ВМС Ирландии

 

Ирландия получила независимость от Великобритании в качестве доминиона по договору от 6.12.1921, однако по тому же соглашению англичане сохраняли на территории нового государства три военно-морские базы (Корк, Берхавен и Лох-Свилли) и полный контроль над ее территориальными водами. В силу этого ирландское правительство сочло бесполезным существование созданной им в 1923 г. Береговой и морской службы (Coastal and Marine Service, ирл. Seirbhis Chosta agus Mara) и уже в 1924 г. расформировало ее, а из ее кораблей (СКР "Muirchu", 12 вооруженных траулеров, 2 дрифтера, 3 СКА, буксир), только "Mirchu" сохранилось в качестве судна охраны рыболовства под гражданским флагом. Лишь после провозглашения в 1937 г. Ирландии суверенным государством (Эйре) британцы к лету 1938 г. ушли со своих ирландских баз, что позволило стране перейти к военно-морскому строительству. Был приобретен второй корабль охраны рыболовства ("Fort Rannoch"), а в 1939 г. в Великобритании заказаны 6 ТКА. 5.9.1939 была создана ирландская Морская и береговая сторожевая служба (Marine and Coastwatching Service, ирл. Seirbhis Faire Mara agus Costa). В июле 1942 г. это формирование было разделено на отдельные Морскую службу (Marine Service, ирл. Seirbhis Mara) и Береговую службу. Первая к этому времени располагала 6 ТКА, 2 патрульными кораблями и 2 вспомогательными судами, а численность личного состава составляла 300 чел. В октябре 1945 г. обе службы были расформированы. Вновь Военно-морская служба (Naval Service, ирл. Seirbhis Chabhiaigh) возродилась только в сентябре 1946 г. в составе ирландских Сил обороны.

Во Второй мировой войне Ирландия сохраняла нейтралитет.

 

Патрульный корабль "Fort Rannoch" (1938)— 1 единица (258 т; ПМ, 1 — 76-мм, 2 пул.)

 

Рыболовный траулер, построенный в 1936 г. в Абердине (Великобритания), в 1938 г. приобретен у частной компании департаментом сельского хозяйства и рыболовства Ирландии и переоборудован в вооруженный корабль охраны рыболовства. 10.11.1939 передан департаменту обороны и 15.1.1940 вошел в состав Морской и береговой сторожевой службы. Списан в 1947 г.

 

Патрульный корабль "Muirchu" (1908) — 1 единица (длина 51 м; ПМ, 1 —76-мм, 2 пул.)

 

Корабль охраны рыболовства, построенный как "Helga II" верфью "Liffey" в Дублине в 1908 г. для департамента сельского хозяйства Ирландии. В марте 1915 г. мобилизован Адмиралтейством и включен в состав брит, флота в качестве корабля ПЛО "Helga".

В августе 1923 г. передан англичанами без вооружения Эйре, переименован в "Muirchu" и использовался по первоначальному назначению, с 1924 г. находясь в подчинении департамента сельского хозяйства и рыболовства. В 1936 г. вооружен. 10.11.1939 передан департаменту обороны и 12.12.1939 вошел в состав Морской и береговой сторожевой службы. В 1947 г. продан на слом и затонул по пути на разборку у Дублина 8.5.1947.

 

Торпедные катера типа "М" (6 единиц): М-1 — М-6. Вошли в строй в 1940 — 1943 гг. (32 т; 21,95x5x1,15 м; 2 бенз., 2300 л.с; 40 уз.; Эк. 12 чел. 2 — 533-мм ТА, 2x1 — 12,7-мм пул., несколько ГБ.

 

72-футовые ТКА фирмы "Thornycroft", первые два заказаны Ирландией в мае 1939 г., остальные четыре — в сентябре 1939 г. По некоторым сведениям, изначально все или часть были заказаны Эстонией. Первые три вошли в строй в 1940 г., М-4 и М-5 — в 1942 г., а М-6 — только в 1943 г. Близки по конструкции к брит. ТКА типа МТВ-24. Корпус деревянный остроскулый килевой. Моторы "Isotta-Fraschini", однако возможно, что последние три ТКА оснащались 4 бен-зомоторами "Thornycroft" V-12 по 650 л.с. ТА трубные. Катер М-2 принимал участие в эвакуации франц. войск из Дюнкерка. Все ТКА списаны в 1948 г.

Кроме того, в состав ирландской Морской и береговой сторожевой службы с 1940 г. входили тендер "Shark" (мог использоваться в качестве МЗ) и небольшое парусно-моторное учебное судно "Isallt".