключен 1.5.1946. ТМ-28 — ТМ-31 в 1944 г. переведены в Великобританию; ТМ-31 в ночь на 2.9.1944 выброшен штормом на берег и погиб, остальные исключены в 1946 г.

 

Торпедные катера типа ТМ-4 (12+6 единиц): ТМ-4 - ТМ-21 (MES). Вошли в строй в 1940 - 1942 гг.

 

17,5 т; 19,2x4,3x1,4 м; 3 бенз., 1350 л.с; 36 уз; 450 миль. Эк. 6 чел. 2 — 450-мм ТА (нет на TM-12 — ТМ-14), 1x2 — 7,7-мм пул.

 

Строились на верфи в Сурабае по несколько переработанному проекту катера ТМ-3. По замыслу голланд. командования, должны были стать относительно дешевым и эффективным средством усиления оборонного потенциала Голландской Ост-Индии. Корпуса стальные с V-образными обводами. Ввиду неразвитости промышленной базы колонии, вооружение и оборудование катеров представляло собой набор имевшегося под рукой "сэконд-хэнда", причем не всегда удовлетворительного качества. Авиационные моторы "Lorraine Dietrich", снятые со списанных самолетов Dornier Wal и Fokker T-4, были произведены еще в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Из-за сильного износа их эксплуатация была сопряжена с серьезными трудностями. Вместе с моторами, от списанных самолетов катера получили стрелковое вооружение — по одному спаренному пулемету "Lewis" винтовочного калибра в авиационной турели на носу. Торпедные аппараты ранее стояли на ЭМ типа "Roofdier" и мм типа Z, а после их списания хранились в арсенале в Сурабае, причем на все катера их не хватило, поэтому ТМ-12 — ТМ-14 вместо торпед несли запас ГБ.

ТМ-4 — ТМ-8 вошли в строй в 1940 г.; ТМ-9 — ТМ-13 — в 1941 г.; ТМ-14 и ТМ-15 — в 1942 г.; ТМ-16 — ТМ-21 остались недостроенными. Катера участвовали в отражении япон. вторжения на о. Ява. Все были затоплены в Сурабае между 2 и 8 марта 1942 г.; впоследствии восстановлены японцами (включая недостроенные) и вошли в состав япон. флота как ТКА (Gyoreitei) №№ 102, 112, 103, 113, 104 — 111, 115 — 120 соответственно.

 

Торпедный катер ТМ-3 (1 единица): ТМ-3 (MES). Вошел в строй в 1938 г.

 

13 т; 18,6х3,7х? м; 2 бенз., 1260 л.с; 32 уз. 2 — 450-мм ТА, 2 — 7,7-мм пул.

 

Построенный на верфи в Сурабае в 1937— 1938 гг. экспериментальный ТКА. Корпус стальной, остроскулый, безре-данный. Моторы авиационные. ТА трубные, снятые со старых кораблей. Конструкция катера оказалась неудачной и фактически он так и не был доведен до боеспособного состояния. Затоплен в Сурабае 2.3.1942.

 

Торпедные катера типа ТМ-54 (0+8 единиц): ТМ-54 - ТМ-61.

 

54/66 т; 27,7/28,25x4,46x1,51 м; 3 бенз., 3000 л.с; 34 уз; 9,2 т бензина. Эк. 21 — 25 чел. 2 — 533-мм ТА, 2x1 — 20-мм.

 

Строились на верфи "Gusto" по лицензии герм, фирмы "F. Lurssen" как большие ТКА дальнего действия для службы в колониях. Практически полностью повторяли герм. ТКА типа S-2, но должны были оснащаться авиационными моторами "Rolls-Royce Merlin III". В июне 1940 г. захвачены герм, войсками на стапелях в низкой степени готовности и достроены для герм, флота по измененному проекту как S-151 — S-158.

 

Торпедные катера типа ТМ-51 (1 + 10 единиц): ТМ-51 - ТМ-53, ТМ-62 -ТМ-69

 

32 т; 19,68/21,34x6,1x1,4 м; 3 бенз., 3000—3300 л.с; 39 — 42 уз. Эк. 9—10 чел. 2 — 450-мм ТА, 2x1 — 20-мм.

 

Первая попытка создания быстроходного ударного катера для голланд. флота. Поскольку у голланд. предприятий опыт постройки подобных малых кораблей отсутствовал, головной ТМ-51 строился брит, фирмой "British Power Boat" по проекту "ВРВ 70-футовый". Постройка началась в 1939 г., катер вошел в строй 6.11.1939 и сразу был переведен в Голландию из-за опасений, что брит, правительство реквизирует его. Еще 10 единиц заказали отечественной верфи "Gusto" в Схидаме по брит, лицензии.

Катера имели деревянный корпус с остроскулыми обводами Скотт-Пейна, оснащались брит, авиационными моторами "Rolls-Royce Merlin III" и вооружались 20-мм авиационными пушками "Hispano-Suiza" в турелях и трубчатыми 450-мм ТА.

ТМ-51 в мае 1940 г. поврежден в бою с герм, парашютистами у Виллемсбурга, но смог уйти в Англию. 11.7.1940 передан брит, флоту как MGB-46 (при этом на него был установлен 1 20-мм автомат "Oerlikon" и, по всей видимости, снимались ТА), возвращен 7.3.1941, снова включен в состав брит, флота 25.11.1941 идо конца войны использовался в качестве учебного. После войны возвращен Нидерландам и под названиями RJ-2, Р-884 и "Jachthond" служил до конца 1950-х гг.

Недостроенные ТМ-52, ТМ-53, ТМ-62 — ТМ-69 были захвачены немцами на стапелях и получил номера S-201 — S-210, но впоследствии были переданы Болгарии (ТМ-52, ТМ-53, ТМ-68, ТМ-69) и Румынии (ТМ-62 —ТМ-67).

 

Торпедные катера типа "Vosper 72-футовый" (6 единиц): МТВ-222, МТВ-229, МТВ-231, МТВ-235, МТВ-236, МТВ-240. Вошли в строй в 1942 — 1943 гг.

 

47 т; 22,01x5,8x1,7 м; 3 бенз., 3600 — 4050 л.с; 34 — 39,5 уз. Эк. 12 чел. 2 — 533-мм ТА, 1 — 20-мм/70, 1x2 — 12,7-мм.

 

Первые ТКА, переданные голланд. флоту по ленд-лизу: МТВ-222 и МТВ-240 сразу после достройки (причем первый находился в составе голланд. флота всего несколько недель и был заменен на МТВ-235); МТВ-229, МТВ-231 и МТВ-236 — из состава брит. 9-й флотилии ТКА. Все катера пережили войну и в 1946 г. были возвращены Великобритании.

 

Торпедные катера типа "White 70-футовый" (3 единицы): МТВ-202 "Kemphaan", МТВ-203 "Arend", MTB-204 "Valk". Вошли в строй в 1942 — 1943 гг.

 

38,5 т; 21,3x5,9x1,6 м; 3 бенз., 3000 — 3360 л.с; 33,25 — 39,75 уз. Эк. 12 чел. 2 — 533-мм ТА, 1 — 20-мм/70, 1x2— 12,7-мм, 2x1 — 7,7-мм.

 

Стандартные ТКА фирмы "White", близкие по конструкции к катерам "Vosper". МТВ-203 и МТВ-204 переданы сразу после вступления в строй, МТВ-202 — из состава брит. 8-й флотилии ТКА. В голланд. флоте получили названия птиц, которые, впрочем, практически не использовались.

МТВ-203 погиб 18.5.1944 на мине у Булони; МТВ-202 и МТВ-204 выведены из боевого состава 16.12.1944, возвращены Великобритании в 1946 г.

 

Торпедные катера типа "ВРВ 71-футовый" (5 единиц): МТВ-418, МТВ-432, МТВ-433, МТВ-436, МТВ-437. Вошли в строй в 1944 г.

 

37/46 т; 21,8x6,3x1,4 м; 3 бенз., 3600 — 4050 л.с; 39 — 42 уз. Эк. 17 чел. 2 — 450-мм ТА, 1 — 40-мм/56, 1x2 — 20-мм/70, 2x2 — 7,7-мм.

 

Бывшие артиллерийские катера (имели номера с литерами MGB и теми же цифрами, кроме МТВ-433, бывшего MGB-114), переданы голланд. флоту весной 1944 г. с целью сформировать вторую голландскую флотилию ТКА. В голландских источниках высказывается сомнение относительно наличия на катерах торпедного вооружения.

Исключены 23.9.1945 и возвращены Великобритании в 1946 г.; кроме МТВ-433, который в 1948 г. был перестроен в торпедолов и переименован в "Jachthond"; в 1953 г. переклассифицирован в патрульный катер Р-884; исключен в 1955 г.

 

Охотники за подводными лодками типа "А" (0+10 единиц): "А" - "С" (NSM), "D" -"F" (Smk) + 4 без названий (SD).

40.jpg

 

"А" — "F": 390 т; 64/65,2x6,9x1,9 м; 2 ТЗА, 5500 л.с; 24 уз. Эк. 49 чел. 2x2 — 40-мм/56, 60 ГБ. Без названий: 328 т; 62,5(пп)х6,1х2 м: 2 диз., 5000 л.с; 24 уз. 1 — 75-мм, 2x2 — 40-мм/56, ГБ.

 

Специализированные противолодочные корабли оригинального проекта. Планировалась постройка 10 единиц двумя сериями: заказ на "А" — "F" выдан голланд. верфям в 1939 г., но 14.5.1940 их постройка их была отменена; еще 4 заложены на верфи в Сурабае в 1939 г., но достроены не были и даже не получили названий. При общей схожести проектов, корабли различались размерами, составом вооружения и типом ЭУ — отечественные должны были оснащаться ТЗА "Parsons", колониальные — дизелями.

 

Охотники за подводными лодками типа "В" (0+16 единиц): В-1 - В-8 (MES), В-9 - В-12 (SD), В-13 - В-16 (PD).

 

130 т; 45,5x5x1,4 м; 2 диз., 1900 л.с; 19 уз. 1 —75-мм, 1 — 37-мм, 2 — 12,7-мм, 20 ГБ.

 

Крупные противолодочные катера для действий в Голландской Ост-Индии, имевшие также тральное оборудование. По проекту, должны были снабжаться дизельной ЭУ, но по ряду данных, при постройке получали авиационные бензиновые моторы со списанных самолетов. Строились на колониальных верфях, и к началу японского вторжения сойти на воду успел только головной В-1. Все катера захвачены японцами, 7 из них введены в состав япон. флота под номерами Cha-103, Cha-105, Cha-106 — Cha-108, Cha-114, Cha-115.

 

Охотники за подводными лодками типа "Higgins" (8 единиц): OJR-1 — OJR-6, Н-7, Н-8. Вошли в строй в 1941 - 1942 гг.

 

48 т; 21,34x5,02x1,42 м; 4 (2 на Н-7 и Н-8) бенз., 2600 л.с; 24 уз. Эк. 12 чел. 1 — 20-мм/70 (только на Н-7 и Н-8), 2x1 — 12,7-мм, 16 ГБ.

 

Заказаны для службы в Голландской Ост-Индии. Строились на верфи "Higgins Yard" в Новом Орлеане в корпусах ТКА, но с менее мощными моторами и заменой торпедного вооружения противолодочным. Доставлены в Сурабаю на борту торговых судов: OJR-1 и OJR-2 — 16.12.1941; OJR-3 и OJR-4 — 22.12.1941; OJR-5 и OJR-6 — 1.2.1942 (два последних в строй ввести не успели). OJR-2 и OJR-3 погибли 2.3.1942 близ Сурабаи в результате взрыва паров бензина; остальные в тот же день затоплены в Сурабае. Один из них (OJR-1 или OJR-4) поднят японцами и введен в строй как Cha-111; погиб 8.4.1945. Два последних катера (Н-7 и Н-8 — иногда они упоминаются под обозначениями S-7 и S-8) были введены в строй 26.8.1942 на Кюрасао и всю войну провели в Вест-Индии; исключены в январе 1946 г.

 

Охотник за подводными лодками типа PC (1 единица): "Queen Wilhelmina" (GL, 1.1.1942/ 30.4.1942/6.8.1942).

 

280/335 т; 52,96x7,01x2,2 м; 2 диэ., 2880 л.с; 20 уз; 60 т соляра; 3000 (12) миль. Эк. 52 чел. 1 — 76-мм/50, 1 — 40-мм/56, 5x1 — 20-мм/70, 2 РБУ "Mousetrap", 3 БМБ, 3 БС.

 

Бывший американский РС-468 типа "173-футовый". Подарен президентом США Ф.Д.Рузвельтом лично королеве Нидерландов Вильгельмине в августе 1942 г.; передан в день ввода в строй. До марта 1945 г. нес службу в Голландской Вест-Индии; после войны использовался в качестве корабля охраны рыболовства. Передан Нигерии 26.7.1963 как "Одоуа", потерпел крушение в дельте Нигера в октябре 1969 г.

 

Сторожевые катера — 32 единицы

Тип Р-1 (8 единиц): Р-1 — Р-8. Вошли в строй в 1939— 1940 гг. 23 т; 18,9x5,57x1,22 м; 1 диз., 165 л.с; 12,5 уз. 2 пул.

Тип Р-9 (8 единиц): Р-9 — Р-16. Вошли в строй в 1940— 1941 гг. 26 т; 18,9x5,57x1,22 м; 1 диз., 300 л.с; 14,5 уз. 2 пул.

Тип Р-17 (6 единиц): Р-17 — Р-22. Вошли в строй в 1941 — 1942 гг. 32 т; длина 24 м; 2 диз., 600 л.с; 18 уз. 2 пул.

Тип Р-37 (4 единицы): Р-37 — Р-40. Вошли в строй в 1942 г. Длина 22 м; 1 диз., 165 л.с; 10 уз. 2x1 — 40-мм, 2 пул.

Тип S-1 (2 единицы): S-1, S-2. Вошли в строй в 1941 г. 28 уз. 1 пул.

Тип S-3 (4 единицы): S-3 — S-6. Вошли в строй в 1942 г. 26 т; 32 уз. 4 пул.

 

Сторожевые катера, входившие в состав военно-морских сил Индий, типа "Р" — тихоходные, типа "S" — быстроходные. Строились на колониальных верфях по собственным проектам, слегка совершенствовавшимся от серии к серии. Все СКА погибли или были уничтожены экипажами во время япон. вторжения. Позднее японцами были подняты и введены в строй катера Р-1, Р-4, Р-11, Р-12, Р-13 (или Р-14), Р-15 и Р-16. Бывший катер Р-13 (или Р-14) погиб в 1943 г., остальные в 1945 г. были возвращены Нидерландам и, предположительно, в 1950 — 1951 гг. все переданы Индонезии, где эксплуатировались до 1970-х гг.